Самообразование
План работы по теме самообразование тьютора
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка -
детский сад «Аленький цветочек»
План самообразования тьютора
на 2019-2024 гг.
Тьютор: Кузнецова Ольга Анатольевна
г. Пыть-Ях
«Детей учит то, что их окружает».
Мария Монтессори
Тема: "Повышение профессиональной компетентности в области инклюзивного образования".
Актуальность темы:
Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т. ч. и в образовании. Значительное число их обучается в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации.
Существует такое понятие – инклюзия, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные дети. Это требует реальной адаптации пространства дошкольного учреждения к тому, чтобы встретить нужды и потребности всех детей без исключения, ценить и уважать различия.
Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.
Основная и очень ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Огромную значимость в этом играет самообразование.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Цель: Повысить профессиональный уровень.
Задачи самообразования:
* изучение приоритетных вопросов в области инклюзивного образования;
* поиск путей повышения эффективности дифференцированного подхода в работе с родителями;
* внедрение инновационных технологий;
* работа с методической литературой, знакомство с опытом других тьюторов детских садов города, интернет-сообществ;
* трансляция собственного педагогического опыта.
Ожидаемые результаты:
- повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;
- Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
План работы по самообразованию 2019-2024 гг.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
I. Диагностический | Углубленный и всесторонний анализ профессиональной деятельности. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта. | 2019-2020 учебный год | - Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области инклюзивного образования. - Чтение и изучение методической литературы в области инклюзивного образования. - Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. - Своевременно повышать квалификацию на курсах повышения квалификации. - Обзор информации по проблеме в Интернете. - Изучение нормативно-правовой базы. - Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней. - Периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности. - Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры. |
II. Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2019-2020 гг. | -Посещение и активное участие в работе семинаров, конференций, педсоветов. -Совещания, обмен опытом с коллегами. -Работа в творческой группе. -Совершенствование информационно- компьютерных технологий и применение их в инклюзивном образовании. |
III. Практический | Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2019-2024 гг. | -Выступление на совещаниях. -Родительские лектории. -Выступление на заседании педагогического совета. - Участие в проведение тематических мероприятий с участием родителей. - Разработка дидактического, наглядного и раздаточного материала. - Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. |
IV. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | 2023-2024 гг. | -Выступление на педагогическом совете. -Поведение открытых занятий. -Творческий отчет. |
V. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. | 2023-2024 гг. | - Публикации и размещение на сайте детского сада методических разработок, статей. |
Индивидуальный план профессионального развития
2019-2024 гг.
Мероприятие | Наименование | С какой целью | Формы проведения | Ответственный |
Знакомство с новинками методической и учебной литературы. | Информационно - аналитические | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей. | Просмотр форм работы образовательной деятельности на уровне детского сада и муниципальном уровне. Проведение консультирования, бесед, опросов, информирование родителей через «Почтовый ящик». | Тьютор |
Систематизация материалов по теме самообразования | Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. | Поиск эффективных методов работы во время совместной деятельности взрослого и детей. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках. | Тьютор |
Применение накопленного материала. | Познавательные | Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | Семинары - практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей. | Тьютор |
Знакомство с опытом работы коллег. | Наглядно – информационные: Информационно – ознакомительные, информационно - просветительские | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании, развитии детей. | Информационные проспекты для родителей, организация дней открытых дверей, открытых занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек. | Тьютор |
Прохождение курсов повышения квалификации. | Теория и методика реализации программы «Югорская семья» | Формирование умения применять разнообразные формы работы с родителями. | Проведение различных форм работы с родителями. | Тьютор |
Участие в работе методических семинаров. | информационно - просветительские | Формирование навыков и приемов работы с родителями. | Семинары, круглые столы, собрания и др. | Тьютор |
Вовлечение родителей в творческую деятельность. | Досуговые | Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. | Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках. | Тьютор |
Работа над темой самообразования. | Познавательные | Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики. | Самоанализ педагогической деятельности | Тьютор |
Предполагаемый результат:
1.Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
2. Доклады и выступления.
3. Разработка дидактических материалов.
4. Разработка и проведение мероприятий по инновационным технологиям.
Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом.
Форма отчета по проделанной работе
Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
Отслеживание работы по теме. Банк данных литературы по теме:
№ пп | Название темы | Автор | Издательство | Год выпуска |
Посещение методических мероприятий
№ пп | Мероприятие | Тема мероприятия | Дата проведения | Анализ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
План по самообразованию
«Развитие мелкой моторики рук детей посредством нетрадиционной техники рисования»
Воспитатель: Кузнецова Ольга Анатольевна
г. Пыть-Ях
2023 год
Тема: Развитие мелкой моторики рук детей посредством нетрадиционной техники рисования.
Срок реализации: октябрь 2023 г. – май 2024 г.
Участники: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Цель: Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук детей посредством нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
- познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования;
- учить использовать в рисовании различные виды материала (губка, штампы, ватные палочки и т. д.) и сочетать различные техники в одной работе;
- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- воспитывать самостоятельность и интерес к рисованию через использование нетрадиционных техник рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
- сформировать у родителей представления по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук;
- разнообразить предметно-развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Динамика развития мелкой моторики рук детей;
- Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непрерывной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности;
- Пополнение развивающей предметно-пространственной среды в уголке изодеятельности.
Актуальность выбранной темы
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» говорил В. А. Сухомлинский.
Нетрадиционная техника рисования – это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка все сторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Вся деятельность направлена на развитие у дошкольников художественно-творческих способностей.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник, способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; мышления; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля. Именно поэтому я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым в современной системе образования.
Виды нетрадиционных техник рисования
Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет несколько разделов:
«Тактильное рисование»:
«Рисование пальчиком»
«Рисование ладошкой»
«Использование дополнительных средств выразительности»:
«Монотипия» Оттиск печатками из пробки или ластика
«Кляксография обычная и трубочкой»
«Оттиск смятой бумагой»
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
«Рисование ватными палочками»
«Рисование пластилином»
«Рисование манкой»
«Скатывание бумаги»
Формы работы с родителями:
1.Информационные листы, памятки, видео-презентации «Нетрадиционные техники рисования»;
2. Консультации – памятки
«Развитие творческих способностей ребенка»;
«Влияние мелкой моторики на развитие речи»;
«Развитие мелкой моторики»;
«Игры, развивающие фантазию и воображение»;
«Учим ребенка рисовать»;
«Что рисует ваш ребенок»,
«Игры на цветовосприятие»
3. Картотеки «Нетрадиционные техники рисования», «Пальчиковые игры», «Игры-пантомимы»;
4. Мастер-классы.
Этапы реализации проекта
Месяц | Тема | Цели | Работа с родителями |
Октябрь | «Осенний лес» (Аппликация с элементами рисования) | Учить рисовать лиственные деревья, передовая характерные особенности строение ствола и кроны, цвета; развивать технические навыки в рисовании фломастерами, красками другими материалами. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способность к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения | Консультация – памятка «Развитие творческих способностей ребенка» |
Ноябрь | «Ветка рябины» (пластилинография) | Упражнять в скатывании шариков различных размеров, развивать мелкую моторику рук, творческое мышление, воображение, воспитывать аккуратность, самостоятельность, интерес к рисованию. | Памятка «Учим ребенка рисовать» |
Декабрь | «Украсим елку бусами» (рисование пальчиками) | Учить рисовать пальчиками, выбирать различные цвета для бусин, воспитывать аккуратность | Консультация-памятка «Игры на цветовосприятие» |
Январь | «Красивые снежинки» (Рисование манной крупой) | Совершенствовать умение аккуратно насыпать манную крупу на дорожку с клеем, стряхивать лишний слой, не нарушая целостности рисунка, развивать мелкую моторику рук, творческое мышление, воображение. | Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи» |
Февраль | «Цветочек для папы» (рисование ладошками + аппликация) | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лепесточки. | Видеоурок «Рисование ладошками» |
Март | «Букет для мам» (кляксография) | Развивать чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя; познакомить с техникой рисования кляксографии | Картотека «Пальчиковые игры» |
Апрель | «Весеннее дерево» (печатание пробками) | Совершенствовать умение рисовать листву на деревьях с помощью печаток из пробок, развивать чувство ритма, композиции, воспитывать аккуратность в работе. | Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи» |
Май | «Салют» (тычок жесткой кистью) | Продолжать развивать умение рисовать тычком жёсткой полусухой кистью. Совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета | Видеоотчет детских работ «Нетрадиционные техники рисования» |
Предполагаемые итоги:
- динамика развития мелкой моторики;
- применение изученных техник, приемов и материалов в художественной непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности;
- пополнение «уголка рисования» различными материалами для применения в художественной непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности;
- активная работа с родителями по теме проекта для расширения знаний по видам нетрадиционных техник рисования, по методикам развития мелкой моторики рук, применения их в самостоятельной работе с детьми;
- развитие творческого мышления и воображения.
Таким образом, реализация плана предполагает найти возможные пути развития и совершенствования координации движений рук, зрительно - двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе изобразительной деятельности, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Выводы
Из проведенной исследовательской работы можно сделать вывод, что использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук.
Считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т. к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Многие виды нетрадиционного рисования способствовали повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имели значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами, ватными палочками, нитками и с использованием бросового материала, с которым нужно было работать. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляли дошкольников, у них сохранялась высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
В группе создали условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбрать себе пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую работу, реализовать свои замыслы в самостоятельной деятельности на протяжении всего дня. В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
План
по самообразованию
тьютора
Кузнецовой Ольги Анатольевны
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников с ОВЗ»
2024-2025 учебный год
2024 г.
Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников с ОВЗ».
Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с ОВЗ дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путём: изучение литературы, посещение РМО…
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
4. Оформить в группе уголок «Волшебные пальчики»
5. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с ОВЗ дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов»
6. Подготовить материал (провести) мастер-класс по тестопластике для родителей: «Снеговик»
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое и умственное развитие ребёнка. В свое время, великий педагог - Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного развития. Учеными (В.М. Бехтеров, Л.С. Выготский, С.Д Забрамная, В.С. Мухина) давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки), а также словарный запас. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ. Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Форма работы:
С детьми: индивидуальные занятия, беседы.
С педагогами: мастер-классы, выступления.
С родителями: консультации, родительские собрания, круглый стол, мастер-класс.
Методы работы с детьми:
пальчиковая гимнастика, физкультминутки,
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками,
пальчиковый театр,
работа с конструктором ЛЕГО,
рисование по трафаретам,
дидактические игры,
шнуровка,
игры с мелкими предметами,
пазлы, мозаика,
игры и самомассаж с мячиками су-джок.
бизиборды,
песочная терапия,
пластинография, нетрадиционные виды рисования.
План работы по самообразованию.
Сентябрь – мониторинг.
- изучение литературы по данной теме,
- создать планирование,
- консультации для родителей: «Многообразие способов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ», «Значение развития мелкой моторики рук», «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей», «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования», «Пластинография, как метод развития мелкой моторики рук», «Роль массажа с использованием Су-джок терапии», «Пальчиковые игры, их значение», »Игры с прищепками, как средство для развития мелкой моторики».
Октябрь
Занятия:
- Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
- Рисуем штампами «Осенний лист»
- Шнуровка «Солнышко»
- Знакомство с колючими мячиками су-джок.
- Беседы в соответствии с планом работы.
Ноябрь
Составить картотеки:
- игр для развития мелкой моторики рук,
- игр на развитие дыхания.
- Оформление папки-передвижки. Тема: Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»
Занятия:
- Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).
-Пластинография «Дерево осенью»
-Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок».
- «Сделай, как я» (учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).
Декабрь
Занятия:
-Рисуем пальчиками «Снежинка»
-Игры в песочнице: «Найди клад», «Песочная сказка» и т.д.
- Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
- Конструирование из лего-конструктора «Домик».
- Оформление уголка в группе «Волшебные пальчики»
- Оформление папки-передвижки. Тема: «Фотоотчёт, как мы развиваем мелкую моторику»
Январь
- Ознакомление с литературой: «Нетрадиционные виды рисования»
- Мастер-класс для родителей. Тема: «Лепка из солёного теста - Снеговик»
Февраль
Занятия:
- Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник».
- Изготовление подарков к празднику: «День защитников Отечества» (аппликация),
- Настольная игра с прищепками «Кто? Что? Ест»
- Развлечение: Кукольный театр-сказка «Три поросёнка»
Март
- Подготовить и провести мастер-класс для педагогов. Тема: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»
Занятия:
-Изготовление подарков к празднику: «Международный женский день 8 марта», «Веточка мимозы» (комбинированная аппликация из бумаги и салфеток).
- Повторение игр: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Апрель
- Развлечения: Кукольный театр-сказка «Колобок», игры с мячом.
Май-мониторинг.
- Написание отчёта о проделанной работе за учебный год.
Выход темы:
- Мастер-класс для родителей. Тема: «Лепка из солёного теста – снеговика»
Мастер-класс для педагогов. Тема: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ»
- Оформление папки-передвижки тема: Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?»
- Оформление уголка в группе «Волшебные пальчики»
- Оформление папки-передвижки. Тема: «Фотоотчёт, как мы развиваем мелкую моторику»
- Сборник консультаций для родителей. Тема: »Родителям на заметку»
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература.
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
Бардышева Т.Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковыемалыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
Тимофеева Е.Ю. Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.
Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.
http://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
http://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
http://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
http://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
http://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
http://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".
Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб,"Корона", 2007г.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 201