Конспект образовательной деятельности. Тема: "Звуки Р-Рь. Гость из сказки-Жар-птица".
В процессе образовательной деятельности дети активизируют и расширяют словарь по темам : "Весна", "Перелётные птицы". Упражняются в образовании сравнительной степени прилагательных, в образовании сложных слов. А также развивают фонематические процессы: определяют позицию звука "Р" в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx | 15.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности. (подготовительная логопедическая группа).
Тема: « Звуки Р-Р, « Буква «Р». Перелётные птицы.
Задачи: 1 Развитие слухового внимания, фонематического анализа и синтеза.2.Активизация словарного запаса по темам: «Весна, перелётные птицы.»3.Образование сравнительной степени прилагательных, сложных слов, антонимов. 4.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Материал к занятию: Жар- птица, звуковые домики, Цветы; карточки с буквами; яблоки (с обратной стороны-скороговорки для чтения;
Ход занятия:1 Дети, у нас сегодня на занятии гость из сказки. Угадайте, как его зовут. Логопед загадывает детям загадку: Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло в ночи, как днём. (Жар- птица). Жар-птица приготовила для вас интересные игры. Хотите поиграть с Жар-птицей, тогда повторяйте за мной волшебные слова: Ра - Ра – Ра – начинается игра. Ро-ро-ро - я держу в руке перо. Логопед открепляет одно пёрышко от Жар- птицы, прикрепленной на доске. С обратной стороны написано задание: зачеркните две одинаковые буквы. Дети садятся за столы, на столах лежат карточки. На них написаны буквы: Р. В П. Е Т С Р. Н Т А П. Зачеркнув одинаковые буквы, дети читают слово: « Весна».2. Логопед открепляет второе пёрышко. На нём написано: Исправь ошибки. Развитие слухового внимания. Дидактическая игра «Исправь ошибки». Логопед читает текст: Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель).День становится всё короче(длиннее), а ночи длиннее( короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о грачах (скворцах)- сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники). Скажите, что происходит весной с солнцем? Солнце светит ярче, пригревает, согревает землю. Что происходит со снегом - чернеет, тает, появляются ручьи. Что делают ручьи? Журчат. Что происходит в природе? Возвращаются птицы. 3. Логопед открепляет третье пёрышко. На нём написано: Сравните начало весны с концом. Образование сравнительной степени прилагательных. Дети, как вы думаете, зимой лес красивый? А весной, когда появятся первые листочки, он будет каким? – ещё красивее; кудрявый лес-ещё кудрявее; дремучий лес – ещё дремучее; пение птиц радостное - будет – радостнее; Солнце яркое - будет ярче, пение птиц громкое - будет громче, снег рыхлый - будет рыхлее. Воздух прозрачный - будет прозрачнее. Птицы летят быстро - будут быстрее.
4. на четвёртом перышке написано: Читаем скороговорки - знакомимся со звуками. Жар- птица очень любит яблоки, она решила угостить и вас. Яблоки необычные, волшебные. Прочитайте, что написано на них. С обратной стороны написаны скороговорки, дети читают их: а) На соседа, на грача,
Накричал грач сгоряча. б) Грач кричал, грач горячился. в) А сосед не огорчился. г) Скроил скворец сороконожке сороконожкины сапожки. Д.) Сошьёт скворец исправно в срок. е) Все сорок скроенных сапог. ж) Пара птиц порхала, порхала, да и выпорхнула. Проворонила ворона воронёнка. Три сороки тараторки тараторили на горке.
- Какой звук произносится чаще других? Звук «Р» Характеристика звука. (Согласный, звонкий, твёрдый). У звука «Р» есть братик, звук «рь». ( Согласный, звонкий, мягкий).
5. на пятом пёрышке написано: Найди звук. Дидактическая игра « звуковые домики». Дети определяют наличие звуков «Р-Рь» в слове (начало, середина, конец слова). Логопед называет слова, дети определяют позицию звуков «Р-Рь» в слове и кладут звоночек в соответствующее окошечко. Слова: Верба, Стриж, проталина, скворец, грач, жаворонок, скворечник, ручеёк .6. На шестом пёрышке написано: Поиграй с птичками. Какие птицы прилетают весной? Назовите. В названии, каких птиц вы услышали звуки « Р. - Рь»? а) Дидактическая игра: «Назови птенца». Грач - грачонок-грачата?; стриж - стрижёнок - стрижата; журавль - журавлёнок - журавлята; скворец-скворчонок-скворчата. б) Дидактическая игра « Сложные слова». Белая грудь - белогрудая; длинные крылья - длиннокрылая; короткий хвост - короткохвостая; чёрные глаза - чёрноглазая; серые глаза - сероглазая; громкий голос - громкоголосая; пестрые крылья-пёстрокрылая.
7. На седьмом пёрышке написано - превращение. Дети оказываются на полянке и превращаются в весну. Произносят волшебные слова: Вокруг себя повернись, в Весну превратись. Дети представляют себя доброй и ласковой весной. Они дарят природе подарки: деревьям – листву, лугам – траву и цветы. Снова нет ручьям покоя - (водят хоровод, идут по кругу).
День и ночь журчат в кустах (останавливаются, изображают волны руками). Ходит солнце золотое (поднимают руки вверх, делают руками полукруг). В чистых- чистых небесах. ( Дети приседают - встают). Льёт лучи на лес и луг (делают взмахи руками). И на все цветы вокруг. ( Показывают цветок над головой).
8. На восьмом пёрышке написано: « Найди пару». На полянке разложены цветы. На них написаны слова. Дети читают слова и находят пару. Дидактическая игра « Скажи наоборот». Враг - друг, зло - добро, вражда - дружба, печаль - радость, трусость - храбрость, лень - трудолюбие.
9. На девятом пёрышке написано: « Заколдованные птицы». Из перепутанных букв дети составляют названия птиц.
10 . На десятом пёрышке написано: Угадайте, что всего дороже? Дети называют картинки, выделяют первый звук и составляют слова. Затем они записывают все слова на карточке. Записав все слова, дети читают пословицу: « Дружба и братство дороже богатства.»
11.Итог занятия: Выходите, дети на лужок, встаньте все в кружок.
Солнце, солнце посвети, нас ярким лучиком освети. Дети закрывают глаза и пытаются ощутить тепло, затем берутся за руки и передают тепло своих рук друг другу.