Рабочие программы по биологии

Басюра-Слизская Валентина Ивановна

На странице размещены рабочие программы по биологии для разных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К.Жукова»

Биология. Бактерии. Грибы. Растения.

7 класс.

Тематическое планирование уроков из расчета 2 часа в неделю 

(всего 70 часов)

Учитель: Басюра В. И.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основании стандартной программы по биологии (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш-3 вариант), на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (основное общее образование), обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников по биологии с учетом регионального компонента и предполагает изучение курса  по учебнику «Биология: Животные. 7 класс», автор Латюшин В.В., Шапкин В.А.- М.: Дрофа, 2010.

Учебно-методический комплект:

  • Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология: Животные. 7 класс», учебник - М.: Дрофа, 2010.
  • Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология: Животные. 7 класс»: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2009.
  • Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6 класс: к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. «Биология: Животные. 7 класс» – М.: Изд-во «Экзамен», 2009.
  • Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988.
  • Федяева В.В., Абрамова Т.И. Редкие и исчезающие виды растений Ростовской области: Методическое пособие для учителя. – Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

В 7 классе по программе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

 Рабочая программа по биологии для учащихся 7-х классов составлена исходя из целей обучения биологии в основной школе.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работая с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природе, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. 

Вся система биологических знаний и умений сгруппирована в три взаимосвязанные содержательные линии:

-организм - биологическая система;

-надорганизменные системы;

-многообразие и эволюция органического мира.

        При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

 Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.

В программе сформулированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание тем. Выделены ведущие цели и основные понятия. А также темы краеведеско-региональные. К темам указаны лабораторные работы.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения.

На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

(зеленым цветом выделены вопросы, темы регионального компонента)

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса.

Учащиеся должны

называть:

  • общие признаки живого организма;
  • основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;
  • причины и результаты эволюции. Приводить примеры;
  • усложнения животных в процессе эволюции;
  • природных и искусственных сообществ;
  • изменчивости, наследственности и приспособленности животных к среде обитания;
  • наиболее распространенных видов пород животных.

характеризовать:

  • строение, функции клеток животных;
  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
  • строение и жизнедеятельность животного организмов;
  • обмен веществ и превращение энергии;
  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
  • размножение, рост и развитие животных;
  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности
    искусственных сообществ.

Обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
  • родство млекопитающих животных и человека;
  • особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой

деятельностью;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в
    биосфере.

Распознавать:

  • организмы животных;
  • клетки, ткани, органы и системы органов животных;
  • наиболее распространенные виды животных своего региона, животных разных классов и типов.

Сравнивать:

  • строение и функции клеток растений и животных;
  • организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;
  • типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования
    мер их охраны;
  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов:
    приспособленности организмов и многообразия видов.

Делать выводы:

  • о клеточном строении организмов всех царств живой природы;
  • о родстве и единстве органического мира;
  • об усложнении животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.

Наблюдать:

  • сезонные изменения в жизни животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых
    организмов.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности
    растений, поведения животных;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; предупреждение травматизма, стрессов, вредных привычек; профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
  • Оказания первой помощи при укусах животных;
  • Соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.

Название темы

Задачи темы

Оборудование

Дом, задание

Введение (2ч)

1,

История развития биологии

Познакомить с зоологией-наукой о животных, этапами ее развития, основными достижениями, многообразием животного мира, характерными признаками животного организма, чертами сходства и различия между животными и растительными организмами

Таблицы: “Бактерии” “Грибы” “Водоросли”

&1 &2

2

Современная зоология

Многообразие животных (59ч)

1*-2

Простейшие: Корненожки, Радиолярии,  Солнечники, Споровики

Знать общую характеристику  простейших, особенности их строения , жизнедеятельности, их значение в природе и жизни человека. Продолжить формирование  умения работать с микроскопом.

Микроскопы, культуры простейших, таблицы.

&3

3-4*

Простейшие: Жгутиконосцы, Инфузории.

&4

Беспозвоночные (20ч)

5

Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные.

Расширить представления учащихся о многоклеточных беспозвоночных животных, сформировать знания об особенностях  строения и жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, основах систематики многоклеточных  беспозвоночных животных, об их роли в природе и жизни человека, сформировать понятие о необходимости охраны животных, научить распознавать  представителей групп многоклеточных беспозвоночных и наблюдать за живыми животными

Таблицы, влажные препараты

&5

6-7*

Тип Кишечнополостные Класс Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

Таблицы и влажные препараты

&6

8-9*

Тип Плоские черви Класс Ресничные, Сосальщики, Ленточные

Таблицы и влажные препараты

&7

10*

Тип Круглые черви

Таблицы , микропрепараты микроскоп

&8

11

Тип Кольчатые черви Класс Многощетинковые или Полихеты

Таблицы

&9

12*

Класс Кольчецы: Малощетинковые (Олигохеты) и Пиявки

Таблицы, лупа и живой дождевой червь

&10

13*

Тип Моллюски

Таблицы и раковины

&11

14-15

Класс Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие

Таблицы

&12

16

Тип Иглокожие Классы Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры

Таблицы и коллекции

&13

17-18*

Тип Членистоногии  Класс Ракообразные, Паукообразные

Коллекции, влажные препараты,

&14

19*

Класс Насекомые

Коллекции и таблицы

&15

20

Отряды Насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки

Коллекции и таблицы

&16

21

Отряд Насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

Таблицы

&17

22

Отряд Насекомых: Чешуекрылые (бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

Коллекции и таблицы

&18

23

Отряд Насекомые: Перепончатокрылые

Коллекции

&19

24

Обобщающий урок по теме “Многоклеточные беспозвоночные животные”

Позвоночные Тип Хордовые (35ч)

1*

Тип Хордовые п/тип Бесчерепные и Черепные

Расширить представления учащихся о многообразии животного мира; показать особенности строения и жизнедеятельности многоклеточных хордовых как высших животных, основы их систематики, их значение в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека, необходимость рационального использования, охраны и воспроизводства животного мира; сформировать умение распознавать хордовых

Влажные препараты, таблицы

&20

2*

Класс Рыбы: особености внешнего строения.

Таблицы

&21, 36-38

3

Особенности внутреннего строения рыб в связи с их функциями.

&39-47

4

Класс Хрящевые рыбы Отряд: Акулы, Скаты, Химерообразные

Скелеты рыб, таблицы

&22

5*

Костные рыбы Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные,Карпообразные,Окунеобразные

Таблицы

&23

6

Проверочная работа по теме «РЫБЫ»

7

Класс Земноводные. Особенности внешнего строения.

Таблицы скелет лягушки

&24,36-38

8

Особенности внутреннего строения земноводных.

Таблицы

&39-47

9*

Класс Земноводные (Амфибии) Отряды: Безногие, Хвостатые и  Бесхвостые

Таблицы,

&24

10

Контрольно-обобщающий урок по теме «Земноводные»

11-12

Класс Рептилии. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с жизнью на суше.

Таблицы

&25, 36-47

13*

Класс Пресмыкающиеся Отряд Чешуйчатые

Таблицы

&25

14

Отряды Пресмыкающихся Черепахи и Крокодилы

Таблицы

&26

15

Контрольно-обобщающий урок.

16

Класс Птицы. Особености внешнего строения.

Таблицы

&27,36

17

Особенности опорно-двигательного аппарата птиц в связи с приспособлением к полетам.

скелет птицы

&37

18

Особенности внутреннего строения птиц.

Таблицы

&39-42

19

Нервная система и органы чувств. Размножение и развитие птиц.

&43-47

20

Происходение птиц.

&49

21*

Класс Птицы Отряд Пингвины

Таблицы, набор перьев

&27

22

Отряды Птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные и Гусеобразные

Таблицы, иллюстрации

&28

23*

Дневные хищные, Совы, Куриные

Таблицы

&29

24*

Воробьинообразные, Голенастые

Таблицы, иллюстрации

&30

25

Контрольно-обобщающий урок.

26

Класс млекопитающие. Особенности внешнего строения

Таблицы

&34,36-38

27

Особенности внутреннего строения

Таблицы

&39-45

28

Размножение и развитие млекопитающих.

&46

29*

Класс Млекопитающие (Звери) Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные и Рукокрылые

Таблицы

&31

30*

Отряд: Звери Грызуны, Зайцеобразные

Таблицы, иллюстрации

&32

31*

Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные

Таблицы

&33

32*

Парно-Непарнокопытные

Таблицы,

иллюстрации

&34

33*

Приматы

Таблицы

&35

34*

Обобщающий урок по теме “Многоклеточные хордовые животные”

35*

Контрольная работа

Развитие и закономерности размещения животных на Земле (2ч)

1

Доказательства эволюции животных. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира

Продолжить формирование понятие об эволюции; сформировать знания учащихся об основных причинах эволюции животных и ее результатах ,о закономерностях размещения животных, познакомить с основными доказательствами эволюции животных

Коллекции, таблицы

&49,50

2

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции

Таблицы

&51,52

Биоценозы (3ч)

1

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы

Сформировать знания о биоценозах и их разнообразии, о факторах среды и их влиянии на биоценозы, о структурных компонентах биоценоза, их взаимосвязях и закономерностях, о пищевых цепях, пищевых пирамидах, продуктивности

Таблицы и гербарии

&53,54

2

Цепи питания. Поток энергии

Таблицы

&55

3*

Взаимосвязь компонентов биоценозов и их приспособленность друг к другу

Коллекции и таблицы

&56

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3ч)

1*

Воздействие человека и его деятельности на животный мир

Познакомить с воздействием человека на животный мир, его видами: промыслом, одомашиванием; с законами России, охраняющие животный мир, документами, их декларирующими, с основными направлениями охраны животного мира

Таблицы

&57,58

2

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга

Конституция России

&59

3*

Контрольная работа



Предварительный просмотр:

МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К.Жукова»

Биология. Введение в общую биологию и экологию.

9 класс.

Тематическое планирование уроков из расчета 2 часа в неделю 

(всего 70 часов)

Учитель: Басюра В.И.

Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию: Учебник для 9 класса общеобразовательного учебного заведения / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа,2010.

Программа: представляемый учебник входит в учебно-методический комплект по биологическому образованию для основной школы (5-9 классы), разработанный В.В. Пасечником, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшиным.

Основные цели курса: 

  1. подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности.
  2. обладать экологической культурой.
  3. ориентироваться в биологических и пограничных с ними областях знаний.

гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психологического, физического и нравственного здоровья человека.

4. Формирование у школьников отношения к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.

  Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при  организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с технологическими картами- модулями. Работая в индивидуальном темпе, учащиеся устно сдают материал учителю и выполняют зачётное тестирование по темам 1.4, 1.5,1.6.

Региональные компоненты:

Эколого-краеведческий:

  • биосферный уровень (средообразующая деятельность организмов: на примере известняков нашего района, это деятельность саркодовых амеб, которые имели раковины, форомоноферы, имеющие раковины из карбоната кальция и радиолярии, состоящие из оксида кремния)
  • Популяции (знакомим с популяциями, населяющими наши биоценозы)
  • Антропогенное влияние на биосферу (знакомим с экологическими проблемами родного города, создаем экологическую карту)
  • Экологические факторы и условия среды (абиотические и биотичекие)
  • Колебания численности организмов (знакомство с природоохранными территориями: заповедники, заказники, национальные парки)

Основы безопасности и жизнедеятельности:

  • Техника безопасности при проведении лабораторных работ
  • Техника безопасности поведения в кабинете, школе, на природе.
  • Организмы и окружающая среда (влияние вредных компонентов на загрязнение воды, почвы, воздуха). Влияние загрязненной окружающей среды на живые организмы.
  • Воспитание экологической культуры у школьников.

Профориентационный:

  • Знакомство учащихся с различными профессиями сельскохозяйственного труда

Валеологический компонент:

Одно из важнейших направлений современного образования – разработка и внедрение валеологического подхода в школьное образование и воспитание.

Цель:

  • Формировать валеологические знания и умения
  • Воспитывать у учащихся потребность в здоровом образе жизни
  • Формировать и вырабатывать индивидуальные способы валеологически обоснованного поведения.

Проблемы, рассматриваемые в курсе биология:

  • Влияние человека на окружающую среду
  • Способы сохранения здоровья

Культурологическая направленность:

Идея усиления культурологической направленности содержания образования, обусловлено тем, что, а системе естественного образования биология как предмет занимает место, определяемое ролью соответствующей науки в познании природы, решением глобальных проблем человечества, формированием научной картины мира.

В ходе уроков должно происходить формирование определенных аспектов общей культуры (культуры потребления, природопользование, осознание ответственности за свое здоровье)

Нравственно-патриотическое воспитание:

В этом курсе учащиеся знакомятся со многими учеными первооткрывателями. Необходимо усилить внимание учащихся на вклад российских ученых в познании природы.

Для организации работы с надомниками необходима коррекция учебной программы, так как количество часов по данному предмету всего 34: Тема Молекулярный уровень (6ч), Тема Клеточный уровень (8ч), Тема Организменный уровень (8ч), Тема Популяционно-видовой уровень (1ч), Тема Экосистемный уровень (2ч), Тема Биосферный уровень (1ч), Тема Основы учения обэволюции (5ч), Тема Возникновение и развитие жизни на Земле (3ч). В тематическом планировании * отмечены уроки для работы с надомниками.


Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения биологии учащиеся должны

 знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

      • соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания),

Тема урока

Изучаемые вопросы

Демонстрации и лабораторные работы

Домашние задание

I Введение (3 часа)

1

Биология-наука о жизни

Обобщить имеющиеся у учащихся знания и сформировать понятие о биологии как о комплексной науке, обо всех аспектах живого

§1

2

.Методы исследования в биологии

Сформировать у учащихся понятие «научный метод»; раскрыть основные этапы научного исследования и познакомить с важнейшими методами, применяемыми в биологии.

§2

3

Сущность жизни и свойства живого.

Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого; познакомить учащихся с основными свойствами живых организмов.

§3

Тема 1 Молекулярный уровень (10 часов)

1*

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика.

Познакомить учащихся с уровнями организации живой природы; дать общую характеристику молекулярного уровня; сформировать понятия «биополимеры», «биомолекулы»; показать роль биомолекул в живом организме.

§1.1

2*

Углеводы

Сформировать понятие «углеводы»; познакомить учащихся со строением углеводов и функциями, выполняемыми в живом организме.

Таблицы

§1.2

3*

Липиды

Сформировать понятие «липиды» и представление о строении и функциях липидов.

Таблицы

§1.3

4*

Состав и строение белков.

Сформировать понятие «белки»,»аминокислоты», «денатурация»; познакомить учащихся со строением и свойствами белковых молекул.

Таблицы, объемные модели

§1.4

5.

Функции белков.

Закрепить знания учащихся о строении и белковых молекул; познакомить с функциями белков; углубить знания о связи строения молекул вещества и их функций на примере белков.

§1.5

6*

Нуклеиновые кислоты.

Сформировать знания о строении молекул нуклеиновых кислот как биополимеров; показать особую роль нуклеиновых кислот в живой природе.

Таблицы, объемные модели

§1.6

7.

АТФ и другие органические соединения клетки.

Сформировать понятие о строении и функциях АТФ; познакомить с другими органическими соединениями клетки.

§1.7

8.

Биологические катализаторы.

Сформировать понятие «катализатор» и «фермент»; показать роль ферментов в клетке.

Таблицы, дем. опыт «расщепление перекиси водорода»

§1.8

9*

Вирусы.

Познакомить учащихся с вирусами как доклеточной формой жизни, особенностями их строения и жизнедеятельности.

Таблицы

§1.9

10

Контрольно-обобщающий урок по теме.

Систематизировать и обобщить знания учащихся о молекулярном уровне организации живой природы

Тема 2 Клеточный уровень (15 часов)

1*

Основные положения клеточной теории.

Развить понятие о клеточном уровне жизни; сформировать понятие о клеточной теории и ее основные положения.

Л/р «изучение строения растительной и живой клетки»

§2.1

2.

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

Продолжить развитие понятий о строении клеток; развить понятие о цитоплазме, строении и функционировании клеточной мембраны.

Таблицы

§2.2

3*

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

Сформировать понятие о строении и функциях клеточного ядра, представление о ядрышке и его роли в клетке; познакомить с хромосомным набором клетки.

Таблицы

§2.3

4*

Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Познакомить учащихся со строением и функциями эндоплазматической сети, рибосом и комплекса Гольджи.

Таблицы

§2.4

5*

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Познакомить со строением и функциями лизосом, митохондрий, пластид.

Таблицы

§2.5

6.

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения.

Познакомить со строением и функциями клеточного центра, органоидов движения и клеточными включениями.

Таблицы

§2.6

7*

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток.

Таблицы

§2.7

8.

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Сформировать представления о метаболизме как совокупности реакций обмена в клетке; показать учащимся, что ассимиляция и диссимиляция-две стороны единого процесса-метаболизма.

§2.8

9*

Энергетический обмен в клетке.

Углубить и расширить знания о метаболизме, раскрывая сущность энергетического обмена; познакомить с особенностями трех этапов энергетического обмена.

§2.9

10

Типы питания клетки.

Развить понятие о типах питаниях клетки; сформировать понятие «автотрофные и гетеротроофные организмы»; познакомить с организмами разного типа питания.

§2.10

11*

Фотосинтез и хемосинтез.

Продолжить формирование знаний об автотрофных организмах; сформировать понятие о световой и теневой фазах фотосинтеза; познакомить с сущностью процесса хемосинтеза; раскрыть значение хемосинтеза и фотосинтеза в биосфере.

§2.11

12

Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

Углубить понятие «ассимиляция» путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка; сформировать понятие о генетическом коде, способе передачи информации с ДНК на иРНК, роли тРНК в сборке аминокислот в молекуле белка.

Таблицы

§2.12

13

Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

Продолжить формирование понятия «биосинтез белка»; показать роль тРНК и процессе синтеза белка; раскрыть механизм матричного синтеза полипептидной цепи.

Таблицы

§2.13

14*

Деление клетки. Митоз.

Развить понятие «размножение»; сформировать понятие о митозе как об универсальном способе, сохраняющем постоянство числа хромосом в клетке.

Таблицы

§2.14

15

Обобщающий урок по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о клеточном уровне организации живой природы.

Межпредметные связи. Неорганическая химия: химические связи; строение вещества. Органическая химия: принципы организации органических соединений; углеводы, жиры, белки. Нуклеиновые кислоты. Физика: свойства жидкостей, тепловые явления; законы термодинамики.

Тема 3 Организменный уровень (14 часов)

1.

Размножение организмов. Оплодотворение.

Развить понятие о формах и видах размножения; показать их биологическую роль, подчеркнуть наследственную однородность потомства при бесполом и вегетативном размножении.

§3.1

2*

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Сформировать понятие о мейозе как способе деления клетки, ведущем к образованию гаплоидного числа хромосом в гаметах; раскрыть стадии гаметогенеза и его биологическую сущность; развить понятие об оплодотворении как условии возникновения нового организма половым путем и восстановления диплоидного набора в клетках.

Таблицы

§3.2

3*

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Продолжить формирование знаний об индивидуальном развитии организмов (онтогенезе); познакомить учащихся с сущностью биогенетического закона и его значением для выяснения родственных связей между организмами.

§3.3

4*

Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Охарактеризовать генетику как науку, ее развитие и значение; сформировать понятие о гибридологическом методе и понятия «аллельные гены», «гомозиготные» и «гетерозиготные организмы», «рецессивные и доминантные признаки».

Таблицы, решение генетических задач.

§3.4

5.

Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Познакомить с законом чистоты гамет; раскрыть цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Таблицы

§3.5

6.

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Познакомить с явлением неполного доминирования; сформировать понятия «фенотип» и «генотип»; дать представление об анализирующем скрещивании

Таблицы, решение генетических задач.

§3.6

7*

Дигибридное скрещивание.

Познакомить с результатами дигибридного скрещивания и законом независимого наследования признаков; показать возможность математического расчета для прогнозирования численного выражения вариантов расщепления по фенотипу и генотипу.

Таблицы, решение генетических задач.

§3.7

8*

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Дать понятие о группах сцепления и роли перекреста хромосом;

Таблицы, решение генетических задач.

§3.8

9*

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Дать понятие о хромосомном механизме определения пола; познакомить с аутосомамаи и половыми хромосомами.

Таблицы, решение генетических задач.

§3.10

10*

Модификационная изменчивость.

Сформировать понятие о модификационной изменчивости, о причинах ее проявления, об изменении факторов среды,

Таблицы, Л/р «изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

§3.11

11*

Мутационная изменчивость

Раскрыть сущность мутационной изменчивости; познакомить с видами мутаций и факторами, способствующими их возникновению

Таблицы

§3.12

12

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

Сформировать понятие о селекции как науке; показать значение учения Вавилова о центрах происхождения культурных растений для развития селекции; показать сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.

§3.13

13

Основные методы селекции.

Познакомить с основными методами, применяемыми в селекции растений, животных, микроорганизмов.

§3.14

14

Контрольно-обобщающий урок по теме.

Обобщить и систематизировать знания об организменном уровне организации живой природы.

Межпредметные связи. Неорганическая химия: охрана природы от воздействия отходов химических производств. Физика: рентгеновское излучение, доза излучения и биологическая защита.

Тема 4 Популяционно-видовой уровень (2 часа)

1*

Вид. Критерии вида.

Сформировать понятие «вид» как реально существующую единицу живой природы.

Лаб. работа «изучение морфологического критерия вида»

§4.1

2.

Популяции.

Сформировать понятие о популяции как структурной единице вида.

Таблицы

§4.2

Тема 5 Экосистемный уровень (5 часов)

1*

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Продолжить формирование знаний у учащихся о различных уровнях организации природных сообществ, о классификации природных сообществ и их связи с ландшафтами.

Таблицы

§5.1

2.

Состав и структура сообщества.

Раскрыть особенности структурной организации биотического сообщества; о значении видовой структуры сообщества как показателя его состояния и устойчивости; о значении пространственной разделенности сообщества.

Таблицы

§5.2

3*

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Сформировать знания о вещественно-энергетических связях; об источниках и эффективности использования поступающей в экосистему энергии; о количественных изменениях энергии, переносимой по пищевой цепи; о пирамидах численности и биомассы организмов.

§5.3

4.

Саморазвитие экосистемы.

Раскрыть знания о закономерностях изменения экосистем во времени; о явлении экологической сукцессии, его природе и механизмах; о стадиях сукцессионых изменений.

§5.4

5.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Экосистемный уровень»

Систематизировать и обобщить знания по теме.

Тема 6 Биосферный уровень (3 часа)

1*

Биосфера. Среды жизни.

Развить знания о биосфере и средах обитания живых организмов.

§6.1

2.

Круговорот веществ в биосфере.

Сформировать знания о биогеохимических циклах и роли живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов.

Таблицы

§6.2

3.

Контрольно-обобщающий по теме «Биосферный уровень»

§1.7

Тема 7 Основы учения об эволюции (7 часа)

1.

Развитие эволюционного учения.

Познакомить с историей формирования и развития эволюционных идей; раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

§7.1

2*

Изменчивость организмов.

Развить знания об изменчивости организмов и показать значение изменчивости для эволюции.

Таблицы

§7.2

3*

Борьба за существование. Естественный отбор.

Сформировать понятия «борьба за существование» познакомить с ее формами; показать роль естественного отбора в эволюции.

Таблицы

§7.4, 7.5

4*

Видообразование.

Сформировать понятие «микроэволюции»; дать представление об основных формах видообразования.

Таблицы

§7.7

5*

Макроэволюция.

Сформировать понятие об макроэволюции.

§7.8

6*

Основные закономерности эволюции.

Познакомить с основными типами революционных изменений и главными линиями эволюции

§7.9

7.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Основы учения об эволюции»

Обобщить и систематизировать знания по теме.

Межпредметные связи. История: культура западной Европы конца 15-17 веков; культура первого периода новой истории; великие географические открытия. Экономическая география: население мира, география населения мира.

Тема 8 Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

1*

Гипотезы возникновения жизни.

Познакомить с основными гипотезами о возникновение жизни; раскрыть различия в подходах к объяснению возникновения жизни с религиозных и научных позиций; показать как менялись взгляды на возникновение жизни по мере накопления научных знаний.

§8.1

2*

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы.

Познакомить с современным состоянием проблемы.

§8.2

3.

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

Познакомить с делением истории Земли на эры и эпохи, периоды. Дать представление об особенностях флоры и фауны в архее, протерозое и палеозое. Расширить знания о главных ароморфозах, появившихся в эти эры.

Таблицы

§8.3

4.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Продолжить формирование знаний о закономерностях развития жизни на Земле на основе анализа особенностей органического мира в мезозое и кайнозое; раскрыть эволюционное значение ароморфозов и идиоадаптаций.

Таблицы

§8.4

5.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

Обобщить и систематизировать знания по теме.

Межпредметные связи. Физическая география: история континентов.




Предварительный просмотр:

МОБУ «Троицкая СОШ им. Г.К.Жукова»

Биология. Человек.

8 класс.

Тематическое планирование уроков из расчета 2 часа в неделю 

(всего 70 часов)

Учитель: Басюра В.И.

Пояснительная записка

УМК.

      Планирование составлено на основании Программы общеобразовательных учреждений по биологии  (авторы  Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.) и рекомендовано Управлением развития Мин. Образования РФ 2010г.

  • Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс, учебник- М.: Дрофа, 2010.
  • Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек. 8 класс»: Пособие для учителя.- М.: Дрофа, 2010.
  • Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2010.
  • Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. – М.: Дрофа, 2007

Целями обучения биологии являются:

-овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

-формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического и нравственного здоровья человека;

 -обеспечивать экологическое образование и воспитание, формировать ответственное отношение к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира;

-установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

-подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

   

Содержательно программа направлена на формирование социально-психологической компетентности как основы успешной социальной адаптации детей, ответственного ценностного отношения к собственному здоровью, принятие здорового образа жизни как нормы индивидуального бытия, а также на развитие аналитических, оценочных, рефлексивных и прогностических умений, обеспечивающих избегание ситуации соприкосновения с психоактивными веществами.

        При изучении курса «Биология. Человек» учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Программа включает наиболее существенные вопросы содержания биологического образования: основные теории, закономерности, понятия, научные факты, учебные умения. Они служат основой формирования у учащихся научной картины мира, ответственного отношения к природе, здорового образа жизни, сохранения физического, психического и нравственного здоровья.

         Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями. Для организации текущей проверки и закрепления в программе запланировано проведение тестовых работ, с разноуровневыми заданиями. Они включают задания с выбором ответа и со свободным ответом.

К темам указаны лабораторные и практические работы.

Программа предполагает проведение самонаблюдений и самообследований, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности.

В программе указаны основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса, в них отражены наиболее существенные вопросы содержания образования по биологии для основной общеобразовательной школы.

Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения.

На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.

Валеологический компонент:

Цель:

  • Формировать валеологические знания и умения
  • Воспитывать у учащихся потребность в здоровом образе жизни
  • Формировать и вырабатывать индивидуальные способы валеологически обоснованного поведения.

Проблемы, рассматриваемые в курсе биология человек:

  • Влияние человека на окружающую среду
  • Способы сохранения здоровья
  • Первая медицинская помощь
  • Вредные привычки, их влияние на организм человека.
  • Гигиена и здоровье.

Экологическое образование-это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью

Целью экологического образования является формирование экологической культуры личности, ее ответственности в решении задач устойчивого развития биосферы и общества. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием богатством вызывает чувство любви к ней и ответственность за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека

 Для достижения этой цели в курсе «Биология. Человек» вводятся экологические знания об биологических системах. Рассматривается уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимоотношения на организменном и надорганизменном уровнях организации жизни. Понятия популяционно - видовой, биоценотический и экосистемной экологии и эволюции биосистем позволяет сформировать обобщения планетарного масштаба о самоорганизации биосистем и самоочищении окружающей среды.

Культурологическая направленность:

Идея усиления культурологической направленности содержания образования, обусловлено тем, что, а системе естественного образования биология как предмет занимает место, определяемое ролью соответствующей науки в познании природы, решением глобальных проблем человечества, формированием научной картины мира.

В ходе уроков должно происходить формирование определенных аспектов общей культуры (культуры потребления, природопользование, осознание ответственности за свое здоровье)

Нравственно-патриотическое воспитание:

В этом курсе учащиеся знакомятся со многими учеными первооткрывателями. Необходимо усилить внимание учащихся на вклад российских ученых в познании природы.

Основы безопасности и жизнедеятельности:

  • Техника безопасности при проведении лабораторных работ
  • Техника безопасности поведения в кабинете, школе, на природе.
  • Организмы и окружающая среда (влияние вредных компонентов на загрязнение воды, почвы, воздуха). Влияние загрязненной окружающей среды на живые организмы.

Воспитание экологической культуры у школьников

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.

Учащиеся должны знать:

-систематическое положение человека и его происхождение;

-особенности строения и функции основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;

-о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ;

Особенности индивидуального развития организма человека;

-об отрицательном воздействии на организм вредных привычек;

-приемы оказания доврачебной помощи при несчастных случаях;

-правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

-этические нормы межличностных отношений.

Учащиеся должны уметь:

-распознавать органы и их топографию, системы органов;

-объяснять связь между их строением и функциями;

-понимать влияние физического труда и спорта на организм;

-выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

-объяснять отрицательное воздействие вредных привычек на организм человека;

-оказать первую помощь при несчастных случаях;

-соблюдать правила личной и общественной гигиены;

-пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

-проводить самонаблюдения и ставить простейшие опыты;

-работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек; профилактики нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

   №

Тема урока

Результаты обучения

ИКТ, учебно-наглядные пособия

Лабораторные и практические работы

ТУЗ

Дом. задан.

Здоровье-

сберегающие

технологии

1.

 1. Науки о человеке, их становление  и методы исследования.

Анатомия, физиология, психология, гигиена.

Сходства и различия человека и животных

Человек как биосоциальное существо.

Изучение человека  в различные эпохи.

Портреты ученых

– биологов,

 д/м коллекций палеонтологических ископаемых.

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.

Сообщения учащихся

§1

§2

2.

1.Систематическое положение человека

Место человека в системе живых существ. Таксоны, рудименты, атавизмы.

В/фр.

д/м коллекций палеонтологических ископаемых.

Беседа о правильной осанке.

§3

3.

2. Историческое прошлое людей.

Этапы эволюции человека и возникновение социальной среды.

Древнейший, древний и современный человек.

д/м коллекций палеонтологических ископаемых, черепа человека и его предков.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

§4

4.

3. Расы человека.

Раса, как систематическое подразделение внутри вида. История формирования рас.

д/м наглядного пособия

 «Расы человека»

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима.

Тестирование по изученным темам.

§5

5.

1. Общий обзор организма человека.

Уровни организации организма человека, общий план строения. Топография органов.

Торс человека, в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

§6

6.

1. Клеточное строение организма.

Внешняя и внутренняя среда организма. Клетка, ее строение и функции.

Модель клетки, таблицы.

Мультимедийный диск «Уроки биологии Кирилла и Мефодия»

Беседа о правильной осанке.

§7

7.

2. Ткани.

Ткань. Основные типы тканей, их сходства и различия. Особенности строения нейрона, нейроглии, синапса.

Лабораторное оборудование, таблицы «Ткани»,

Лабораторная работа №1 «Ткани организма человека» Инструктаж по технике безопасности. 

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§8

8.

3. Рефлекторная регуляция.

Центральная и периферическая нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга

«Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.

§9

п. §6-8

9.

4. Обобщающее повторение по теме «Строение организма»

Основные понятия темы

Таблицы «Ткани», «Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Проверочная работа.

§6-9

10.

1. Значение нервной системы, строение. Спинной мозг.

Центральная и периферическая н.с. Головной, спинной мозг, нервы и нервные узлы. Эволюция н.с.

Мультимедийный

диск «Анатомия», в/фр.Таблицы «Строение н.с.», «Строение мозга»

Беседа о правильной осанке.

§43

11.

2. Строение головного мозга. Функции переднего и среднего мозга.

Строение и функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.

Мультимедийный

диск «Анатомия»,

модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга»

Лабораторная работа №2 «Строение головного мозга» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§44

12.

3. Функции переднего мозга.

Строение и функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.

Модели и срезы головного мозга, таблицы «Строение головного мозга»

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима при чтении книг, учебных занятий дома и в школе.

Самостоятельная работа  с учебником.

§45

13.

4. Соматический и автономный отделы н.с. Рефлекторная регуляция органов и систем органов.

Функции соматического и автономного отделов н.с. Рефлексы, рефлекторная дуга.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги»

Беседа о правильной осанке.

Тестовый контроль по теме.

§43-46

14.

5. Анализаторы.

Виды анализаторов, их строение и функции.

Таблицы различных органов чувств, «Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

Сообщения учащихся.

§48

15.

6. Зрительный анализатор. Гигиена зрения.

Значение зрения, строение и функции зрительного анализатора. Профилактика глазных болезней.

Таблица «Зрительный анализатор», модель глаза, в/фр.

Тренажер для сохранения полноценного зрения.

§49,50

16.

7. Слуховой анализатор.

Значение слуха, строение и функции слухового анализатора.

Таблица «Слуховой  анализатор», модель уха, в/фр.

Беседа о гигиене слуха.

Сообщения учащихся.

§51

17.

8. Органы равновесия, кожно-мышечного чувства, обоняния и вкуса.

Строение и механизм работы анализаторов.

Таблицы по данным анализаторам, в/фр.

Лаб. оборудование.

Лабораторная работа №3 «Кожное чувство» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§52

18.

9. Обобщающее повторение по теме «Нервная система»

Основные понятия темы

Таблицы, модели.

Тестовый контроль.

19.

1. Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

Строение и функции опорно-двигательной системы.

Строение  и рост костей.

Таблицы «Скелет человека», «Мышцы».

Беседа о правильной осанке.

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§10

20.

2. Скелет человека.

Строение и функции основных частей скелета.

Скелет человека, в/фр, дидактические карточки.

Лабораторная работа №4 «Строение скелета» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§11

21.

3. Типы соединения костей.

Типы соединения костей, строение и работа суставов.

Скелет человека, таблица «Типы соединения костей»

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

§12

22.

4. Строение мышц.

Обзор мышц человека.

Особенности мышечной ткани. Морфология мышц, основные группы.

Таблицы «Мышцы человека, в/фр, дидактические карточки.

Лаб. оборудование:

Микроскопы, микропрепараты мышц.

Лабораторная работа №5 «Мышцы, их строение и функции» Инструктаж по технике безопасности. 

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§13

23.

5. Работа скелетных мышц.

Понятие о двигательной единице. Изменение мышц при тренировках. Гиподинамия.

Таблица «Мышцы человека», в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

Сообщения учащихся.

§14

24.

6. Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Методы самоконтроля и коррекции осанки. Причины и профилактика плоскостопия.

Таблицы «Мышцы человека», «Нарушения ОДС» в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

§15

25.

7. Первая помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов.

Признаки и доврачебная помощь при ушибах, переломах костей, вывихах суставов.

Бинты, шины,

в/фр.

Упражнения для опорно-двигательного аппарата.

Отработка навыков оказания I помощи при травмах.

§16,

п. всю тему

26.

8. Обобщающее повторение по теме.

Основные понятия темы

Таблицы, модели.

Разноуровневая контрольная работа.

27.

28.

1. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

2. Борьба организма с инфекциями.   Иммунитет.

Внутренняя среда организма, ее компоненты. Строение и функции клеток крови. Гомеостаз.

Механизм барьеров, защищающих организм, на уровне кожи, внутренней среды, клетки. Значение иммунитета.

Лаб. оборудование:

микроскопы, микропрепараты крови человека и лягушки.

Таблица «Клетки крови»

Мультимедийный

диск «Анатомия».

Лабораторная работа №6 «Микроскопическое строение крови человека и лягушки» Инструктаж по технике безопасности. 

Беседа о необходимости профилактических прививок.

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

Сообщения учащихся.

§17

§18

29.

3. Иммунология на службе здоровья.

Иммунология, история открытия вакцинации.

Портреты

Л. Пастера,

И. Мечникова.

Мультимедийный

диск «Анатомия».

Беседа о необходимости профилактических прививок.

Сообщения учащихся.

§19

30.

1. Транспортные системы организма.

Строение и функции

 кровеносной и лимфатической систем организма.  

Мультимедийный

диск «Анатомия», в/фр.

Таблица «Кровеносная система»

Беседа о необходимости соблюдения  светового режима.

§20

31.

2. Круги кровообращения.

Циркуляция крови по большому и малому кругу кровообращения.

Схема «Круги кровообращения», таблица «Эволюция кровеносной системы»

Сообщения учащихся.

§21

32.

3. Строение и работа сердца.

Строение и особенности работы сердца. Сердечный цикл.

Схема «Круги кровообращения», таблица «Строение сердца», «Сердечный цикл»

Беседа о необходимости занятий спортом для укрепления сердечной мышцы.

Тестовый контроль.

§22

33.

4. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Причины и механизм движения крови по сосудам. Правила измерения А.Д.

Тонометр, часы

Лабораторная работа №7 «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»  

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§23

34.

5. Гигиена ССС. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов, при кровотечениях.

Физиологические основы укрепления сердца и сосудов. Факторы, пагубно влияющие на ССС.

Жгут резиновый, бинт, вата, бумага, карандаш.

Лабораторная работа №8 «Первая помощь при кровотечениях» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§24-25

35.

6. Зачет по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы»

Основные понятия тем.

Таблицы, модели.

Зачетная работа.

36.

1. Значение дыхания. Органы дыхательной системы, заболевания дыхательных путей.

Строение и функции органов дыхания. Болезни дыхательных путей.

Мультимедийный

диск «Анатомия», модель гортани, в/фр.

Таблица

«Органы дыхания»

Упражнения дыхательной гимнастики.

Сообщения учащихся.

§26

37.

2. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

Строение легких, легочное и тканевое дыхание.

Мультимедийный

диск «Анатомия», в/фр.

Таблица

«Органы дыхания»

Упражнения дыхательной гимнастики.

Самостоятельная работа  с учебником.

§27

38.

3. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана окружающей среды.

Физические причины вдоха и выдоха. Защитные рефлексы. Вред курения.

В/фр.

Беседа о вреде курения.

Сообщения учащихся.

§28

39.

4. Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания.

Приемы самообследования дыхательной системы.

Приемы оказания первой помощи при травмах дыхательной системы.

Таблица

«Органы дыхания»

Лаб. оборудование:

воздушный шар, линейка.

Лабораторная работа №9 «Измерение жизненной емкости легких» Инструктаж по технике безопасности.   

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§29,

п. всю тему

40.

1. Питание и пищеварение.

Органы пищеварительной системы, их функции.

Торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр.

Беседа о правильном питании.

§30

41.

2. Пищеварение в ротовой полости.

Строение ротовой полости, особенности пищеварения в ротовой полости.

Лаб. оборудование:

накрахмаленный бинт, раствор йода,

в/фр.

Лабораторная работа №10 «Действие слюны на крахмал» 

Отчет по  выполнению лабораторной работы.

§31

42.

3. Пищеварение в желудке и

12-перстной кишке. Действие ферментов П.С.

Особенности пищеварения в желудке и 12-перстной кишке.

Торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр.

Беседа о необходимости горячего питания школьников.

§32

43.

4. Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Печень.

Строение и функции кишечника, кишечных ворсинок, печени.

Аппендицит.

Мультимедийный

диск «Анатомия», торс человека, таблица «Органы пищеварения», в/фр.

Беседа о правильном питании.

Сообщения учащихся.

§33

44.

5. Регуляция пищеварения.  Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

Нервная и гуморальная регуляции пищеварения, их взаимосвязь. Правила потребления пищевых продуктов. Ж-к инфекции.

В\фрагмент.

Беседа «Продукты полезные и вредные для пищеварения»

Тестовая проверочная работа.

§34-35

45.

6. Зачет по темам «Дыхание», «Пищеварение».

Основные понятия тем.

Таблицы, модели, схемы.

Зачетная работа.

46.

1. Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

Пластический и энергетический обмен.

В\фрагмент, таблица «Строение клетки животного»

Беседа о правильном питании.

Сообщения учащихся.

§36

47.

2. Витамины.

Значение витаминов. Авитаминоз и гипервитаминоз.

В\фрагмент, таблица «Витамины»

Беседа о пользе витаминов.

Самостоятельная работа  с учебником.

§37

48.

3. Энерготраты человека и пищевой рацион.

Энергетическая емкость питательных веществ. Энерготраты человека.

Мультимедийный

диск «Анатомия»

Составление рационов питания.

§38

49.

1. Кожа – наружный покровный орган.

Строение и функции кожи.

В\фрагмент, таблица «Строение кожи»

Беседа о правильном уходе за кожей.

Сообщения учащихся.

§39

50.

2. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Правила ухода за кожей. Помощь при ожогах и обморожениях.

В\фрагмент, таблицы «Строение кожи», плакат «Степени термического поражения кожи»

Беседа о пользе и вреде загара.

Сообщения учащихся.

§40

51.

3. Терморегуляция организма. Закаливание.

Механизм терморегуляции. Правила закаливания.

В\фрагмент.

Беседа о пользе закаливания.

Тестовая работа.

§41

52.

1. Выделение.

Строение и функции органов выделения. Заболевания.

Мультимедийный

диск «Анатомия»,  таблица «Органы выделения», в/фр.

Беседа о возможных последствиях переохлаждения.

Составление схемы «Образование первичной и вторичной мочи»

§42

53.

2. Контрольная работа по темам «Обмен веществ», «Покровы тела», «Выделение»

Основные понятия тем.

Таблицы, модели, схемы.

Разноуровневая контрольная работа.

54.

1. Роль эндокринной регуляции, функции желез внутренней секреции.

Железы внутренней, внешней, смешанной секреции. Гормоны, их влияние на рост, развитие, обмен веществ.

Мультимедийный

диск «Анатомия»,  таблица «Железы внутренней секреции», в/фр.

Модели почек с надпочечниками, гортани со щитовидной железой.

Упражнения дыхательной гимнастики.

Самостоятельная работа

§58-59

55.

1. Вклад отечественных ученых в разработку учения о ВНД.

Роль ученых в развитии учения о ВНД.

И.М. Сеченов и

И.П. Павлов. Условные и безусловные рефлексы.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фр.

Гимнастика для мозга.

Сообщения учащихся.

§53

56.

2. Врожденные и приобретенные программы поведения.

Врожденные: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Гимнастика для мозга.

Самостоятельная работа

§53

57.

3. Сон и сновидения.

Биологические ритмы. Природа и фазы сна.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Беседа о необходимости чередования умственного и физического труда.

Сообщения учащихся.

§54

58.

4. Особенности ВНД человека. Речь, сознание. Познавательные процессы.

Особенности ВНД человека: речь, сознание, трудовая деятельность. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Гимнастика для мозга.

Сообщения учащихся.

§55

59.

5. Воля, эмоции, внимание.

Значение эмоций, свойства внимания. Внушаемость, негативизм.

Таблицы «Строение н.с.», «Схема рефлекторной дуги», в/фрагмент

Тест на проверку внимания.

Тестовая работа

§56

60.

1. Жизненные циклы. Размножение.

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.

Схемы «Циклы развития растений, животных»

Беседа о вреде ранних половых контактов.

Самостоятельная работа

§60

61.

2. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

Закон индивидуального развития Геккеля и Мюллера. Развитие плода, беременность, роды.

Таблица «Зародышевое сходство животных и человека»

Беседа о вреде ранних  абортов.

§61

62.

3. Наследственные и врожденные заболевания. Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передаваемые половым путем. СПИД. Этапы развития человека. Темперамент, характер, личность.

В/фрагмент

Беседа о влиянии наркотиков, алкоголя, никотина на развитие и здоровье человека.

Сообщения учащихся

§62-63

63.

4. Интересы, склонности, способности.

Интерес, склонность, способности, их развитие.

В/фрагмент

Тестовая работа

§54

64.

Обобщающее повторение.

Основные понятия тем.

Таблицы, модели, схемы.

65.

Годовая контрольная работа