"Подготовка к проведению ГИА"

Бондур Наталья Георгиевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лист контроля деятельности учителя-предметника

по подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации

Ф. И. О. учителя: ______________________________________

Предмет: ____________________

Классы: _____________________

Вид проверяемой деятельности

Отметка о выполнении

Примечание

Наличие в кабинетах стендов по подготовке к государственной итоговой аттестации, их содержание

Документация по предмету по подготовке к государственной итоговой аттестации (демоверсия, спецификация, кодификатор экзаменационной работы)

Наличие плана подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по предмету, проведение инструктажей обучающихся под роспись

Материалы, рекомендации по предмету для обучающихся, родителей

Диагностические карты на каждого обучающегося

Организация разноуровневого обучения (дидактический материал для каждой группы обучающихся)

Индивидуальная работа учителя со слабоуспевающими обучающимися (индивидуальные тетради, диагностические карты)

Лист контроля посещения консультаций для обучающихся, поставленных на персональный административный контроль

Своевременные изменения в календарно-тематическом планировании (до и после диагностических работ)

Состояние тетрадей: рабочих, для контрольных работ, лабораторных

Поурочные планы (отражение работы с разными группами обучающихся)

Участие в работе мобильных групп

Примечание:

2 балла – выполняется;

1 – имеются недочеты (указать);

0 – отсутствует.

Ф. И. О. проверяющего: ____________________________________________

С результатами проверки ознакомлен: ___________________________________



Предварительный просмотр:

_____________________________________________________________________________

(Наименование образовательного учреждения)

Индивидуальный план по подготовке к ЕГЭ по ______________ 

                                                        (Предмет)

слабоуспевающих обучающихся 11 "__" класса ______________

Ф. И. ученика

Перечень отрабатываемых тем

Номер задания в КИМ ЕГЭ

Время отработки

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Учитель _______________: _________________________________

        (Предмет)                                         (Ф.И.О.)



Предварительный просмотр:

Аналитическая справка по итогам внутришкольного контроля

выполнения плана подготовки к государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х, 11-х классов в 2014/15 уч. г.

Основание проведения контроля: план ВШК МБОУ СОШ №46 / приказ по МБОУ СОШ №46 от «12» декабря 2014 г. №02-02-654.

Цель контроля:

•        подготовка к государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х, 11-х классов в рамках урочной и внеурочной деятельности;

•        оформление информационных уголков в предметных кабинетах.

Сроки проведения: с «15» по «22» декабря 2014 г.

Объект/направление контроля: учебный процесс.

Форма проведения контроля:

•        собеседование с учителями-предметниками;

•        посещение уроков;

•        посещение консультаций, занятий в рамках внеурочной занятости.

Результаты контроля:

  1. В ходе планового контроля заместителями руководителя по УВР Бондур Н.Г.,

руководителями МО учителей математики Балабановой В.В., МО учителей русского языка и литературы Дуленчук В.Г., было посещено 18 уроков, 7 занятий внеурочной деятельности, 11 консультаций, проведено 8 собеседований с учителями-предметниками в соответствии с выбором предметов для государственной итоговой аттестации обучающимися 9-х и 11-х классов (таблица).

Предметы, выносимые на государственную итоговую аттестацию

в 2014/15 уч. Г.

Предмет

Класс

Ф. И. О. учителя

Квалификационная категория

Примечание

Русский язык

9 А

Дуленчук В.Г.

Высшая

9 Б

Дортманн Л.В.

Высшая

9 В, Г, Е

Ватнеева Ю.Г.

Первая

9 Д

Моржина Е.В.

Высшая

 Математика

9 А

Грищенко Н.С.

Высшая

9 Б, Г, Д, Е

Евстигнеева О.В.

Первая

Прохорова Н.В.

Высшая

Математика

11А, Б, В

Бойко В.М.

Высшая

11 Д

Балабанова В.В.

Высшая

Русский язык

11 А, Д

Дортманн Л.В.

Высшая

11 Б

Моржина Е.В.

Высшая

11 В

Фомина С.В.

Высшая

Физика

11А Б, В, Д;

9А, В

Дидычук З.Ю.

Князева Е.С.

Высшая

Высшая

Информатика и ИКТ

11А, В, Д;

9А, В

Клепак О.В., Никитина Н.Л.

Высшая

Высшая

Обществознание, история

11А, Б, В, Д;

9 Б, Г, Е

Усачева Е.Ю.

Верещагина О.В.

Высшая

Высшая

Английский язык

11 А, Б

Дикопольцева М.А.

Ефремова И.Н.

Литература

11 В

Фомина С.В.

Химия, биология

11 А, Б, В, Д

9 А, В, Д

Дикопольцев С.А.

Землянко Т.Б.

  1. В ходе собеседования с учителями 9-х классов было выявлено:
  1. Учителя Грищенко Н.С., Прохороа Н.В., Дортманн Л.В., Пичугина М.А., Дуленчук В.Г. структурируют уроки с учетом индивидуальных потребностей учащихся;
  2. Учителя Евстигнеева О.В., Грищенко Н.С., Прохорова Н.В., Вантеева Ю.Г., проводят консультации предметно-ориентированные (с учетом выявленных проблем, результатов мониторинговых исследований и пр.);
  1. В ходе собеседования с учителями 11-х классов было выявлено:
  1. Учителя Балабанова В.В., Бойко В.М., Фомина С.В., Дортманн Л.В., Пичугина М.А., Никитина Н.Л., Клепак О.В. структурируют уроки с учетом индивидуальных потребностей учащихся;
  2. Учителя Бойко В.М., Балабанова В.В., Клепак О.В., Никитина Н.Л., Дидычук З.Ю., Землянко Т.Б., Усачева Е.Ю., Верещагина О.В. проводят консультации предметно-ориентированные (с учетом выявленных проблем, результатов мониторинговых исследований и пр.);

4. Посещение уроков показало, что педагоги владеют тестовыми технологиями, что положительно сказывается на подготовке обучающихся к прохождению аттестации в формате ЕГЭ и ОГЭ. Однако считаем необходимым с целью систематизации информации Евстигнеевой О.В., Раенбакову Т.Р., Моржиной Е.В., Вантеевой Ю.Г., Степанову А.А. добавить следующие элементы работы: приемы устного/письменного/тестового опроса, приемы работы с таблицами, кластерами, схемами.

  1. Посещение занятий внеурочной деятельности, консультаций свидетельствуют о реализации индивидуального подхода при решении проблем по предметам:
  1. математика у Грищенко Н.С., Прохоровой Н.В., Балабановой В.В., Евстигнеевой О.В.,
  2. русский язык у Дуленчук В.Г., Фоминой С.В., ,
  3. обществознание и история у Усачевой Е.Ю., Верещагиной О.В.
  4. информатика и ИКТ у Клепак О.В., Никитиной Н.Л., Пичугиной М.А.
  5. физика у Дидычук З.Ю., Князевой Е.С.

Выводы:

  1. Учителя-предметники обеспечивают подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации на должном уровне в рамках урочной и внеурочной деятельности:
  1. структурируют уроки с учетом индивидуальных потребностей учащихся;
  2. проводят консультации предметно-ориентированные (с учетом выявленных проблем, результатов мониторинговых исследований и пр.);
  3. в работе используют демоверсии, сборники (учебно-методическую литературу), рекомендованные ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»;
  4. поурочные планы (отражение работы с разными группами обучающихся);
  5. внесены своевременные изменения в календарно-тематическом планировании (до и после диагностических работ)
  1. В предметных кабинетах имеются:
  1. оформленные информационные уголки по подготовке к государственной итоговой аттестации для участников образовательных отношений.
  2. Документация по предмету по подготовке к государственной итоговой аттестации (демоверсия, спецификация, кодификатор экзаменационной работы)
  3. Материалы, рекомендации по предмету для обучающихся, родителей
  1. Организована Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися (индивидуальные тетради, диагностические сборники работ), в поурочных планах (отражение работы с разными группами обучающихся)

Рекомендации:

1. Педагогам, работающим в выпускных классах, продолжить соответствующую работу согласно намеченному плану.

2. Педагогам Евстигнеевой О.В., Раенбакову Т.Р., Моржиной Е.В., Вантеевой Ю.Г., Степанову А.А. с целью систематизации информации обавить следующие элементы работы: приемы устного/письменного/тестового опроса, приемы работы с таблицами, кластерами, схемами.

3. Педагогам Землянко Т.Б., Дикопольцеву С.А., Раенбакову Т.Р., Степанову А.А. обеспечить Диагностические карты на каждого обучающегося, планирующего сдавать выборные экзамены

4. Педагогам Моржиной Е.В., Вантеевой Ю.Г., Евстигнеевой О.В. обеспечить организацию разноуровневого обучения (дидактический материал для каждой группы обучающихся)

Справка подготовлена:                 Бондур Н.Г. / ______________

                        (подпись)

«____» _____________ 20____ г.



Предварительный просмотр:

_________________________________________________________________________

(Наименование образовательной организации)

СОГЛАСОВАНО

______________________________

(Орган, с которым согласован документ)

______________________

           (Дата)

УТВЕРЖДЕНО

приказом руководителя

от __________________

                                                  (Дата)

№ ______________

План работы мобильной группы учителей ______________

                                                        (Предмет)

по подготовке к государственной итоговой аттестации

на 20__/__ уч. г.

Члены мобильной группы: ________________________________

(Ф.И.О.)

________________________________

(Ф.И.О.)

________________________________

(Ф.И.О.)

Мероприятия

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

Организационное заседание:

• рассмотрение плана подготовки к Единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ) по ___________ учащихся 11-х классов;

• обсуждение демонстрационной версии ЕГЭ 20___ г.;

• разработка диагностических карт на каждого ученика с содержанием тем, входящих в структуру экзаменационных работ;

• подготовка к административной контрольной работе

Сентябрь

Анализ административной контрольной работы.

Организация разноуровневого обучения.

Ознакомление учащихся с тематикой региональных диагностических работ

Октябрь

Система работы со слабоуспевающими учащимися.

Анализ региональной диагностической работы

Ноябрь

Индивидуальный дидактический материал учителя по работе с разными группами учащихся по каждому заданию.

Анализ региональной диагностической работы

Декабрь

Анализ региональной диагностической работы. Система работы со слабоуспевающими учащимися (обмен опытом).

Составление индивидуальных планов подготовки

Январь

Анализ региональной диагностической работы.

Применение инновационных технологий при подготовке к ЕГЭ

Февраль

Анализ региональной контрольной работы.

Система работы над ошибками, предотвращение ошибок, элементы самоконтроля.

Использование интернет-ресурсов при подготовке к ЕГЭ

Март

Взаимопосещение уроков в 10–11-х классах по повторению материала с последующим обсуждением.

Анализ региональной диагностической работы.

Подготовка к пробному ЕГЭ

Апрель

Анализ пробного ЕГЭ

Май

Обсуждение результатов ЕГЭ.

Подведение итогов эффективности работы мобильной группы

Июнь



Предварительный просмотр:

Приложение 4

Тест «Самооценка психических состояний» Ганса Айзенка

Предлагается описание различных психических состояний. Если это состояние часто наблюдается, то ставится 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

  1. 1...10 вопрос - тревожность;
  2. 11... 20 вопрос - фрустрация;
  3. 21...29 вопрос - агрессивность;
  4. 31...40 вопрос - ригидность.

Оценка и интерпретация баллов.

  1. Тревожность: 0...7 - не тревожны; 8...14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня; 15...20 баллов - очень тревожный.
  2. Фрустрация (фрустрированность): 0...7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей; 8...14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место; 15...20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
  3. Агрессивность: 0...7 баллов - вы спокойны, выдержаны; 8... 14 баллов - средний уровень агрессивности; 15...20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
  4. Ригидность: 0...7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемого”, 8...14 баллов - средний уровень; 15...20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, изменения в семье.

Описание состояний (Г. Айзенк)

I

1) Не чувствую в себе уверенности.

2) Часто из-за пустяков краснею.

3) Мой сон беспокоен.

4) Легко впадаю в уныние.

5) Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях.

6) Меня пугают трудности.

7) Люблю копаться в своих недостатках.

8) Меня легко убедить.

9) Я мнительный.

10) Я с трудом переношу время ожидания.

II

11) Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых в1е-таки можно найти выход.

12) Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13) При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.

14) Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

15) Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

16) Я нередко чувствую себя беззащитным.

17) Иногда у меня бывает состояние отчаяния.

18) Я чувствую растерянность перед трудностями.

19) В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.

20) Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III

21) Оставляю за собой последнее слово.

22) Нередко в разговоре перебиваю собеседника.

23) Меня легко рассердить.

24) Люблю делать замечания другим.

25) Хочу быть авторитетом для других.

26) Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27) Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.

28) Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.

29) У меня резкая, грубоватая жестикуляция.

30) Я мстителен.

IV

31) Мне трудно менять привычки.

32) Нелегко переключать внимание.

33) Очень настороженно отношусь ко всему новому.

34) Меня трудно переубедить.

35) Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.

36) Нелегко сближаюсь с людьми.

37) Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.

38) Нередко я проявляю упрямство.

39) Неохотно иду на риск.

40) Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.



Предварительный просмотр:

Приложение 5

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)

В психодиагностике разработано немало методов оценки уровня тревожности. Эти методы применяются, главным образом в консультативной и клинической практике, при работе с детьми.

Тревога – эмоциональное состояние, чувство сильного волнения, беспокойства, нередко без всякого внешнего повода. Состояние тревоги часто возникает и в норме. О патологической тревоге можно говорить, тогда, когда она дезорганизует всю жизнедеятельность человека.

Тревожность – склонность человека к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Различают ситуативную тревожность (связанную с конкретной внешней ситуацией) и личностную тревожность (которая является стабильным свойством личности).

Наиболее известными и широко применяемыми методами диагностики  уровня тревожности являются тесты Ч.Д.Спилбергера и Ханина

Методики Ч.Спилбергера

Данный тест представлен в виде опросника из 40 вопросов. Тест является надежным источником информации о самооценке человеком уровня своей тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Тест разработан Ч.Д. Спилбергером и адаптирован Ю.Л. Ханиным.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью.

Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Но тревожность изначально не является негативной чертой. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Шкала ситуативной тревожности состоит из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций, напряженности, беспокойства, озабоченность, а 10 – отсутствие тревожности).

Результаты подсчитываются по ключу.

Обработка и интерпретация результатов:

до 30 – низкая тревожность;

31-45 – умеренная тревожность;

46 и более – высокая тревожность.

Испытуемому необходимо оценить свое самочувствие в данный момент. Предлагаются, например, такие утверждения: «Я спокоен», «Мне ничто не угрожает», «Я расстроен» и т.д.

В методике есть нормативы, указывающие на высокий уровень тревожности, средний и низкий. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к проявлению тревоги в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

Также разработана шкала для оценки личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека), которая также состоит из 20 высказываний.

Испытуемый должен оценить, как он себя обычно чувствует. Здесь предлагаются, например, утверждения:

«Я испытываю удовольствие»,

«Я очень быстро устаю»,

«Я вполне счастлив» и др.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина

Инструкция.

Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов нет.

Бланк суждений

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ни что не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбуждён, мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Суждение

Нет, это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я всё принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Ключ к методике оценки ситуационно и личностной тревожности

Номер суждения

Ситуационная тревожность (ответы)

Номер суждения

Личностная

тревожность

(ответы)

1.

4    3      2      1

21.

4     3       2     1                   

2.

4    3      2      1

22.

1     2       3     4                

3.

1    2      3      4

23.

1     2       3     4             

4.

1    2      3      4

24.

1     2       3     4      

5.

4    3      2      1

25.

1     2       3     4       

6.

1    2      3      4

26.

4     3       2     1

7.

1    2      3      4

27.

4     3       2     1    

8.

4    3      2      1

28.

1     2       3     4     

9.

1    2      3      4

29.

1     2       3     4

10.

4    3      2      1

30.

4     3       2     1   

11.

4    3      2      1

31.

1     2       3     4     

12.

1    2      3      4

32.

1     2       3     4   

13.

1    2      3      4

33.

1     2       3     4  

14.

1    2      3      4

34.

1     2       3     4    

15.

4    3      2      1 

35.

1     2       3     4        

16.

4    3      2      1

36.

4     3       2     1      

17.

1    2      3      4

37.

1     2       3     4    

18.

1    2      3      4     

38.

1     2       3     4    

19.

4    3      2      1    

39.

4      3      2     1     

20.

4    3      2      1

40.

1      2      3     4     



Предварительный просмотр:

Приложение 6.1

ПРОФИЛАКТИКА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Как-то ученики попросили Учителя представить

следующую ситуацию — он находится на краю

обрыва, а внизу за спиной — пропасть,

справа — разъяренный тигр, слева — кобра,

впереди — отвесная скала…

Что он будет делать в этом случае? Ответ мудрого учителя был неожиданным, но резонным: а зачем я там окажусь?

Восточная притча

Упражнения и приемы совладания с экзаменационной тревожностью

      Приемы

1.        Приспособление к окружающей среде. Опыт показывает, что мощным источником стресса для школьников, сдающих ГИА, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги — члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места.

Для того чтобы снизить тревогу школьников, связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на встречу с учащимися. Цель этой встречи — демонстрация приглашенными педагогами доброжелательного отношения к детям, готовности к пониманию и поддержке их в предстоящем испытании.

2.        Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».

3.        Разговор с самим собой.  Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов  при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с самими собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?

4.        Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:

  • Встать утром и выслушать мамины указания.
  • Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.
  • Поездка на место проведения экзамена.
  • Рассаживание по местам.
  • Получение тестовых бланков.
  • Заполнение бланков — титульных листов.
  • Решение заданий…

После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать шаги.

Упражнения

(По книге: ФОПЕЛЬ К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Личность. Способность и сильные стороны. Отношение к телу. / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2008.)

Если бы я был цветком

Цели

Это простое упражнение порой дает подросткам неожиданную информацию о них самих и о том, какими они хотели бы быть.

Возраст участников: от 12 лет.

Продолжительность: около 45 минут.

Материалы: Рабочий листок «Если бы я был цветком».

Инструкция

Сегодня я хочу предложить вам задание, которое поможет вам посмотреть на себя с разных сторон. Вам придется задействовать воображение и попытаться превратиться в зверей, растения и предметы.

Я приготовил для вас Рабочий листок. Пожалуйста, заполните его. У вас есть 20 минут.

А теперь найдите себе пару и поменяйтесь бланками.

Скажите своему напарнику, удивили ли вас какие-то его желания, сумели ли бы вы отгадать какие-нибудь из них. На беседу вам отводится 15 минут.

А теперь прервитесь и вернитесь в большой круг. Я хочу, чтобы все по очереди коротко рассказали, во что бы вы больше всего хотели превратиться и почему.

Подведение итогов

• Понравилось ли мне упражнение?

• Случалось ли со мной такое, что мне хотелось превратиться во что-нибудь или в кого-нибудь?

• Узнал ли я о себе что-нибудь новое?

• Узнал ли я что-нибудь новое о товарищах из группы?

• Что чаще всего говорили обо мне?

• Что я еще хотел бы добавить?

Комментарий. Это упражнение можно обогатить, предложив подросткам нарисовать восковыми мелками три самых привлекательных метаморфозы. Это позволит им глубже прочувствовать, что стоит за тем или иным их перевоплощением. В зависимости от того, насколько опытна группа, вы можете попросить кого-нибудь из участников рассказать о каком-то из своих превращений от первого лица. Например: «Я орел. Я парю высоко в небе и все вижу. Я свободен, и эту свободу у меня никому не отнять».

Рабочий листок «Если бы я был цветком»

Продолжите, пожалуйста, фразы, приведенные ниже. Пишите все, что приходит вам в голову. Можете представить себе, что где-то далеко есть страна, где люди, когда хотят, могут превращаться в предметы или живых существ. Ваша фантазия подскажет вам, во что превращаться каждый раз.

Если бы я был цветком, то охотнее всего я стал бы ______________________,

потому что ________________________________________.

Если бы я был животным, то охотнее всего я стал бы ____________________,

потому что ______________.

Если бы я был птицей, то охотнее всего я стал бы _______________________,

потому что ______________.

Если бы я был насекомым, то охотнее всего я стал бы ___________________,

потому что _____________.

Если бы я был деревом, то охотнее всего я стал бы ______________________,

потому что______________.

Если бы я был мебелью, то охотнее всего я стал бы _____________________,

потому что ______________.

Если бы я был музыкальным инструментом, то охотнее всего я стал бы _________________________, потому что _____________________________.

Если бы я был домом, то охотнее всего я стал бы _______________________,

потому что ______________.

Если бы я был автомобилем, то охотнее всего я стал бы __________________,

потому что ______________.

Если бы я был дорогой, то охотнее всего я стал бы ______________________,

потому что ______________.

Если бы я был страной, то охотнее всего я стал бы ______________________,

потому что ______________.

Если бы я был игрой, то я бы охотнее всего стал бы _____________________,

потому что ______________.

Если бы я был чем-то съедобным, то охотнее всего я стал бы _____________,

потому что ______________.

Если бы я был краской, то охотнее всего я стал бы ______________________,

потому что ______________.

Если бы я был книгой, то охотнее всего я стал бы _______________________,

потому что ______________.

Если бы я был одеждой, то охотнее всего я стал бы  _____________________,

потому что ______________.

Если бы я был частью тела, то охотнее всего я стал бы ___________________,

потому что ______________.

Если бы я был месяцем года, то охотнее всего я стал бы __________________,

потому что ______________.

Если бы я был числом, то охотнее всего я стал бы _______________________,

потому что ______________.

Если бы я был днем недели, то охотнее всего я стал бы __________________,

потому что ________________________________________.

Если бы я был частью речи, то охотнее всего я стал бы __________________,

потому что ______________.

Прочтите еще раз получившиеся фразы. Какие три превращения кажутся вам наиболее привлекательными?

1. ______________________

2. ______________________

3. ______________________

Что дадут вам эти превращения?

1. ______________________

2. ______________________

3. ______________________

Я сам

Цели

Это упражнение помогает подросткам выразить сущность своей личности. Однако оно будет эффективным, только если участники уже имеют опыт рефлексии и самовыражения. Поэтому упражнение не следует проводить на начальных стадиях работы с группой.

Возраст участников: от 16 лет.

Продолжительность: менее 1 часа.

Материалы: бумага и карандаш.

Инструкция

В этом упражнении речь пойдет о том, каким образом наиболее лаконично выразить самую суть своего внутреннего «Я». Представьте, что вы первый раз идете на встречу с важным для вас человеком. Он вас еще не знает, и вы хотите дать ему наиболее полное и честное представление о вашей личности. Вы хотите, чтобы он понял, кто вы есть на самом деле.

Существует одна трудность – времени, чтобы сообщить о себе, у вас очень мало. Вы можете сказать только 17 слов. Задача заключается в том, чтобы выразить себя не более чем в 17 словах. Запишите их. Это могут быть реалистичные описания, а могут быть и аллегории. Вы можете рассказать о своем прошлом или представить свой взгляд на будущее. Вы можете попробовать охарактеризовать себя как отдельную личность, а можете описать себя в сравнении с другими важными для вас людьми. Выберите тот стиль повествования, который вам подходит. На работу вам отводится не больше 10 минут... Не подписывайте свои листы, но учтите, что мы еще будем работать с ними.

А теперь я хочу, чтобы вы вместе выполнили второй этап упражнения. Дайте мне, пожалуйста, свои самоописания, и я прочту их все по очереди – каждое по одному разу.

А сейчас я перемешаю листочки, и мы будем по очереди читать и обсуждать их. Вы можете сказать, как вы реагируете на то, что написано тем или иным участником группы, какие мысли возникают у вас, что вам нравится и не очень. Старайтесь говорить таким образом, чтобы ваши высказывания помогли автору описания в его личностном развитии. Пожалуйста, не открывайте, что вы автор описания, которое находится сейчас в процессе обсуждения.

В заключение вы можете высказать догадки по поводу вероятного автора каждого описания. Кратко аргументируйте свои предположения.

Ваша задача – следить за тем, чтобы обсуждение проходило в позитивном ключе, чтобы у каждого была возможность высказать различные точки зрения. Цель этой процедуры – не в формулировании психологически корректной характеристики, а в том, чтобы подать сигнал автору описания: «Я услышал то, что ты сказал, и надеюсь, что ты услышишь то, что говорю тебе я, потому что я хочу помочь тебе».

Подведение итогов

• Понравилось ли мне это упражнение?

• Узнал ли я о себе что-нибудь новое?

• Какое описание больше всего похоже на мое собственное?

• Смог ли я понять по реакции членов группы, насколько мое представление о себе совпадает с тем, как меня воспринимают окружающие?

• Как бы я описал себя 5 лет назад?

• Каким будет мое описание через 5 лет?

• Как я сейчас себя чувствую?

• Что сказал о моем описании мой лучший друг/лучшая подруга?

• Что я еще хотел бы добавить?

Комментарий. Упражнение эффективно только тогда, когда проходит в атмосфере доверия и взаимного уважения. Его можно проводить, даже когда у вас мало времени – в таком случае пусть каждый просто зачитает вслух свое самоописание.

Вот это я!

Цели

Это упражнение дает подросткам возможность яснее осознать важные качества и интуитивные границы своей личности. Вместе с тем оно поможет им лучше узнать друг друга и таким образом более уверенно чувствовать себя в группе.

Возраст участников: от 12 лет.

Продолжительность: около 160 минут.

Материалы: вам понадобится множество разных газет, повествующих о различных сферах жизни, вероятно, интересующих подростков из вашей группы, а также клей, резак и большой лист формата А1 для каждого из участников.

Инструкция

Я хочу, чтобы сегодня вы приготовили большой коллаж, который можно было бы озаглавить «Вот это я!». Из газет, которые у нас имеются, вы можете вырезать картинки и отдельные слова и составить из них своеобразные мозаики, пробежавшись взглядом по которым, можно будет понять, кто вы и какой вы: чего хотите добиться в жизни, во что верите, что чтите, что вам приятно, а что нет, где вы живете, кого любите, каким видом спорта занимаетесь и т.д.

Соедините картинки и фрагменты текста так, чтобы из них четко проступала ваша личность во всей своей уникальности. Пожалуйста, нигде не пишите свое имя. Когда коллаж будет готов, мы обсудим его всей группой.

У вас есть 2 часа на то, чтобы представить себя таким образом. Найдите себе в комнате спокойное место для работы и не разговаривайте друг с другом...

А теперь прервите работу и повесьте коллажи на стену.

Прикрепите под каждым коллажем пустой листок бумаги. Я хочу, чтобы теперь вы прошлись от картины к картине и написали бы на листках короткий комментарий (по 1–2 фразы) к каждому коллажу. Напишите, что вам понравилось, какие мысли у вас появились и какие вопросы возникли... Подождите, пока все будут готовы.

Теперь объединитесь в группы по четыре человека, возьмите свой коллаж и комментарии других участников к нему... По очереди прочтите вслух комментарии. Автор коллажа должен разъяснить партнерам по подгруппе смысл различных фрагментов своей картины и выразить собственное отношение к комментариям, оставленным другими участниками. В какой степени он был понят? Насколько комментарии помогли ему увидеть что-то новое в себе? Трое других участников могут задавать вопросы, чтобы максимально точно понять то, что хотел выразить автор. На обсуждение каждого коллажа у вас 10 минут.

А сейчас вернитесь в большой круг...

Подведение итогов

• Понравилось ли мне упражнение?

• Какая часть моего коллажа наиболее важна для меня сейчас?

• На какие части моего коллажа я сейчас смотрю иначе?

• Как бы я назвал свой коллаж?

• Какие эмоциональные реакции вызвали у меня комментарии к моему коллажу?

• Узнал ли я что-нибудь новое?

• Что мне бы хотелось сделать с моим коллажем?

• Как я сейчас себя чувствую?

• Что еще я хотел бы добавить?

Комментарий. В ходе этого длительного задания время от времени делайте перерывы.

Моя обучаемость

Цели

В этом упражнении подростки могут сосредоточиться на своей способности к обучению. Вспомнив свои успехи и просто радостные события, связанные с учебой, они смогут определить, какие факторы играют для них особую роль в обучении. Это даст им возможность понять, какие условия обучения оптимальны для каждого их них.

Возраст участников: от 16 лет.

Продолжительность: около 75 минут.

Материалы: Рабочий листок «Моя обучаемость», листы бумаги А4.

Инструкция

Сегодня я хочу помочь вам исследовать очень важную способность – способность к обучению, или обучаемость.

Вы наверняка слышали о живом обучении или об учебе длиной в жизнь. В одном из упражнений мы уже обсуждали, насколько важно, чтобы учеба доставляла удовольствие и была разнообразной. Помимо этого, мы исходим из того, что в условиях развивающейся западной цивилизации приходится готовиться к решению непрерывно возникающих трудностей и постоянно учиться. Проблемы, уже имеющиеся на Земле к настоящему моменту, такие как нехватка пищи и энергии, только подтверждают верность этой точки зрения.

С другой стороны, с субъективной точки зрения духовно и физически бодрыми в пожилом возрасте остаются прежде всего люди, которые были достаточно любознательны в течение всей жизни и умели учиться.

Чтобы прожить свою жизнь подобным образом, я должен знать важнейшие условия, которые делают обучение приятным и действенным. Я подготовил Рабочий листок – бланк, который вам нужно заполнить за следующие 45 минут.

Разбейтесь на группы по четыре человека и обменяйтесь мнениями о том, какая модель обучения идеальна для вас лично и где вы, по вашему мнению, можете найти идеальные условия для ее реализации. У вас есть на обсуждение 30 минут.

Возвращайтесь в большой круг, чтобы мы вместе подвели итоги.

Подведение итогов

• Понравилось ли мне упражнение?

• Узнал ли я что-то новое о себе?

• Соответствует ли мое нынешнее обучение идеальной для меня модели?

• Достаточно ли я доверяю себе, чтобы самому определить подходящие для меня условия обучения?

• Что бы я хотел добавить?

Рабочий листок «Моя обучаемость»

Эта анкета должна помочь тебе определить свой индивидуальный стиль обучения. Вспомни восемь случаев из своей учебной жизни, которые были для тебя самыми приятными, позволили получить удовольствие от учебы. Что ты смог изучить в каждом случае? Образовательный опыт может относиться к самым разным областям твоей жизни, к любому ее периоду.

Коротко опиши на листе бумаги, чему ты научился в каждом случае и что доставило тебе удовольствие.

После этого заполни следующую таблицу. Вспомни еще раз свои учебные ситуации и напротив каждого высказывания, которое характеризует твой конкретный опыт, поставь крестик в колонке с соответствующим номером.

Теперь подсчитай, сколько раз ты отметил каждое высказывание, и запиши результат в столбце «Итого».

В нескольких предложениях опиши условия, которые сопутствовали приятным и важным для тебя учебным ситуациям.

А теперь напиши, какие условия тебе нужны для того, чтобы учиться в будущем. Перечисли места работы, учебные ситуации, другие сферы жизни, в которых могли бы сложиться оптимальные условия для твоего обучения.

Любимая вещь

Цели

Понять, кто я такой, могут помочь важные для меня вещи. Это задание позволяет подросткам прояснить для себя, какая личная вещь является для них самой любимой на данный момент. Кроме того, упражнение способствует тому, чтобы члены группы больше узнали друг о друге и лучше друг друга поняли.

Возраст участников: от 12 лет.

Продолжительность: около 40 минут.

Материалы: любимый предмет каждого участника; бумага и карандаш.

Инструкция

Объявите об этом упражнении заранее: Я хочу, чтобы к следующей встрече вы подготовились дома. Осмотрите все свои личные вещи и решите, какая из них на данный момент наиболее значима для вас. Подумайте, почему этот предмет так ценен для вас. Затем напишите несколько строк о том, что приходит вам в голову в связи с этим предметом, и принесите эти записи и сам предмет на нашу следующую встречу.

На следующей встрече: Я хочу, чтобы вы разбились на небольшие группы по шесть человек. Каждый по очереди должен будет показать свой любимый предмет и рассказать, почему он столь значим для него. Если это возможно и вы на это согласны, пустите предмет по кругу. Остальные могут задавать вопросы или делиться своими впечатлениями от предмета. У вас на это всего 30 минут.

А теперь вернитесь в большой круг. Я предлагаю вам положить предметы на середину комнаты, чтобы все смогли их увидеть, поскольку это важно для каждого из вас. Вероятно, представитель от каждой подгруппы может рассказать, кто какой предмет принес...

Подведение итогов

• Понравилось ли мне упражнение?

• Какие эмоции вызвало у меня предложение принести мой любимый предмет?

• Кого я узнал лучше?

• Оправдало ли себя упражнение в моем случае?

• Каков был мой любимый предмет в течение последних трех лет?

• Как я себя чувствую сейчас?

• Что еще я хотел бы добавить?

Комментарий. Это упражнение особенно подходит для начальной стадии работы с группой.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

Я приобрел новую информацию и знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я изучил концепцию, понял причинно-следственные связи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я приобрел новую способность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мое тело было в движении

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я был один

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я был в обществе других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Был кто-то, кто помог мне в учебе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я приобрел власть над вещами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я приобрел власть над людьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я научился владеть собой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я пошел на риск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я знал с самого начала, что хотел выучить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Была важна моя выносливость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для меня имела основное значение оценка окружающих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я доказал себе самому свою способность учиться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я произвел впечатление на других

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я получил материальное вознаграждение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Релаксационные психотехники

Релаксационные технологии являются эффективным средством помощи во время острого внезапного стресса, а также данные навыки оказываются необходимыми в целях профилактики хронического долговременного дистресса. Релаксация противоположна по эмоциональному знаку напряжению и особенно полезна в периоды особой по интенсивности деятельности.

Программа психологической помощи во время острого стресса

Острый стресс характеризуется внезапностью влияния стрессогенных факторов. Как правило, используя термин острый стресс, исследователи также рассматривают относительную кратковременность переживания стресса, которое во многом обусловлено индивидуальными особенностями человека.

  1. В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом является осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие «паузы». Нельзя принимать никаких решений. Также первыми шагами в ослаблении стрессового напряжения могут быть счет до десяти и медленное глубокое дыхание.
  2. Если стресс застигает в помещении, следующими действиями становятся:
  • Выход из того места, в котором застиг Вас стресс, чтобы остаться одному.
  • Использование любого шанса, чтобы смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.
  • Осмотр того помещения, где вы находитесь, мысленное описание внешнего вида предметов.
  • Перевод взгляда в окно на небо. Концентрация внимания на том, что Вы видите.
  • Небольшая физическая зарядка с глубоким ровным дыханием.
  1. Если стресс застигает где-либо вне помещения необходимо:
  • Осмотреться по сторонам, попробовать взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, и мысленно назвать их.
  • Детально рассмотреть небо, называя про себя то, что доступно взгляду.
  • Найти какой-либо мелкий предмет (листок, камень) и внимательно рассматривать его не менее 3-4 минут.
  • Попробовать еще раз медленно, глубоко подышать и почувствовать, что с каждым вздохом Ваше состояние становится менее напряженным.

Релаксационные упражнения выполняются в спокойной обстановке, в течение 10-15 минут. Возможно под спокойную, функциональную музыку. Желательно 1-2 раза в неделю.

Психопрофилактика деструктивного стресса

антистрессовая релаксация

(рекомендована Всемирной организацией здравоохранения).

  1. Лягте (в крайнем случае - присядьте) поудобнее в тихом, слабо освещенном помещении, одежда не должна стеснять ваших движений.
  2. Закрыв глаза, дышите медленно и глубоко. Сделайте вдох и примерно на десять секунд задержите дыхание. Выдох производите не торопясь, следите за расслаблением и мысленно говорите себе: «Вдох и выдох, как прилив и отлив». Повторите эту процедуру пять-шесть раз. Затем отдохните около двадцати секунд.
  3. Волевым усилием сокращайте отдельные мышцы или их группы. Сокращение удерживайте до десяти секунд, потом расслабьте мышцы. Таким образом пройдитесь по всему телу. При этом внимательно следите за тем, что с ним происходит.
  4. Попробуйте как можно конкретнее представить себе ощущение расслабленности, пронизывающее вас снизу доверху: от пальцев ног через икры, бедра, туловище до головы. Повторяйте про себя: «Я успокаиваюсь, мне приятно, меня ничто не тревожит».
  5. Представьте себе, что ощущение расслабленности проникает во все части вашего тела. Вы чувствуете, как напряжение покидает вас. Чувствуете, что расслаблены ваши плечи, шея, лицевые мускулы. Лежите спокойно, как «тряпичная кукла».
  6. Наступает пробуждение. Сосчитайте до двадцати. Говорите себе: «Когда я досчитаю до двадцати, мои глаза откроются, я буду чувствовать себя бодрым».

Упражнение «Внутренний луч».

Сядьте в удобное кресло и закройте глаза. Представьте, что в верхней части вашей головы возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и теплым, ровным и расслабленным светом изнутри освещает ваше лицо, шею и плечи. По мере движения луча разглаживаются складки бровей и зажимы в области губ, расслабляются мышцы лица, исчезает напряжение в области затылка, освобождаются от напряжения плечи. Внутренний луч формирует вашу новую внешность – внешность спокойного и удовлетворенного собой и своей жизнью. Заканчивайте упражнение словами: «Я стал(а) новым человеком! Молодым и здоровым! Спокойным и стабильным!».


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: