Лабораторные работы
Здесь размещены описания лабораторных работ по разным разделам школьного курса биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ботаника | 20 КБ |
Ботаника | 435 КБ |
Зоология | 15 КБ |
Зоология | 142 КБ |
Общая биология | 36 КБ |
Общая биология | 44 КБ |
Общая биология | 17 КБ |
Человек | 29 КБ |
Человек | 196.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа «Семейство Бобовые»
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства бобовых.
1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.
2. Венчик цветка состоит из 5 лепестков, два из которых сросшихся.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.
5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
6. Тычинок 10, из которых 9 сросшихся.
7. Чашечка цветка состоит из 5 сросшихся чашелистиков.
8. Плод – ягода или коробочка.
9. Плод – боб.
10. На корнях имеются клубеньки, к которых запасается азот.
2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству бобовых.
1. Дурман обыкновенный | 9. Пырей ползучий |
2. Одуванчик лекарственный | 10. Красавка белладонна |
3. Белена черная | 11. Физалис обыкновенный |
4. Донник лекарственный | 12. Донник белый |
5. Чечевица пищевая 6. Акация желтая 7. Подсолнечник однолетний 8. Люпин желтый | 13. Ярутка полевая 14. Горох посевной 15. Клевер красный 16. Перец однолетний |
3. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
У растений семейства бобовых цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ............ лепестков, …….. из которых сросшиеся, тычинок .......... , ……… из которых сросшихся, пестик ...........Плод ………
4. Распределите названия растений семейства бобовые по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные, г) кормовые.
Горох посевной Фасоль Арахис Люпин желтый Акация Люцерна | Боб Караган Робиния Душистый горошек Клевер Донник |
Лабораторная работа «Семейство Бобовые»
1. Выпишите номера признаков, которыми обладают представители Семейства бобовых.
1. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из 5 лепестков.
2. Венчик цветка состоит из 5 лепестков, два из которых сросшихся.
3. Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.
4. Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок.
5. Цветок имеет 1 пестик и 10 тычинок.
6. Тычинок 10, из которых 9 сросшихся.
7. Чашечка цветка состоит из 5 сросшихся чашелистиков.
8. Плод – ягода или коробочка.
9. Плод – боб.
10. На корнях имеются клубеньки, к которых запасается азот.
2. Выпишите номера растений, относящихся к семейству бобовых.
1. Дурман обыкновенный | 9. Пырей ползучий |
2. Одуванчик лекарственный | 10. Красавка белладонна |
3. Белена черная | 11. Физалис обыкновенный |
4. Донник лекарственный | 12. Донник белый |
5. Чечевица пищевая 6. Акация желтая 7. Подсолнечник однолетний 8. Люпин желтый | 13. Ярутка полевая 14. Горох посевной 15. Клевер красный 16. Перец однолетний |
3. Перепишите предложения, вставив пропущенные слова.
У растений семейства бобовых цветок имеет ............... околоцветник, чашечка состоит из .......... сросшихся чашелистиков, венчик состоит из ............ лепестков, …….. из которых сросшиеся, тычинок .......... , ……… из которых сросшихся, пестик ...........Плод ………
4. Распределите названия растений семейства бобовые по группам: а) пищевые, б) декоративные, в) лекарственные, г) кормовые.
Горох посевной Фасоль Арахис Люпин желтый Акация Люцерна | Боб Караган Робиния Душистый горошек Клевер Донник |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа.
«Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны»
Цель: Изучить строение шишек, пыльцы и семян голосеменных
Оборудование: Коллекция шишек, лупа, микроскоп, микропрепараты.
Ход работы
- Рассмотрите мужские шишки сосны, они имеют желтую окраску.
- Рассмотрите микропрепарат «Мужская шишка сосны» под микроскопом. Найдите пыльцу.
- Рассмотрите пыльцу под микроскопом при увеличении в 300 раз. Найдите располагающиеся по бокам пылинки воздушные пузырьки, которые позволяют ей держаться в воздухе. Рассмотрите их.
- Рассмотрите внешний вид женской шишки первого года, они имеет красноватую окраску.
- Рассмотрите зрелую шишку. Осторожно отогните пинцетом одну чешуйку и выньте семя, лежащее на ней.
- Рассмотрите семя. Найдите крылышко, с помощью которого семя переносится ветром.
- Зарисуйте в тетради семя и подпишите крылышко и само семя.
- Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Микроскопическое строение крови человека и лягушки
Кровь – жидкая соединительная ткань. Она состоит из плазмы и форменных элементов: красных кровяных клеток – эритроцитов, белых кровяных клеток – лейкоцитов и кровяных пластинок – тромбоцитов.
Тромбоциты участвуют в процессе свертывания крови. Лейкоциты играют важную роль в защите организма от микробов, ядовитых веществ, чужеродных для организма клеток и тканей. Существуют несколько видов лейкоцитов, различающихся по строению и функциям. Эритроциты переносят кислород от легких к тканям и углекислый газ от тканей к легким, участвуют в поддержании постоянства внутренней среды организма.
Цель: изучить строение крови человека и лягушки. Определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: готовые микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп.
Техника безопасности: быть осторожным при работе с микропрепаратами. Аккуратно обращаться с микроскопом. При переводе объектива на большое увеличение осторожно работать с винтом, чтобы не раздавить микропрепарат.
ХОД РАБОТЫ
I. Кровь человека
1. Рассмотрите препарат крови человека под малым, затем под большим увеличением.
2. Какова форма, относительная величина и количество эритроцитов и лейкоцитов?
3. Зарисуйте 3–4 эритроцита и один лейкоцит, обозначьте клетки и ядро лейкоцита.
II. Кровь лягушки
1. При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки.
2. Какова относительная величина, форма и количество эритроцитов и лейкоцитов в препарате?
3. Зарисуйте 3–4 эритроцита и один лейкоцит, обозначьте клетки и их ядра.
Вопросы
1. Каковы черты сходства в строении эритроцитов человека и лягушки?
2. Каковы различия в строении эритроцитов человека и лягушки?
3. Чья кровь – человека или лягушки – способна переносить больше кислорода? Ответ обоснуйте.
4. В каком направлении шла эволюция эритроцитов позвоночных животных?
Проблемные вопросы
1. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно разрушились все эритроциты. К каким последствиям это приведет?
2. Почему в крови эритроцитов намного больше, чем лейкоцитов?
3. Почему в течение трех-четырех часов после приема пищи содержание лейкоцитов в крови человека повышено?
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
«Строение инфузории-туфельки»
Цель: Изучить особенности строения одноклеточных организмов
Оборудование: Микроскоп, предметные и покровные стекла, вата, культура инфузория-туфелька.
Ход работы
- Приготовьте микропрепарат: на предметное стекло с помощью пипетки поместите каплю, культуры инфузории-туфельки; положите в каплю несколько волокон ваты, накройте ее покровным стеклом.
- Положите микропрепарат на предметный столик микроскопа и проведите наблюдение сначала под малым увеличением. Найдите в поле зрения микроскопа инфузорию-туфельку, определите ее форму тела, передний (тупой) и задний (заостренный) концы тела.
- Проведите наблюдение за характером передвижения инфузории-туфельки, которое сопровождается вращением тела вокруг его продольной оси.
- Рассмотрите инфузорию-туфельку под большим увеличением, найдите на поверхности ее тела реснички и установите, какую роль они играют в передвижении инфузории-туфельки.
- Найдите сократительные вакуоли - они расположены в передней и задней частях тела; рассмотрите цитоплазму.
- Зарисуйте инфузорию-туфельку в тетради и подпишите увиденные части тела.
Предварительный просмотр:
Тема: Выявление закономерностей модификационной изменчивости
Цель: Выявить закономерности модификационной изменчивости, условия проявления, а также определить их значение для практической деятельности человека.
В двух параллельных девятых классах измерили силу сжатия правой руки 50 мальчиков Эти данные можно получить на уроке). Результаты следующие:
Сила сжатия мальчиков, кг | 29, 25 33, 34, 33, 34, 34, 33 35, 38, 37, 35, 38, 37, 38, 36, 38, 39 41, 41, 44, 42, 41, 42, 44, 43, 44, 41, 41 46, 45, 48, 49, 45, 46, 45, 47, 45, 49, 45, 47 51, 54, 50, 54, 53, 51 55, 58 66 |
Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:
1. Составьте вариационный ряд изменчивости силы сжатия правой руки учащихся.
Сила сжатия мальчиков (варианта, V) | 20-29 кг | 30-34 кг | 35-39 кг | 40-44 кг | 45-49 кг | 50-54 кг | 55-59 кг | 60-69 кг |
Число учеников (частота встречаемости, р) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного признака. По оси OY - частота встречаемости, OX - варианта.
3. Ответьте на вопросы:
а) есть ли пределы проявления признака?
б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?
в) какое количество данных необходимо обработать для того, чтобы выявить закономерность?
г) какое практическое значение имеет изучение данного признака?
4. Сделайте вывод.
Тема: Выявление закономерностей модификационной изменчивости
Цель: Выявить закономерности модификационной изменчивости, условия проявления, а также определить их значение для практической деятельности человека.
В двух параллельных девятых классах измерили силу сжатия правой руки 50 мальчиков Эти данные можно получить на уроке). Результаты следующие:
Сила сжатия мальчиков, кг | 29, 25 33, 34, 33, 34, 34, 33 35, 38, 37, 35, 38, 37, 38, 36, 38, 39 41, 41, 44, 42, 41, 42, 44, 43, 44, 41, 41 46, 45, 48, 49, 45, 46, 45, 47, 45, 49, 45, 47 51, 54, 50, 54, 53, 51 55, 58 66 |
Используя данный цифровой материал, выполните следующие задания:
1. Составьте вариационный ряд изменчивости силы сжатия правой руки учащихся.
Сила сжатия мальчиков (варианта, V) | 20-29 кг | 30-34 кг | 35-39 кг | 40-44 кг | 45-49 кг | 50-54 кг | 55-59 кг | 60-69 кг |
Число учеников (частота встречаемости, р) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Используя данные вариационного ряда, постройте вариационную кривую изменчивости данного признака. По оси OY - частота встречаемости, OX - варианта.
3. Ответьте на вопросы:
а) есть ли пределы проявления признака?
б) какие значения признака встречаются чаще, а какие реже?
в) какое количество данных необходимо обработать для того, чтобы выявить закономерность?
г) какое практическое значение имеет изучение данного признака?
4. Сделайте вывод.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
«Морфологический критерий вида»
Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.
Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).
ХОД РАБОТЫ.
Параметры | Растение № 1 | Растение № 2 |
Название | ||
ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ | ||
ЛИСТЬЯ: | ||
простые – сложные | ||
тип жилкования | ||
прикрепление на стебле | ||
листорасположение | ||
СТЕБЕЛЬ: | ||
травянистый или одревесневший | ||
прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся | ||
ЦВЕТОК | ||
СОЦВЕТИЕ | ||
ПЛОД |
Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).
Лабораторная работа
«Морфологический критерий вида»
Цель: составить морфологическую характеристику двух растений одного рода, сравнить их и сделать вывод о причинах сходства и различий.
Оборудование: живые растения, гербарные материалы (рисунки как дополнительный источник информации).
ХОД РАБОТЫ.
Параметры | Растение № 1 | Растение № 2 |
Название | ||
ТИП КОРНЕВОЙ СИСТЕМЫ | ||
ЛИСТЬЯ: | ||
простые – сложные | ||
тип жилкования | ||
прикрепление на стебле | ||
листорасположение | ||
СТЕБЕЛЬ: | ||
травянистый или одревесневший | ||
прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся | ||
ЦВЕТОК | ||
СОЦВЕТИЕ | ||
ПЛОД |
Вывод: (о чем свидетельствуют черты сходства и различия).
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Тема: плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука
Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.
Ход работы
- Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
- Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
- Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на- предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
- Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
Лабораторная работа
Тема: плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука
Цель: сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.
Ход работы
- Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.
- Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
- Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на- предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
- Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды? Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время? Можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков?
Предварительный просмотр:
Методика “Определение типа памяти”.
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать.
Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, “записывает” в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С).
,
где а - количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
Вывод:.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 5. Ткани животного организма
Цель: познакомиться с тканями животного организма, особенностями их строения в зависимости от выполняемой функции.
Оборудование: микропрепараты «Эпителиальная ткань», «Рыхлая соединительная ткань», «Мазок крови человека», «Гладкая мышечная ткань», «Нервная ткань», микроскопы, таблица «Схема строения животной клетки», рисунки учебника на с. 32–35.
Инструктивная карточка
Рис. 1. Виды тканей животного организма:
А – эпителиальная ткань; Б – нервная ткань; В – сердечная мышечная ткань; Г – гладкая мышечная ткань;
Д – жировая ткань; Е – хрящ; Ж – кровь; З – костная ткань; И – рыхлая соединительная ткань
1. Рассмотрите микропрепарат «Эпителиальная ткань» (рис. 1, А). Найдите клетки эпителия, обратите внимание на особенности их строения (клетки плотно прилегают к друг другу, отсутствует межклеточное вещество). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте нужную информацию. Данные внесите в таблицу.
2. Рассмотрите микропрепарат «Рыхлая соединительная ткань» (рис. 1, И). Обратите внимание на особенности строения ткани (наличие большого количества межклеточного вещества). Зарисуйте препарат.
Рассмотрите рисунок, прочитайте нужную информацию. Данные внесите в таблицу.
3. Рассмотрите микропрепарат «Мазок крови человека» (рис. 1, Ж). Кровь – это жидкая соединительная ткань. Найдите эритроциты, обратите внимание на особенности их строения (клетки мелкие, двояковогнутые, лишены ядер, красного цвета). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте нужную информацию. Данные внесите в таблицу.
4. Рассмотрите микропрепарат «Гладкая мышеч-ная ткань» (рис. 1, Г). Обратите внимание на особенности строения мышечных клеток (это одноядерные клетки веретенообразной формы). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о видах, свойствах мышечной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.
5. Рассмотрите микропрепарат «Нервная ткань» (рис. 1, Б). Обратите внимание на особенности строения нервных клеток (состоят из тела и многочисленных отростков двух видов). Зарисуйте препарат. Рассмотрите рисунок, прочитайте информацию о свойствах нервной ткани и ее функции. Данные внесите в таблицу.
6. Ответьте на вопрос: чем ткани растения отличаются от тканей животного?
Таблица. Ткани животного организма
Вид ткани Место нахождения Особенности строения Функции
Эпителиальная
Соединительная
Кровь
Гладкая мышечная
Нервная
Проверочные задания
Задание 1. Вставьте пропущенные слова:
1. Группа клеток, сходных по размеру, строению и выполняемым функциям называется … .
2. Наружный слой кожи животного в основном состоит из … ткани.
3. Наличие большого количества плотного межклеточного вещества характерно для … ткани.
4. Быструю связь организма с внешней средой, а также связь органов между собой обеспечивает … ткань.
5. Защищает организм от проникновения микробов и ядовитых веществ … ткань.
6. Рост организма происходит за счет деления клеток … ткани.
7. Приводит организм в движение … ткань.
8. Основные свойства мышечной ткани – … и … .
9. Клетки в тканях соединены … веществом.
10. Теплоизолирующую роль выполняет … ткань.
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Ткань – это:
а) группа клеток, сходных по строению, происхождению и функциям;
б) группа рядом расположенных клеток;
в) совокупность межклеточного вещества;
г) группа клеток, отличающихся по строению, но выполняющих сходные функции.
2. Ткань, выстилающая полости органов и поверх-ность тела, – это:
а) соединительная;
б) мышечная;
в) эпителиальная;
г) жировая.
3. Жидкая соединительная ткань – это:
а) костная ткань;
б) кровь;
в) жировая ткань;
г) хрящ.
4. Функцию движения выполняет:
а) эпителиальная ткань;
б) соединительная ткань;
в) мышечная ткань;
г) костная ткань.
5. Возбудимость и сократимость – это свойства:
а) мышечной ткани;
б) соединительной ткани;
в) нервной ткани;
г) эпителиальной ткани.
6. Возбудимость и проводимость – это свойства:
а) мышечной ткани;
б) соединительной ткани;
в) нервной ткани;
г) эпителиальной ткани.
7. Многоядерные клетки с поперечной исчерченностью составляют:
а) гладкую мышечную ткань;
б) поперечнополосатую мышечную ткань;
в) соединительную ткань;
г) нервную ткань.
Задание 3. Верно ли утверждение?
1. Кровь – это соединительная ткань.
2. Нервные клетки имеют многочисленные короткие и несколько длинных отростков.
3. Основное свойство нервной ткани – возбудимость и проводимость.
4. У зародышей всех позвоночных животных скелет состоит из костной ткани.
5. Сокращение сократительных волокон делает мышцу длиннее и тоньше.
6. Жировая, костная, хрящевая ткани и кровь относятся к соединительным тканям.
7. Эпителиальная ткань связывает организм с окружающей средой.
8. За счет костной ткани осуществляется рост организма.
9. Стенку внутренних органов образует поперечнополосатая мышечная ткань.
10. Сердечная мышечная ткань имеет много перемычек, что позволяет ускорить прохождение нерв-ного импульса.
3адание 4. Восстановите логическую цепь.
Несколько видов тканей ––> ?
Форменные элементы + плазма ––> ?
Клетки + межклеточное вещество ––> ?