Олимпиадные задания
Принцип проведения школьного тура и примеры олимпиадных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Принцип проведения школьного тура олимпиады. | 13 КБ |
Задания для 9 класса | 915 КБ |
Ответы к заданиям 9 класса | 37.5 КБ |
Образец матрицы к олимпиадным заданиям | 38.5 КБ |
Задания для 10 - 11 классов | 63 КБ |
Ответы к заданиям 10 - 11 классов. | 38.5 КБ |
Матрица для ответов 10 - 11 кл. | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы формирования олимпиадных заданий
Предлагаются следующие принципы формирования олимпиадных заданий на школьном и муниципальном уровне:
1.Учет возрастных особенностей учащихся в определении сложности заданий с ее нарастанием по мере увеличения возраста соревнующихся.
2. Рост объема времени в сочетании с ростом числа заданий, исходя из возраста учащихся и этапов олимпиады. Конкретные число заданий и время на их выполнение на школьном и муниципальном этапах олимпиады определяет муниципальная и региональная предметно-методическая комиссии в зависимости от сложившейся традиции проведения олимпиад, организационных возможностей и санитарных норм с учетом рекомендаций центральной предметно-методической комиссии.
3. Отражения в заданиях различных содержательных линий курса и степени их рассмотрения на уроках ко времени проведения этапа олимпиады с возможным в условиях соревнований обращением к максимально большому количеству этих содержательных линий.
4. Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.
5. По-возможности сочетание заданий письменных (от краткого ответа до развернутого текста) и устного собеседования жюри с участниками олимпиады, что позволяет проверить разные стороны подготовленности школьников.
6. Введение заданий на выбор участниками (например, при выборе из списка заданий творческого характера для краткого рассказа) с сохранением как основы инвариантных заданий.
7. Преставление заданий через различные источники информации (отрывок из документа, диаграммы и таблицы, иллюстративный ряд и др.).
8. Опора на межпредметные связи в части заданий.
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ (максимальное количество баллов – 64)
На выполнение работы отводится 120 минут
Часть I.
Из предложенных вариантов ответов выберите один правильный. Максимальное количество баллов, которое можно набрать-25(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
- Самые крупные по размерам представители водорослей встречаются среди:
а) зеленых; б) диатомовых; в) красных; г) бурых. - Среди растений, встречаются исключительно на суше:
а) зеленые водоросли; б) красные водоросли; в) голосеменные; г) покрытосеменные. - У плаунов ветвление:
а) боковое; б) дихотомическое; в) верхушечное; г) симподиальное. - При хранении в теплом помещении картофель быстро сморщивается, так как в нем:
а) происходит фотосинтез; б) накапливается крахмал;
в) интенсивно осуществляется процесс дыхания;
г) в нем образуется ядовитое вещество соланин и гормоны. - Половой процесс у водорослей, характеризующийся слиянием двух неспециализированных клеток, называется:
а) изогамией; б) оогамией; в) гетерогамией; г) коньюгацией. - Конечная на побеге почка липы является:
а) верхушечной; б) боковой; в) может быть придаточной; г) спящей. - Запасающую функцию в зерновках выполняет ткань:
а) покровная; б) проводящая; в) основная; г) образовательная. - Вторичное утолщение стебля типично для:
а) мхов, голосеменных, покрытосеменных;
б) однодольных покрытосеменных, голосеменных;
в) однодольных и двудольных покрытосеменных;
г) голосеменных и двудольных покрытосеменных. - Верхний плод, образованный завязью пестика и другими частями цветка, встречается у:
а) яблони и груши; б) шиповника и земляники; в) шиповника и граната;
г) кактуса и крыжовника. - Муха цеце является переносчиком трипанозом, вызывающих у человека:
а) сонную болезнь; б) восточную язву; в) малярию; г) кокцидиоз. - Регенерация у полипов происходит благодаря делению:
а) кожно-мускульных клеток; б) нервных клеток; в) промежуточных клеток;
г) мезоглеи. - Кровеносная система у нематод:
а) замкнутая; б) частично замкнутая; в) незамкнутая; г) отсутствует. - Органами зрения у пауков являются:
а) 1 пара фасеточных глаз; б) 4 пары простых глаз;
в) 1 пара фасеточных и 2 пары простых глаз;
г) 1 пара фасеточных и 3 пары простых глаз. - Череп, изображенный на рисунке, принадлежит:
а) черепахе; б) ящерице; в) змее; г) крокодилу. - Слюнные железы, постоянно вырабатывающие секрет:
а) околоушные и подчелюстные:
б) подчелюстные и подъязычные;
в) подъязычные и мелкие;
г) мелкие и околоушные. - Фибриноген крови превращается в фибрин во время:
а) транспорта газов; б) превращения глюкозы в гликоген;
в) превращения гликогена в глюкозу; г) формирования кровяного сгустка. - Частоту и глубину дыхания в процессе гуморальной регуляции замедляет:
а) недостаток О2; б) недостаток СО2; в) избыток О2; г) избыток СО2. - Недостаток солей кальция в организме человека в первую очередь отразиться на:
а) проведении нервных импульсов; б) свертывании крови; в) росте; г) пищеварении. - Объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного выдоха называют:
а) резервным объемом вдоха; б) дыхательным объемом; в) резервным объемом выдоха;
г) остаточным объемом. - . Оксигемоглобин – это соединение гемоглобина с:
а) диоксидом углерода б) оксидом углерода
в) азотом г) кислородом
- Выдающийся русский биолог Карл Максимович Бэр является автором:
а) закона зародышевого сходства;
б) закона независимого наследования признаков;
в) закона гомологических рядов;
г) биогенетического закона. - Пищевая цепь, состоящая из следующих компонентов: планктон – треска – нерпа – белый медведь, называется:
а) планктонной; б) океанической; в) пастбищной; г) аккумулирующей. - Редукция свободных конечностей у некоторых видов ящериц семейства Веретениц (Anguidae) является примером:
а) идиоадаптации; б) дегенерации; в) конвергенции; г) специализации. - В единую мембранную систему клетки входят:
а) митохондрии, эндоплазматическая сеть, лизосомы;
б) митохондрии, хлоропласты, хромопласты;
в) эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы;
г) цитоплазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть, лизосомы. - Многие пресмыкающиеся для повышения температуры тела выбирают каменистые склоны южной экспозиции – это пример:
а) этологической адаптации; б) популяционной адаптации;
в) физиологической адаптации; г) морфологической адаптации.
ЧастьII
Из предложенных вариантов ответов выберите несколько правильных ответов.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать-20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.К классу двудольных растений относятся семейства:
1) крестоцветные 4) сложноцветные
2) злаки 5) паслёновые
3) лилейные 6) бобовые
Ответ
а) 1,3,4,6
б) 1,4,5,6
в) 2,4,5,6
г)1,2,3,6
2.К классу Пресмыкающиеся относятся:
1) тритоны 2) крокодилы 3) саламандры
4) вараны 5) агамы 6) жабы
Ответ
а) 1,2,4
б) 2,3,4
в) 1,3,5
г) 2,4,5
3. Для рептилий характерно:
1) непостоянная температура тела
2) постоянная температура тела
3) трёхкамерное сердце
4) жаберное дыхание
5) развитие с превращением
6) двухкамерное сердце
Ответ
а) 1, 3, 5;
б) 2, 3,5;
в) 1; 3;
г) 1,3,4, 5
4.Для полового размножения вода необходима для:
1) хлореллы 2) кукушкина льна 3) папоротников
4) ели 5) кипариса 6) сфагнума
Ответ
а) 1,2,3,6
б) 2,3,4,5
в) 1,3,4,5
г) 2,3,6
5.Отделы тела у животных класса Насекомые:
1) голова 2) грудь 3) головогрудь
4) брюшко 5) хвост 6) конечности
Ответ
а) 1,2,3,4
б) 3,4,6
в) 1,2,4
г) 1,2,4,6
6. Кровеносная система рыб:
1) незамкнутая 2) замкнутая
3) имеет трёхкамерное сердце 4) имеет двухкамерное сердце
5) имеет два круга кровообращения 6) имеет один круг кровообращения
Ответы
а) 1,3, 5;
б) 1,3, 6;
в) 2, 4, 6;
г) 2, 3, 5.
7. Ткани, относящиеся к соединительной – это:
1) хрящевая 2) костная 3) эпидермис кожи
4) кровь 5) жировая 6) лимфа
Ответы
а) 1, 2, 4, 6;
б) 1, 2, 4, 5, 6;
в) 1, 2, 5;
г) 1,2,3,5,6 .
8.Поджелудочная железа в организме человека:
1) участвует в иммунных реакциях
2) соединена с желудком
3) соединена с тонким кишечником
4) образует гормоны
5) выделяет желчь
6) выделяет пищеварительные ферменты
Ответы
а) 3, 4, 6;
б) 2, 4, 5;
в) 1, 3, 5;
г) 3,5, 6 .
9.Укажите особенности строения птиц:
1) сердце трёхкамерное
2) сердце четырёхкамерное
3) кора головного мозга есть
4) коры головного мозга нет
5) мочевой пузырь имеется
6) мочевой пузырь отсутствует
Ответ
а) 1,3,6
б) 2,4,5
в) 1,3,5
г) 2,3,6
10. Из эктодермы у человека формируются:
1) дерма 2) эпителий кожи 3) дентин зубов
4) нервная система 5) ногти 6) околосердечная сумка
Ответы
а) 1, 2, 5;
б) 1, 2, 5, 6;
в) 2, 4, 5;
г) 1, 2,5, 6.
Часть Ш.
Задание на определение правильности суждений. Следует либо согласиться, либо отклонить суждение. В матрице ответов укажите вариант ответа, «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать -15(по1баллу за каждое задание)
1. Шишка – это плод сосны.
2. Из споры папоротника развивается спорофит.
3. У сосны яйцеклетки оплодотворяются спермиями.
4. Ситовидные трубки, проводящие растворы органических веществ, образованы мертвыми клетками.
5. У всех летающих насекомых имеется две пары крыльев.
6. У человека стенки вен рук толще, чем стенки вен ног.
7. Иглокожие относятся к вторичнополостным.
8. У бактерий есть рибосомы.
9. Спиртовое брожение может проходить как в анаэробных, так и в аэробных условиях, хотя и с различной скоростью.
10. Продукты расщепления жиров всасываются непосредственно в кровь.
11. В клетках всех животных и растений вблизи ядра находится органоид, называемый клеточным центром.
12. В клетках прокариот ядерное вещество представлено в виде кольцевой хромосомы.
13. Хромопласты не могут превращаться в хлоропласты.
14. Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге.
15. Стенки левого желудочка сердца толще, чем правого, потому что левый желудочек в единицу времени выбрасывает значительно большее количество крови, чем правый
Часть IV .
Тестовые задания, требующее установить соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за каждое задание -3 (по 0,5 балла за каждое правильно установленное соответствие), всего 6. Заполните матрицу ответов в соответствии с требованиями задания.
- На картинке изображены разные растения, обозначенные буквами от А до З.
а | б | в | г |
д | е | ж | з |
Какие из них относятся к:
| |
| |
| |
| |
|
2.Установите соответствие видов тканей с их особенностями
Виды тканей Особенности
1. эпителиальные | А. мало межклеточного вещества | |||||||||
2. соединительные | Б. клетки содержат миофибриллы | |||||||||
3. мышечная 4. нервная | В. много межклеточного вещества Г. обладают свойством возбудимости и сократимости Д. обладают свойством возбудимости Е. образует средний слой сердца | |||||||||
Особенности | А | Б | В | Г | Д | Е | ||||
Вид ткани |
Предварительный просмотр:
Ответы на задания школьного тура олимпиады по биологии для учащихся 9 классов
МАТРИЦА ОТВЕТОВ Шифр _____________
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2012-13 уч. год. 9 класс
Задание 1. [25 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | г | в | в | в | г | б | в | г | б | а | |
11-20 | в | г | б | в | в | г | б | б | б | г | |
21-25 | а | в | б | в | а |
Задание 2. [20 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | б | г | в | а | в | в | г | а | г | в |
Задание 3. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" |
| да |
|
| да | да | да |
|
| да | да | да |
| ||
неправ "нет" | нет | нет |
| нет | нет | нет |
|
|
| нет | нет |
|
|
| нет |
Задание 4. [6баллов]
1 [мах. 3 балла]
Группа растений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
д,ж | б,г | а,в,е,з | а,е | в,з |
- [3балла]
Особенность | А | Б | В | Г | Д | Е |
Вид ткани | 1 | 3 | 2 | 3 | 4 | 3 |
Предварительный просмотр:
- Образец матрицы ответов на задания теоретического тура
Фамилия ________________________
Имя ________________________
Класс ________________________
Шифр ________________________
МАТРИЦА ОТВЕТОВ Шифр _____________
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2012-13 уч. год. __9____ класс
Задание 1. [25 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | |||||||||||
11-20 | |||||||||||
21-25 |
Задание 2. [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 |
Задание 3. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
неправ "нет" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 4. [6баллов]
1 [мах. 3 балла]
Группа растений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- [3балла]
Особенность | А | Б | В | Г | Д | Е |
Тип ткани |
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ОЛИМПИАДЫ ПО БИОЛОГИИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ (максимальное количество баллов – 41)
На выполнение работы отводится 120 минут
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
1. Морская капуста может размножаться:
а) только половым путем; б) только вегетативно; в) только бесполым путем;
г) бесполым и половым путями.
2. Порфира относится к:
а) бурым водорослям; б) лишайникам; в) красным водорослям; г) моховидным.
3. Мутовчатое листорасположение характерно для:
а) липы; б) сирени; в) дуба; г) вороньего глаза.
4. Из перечисленных организмов к простейшим относятся:
а) сувойки; б) тихоходки; в) коловратки; г) гастротрихи.
5. Из перечисленных простейших-возбудителей заболеваний человека к споровикам
относится:
а) балантидий; б) лейшмания; в) трипаносома; г) токсоплазма.
6. Выделительная система у круглых червей (класс Nematoda):
а) представлена протонефридиями; б) представлена метанефридиями;
в) представлена кожными железами; г) отсутствует.
7. Водные рачки циклопы (род Cyclops) относится к отряду:
а) жаброногих; б) веслоногих; в) равноногих; г) усоногих.
8. Из перечисленных насекомых к двукрылым не относится:
а) жужжало; б) звонец; в) журчалка; г) щелкун.
9. Вакцины используют для формирования у человека:
а) естественного врожденного иммунитета;
б) естественного приобретенного иммунитета;
в) искусственного активного иммунитета;
г) искусственного пассивного иммунитета.
10 Повреждение наружных покровов, вызванное действием высокой температуры
окружающей среды, – это:
а) потертость; б) опрелость; в) ожог; г) отморожение.
11. Для экосистемы таёжных лесов типичны:
а) бурый медведь, белка, сойка, глухарь;
б) бурундук, соболь, клёст-еловик, кедровка;
в) лань, росомаха, колонок, тетерев;
г) лось, летяга, снегирь, соня-полчок.
12. Гриб, живущий на мертвом дереве, можно отнести к:
а) сапротрофам; б) гетеротрофам; в) редуцентам; г) все перечисленное верно.
13. Верное расположение эр на геохронологической шкале в историческом порядке:
а) Палеозой – Докембрий – Мезозой – Кайнозой;
б) Докембрий – Мезозой – Палеозой – Кайнозой;
в) Докембрий – Палеозой – Мезозой – Кайнозой;
г) Кайнозой – Мезозой – Палеозой – Докембрий.
14. Продукты световых реакций фотосинтеза, поступающие в темновую фазу:
а) углекислый газ и АТФ; б) вода и НАДФ окисленный;
в) АТФ и НАДФ восстановленный; г) сахар и кислород.
15. В образовании первичной структуры белка участвуют группы:
а) СО--NН; б) СО—СО; в) NH--NH; г) СО—СОН
16. В ДНК бактерии аденин составляет 22% всех оснований. Содержание цитозина в
этой ДНК равно:
а) 22%; б) 25%; в) 26%; г) 28%.
17. Язвительная шутка «От редьки вершки, от капусты корешки» была посвящена
растению, выведенному в 20-х годах в Ленинграде под руководством:
а) Николая Ивановича Вавилова; б) Ивана Владимировича Мичурина;
в) Трофима Денисовича Лысенко; г) Георгия Дмитриевича Карпеченко.
- В результате скрещивания пчелиной матки с трутнем было получено поколение F1, где самцы имели генотипы АВ, Ав, аВ, ав, а самки – АаВв, Аавв, аавв. Генотип родителей:
а) Аавв х АА; б) АаВв х ав; в) ааВВ х Ав; г) ААВВ х ав. - . Эндосперм в семенах цветковых растений имеет набор хромосом:
а) тетраплоидный б) триплоидный в) диплоидный г) гаплоидный.
- . Транспирация позволяет растению:
а) иметь запас питательных веществ в разных органах;
б) поглощать энергию солнца;
в) осуществлять вегетативное размножение;
г) регулировать температуру и постоянно получать минеральные вещества.
21. Удобрение, способствующее росту корней и других подземных органов - это:
а) калийное; б) азотное; в) навоз; г) фосфорное.
22. К какой оболочке глаза относится радужка?
а) к сетчатке. б) к белочной. в) к сосудистой. г) к слою пигментных клеток.
23. Назовите плод, который созревает у лимона, апельсина:
а) ягода. б) тыквина. в) померанец. г) яблоко.
24. Термин, которым называют листостебельное растение кукушкина льна:
а) гаметофит. б) спорофит. в) заросток. г) зародыш.
25. Укажите явление, которое к проявлениям жизнедеятельности растительной клетки НЕ относится:
а) обмен веществ. б) избирательная проницаемость клеточных покровов.
в) движение цитоплазмы. г) фагоцитоз.
26. К древним людям (палеоантропам) относится:
а) неандерталец. б) питекантроп. в) синантроп. г) гейдельбергский человек.
27.. Детритные пищевые цепи начинаются:
а) с растений. б) с животных. в) с редуцентов.
г) с органического вещества отмерших организмов.
28. В отличие от взрослого человека у ребенка до 6 - 7 лет отсутствуют:
а)резцы; б)клыки; в)малые коренные зубы; г) большие коренные зубы.
29. Клетки слизистой оболочки имеют ворсинки в:
а) желудке; б) тонком кишечнике; в) толстом кишечнике; г) во всех названных отделах.
- Вазопрессин является гормоном:
а) поджелудочной железы; б) гипофиза; в) паращитовидной железы; г) надпочечников.
Часть II.
Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс
ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Из перечисленных ниже паразитов растений к грибам относятся:
1) спорынья;
2) ржавчина листьев цитрусовых;
3) ржавчина пшеницы;
4) головня;
5) повилика.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 4, 5;
в) 1, 3, 4;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 4, 5.
2. Для царства Грибов характерны признаки:
1) структурный компонент клеточной стенки – хитин;
2) структурный компонент
клеточной стенки – целлюлоза;
3) запасной продукт – гликоген;
4) запасной продукт – багрянковый крахмал;
5) наличие заднего жгутика у подвижных стадий
а) 1, 4, 5;
б) 2, 3, 4;
в) 1, 3, 4;
г) 1, 3, 5;
д) 2, 3, 5.
3. Промежуточным хозяином опасного паразита человека – широкого лентеца –
может быть:
1) рыба;
2) корова;
3) прудовик;
4) веслоногие рачки;
5) свинья.
а) 1, 2;
б) 2, 5;
в) 1, 4;
г) 1, 3, 5;
д) 2, 4, 5.
4. Рудименты таза и задних конечностей имеются у:
1) водяного ужа;
2) медянки:
3) песчаного удавчика;
4) желтопузика;
5) степной гадюки.
а) 1, 2;
б) 2, 3;
в) 2, 4;
г) 3, 4;
д) 4, 5.
5. При спокойном выдохе воздух «покидает» легкие, потому что:
1) уменьшается объем грудной клетки;
2) сокращаются мышечные волокна в стенках легких;
3) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость;
4) расслабляются мышцы грудной клетки;
5) сокращаются мышцы грудной клетки.
а) 1, 2;
б) 1, 3;
в) 1, 3, 5;
г) 1, 3, 4, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
6. Эритроциты у человека могут формироваться:
1) в желточном мешке;
2) в печени;
3) тимусе;
4) в ребрах;
5) в скелетных мышцах.
а) 1, 2, 3, 4;
б) 2, 3, 4, 5;
в) 1, 2, 3, 4, 5;
г) только 1, 2, 4;
д) только 2, 3, 5.
7. Рост плотности популяции ограничивают факторы:
1) территориальность; а) наличие паразитов; 3) недостаток пищевого ресурса;
4) накопление продуктов обмена; 5) хищничество.
а) только 1;
в) только 3;
б) только 2, 3, 5;
г) только 1, 2, 3, 5;
д) 1, 2, 3, 4, 5.
8. В ходе эволюции в семействе лошадиных (Equidae) произошло:
1) увеличение размеров тела;
2) увеличение плодовитости;
3) обострение обоняния и слуха;
4) сокращение числа пальцев;
5) усложнение строения коренных зубов.
а) только 1, 3;
б) только 2, 4;
в) только 3, 5;
г) только 4, 5;
д) только 1, 4, 5.
9. Ферментами являются:
1) трипсин;
2) лизин;
3) гемоглобин;
4) амилаза;
5) РНКаза.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3, 4;
в) 2, 4, 5;
г) 3, 4, 5;
д) 1, 4, 5.
10. К реакциям матричного синтеза относятся:
1) синтез ДНК; 2) синтез белка; 3) синтез РНК; 4) синтез жирных кислот;
5) синтез полисахаридов.
а) 1, 3;
б) 1, 2;
в) 1, 2, 3;
г) 2, 3, 5;
д) 2, 4, 5.
Часть III.
Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых
следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое задание).
- Опенок осенний – паразит деревьев.
- Дрожжи осуществляют молочнокислое брожение.
- У морской капусты хлоропласты одеты двумя мембранами.
- После оплодотворения семязачатки превращаются в семена, а завязь в плод.
- У большинства пиявок имеются глаза.
- У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
- Радула – тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием в центре.
- Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- Т-хелперы являются мишенью ВИЧ.
- Стенка левого желудочка сердца человека имеет большую толщину, чем у правого желудочка.
- В организме женщины при отсутствии патологий никогда не образуются мужские половые гормоны.
- Партеногенез – это форма полового размножения.
- Дегенерация – один из способов достижения биологического прогресса.
- Мутации могут происходить во всех клетках, содержащих ДНК.
Часть IV.
Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия.
Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
Задание 1. [мах. 3 балла] Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них.
Признаки Форменные элементы крови
1) в 1мл крови их 180 – 380 тыс.; А -эритроциты Б- лейкоциты
2) в 1мл крови их 4,5 – 5 млн.;
3) имеют неправильную форму;
- имеют форму двояковогнутого диска;
- живут от нескольких суток до нескольких лет;
- живут около 120 суток.
Признак | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Форменные элементы |
2. Приведите в соответствие тип изменчивости и его свойства (2,5 балла)
Свойства 1) передаётся по наследству 2) не передаётся по наследству 3) возникает случайно 4) соответствует воздействию внешней среды 5) ненаправленность | Тип изменчивости А) модификационная Б) мутационная | |||||
Тип изменчивости | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Свойства |
3. Приведите в соответствие отделы головного мозга и их функции (2,5 балла)
Функции отделов мозга 1) координация движений, равновесие тела 2) регуляция обмена веществ, терморегуляция 3) регуляция защитных рефлексов: кашля, чихания 4) регуляция поведения, мышления, памяти 5) регуляция работы сердца, органов дыхания, пищеварения | Отделы головного мозга А) Продолговатый мозг Б) Передний мозг В) Промежуточный мозг Г) Мозжечок | |||||
Функции отделов мозга | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Отделы головного мозга |
Предварительный просмотр:
МАТРИЦА ОТВЕТОВ Шифр _____________
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2012-13 уч. год. _10_класс
Задание 1. [30 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | г | в | г | а | г | в | б | г | в | в |
11-20 | б | г | в | в | а | г | г | б | б | г |
21-30 | а | в | в | а | г | а | г | в | б | б |
Задание 2. [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 | в | г | в | г | б | г | д | д | д | в |
Задание 3. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" | да |
| нет | да |
| да |
| да | да |
| да | да | да | ||
неправ "нет" | нет | нет |
| нет | нет |
| нет |
|
| нет |
|
|
|
Задание 4. [8 баллов]
- [мах. 3 балла]
Признак | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Форменные элементы | Б | А | Б | А | Б | А |
- [2,5 балла]
Тип изменчивости | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Свойства | Б | А | Б | А | Б |
- [2,5балла]
Функции отделов мозга | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Отделы головного мозга | Г | В | А | Б | А |
Предварительный просмотр:
Фамилия ________________________
Имя ________________________
Класс ________________________
Шифр ________________________
МАТРИЦА ОТВЕТОВ Шифр _____________
на задания Всероссийской олимпиады школьников
по биологии. 2012-13 уч. год. 10-11 класс
Задание 1. [30 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1-10 | ||||||||||
11-20 | ||||||||||
21-30 |
Задание 2. [20 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
1-10 |
Задание 3. [15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
прав. "ДА" |
| ||||||||||||||
неправ "нет" |
|
Задание 4. [8 баллов]
- [мах. 3 балла]
Признак | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Форменные элементы |
- [2,5 балла]
Тип изменчивости | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Свойства |
- [2,5балла]
Функции отделов мозга | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Отделы головного мозга |