Рабочие программы по биологии
На странице размещены рабочие программы по биологии для разных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_7_klass.docx | 30.82 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_vvedenie_v_obshchuyu_biologiyu_1.doc | 129.5 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_chelovek.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К.Жукова»
Биология. Бактерии. Грибы. Растения.
7 класс.
Тематическое планирование уроков из расчета 2 часа в неделю
(всего 70 часов)
Учитель: Басюра В. И.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основании стандартной программы по биологии (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш-3 вариант), на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (основное общее образование), обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников по биологии с учетом регионального компонента и предполагает изучение курса по учебнику «Биология: Животные. 7 класс», автор Латюшин В.В., Шапкин В.А.- М.: Дрофа, 2010.
Учебно-методический комплект:
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология: Животные. 7 класс», учебник - М.: Дрофа, 2010.
- Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология: Животные. 7 класс»: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2009.
- Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология: Животные. 7 класс» – М.: Изд-во «Экзамен», 2009.
- Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
- Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. – Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.
В 7 классе по программе отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по биологии для учащихся 7-х классов составлена исходя из целей обучения биологии в основной школе.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работая с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природе, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Вся система биологических знаний и умений сгруппирована в три взаимосвязанные содержательные линии:
-организм - биологическая система;
-надорганизменные системы;
-многообразие и эволюция органического мира.
При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.
Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.
В программе сформулированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание тем. Выделены ведущие цели и основные понятия. А также темы краеведеско-региональные. К темам указаны лабораторные работы.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.
Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения.
На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
(зеленым цветом выделены вопросы, темы регионального компонента)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.
Учащиеся должны
называть:
- общие признаки живого организма;
- основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции. Приводить примеры;
- усложнения животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов пород животных.
характеризовать:
- строение, функции клеток животных;
- деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
- строение и жизнедеятельность животного организмов;
- обмен веществ и превращение энергии;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- размножение, рост и развитие животных;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- искусственные сообщества, роль человека в продуктивности
искусственных сообществ.
Обосновывать:
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- родство млекопитающих животных и человека;
- особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой
деятельностью;
- влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в
биосфере.
Распознавать:
- организмы животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов животных;
- наиболее распространенные виды животных своего региона, животных разных классов и типов.
Сравнивать:
- строение и функции клеток растений и животных;
- организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;
- типы животных, классы хордовых, царства живой природы.
Применять знания:
- о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования
мер их охраны; - о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:
приспособленности организмов и многообразия видов.
Делать выводы:
- о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
- о родстве и единстве органического мира;
- об усложнении животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
Наблюдать:
- сезонные изменения в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых
организмов.
Соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности
растений, поведения животных; - бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; предупреждение травматизма, стрессов, вредных привычек; профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
- Оказания первой помощи при укусах животных;
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.
№ | Название темы | Задачи темы | Оборудование | Дом, задание | |
Введение (2ч) | |||||
1, | История развития биологии | Познакомить с зоологией-наукой о животных, этапами ее развития, основными достижениями, многообразием животного мира, характерными признаками животного организма, чертами сходства и различия между животными и растительными организмами | Таблицы: “Бактерии” “Грибы” “Водоросли” | &1 &2 | |
2 | Современная зоология | ||||
Многообразие животных (59ч) | |||||
1*-2 | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики | Знать общую характеристику простейших, особенности их строения , жизнедеятельности, их значение в природе и жизни человека. Продолжить формирование умения работать с микроскопом. Микроскопы, культуры простейших, таблицы. | &3 | ||
3-4* | Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории. | &4 | |||
Беспозвоночные (20ч) | |||||
5 | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | Расширить представления учащихся о многоклеточных беспозвоночных животных, сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, основах систематики многоклеточных беспозвоночных животных, об их роли в природе и жизни человека, сформировать понятие о необходимости охраны животных, научить распознавать представителей групп многоклеточных беспозвоночных и наблюдать за живыми животными | Таблицы, влажные препараты | &5 | |
6-7* | Тип Кишечнополостные Класс Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | Таблицы и влажные препараты | &6 | ||
8-9* | Тип Плоские черви Класс Ресничные, Сосальщики, Ленточные | Таблицы и влажные препараты | &7 | ||
10* | Тип Круглые черви | Таблицы , микропрепараты микроскоп | &8 | ||
11 | Тип Кольчатые черви Класс Многощетинковые или Полихеты | Таблицы | &9 | ||
12* | Класс Кольчецы: Малощетинковые (Олигохеты) и Пиявки | Таблицы, лупа и живой дождевой червь | &10 | ||
13* | Тип Моллюски | Таблицы и раковины | &11 | ||
14-15 | Класс Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие | Таблицы | &12 | ||
16 | Тип Иглокожие Классы Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры | Таблицы и коллекции | &13 | ||
17-18* | Тип Членистоногии Класс Ракообразные, Паукообразные | Коллекции, влажные препараты, | &14 | ||
19* | Класс Насекомые | Коллекции и таблицы | &15 | ||
20 | Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки | Коллекции и таблицы | &16 | ||
21 | Отряд Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы | Таблицы | &17 | ||
22 | Отряд Насекомых: Чешуекрылые (бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | Коллекции и таблицы | &18 | ||
23 | Отряд Насекомые: Перепончатокрылые | Коллекции | &19 | ||
24 | Обобщающий урок по теме “Многоклеточные беспозвоночные животные” | ||||
Позвоночные Тип Хордовые (35ч) | |||||
1* | Тип Хордовые п/тип Бесчерепные и Черепные | Расширить представления учащихся о многообразии животного мира; показать особенности строения и жизнедеятельности многоклеточных хордовых как высших животных, основы их систематики, их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, необходимость рационального использования, охраны и воспроизводства животного мира; сформировать умение распознавать хордовых | Влажные препараты, таблицы | &20 | |
2* | Класс Рыбы: особености внешнего строения. | Таблицы | &21, 36-38 | ||
3 | Особенности внутреннего строения рыб в связи с их функциями. | &39-47 | |||
4 | Класс Хрящевые рыбы Отряд: Акулы, Скаты, Химерообразные | Скелеты рыб, таблицы | &22 | ||
5* | Костные рыбы Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные,Карпообразные,Окунеобразные | Таблицы | &23 | ||
6 | Проверочная работа по теме «РЫБЫ» | ||||
7 | Класс Земноводные. Особенности внешнего строения. | Таблицы скелет лягушки | &24,36-38 | ||
8 | Особенности внутреннего строения земноводных. | Таблицы | &39-47 | ||
9* | Класс Земноводные (Амфибии) Отряды: Безногие, Хвостатые и Бесхвостые | Таблицы, | &24 | ||
10 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Земноводные» | ||||
11-12 | Класс Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с жизнью на суше. | Таблицы | &25, 36-47 | ||
13* | Класс Пресмыкающиеся Отряд Чешуйчатые | Таблицы | &25 | ||
14 | Отряды Пресмыкающихся Черепахи и Крокодилы | Таблицы | &26 | ||
15 | Контрольно-обобщающий урок. | ||||
16 | Класс Птицы. Особености внешнего строения. | Таблицы | &27,36 | ||
17 | Особенности опорно-двигательного аппарата птиц в связи с приспособлением к полетам. | скелет птицы | &37 | ||
18 | Особенности внутреннего строения птиц. | Таблицы | &39-42 | ||
19 | Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие птиц. | &43-47 | |||
20 | Происходение птиц. | &49 | |||
21* | Класс Птицы Отряд Пингвины | Таблицы, набор перьев | &27 | ||
22 | Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные и Гусеобразные | Таблицы, иллюстрации | &28 | ||
23* | Дневные хищные, Совы, Куриные | Таблицы | &29 | ||
24* | Воробьинообразные, Голенастые | Таблицы, иллюстрации | &30 | ||
25 | Контрольно-обобщающий урок. | ||||
26 | Класс млекопитающие. Особенности внешнего строения | Таблицы | &34,36-38 | ||
27 | Особенности внутреннего строения | Таблицы | &39-45 | ||
28 | Размножение и развитие млекопитающих. | &46 | |||
29* | Класс Млекопитающие (Звери) Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные и Рукокрылые | Таблицы | &31 | ||
30* | Отряд: Звери Грызуны, Зайцеобразные | Таблицы, иллюстрации | &32 | ||
31* | Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные | Таблицы | &33 | ||
32* | Парно-Непарнокопытные | Таблицы, иллюстрации | &34 | ||
33* | Приматы | Таблицы | &35 | ||
34* | Обобщающий урок по теме “Многоклеточные хордовые животные” | ||||
35* | Контрольная работа | ||||
Развитие и закономерности размещения животных на Земле (2ч) | |||||
1 | Доказательства эволюции животных. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира | Продолжить формирование понятие об эволюции; сформировать знания учащихся об основных причинах эволюции животных и ее результатах ,о закономерностях размещения животных, познакомить с основными доказательствами эволюции животных | Коллекции, таблицы | &49,50 | |
2 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | Таблицы | &51,52 | ||
Биоценозы (3ч) | |||||
1 | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы | Сформировать знания о биоценозах и их разнообразии, о факторах среды и их влиянии на биоценозы, о структурных компонентах биоценоза, их взаимосвязях и закономерностях, о пищевых цепях, пищевых пирамидах, продуктивности | Таблицы и гербарии | &53,54 | |
2 | Цепи питания. Поток энергии | Таблицы | &55 | ||
3* | Взаимосвязь компонентов биоценозов и их приспособленность друг к другу | Коллекции и таблицы | &56 | ||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч) | |||||
1* | Воздействие человека и его деятельности на животный мир | Познакомить с воздействием человека на животный мир, его видами: промыслом, одомашиванием; с законами России, охраняющие животный мир, документами, их декларирующими, с основными направлениями охраны животного мира | Таблицы | &57,58 | |
2 | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | Конституция России | &59 | ||
3* | Контрольная работа |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К.Жукова»
Биология. Введение в общую биологию и экологию.
9 класс.
Тематическое планирование уроков из расчета 2 часа в неделю
(всего 70 часов)
Учитель: Басюра В.И.
Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса общеобразовательного учебного заведения / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа,2010.
Программа: представляемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5-9 классы), разработанный В.В. Пасечником, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшиным.
Основные цели курса:
- подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности.
- обладать экологической культурой.
- ориентироваться в биологических и пограничных с ними областях знаний.
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психологического, физического и нравственного здоровья человека.
4. Формирование у школьников отношения к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.
В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с технологическими картами- модулями. Работая в индивидуальном темпе, учащиеся устно сдают материал учителю и выполняют зачётное тестирование по темам 1.4, 1.5,1.6.
Региональные компоненты:
Эколого-краеведческий:
- биосферный уровень (средообразующая деятельность организмов: на примере известняков нашего района, это деятельность саркодовых амеб, которые имели раковины, форомоноферы, имеющие раковины из карбоната кальция и радиолярии, состоящие из оксида кремния)
- Популяции (знакомим с популяциями, населяющими наши биоценозы)
- Антропогенное влияние на биосферу (знакомим с экологическими проблемами родного города, создаем экологическую карту)
- Экологические факторы и условия среды (абиотические и биотичекие)
- Колебания численности организмов (знакомство с природоохранными территориями: заповедники, заказники, национальные парки)
Основы безопасности и жизнедеятельности:
- Техника безопасности при проведении лабораторных работ
- Техника безопасности поведения в кабинете, школе, на природе.
- Организмы и окружающая среда (влияние вредных компонентов на загрязнение воды, почвы, воздуха). Влияние загрязненной окружающей среды на живые организмы.
- Воспитание экологической культуры у школьников.
Профориентационный:
- Знакомство учащихся с различными профессиями сельскохозяйственного труда
Валеологический компонент:
Одно из важнейших направлений современного образования – разработка и внедрение валеологического подхода в школьное образование и воспитание.
Цель:
- Формировать валеологические знания и умения
- Воспитывать у учащихся потребность в здоровом образе жизни
- Формировать и вырабатывать индивидуальные способы валеологически обоснованного поведения.
Проблемы, рассматриваемые в курсе биология:
- Влияние человека на окружающую среду
- Способы сохранения здоровья
Культурологическая направленность:
Идея усиления культурологической направленности содержания образования, обусловлено тем, что, а системе естественного образования биология как предмет занимает место, определяемое ролью соответствующей науки в познании природы, решением глобальных проблем человечества, формированием научной картины мира.
В ходе уроков должно происходить формирование определенных аспектов общей культуры (культуры потребления, природопользование, осознание ответственности за свое здоровье)
Нравственно-патриотическое воспитание:
В этом курсе учащиеся знакомятся со многими учеными первооткрывателями. Необходимо усилить внимание учащихся на вклад российских ученых в познании природы.
Для организации работы с надомниками необходима коррекция учебной программы, так как количество часов по данному предмету всего 34: Тема Молекулярный уровень (6ч), Тема Клеточный уровень (8ч), Тема Организменный уровень (8ч), Тема Популяционно-видовой уровень (1ч), Тема Экосистемный уровень (2ч), Тема Биосферный уровень (1ч), Тема Основы учения обэволюции (5ч), Тема Возникновение и развитие жизни на Земле (3ч). В тематическом планировании * отмечены уроки для работы с надомниками.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),
№ | Тема урока | Изучаемые вопросы | Демонстрации и лабораторные работы | Домашние задание | |
I Введение (3 часа) | |||||
1 | Биология-наука о жизни | Обобщить имеющиеся у учащихся знания и сформировать понятие о биологии как о комплексной науке, обо всех аспектах живого | §1 | ||
2 | .Методы исследования в биологии | Сформировать у учащихся понятие «научный метод»; раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с важнейшими методами, применяемыми в биологии. | §2 | ||
3 | Сущность жизни и свойства живого. | Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого; познакомить учащихся с основными свойствами живых организмов. | §3 | ||
Тема 1 Молекулярный уровень (10 часов) | |||||
1* | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | Познакомить учащихся с уровнями организации живой природы; дать общую характеристику молекулярного уровня; сформировать понятия «биополимеры», «биомолекулы»; показать роль биомолекул в живом организме. | §1.1 | ||
2* | Углеводы | Сформировать понятие «углеводы»; познакомить учащихся со строением углеводов и функциями, выполняемыми в живом организме. | Таблицы | §1.2 | |
3* | Липиды | Сформировать понятие «липиды» и представление о строении и функциях липидов. | Таблицы | §1.3 | |
4* | Состав и строение белков. | Сформировать понятие «белки»,»аминокислоты», «денатурация»; познакомить учащихся со строением и свойствами белковых молекул. | Таблицы, объемные модели | §1.4 | |
5. | Функции белков. | Закрепить знания учащихся о строении и белковых молекул; познакомить с функциями белков; углубить знания о связи строения молекул вещества и их функций на примере белков. | §1.5 | ||
6* | Нуклеиновые кислоты. | Сформировать знания о строении молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; показать особую роль нуклеиновых кислот в живой природе. | Таблицы, объемные модели | §1.6 | |
7. | АТФ и другие органические соединения клетки. | Сформировать понятие о строении и функциях АТФ; познакомить с другими органическими соединениями клетки. | §1.7 | ||
8. | Биологические катализаторы. | Сформировать понятие «катализатор» и «фермент»; показать роль ферментов в клетке. | Таблицы, дем. опыт «расщепление перекиси водорода» | §1.8 | |
9* | Вирусы. | Познакомить учащихся с вирусами как доклеточной формой жизни, особенностями их строения и жизнедеятельности. | Таблицы | §1.9 | |
10 | Контрольно-обобщающий урок по теме. | Систематизировать и обобщить знания учащихся о молекулярном уровне организации живой природы | |||
Тема 2 Клеточный уровень (15 часов) | |||||
1* | Основные положения клеточной теории. | Развить понятие о клеточном уровне жизни; сформировать понятие о клеточной теории и ее основные положения. | Л/р «изучение строения растительной и живой клетки» | §2.1 | |
2. | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | Продолжить развитие понятий о строении клеток; развить понятие о цитоплазме, строении и функционировании клеточной мембраны. | Таблицы | §2.2 | |
3* | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | Сформировать понятие о строении и функциях клеточного ядра, представление о ядрышке и его роли в клетке; познакомить с хромосомным набором клетки. | Таблицы | §2.3 | |
4* | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | Познакомить учащихся со строением и функциями эндоплазматической сети, рибосом и комплекса Гольджи. | Таблицы | §2.4 | |
5* | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | Познакомить со строением и функциями лизосом, митохондрий, пластид. | Таблицы | §2.5 | |
6. | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | Познакомить со строением и функциями клеточного центра, органоидов движения и клеточными включениями. | Таблицы | §2.6 | |
7* | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. | Таблицы | §2.7 | |
8. | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | Сформировать представления о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать учащимся, что ассимиляция и диссимиляция-две стороны единого процесса-метаболизма. | §2.8 | ||
9* | Энергетический обмен в клетке. | Углубить и расширить знания о метаболизме, раскрывая сущность энергетического обмена; познакомить с особенностями трех этапов энергетического обмена. | §2.9 | ||
10 | Типы питания клетки. | Развить понятие о типах питаниях клетки; сформировать понятие «автотрофные и гетеротроофные организмы»; познакомить с организмами разного типа питания. | §2.10 | ||
11* | Фотосинтез и хемосинтез. | Продолжить формирование знаний об автотрофных организмах; сформировать понятие о световой и теневой фазах фотосинтеза; познакомить с сущностью процесса хемосинтеза; раскрыть значение хемосинтеза и фотосинтеза в биосфере. | §2.11 | ||
12 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | Углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка; сформировать понятие о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекуле белка. | Таблицы | §2.12 | |
13 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | Продолжить формирование понятия «биосинтез белка»; показать роль тРНК и процессе синтеза белка; раскрыть механизм матричного синтеза полипептидной цепи. | Таблицы | §2.13 | |
14* | Деление клетки. Митоз. | Развить понятие «размножение»; сформировать понятие о митозе как об универсальном способе, сохраняющем постоянство числа хромосом в клетке. | Таблицы | §2.14 | |
15 | Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы» | Обобщить и систематизировать знания учащихся о клеточном уровне организации живой природы. | |||
Межпредметные связи. Неорганическая химия: химические связи; строение вещества. Органическая химия: принципы организации органических соединений; углеводы, жиры, белки. Нуклеиновые кислоты. Физика: свойства жидкостей, тепловые явления; законы термодинамики. | |||||
Тема 3 Организменный уровень (14 часов) | |||||
1. | Размножение организмов. Оплодотворение. | Развить понятие о формах и видах размножения; показать их биологическую роль, подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении. | §3.1 | ||
2* | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | Сформировать понятие о мейозе как способе деления клетки, ведущем к образованию гаплоидного числа хромосом в гаметах; раскрыть стадии гаметогенеза и его биологическую сущность; развить понятие об оплодотворении как условии возникновения нового организма половым путем и восстановления диплоидного набора в клетках. | Таблицы | §3.2 | |
3* | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | Продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе); познакомить учащихся с сущностью биогенетического закона и его значением для выяснения родственных связей между организмами. | §3.3 | ||
4* | Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | Охарактеризовать генетику как науку, ее развитие и значение; сформировать понятие о гибридологическом методе и понятия «аллельные гены», «гомозиготные» и «гетерозиготные организмы», «рецессивные и доминантные признаки». | Таблицы, решение генетических задач. | §3.4 | |
5. | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | Познакомить с законом чистоты гамет; раскрыть цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | Таблицы | §3.5 | |
6. | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Познакомить с явлением неполного доминирования; сформировать понятия «фенотип» и «генотип»; дать представление об анализирующем скрещивании | Таблицы, решение генетических задач. | §3.6 | |
7* | Дигибридное скрещивание. | Познакомить с результатами дигибридного скрещивания и законом независимого наследования признаков; показать возможность математического расчета для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу. | Таблицы, решение генетических задач. | §3.7 | |
8* | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. | Дать понятие о группах сцепления и роли перекреста хромосом; | Таблицы, решение генетических задач. | §3.8 | |
9* | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Дать понятие о хромосомном механизме определения пола; познакомить с аутосомамаи и половыми хромосомами. | Таблицы, решение генетических задач. | §3.10 | |
10* | Модификационная изменчивость. | Сформировать понятие о модификационной изменчивости, о причинах ее проявления, об изменении факторов среды, | Таблицы, Л/р «изучение изменчивости. Построение вариационной кривой» | §3.11 | |
11* | Мутационная изменчивость | Раскрыть сущность мутационной изменчивости; познакомить с видами мутаций и факторами, способствующими их возникновению | Таблицы | §3.12 | |
12 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова | Сформировать понятие о селекции как науке; показать значение учения Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции; показать сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. | §3.13 | ||
13 | Основные методы селекции. | Познакомить с основными методами, применяемыми в селекции растений, животных, микроорганизмов. | §3.14 | ||
14 | Контрольно-обобщающий урок по теме. | Обобщить и систематизировать знания об организменном уровне организации живой природы. | |||
Межпредметные связи. Неорганическая химия: охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика: рентгеновское излучение, доза излучения и биологическая защита. | |||||
Тема 4 Популяционно-видовой уровень (2 часа) | |||||
1* | Вид. Критерии вида. | Сформировать понятие «вид» как реально существующую единицу живой природы. | Лаб. работа «изучение морфологического критерия вида» | §4.1 | |
2. | Популяции. | Сформировать понятие о популяции как структурной единице вида. | Таблицы | §4.2 | |
Тема 5 Экосистемный уровень (5 часов) | |||||
1* | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | Продолжить формирование знаний у учащихся о различных уровнях организации природных сообществ, о классификации природных сообществ и их связи с ландшафтами. | Таблицы | §5.1 | |
2. | Состав и структура сообщества. | Раскрыть особенности структурной организации биотического сообщества; о значении видовой структуры сообщества как показателя его состояния и устойчивости; о значении пространственной разделенности сообщества. | Таблицы | §5.2 | |
3* | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | Сформировать знания о вещественно-энергетических связях; об источниках и эффективности использования поступающей в экосистему энергии; о количественных изменениях энергии, переносимой по пищевой цепи; о пирамидах численности и биомассы организмов. | §5.3 | ||
4. | Саморазвитие экосистемы. | Раскрыть знания о закономерностях изменения экосистем во времени; о явлении экологической сукцессии, его природе и механизмах; о стадиях сукцессионых изменений. | §5.4 | ||
5. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень» | Систематизировать и обобщить знания по теме. | |||
Тема 6 Биосферный уровень (3 часа) | |||||
1* | Биосфера. Среды жизни. | Развить знания о биосфере и средах обитания живых организмов. | §6.1 | ||
2. | Круговорот веществ в биосфере. | Сформировать знания о биогеохимических циклах и роли живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов. | Таблицы | §6.2 | |
3. | Контрольно-обобщающий по теме «Биосферный уровень» | §1.7 | |||
Тема 7 Основы учения об эволюции (7 часа) | |||||
1. | Развитие эволюционного учения. | Познакомить с историей формирования и развития эволюционных идей; раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. | §7.1 | ||
2* | Изменчивость организмов. | Развить знания об изменчивости организмов и показать значение изменчивости для эволюции. | Таблицы | §7.2 | |
3* | Борьба за существование. Естественный отбор. | Сформировать понятия «борьба за существование» познакомить с ее формами; показать роль естественного отбора в эволюции. | Таблицы | §7.4, 7.5 | |
4* | Видообразование. | Сформировать понятие «микроэволюции»; дать представление об основных формах видообразования. | Таблицы | §7.7 | |
5* | Макроэволюция. | Сформировать понятие об макроэволюции. | §7.8 | ||
6* | Основные закономерности эволюции. | Познакомить с основными типами революционных изменений и главными линиями эволюции | §7.9 | ||
7. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции» | Обобщить и систематизировать знания по теме. | |||
Межпредметные связи. История: культура западной Европы конца 15-17 веков; культура первого периода новой истории; великие географические открытия. Экономическая география: население мира, география населения мира. | |||||
Тема 8 Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов) | |||||
1* | Гипотезы возникновения жизни. | Познакомить с основными гипотезами о возникновение жизни; раскрыть различия в подходах к объяснению возникновения жизни с религиозных и научных позиций; показать как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления научных знаний. | §8.1 | ||
2* | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. | Познакомить с современным состоянием проблемы. | §8.2 | ||
3. | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. | Познакомить с делением истории Земли на эры и эпохи, периоды. Дать представление об особенностях флоры и фауны в архее, протерозое и палеозое. Расширить знания о главных ароморфозах, появившихся в эти эры. | Таблицы | §8.3 | |
4. | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Продолжить формирование знаний о закономерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей органического мира в мезозое и кайнозое; раскрыть эволюционное значение ароморфозов и идиоадаптаций. | Таблицы | §8.4 | |
5. | Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | Обобщить и систематизировать знания по теме. | |||
Межпредметные связи. Физическая география: история континентов. |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К.Жукова»
Биология. Человек.
8 класс.
Тематическое планирование уроков из расчета 2 часа в неделю
(всего 70 часов)
Учитель: Басюра В.И.
Пояснительная записка
УМК.
Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии (авторы Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ 2010г.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс, учебник- М.: Дрофа, 2010.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек. 8 класс»: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2010.
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2010.
- Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007
Целями обучения биологии являются:
-овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;
-формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического и нравственного здоровья человека;
-обеспечивать экологическое образование и воспитание, формировать ответственное отношение к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира;
-установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
-подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Содержательно программа направлена на формирование социально-психологической компетентности как основы успешной социальной адаптации детей, ответственного ценностного отношения к собственному здоровью, принятие здорового образа жизни как нормы индивидуального бытия, а также на развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, обеспечивающих избегание ситуации соприкосновения с психоактивными веществами.
При изучении курса «Биология. Человек» учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Программа включает наиболее существенные вопросы содержания биологического образования: основные теории, закономерности, понятия, научные факты, учебные умения. Они служат основой формирования у учащихся научной картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, сохранения физического, психического и нравственного здоровья.
Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.
Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями. Для организации текущей проверки и закрепления в программе запланировано проведение тестовых работ, с разноуровневыми заданиями. Они включают задания с выбором ответа и со свободным ответом.
К темам указаны лабораторные и практические работы.
Программа предполагает проведение самонаблюдений и самообследований, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности.
В программе указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса, в них отражены наиболее существенные вопросы содержания образования по биологии для основной общеобразовательной школы.
Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения.
На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.
Валеологический компонент:
Цель:
- Формировать валеологические знания и умения
- Воспитывать у учащихся потребность в здоровом образе жизни
- Формировать и вырабатывать индивидуальные способы валеологически обоснованного поведения.
Проблемы, рассматриваемые в курсе биология человек:
- Влияние человека на окружающую среду
- Способы сохранения здоровья
- Первая медицинская помощь
- Вредные привычки, их влияние на организм человека.
- Гигиена и здоровье.
Экологическое образование-это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью
Целью экологического образования является формирование экологической культуры личности, ее ответственности в решении задач устойчивого развития биосферы и общества. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека
Для достижения этой цели в курсе «Биология. Человек» вводятся экологические знания об биологических системах. Рассматривается уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимоотношения на организменном и надорганизменном уровнях организации жизни. Понятия популяционно - видовой, биоценотический и экосистемной экологии и эволюции биосистем позволяет сформировать обобщения планетарного масштаба о самоорганизации биосистем и самоочищении окружающей среды.
Культурологическая направленность:
Идея усиления культурологической направленности содержания образования, обусловлено тем, что, а системе естественного образования биология как предмет занимает место, определяемое ролью соответствующей науки в познании природы, решением глобальных проблем человечества, формированием научной картины мира.
В ходе уроков должно происходить формирование определенных аспектов общей культуры (культуры потребления, природопользование, осознание ответственности за свое здоровье)
Нравственно-патриотическое воспитание:
В этом курсе учащиеся знакомятся со многими учеными первооткрывателями. Необходимо усилить внимание учащихся на вклад российских ученых в познании природы.
Основы безопасности и жизнедеятельности:
- Техника безопасности при проведении лабораторных работ
- Техника безопасности поведения в кабинете, школе, на природе.
- Организмы и окружающая среда (влияние вредных компонентов на загрязнение воды, почвы, воздуха). Влияние загрязненной окружающей среды на живые организмы.
Воспитание экологической культуры у школьников
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать:
-систематическое положение человека и его происхождение;
-особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
-о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;
Особенности индивидуального развития организма человека;
-об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;
-приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;
-правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;
-этические нормы межличностных отношений.
Учащиеся должны уметь:
-распознавать органы и их топографию, системы органов;
-объяснять связь между их строением и функциями;
-понимать влияние физического труда и спорта на организм;
-выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;
-объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;
-оказать первую помощь при несчастных случаях;
-соблюдать правила личной и общественной гигиены;
-пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
-проводить самонаблюдения и ставить простейшие опыты;
-работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Соблюдать правила:
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Применять знания:
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек; профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
№ | Тема урока | Результаты обучения | ИКТ, учебно-наглядные пособия | Лабораторные и практические работы | ТУЗ | Дом. задан. | |
Здоровье- сберегающие технологии | |||||||
1. | 1. Науки о человеке, их становление и методы исследования. | Анатомия, физиология, психология, гигиена. Сходства и различия человека и животных Человек как биосоциальное существо. Изучение человека в различные эпохи. | Портреты ученых – биологов, д/м коллекций палеонтологических ископаемых. | Беседа о необходимости соблюдения светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе. | Сообщения учащихся | §1 §2 | |
2. | 1.Систематическое положение человека | Место человека в системе живых существ. Таксоны, рудименты, атавизмы. | В/фр. д/м коллекций палеонтологических ископаемых. | Беседа о правильной осанке. | §3 | ||
3. | 2. Историческое прошлое людей. | Этапы эволюции человека и возникновение социальной среды. Древнейший, древний и современный человек. | д/м коллекций палеонтологических ископаемых, черепа человека и его предков. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. | §4 | ||
4. | 3. Расы человека. | Раса, как систематическое подразделение внутри вида. История формирования рас. | д/м наглядного пособия «Расы человека» | Беседа о необходимости соблюдения светового режима. | Тестирование по изученным темам. | §5 | |
5. | 1. Общий обзор организма человека. | Уровни организации организма человека, общий план строения. Топография органов. | Торс человека, в/фр. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. | §6 | ||
6. | 1. Клеточное строение организма. | Внешняя и внутренняя среда организма. Клетка, ее строение и функции. | Модель клетки, таблицы. Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия» | Беседа о правильной осанке. | §7 | ||
7. | 2. Ткани. | Ткань. Основные типы тканей, их сходства и различия. Особенности строения нейрона, нейроглии, синапса. | Лабораторное оборудование, таблицы «Ткани», | Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §8 | |
8. | 3. Рефлекторная регуляция. | Центральная и периферическая нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга | «Схема рефлекторной дуги», в/фр. | Беседа о необходимости соблюдения светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе. | §9 п. §6-8 | ||
9. | 4. Обобщающее повторение по теме «Строение организма» | Основные понятия темы | Таблицы «Ткани», «Схема рефлекторной дуги», в/фр. | Проверочная работа. | §6-9 | ||
10. | 1. Значение нервной системы, строение. Спинной мозг. | Центральная и периферическая н.с. Головной, спинной мозг, нервы и нервные узлы. Эволюция н.с. | Мультимедийный диск «Анатомия», в/фр.Таблицы «Строение н.с.», «Строение мозга» | Беседа о правильной осанке. | §43 | ||
11. | 2. Строение головного мозга. Функции переднего и среднего мозга. | Строение и функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. | Мультимедийный диск «Анатомия», модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга» | Лабораторная работа №2 «Строение головного мозга» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §44 | |
12. | 3. Функции переднего мозга. | Строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. | Модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга» | Беседа о необходимости соблюдения светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе. | Самостоятельная работа с учебником. | §45 | |
13. | 4. Соматический и автономный отделы н.с. Рефлекторная регуляция органов и систем органов. | Функции соматического и автономного отделов н.с. Рефлексы, рефлекторная дуга. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги» | Беседа о правильной осанке. | Тестовый контроль по теме. | §43-46 | |
14. | 5. Анализаторы. | Виды анализаторов, их строение и функции. | Таблицы различных органов чувств, «Схема рефлекторной дуги», в/фр. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. | Сообщения учащихся. | §48 | |
15. | 6. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. | Значение зрения, строение и функции зрительного анализатора. Профилактика глазных болезней. | Таблица «Зрительный анализатор», модель глаза, в/фр. | Тренажер для сохранения полноценного зрения. | §49,50 | ||
16. | 7. Слуховой анализатор. | Значение слуха, строение и функции слухового анализатора. | Таблица «Слуховой анализатор», модель уха, в/фр. | Беседа о гигиене слуха. | Сообщения учащихся. | §51 | |
17. | 8. Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса. | Строение и механизм работы анализаторов. | Таблицы по данным анализаторам, в/фр. Лаб. оборудование. | Лабораторная работа №3 «Кожное чувство» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §52 | |
18. | 9. Обобщающее повторение по теме «Нервная система» | Основные понятия темы | Таблицы, модели. | Тестовый контроль. | |||
19. | 1. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. | Строение и функции опорно-двигательной системы. Строение и рост костей. | Таблицы «Скелет человека», «Мышцы». | Беседа о правильной осанке. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §10 | |
20. | 2. Скелет человека. | Строение и функции основных частей скелета. | Скелет человека, в/фр, дидактические карточки. | Лабораторная работа №4 «Строение скелета» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §11 | |
21. | 3. Типы соединения костей. | Типы соединения костей, строение и работа суставов. | Скелет человека, таблица «Типы соединения костей» | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. | §12 | ||
22. | 4. Строение мышц. Обзор мышц человека. | Особенности мышечной ткани. Морфология мышц, основные группы. | Таблицы «Мышцы человека, в/фр, дидактические карточки. Лаб. оборудование: Микроскопы, микропрепараты мышц. | Лабораторная работа №5 «Мышцы, их строение и функции» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §13 | |
23. | 5. Работа скелетных мышц. | Понятие о двигательной единице. Изменение мышц при тренировках. Гиподинамия. | Таблица «Мышцы человека», в/фр. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. | Сообщения учащихся. | §14 | |
24. | 6. Осанка. Предупреждение плоскостопия. | Методы самоконтроля и коррекции осанки. Причины и профилактика плоскостопия. | Таблицы «Мышцы человека», «Нарушения ОДС» в/фр. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. | §15 | ||
25. | 7. Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов. | Признаки и доврачебная помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов. | Бинты, шины, в/фр. | Упражнения для опорно-двигательного аппарата. | Отработка навыков оказания I помощи при травмах. | §16, п. всю тему | |
26. | 8. Обобщающее повторение по теме. | Основные понятия темы | Таблицы, модели. | Разноуровневая контрольная работа. | |||
27. 28. | 1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. 2. Борьба организма с инфекциями. Иммунитет. | Внутренняя среда организма, ее компоненты. Строение и функции клеток крови. Гомеостаз. Механизм барьеров, защищающих организм, на уровне кожи, внутренней среды, клетки. Значение иммунитета. | Лаб. оборудование: микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки. Таблица «Клетки крови» Мультимедийный диск «Анатомия». | Лабораторная работа №6 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» Инструктаж по технике безопасности. Беседа о необходимости профилактических прививок. | Отчет по выполнению лабораторной работы. Сообщения учащихся. | §17 §18 | |
29. | 3. Иммунология на службе здоровья. | Иммунология, история открытия вакцинации. | Портреты Л. Пастера, И. Мечникова. Мультимедийный диск «Анатомия». | Беседа о необходимости профилактических прививок. | Сообщения учащихся. | §19 | |
30. | 1. Транспортные системы организма. | Строение и функции кровеносной и лимфатической систем организма. | Мультимедийный диск «Анатомия», в/фр. Таблица «Кровеносная система» | Беседа о необходимости соблюдения светового режима. | §20 | ||
31. | 2. Круги кровообращения. | Циркуляция крови по большому и малому кругу кровообращения. | Схема «Круги кровообращения», таблица «Эволюция кровеносной системы» | Сообщения учащихся. | §21 | ||
32. | 3. Строение и работа сердца. | Строение и особенности работы сердца. Сердечный цикл. | Схема «Круги кровообращения», таблица «Строение сердца», «Сердечный цикл» | Беседа о необходимости занятий спортом для укрепления сердечной мышцы. | Тестовый контроль. | §22 | |
33. | 4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | Причины и механизм движения крови по сосудам. Правила измерения А.Д. | Тонометр, часы | Лабораторная работа №7 «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки» | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §23 | |
34. | 5. Гигиена ССС. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов, при кровотечениях. | Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Факторы, пагубно влияющие на ССС. | Жгут резиновый, бинт, вата, бумага, карандаш. | Лабораторная работа №8 «Первая помощь при кровотечениях» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §24-25 | |
35. | 6. Зачет по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы» | Основные понятия тем. | Таблицы, модели. | Зачетная работа. | |||
36. | 1. Значение дыхания. Органы дыхательной системы, заболевания дыхательных путей. | Строение и функции органов дыхания. Болезни дыхательных путей. | Мультимедийный диск «Анатомия», модель гортани, в/фр. Таблица «Органы дыхания» | Упражнения дыхательной гимнастики. | Сообщения учащихся. | §26 | |
37. | 2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | Строение легких, легочное и тканевое дыхание. | Мультимедийный диск «Анатомия», в/фр. Таблица «Органы дыхания» | Упражнения дыхательной гимнастики. | Самостоятельная работа с учебником. | §27 | |
38. | 3. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана окружающей среды. | Физические причины вдоха и выдоха. Защитные рефлексы. Вред курения. | В/фр. | Беседа о вреде курения. | Сообщения учащихся. | §28 | |
39. | 4. Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания. | Приемы самообследования дыхательной системы. Приемы оказания первой помощи при травмах дыхательной системы. | Таблица «Органы дыхания» Лаб. оборудование: воздушный шар, линейка. | Лабораторная работа №9 «Измерение жизненной емкости легких» Инструктаж по технике безопасности. | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §29, п. всю тему | |
40. | 1. Питание и пищеварение. | Органы пищеварительной системы, их функции. | Торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр. | Беседа о правильном питании. | §30 | ||
41. | 2. Пищеварение в ротовой полости. | Строение ротовой полости, особенности пищеварения в ротовой полости. | Лаб. оборудование: накрахмаленный бинт, раствор йода, в/фр. | Лабораторная работа №10 «Действие слюны на крахмал» | Отчет по выполнению лабораторной работы. | §31 | |
42. | 3. Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке. Действие ферментов П.С. | Особенности пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. | Торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр. | Беседа о необходимости горячего питания школьников. | §32 | ||
43. | 4. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Печень. | Строение и функции кишечника, кишечных ворсинок, печени. Аппендицит. | Мультимедийный диск «Анатомия», торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр. | Беседа о правильном питании. | Сообщения учащихся. | §33 | |
44. | 5. Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | Нервная и гуморальная регуляции пищеварения, их взаимосвязь. Правила потребления пищевых продуктов. Ж-к инфекции. | В\фрагмент. | Беседа «Продукты полезные и вредные для пищеварения» | Тестовая проверочная работа. | §34-35 | |
45. | 6. Зачет по темам «Дыхание», «Пищеварение». | Основные понятия тем. | Таблицы, модели, схемы. | Зачетная работа. | |||
46. | 1. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. | Пластический и энергетический обмен. | В\фрагмент, таблица «Строение клетки животного» | Беседа о правильном питании. | Сообщения учащихся. | §36 | |
47. | 2. Витамины. | Значение витаминов. Авитаминоз и гипервитаминоз. | В\фрагмент, таблица «Витамины» | Беседа о пользе витаминов. | Самостоятельная работа с учебником. | §37 | |
48. | 3. Энерготраты человека и пищевой рацион. | Энергетическая емкость питательных веществ. Энерготраты человека. | Мультимедийный диск «Анатомия» | Составление рационов питания. | §38 | ||
49. | 1. Кожа – наружный покровный орган. | Строение и функции кожи. | В\фрагмент, таблица «Строение кожи» | Беседа о правильном уходе за кожей. | Сообщения учащихся. | §39 | |
50. | 2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | Правила ухода за кожей. Помощь при ожогах и обморожениях. | В\фрагмент, таблицы «Строение кожи», плакат «Степени термического поражения кожи» | Беседа о пользе и вреде загара. | Сообщения учащихся. | §40 | |
51. | 3. Терморегуляция организма. Закаливание. | Механизм терморегуляции. Правила закаливания. | В\фрагмент. | Беседа о пользе закаливания. | Тестовая работа. | §41 | |
52. | 1. Выделение. | Строение и функции органов выделения. Заболевания. | Мультимедийный диск «Анатомия», таблица «Органы выделения», в/фр. | Беседа о возможных последствиях переохлаждения. | Составление схемы «Образование первичной и вторичной мочи» | §42 | |
53. | 2. Контрольная работа по темам «Обмен веществ», «Покровы тела», «Выделение» | Основные понятия тем. | Таблицы, модели, схемы. | Разноуровневая контрольная работа. | |||
54. | 1. Роль эндокринной регуляции, функции желез внутренней секреции. | Железы внутренней, внешней, смешанной секреции. Гормоны, их влияние на рост, развитие, обмен веществ. | Мультимедийный диск «Анатомия», таблица «Железы внутренней секреции», в/фр. Модели почек с надпочечниками, гортани со щитовидной железой. | Упражнения дыхательной гимнастики. | Самостоятельная работа | §58-59 | |
55. | 1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД. | Роль ученых в развитии учения о ВНД. И.М. Сеченов и И.П. Павлов. Условные и безусловные рефлексы. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фр. | Гимнастика для мозга. | Сообщения учащихся. | §53 | |
56. | 2. Врожденные и приобретенные программы поведения. | Врожденные: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент | Гимнастика для мозга. | Самостоятельная работа | §53 | |
57. | 3. Сон и сновидения. | Биологические ритмы. Природа и фазы сна. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент | Беседа о необходимости чередования умственного и физического труда. | Сообщения учащихся. | §54 | |
58. | 4. Особенности ВНД человека. Речь, сознание. Познавательные процессы. | Особенности ВНД человека: речь, сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент | Гимнастика для мозга. | Сообщения учащихся. | §55 | |
59. | 5. Воля, эмоции, внимание. | Значение эмоций, свойства внимания. Внушаемость, негативизм. | Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент | Тест на проверку внимания. | Тестовая работа | §56 | |
60. | 1. Жизненные циклы. Размножение. | Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. | Схемы «Циклы развития растений, животных» | Беседа о вреде ранних половых контактов. | Самостоятельная работа | §60 | |
61. | 2. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | Закон индивидуального развития Геккеля и Мюллера. Развитие плода, беременность, роды. | Таблица «Зародышевое сходство животных и человека» | Беседа о вреде ранних абортов. | §61 | ||
62. | 3. Наследственные и врожденные заболевания. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передаваемые половым путем. СПИД. Этапы развития человека. Темперамент, характер, личность. | В/фрагмент | Беседа о влиянии наркотиков, алкоголя, никотина на развитие и здоровье человека. | Сообщения учащихся | §62-63 | |
63. | 4. Интересы, склонности, способности. | Интерес, склонность, способности, их развитие. | В/фрагмент | Тестовая работа | §54 | ||
64. | Обобщающее повторение. | Основные понятия тем. | Таблицы, модели, схемы. | ||||
65. | Годовая контрольная работа |