Планирование

Кузнецова  Ольга  Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Учебный тематический план индивидуальных занятий

на 2021-2022 учебный год:

Разработала план    

тьютор: Кузнецова О.А.

г. Пыть-Ях

Содержание занятий

Кол-во часов

Номера занятий

Сентябрь

Первичная диагностика.

Методика наблюдения.

Октябрь

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

2

1-2

Диагностика активности

2

3-4

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

2

5-6

Диагностика оценки своего поведения

1

7

Диагностика внимания, памяти

1

8

Ноябрь

Формирование эмоционального контакта с тьютором.

Работа с вкладышами.

Разрезные картинки. Работа с песком.

Изо терапия.

2

9-10

Песочная терапия.

Изо терапия

2

11-12

Развитие активности: игры «Лошадка», «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

Работа с песком.

2

13-14

Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой». Построение сюжета игры.

2

15-16

Декабрь

Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

Работа с разрезными картинками.

Работа по правилам, нарисованные картинки.

2

17-18

Развитие восприятия и воображения.

Пополнение словарного запаса и игровой деятельности.

Построение игрового сюжета: «Рыбак», «Магазин».

2

 19-20

Коррекция и развитие пространственного гнозиса.

Развитие тактильных ощущений с детскими сказками.

1

21

22

Арт терапия.  Работа с красками и водой.

1

Песочная терапия. Работа с песком.

Развитие мелкой моторики.

1

23

Январь

Развитие восприятия. Развитие психических процессов.

 Продолжи ряд.

2

25-26

Развитие внимания. «Цветные карандаши»

Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

2

27-28

Развитие памяти. Запомни слова, картинки.

 Найди отличия.

2

29-30

Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

1

31

Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

1

32

Февраль

Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’. Коррекция и развитие пространства тела.

Работа с тестом и красками.

2

33-34

Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница»

Развитие восприятия и мышления, работа с карточками пиктограмма.

Работа с песком. Задания по образцу.

2

35-36

Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

Атр. терапия.

2

37-38

Психогимнастика.

Этюды на эмоции.

Арт. Терапия

2

39-40

Март

Игротерапия.

Арт.терапия.

Рисование схемы тела. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы.

 2

41-42

Коррекция и развитие восприятие, логического мышления, памяти

Игры по сказкам.

Игры с песком.

2

43-44

Арт.терапия.

Работа с цветной бумагой и водой.

Работа с красками и пирамидкой.

2

45-46

Психогимнастика.

Умение различать и правильно называть, и выражать эмоции.

Лото. «Парочки», «Ассоциации».

2

47-48

Апрель

Сказко- терапия.

Арт.терапия.

Работа с водой.

2

49-50

Коррекция и развитие пространственных связей.

«Я маленький, я большой»

2

51-52

«Моя семья».

Роль семьи. Эмоциональная сторона.

Проигрывание разных ролей.

Арт.терапия. рисование семьи

2

53-54

«Мой детский сад». «Мои друзья, ребята»

Арт.терапия.

Игротерапия. Иры направленные на сотрудничество.

2

55-56

Май

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально- поведенческих особенностей.

2

57-58

Арт. Терапия.

Работа ладошкой, пальчиками.

1

59

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

1

60

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

1

61

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

1

62

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

1

63

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

1

64

ВСЕГО

64



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Учебный тематический план индивидуальных занятий

на 2022-2023 учебный год:

Разработала план    

тьютор: Кузнецова О.А.

г. Пыть-Ях

Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение воспитанников ДОУ с ОВЗ в образовательном процессе, успешное включение детей с ОВЗ в среду образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ:

 -   конкретная помощь и организация доступа в ДОУ, в групповые комнаты;

 - организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;

- особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

     2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

     3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении и воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

     4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

     5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

  • Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
  • Оказание родителям эмоциональной поддержки;
  • Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

   6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Продолжительность обучения рассчитана на 1 года.

Режим индивидуальных занятий: 3 раза в неделю.

Присутствие на групповых занятиях: 5 раз в неделю (по состоянию ребенка).

Оборудование:

1. дневник наблюдений (приложение 3);

2. учебный план индивидуальных занятий;

3. учебный план групповых занятий;

4. учебно-тематическое планирование мероприятий на год;

5. таблица сформированности основных навыков (приложение 2);

6. игры-занятия (приложение 1).

Планируемые результаты:

освоение программы не сопровождается проведением итоговой диагностики, проводится система мониторинга развития ребенка, его достижений, основана на методе наблюдений. Включает в себя ежедневное ведение дневника тьютора, заполнение карты индивидуального развития ребенка с целью отслеживания динамики.

Учебный план групповых занятий соответствует плану ООД ДОУ

Базовая часть

Образовательные компоненты

Средняя    группа

Подготовительная группа

Физическое развитие

Физическая культура

3

32

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

0

0

Математическое развитие

1

2

Конструирование\ робототехника

0.5

0.5

Речевое развитие, основы грамотности

Развитие речи

2

2

Социально – коммуникативное  развитие

Безопасность

Труд

Реализуется в совместной деятельности, в режимных моментах, самостоятельной деятельности

Художественно – эстетическое развитие

Музыка

2

2

Рисование

2

2

Лепка \ Аппликация

0.5

0.5

Учебный тематический план индивидуальных занятий

Содержание занятий

Кол-во часов

Номера занятий

Сентябрь

Первичная диагностика.

Методика наблюдения.

Октябрь

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

2

1-2

Диагностика активности

2

3-4

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

2

5-6

Диагностика оценки своего поведения

1

7

Диагностика внимания, памяти

1

8

Ноябрь

Формирование эмоционального контакта с тьютором.

Работа с вкладышами.

Разрезные картинки. Работа с песком.

Изо терапия.

2

9-10

Песочная терапия.

Изо терапия

2

11-12

Развитие активности: игры «Лошадка», «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

Работа с песком.

2

13-14

Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой». Построение сюжета игры.

2

15-16

Декабрь

Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

Работа с разрезными картинками.

Работа по правилам, нарисованные картинки.

2

17-18

Развитие восприятия и воображения.

Пополнение словарного запаса и игровой деятельности.

Построение игрового сюжета: «Рыбак», «Магазин».

2

 19-20

Коррекция и развитие пространственного гнозиса.

Развитие тактильных ощущений с детскими сказками.

1

21

22

Арт терапия.  Работа с красками и водой.

1

Песочная терапия. Работа с песком.

Развитие мелкой моторики.

1

23

Январь

Развитие восприятия. Развитие психических процессов.

 Продолжи ряд.

2

25-26

Развитие внимания. «Цветные карандаши»

Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

2

27-28

Развитие памяти. Запомни слова, картинки.

 Найди отличия.

2

29-30

Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

1

31

Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

1

32

Февраль

Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’. Коррекция и развитие пространства тела.

Работа с тестом и красками.

2

33-34

Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница»

Развитие восприятия и мышления, работа с карточками пиктограмма.

Работа с песком. Задания по образцу.

2

35-36

Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

Атр. терапия.

2

37-38

Психогимнастика.

Этюды на эмоции.

Арт. Терапия

2

39-40

Март

Игротерапия.

Арт.терапия.

Рисование схемы тела. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы.

 2

41-42

Коррекция и развитие восприятие, логического мышления, памяти

Игры по сказкам.

Игры с песком.

2

43-44

Арт.терапия.

Работа с цветной бумагой и водой.

Работа с красками и пирамидкой.

2

45-46

Психогимнастика.

Умение различать и правильно называть, и выражать эмоции.

Лото. «Парочки», «Ассоциации».

2

47-48

Апрель

Сказко- терапия.

Арт.терапия.

Работа с водой.

2

49-50

Коррекция и развитие пространственных связей.

«Я маленький, я большой»

2

51-52

«Моя семья».

Роль семьи. Эмоциональная сторона.

Проигрывание разных ролей.

Арт.терапия. рисование семьи

2

53-54

«Мой детский сад». «Мои друзья, ребята»

Арт.терапия.

Игротерапия. Иры направленные на сотрудничество.

2

55-56

Май

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально- поведенческих особенностей.

2

57-58

Арт. Терапия.

Работа ладошкой, пальчиками.

1

59

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

1

60

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

1

61

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

1

62

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

1

63

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

1

64

ВСЕГО

64

Учебно-тематическое планирование

1

Пополнение нормативно-правовой и методической базы

В течение года

Тьютор

2

Консультации для педагогов-сопровождения (узкие специалисты)

В течение года по запросу

Тьютор

2.1

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Сентябрь

Педагог-психолог

тьютор                             воспитатель

2.2

Индивидуальная программа развития и обучения детей с ОВЗ

Сентябрь

Педагог-психолог

Логопед

Дефектолог

Тьютор                             Воспитатель

3

Консультации родителей по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей 

В течение года

Тьютор

4

Родительские собрания

4.1

«Тьютор в нашем ДОУ»

Октябрь

Тьютор

4.2

«Особый ребёнок в группе»

Декабрь

Тьютор

4.3

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Март

Тьютор

4.4

«Динамика развития воспитанников»

Май

Тьютор

5.

Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения

В течение года

Тьютор

6

Оформление наглядного и печатного материала, выставок;

В течение года

Тьютор

Организационная деятельность

1

Разработка документов «личное дело тьюторанта»

В течение года

Тьютор

2

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу детского коллектива

Ежедневно

Тьютор

3

Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.

Ежедневно

Тьютор

Учебно-методическое направление

1

Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ.

Сентябрь, май

Педагог-психолог

Логопед

Дефектолог

Тьютор                             Воспитатель

2.

Подготовка и организация работы малых тьюторских групп (мини консилиум)

«Коррекция поведения»

«Развитие психических процессов, психомоторики, сенсорное развитие»

1 раз в 2 недели

Тьютор

3

Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

1 раз в день

Тьютор

4

Представление тьюторантов на ПМПК

По графику работы ПМПК

Тьютор

5

Участие в педагогическом совете, семинаре, работе методического объединения коррекционного блока ДОУ

По плану ДОУ

Тьютор

Диагностико-аналитическая деятельность

1

Обновление банка данных воспитанников

В течение года

Тьютор

3

Анкетирование родителей

По мере необходимости

Тьютор

4

Непрерывная следящая диагностика

В течение года

Тьютор

5

Анализ работы тьютора за 2021-2022 учебный год

май

Тьютор

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Игры-занятия для установления контакта с  ребенком ОВЗ

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра «Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Таблица сформированности основных навыков (мониторинг готовности ребенка к обучению и жизнедеятельности в дошкольном учреждении)

ФИ ребенка ___________________________________________________________

Заполнена _________________________________________________(период)

Деятельность ребенка

Делает  +

Делает не всегда  +-

Делает, но редко  -+

Не делает -

Маршрутная деятельность

Начало 3 т/м

Инд.занятия

3-5 занятие

Инд.занятия

6 -10 занятие

Конец учебн

года

Знает, где раздевалка; приходя в группу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку

Берет свои вещи и заходит в группу

В группе находит свое место; достает из пакета необходимые вещи, в соответствии с занятием; пакет помещает на соответствующее место

В течение занятия находится в группе, сидит или двигается в соответствии с указаниями воспитателя

После занятия меняет сферу деятельности (играет)

Вместе с другими детьми под руководством воспитателя выходит из группы, гуляет или идет в музыкальный зал, в спортзал, в другие группы, после занятий – в раздевалку

После занятий собирает все вещи в пакет

Другое

Витальная деятельность

(навыки самообслуживания)

Вовремя ООД может попроситься в туалет

Может самостоятельно сходить в туалет в течении дня

Моет руки перед едой и после туалета

Находясь за столом, ест (все, по выбору)

Другое

Коммуникативная деятельность

Выполняет инструкции воспитателя

Может повторять действия за воспитателем

Смотрит на воспитателя

Задает вопросы

Отвечает на вопросы

Быстро реагирует, когда знает ответ

Может по просьбе воспитателя подойти к доске и ответить у доски на поставленный вопрос

Копирует то, что делают другие сверстники

Вовремя свободной деятельности общается со сверстниками

Другое

Учебная деятельность

Может самостоятельно писать

Может самостоятельно открыть книгу, папку или тетрадь на нужном месте

Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием

Рисует

Пользуется красками, фломастерами, мелками

Другое

Этика отношений

Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией

Обращается к воспитателю на «вы», к сверстникам – на «ты»

Ждет, когда надо ждать всех

Помогает другим, по просьбе

Помогает другим, без просьбы, по ситуации

Поздравляет, выражает радость успеху других

Переживает за других в случае грустной ситуации

Другое

Осознавание себя

Радуется похвале

Понимает и серьезен, когда его действия критикуют

Стремится исправить свое поведение или оценку

Выражает разную степень интереса к темам и занятиям

Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать)

Другое

Дата ____________________

                                             Подпись специалистов

 ___________ (                                    )

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ДНЕВНИК ТЬЮТОРА

(примерная форма дневника как приложения к отчету о результатах процесса обучения ребенка)

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения, возраст______________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________ ______

Заключение ПМПК_________________________________________________

Перечень

умений                      

                              Дата

Физическое развитие

Группа здоровья

Умение: координировать движения

прыгать

бегать

Метание левой

правой рукой

лазанье

Физ.вынослив.

Физ. активность

Игровая деятельность

Предпочт. игры

Умение: включаться в игру

Соблюдать правила

Взаимод. с тьютор.

Тонкие физические движения

Умение: координировать движение рук и глаз при рисовании

лепке

Работать с

ножницами

Выполнять аппликацию

Строить из стройматериала

Из конструктора

Самостоятельность и независимость

КГН:   Умение:

Мыть руки по мере загрязнения,

Насухо вытирать  

Пользоваться носовым платком

салфеткой

полотенцем

расческой

Держать ложку

Самообслуживание:

Умение: одеваться

раздеваться

Снимать обувь

Расстёгивать пуговицы

Застег. липучки

складывать вещи

Выполн. поручения

Желание помогать

Организац.способности

Навыки организован

Общая динамика развития ребенка

Физич.развтите

Игровая деятельность

Речевое развитие и

общение

Познание

Соц.развит. и поведе.

Развити м.моторики

Развит.навыков

самосттоятельности

Обозначения:

«+» - умеет

«-» - не умеет

 Предпочтительные игры:

«П» - подвижные игры

«Н/П» - настольно печатные

«Р» - развивающие

«С» - сенсорные

«М/М» - на мелкую моторику

«Па» - пазлы

«К» - игры с конструктором

«Стр» - игры со строительным материалом



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Учебный тематический план индивидуальных занятий

на 2023-2024 учебный год:

Разработала план    

тьютор: Кузнецова О.А.

г. Пыть-Ях

Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение воспитанников ДОУ с ОВЗ в образовательном процессе, успешное включение детей с ОВЗ в среду образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ:

 -   конкретная помощь и организация доступа в ДОУ, в групповые комнаты;

 - организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;

- особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

     2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

     3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении и воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

     4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

     5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

  • Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
  • Оказание родителям эмоциональной поддержки;
  • Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

   6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

Продолжительность обучения рассчитана на 1 года.

Режим индивидуальных занятий: 3 раза в неделю.

Присутствие на групповых занятиях: 5 раз в неделю (по состоянию ребенка).

Оборудование:

1. дневник наблюдений (приложение 3);

2. учебный план индивидуальных занятий;

3. учебный план групповых занятий;

4. учебно-тематическое планирование мероприятий на год;

5. таблица сформированности основных навыков (приложение 2);

6. игры-занятия (приложение 1).

Планируемые результаты:

освоение программы не сопровождается проведением итоговой диагностики, проводится система мониторинга развития ребенка, его достижений, основана на методе наблюдений. Включает в себя ежедневное ведение дневника тьютора, заполнение карты индивидуального развития ребенка с целью отслеживания динамики.

Учебный план групповых занятий соответствует плану ООД ДОУ

Базовая часть

Образовательные компоненты

Средняя    группа

Подготовительная группа

Физическое развитие

Физическая культура

3

32

Познавательное развитие

Ознакомление с окружающим миром

0

0

Математическое развитие

1

2

Конструирование\ робототехника

0.5

0.5

Речевое развитие, основы грамотности

Развитие речи

2

2

Социально – коммуникативное  развитие

Безопасность

Труд

Реализуется в совместной деятельности, в режимных моментах, самостоятельной деятельности

Художественно – эстетическое развитие

Музыка

2

2

Рисование

2

2

Лепка \ Аппликация

0.5

0.5

Учебный тематический план индивидуальных занятий

Содержание занятий

Кол-во часов

Номера занятий

Сентябрь

Первичная диагностика.

Методика наблюдения.

Октябрь

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

2

1-2

Диагностика активности

2

3-4

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

2

5-6

Диагностика оценки своего поведения

1

7

Диагностика внимания, памяти

1

8

Ноябрь

Формирование эмоционального контакта с тьютором.

Работа с вкладышами.

Разрезные картинки. Работа с песком.

Изо терапия.

2

9-10

Песочная терапия.

Изо терапия

2

11-12

Развитие активности: игры «Лошадка», «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

Работа с песком.

2

13-14

Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой». Построение сюжета игры.

2

15-16

Декабрь

Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

Работа с разрезными картинками.

Работа по правилам, нарисованные картинки.

2

17-18

Развитие восприятия и воображения.

Пополнение словарного запаса и игровой деятельности.

Построение игрового сюжета: «Рыбак», «Магазин».

2

 19-20

Коррекция и развитие пространственного гнозиса.

Развитие тактильных ощущений с детскими сказками.

1

21

22

Арт терапия.  Работа с красками и водой.

1

Песочная терапия. Работа с песком.

Развитие мелкой моторики.

1

23

Январь

Развитие восприятия. Развитие психических процессов.

 Продолжи ряд.

2

25-26

Развитие внимания. «Цветные карандаши»

Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

2

27-28

Развитие памяти. Запомни слова, картинки.

 Найди отличия.

2

29-30

Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

1

31

Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

1

32

Февраль

Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’. Коррекция и развитие пространства тела.

Работа с тестом и красками.

2

33-34

Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница»

Развитие восприятия и мышления, работа с карточками пиктограмма.

Работа с песком. Задания по образцу.

2

35-36

Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

Атр. терапия.

2

37-38

Психогимнастика.

Этюды на эмоции.

Арт. Терапия

2

39-40

Март

Игротерапия.

Арт.терапия.

Рисование схемы тела. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы.

 2

41-42

Коррекция и развитие восприятие, логического мышления, памяти

Игры по сказкам.

Игры с песком.

2

43-44

Арт.терапия.

Работа с цветной бумагой и водой.

Работа с красками и пирамидкой.

2

45-46

Психогимнастика.

Умение различать и правильно называть, и выражать эмоции.

Лото. «Парочки», «Ассоциации».

2

47-48

Апрель

Сказко- терапия.

Арт.терапия.

Работа с водой.

2

49-50

Коррекция и развитие пространственных связей.

«Я маленький, я большой»

2

51-52

«Моя семья».

Роль семьи. Эмоциональная сторона.

Проигрывание разных ролей.

Арт.терапия. рисование семьи

2

53-54

«Мой детский сад». «Мои друзья, ребята»

Арт.терапия.

Игротерапия. Иры направленные на сотрудничество.

2

55-56

Май

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально- поведенческих особенностей.

2

57-58

Арт. Терапия.

Работа ладошкой, пальчиками.

1

59

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

1

60

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

1

61

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

1

62

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

1

63

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

1

64

ВСЕГО

64

Учебно-тематическое планирование

1

Пополнение нормативно-правовой и методической базы

В течение года

Тьютор

2

Консультации для педагогов-сопровождения (узкие специалисты)

В течение года по запросу

Тьютор

2.1

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Сентябрь

Педагог-психолог

тьютор                             воспитатель

2.2

Индивидуальная программа развития и обучения детей с ОВЗ

Сентябрь

Педагог-психолог

Логопед

Дефектолог

Тьютор                             Воспитатель

3

Консультации родителей по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей 

В течение года

Тьютор

4

Родительские собрания

4.1

«Тьютор в нашем ДОУ»

Октябрь

Тьютор

4.2

«Особый ребёнок в группе»

Декабрь

Тьютор

4.3

«Индивидуальный образовательный маршрут»

Март

Тьютор

4.4

«Динамика развития воспитанников»

Май

Тьютор

5.

Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения

В течение года

Тьютор

6

Оформление наглядного и печатного материала, выставок;

В течение года

Тьютор

Организационная деятельность

1

Разработка документов «личное дело тьюторанта»

В течение года

Тьютор

2

Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу детского коллектива

Ежедневно

Тьютор

3

Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.

Ежедневно

Тьютор

Учебно-методическое направление

1

Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ.

Сентябрь, май

Педагог-психолог

Логопед

Дефектолог

Тьютор                             Воспитатель

2.

Подготовка и организация работы малых тьюторских групп (мини консилиум)

«Коррекция поведения»

«Развитие психических процессов, психомоторики, сенсорное развитие»

1 раз в 2 недели

Тьютор

3

Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

1 раз в день

Тьютор

4

Представление тьюторантов на ПМПК

По графику работы ПМПК

Тьютор

5

Участие в педагогическом совете, семинаре, работе методического объединения коррекционного блока ДОУ

По плану ДОУ

Тьютор

Диагностико-аналитическая деятельность

1

Обновление банка данных воспитанников

В течение года

Тьютор

3

Анкетирование родителей

По мере необходимости

Тьютор

4

Непрерывная следящая диагностика

В течение года

Тьютор

5

Анализ работы тьютора за 2021-2022 учебный год

май

Тьютор

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Игры-занятия для установления контакта с  ребенком ОВЗ

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра «Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Таблица сформированности основных навыков (мониторинг готовности ребенка к обучению и жизнедеятельности в дошкольном учреждении)

ФИ ребенка ___________________________________________________________

Заполнена _________________________________________________(период)

Деятельность ребенка

Делает  +

Делает не всегда  +-

Делает, но редко  -+

Не делает -

Маршрутная деятельность

Начало 3 т/м

Инд.занятия

3-5 занятие

Инд.занятия

6 -10 занятие

Конец учебн

года

Знает, где раздевалка; приходя в группу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку

Берет свои вещи и заходит в группу

В группе находит свое место; достает из пакета необходимые вещи, в соответствии с занятием; пакет помещает на соответствующее место

В течение занятия находится в группе, сидит или двигается в соответствии с указаниями воспитателя

После занятия меняет сферу деятельности (играет)

Вместе с другими детьми под руководством воспитателя выходит из группы, гуляет или идет в музыкальный зал, в спортзал, в другие группы, после занятий – в раздевалку

После занятий собирает все вещи в пакет

Другое

Витальная деятельность

(навыки самообслуживания)

Вовремя ООД может попроситься в туалет

Может самостоятельно сходить в туалет в течении дня

Моет руки перед едой и после туалета

Находясь за столом, ест (все, по выбору)

Другое

Коммуникативная деятельность

Выполняет инструкции воспитателя

Может повторять действия за воспитателем

Смотрит на воспитателя

Задает вопросы

Отвечает на вопросы

Быстро реагирует, когда знает ответ

Может по просьбе воспитателя подойти к доске и ответить у доски на поставленный вопрос

Копирует то, что делают другие сверстники

Вовремя свободной деятельности общается со сверстниками

Другое

Учебная деятельность

Может самостоятельно писать

Может самостоятельно открыть книгу, папку или тетрадь на нужном месте

Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием

Рисует

Пользуется красками, фломастерами, мелками

Другое

Этика отношений

Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией

Обращается к воспитателю на «вы», к сверстникам – на «ты»

Ждет, когда надо ждать всех

Помогает другим, по просьбе

Помогает другим, без просьбы, по ситуации

Поздравляет, выражает радость успеху других

Переживает за других в случае грустной ситуации

Другое

Осознавание себя

Радуется похвале

Понимает и серьезен, когда его действия критикуют

Стремится исправить свое поведение или оценку

Выражает разную степень интереса к темам и занятиям

Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать)

Другое

Дата ____________________

                                             Подпись специалистов

 ___________ (                                    )

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ДНЕВНИК ТЬЮТОРА

(примерная форма дневника как приложения к отчету о результатах процесса обучения ребенка)

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________

Дата рождения, возраст______________________________________________

Домашний адрес_____________________________________________ ______

Заключение ПМПК_________________________________________________

Перечень

умений                      

                              Дата

Физическое развитие

Группа здоровья

Умение: координировать движения

прыгать

бегать

Метание левой

правой рукой

лазанье

Физ.вынослив.

Физ. активность

Игровая деятельность

Предпочт. игры

Умение: включаться в игру

Соблюдать правила

Взаимод. с тьютор.

Тонкие физические движения

Умение: координировать движение рук и глаз при рисовании

лепке

Работать с

ножницами

Выполнять аппликацию

Строить из стройматериала

Из конструктора

Самостоятельность и независимость

КГН:   Умение:

Мыть руки по мере загрязнения,

Насухо вытирать  

Пользоваться носовым платком

салфеткой

полотенцем

расческой

Держать ложку

Самообслуживание:

Умение: одеваться

раздеваться

Снимать обувь

Расстёгивать пуговицы

Застег. липучки

складывать вещи

Выполн. поручения

Желание помогать

Организац.способности

Навыки организован

Общая динамика развития ребенка

Физич.развтите

Игровая деятельность

Речевое развитие и

общение

Познание

Соц.развит. и поведе.

Развити м.моторики

Развит.навыков

самосттоятельности

Обозначения:

«+» - умеет

«-» - не умеет

 Предпочтительные игры:

«П» - подвижные игры

«Н/П» - настольно печатные

«Р» - развивающие

«С» - сенсорные

«М/М» - на мелкую моторику

«Па» - пазлы

«К» - игры с конструктором

«Стр» - игры со строительным материалом



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

План работы

тьютора

по сопровождению детей

на 2024-2025 учебный год


Тьютор:  Кузнецова Ольга Анатольевна

Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение воспитанников ДОУ с ОВЗ в образовательный  процесс, успешное включение каждого ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.

Задачи:

  1. Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ:

- конкретная помощь и организация доступа в ДОУ, в групповые комнаты; - организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.

2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.

3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении и воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.

5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

  • Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
  • Оказание родителям эмоциональной поддержки;
  • Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.


Функции тьютора:

1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др.

Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.

2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у воспитанников психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.

3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для воспитанника служб и специалистов детского сада.

4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ

Организация деятельности тьютора

«Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом ДОУ».



Тьютор

и подопечный

Тьютор:

  • формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
  • следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из группы в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
  • координирует общую деятельность воспитанника, дозирует учебную нагрузку.



Тьютор

и воспитатель группы

Тьютор:

обсуждает с воспитателем

  • цели и задачи своей работы;
  • возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с занятия и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
  • каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель– тьютор.


Тьютор и

другие дети

Тьютор:

  • следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
  • объясняет детям, как общаться с их сверстником;
  • если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

Тьютор и

родители

Тьютор:

  • рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
  • отвечает на вопросы родителей.

Тьютор и другие специалисты (логопед, соцпедагог, медицинские работники, психолог и др.)

  • вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом;
  • помогает в составлении индивидуальных программ;
  • осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.)


Взаимоотношения тьютора и тьюторанта

Ребенок с ОВЗ и воспитатель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает

воспитателя и выполняет его инструкции

  • привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на …. (имя воспитателя слушай…»;
  • «Смотри на доску»;
  • «Возьми карандаш, рисуй»;
  • «Открывай альбом»; и т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

  • следит за организацией рабочего пространства ребенка
  • соотносит задания воспитателя с возможностями воспитанника
  • если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
  • если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом воспитателя.

Ребенок с ОВЗ и другие дети

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других детей к нему

  • наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед по столу просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог детей «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед началом рабочего дня прощается с родителями,

А вечером – встречает родителей и прощается с тьютором

  • помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях ДОУ – помогает рассказать, что было в группе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.


Основные виды деятельности тьютора:

1. Информационное обеспечение

2. Организационная деятельность

3. Учебно-методическая работа

4. Диагностико - аналитическая деятельность

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные участники

Информационное обеспечение

1

Пополнение нормативно-правовой и методической базы

В течение года

Тьютор

2

Консультации для педагогов

В течение года по запросу

Тьютор

2.1

«Индивидуальный образовательный маршрут»

В течение года

Тьютор

2.2

Индивидуальная программа развития и обучения детей ОВЗ.

Тьютор

3

Консультации родителей воспитанников по вопросам устранения образовательных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей.

В течение года  

Тьютор

4

Родительские собрания

4.1

«Тьютор в нашем ДОУ»

Октябрь

Тьютор

4.2

«Особый ребёнок в ДОУ»

Январь

Тьютор

4.3

«Динамика развития воспитанников»

Май

Тьютор

5.

Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения

В течение года

Тьютор

6

Оформление наглядного и печатного материала, выставок;

В течение года

Тьютор

7

Создание информационной базы данных по организации тьюториала в работе воспитанниками с ОВЗ

В течение года

Тьютор

Организационная деятельность

1

Разработка документов «личное дело тьюторанта»

В течение года

Тьютор

2

Оказание помощи воспитаннику в процессе занятий по успешному включению в работу детского коллектива

Ежедневно

Тьютор

3

Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.

Ежедневно

Тьютор

4.

Содействие участию каждого воспитанника в конкурсах   с учетом интересов.

В соответствии с планом воспитательной работы ДОУ

Тьютор

Учебно-методическое направление

1

Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ.

Сентябрь, май

Тьютор, старший воспитатель, воспитатели

2.

Подготовка и организация работы малых тьюторских групп

«Коррекция поведения»

«Развитие психических процессов, психомоторики, сенсорное развитие»

1 раз в 2 недели

Тьютор

3

Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

1 раз в неделю с каждым тьюторантом

Тьютор

4

Представление тьюторантов на ПМПК

По графику работы ПМПК

Тьютор

5

Участие в педагогическом совете, семинаре, работе методического объединения коррекционного блока ДОУ

По общему плану

Тьютор

Диагностико-аналитическая деятельность

1

Обновление банка данных воспитанников

В течение года

Тьютор

2

Анализ личных дел детей

В течение года

Тьютор

3

Анализ медицинских карт

В течение года

Тьютор

4

Анкетирование родителей

По мере необходимости

Тьютор

5

Непрерывная следящая диагностика

В течение года

Тьютор

6

Анализ работы тьютора за 2024-2025 учебный год

май

Тьютор, зам. Директора по МР



Предварительный просмотр:

План мероприятий

Тьютора Кузнецовой Ольги Анатольевны

по сопровождению ребенка – инвалида

Учебный тематический план индивидуальных занятий:

Содержание занятий

Кол-во часов

Отметка о выполнении

Сентябрь

Первичная диагностика.

Методика наблюдения.

Октябрь

Диагностика эмоционально-поведенческих реакций

1

Диагностика активности

1

Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений

1

Диагностика оценки своего поведения

1

Диагностика внимания, памяти

1

Ноябрь

Формирование эмоционального контакта с тьютором.

Работа с вкладышами.

Разрезные картинки. Работа с песком.

Изо терапия.

1

Песочная терапия.

Изо терапия

1

Развитие активности: игры «Лошадка», «Поводырь», «Птички», «Догонялки».

Работа с песком.

1

Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой». Построение сюжета игры.

1

Арт. Терапия.

Работа ладошкой, пальчиками.

1

Декабрь

Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

Работа с разрезными картинками.

Работа по правилам, нарисованные картинки.

1

Развитие восприятия и воображения.

Пополнение словарного запаса и игровой деятельности.

Построение игрового сюжета: «Рыбак», «Магазин».

1

Коррекция и развитие пространственного гнозиса.

Развитие тактильных ощущений с детскими сказками.

1

Арт терапия.  Работа с красками и водой.

1

Песочная терапия. Работа с песком.

Развитие мелкой моторики.

1

Январь

Развитие восприятия. Развитие психических процессов.

 Продолжи ряд.

1

Развитие внимания. «Цветные карандаши»

Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы.

1

Развитие памяти. Запомни слова, картинки.

 Найди отличия.

1

Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу.

1

Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья

1

Февраль

Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’. Коррекция и развитие пространства тела.

Работа с тестом и красками.

1

Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница»

Развитие восприятия и мышления, работа с карточками пиктограмма.

Работа с песком. Задания по образцу.

1

Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий.

Атр. терапия.

1

Психогимнастика.

Этюды на эмоции.

Арт. Терапия

1

Март

Игротерапия.

Арт.терапия.

1

Рисование схемы тела. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы.

1

Арт.терапия.

Работа с цветной бумагой и водой.

1

Арт.терапия.

Работа с красками и пирамидкой.

1

Психогимнастика.

Умение различать и правильно называть, и выражать эмоции.

Лото. «Парочки», «Ассоциации».

1

Апрель

Сказко- терапия.

Арт.терапия.

Работа с водой.

1

Коррекция и развитие пространственных связей.

«Я маленький, я большой»

1

«Моя семья».

Роль семьи. Эмоциональная сторона.

Проигрывание разных ролей.

Арт.терапия. рисование семьи

1

«Мой детский сад». «Мои друзья, ребята»

Арт.терапия.

Игротерапия. Иры направленные на сотрудничество.

1

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально- поведенческих особенностей.

1

Май

Итоговая диагностика. Диагностика активности.

1

Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения.

1

Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления.

1

Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания.

1

Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

1

ВСЕГО

Направление деятельности

Мероприятие

Сроки реализации

Отметка о выполнении

Работа с ребенком

Социализация детей

Групповые занятия

14 раз в неделю по состоянию ребенка

Индивидуальные занятия

5 раза в неделю

Конкурсы, проекты Праздники, развлечения

Тематические занятия (3-7 лет):

- «День знаний»

- «Мой город Пыть-Ях»

- «Соблюдай ПДД»

Сентябрь

Развлечение «Золотая осень»

Октябрь

Выставка совместного творчества «Волшебница осень»

Тематические занятия:

- «День отца»

Тематические занятия:

- «День народного единства»

- «День матери»

Ноябрь

Выставка рисунков «Моя страна – Россия!»

Праздничный концерт «Мамочка милая, мама моя…»

Тематическое занятие, посвященное Международному дню инвалидов

Декабрь

Тематические занятия (3-7 лет)

- «День доброты»,

- «День ХМАО-Югры»,

- «День конституции РФ»

Новогодний праздник

«Новогодний калейдоскоп»

Выставка совместного творчества «Зимушка-зима»

Тематическое занятие «День защитника Отечества» (3-7 лет)

Февраль

Спортивное развлечение ко Дню защитника Отечества «Бравые ребята!» (5-7 лет)

Выставка рисунков «Мой папа - Защитник Родины»

Тематическое занятие «Женский день – 8 марта» (3-7 лет)

Март

Выставка рисунков «Любящее сердце мамочки моей»

Спортивное развлечение «Масленица»

Музыкальный праздник «Международный женский день - 8 Марта» (3-7 лет)

Развлечение «Весна – красна» (3-7 лет)

Апрель

Выставка совместного творчества «Космические дали»

Тематические занятия (5-7 лет):

- «День космонавтики и авиации»,

- «День пожарной охраны»

Акции (5-7 лет):

- «Соблюдай ПДД»,

- «Соблюдай Правила пожарной безопасности»

Тематические занятия (3-7 лет):

- «День Великой Победы»

Май

Выставка рисунков «Мы помним, мы гордимся»

Праздничный концерт «День Великой Победы» (5-7 лет)

Спортивное развлечение «1 июня – День защиты детей»

Июнь

Работа с педагогами

Консультации

Консультации для педагогов-сопровождения (узкие специалисты)

В течении года

Индивидуальное консультирование

По запросу

В течение года

Семинары, практикумы (круглые столы, конференции)

Организация проектной деятельности по теме здоровьесбережения

Октябрь

Фестиваль педагогических идей (мастер-классы) «Практика применения педагогических технологий, способствующих познавательно-речевому развитию дошкольников»

Январь

Работа с родителями

Консультации

«Тьютор в нашем ДОУ»

Октябрь

«Особый ребёнок в группе»

Декабрь

«Играйте вместе с ребенком»

Март

«Динамика развития воспитанников»

Май

Семинары, практикумы (круглые столы, конференции)

День открытых дверей

Сентябрь

Мастер-класс «Пальчиковые игры для детей с ОВЗ»

Январь

Практикум «Развитие речи в домашних условиях»

Март

Взаимодействие с социальными службами города

БУ Пыть-Яхский реабилитационный центр для детей и подростков

в течение года