Мониторинг
Мониторинг
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка по результатам психолого-педагогической диагностики в МДОАУ црр – д/с «Аленький цветочек»
за 2018 - 2021 учебные годы.
Провели диагностику: тьютор Кузнецова Ольга Анатольевна и
педагог – психолог Каракотова Елена Викторовна, педагоги групп
В период с 01.09.2018 г. по 30.05.2021 г, с целью индивидуализации образования, оценки эффективности и оптимизации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, в группах была проведен мониторинг коммуникативного развития воспитанников.
Цель: проанализировать процесс формирования коммуникативных навыков и компетенций у детей на основе динамики сенсомоторных интегративных качеств воспитанников в ходе коррекционной работы.
Задачи:
- изучение сформированности коммуникативных навыков воспитанников групп;
- оценка эффективности проведённой коррекционной работы с включением системы сенсомоторных игр и упражнений;
- проектирование коррекционной работы на основе результатов мониторинга.
Предполагаемый результат мониторинга: повышение эффективности коррекционно-педагогической процесса.
Объект мониторинга: сенсомоторные интегративные и коммуникативно-личностные качества детей.
Предмет исследования: навыки и компетенции детей.
Мониторинг проводился два раза в год: сентябрь - октябрь и май учебного года.
Методы мониторинга: наблюдение за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности, наблюдения и анкетирование родителей по заданию педагогов, анализ продуктов детской деятельности, диагностические игровые задания, беседы, ситуации, статистическая обработка данных.
Коррекционная работа с детьми велась на основе Рабочей программы тьютора, педагога-психолога, АООП. Вводная и итоговая диагностики проводились на основе диагностических таблиц. В работе с детьми использовались следующие технологии:
- здоровьесберегающие;
- проектной деятельности;
- поисковой, исследовательской деятельности;
- ИКТ;
- личностно-ориентированные;
- игровые.
Характеристика детей за анализируемый период:
2018/2019 уч. год (средняя группа) | 2019/2020 уч. год (старшая группа) | 2020/2021 уч. год (подготовительная группа) |
Дети групп комбинированной направленности - 7 детей со статусом ОВЗ возраст 4-5 лет | Дети групп комбинированной направленности - 8 детей со статусом ОВЗ возраст 5-6 лет | Дети групп комбинированной направленности - 10 детей со статусом ОВЗ возраст 6-7 лет |
В ходе мониторинга оценивался базовый уровень развития пяти интегративных качеств дошкольника:
- моторное развитие;
- сформированность мотивационно-потребностного компонента коммуникации (любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость);
- владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способность управлять своим поведением и планировать действия;
- способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ (обоснованный и целенаправленный отклик на ощущения).
Использовались общепринятые критерии развития поведения, деятельности и отклика ребёнка на данном возрастном этапе, относящиеся к каждому интегративному качеству по 4 уровням сформированности (развития): низший (отсутствие), низкий, средний и высокий.
Моторная сфера: низший уровень (0) – движения не выполняет; низкий уровень (1) – выполняет неточно, нескоординировано, испытывает трудности при переключении, длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения, синкинезии, гиперкинезы; средний уровень (2) – выполняет в замедленном темпе, небольшие трудности при переключении; высокий уровень (3) – все движения доступны, объём близок к норме, тонус, темп и переключаемость практически без нарушений.
Сформированность мотивационно-потребностного компонента коммуникации: низший уровень (0) – в контакт не вступает, пассивный, вялый, инертный или агрессивный; низкий уровень (1) – контакт формальный, вступает с трудом, эмоциональная возбудимость, раздражительность, лабильность; средний уровень (2) – контакт избирательный, но стабильный; высокий уровень (3) – устанавливает контакт, активный, бодрый, эмоционально стабилен.
Владение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: низший уровень (0) – общение слабо выражено, реализуется посредством движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой, криком, практически не использует жесты и мимику; низкий уровень (1) – общение посредством движений тела, головы, улыбки, дифференцированного голоса, мимики, выразительного взгляда, показывает объекты на расстоянии, показывает жестом или прикосновением желаемое; средний уровень (2) – общение посредством аморфных слов-корней, использование мимики и жестов; высокий уровень (3) – вербальные средства общения, использование сложной мимики и жестов.
Способность управлять своим поведением и планировать действия: низший уровень (0) – плохо сосредотачивается, с трудом удерживает внимание, стабильные некорригируемые трудности поведения, безразличен к результатам коррекции; низкий уровень (1) – внимание неустойчивое, поверхностное, быстро истощается, несколько многократно возникающих ситуаций поведения, которые ребёнок может исправить, после указания на них; средний уровень (2) – внимание достаточно устойчивое, выявленный единичный поведенческий симптом носит устойчивый, самостоятельно не исправляемый характер или симптомы слабо выражены и поддаются самостоятельной коррекции, старается исправить допущенные ошибки после указания на них; высокий уровень (3) – длительность сосредоточения и переключения внимания по возрасту, полностью контролирует своё поведение в ситуации обследования и вне её, проявляет отчётливую заинтересованность в оценках взрослого, адекватно относиться к ошибкам, старается исправить самостоятельно.
Способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ: низший уровень (0) – некорригируемые ошибки узнавания и восприятия, ошибки более чем в половине проб, ответ не сформирован; низкий уровень (1) – симптомы фрагментарности восприятия, псевдоагнозии, множественные ошибки даже при стимуляции внимания, многочисленные пере- и недооценки с частичной коррекцией, быстрое забывание образца. Низкое внимание к речевым стимулам. Адаптивный ответ носит нестабильный характер; средний уровень (2) – правильное узнавание при стимуляции внимания, импульсивные ошибки, возможно только после множественных подсказок, низкое тактильное и акустическое внимание, ответ сформирован, нуждается в закреплении; высокий уровень (3) – безошибочное определение и подбор, единичные ошибки ориентации исправляются самостоятельно. Адаптивный ответ полностью сформирован.
Входной мониторинг (средний возраст)
Уровни | Интегративные качества | ||||
Моторная сфера | Мотивационно-потребностный компонент | Владение средствами общения и способами взаимодействия | Управление поведением и планирование действий | Решение сенсорных задач, адаптивный ответ | |
Высокий | - | 5 | 3 | - | - |
Средний | 3 | 10 | 6 | - | - |
Низкий | 16 | 11 | 12 | 18 | 17 |
Низший | 11 | 4 | 9 | 12 | 13 |
Мониторинг 1-го года обучения 2018/2019 (средний возраст)
Уровни | Интегративные качества | ||||
Моторная сфера | Мотивационно-потребностный компонент | Владение средствами общения и способами взаимодействия | Управление поведением и планирование действий | Решение сенсорных задач, адаптивный ответ | |
Высокий | - | 11 | 6 | - | - |
Средний | 11 | 16 | 15 | 6 | 8 |
Низкий | 19 | 3 | 9 | 15 | 13 |
Низший | - | - | - | 9 | 9 |
Мониторинг 2-го года обучения 2019/2020 (старший возраст)
Уровни | Интегративные качества | ||||
Моторная сфера | Мотивационно-потребностный компонент | Владение средствами общения и способами взаимодействия | Управление поведением и планирование действий | Решение сенсорных задач, адаптивный ответ | |
Высокий | 8 | 24 | 29 | 8 | 9 |
Средний | 17 | 6 | 1 | 15 | 15 |
Низкий | 3 | - | - | 7 | 6 |
Низший | - | - | - | - | - |
Мониторинг 3-го года обучения 2020/2021 (подготовительный возраст)
Уровни | Интегративные качества | ||||
Моторная сфера | Мотивационно-потребностный компонент | Владение средствами общения и способами взаимодействия | Управление поведением и планирование действий | Решение сенсорных задач, адаптивный ответ | |
Высокий | 15 | 27 | 29 | 25 | 27 |
Средний | 15 | 3 | 1 | 5 | 3 |
Низкий | - | - | - | - | - |
Низший | - | - | - | - | - |
Сравнительный анализ мониторинга показал, что воспитанники демонстрируют положительную динамику по всем интегративным качествам.
В плане моторного развития: если на момент набора высокого уровня сформированности не было вообще. То за три года обучения половина детей имеют высокий уровень и вторая половина средний уровень развития. Что очень хорошо для детей с различными нарушениями
Любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость детей носила непостоянный характер. В среднем дети не стремились к взаимодействию, занятиям и совместным играм. Часть детей со значительной задержкой достаточно негативно относилась к различным попыткам эмоционального контакта. К концу обучения все дети нашли для себя что-то привлекательное, некий мотиватор для занятий. Не все могут и хотят работать вместе и в одном темпе, но любимое занятие появилось у каждого. Как и возможность выразить себя.
Владение средствами общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками приобрели вербальный характер (97%). Конечно, речь детей нуждается в дальнейшей работе. И дети с нарушениями интеллекта, алалией и аутистичным спектром будут обучаться по адаптированным программам. Но все могут выразить свои мысли и потребности пусть простой фразой. В данной группе не оказалось детей, которым необходимо применение средств альтернативной коммуникации.
Управление собственным поведением и функция планирования являются «вершиной айсберга» в нарушении сенсорной интеграции. Разбалансированный ребёнок не может простроить план, понять последствия своих поступков. Он долгое время нуждается во внешнем контроле. Тем ни менее коррекционная работа показала, что даже детей с системными нарушениями можно научить планировать и приучить к соблюдению элементарных социальных норм.
Способность решать сенсорные исследовательские задачи и давать адаптивный ответ основная линия развития коммуникативных компетенций. Так как именно в ходе опытов, игр и исследований, основанных на базовых функциях организма, формируется адаптивный ответ головного мозга, центральной нервной системы. Увеличение количества нейронных связей, проводимость импульсов способствует расширению возможностей ребёнка и следовательно его успешной социализации и адаптации в мире. Решив задачи более низкого уровня (уровни движения А, В, С), мы переходим к возможностям общения, адекватного общения в рамках ситуации.
Сравнительный анализ динамики
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
низший уровень
Причины положительной динамики:
- система психомоторных и кинезиологических упражнений позволила отработать через движение дисфункции мозга, ритмизировать в целом организм детей, научить планировать как физические, так и умственные действия (в соответствии с доступным уровнем развития);
- игры, опыты и задачи на сенсорные эталоны позволили отработать дефицит информации органов чувств и активизировать соответствующие участки коры головного мозга и их интеграцию, выработать адаптивный ответ, сформировать новые нейронные связи;
- в процессе социально-коммуникативного развития большое внимание было уделено мотивации и потребностям детей с ОВЗ идти на контакт, коммуникации, эмпатии и сотрудничеству. Формированию вербальных средств общения и позитивному взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- большое значение в эффективности коррекционной работы сыграла организованная сенсорная среда в группах при участии, как педагогов, так и родителей воспитанников. Процесс вовлечения продолжался и в домашних условиях.
Вывод: Таким образом, сравнительный анализ показал стабильные положительные результаты и положительную динамику в формировании и развитии коммуникативных навыков и в целом социального взаимодействия. Добиться данных результатов удалось благодаря совмещению в работе индивидуальных потребностей ребёнка и социализации его в группе, созданию развивающей предметной среды, применения деятельностного подхода, использования современных технологий и методов развивающего обучения.
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности
в рамках тьюторского сопровождения
(2021-2022 учебный год)
Тьютор Кузнецова Ольга Анатольевна
1. Информация о воспитанниках:
Численный состав 3 человека
Гордей – 6 лет (группа «Любознайка»)
Семен – 7 лет (группа «Любознайка»)
Алексей – 3 года (группа «Непоседы»)
- Анализ эффективности целеполагания
и планирования тьюторского сопровождения за учебный год.
Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение воспитанников ДОУ с ОВЗ в образовательном процессе, успешное включение детей с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи:
- Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ:
- конкретная помощь и организация доступа в ДОУ, в групповые комнаты;
- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;
- особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении и воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Решены ли они в течение года, в каком объеме?
Все поставленные задачи решены в следующем объеме:
1. – 100%
2. – 80%
3. – 75%
4. – 100%
5. – а) 70% б) 80% в) 90%
6. – 100%
Методическое сопровождение образовательное процесса
№ п/п | Название издания | Автор |
1 | Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты // Директор школы, 2007-№7 | Беспалова Г.М. |
2 | Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. | Брюс Л. Бейкер, А. Дж. Брайтман |
3 | Воспитание и обучение детей и подростков с ТМНР | Под ред. проф. И.М. Бгажноковой |
4 | Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. М., 2016 | Жигорева М.В., Левченко И.Ю. |
5 | Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью. | Довбня С., Морозова Т. и др. |
6 | Развитие основных навыков у детей с аутизмом | Делани Тара |
7 | Развивающий уход за детьми с ТМНР. Информационно-методический сборник. М., 2017 | Под ред. А.Л. Битовой и др. |
8 | Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические рекомендации. М., 2019 | Танцюра С.Ю., Кононова С.И. |
9 | Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. М., 2004 | Гуманитарный центр «Монолит» |
10 | Сопровождение тьютором семьи, воспитывающей слепого ребенка // Вестник ЧГПУ. 2017 - №8 | Осипова Л.Б., Дружинина Л.А. |
11 | Развитие компенсаторных процессов у слепых детей. М., 1980 | Солнцева Л.И. |
12 | Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов. М., 1991 | Семенов Л.А. |
13 | Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб, 2005 | Феоктистова В.А. |
14 | Модель комплексного сопровождения детей с ТМНР, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Екатеринбург, 2017 | Филатова И.А., Каракулова Е.В. |
15 | Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников. М., 1987 | Кузмина Е.С. |
16 | Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб, 2004 | Шипицина Л.М. |
17 | Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Волгоград, 2012 | Цветкова Г.В. |
18 | Современные родительские собрания в специальном образовательном учреждении. Волгоград, 2012 | Матвеева Е.М. |
II. Работа по сохранению и укреплению здоровья, сохранению психологического комфорта обучающихся.
- Рефлексивные тьюториалы, игры, мероприятия с обучающимися
№ п/п | Название | Периодичность | Под чьим руководством |
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно | Тьютор, воспитатель |
2 | Визуальное расписание | Ежедневно | Тьютор, воспитатель, специалисты |
3 | Развитие памяти и внимания (дидактические игры, интерактивные игры и пособия) | 3 р. в неделю | Тьютор |
4 | Развитие коммуникативных навыков (дидактические игры, интерактивные игры и пособия) | 3 р. в неделю | Тьютор |
5 | Развитие мелкой моторики рук (игры с пуговицами, шариками, камнями марблс, цветными стеклами и т.д.) | 3 р. в неделю | Тьютор |
6 | Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции (игры, беседы) | Ежедневно | Тьютор |
7 | Развитие графомоторных навыков (прописи, раскраски, штриховки и т.д.) | Ежедневно | Тьютор |
8 | Взаимодействие со специалистами (психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) | Ежедневно | Тьютор |
- Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
№ п/п | Название | Периодичность | Под чьим руководством |
1 | Физкультура | 3 р. в неделю | Инструктор по физической культуре, воспитатель, тьютор |
2 | Прогулки на свежем воздухе | Ежедневно | Тьютор, воспитатель |
3 | Дыхательная гимнастика | 2-3 р. в неделю | Тьютор, воспитатель |
4 | Зрительная гимнастика | Ежедневно | Тьютор, воспитатель |
5 | Динамические паузы | Ежедневно | Тьютор, воспитатель |
6 | Пальчиковые игры | Ежедневно | Тьютор, воспитатель |
7 | Игры с мячиком «су-джок» | 2-3 р. в неделю | Тьютор, воспитатель |
8 | Развитие общей ручной моторики | 2-3 р. в неделю | Тьютор, воспитатель |
- Результаты образовательной деятельности
- Изменения, происходящие в ходе образовательной деятельности
(в сравнении с начальными характеристиками, I и II полугодие)
№ п/п | Имя | Социально-коммуникативное | Познавательное | Речевое | Художественно-эстетическое | Физическое | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||
1 | Гордей | н | н | н | н | н | |||||
2 | Семен | н | с | н | н | н | н | н | н | н | с |
3 | Алексей | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
Низкий – н, Средний – с, Высокий - в
Обучающиеся, достигшие наилучших результатов | Обучающиеся, испытывающие наибольшие трудности | Причины |
Гордей | Несформированность речи, полевое поведение в группе, отсутствие понимания словесных инструкций, психо-физиологические особенности, неконтактность | |
Семен | Несформированность речи, полевое поведение в группе, психо-физиологические особенности, неконтактность | |
Алексей | Несформированность речи, полевое поведение в группе, отсутствие понимания словесных инструкций, психо-физиологические особенности, неконтактность |
- Индивидуальные достижения детей в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях, соревнованиях и пр.
№ п\п | ФИО | Мероприятие | Дата (месяц) | Результат | Руководитель |
1 | Всероссийский уровень | ||||
2 | Пуриков Семен | Всероссийский конкурс «Папин день» | 26.10.2021 | 1 место | Кузнецова О.А. |
3 | Региональный уровень | ||||
4 | Кульчукова Сафия | «Зимняя чудо снежинка» | 24.11.2021 | 1 емсто | Кузнецова О.А. |
5 | Никонова Ксения | «Лучшая открытка для мамы» | 24.11.2021 | 1 емсто | Кузнецова О.А. |
Наименование мероприятия | Ф.И.О. воспитанника | Результат | Ф.И.О. педагога | |
Международный уровень | ||||
Международный конкурс «Декоративно-прикладное творчество» Работа: «Зимняя сказка» | 20.01.2022 | Пуриков Семен | Победитель (2место) | Кузнецова О. А. |
Всероссийский уровень | ||||
Всероссийский конкурс «Карнавал», работа «Новогодний костюм» | 11.01.2022 | Никонова Ксения | Победитель (1 место) | Кузнецова О. А. |
Всероссийский творческий конкурс «Новогодние каникулы», Номинация «Свободное творчество, Работа «В лесу родилась елочка» | 15.01.2022 | Никонова Ксения | Победитель (3 место) | Кузнецова О. А. |
Всероссийский конкурс «Рисунок» Работа «Мой папа» | 20.02.2022 | Балдин Алексей | Победитель (2 место) | Кузнецова О. А. |
Региональный уровень | ||||
Региональный конкурс «Моя Югра» Номинация «Самый лучший папа» Название работы «Мой папа» | 22.03.2022 | Никонова Ксения | Победитель (1 место) | Кузнецова О. А. |
Дистанционные мероприятия «Изумрудный город» Региональный конкурс «Изумрудный город» Номинация: Первоцветы – вестники весны Название работы: «Подснежники» | 28.03.2022 | Никонова Ксения | Победитель (1 место) | Кузнецова О. А. |
Муниципальный уровень | ||||
Городской конкурс рисунков «Как прекрасен это мир» | 04.02.2022 | Инютин Гордей | Участник 04.02.2022 | Кузнецова О. А. |
МДОАУ црр д\с «Аленький цветочек», Конкурс рисунков «мой папа» для детей с ОВЗ | Февраль 2022 | Балдин Алексей | 1 место | Кузнецова О. А. |
МДОАУ црр д\с «Аленький цветочек», Конкурс рисунков «мой папа» для детей с ОВЗ | Февраль 2022 | Никонова Ксения | 1 место | Кузнецова О. А. |
МДОАУ црр д\с «Аленький цветочек», Конкурс рисунков «мой папа» для детей с ОВЗ | Февраль 2022 | Гусейнов Гусейн | 1 место | Кузнецова О. А. |
МДОАУ црр д\с «Аленький цветочек», Конкурс рисунков «мой папа» для детей с ОВЗ | Февраль 2022 | Гажим Валерия | 1 место | Кузнецова О. А. |
МДОАУ црр д\с «Аленький цветочек», Конкурс рисунков «мой папа» для детей с ОВЗ | Февраль 2022 | Батыршин Назир | 1 место | Кузнецова О. А. |
- Участие детей в социально значимых и воспитательных мероприятиях
№ п/п | Название | Дата | Под чьим руководством |
1 | Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад» | Сентябрь, 2021 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
2 | Выставка осенних поделок «Осень золотая в гости к нам пришла» | Октябрь, 2021 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
3 | Выставка поделок «Новогоднее чудо» | Декабрь, 2021 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
4 | Участие в Новогоднем утреннике «Новогодний маскарад» | Декабрь, 2021 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
5 | Выставка рисунков «Мой папа» | Февраль, 2022 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
6 | Развлечение «К нам пришла весна!» | Март, 2022 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
7 | Участие в выставке «Космические дали» | Апрель, 2022 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
8 | Участие в неделе здоровья | Май, 2022 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
- Взаимодействие с семьями обучающихся
№ п/п | Тема /проблема | Форма работы | Дата проведения | Охват родителей | |
кол-во | % | ||||
1 | Индивидуальный план обучения каждого ребенка и индивидуальная программа | Индивидуальная консультация | Сентябрь, 2021 | 3 | 100 |
2 | Основные принципы организации жизни ребенка в семье (режим, отдых, здоровье) | Индивидуальная консультация | Октябрь, 2021 | 3 | 100 |
3 | Игры и упражнения для «особых» детей. Играем, развиваем, обучаем | Индивидуальная консультация | Декабрь, 2021 – январь 2022 | 3 | 100 |
4 | Правила продуктивного взаимодействия со своим ребенком. Учим самостоятельности | Индивидуальная консультация | Февраль – март, 2022 | 3 | 100 |
V. Перспективы организации тьюторской деятельности на
2022-2023 уч. год
- Планы по обновлению развивающего пространства группы
Самостоятельно | При поддержке администрации ДОУ |
| Помощь в приобретение планшета для индивидуальной работы с обучающимися по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром на основе интерактивных игр и пособий. |
| |
|
2.Основные задачи (проблемы), поставленные Вами на будущий учебный год:
- Продолжить индивидуальное сопровождение воспитанников.
- Продолжить взаимодействие со специалистами с целью создания ситуации успеха для каждого воспитанника.
- Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
- Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
- Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
- Создать условия для успешной социализации воспитанников.
- Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки педагогов по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ.
Гордей (осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП):
- Продолжить формировать навыки самостоятельного приема пищи и питья;
- Продолжить формировать социально-бытовые навыки (ориентировка в пространстве группы, детского сада; навыки ухода за собой: мыть руки, расчесываться);
- Развивать двигательную активность;
- Развивать речь, пространственные представления и представления о социальном окружении;
- Формировать коммуникативные навыки (учить обозначать свои действия вербальными жестами: я сделала, я закончила, я хочу и т.д.);
- Развивать речевые навыки;
- Формировать умение просить о помощи, обозначать свои желания и эмоции словом, жестом);
- Развивать двигательную активность, общую моторику.
2. Алексей (осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП):
- Продолжить формировать навыки самостоятельного приема пищи и питья;
- Продолжить формировать социально-бытовые навыки (ориентировка в пространстве группы, детского сада; навыки ухода за собой: мыть руки, расчесываться);
- Развивать двигательную активность;
- Развивать речь, пространственные представления и представления о социальном окружении;
- Формировать коммуникативные навыки (учить обозначать свои действия вербальными жестами: я сделала, я закончила, я хочу и т.д.);
- Развивать речевые навыки;
- Формировать умение просить о помощи, обозначать свои желания и эмоции словом, жестом);
- Развивать двигательную активность, общую моторику.
Дата__________________
Тьютор _____________ Ольга Анатольевна Кузнецова
Предварительный просмотр:
Анализ деятельности
в рамках тьюторского сопровождения
(2022-2023 учебный год)
Тьютор Кузнецова Ольга Анатольевна
1. Информация о воспитанниках:
Численный состав 3 человека
Дарья – 4 года (группа «Непоседы»)
Марьям – 4 года (группа «Непоседы»)
Алексей – 4 года (группа «Непоседы»)
- Анализ эффективности целеполагания
и планирования тьюторского сопровождения за учебный год.
Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение воспитанников ДОУ с ОВЗ в образовательном процессе, успешное включение детей с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи:
- Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ:
- конкретная помощь и организация доступа в ДОУ, в групповые комнаты;
- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;
- особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении и воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
Методическое сопровождение образовательное процесса
№ п/п | Название издания | Автор |
1 | Тьюторское сопровождение: организационные формы и образовательные эффекты // Директор школы, 2007-№7 | Беспалова Г.М. |
2 | Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. | Брюс Л. Бейкер, А. Дж. Брайтман |
3 | Воспитание и обучение детей и подростков с ТМНР | Под ред. проф. И.М. Бгажноковой |
4 | Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. М., 2016 | Жигорева М.В., Левченко И.Ю. |
5 | Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе. Практики с доказанной эффективностью. | Довбня С., Морозова Т. и др. |
6 | Развитие основных навыков у детей с аутизмом | Делани Тара |
7 | Развивающий уход за детьми с ТМНР. Информационно-методический сборник. М., 2017 | Под ред. А.Л. Битовой и др. |
8 | Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические рекомендации. М., 2019 | Танцюра С.Ю., Кононова С.И. |
9 | Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. М., 2004 | Гуманитарный центр «Монолит» |
10 | Сопровождение тьютором семьи, воспитывающей слепого ребенка // Вестник ЧГПУ. 2017 - №8 | Осипова Л.Б., Дружинина Л.А. |
11 | Развитие компенсаторных процессов у слепых детей. М., 1980 | Солнцева Л.И. |
12 | Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов. М., 1991 | Семенов Л.А. |
13 | Формирование навыков общения у слабовидящих детей. СПб, 2005 | Феоктистова В.А. |
14 | Модель комплексного сопровождения детей с ТМНР, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие. Екатеринбург, 2017 | Филатова И.А., Каракулова Е.В. |
15 | Развитие эмоционально-волевой сферы умственно отсталых младших школьников. М., 1987 | Кузмина Е.С. |
16 | Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. СПб, 2004 | Шипицина Л.М. |
17 | Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Волгоград, 2012 | Цветкова Г.В. |
18 | Современные родительские собрания в специальном образовательном учреждении. Волгоград, 2012 | Матвеева Е.М. |
II. Работа по сохранению и укреплению здоровья, сохранению психологического комфорта обучающихся.
- Рефлексивные тьюториалы, игры, мероприятия с обучающимися
№ п/п | Название | Периодичность | Под чьим руководством |
1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно | Тьютор, воспитатель |
2 | Визуальное расписание | Ежедневно | Тьютор, воспитатель, специалисты |
3 | Развитие памяти и внимания (дидактические игры, интерактивные игры и пособия) | 3 р. в неделю | Тьютор |
4 | Развитие коммуникативных навыков (дидактические игры, интерактивные игры и пособия) | 3 р. в неделю | Тьютор |
5 | Развитие мелкой моторики рук (игры с пуговицами, шариками, камнями марблс, цветными стеклами и т.д.) | 3 р. в неделю | Тьютор |
6 | Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции (игры, беседы) | Ежедневно | Тьютор |
7 | Развитие графомоторных навыков (прописи, раскраски, штриховки и т.д.) | Ежедневно | Тьютор |
8 | Взаимодействие со специалистами (психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог) | Ежедневно | Тьютор |
- Мероприятия по сохранению и укреплению здоровья
№ п/п | Название | Периодичность | Под чьим руководством |
1 | Физкультура | 3 р. в неделю | Инструктор по физической культуре, воспитатель, тьютор |
2 | Прогулки на свежем воздухе | Ежедневно | Тьютор, воспитатель |
3 | Дыхательная гимнастика | 2-3 р. в неделю | Тьютор, воспитатель |
4 | Зрительная гимнастика | Ежедневно | Тьютор, воспитатель |
5 | Динамические паузы | Ежедневно | Тьютор, воспитатель |
6 | Пальчиковые игры | Ежедневно | Тьютор, воспитатель |
7 | Игры с мячиком «су-джок» | 2-3 р. в неделю | Тьютор, воспитатель |
8 | Развитие общей ручной моторики | 2-3 р. в неделю | Тьютор, воспитатель |
- Результаты образовательной деятельности
- Изменения, происходящие в ходе образовательной деятельности
(в сравнении с начальными характеристиками, I и II полугодие)
№ п/п | Имя | Социально-коммуникативное | Познавательное | Речевое | Художественно-эстетическое | Физическое | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | ||
1 | Дарья | н | н | н | н | н | н | н | н | н | с |
2 | Марьям | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
3 | Алексей | н | н | н | н | н | н | н | н | н | н |
Низкий – н, Средний – с, Высокий - в
Обучающиеся, достигшие наилучших результатов | Обучающиеся, испытывающие наибольшие трудности | Причины |
Дарья | Несформированность речи, полевое поведение в группе, частичное отсутствие понимания словесных инструкций, психо-физиологические особенности, неконтактность | |
Марьям | Несформированность речи, полевое поведение в группе, отсутствие понимания словесных инструкций, психо-физиологические особенности, неконтактность | |
Алексей | Несформированность речи, полевое поведение в группе, отсутствие понимания словесных инструкций, психо-физиологические особенности, неконтактность |
- Индивидуальные достижения детей в конкурсах, проектах, смотрах, выставках, фестивалях, соревнованиях и пр.
№ п/п | ФИО | Мероприятие | Дата (месяц) | Результат | Руководитель |
Всероссийский уровень | |||||
Идрисова Марьям | Всероссийский творческий конкурс рисунков карандашами Название работы: Единственной маме нга свете | 16.03.2023 | 1 место | Кузнецова О.А. | |
Лазорив Дарья | Всероссийский детский конкурс декоротивно-прикладного творчества «Волшебный бисер» Название работы: Бусы | 23.03.2023 | 1 место | Кузнецова О.А. | |
Лазорив Дарья | Всероссийский детский творческий конкурс «Цветочная фантазия» Название работы: «Женское счастье» | 20.04.2023 | 1 место | Кузнецова О.А. | |
Региональный уровень | |||||
Группа «Непоседы» | Региональный конкурс «Северное сияние» Номинация: Супер-огород-2023» Название работы: Огород на окошке | 20.03.2023 | 1 место | Кузнецова О.А. | |
Городской уровень | |||||
2. | Пантелеев Алексей | Конкурс чтецов, посвященный памяти А.С. Пушкина «Я Пушкина читаю строки…» | 12.02.2023 | Участник | Кузнецова О.А. |
3. | Пантелеев Алексей | Конкурс стихов, посвященный Всемирному дню поэзии «Поэзия – мелодия души» | 19.03.2023 | Участник | Кузнецова О.А. |
5. | Пантелеев Алексей | Городской литературный конкурс чтецов «Дружат дети всей Земли» среди детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи | 14.04.2023 | Участник | Кузнецова О.А. |
Муниципальный уровень | |||||
1. | Пантелеев Алексей | Конкурс чтецов «Родная Земля» среди детей 5 – 6 лет. | Март 2023 | Участник | Кузнецова О.А. |
- Участие детей в социально значимых и воспитательных мероприятиях
№ п/п | Название | Дата | Под чьим руководством |
1 | Конкурс рисунков «Мой любимый детский сад» | Сентябрь, 2022 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
2 | Выставка осенних поделок «Осень золотая в гости к нам пришла» | Октябрь, 2022 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
3 | Выставка поделок «Новогоднее чудо» | Декабрь, 2022 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
4 | Участие в Новогоднем утреннике «Новогодний маскарад» | Декабрь, 2022 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
5 | Выставка рисунков «Мой папа» | Февраль, 2023 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
6 | Развлечение «К нам пришла весна!» | Март, 2023 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
7 | Участие в выставке «Космические дали» | Апрель, 2023 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
8 | Участие в неделе здоровья | Май, 2023 | Тьютор, воспитатель, психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед |
- Взаимодействие с семьями обучающихся
№ п/п | Тема /проблема | Форма работы | Дата проведения | Охват родителей | |
кол-во | % | ||||
1 | Индивидуальный план обучения каждого ребенка и индивидуальная программа | Индивидуальная консультация | Сентябрь, 2022 | 3 | 100 |
2 | Основные принципы организации жизни ребенка в семье (режим, отдых, здоровье) | Индивидуальная консультация | Октябрь, 2022 | 3 | 100 |
3 | Игры и упражнения для «особых» детей. Играем, развиваем, обучаем | Индивидуальная консультация | Декабрь, 2022 – январь 2023 | 3 | 100 |
4 | Правила продуктивного взаимодействия со своим ребенком. Учим самостоятельности | Индивидуальная консультация | Февраль – март, 2023 | 3 | 100 |
V. Перспективы организации тьюторской деятельности на
2023-2024 уч. год
- Планы по обновлению развивающего пространства группы
Самостоятельно | При поддержке администрации ДОУ |
| Помощь в приобретение планшета для индивидуальной работы с обучающимися по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром на основе интерактивных игр и пособий. |
| |
|
2.Основные задачи (проблемы), поставленные на будущий учебный год:
- Продолжить индивидуальное сопровождение воспитанников.
- Продолжить взаимодействие со специалистами с целью создания ситуации успеха для каждого воспитанника.
- Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
- Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
- Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
- Создать условия для успешной социализации воспитанников.
- Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки педагогов по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ.
(осуществление общего тьюторского сопровождения реализации АООП):
- Продолжить формировать навыки самостоятельного приема пищи и питья;
- Продолжить формировать социально-бытовые навыки (ориентировка в пространстве группы, детского сада; навыки ухода за собой: мыть руки, расчесываться);
- Развивать двигательную активность;
- Развивать речь, пространственные представления и представления о социальном окружении;
- Формировать коммуникативные навыки (учить обозначать свои действия вербальными жестами: я сделала, я закончила, я хочу и т.д.);
- Развивать речевые навыки;
- Формировать умение просить о помощи, обозначать свои желания и эмоции словом, жестом);
- Развивать двигательную активность, общую моторику.
Дата__________________
Тьютор _____________ Ольга Анатольевна Кузнецова