Учебно-методический материал
На странице размещены разработки уроков, внеклассных мероприятий и дополнительный материал по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mlekopit_parno-_i_neparnokopytnye.docx | 378.41 КБ |
buklet_relikt_stepnogo_kraya.zip | 107.1 КБ |
agitbrigada_po_ekologii.doc | 63.5 КБ |
opornye_shemy_po_biologii.zip | 557.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные»
Цель урока: сформировать представления об особенностях отрядов парнокопытных и непарнокопытных.
Задачи урока:
Образовательные: дать общую характеристику отрядов парнокопытных и непарнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны
Развивающие: продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, развивать умения учащихся работать самостоятельно и в группах, объективно оценивать знания.
Воспитательные: воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда, бережное отношение к животным, создание условий для самовыражения школьников и благоприятного психологического климата на уроке, предупреждение гиподинамии, сохранение интереса к учебному материалу.
Основные понятия: копыта, парнокопытные, непарнокопытные, сложный желудок, жвачка.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, в парах.
Тип урока:
Форма проведения: Урок дискуссия с применением технологии групповой работы и проблемного обучения.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ИКТ, авторская презентация, раздаточный материал.
Учебник:Биология. Животные.7 кл.:учеб . для общеобразоват. Учреждений\ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин.- М.: Дрофа, стр. 178-183
Структура урока
- Орг.момент.
- Актуализация знаний.
- Введение в тему.
- Постановка темы, целей.
- Изучение нового материала.
- Закрепление.
- Повторение.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход урока
1.Организационный момент.
Организация класса на работу.(1 мин)
Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж,Русо: «Вы – талантливые дети! Когда- нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много умеете, если будете постоянно над собой работать, ставить новые цели и стремиться к их достижению». Скажите каждый себе: «Я знаю все!». Я желаю вам удачи.
Работать будем группами. Попрошу вас сесть как можно комфортнее, чтобы вы видели и меня и экран одномоментно.(достаточно хорошо)
И так начинаем урок.
Актуализация знаний.
Ребята на предыдущих уроках вы познакомились с особенностями строения, жизнедеятельности и многообразием млекопитающих. Давайте вспомним материал предыдущих уроков.
- Чем отличается расположение конечностей у млекопитающего и пресмыкающегося?
- Чем покрыто тело млекопитающего?
- Угадать по рисунку строение черепа, к какому отряду он принадлежит.
Отряд Хищные
- Сколько камер в сердце млекопитающих?
- Какие животные относятся к яйцекладущим или первозверям? (Утконос и ехидна)
- Почему коала живет только в Австралии?
- Как летучие мыши ориентируются в пространстве?
- Какие два преимущества дает китообразным сильно развитый подкожножировой слой?
(Обеспечивает постоянство температуры тела и уменьшает удельную плотность)
Молодцы!
- Изучение нового материала.
Введение в тему.
Ребята, а теперь прежде чем перейти к изучению новой темы урока попрошу вас обратить внимание на слайд. Как вы считаете, какое из изображенных на нем животных лишнее и почему
свинья, корова, лошадь, крот, зебра, антилопа, сайгак.
(поял. следы конечн)
Действительно ребята, зоологи 19 века объединяли всех этих животных в единую группу «копытных». В наше же время наукой установлено, что антилопа и зебра не более родственники друг другу, чем каждая из них, скажем льву.
Копытные – это группа млекопитающих, возникших независимо друг от друга.
Задание. Попробуйте и вы разделить копытных на группы. Обратите внимание на копыта.
(На доске расположены рисунки и фотографии копытных животных.)
Обоснуйте свой выбор.
Парнокопытные | Непарнокопытные |
У одних - четное число пальцев | У других - нечетное число пальцев |
Как вы можете сформулировать тему урока.
Запишите в рабочих листах число и тему урока
(Запись на доске.) «Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные.
Ребята как вы думаете, что мы должны узнать об этих животны, какова цель урока: сформировать представления об особенностях отрядов парнокопытных и непарнокопытных.
У представителей Парнокопытных и непарнокопытных животных конечные фаланги хорошо развитых пальцев одеты роговыми чехлами- копытами.
Название отряду Парнокопытные дано за наличие у этих животных развитых третьего и четвертого пальцев, окончания которых покрыты толстым роговым копытом, как футляром или башмаком. Второй и пятый палец недоразвиты, а первый – редуцирован.
Конечности у непарнокопытных снабжены копытами, образовавшимися за счет мощного развития среднего пальца в сравнении с остальными.
Слайд-шоу.
Ребята, посмотрите слайд-шоу, по завершению которого мы с вами побеседуем.
Копытные – это относительно крупные животные, предпочитающие степи, лесостепи, пустыни в основном открытые пространства, но могут подниматься в горы, встречаться в лесах.
Как вы думаете какие признаки, связанные с образом жизни и местообитанием будут характерны для этих животных.
Пальцы конечностей имеют когти, пальцы ног одеты копытами, хищники, большинство растительноядные, быстро бегают, ползают, детеныши рождаются зрячими, детеныши рождаются слепыми, покрыты волосяным покровом, норные, способны через несколько часов после рождения бегать за родителями.
Верно. Все перечисленные вами признаки помагают выжить копытным животным в условиях открытых пространств.
Сейчас , ребята мы будем изучать особенности внешнего и внутренного строения копытных.В рабочих листах задание №1 дан текст. Первая группа изучает парнокоп. Жвачных- заполняет таблицу , вторая группа парнокоп нежвачных- вставляет пропущенные слова по смыслу, 3 группа непарнокоп – дописывает предложение.
Время выполнения 3-4 минуты.
1 группа-
- Изучите текст и заполните таблицу. Кратко опишите питание, особенности строения зубной системы и желудка жвачных.
- Этот отряд назвали за наличие жвачки. Что такое жвачка?
Текст для 1 команды.
Парнокопытные жвачные распространены по всем материкам, кроме Антарктиды и Австралии. В настоящее время в Австралии живут копытные завезенные человеком. Имеют стройное тело. Отряд назвали за наличие жвачки. Жвачка – комок отрыгнутой растительной пищи, требующей доработки в ротовой полости. У жвачных копытных, питающихся травой и побегами деревьев, жующие поверхности зубов принимают характерное складчатое полулунное строение, число зубов сокращается. У видов, обрывающих растения языком и нижними резцами, верхних резцов нет, а нижние клыки приобрели форму резцов. Морда у них значительно удлинена и между резцами и коренными зубами образуется диастема.
У жвачных копытных желудок сложный, состоящий из четырех отделов. Сложный желудок состоит из четырех отделов: рубца, сетки, книжки, сычуга. Только сычуг является настоящим желудком, выделяющим пищеварительные соки, а три первых отдела представляют собой расширение пищевода. Кишечный тракт у жвачных превосходит длину тела в 20 раз, а вот слепая кишка у них развита слабо. Подкожного жира нет
Признаки | Характеристика |
Питание | Растительноядные (трава, побеги деревьев) |
Тело | Стройное |
Строение зубной системы | Верхних резцов нет, а нижние клыки приобрели форму резцов. Между резцами и коренными зубами образуется диастема (пространство). |
Строение желудка | Желудок сложный состоит из четырех отделов: рубца, сетки, книжки, сычуга |
Что такое жвачка | Комок отрыгнутой растительной пищи, требующей доработки в ротовой полости. |
Подкожный жир | нет |
Признаки | Характеристика |
Тело | |
Питание | |
Строение зубной системы | |
Строение желудка | |
Что такое жвачка | |
Подкожный жир |
2 группа
- Вставьте в текст « Парнокопытные нежвачные животные» по смыслу пропущенные слова.
Текст для 2 команды
В текст вставить пропущенные слова
У нежвачных ……… тело, ……….четырехпалые конечности. ……….выдвинуты за пределы рта, на конце морды хрящевой……… . Всеядны. Желудок………, простого строения. Рогов ….. . Подкожный слой жира значительный.
Слова: пятачок, массивное, , клыки, однокамерный, нет, короткие
У нежвачных массивное тело, короткие четырехпалые конечности. Клыки выдвинуты за пределы рта, на конце морды хрящевой пятачок. Всеядны. Желудок однокамерный, простого строения. Рогов нет Подкожный слой жира значительный.
3 группа
- Изучите «Непарнокопытные». Какие особенности характерны для отряда Непарнокопытные?
У непарнокопытных нет клыков, или клыки у них слабо развиты, на коренных зубах находятся особые складки эмали, и почти всегда есть резцы в обеих челюстях. Желудок у непарнокопытных простой, а не сложный, как у жвачных. Печень не имеет желчного пузыря. Но зато имеется очень большая слепая кишка, где происходит бактериальное переваривание пищи при участии бактерий. Непарнокопытные - это в основном обитатели открытых местностей. К ним относятся лошади, носороги и тапиры. Всего известно 16 видов.
Допиши предложения
Клыки у непарнокопытных…………
Желудок………
Бактериальное переваривание пищи при участии бактерий происходит……
Желчного пузыря……..
Все справились с заданием. Положите ручки. Давайте проверим. Постарайтесь каждый в группе ответить. Спасибо.
Ребята, а теперь используя результаты вашей работы ответьте на вопрос. Какие признаки отличают непарнокопытных, парнокопытных жвачных и нежвачных? (звери отличаются строением зубной системы, желудка и строением конечностей).
Копытные животные очень многообразны, их насчитывают более 200 видов.
А сейчас я предлагаю вам используя знания полученные при выполнении предыдущего задания составить кластер «Многообразие копытных» по предложенным иллюстрациям и тексту учебника. В рабочих листах обратите внисание на задание № 2. Работаем в парах.
1 команда.
Учебник П. 34. Используя иллюстрации и текст учебника составьте кластер
Парнокопытные жвачные.
2 группа
Учебник П. 34. Используя иллюстрации и текст учебника составьте кластер
Парнокопытные нежвачные.
3 группа.
Учебник П. 34. Используя иллюстрации и текст учебника п.34, страница 181-183 составьте кластер Непарнокопытные.
«Систематические группы отряда Непарнокопытные»
Непарнокопытные
Все справились с заданием. Положили ручки. Обсудили в группе результаты.Выберите кто будет записывать на слайде. И так 3 группа. …..
Итак, ребята вы составили классификацию копытных, которая выглядит следующим образом: парнокопытные подразделяются на жвачные и нежвачные, непарнокопытные на лошадиные, носороговые и тапировые.
Слайд «Восточный календарь»
Ребята, что изображено на слайде. А какие образы (животные). В восточном календаре все образы животных символизируют определенные признаки кочевого быта.
Кто из вас может сказать какой сейчас год по этому календарю. (Год- деревянной овцы). Какие копытные животные вошли в 12-летний цикл восточного календаря.О: лошадь, овца, свинья, корова.
А сейчас я предлагаю вам провести физминутку – по мотивам восточного календаря.
Выполняя работу по составления кластера мы убедились в многообразии копытных животных, многие из которых стали редкими и занесены в Красную книгу. Некоторые парнокопытные и непарнокопытные дали начало породам домашних животных.
А сейчас мы с вами работая в группах согласно предложенному тексту, рисункам выполним мини проекты по созданию постеров на темы : 1группа- Полезные спутники человека, 2 –группа- «Мы из Красной книги», 3 группа- «Реликт- степного края». Время выполнения 4 мин. После чего вам предстоит их защитить.
Создание и защита проектов.
Домашние копытные животные
Появление домашних животных изменило весь уклад жизни человека. Ему при наличии прирученных животных меньше грозил голод. Собаки предупреждали об опасности и помогали при охоте. Тягловых животных использовали при перемещении и кочевках.
Домашние животные имеют свою древнюю историю одомашнивания. Исходными предками всех нынешних пород овец были дикие бараны муфлоны и архар, прирученные и одомашненные в странах Азии и Средиземноморья. Что же получил человек, сделав овцу домашним животным? - Можно сказать, что все необходимое для жизни: жир, мясо, молоко, молочные продукты, овчину, кожу, ланолин, но главное - шерсть и шерстяные изделия. Благодаря овцам стало возможным освоение людьми пустынных и полупустынных районов планеты. Коз и овец принято называть мелким рогатым скотом. Быки и коровы – это крупный рогатый скот. Они тоже были приручены в древности, но значительно позднее. Дикие быки – туры, обитавшие в Европе, Азии, Африке, привлекали человека своей силой. Они-то и стали прародителями всех пород наших буренок. Но только в исторические времена молоко коровы начали употреблять в пищу. А до того крупный рогатый скот служил тяговой силой, помогая землепашцу в работе. Тур же был полностью истреблен человеком в результате охоты и распашки степей, где обитали его стада
Лошадь с давних времен играла важнейшую роль в жизни человека. Предок домашней лошади – тарпан. Какую только работу не выполняла лошадь? Она воевала, перевозила почту, пассажиров и различные грузы, пахала, боронила, сеяла, косила, пасла других животных, участвовала в состязаниях, снабжала мясом, лечила человека лечебным кумысом. Кумыс – сквашенное молоко кобыл – высокопитательный диетический напиток. Издавна его называют богатырским напитком.
Свиньи - относятся к семейству нежвачных парнокопытных. Предком домашних свиней был дикий кабан, обитающий в зарослях кустарников или тростника. Его древнее имя – вепрь. У него почти никогда не возникает проблем с пропитанием он всеяден. Его устраивает всё: желуди, орехи, семена, корневища, луковицы растений, ягоды В отличие от кабанов, у домашних свинок морда и ноги укороченные, а тело толстое. Но все же у них осталась привычка от диких предков – копаться в земле и валяться в лужах.
Проект называется «Полезные спутники человека»
Цель проекта: создать постер о домашних животных
Изучив статьи по данной теме мы узнали что к парнокопытным домашим животным относятся: корова, овца, коза, свинья, к непарнокопытным: лошадь, осел.
Предками домашних животных являются : коровы - тур, овец- дикие бараны муфлоны и архар , козы- дикие козлы , свиньи- дикий кабан, лошадей- тарпан.
Домашние животные дают нам – мясо, молоко, овчину, кожу, шерсть
Главный вывод нашей работы – домашние копытные животные - полезные
Спутники человека
2 группа.
«Мы из Красной книги»
Животный мир испытывает на себе влияние деятельности человека, что ведет к сокращению или уничтожению некоторых видов животных. С начала XYII века на нашей планете исчезло 63 вида млекопитающих, что составляет 1,5 % от их общего количества.
К парнокопытным, занесенным в Красную книгу России, относятся: зубр, новоземельский северный олень, алтайский горный баран, дзерен, горал амурский. К непарнокопытным лошадь Прежевальского, сомалийский и нубийский ослы, тапиры, носороги.
Основными причинами оскудения популяций копытных является: охота,
разрушение местообитаний, сокращение и ухудшение кормовой базы.
Для сохранения исчезающих видов животных создаются заказники, заповедники, издается «Красная книга». В Красную книгу России включено 54 вида копытных. Необходимо также просвещение населения, борьба с браконьерством.
Проект «Мы из Красной книги»
Цель проекта: создать постер о редких и исчезающих видах копытных
Изучив статьи по данной теме мы узнали что к охраняемым видам парнокопытных относятся : сайгак, зубр, к непарнокопытным- тапиры, лошадь Пржевальского, кулан, носороги, зебры.
Причины сокращения численности ………………………………………………………………………………………….
Вывод: необходимо соблюдать такие меры охраны как …………………………………………………………………………………………………………………………………………..
«Реликт степного края»
Слово «сайгак» татарского происхождения. Официально это имя копытному дал русский ученый Петр-Симон Паллас в 1769 году, когда он путешествовал по Оренбургской области и встречал «диких коз»; местные жители – татары – называли их «сайга». Научное латинское название этого жителя степей, пустынь и полупустынь – Saiga tatarika
В 2002 году Международным союзом охраны природы (МСОП) этот вид был отнесён к категории «CR», то есть «находящийся в критическом состоянии». Изначально заселяли большую территорию в степях и полупустынях Евразии .Сайгаки сейчас обитают на территории пяти государств: в России (Калмыкия), Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Монголии.
И у каждого народа есть для них свое название. Так у калмыков это животное называют гөрәсн , у узбеков – сайгак, у туркменов – кейик, у тюрков - ак куйрюк, у монголов – бухэн, у казахов – бокен).
Причины сокращения популяции сайгака
Меры по сохранению существующего поголовья и повышению численности
- создание специализированного отряда по охране сайгака, создание
сети питомников по разведению сайгака,
Проект «Реликт степного края»
Цель проекта: создать постер о посвященный проблеме исчезновения сайгака.
Изучив статьи по данной теме мы узнали что в настоящее время сайгаки обитают на территории пяти государств:…………………………………………………………………
У каждого народа есть для них свое название. Так у калмыков это животное называют……………,
у узбеков –…………….. у туркменов – …………….., у тюрков - ……………, у монголов – ……………, у казахов – ……………………
Выяснили что причинами сокращения численности являются…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Вывод: Для сохрания популящии сайгака необходимо…………………………………………………………………………………………………….
Ребята выполненые вами проекты подчеркивают важное значение копытных в жизни человека и необходимость мер по их охране.
Все прекрасно поработали в группах над созданием кластеров. Мы познакомились с домашними копытными животными, с редкими и исчезающими парно- и непарнокопытными., а также с проблемой сокращения численности популяции сайгака на терриротории РК.
Закрепление темы.
Задания.
- К какому отряду относится лошадь, корова.
- Кому легче и кому труднее пройти по заболоченной местности: корове или лошади? Почему?
Ответ: Лошадь хуже, а у коровы при нажиме на почву копыта раздвигаются, а при вытаскивании ноги, сближаются и вокруг них свободно проходит воздух, а у лошади при вытаскивании ног из вязкой почвы по копытами создается пониженное давление и наружное атмосферное давление затрудняет движение ног.
(Корова разжимает копыто (атмосферное давление сравнивается), а лошадь не может разжать давление сверху выше, чем под копытом).
3) Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы?
Ответ: Оказывается,что у оленя «надувная» шерсть, пустотелые шерстинки заполнены воздухом, а т.к. воздух плохо проводит тепло, такая шерсть хорошо защищает от холода.
4) Дикая лошадь Пржевальского и зебра относятся к одному отряду. Чем объяснить их различную окраску?
Ответ: Это объясняется влиянием местообитания и образа жизни.
Рефлексия.
На уроке я узнал…….
Я научился…………..
Моя группа работала……….
Свою работу я оцениваю……..
На уроке мне было……..
Домашнее задание
Учитель: Ребята, поверьте сегодня мы получили лишь маленькую часть знаний о парнокопытных и непарнокопытных животных. Вам дома предстоит изучить п. 34. Если бы вы написали на электронную почту Басюра В.И. я была бы очень рада. В зависимости от ваших склонностей и желаний приготовьте на выбор:
- Биологическую сказку о копытных.
- Кроссворд по теме «Многообразие парнокопытных».
- Интересные сообщения о редких парнокопытных и непарнокопытных животных.
- Рисунки с изображением изученных животных.
- . Очень много об этих животных в литературе, вы тоже поработайте в этом направлении.
8. Выставление оценок.
Мне хотелось бы вернуться к словам Ж.Ж. Русо сказанным в начале урока. Я считаю, что мы убедились в справедливости этих слов. Вы действительно талантливые дети.
Спасибо большое Вам, ребята, за проведенное вместе время. Надеюсь, что оно прошло для вас не зря.
Подарок закладки «Сайгак»
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К.Жукова»
Экологическая организация «ЭКОС»
Всероссийский детский экологический форум «Зеленая планета-2014»
Номинация: «Природа. Культура. Экология»
«Реликт степного края»
(Программа-сценарий экологической агитбригады)
Авторы:
Арсенова Юлия Бембеевна,
учитель биологии,
руководитель «ЭКОС»,
Басюра Валентина Ивановна,
учитель биологии
С. Троицкое, 2014
Программа - сценарий агитбригады: «Реликт степного края»
Цели:
1.Показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека.
2.Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, ко всему живому.
3.Привлекать к природоохранной работе.
Оборудование:
плакаты, стенд «Сохранение сайгака – наше общее дело»,
рисунки учащихся, буклеты, календарики
Вступление. Манджиев Герман (11кл)
-Однажды, много миллиардов лет тому назад Вселенная подарила нам планету Земля. Земля отдала нам себя, для того, чтобы мы могли жить, для счастья и радости, для сохранения и приумножения ее богатств. Для того, чтобы ни в чем не нуждались. Тысячелетиями мы боролись с нею, покоряли ее, преобразовывали, нещадно уничтожали.
Ученик:
В результате, человечество столкнулось с экологическими проблемами биосферы. Это - кислотные дожди, озоновые «дыры», «парниковый» эффект, опустынивание, массовое сведение лесов, сокращение биологического разнообразия видов… И как говорят ученые, становится «все меньше природы-все больше окружающей среды».
Нам нужно покровительство природы: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы жить. Она – природа – всегда была и будет сильнее человека. Ибо она его родила. Он лишь миг в её жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для неё деталь. Она для него – все! Природа ничего не прощает! А потому: не вреди и береги её!
Звучит песня «Родина моя – Калмыкия» (Манджиев Герман)
На планете нашей голубой
Есть то место, где живем с тобой,
Родина моя – Калмыкия.
Здесь растут тюльпаны, ковыли,
И полынь пахучая.
Край степной, я в тебя влюблен
Будем всегда беречь тебя
Припев:
Степь зеленная наш дом
Где птицы летают, и звери кругом
Чтоб всем здесь дышалось легче
Мы будем беречь степь-богатство свое.
Ведущий 1. Вас приветствует агитбригада Троицкой средней общеобразовательной школы имени Г.К.Жукова «Реликт степного края»
Ученик:
«Природа рассчитала все детали,
От гордой головы и до копыт!
Рога оленьи – сочных
два побега –
она дала ему, слегка
пригнув,
не поскупилась на орлиный клюв –
могучий нос необходим
для бега!
Бока борзой животному
даны…
А ноги, ноги!.. Что проворней в мире,
чем эти вихри?! Эти вот
четыре,
Природою натянутых струны?!
Давид Кугультинов.
Ведущий 2. Живые волны движутся по бескрайней степи… Это сайгачьи стада. Впереди крупным планом – красавец - рогаль. Дух захватывает от этой картины. Ты ощущаешь некоторую дрожь и волнение от охватившего тебя чувства свободы и простора. Ты ощущаешь себя частью природы и в тоже время осознаешь свою ответственность перед ней, потому что ты – человек.
А перед тобой – великое чудо мира, ведь сайгак – один из самых древних ныне живущих зверей. Когда – то очень давно, 50 тыс. лет назад, когда ледники занимали огромные пространства в Европе и Азии, сайгаки жили бок о бок с мамонтами и шерстистыми носорогами. Их общим домом были тундростепи – низкотравные сообщества окаймлявшие ледниковые щиты. В то время сайгаки обитали на территории от Англии до Аляски, доходя на севере до Новосибирских островов.
Нам известно, что потом около десяти тысяч лет назад, произошли потепление и увлажнение климата. Талые ледниковые воды поглотили пояс тундростепей, и большинству его обитателей пришлось нелегко. Многим из них не удалось найти для себя нового места на земле, но сайгаки обрели «вторую родину» в степях и полупустынях и мы сейчас по праву называем сайгака «живым ископаемым».[3, 6]
Ученик: Почему сайгака назвали сайгаком? Слово «сайгак» татарского происхождения. Официально это имя копытному дал русский ученый Петр-Симон Паллас в 1769 году, когда он путешествовал по Оренбургской области; местные жители – татары – называли их «сайга». Научное латинское название этого жителя степей, пустынь и полупустынь – Saiga tatarika. Сайгаки сейчас обитают на территории пяти государств: в России (Калмыкия), Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Монголии. И у каждого народа есть для них свое название.
Так у калмыков это животное называют гөрәсн , у узбеков – сайгак, у туркменов – кейик, у тюрков - ак куйрюк, у монголов – бухэн, у казахов – бокен.[3]
Ученик: Что получает человек от промысла сайгаков?
Получаемая от сайгаков продукция – это хорошее мясо, по вкусу напоминающая баранину, шкура, идущая на изготовление хрома и замши, пищевые и технические жиры, а также рога, которые экспортируются в страны Юго-Восточной Азии.
В лаборатории фармакологии и экспериментальной терапии Института биологических веществ сибирского отделения Академии Наук России из наружного покрова рогов сайгака получен препарат, названный сайтарином, который обладает успокаивающим, противосудорожным и обезболивающим действием. Наибольшую ценность представляют рога молодых самцов в возрасте 1,5 лет. Особенно ценятся рога сайгаков, добытых в осенние месяцы перед гоном, особенно те, в которых сквозь роговых чехлов просвечиваются кровяные сгустки.[11]
Стоимость первосортных рогов с 3-х сайгаков на внешнем рынке эквивалентна стоимости одной шкурки баргузинского соболя (30.000 руб.), или 3-х шкурок серебристо-черной лисицы или 10-12 шкуркам стандартной норки.
Из выше сказанного следует, что такой промысел сайгаков ради мяса, шкуры, и рогов, привело к тому, что в настоящее время численность сайгака в Республике Калмыкия сократилось до 10-15 тыс. голов. Для сравнения, в 1977г. было около 300 тыс.особей.
Сарылов Чингис (стихотворение собственного сочинения):
«Чудесное рождение»
Какой прекрасный день
Сайгак рождён на свет
Не могут тучи, тень
Закрыть рожденье свет.
И расцвела вся степь
Сайгак он солнца свет
Всем захотелось петь,
Заликовала степь.
Сайгак на ножки встал,
Все оглядел кругом
Вот так он и узнал,
Что степь родимый дом.
Что он достоин жить,
Что в жизнь он влюблён.
Что он сумеет быть
Могуч и окрылён.
Расти сайгак, расти
Достойный сын степи.
Беги, сайгак беги
Украшение степи.
Пусть пули смертный свист
До цели не дойдет,
Пусть волка смертный визг
Тебя не достает.
Пусть степь, родная мать
Тебя убережет
Живи сайгак, живи
Пусть вечно будет так.
Ученик:
Как спасти сайгака? Что нужно сделать человеку для спасения сайгака, чтобы эти удивительные животные, современники мамонтов и шерстистых носорогов, выжили и остались в наших степях.
Знаете, ли вы, что первые меры по охране сайгака на территории Калмыкии были приняты более 370 лет назад? Это произошло на совете ойратов (впоследствии названных калмыками) который состоялся в 1640 году, вскоре после их переселения из Джунгарии в низовья Волги. Одним из решений совета был закон о выделении специальных «зон покоя» для сайгаков, в пределах которых запрещалось охотиться и выпасать скот. Нарушителю грозил огромный штраф: один верблюд и девять коров. Ойратский закон о сайгаке был, вероятно, одним из первых юридических актов по охране диких животных, принятых на территории нынешней России.[7]
Ученик: С 1986 года промысел сайгака в России закрыт. Открывали промысел только в 1991 г. и 1996 г. Но оказалось, что численность стад в районе промысла оказалась ниже ожидаемой, стада были рассеяны на мелкие группы браконьерским преследованием. 25 июля 2001 г. вышел Указ Президента Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинова «О чрезвычайных мерах по охране и сохранению Калмыцкой популяции сайгака». В 2002 г. сайгак внесен в Красную книгу Международного Союза Охраны Природы, как вид «находящийся под угрозой исчезновения».
В 2003 году на территории нашей республике началось выполнение трехлетнего Международного проекта по сохранению сайгака, поддержанного фондом «Дарвинская инициатива» (Великобритания).
В мае 2004г создан сайгачий питомник в Яшкульском районе.
2010 год – был объявлен Главой РК К.Н.Илюмжиновым Годом сайгака в Республике Калмыкия.[8]
Ученик: Калмыцкая популяция сайгака – единственная в Европе, это символ республики, наше национальное достояние. Калмыки всегда знали, что сайгак – священное животное, и убивать сайгака – все равно, что накликать на себя и своих близких беду.
Особую роль призвано сыграть экологическое воспитание и просвещение населения.
Чем больше людей будет знать о проблемах сохранения сайгаков, чем громче мы будем говорить об этом, когда мы осознаем эту проблему, как свою собственную, у нас будет больше шансов к сохранению этого вида.
Ведущий 2.
А теперь мы представляем вам сценку из калмыцкой народной сказки
«Цецн оон» (Мудрый сайгак)
От автора - Очиргоряева Лейла:
В просторной степи у широкого озера жило стадо вольных сайгаков, которое возглавлял седой мудрый вожак. Вокруг озера были богатые места. Здесь гнездились утки, летали орлы, бегали суслики.
Однажды сюда пришел охотник и, увидев сайгаков, обрадовался. Среди всех степных антилоп он заметил спокойно лежащего рогаля – вожака и направил на него стрелу. Но неожиданно у охотника потемнело в глазах, лук со стрелами выпал из рук. Собравшись с силами, направил снова лук, и опять у него потемнело в глазах. Теперь он уже по-настоящему испугался.
Тут встал вожак во весь рост и сказал: «Кто посмеет поднять оружие и захочет прервать жизнь зверя, бегущего по земле, или птицы, летящей в небе, тот ослепнет и а глазах его всю жизнь будет только тьма».
От автора: От таких грозных слов испугался охотник и, собрав все силы, бросился бежать. Журавли, волки, лисы, зайцы и тушканчики – все обрадовались произошедшему и славили мудрость вожака – сайгака. Охотник прибежал в село и рассказал о случившемся. «Неужели?» - засмеялись женщины. «Трус!» - сказали мужчины. Чтобы доказать свою правоту, охотник повел всех к озеру, где паслось стадо сайгаков.
Все мужчины направили стрелы на сайгаков, но упала тьма на землю, и раздался голос вожака: «Все живое здесь, в степи, находится под моей защитой. Хозяин земли (Цаган Аава) дал мне право защищать зверей»
От автора: И с тех пор там, у озера, поселилась вечное спокойствие.
Так давайте же и мы, ныне живущие, скажем, как мудрый сайгак, что все живое в степи находится под нашей защитой; давайте заглянем в добрые глаза животных и дадим слово, что никогда не поднимется у нас рука на них;
ВСЕ: Давайте поселим всюду мир и покой! Спасибо за внимание!
Действующие лица и исполнители:
Ведущие: Эдляева Гиляна (11кл), Зорин Роман(9 кл)
От автора: Очиргоряева Лейла(11 кл)
Мудрый сайгак (вожак) – Балтыков Байир(11 кл)
Сайгаки: Омшанов Данзан (7кл), Сарылов Чингис(9кл), Лиджиева Инна(9кл)
Охотник: Кадаев Джигмид(9кл)
Другие охотники: Болдырев Баатр(9кл), Лиджиев Бадма(9кл)
Журавль- Корнеева Валя(11кл)
Лиса - Патета Настя(9кл)
Орел – Зорин Роман (9кл)
Тушканчик - Гаряев Артен(7кл)
Суслик - Шиникиева Амуля(8кл)
Заяц - Бадмаева Иляна(8кл)
Литература.
1.Брэм А.Э. Жизнь животных Т.1 Млекопитающие. Москва. «Терра - Terra» стр. 462.
2.Воронова Елена. Сайгачьему питомнику – государственную поддержку. Газета «Известия Калмыкии» 14.06.2001 г.
3.ГУ «Центр диких животных Республики Калмыкия». Все ли знаешь обо мне?». Элиста: ЗАО «НПП «Джангар», 2006г.
4.Дорждеев А. Постановление Правительства Калмыкии об учреждении биологического заказника «Сайгак» в Республике Калмыкия. Газета «Известия Калмыкии» 9.04.2002 г.
5.Давид Кугультинов «Юному другу». Элиста 2002 г. стр. 8
6.Давид Кугультинов, Григорий Кукарека. В колыбели ковылей. АПП «Джангар». Элиста, 2004г. .
7..Жанна Кекеева «Степь без сайгака - что калмыцкий чай без молока».
Газета «Хальмг Унн» от 21.01.2010г.
8.Людмила Сарангова. Год антилопы. Известия Калмыкии от 02.12.2009г.
9.Слудский А.А. , Дермидонтов А.В. Копытные звери. Лесная промышленность, 1997 г.
10.Спасение сайгака – основной приоритет. Газета «Известия Калмыкии» 14.09. 2002 г. с.7
11. Церен Джалсанов. Роговая неизвестность. Правительственная газета от 18.03.2010г.
12. Василий Климов. Загадочные реликты – степи. Экологическая газета «46х45» №11, ноябрь 2000г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Презентация «Реликт степного края»
- Календарики 2014г.
- Буклеты
- Стихи собственного сочинения учащихся 9а класса: Сарылова Чингиса и Ефремовой Юлии
- Стенд «Сохранение сайгака – наше общее дело»