Конспект образовательной деятельности .Тема "Царство осени".
В процессе образовательной деятельности дети закрепляют знания об осени; Рассказывают стихотворение и сказку по мнемотаблице; образовывают антонимы и существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; образовывают сложные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie._tsarstvo_oseni.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по развитию речи (подготовительная логопедическая группа)
Тема: « Царство Осени».
Цели:1.Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.
2. Учить детей составлять сказку «Как овощи воевали», проявляя творческое воображение и фантазию.
3Расширять знания детей по теме «Овощи- Фрукты».
4.Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Материал к занятию :пиктограмма, Королева Осень, конверт.
План занятия: 1. Организационный момент.
- Сегодня в детский сад почтальон принёс письмо для вас, ребята. Давайте узнаем,что написано в письме.
Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Листики,листочки,
Падают на кочки.
А под кочкой спят ежи.
Листик,листик, не шурши.
- Скажите,о каком времени года говорится в стихотворении?(осень). Придумайте слова –действия к слову «осень». Осень что делает? (наступает,приходит,наводит грусть,радует,веселит, печалит, угощает).
Ой,вдруг подул осенний лёгкий ветерок (дети произносят у-у-у-тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: у-у-у(громко).Осенние листочки на веточках висят, листочки с нами говорят: А-О-У-И (дети пропевают гласные звуки).
Дети скажите, что происходит с листочками, когда дует ветер?(листья падают-листопад)
- Если листья падают,значит они какие?(падающие). Если листья засыхают, значит они какие?(засыхающие). Если листья увядают- увядающие. Если листья осыпаются- значит они какие? (осыпающиеся). Если листья летят- летающие. Если листья шуршат- шуршащие. Если листья шелестят-шелестящие. Если листья вянут – вянущие. Если листья сохнут- сохнущие.
2. Мимические упражнения. – Дети,скажите: Какая бывает Осень? ( ранняя.золотая, поздняя). Изобразите Раннюю осень. У ранней осени лёгкая поступь,весёлое,радостное лицо. Она какая? (радостная,щедрая, добрая, красивая,весёлая) Изобразите позднюю осень. Поздняя осень (какая? –грустная, печальная, унылая, скучная,тоскливая, хмурая).А ещё про неё говорят , что она « зимой гонимая». Как вы понимаете это выражение? После поздней осени приходит зима. Изобразите плачущую осень. Как вы думаете ,почему она плачет?( Идут дожди ,а иногда бывает и падает снег).
Сегодня на занятии мы совершим путешествие в Царство Осени. Королева Осень приготовила для нас осенние игры. Вы хотите в них поиграть?
3.Игра с мячом- сравним раннюю и позднюю осень и поиграем в игру:»Скажи наоборот» (дети стоят в круге). Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит: небо голубое- серое, время тёплое,жаркое- холодное, день весёлый- грустный, облако белое- туча чёрная, Погода хорошая-плохая, солнечный день- пасмурный , длинный день- короткий, сухой- мокрый, ранняя осень- поздняя осень.
-Щедра осень на урожай. Что же собирают осенью в поле?Урожай пшеницы, Что собирают в саду?Урожай фруктов. Что собирают в огороде? Урожай овощей. Продолжим наше путешествие в осенний огород. 4. речедвигательный тренинг. Дети водят хоровод-идут по кругу.
В огород пойдём, урожай соберём,
Мы морковки натаскаем( тянут ботву)
И картошки накопаем(копают)
Срежем мы кочан капусты(срезают)
Круглый,сочный,очень вкусный (руками сделать круг)
Всё мы это соберём
И в корзинке унесём. (в центре лежат игрушечные овощи).
- Хорошо мы потрудились,много овощей собрали. Давайте отдохнём ,присядем на ковёр и поиграем с овощами. 5. Образование существительных с уменьшительно- ласкательными и увеличительными суффиксами. Игра « Маленький -большой – большущий». Дети берут по одному овощу из корзинки и называют: морковочка- морковь –морковища (пиктограммы).
- Отдохнули. Готовы продолжить наше путешествие? Отправляемся в осенний сад. На макете «дерево»(сделан из картона) висят картинки фруктов.Дети снимают картинки и называют :какие соки из них можно приготовить. 6. Образование сложных прилагательных. Игра :»назови сок». Яблочный и грушевый- яблочногрушевый,яблочный и апельсиновый- яблочноапельсиновый, яблочный и вишнёвый- яблочновишнёвый.
7. –Продолжим наш путь. Пойдём в осенний лес . Какой урожай мы соберём в лесу? Урожай грибов и ягод. Посмотрите ,что растёт на нашей полянке? (в обруге лежат картинки грибов, на которых написаны буквы). Дети называют буквы и вспоминают названия грибов.
Присядем на полянке и послушаем сказку. Дети рассказывают сказку: «Важный спор».
Овощи и фрукты начали спорить, кто из них полезнее для детей. Морковка сказала : « Я полезней всех, потому что благодаря мне дети быстрее растут». А помидор говорит : «Я всех полезней, потому что, мы со свеклой готовим вкусный борщ, который так любят дети».
«А я не даю заболеть»- сказал Лук. « Нет, мы всех важней»- ответили фрукты овощам. «Нас так любят дети,потому что мы вкуснее и полезнее». А лимон добавил : « А ещё я лечу детей от простуды». Тогда Морковка сказала : « Друзья не будем спорить,мы все одинаково вкусные и полезные.»
8. Поиграем с осенними листиками. Дети сидят в кругу. Листики в корзинку собирай и пословицу про осень прочитай.
9. Итог занятия. Игра «За что мы любим осень? За солнечные дни, за яркие листья, за спелые яблоки, за вкусные ягоды и грибы, за аппетитные овощи и т.д. На прощание с осенью скажите добрые слова Королеве Осени.. Какая она?(родная, любимая, богатая, щедрая, плодородная, добрая, прощальная, багряная, дивная, красивая, прекрасная, пышная, необыкновенная, неповторимая.