Главные вкладки
Планирование
Планирование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
Учебный тематический план индивидуальных занятий
на 2021-2022 учебный год:
Разработала план
тьютор: Кузнецова О.А.
г. Пыть-Ях
Содержание занятий | Кол-во часов | Номера занятий |
Сентябрь | ||
Первичная диагностика. Методика наблюдения. | ||
Октябрь | ||
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций | 2 | 1-2 |
Диагностика активности | 2 | 3-4 |
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | 2 | 5-6 |
Диагностика оценки своего поведения | 1 | 7 |
Диагностика внимания, памяти | 1 | 8 |
Ноябрь | ||
Формирование эмоционального контакта с тьютором. Работа с вкладышами. Разрезные картинки. Работа с песком. Изо терапия. | 2 | 9-10 |
Песочная терапия. Изо терапия | 2 | 11-12 |
Развитие активности: игры «Лошадка», «Поводырь», «Птички», «Догонялки». Работа с песком. | 2 | 13-14 |
Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой». Построение сюжета игры. | 2 | 15-16 |
Декабрь | ||
Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. Работа с разрезными картинками. Работа по правилам, нарисованные картинки. | 2 | 17-18 |
Развитие восприятия и воображения. Пополнение словарного запаса и игровой деятельности. Построение игрового сюжета: «Рыбак», «Магазин». | 2 | 19-20 |
Коррекция и развитие пространственного гнозиса. Развитие тактильных ощущений с детскими сказками. | 1 | 21 |
22 | ||
Арт терапия. Работа с красками и водой. | 1 | |
Песочная терапия. Работа с песком. Развитие мелкой моторики. | 1 | 23 |
Январь | ||
Развитие восприятия. Развитие психических процессов. Продолжи ряд. | 2 | 25-26 |
Развитие внимания. «Цветные карандаши» Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. | 2 | 27-28 |
Развитие памяти. Запомни слова, картинки. Найди отличия. | 2 | 29-30 |
Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. | 1 | 31 |
Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья | 1 | 32 |
Февраль | ||
Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’. Коррекция и развитие пространства тела. Работа с тестом и красками. | 2 | 33-34 |
Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница» Развитие восприятия и мышления, работа с карточками пиктограмма. Работа с песком. Задания по образцу. | 2 | 35-36 |
Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. Атр. терапия. | 2 | 37-38 |
Психогимнастика. Этюды на эмоции. Арт. Терапия | 2 | 39-40 |
Март | ||
Игротерапия. Арт.терапия. Рисование схемы тела. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. | 2 | 41-42 |
Коррекция и развитие восприятие, логического мышления, памяти Игры по сказкам. Игры с песком. | 2 | 43-44 |
Арт.терапия. Работа с цветной бумагой и водой. Работа с красками и пирамидкой. | 2 | 45-46 |
Психогимнастика. Умение различать и правильно называть, и выражать эмоции. Лото. «Парочки», «Ассоциации». | 2 | 47-48 |
Апрель | ||
Сказко- терапия. Арт.терапия. Работа с водой. | 2 | 49-50 |
Коррекция и развитие пространственных связей. «Я маленький, я большой» | 2 | 51-52 |
«Моя семья». Роль семьи. Эмоциональная сторона. Проигрывание разных ролей. Арт.терапия. рисование семьи | 2 | 53-54 |
«Мой детский сад». «Мои друзья, ребята» Арт.терапия. Игротерапия. Иры направленные на сотрудничество. | 2 | 55-56 |
Май | ||
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально- поведенческих особенностей. | 2 | 57-58 |
Арт. Терапия. Работа ладошкой, пальчиками. | 1 | 59 |
Итоговая диагностика. Диагностика активности. | 1 | 60 |
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. | 1 | 61 |
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. | 1 | 62 |
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. | 1 | 63 |
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. | 1 | 64 |
ВСЕГО | 64 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
Учебный тематический план индивидуальных занятий
на 2022-2023 учебный год:
Разработала план
тьютор: Кузнецова О.А.
г. Пыть-Ях
Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение воспитанников ДОУ с ОВЗ в образовательном процессе, успешное включение детей с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи:
- Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ:
- конкретная помощь и организация доступа в ДОУ, в групповые комнаты;
- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;
- особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении и воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Продолжительность обучения рассчитана на 1 года.
Режим индивидуальных занятий: 3 раза в неделю.
Присутствие на групповых занятиях: 5 раз в неделю (по состоянию ребенка).
Оборудование:
1. дневник наблюдений (приложение 3);
2. учебный план индивидуальных занятий;
3. учебный план групповых занятий;
4. учебно-тематическое планирование мероприятий на год;
5. таблица сформированности основных навыков (приложение 2);
6. игры-занятия (приложение 1).
Планируемые результаты:
освоение программы не сопровождается проведением итоговой диагностики, проводится система мониторинга развития ребенка, его достижений, основана на методе наблюдений. Включает в себя ежедневное ведение дневника тьютора, заполнение карты индивидуального развития ребенка с целью отслеживания динамики.
Учебный план групповых занятий соответствует плану ООД ДОУ
Базовая часть | Образовательные компоненты | Средняя группа | Подготовительная группа |
Физическое развитие | Физическая культура | 3 | 32 |
Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим миром | 0 | 0 |
Математическое развитие | 1 | 2 | |
Конструирование\ робототехника | 0.5 | 0.5 | |
Речевое развитие, основы грамотности | Развитие речи | 2 | 2 |
Социально – коммуникативное развитие | Безопасность Труд | Реализуется в совместной деятельности, в режимных моментах, самостоятельной деятельности | |
Художественно – эстетическое развитие | Музыка | 2 | 2 |
Рисование | 2 | 2 | |
Лепка \ Аппликация | 0.5 | 0.5 |
Учебный тематический план индивидуальных занятий
Содержание занятий | Кол-во часов | Номера занятий |
Сентябрь | ||
Первичная диагностика. Методика наблюдения. | ||
Октябрь | ||
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций | 2 | 1-2 |
Диагностика активности | 2 | 3-4 |
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | 2 | 5-6 |
Диагностика оценки своего поведения | 1 | 7 |
Диагностика внимания, памяти | 1 | 8 |
Ноябрь | ||
Формирование эмоционального контакта с тьютором. Работа с вкладышами. Разрезные картинки. Работа с песком. Изо терапия. | 2 | 9-10 |
Песочная терапия. Изо терапия | 2 | 11-12 |
Развитие активности: игры «Лошадка», «Поводырь», «Птички», «Догонялки». Работа с песком. | 2 | 13-14 |
Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой». Построение сюжета игры. | 2 | 15-16 |
Декабрь | ||
Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. Работа с разрезными картинками. Работа по правилам, нарисованные картинки. | 2 | 17-18 |
Развитие восприятия и воображения. Пополнение словарного запаса и игровой деятельности. Построение игрового сюжета: «Рыбак», «Магазин». | 2 | 19-20 |
Коррекция и развитие пространственного гнозиса. Развитие тактильных ощущений с детскими сказками. | 1 | 21 |
22 | ||
Арт терапия. Работа с красками и водой. | 1 | |
Песочная терапия. Работа с песком. Развитие мелкой моторики. | 1 | 23 |
Январь | ||
Развитие восприятия. Развитие психических процессов. Продолжи ряд. | 2 | 25-26 |
Развитие внимания. «Цветные карандаши» Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. | 2 | 27-28 |
Развитие памяти. Запомни слова, картинки. Найди отличия. | 2 | 29-30 |
Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. | 1 | 31 |
Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья | 1 | 32 |
Февраль | ||
Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’. Коррекция и развитие пространства тела. Работа с тестом и красками. | 2 | 33-34 |
Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница» Развитие восприятия и мышления, работа с карточками пиктограмма. Работа с песком. Задания по образцу. | 2 | 35-36 |
Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. Атр. терапия. | 2 | 37-38 |
Психогимнастика. Этюды на эмоции. Арт. Терапия | 2 | 39-40 |
Март | ||
Игротерапия. Арт.терапия. Рисование схемы тела. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. | 2 | 41-42 |
Коррекция и развитие восприятие, логического мышления, памяти Игры по сказкам. Игры с песком. | 2 | 43-44 |
Арт.терапия. Работа с цветной бумагой и водой. Работа с красками и пирамидкой. | 2 | 45-46 |
Психогимнастика. Умение различать и правильно называть, и выражать эмоции. Лото. «Парочки», «Ассоциации». | 2 | 47-48 |
Апрель | ||
Сказко- терапия. Арт.терапия. Работа с водой. | 2 | 49-50 |
Коррекция и развитие пространственных связей. «Я маленький, я большой» | 2 | 51-52 |
«Моя семья». Роль семьи. Эмоциональная сторона. Проигрывание разных ролей. Арт.терапия. рисование семьи | 2 | 53-54 |
«Мой детский сад». «Мои друзья, ребята» Арт.терапия. Игротерапия. Иры направленные на сотрудничество. | 2 | 55-56 |
Май | ||
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально- поведенческих особенностей. | 2 | 57-58 |
Арт. Терапия. Работа ладошкой, пальчиками. | 1 | 59 |
Итоговая диагностика. Диагностика активности. | 1 | 60 |
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. | 1 | 61 |
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. | 1 | 62 |
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. | 1 | 63 |
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. | 1 | 64 |
ВСЕГО | 64 |
Учебно-тематическое планирование
1 | Пополнение нормативно-правовой и методической базы | В течение года | Тьютор |
2 | Консультации для педагогов-сопровождения (узкие специалисты) | В течение года по запросу | Тьютор |
2.1 | «Индивидуальный образовательный маршрут» | Сентябрь | Педагог-психолог тьютор воспитатель |
2.2 | Индивидуальная программа развития и обучения детей с ОВЗ | Сентябрь | Педагог-психолог Логопед Дефектолог Тьютор Воспитатель |
3 | Консультации родителей по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей | В течение года | Тьютор |
4 | Родительские собрания | ||
4.1 | «Тьютор в нашем ДОУ» | Октябрь | Тьютор |
4.2 | «Особый ребёнок в группе» | Декабрь | Тьютор |
4.3 | «Индивидуальный образовательный маршрут» | Март | Тьютор |
4.4 | «Динамика развития воспитанников» | Май | Тьютор |
5. | Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения | В течение года | Тьютор |
6 | Оформление наглядного и печатного материала, выставок; | В течение года | Тьютор |
Организационная деятельность | |||
1 | Разработка документов «личное дело тьюторанта» | В течение года | Тьютор |
2 | Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу детского коллектива | Ежедневно | Тьютор |
3 | Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. | Ежедневно | Тьютор |
Учебно-методическое направление | |||
1 | Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ. | Сентябрь, май | Педагог-психолог Логопед Дефектолог Тьютор Воспитатель |
2. | Подготовка и организация работы малых тьюторских групп (мини консилиум) «Коррекция поведения» «Развитие психических процессов, психомоторики, сенсорное развитие» | 1 раз в 2 недели | Тьютор |
3 | Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. | 1 раз в день | Тьютор |
4 | Представление тьюторантов на ПМПК | По графику работы ПМПК | Тьютор |
5 | Участие в педагогическом совете, семинаре, работе методического объединения коррекционного блока ДОУ | По плану ДОУ | Тьютор |
Диагностико-аналитическая деятельность | |||
1 | Обновление банка данных воспитанников | В течение года | Тьютор |
3 | Анкетирование родителей | По мере необходимости | Тьютор |
4 | Непрерывная следящая диагностика | В течение года | Тьютор |
5 | Анализ работы тьютора за 2021-2022 учебный год | май | Тьютор |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Игры-занятия для установления контакта с ребенком ОВЗ
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Развитие активности.
2 занятие: игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
6 занятие: Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
9 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра «Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.
Развитие подвижно – ролевой игры.
12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
13 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Таблица сформированности основных навыков (мониторинг готовности ребенка к обучению и жизнедеятельности в дошкольном учреждении)
ФИ ребенка ___________________________________________________________
Заполнена _________________________________________________(период)
Деятельность ребенка | Делает + Делает не всегда +- Делает, но редко -+ Не делает - | |||
Маршрутная деятельность | Начало 3 т/м | Инд.занятия 3-5 занятие | Инд.занятия 6 -10 занятие | Конец учебн года |
Знает, где раздевалка; приходя в группу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку | ||||
Берет свои вещи и заходит в группу | ||||
В группе находит свое место; достает из пакета необходимые вещи, в соответствии с занятием; пакет помещает на соответствующее место | ||||
В течение занятия находится в группе, сидит или двигается в соответствии с указаниями воспитателя | ||||
После занятия меняет сферу деятельности (играет) | ||||
Вместе с другими детьми под руководством воспитателя выходит из группы, гуляет или идет в музыкальный зал, в спортзал, в другие группы, после занятий – в раздевалку | ||||
После занятий собирает все вещи в пакет | ||||
Другое | ||||
Витальная деятельность (навыки самообслуживания) | ||||
Вовремя ООД может попроситься в туалет | ||||
Может самостоятельно сходить в туалет в течении дня | ||||
Моет руки перед едой и после туалета | ||||
Находясь за столом, ест (все, по выбору) | ||||
Другое | ||||
Коммуникативная деятельность | ||||
Выполняет инструкции воспитателя | ||||
Может повторять действия за воспитателем | ||||
Смотрит на воспитателя | ||||
Задает вопросы | ||||
Отвечает на вопросы | ||||
Быстро реагирует, когда знает ответ | ||||
Может по просьбе воспитателя подойти к доске и ответить у доски на поставленный вопрос | ||||
Копирует то, что делают другие сверстники | ||||
Вовремя свободной деятельности общается со сверстниками | ||||
Другое | ||||
Учебная деятельность | ||||
Может самостоятельно писать | ||||
Может самостоятельно открыть книгу, папку или тетрадь на нужном месте | ||||
Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием | ||||
Рисует | ||||
Пользуется красками, фломастерами, мелками | ||||
Другое | ||||
Этика отношений | ||||
Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией | ||||
Обращается к воспитателю на «вы», к сверстникам – на «ты» | ||||
Ждет, когда надо ждать всех | ||||
Помогает другим, по просьбе | ||||
Помогает другим, без просьбы, по ситуации | ||||
Поздравляет, выражает радость успеху других | ||||
Переживает за других в случае грустной ситуации | ||||
Другое | ||||
Осознавание себя | ||||
Радуется похвале | ||||
Понимает и серьезен, когда его действия критикуют | ||||
Стремится исправить свое поведение или оценку | ||||
Выражает разную степень интереса к темам и занятиям | ||||
Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать) | ||||
Другое |
Дата ____________________
Подпись специалистов
___________ ( )
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ДНЕВНИК ТЬЮТОРА
(примерная форма дневника как приложения к отчету о результатах процесса обучения ребенка)
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Дата рождения, возраст______________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________ ______
Заключение ПМПК_________________________________________________
Перечень умений Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физическое развитие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа здоровья | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение: координировать движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прыгать бегать Метание левой правой рукой лазанье | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физ.вынослив. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физ. активность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игровая деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предпочт. игры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение: включаться в игру | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соблюдать правила | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимод. с тьютор. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тонкие физические движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение: координировать движение рук и глаз при рисовании | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лепке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работать с ножницами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнять аппликацию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строить из стройматериала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из конструктора | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельность и независимость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КГН: Умение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мыть руки по мере загрязнения, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Насухо вытирать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пользоваться носовым платком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
салфеткой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
полотенцем | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
расческой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Держать ложку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самообслуживание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение: одеваться | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
раздеваться | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снимать обувь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расстёгивать пуговицы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Застег. липучки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
складывать вещи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполн. поручения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Желание помогать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организац.способности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки организован | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая динамика развития ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физич.развтите | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игровая деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие и общение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соц.развит. и поведе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развити м.моторики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развит.навыков самосттоятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обозначения:
«+» - умеет
«-» - не умеет
Предпочтительные игры:
«П» - подвижные игры
«Н/П» - настольно печатные
«Р» - развивающие
«С» - сенсорные
«М/М» - на мелкую моторику
«Па» - пазлы
«К» - игры с конструктором
«Стр» - игры со строительным материалом
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
Учебный тематический план индивидуальных занятий
на 2023-2024 учебный год:
Разработала план
тьютор: Кузнецова О.А.
г. Пыть-Ях
Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение воспитанников ДОУ с ОВЗ в образовательном процессе, успешное включение детей с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи:
- Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ:
- конкретная помощь и организация доступа в ДОУ, в групповые комнаты;
- организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ;
- особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении и воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Продолжительность обучения рассчитана на 1 года.
Режим индивидуальных занятий: 3 раза в неделю.
Присутствие на групповых занятиях: 5 раз в неделю (по состоянию ребенка).
Оборудование:
1. дневник наблюдений (приложение 3);
2. учебный план индивидуальных занятий;
3. учебный план групповых занятий;
4. учебно-тематическое планирование мероприятий на год;
5. таблица сформированности основных навыков (приложение 2);
6. игры-занятия (приложение 1).
Планируемые результаты:
освоение программы не сопровождается проведением итоговой диагностики, проводится система мониторинга развития ребенка, его достижений, основана на методе наблюдений. Включает в себя ежедневное ведение дневника тьютора, заполнение карты индивидуального развития ребенка с целью отслеживания динамики.
Учебный план групповых занятий соответствует плану ООД ДОУ
Базовая часть | Образовательные компоненты | Средняя группа | Подготовительная группа |
Физическое развитие | Физическая культура | 3 | 32 |
Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим миром | 0 | 0 |
Математическое развитие | 1 | 2 | |
Конструирование\ робототехника | 0.5 | 0.5 | |
Речевое развитие, основы грамотности | Развитие речи | 2 | 2 |
Социально – коммуникативное развитие | Безопасность Труд | Реализуется в совместной деятельности, в режимных моментах, самостоятельной деятельности | |
Художественно – эстетическое развитие | Музыка | 2 | 2 |
Рисование | 2 | 2 | |
Лепка \ Аппликация | 0.5 | 0.5 |
Учебный тематический план индивидуальных занятий
Содержание занятий | Кол-во часов | Номера занятий |
Сентябрь | ||
Первичная диагностика. Методика наблюдения. | ||
Октябрь | ||
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций | 2 | 1-2 |
Диагностика активности | 2 | 3-4 |
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | 2 | 5-6 |
Диагностика оценки своего поведения | 1 | 7 |
Диагностика внимания, памяти | 1 | 8 |
Ноябрь | ||
Формирование эмоционального контакта с тьютором. Работа с вкладышами. Разрезные картинки. Работа с песком. Изо терапия. | 2 | 9-10 |
Песочная терапия. Изо терапия | 2 | 11-12 |
Развитие активности: игры «Лошадка», «Поводырь», «Птички», «Догонялки». Работа с песком. | 2 | 13-14 |
Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой». Построение сюжета игры. | 2 | 15-16 |
Декабрь | ||
Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. Работа с разрезными картинками. Работа по правилам, нарисованные картинки. | 2 | 17-18 |
Развитие восприятия и воображения. Пополнение словарного запаса и игровой деятельности. Построение игрового сюжета: «Рыбак», «Магазин». | 2 | 19-20 |
Коррекция и развитие пространственного гнозиса. Развитие тактильных ощущений с детскими сказками. | 1 | 21 |
22 | ||
Арт терапия. Работа с красками и водой. | 1 | |
Песочная терапия. Работа с песком. Развитие мелкой моторики. | 1 | 23 |
Январь | ||
Развитие восприятия. Развитие психических процессов. Продолжи ряд. | 2 | 25-26 |
Развитие внимания. «Цветные карандаши» Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. | 2 | 27-28 |
Развитие памяти. Запомни слова, картинки. Найди отличия. | 2 | 29-30 |
Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. | 1 | 31 |
Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья | 1 | 32 |
Февраль | ||
Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’. Коррекция и развитие пространства тела. Работа с тестом и красками. | 2 | 33-34 |
Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница» Развитие восприятия и мышления, работа с карточками пиктограмма. Работа с песком. Задания по образцу. | 2 | 35-36 |
Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. Атр. терапия. | 2 | 37-38 |
Психогимнастика. Этюды на эмоции. Арт. Терапия | 2 | 39-40 |
Март | ||
Игротерапия. Арт.терапия. Рисование схемы тела. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. | 2 | 41-42 |
Коррекция и развитие восприятие, логического мышления, памяти Игры по сказкам. Игры с песком. | 2 | 43-44 |
Арт.терапия. Работа с цветной бумагой и водой. Работа с красками и пирамидкой. | 2 | 45-46 |
Психогимнастика. Умение различать и правильно называть, и выражать эмоции. Лото. «Парочки», «Ассоциации». | 2 | 47-48 |
Апрель | ||
Сказко- терапия. Арт.терапия. Работа с водой. | 2 | 49-50 |
Коррекция и развитие пространственных связей. «Я маленький, я большой» | 2 | 51-52 |
«Моя семья». Роль семьи. Эмоциональная сторона. Проигрывание разных ролей. Арт.терапия. рисование семьи | 2 | 53-54 |
«Мой детский сад». «Мои друзья, ребята» Арт.терапия. Игротерапия. Иры направленные на сотрудничество. | 2 | 55-56 |
Май | ||
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально- поведенческих особенностей. | 2 | 57-58 |
Арт. Терапия. Работа ладошкой, пальчиками. | 1 | 59 |
Итоговая диагностика. Диагностика активности. | 1 | 60 |
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. | 1 | 61 |
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. | 1 | 62 |
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. | 1 | 63 |
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. | 1 | 64 |
ВСЕГО | 64 |
Учебно-тематическое планирование
1 | Пополнение нормативно-правовой и методической базы | В течение года | Тьютор |
2 | Консультации для педагогов-сопровождения (узкие специалисты) | В течение года по запросу | Тьютор |
2.1 | «Индивидуальный образовательный маршрут» | Сентябрь | Педагог-психолог тьютор воспитатель |
2.2 | Индивидуальная программа развития и обучения детей с ОВЗ | Сентябрь | Педагог-психолог Логопед Дефектолог Тьютор Воспитатель |
3 | Консультации родителей по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей | В течение года | Тьютор |
4 | Родительские собрания | ||
4.1 | «Тьютор в нашем ДОУ» | Октябрь | Тьютор |
4.2 | «Особый ребёнок в группе» | Декабрь | Тьютор |
4.3 | «Индивидуальный образовательный маршрут» | Март | Тьютор |
4.4 | «Динамика развития воспитанников» | Май | Тьютор |
5. | Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения | В течение года | Тьютор |
6 | Оформление наглядного и печатного материала, выставок; | В течение года | Тьютор |
Организационная деятельность | |||
1 | Разработка документов «личное дело тьюторанта» | В течение года | Тьютор |
2 | Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу детского коллектива | Ежедневно | Тьютор |
3 | Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. | Ежедневно | Тьютор |
Учебно-методическое направление | |||
1 | Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ. | Сентябрь, май | Педагог-психолог Логопед Дефектолог Тьютор Воспитатель |
2. | Подготовка и организация работы малых тьюторских групп (мини консилиум) «Коррекция поведения» «Развитие психических процессов, психомоторики, сенсорное развитие» | 1 раз в 2 недели | Тьютор |
3 | Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. | 1 раз в день | Тьютор |
4 | Представление тьюторантов на ПМПК | По графику работы ПМПК | Тьютор |
5 | Участие в педагогическом совете, семинаре, работе методического объединения коррекционного блока ДОУ | По плану ДОУ | Тьютор |
Диагностико-аналитическая деятельность | |||
1 | Обновление банка данных воспитанников | В течение года | Тьютор |
3 | Анкетирование родителей | По мере необходимости | Тьютор |
4 | Непрерывная следящая диагностика | В течение года | Тьютор |
5 | Анализ работы тьютора за 2021-2022 учебный год | май | Тьютор |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Игры-занятия для установления контакта с ребенком ОВЗ
1 занятие: игра «Ручки».
Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу
Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Развитие активности.
2 занятие: игра «Поводырь».
Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.
Игра «Птички».
Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.
Игра «Догонялки».
Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.
Развитие контактности.
3 занятие: игра «Погладь кошку».
Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Усиление психологической активности. Развитие восприятия.
4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.
Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.
Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Психотехнические игры.
5 занятие: игра «Найди место для игрушки».
Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.
Игра «Собери фигурки».
Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.
Развитие аналитико-синтетической сферы.
6 занятие: Таблица Равенна.
Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.
Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.
Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.
Развитие внимания.
7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».
Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.
Таблица.
Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Развитие памяти
8 занятие: Запомни слова.
Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.
Игра «Снежный ком».
Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.
Игра «Найди отличия».
Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.
Развитие речевого общения.
9 занятие: Позови мячом.
Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.
Игра «Закончи фразу».
Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.
Развитие личностно – мотивационной сферы
10 занятие: игра «Моя семья».
Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.
Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.
11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».
Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.
Развитие подвижно – ролевой игры.
12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».
Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.
Развитие подвижно – соревновательных игр.
13 занятие: игра «Строим домик для друзей».
Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.
Игра: «Самый ловкий».
Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Таблица сформированности основных навыков (мониторинг готовности ребенка к обучению и жизнедеятельности в дошкольном учреждении)
ФИ ребенка ___________________________________________________________
Заполнена _________________________________________________(период)
Деятельность ребенка | Делает + Делает не всегда +- Делает, но редко -+ Не делает - | |||
Маршрутная деятельность | Начало 3 т/м | Инд.занятия 3-5 занятие | Инд.занятия 6 -10 занятие | Конец учебн года |
Знает, где раздевалка; приходя в группу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку | ||||
Берет свои вещи и заходит в группу | ||||
В группе находит свое место; достает из пакета необходимые вещи, в соответствии с занятием; пакет помещает на соответствующее место | ||||
В течение занятия находится в группе, сидит или двигается в соответствии с указаниями воспитателя | ||||
После занятия меняет сферу деятельности (играет) | ||||
Вместе с другими детьми под руководством воспитателя выходит из группы, гуляет или идет в музыкальный зал, в спортзал, в другие группы, после занятий – в раздевалку | ||||
После занятий собирает все вещи в пакет | ||||
Другое | ||||
Витальная деятельность (навыки самообслуживания) | ||||
Вовремя ООД может попроситься в туалет | ||||
Может самостоятельно сходить в туалет в течении дня | ||||
Моет руки перед едой и после туалета | ||||
Находясь за столом, ест (все, по выбору) | ||||
Другое | ||||
Коммуникативная деятельность | ||||
Выполняет инструкции воспитателя | ||||
Может повторять действия за воспитателем | ||||
Смотрит на воспитателя | ||||
Задает вопросы | ||||
Отвечает на вопросы | ||||
Быстро реагирует, когда знает ответ | ||||
Может по просьбе воспитателя подойти к доске и ответить у доски на поставленный вопрос | ||||
Копирует то, что делают другие сверстники | ||||
Вовремя свободной деятельности общается со сверстниками | ||||
Другое | ||||
Учебная деятельность | ||||
Может самостоятельно писать | ||||
Может самостоятельно открыть книгу, папку или тетрадь на нужном месте | ||||
Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием | ||||
Рисует | ||||
Пользуется красками, фломастерами, мелками | ||||
Другое | ||||
Этика отношений | ||||
Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией | ||||
Обращается к воспитателю на «вы», к сверстникам – на «ты» | ||||
Ждет, когда надо ждать всех | ||||
Помогает другим, по просьбе | ||||
Помогает другим, без просьбы, по ситуации | ||||
Поздравляет, выражает радость успеху других | ||||
Переживает за других в случае грустной ситуации | ||||
Другое | ||||
Осознавание себя | ||||
Радуется похвале | ||||
Понимает и серьезен, когда его действия критикуют | ||||
Стремится исправить свое поведение или оценку | ||||
Выражает разную степень интереса к темам и занятиям | ||||
Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать) | ||||
Другое |
Дата ____________________
Подпись специалистов
___________ ( )
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ДНЕВНИК ТЬЮТОРА
(примерная форма дневника как приложения к отчету о результатах процесса обучения ребенка)
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________
Дата рождения, возраст______________________________________________
Домашний адрес_____________________________________________ ______
Заключение ПМПК_________________________________________________
Перечень умений Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физическое развитие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Группа здоровья | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение: координировать движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
прыгать бегать Метание левой правой рукой лазанье | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физ.вынослив. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физ. активность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игровая деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предпочт. игры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение: включаться в игру | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соблюдать правила | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимод. с тьютор. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тонкие физические движения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение: координировать движение рук и глаз при рисовании | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
лепке | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работать с ножницами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполнять аппликацию | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строить из стройматериала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из конструктора | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельность и независимость | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КГН: Умение: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мыть руки по мере загрязнения, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Насухо вытирать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пользоваться носовым платком | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
салфеткой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
полотенцем | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
расческой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Держать ложку | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самообслуживание: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умение: одеваться | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
раздеваться | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снимать обувь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расстёгивать пуговицы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Застег. липучки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
складывать вещи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполн. поручения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Желание помогать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организац.способности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки организован | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая динамика развития ребенка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Физич.развтите | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Игровая деятельность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Речевое развитие и общение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Познание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соц.развит. и поведе. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развити м.моторики | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Развит.навыков самосттоятельности | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обозначения:
«+» - умеет
«-» - не умеет
Предпочтительные игры:
«П» - подвижные игры
«Н/П» - настольно печатные
«Р» - развивающие
«С» - сенсорные
«М/М» - на мелкую моторику
«Па» - пазлы
«К» - игры с конструктором
«Стр» - игры со строительным материалом
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»
План работы
тьютора
по сопровождению детей
на 2024-2025 учебный год
Тьютор: Кузнецова Ольга Анатольевна
Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение воспитанников ДОУ с ОВЗ в образовательный процесс, успешное включение каждого ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи:
- Создание комфортных условий для нахождения в ДОУ:
- конкретная помощь и организация доступа в ДОУ, в групповые комнаты; - организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь группы, ДОУ, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении и воспитании. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
- Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
- Оказание родителям эмоциональной поддержки;
- Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Функции тьютора:
1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др.
Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.
2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у воспитанников психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения, индивидуальных программ развития.
3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для воспитанника служб и специалистов детского сада.
4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ
Организация деятельности тьютора
«Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом ДОУ».
Тьютор и подопечный | Тьютор: |
| |
Тьютор и воспитатель группы | Тьютор: |
обсуждает с воспитателем
| |
Тьютор и другие дети | Тьютор: |
| |
Тьютор и родители | Тьютор: |
| |
Тьютор и другие специалисты (логопед, соцпедагог, медицинские работники, психолог и др.) |
|
Взаимоотношения тьютора и тьюторанта
Ребенок с ОВЗ и воспитатель | Для этого тьютор: |
Ребенок слушает воспитателя и выполняет его инструкции |
|
Ребенок с ОВЗ и тьютор | Для этого тьютор: |
Ребенок выполняет рекомендации тьютора |
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом воспитателя. |
Ребенок с ОВЗ и другие дети | Для этого тьютор: |
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других детей к нему |
Например, сосед по столу просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог детей «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». |
Ребенок с ОВЗ и родители | Для этого тьютор: |
Ребенок перед началом рабочего дня прощается с родителями, А вечером – встречает родителей и прощается с тьютором |
|
Основные виды деятельности тьютора:
1. Информационное обеспечение
2. Организационная деятельность
3. Учебно-методическая работа
4. Диагностико - аналитическая деятельность
№ | Содержание деятельности | Сроки | Ответственные участники | ||
Информационное обеспечение | |||||
1 | Пополнение нормативно-правовой и методической базы | В течение года | Тьютор | ||
2 | Консультации для педагогов | В течение года по запросу | Тьютор | ||
2.1 | «Индивидуальный образовательный маршрут» | В течение года | Тьютор | ||
2.2 | Индивидуальная программа развития и обучения детей ОВЗ. | Тьютор | |||
3 | Консультации родителей воспитанников по вопросам устранения образовательных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей. | В течение года | Тьютор | ||
4 | Родительские собрания | ||||
4.1 | «Тьютор в нашем ДОУ» | Октябрь | Тьютор | ||
4.2 | «Особый ребёнок в ДОУ» | Январь | Тьютор | ||
4.3 | «Динамика развития воспитанников» | Май | Тьютор | ||
5. | Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения | В течение года | Тьютор | ||
6 | Оформление наглядного и печатного материала, выставок; | В течение года | Тьютор | ||
7 | Создание информационной базы данных по организации тьюториала в работе воспитанниками с ОВЗ | В течение года | Тьютор | ||
Организационная деятельность | |||||
1 | Разработка документов «личное дело тьюторанта» | В течение года | Тьютор | ||
2 | Оказание помощи воспитаннику в процессе занятий по успешному включению в работу детского коллектива | Ежедневно | Тьютор | ||
3 | Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения. | Ежедневно | Тьютор | ||
4. | Содействие участию каждого воспитанника в конкурсах с учетом интересов. | В соответствии с планом воспитательной работы ДОУ | Тьютор | ||
Учебно-методическое направление | |||||
1 | Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ. | Сентябрь, май | Тьютор, старший воспитатель, воспитатели | ||
2. | Подготовка и организация работы малых тьюторских групп «Коррекция поведения» «Развитие психических процессов, психомоторики, сенсорное развитие» | 1 раз в 2 недели | Тьютор | ||
3 | Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. | 1 раз в неделю с каждым тьюторантом | Тьютор | ||
4 | Представление тьюторантов на ПМПК | По графику работы ПМПК | Тьютор | ||
5 | Участие в педагогическом совете, семинаре, работе методического объединения коррекционного блока ДОУ | По общему плану | Тьютор | ||
Диагностико-аналитическая деятельность | |||||
1 | Обновление банка данных воспитанников | В течение года | Тьютор | ||
2 | Анализ личных дел детей | В течение года | Тьютор | ||
3 | Анализ медицинских карт | В течение года | Тьютор | ||
4 | Анкетирование родителей | По мере необходимости | Тьютор | ||
5 | Непрерывная следящая диагностика | В течение года | Тьютор | ||
6 | Анализ работы тьютора за 2024-2025 учебный год | май | Тьютор, зам. Директора по МР |
Предварительный просмотр:
План мероприятий
Тьютора Кузнецовой Ольги Анатольевны
по сопровождению ребенка – инвалида
Учебный тематический план индивидуальных занятий:
Содержание занятий | Кол-во часов | Отметка о выполнении |
Сентябрь | ||
Первичная диагностика. Методика наблюдения. | ||
Октябрь | ||
Диагностика эмоционально-поведенческих реакций | 1 | |
Диагностика активности | 1 | |
Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений | 1 | |
Диагностика оценки своего поведения | 1 | |
Диагностика внимания, памяти | 1 | |
Ноябрь | ||
Формирование эмоционального контакта с тьютором. Работа с вкладышами. Разрезные картинки. Работа с песком. Изо терапия. | 1 | |
Песочная терапия. Изо терапия | 1 | |
Развитие активности: игры «Лошадка», «Поводырь», «Птички», «Догонялки». Работа с песком. | 1 | |
Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой». Построение сюжета игры. | 1 | |
Арт. Терапия. Работа ладошкой, пальчиками. | 1 | |
Декабрь | ||
Развитие восприятия и воображения. Пространственная координация. Зашифрованный рисунок. Сложи узор. Работа с разрезными картинками. Работа по правилам, нарисованные картинки. | 1 | |
Развитие восприятия и воображения. Пополнение словарного запаса и игровой деятельности. Построение игрового сюжета: «Рыбак», «Магазин». | 1 | |
Коррекция и развитие пространственного гнозиса. Развитие тактильных ощущений с детскими сказками. | 1 | |
Арт терапия. Работа с красками и водой. | 1 | |
Песочная терапия. Работа с песком. Развитие мелкой моторики. | 1 | |
Январь | ||
Развитие восприятия. Развитие психических процессов. Продолжи ряд. | 1 | |
Развитие внимания. «Цветные карандаши» Корректурная проба ’’Девочки’’. Таблицы. | 1 | |
Развитие памяти. Запомни слова, картинки. Найди отличия. | 1 | |
Развитие речевого общения. Позови мячом. Закончи фразу. | 1 | |
Развитие личностно-мотивационной сферы. Моя семья | 1 | |
Февраль | ||
Развитие сюжетной игры. ’’Пришел Мурзик поиграть’’. Коррекция и развитие пространства тела. Работа с тестом и красками. | 1 | |
Развитие подвижно-ролевой игры. «Обезьянка озорница» Развитие восприятия и мышления, работа с карточками пиктограмма. Работа с песком. Задания по образцу. | 1 | |
Развитие подвижно-соревновательных игр. Строим дом для друзей. Самый ловкий. Атр. терапия. | 1 | |
Психогимнастика. Этюды на эмоции. Арт. Терапия | 1 | |
Март | ||
Игротерапия. Арт.терапия. | 1 | |
Рисование схемы тела. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы. | 1 | |
Арт.терапия. Работа с цветной бумагой и водой. | 1 | |
Арт.терапия. Работа с красками и пирамидкой. | 1 | |
Психогимнастика. Умение различать и правильно называть, и выражать эмоции. Лото. «Парочки», «Ассоциации». | 1 | |
Апрель | ||
Сказко- терапия. Арт.терапия. Работа с водой. | 1 | |
Коррекция и развитие пространственных связей. «Я маленький, я большой» | 1 | |
«Моя семья». Роль семьи. Эмоциональная сторона. Проигрывание разных ролей. Арт.терапия. рисование семьи | 1 | |
«Мой детский сад». «Мои друзья, ребята» Арт.терапия. Игротерапия. Иры направленные на сотрудничество. | 1 | |
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционально- поведенческих особенностей. | 1 | |
Май | ||
Итоговая диагностика. Диагностика активности. | 1 | |
Итоговая диагностика. Диагностика оценки своего поведения. | 1 | |
Итоговая диагностика. Диагностика операций мышления. | 1 | |
Итоговая диагностика. Диагностика памяти, внимания. | 1 | |
Итоговая диагностика. Диагностика эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений. | 1 | |
ВСЕГО |
Направление деятельности | Мероприятие | Сроки реализации | Отметка о выполнении | ||
Работа с ребенком | |||||
Социализация детей | Групповые занятия | 14 раз в неделю по состоянию ребенка | |||
Индивидуальные занятия | 5 раза в неделю | ||||
Конкурсы, проекты Праздники, развлечения | Тематические занятия (3-7 лет): - «День знаний» - «Мой город Пыть-Ях» - «Соблюдай ПДД» | Сентябрь | |||
Развлечение «Золотая осень» | Октябрь | ||||
Выставка совместного творчества «Волшебница осень» | |||||
Тематические занятия: - «День отца» | |||||
Тематические занятия: - «День народного единства» - «День матери» | Ноябрь | ||||
Выставка рисунков «Моя страна – Россия!» | |||||
Праздничный концерт «Мамочка милая, мама моя…» | |||||
Тематическое занятие, посвященное Международному дню инвалидов | Декабрь | ||||
Тематические занятия (3-7 лет) - «День доброты», - «День ХМАО-Югры», - «День конституции РФ» | |||||
Новогодний праздник «Новогодний калейдоскоп» | |||||
Выставка совместного творчества «Зимушка-зима» | |||||
Тематическое занятие «День защитника Отечества» (3-7 лет) | Февраль | ||||
Спортивное развлечение ко Дню защитника Отечества «Бравые ребята!» (5-7 лет) | |||||
Выставка рисунков «Мой папа - Защитник Родины» | |||||
Тематическое занятие «Женский день – 8 марта» (3-7 лет) | Март | ||||
Выставка рисунков «Любящее сердце мамочки моей» | |||||
Спортивное развлечение «Масленица» | |||||
Музыкальный праздник «Международный женский день - 8 Марта» (3-7 лет) | |||||
Развлечение «Весна – красна» (3-7 лет) | Апрель | ||||
Выставка совместного творчества «Космические дали» | |||||
Тематические занятия (5-7 лет): - «День космонавтики и авиации», - «День пожарной охраны» | |||||
Акции (5-7 лет): - «Соблюдай ПДД», - «Соблюдай Правила пожарной безопасности» | |||||
Тематические занятия (3-7 лет): - «День Великой Победы» | Май | ||||
Выставка рисунков «Мы помним, мы гордимся» | |||||
Праздничный концерт «День Великой Победы» (5-7 лет) | |||||
Спортивное развлечение «1 июня – День защиты детей» | Июнь | ||||
Работа с педагогами | |||||
Консультации | Консультации для педагогов-сопровождения (узкие специалисты) | В течении года | |||
Индивидуальное консультирование | По запросу | В течение года | |||
Семинары, практикумы (круглые столы, конференции) | Организация проектной деятельности по теме здоровьесбережения | Октябрь | |||
Фестиваль педагогических идей (мастер-классы) «Практика применения педагогических технологий, способствующих познавательно-речевому развитию дошкольников» | Январь | ||||
Работа с родителями | |||||
Консультации | «Тьютор в нашем ДОУ» | Октябрь | |||
«Особый ребёнок в группе» | Декабрь | ||||
«Играйте вместе с ребенком» | Март | ||||
«Динамика развития воспитанников» | Май | ||||
Семинары, практикумы (круглые столы, конференции) | День открытых дверей | Сентябрь | |||
Мастер-класс «Пальчиковые игры для детей с ОВЗ» | Январь | ||||
Практикум «Развитие речи в домашних условиях» | Март | ||||
Взаимодействие с социальными службами города | |||||
БУ Пыть-Яхский реабилитационный центр для детей и подростков | в течение года |