Великая Победа 1945 года

Ткачёва Надежда Михайловна

История России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира - война 1941 - 1945 годов. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не только мощь нашего оружия, но и мощь русского духа. Эта победа - определяющая веха в истории нашей страны и народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательный маршрут для совместной деятельности

родителей с детьми по теме «Поговорим о войне»

Уважаемые родители!

Этот образовательный маршрут поможет вам познакомить с историей Великой Отечественной войны. Что пришлось пережить нашему народу, но мы не сдались, а стойко выстояли.

Вы можете четко следовать логике предлагаемого маршрута, проводя вместе свободные вечера или выходные дни. Может, вы воспользуетесь рекомендациями, но построите свой маршрут, если вашего ребенка что-то очень сильно заинтересовало...

Шаг 1. Что такое война?

Воспользуйтесь текстом пройдя по ссылке.

https://nsportal.ru/user/57026/page/patrioticheskoe-vospitanie

Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда все спали. С аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Напали словно воры, разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей хотели либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась долгих четыре года.

Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны.

Всех мужчин, которые могли держать оружие,

Призвали на войну, чтобы защитить нашу землю от фашистов.

На фронт уходили отцы, старшие братья, даже женщины шли на фронт, чтобы помогать раненым бойцам, быть связистами.

Война шла на земле и в воздухе.

Особенно страшно было женщинам и детям во время атаки фашистских самолетов, когда бомбы летели с неба, и негде было укрыться от них.

После боев оставались разрушенные города, от домов часто ничего не оставалось. Бойцы всеми силами обороняли каждый город, каждую деревню.

Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигают памятники, поэты пишут стихи.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

На нашей земле после войны осталось много братских могил, обелисков, мемориалов, памятников. К ним приходят люди, чтобы почтить память защитников России. Победой кончилась война,

Шаг 2. Военная техника.

Страхи панику среди врагов вызывала наша военная техника.

Предлагаем посмотреть презентацию о военной технике.

http://uslide.ru/istoriya/12395-voennaya-tehnika.html

Также можно найти презентации о военной технике и на портале готовых презентаций.

http://prezentacii.com/istorii/9993-voennaya-tehnika-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

Задайте вопрос: Что изображено на слайдах?

А одним словом это называется «Военная техника», которая помогала нашим отважным бойцам сражаться с врагом. Поясните детям, как назвать солдат, работающих на этой технике.

Мультики про машинки – «Танк – Военная техника»

https://youtu.be/4M-S5cD08nQ 

В Самаре есть «Военно-исторический музей краснознаменного Приволжско-Уральского военного округа». Его можно посетить с детьми или воспользоваться ссылкой и рассмотреть военную технику.

http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1545/

Музей военной технике в Тольятти.

http://www.roadplanet.ru/home/reports/821/

Дома рассмотрите военные игрушки сделайте выставку.

Шаг 3. Читаем рассказы и стихи о войне.

Почитайте детям рассказы и стихи о войне.  Интересные, познавательные  и необычные рассказы С.Алексеева  поведают о поведении солдат, бойцов во время войны

http://gilbylmalysh.ru/lastposts/library/stories/stories-war.html

http://clubdruzey.ru/meet/index.php?topic=372.0

 

Стихотворение «Мать Земля» (Я. Абидов)

Скажи мне, как правильно

Землю назвать?

Земля дорогая?

Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей: «Родная!»

Земля - наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее.

Ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею

И горы, и реки,

И лес, и цветы,

И осень, и лето,

И дождик, и ты...

Здесь подборка стихов к Дню Победы.

http://lad-lad.ru/stihi/stihi-po-temam/647-stihi-k-9-maja.html

http://www.mamadaika.ru/article.php?article_id=11155 

Вы найдете стихи Е. Благининой «Шинель», В.Высотского «Советский воин» «Салют», Е.Трутнева «Победой кончилась война» М. Исаковского, С.Михалкова и другие стихи. Приятного прочтения.

Шаг 4. Посмотрите мультфильмы о войне.

«Солдатская сказка» (по сказке К. Паустовского длительность 8 мин)

http://multomania.com/soldatskaya-skazka-1983.html

http://ds230samara.ru/images/documents/VOV/marshruti/pogovorim_o_voine/1.jpghttp://ds230samara.ru/images/documents/VOV/marshruti/pogovorim_o_voine/2.jpg

«Солдатская лампа»   http://multomania.com/soldatskaya-lampa.html

Шаг 5. Сделайте поделку к празднику.

Дети любят, что- то - мастерить, а если вся семья примет участие это доставит радость, и закрепит полученные знания. Поделку можно вручить ветерану. Пройдя по ссылке вы попадёте на сайт «Коробочка идей», выбирайте пробуйте, творите.

http://podelki-doma.ru/handmade/iz-bumagi/otkryitka-k-9-maya-svoimi-rukami

http://detpodelki.ru/publ/otkrtyka_so_zvezdoj_iz_bumagi_k_9_maja/10-1-0-641

http://ds230samara.ru/images/documents/VOV/marshruti/pogovorim_o_voine/5.jpghttp://ds230samara.ru/images/documents/VOV/marshruti/pogovorim_o_voine/3.jpghttp://ds230samara.ru/images/documents/VOV/marshruti/pogovorim_o_voine/4.jpg

Шаг 6. Возложение цветов обелиску.

В день праздника вместе с ребёнком возложите цветы к Обелиску. Поздравьте ветеранов с праздником скажите им «Спасибо» за то, что   они защитили нашу Родину от врагов. За то, что мы сейчас с вами радуемся, смеёмся, играем, - мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день и попросили нас никогда не забывать о нём. Прочтите стихотворение С.Михалкова

Слава нашим генералам

И солдатам рядовым.

Слава павшим и живым,

От души спасибо им!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь, отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой!

 

Ну что ж, наш маршрут закончен.

Желаем вам всего хорошего!



Предварительный просмотр:

Беседа с детьми о Великой Отечественной войне

Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Воздух наполнился рокотом моторов, танков, грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны

Всех мужчин, которые могли держать оружие, призвали на войну, чтобы защитить нашу землю от фашистов

На фронт уходили отцы, старшие братья, даже женщины шли на фронт, чтобы помогать раненым бойцам, быть связистами.

Война шла на земле и в воздухе.

Особенно страшно было женщинам и детям во время атаки фашистских самолетов, когда бомбы летели с неба, и негде было укрыться от них.

После боев оставались разрушенные города, от домов часто ничего не оставалось. Бойцы всеми силами обороняли каждый город, каждую деревню.

Чтобы люди помнили те страшные дни, скульпторы воздвигают памятники, поэты пишут стихи.

Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

На нашей земле после войны осталось много братских могил, обелисков, мемориалов, памятников. К ним приходят люди, чтобы почтить память защитников России. У нас в селе - это Обелиск, к которому мы с вами ходим 9 мая, возлагаем цветы

Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою.

А кто за подвиг трудовой

В своем родном краю.

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Нашим дедам и отцам.

(Л. Некрасова).



Предварительный просмотр:

«Расскажите детям о Войне»

Нужно ли рассказывать детям о войне?

  В том, что рассказывать нужно  –  нет  никаких  сомнений.

Рано или поздно вам придется рассказать ребенку о том, что такое война, почему в России отмечают 9 мая.

     А  вот  когда начинать такой непростой разговор,  что  сказать, а что оставить «за кадром»  -  в этом  родителям  следует  полагаться  на  свой  опыт  и  наши  педагогические рекомендации. 

РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ…

ДЛЯ  ЧЕГО?    Патриотическое чувство  не  возникнет  само  по  себе.  Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых  ребенок  не  сможет  выделить  из  окружающей  его  жизни  главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.  Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах  у  матери  или  о  солдате,  бросившемся  с  последней  гранатой  под фашистский  танк.  Такие  эмоции  не расстраивают  нервную  систему  ребенка, они являются началом патриотических чувств.

КОГДА?  Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх  -  пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.

КАК?  Какие  найти слова, чтобы поведать дошкольнику  о страданиях молодых ребят,  ставших  впоследствии  героями?  Как  донести  суть  происходившего  в те  далекие  годы  грамотно  и  вызвать  в  маленькой  душе  чувство  гордости, сострадания, почитания, патриотизма?

Рассказывайте  об  известных  и  значимых  событиях  войны.  Задача родителей  –  не  напугать  ребенка,  а  просветить.  Говоря  о  блокаде  Ленинграда,  не надо вдаваться  в  подробности, достаточно будет сказать, что  фашисты  блокировали  подъезды  к  городу,  чтобы  туда  нельзя  было доставить еду, и жители города вынуждены были голодать.

Смотрите  вместе  с  детьми  фильмы  военной  тематики,  военный парад, концерты военной песни.  Наличие единомышленников сближает и помогает глубже окунуться в военную эпоху.

Расскажите  о  ваших  воевавших  предках,  поведайте  истории  высочайшего героизма  солдат  на  этой  Священной  войне.    Если  есть  возможность, познакомьте ребенка с ветеранами. Пусть он услышит рассказы очевидцев –они производят совсем другое впечатление.

Расскажите  о  детях   Великой  Отечественной  войны.  Ребенку  постарше стоит  рассказать  о  знаменитом  дневнике  Тани  Савичевой.  Этот  дневник представляет  собой  скупые  записи  двенадцатилетней  девочки, переживающей  блокаду  в  Ленинграде,  и  содержит,  фактически,  только перечень смертей в ее семье. Последняя запись в нём: «Савичевы все умерли, осталась одна Таня». Рассказы про взрослых и даже про юных выпускников, вынужденных сражаться на войне, могут звучать для ребенка абстрактно, тогда как история девочки, близкой ему по возрасту, не может не задеть за живое.

Посетите с ребенком памятные места города. Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, покажите ему существующие вокруг него свидетельства прошлого.  Вы можете показать ребенку мемориалы, отвести его к Вечному огню, возложить цветы,  рассказать, что он всегда горит, напоминая людям о тех, кто погиб на войне.

Всё вместе это сложится в общую картину и понимание, осознание ребёнком своей принадлежности к Великой истории, вызовет чувство гордости за своих предков и стремление быть достойным их.



Предварительный просмотр:

Книги про войну для дошкольников.

А.Митяев "Шестой Неполный", рис. Н.Цейтлина, Москва, Детская литература, 1987
А.Митяев "Письмо с фронта", Белый город, Москва 2007
Б.Никольский "Солдатская школа", рис. В.Шевченко Детская литература, 1973
Л.Кассиль "Твои защитники", илл. А.Ермолаева, Детская литература, 1980
А.Маркуша "Я – солдат и ты – солдат", худ. Ю.Киселев, Н.Лямин, Детская литература, 1970
С.Баруздин "Шел по улице солдат", рис.А.Иткина, Детская литература, 1969

http://u.jimdo.com/www69/o/s2aa812ff68293da5/img/i93b0d4756a925374/1421439472/std/image.jpghttp://u.jimdo.com/www69/o/s2aa812ff68293da5/img/i93b0d4756a925374/1421439472/std/image.jpg

П.Павлинов, А.Беляев "Хочу быть военным моряком", худ. П.Павлинов, "Малыш", 1975
Н.Никольский "Что умеют танкисты", худ. Н. Никольский, Детская литература, 1972
Ю.Яковлев "Где стояла батарея", худ. А.Борисенко, изд. Малыш, 1990
А.Митяев "Шестой-неполный", худ. Ю. Молоканов, изд. Детская литература, 1979

Б.Никольский "Как живет аэродром", рис.Ю.Смольникова, Малыш, 1980
Б.Никольский "Как живет аэродром", рис.Ю.Копейко, Малыш 1987
Б.Никольский "Делай, как я", рис. М. Майофиса, Детская литература, 1980
Г.Юрмин "Секрет на колесах", худ. Ю.Копейко, Малыш 1976
А.Митяев, Ю.Копейко "Наше оружие", худ. Ю.Копейко, Детская литература, 1989
Я.Длуголенский "Жили-были солдаты", рис.М.Майофиса, Детская литература, 1987

http://u.jimdo.com/www69/o/s2aa812ff68293da5/img/ic1cca59dcae891ea/1421439562/std/image.jpghttp://u.jimdo.com/www69/o/s2aa812ff68293da5/img/ic1cca59dcae891ea/1421439562/std/image.jpg

А.Ольшанский "Рекс", рис. М. Майофиса, Малыш, 1977
Ю Коваль "Особое задание", рис. В.Трубковича, Детская литература, 1970
Л.Кондырев "Храбрый Джой", худ.М. Салтыков, Малыш 1973
А.Митяев "Почему армия всем родная", худ.П.Пинискевич, Малыш 1987
В.Тюрин "Ездим плаваем летаем", худ.А.Беслик, Малыш 1986
К.Селихов, Ю.Дерюгин "На красной площади парад", худ. Ю.Копейко, Малыш 1980

http://u.jimdo.com/www69/o/s2aa812ff68293da5/img/i2896191d1e741b1f/1421439612/std/image.jpghttp://u.jimdo.com/www69/o/s2aa812ff68293da5/img/i2896191d1e741b1f/1421439612/std/image.jpg



Предварительный просмотр:

20 книг о Великой Отечественной войне для детей и подростков

Главным праздником для всех жителей постсоветского пространства остается День Победы. В этот день важно вспомнить тех, кто отдал свою жизнь за свободу, кто защищал будущее своей страны и подарил нам мирное небо над головой.

Война затронула всю Европу, а потому сегодня в нашей книжной подборке мы предлагаем произведения о Второй мировой войне, написанные как советскими писателями, так и зарубежными. Дайте почитать вашим детям правильные книги о войне, о холокосте, чтобы будущие поколения никогда не повторяли ошибок прошлого.

1. Петр Любаев и Анастасия Безгубова, «Великая Отечественная война. 1941-1945».

Возрастные ограничения: 6+

В книгу вошли произведения Л. Кассиля, В. Некрасова, В. Астафьева, В. Берестова, А. Твардовского, К. Симонова и других писателей и поэтов, которые видели Великую Отечественную войну своими глазами: кто-то провожал на фронт отца, кто-то строил дзоты на Мамаевом кургане, кто-то мальчишкой помогал партизанам, кто-то входил в мае в пламенеющий Берлин. Вместе с ними читатель пройдёт трудными фронтовыми путями: от первого тревожного дня — вперёд, к победе. На полях книги, в клапанах и на специальных исторических разворотах размещён подробный историко-бытовой комментарий о ходе войны, устройстве советской армии, военной форме, оружии, орденах и повседневной жизни на фронте, в тылу, в эвакуации, в блокадном Ленинграде. Подлинные предметы и документы тех лет — письма с передовой, газетные очерки, военные плакаты, наградные листы и фотоснимки из семейных архивов - помогут увидеть и понять, какими были эти годы для всех, кого коснулась война. Многочисленные интерактивные элементы, объёмные конструкции и вложения, как всегда в книгах этой серии, поражают и восхищают, превращая чтение в неспешное и вдумчивое погружение в ту эпоху, которую так важно помнить.

2. Вячеслав Кондратьев, «Сашка. Отпуск по ранению».

Возрастные ограничения: 6+

Военная проза Вячеслава Кондратьева пропитана воспоминаниями автора о собственной фронтовой юности. Его персонажи - обычные парни, не рвущиеся в герои и не мечтающие о славе, но человечные и честные, какими бывают двадцатилетние мальчишки. Они влюбляются, ссорятся, обижаются, решают проблемы морального выбора, пока вокруг грохочет война. В иллюстрациях Александра Кабанина те же мальчишки, взрослеющие на войне: вихрастые, задиристые, но уже видевшие и боль, и смерть.

3. Константин Воробьев, «Убиты под Москвой».

Возрастные ограничения: 12+

Повести «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963) — правдивый рассказ об обороне Москвы осенью 1941 года. Во время нахождения в подполье в 1943 году Воробьёв написал автобиографическую повесть «Это мы, Господи!» о пережитом в плену. Это произведение такой художественной значимости, что, по словам В. Астафьева, «даже в незавершённом виде... может и должно стоять на одной полке с русской классикой». В основу рассказа «Немец в валенках» (1966) положен реальный факт из лагерной жизни. В Саласпилсе в лагере для военнопленных встретился Воробьёву охранник, который проникся сочувствием к пленному русскому и стал приносить ему хлеб. Действие рассказа «Уха без соли» (1968) хотя и происходит в мирное время, но страшные отзвуки войны ещё долго не затихнут в сердцах тех, кто её пережил.

4. Майкл Грюнбаум и Тодд Хозак-Луи, «Где-то в мире есть солнце».

Возрастные ограничения: 12+

Майкл Грюнбаум родился в 1930 году в Праге. После того как нацисты в 1939 году оккупировали Чехословакию, его отца арестовали и вскоре убили, а Миша в 1942 году вместе с матерью и сестрой попал в Терезин и пробыл там до конца войны. Майкл удивительно чётко вспоминает свои переживания, страхи, надежды - то, как чувствовал он это тогда, в свои 12-14 лет. Это повествование не просто «основано на реальных событиях» — это и есть реальные события. Это история о том, как в мраке концлагеря двадцатилетний молодой человек, Франта Майер, сумел сплотить 40 совершенно разных ребят и помог им выжить и остаться людьми. Одни дни здесь были полны дружбы и футбольных матчей, другие — ужаса перед отправкой «на восток», в Аушвиц. Рассказать эту историю Майклу Грюнбауму помог писатель Тодд Хазак-Лоуи. Книга, включающая множество оригинальных документов и фотографий, уже стала существенным вкладом в литературу о Холокосте. Она вышла в 2015 году и сразу вошла в шорт-лист национальной премии Еврейская книга, получила Золотую медаль премии «Еврика!» в США и Серебряную медаль в номинации Нон-фикшн для детей.

5. Ян Терлау, «Зима во время войны».

Возрастные ограничения: 12+

Декабрь 1944 года. Нидерланды в оккупации уже пять лет. Михилю шестнадцать, и он живет в постоянном страхе. Недавно в соседнем поселке повесили на фонарях всех мужчин. А вчера арестовали соседей. У каждого есть родственник, вынужденный скрываться от нацистов, или друг в концлагере. Лишь бургомистр, отец Михиля, из последних сил сдерживает жестокость захватчиков. А тут — просьба друга, попавшего в застенки гестапо. Просьба жизненно важная — и смертельно опасная. Михиль один не справится. Но кому можно доверять? Кто рискнет помочь? За любое сопротивление и неповиновение — казнь… Ян Терлау (родился в 1931 году) — известный европейский политик и писатель. Сразу после выхода повести «Зима во время войны» в 1972 году он получил премию «Золотое перо» — главную награду Нидерландов в области детской литературы. Его книга — одна из самых популярных на родине — легко встает в ряд с такими классическими произведениями о военном детстве, как «Облачный полк» Эдуарда Веркина и «Когда я был маленьким, у нас была война…» Станислава Олефира.

6. Татьяна Кудрявцева, «Маленьких у войны не бывает».

Возрастные ограничения: 12+

Эта книга про маленьких, которых судьба заставила стать взрослыми. Истории обычных ребят, вынужденных не понаслышке узнать, что такое война и что такое блокада, не оставят ни одно сердце равнодушным. Как неравнодушными оставались в те страшные дни маленькие герои этой книги: в блокадном кольце и на передовой, в оккупации и в эвакуации они продолжали читать и рисовать, сочинять стихи и музыку, петь, снимать кино и танцевать. А еще — верить и с каждым своим шагом приближать Победу.

7. Элла Фонякова, «Хлеб той зимы».

Возрастные ограничения: 6+

«Как это — война? Что это — война?» Немногим не понаслышке известны ответы на эти вопросы. А первоклашке Лене, оставшейся вместе с семьёй в блокадном Ленинграде, на собственном опыте приходится узнать, «как выглядит война взаправдашняя»: что такое воздушная тревога и как тушить «зажигалку», каким бывает настоящий голод и что, оказывается, оладьи можно приготовить из кофейной гущи, а студень — из столярного клея. «Хлеб той зимы» Эллы Фоняковой — это и слепок времени, и во многом автобиографичный рассказ о блокадных днях, и пронзительная история о самой обычной девочке, её семье и обо всех ленинградцах, не оставивших окружённый город. Иллюстрации к книге создала Людмила Пипченко — художница, которой с поразительной точностью удалось передать настроение повести и дать возможность читателям своими глазами увидеть одну из блокадных зим.

8. Николай Богданов, «Бессмертный горнист».

Возрастные ограничения: 6+

Небольшой рассказ Николая Богданова вместил в себя огромную трагедию блокады Ленинграда и одновременно невероятную силу человеческого духа. Глазами мальчика, переживающего первые месяцы войны в ледяном городе, читатель видит не только ужасы войны, но и надежду, твёрдую веру в победу и сплочённость горожан, поддерживающих друг друга. Иллюстрации известного художника Владимира Гальдяева вслед за текстом меняют тон от тёмных и безнадёжных в начале рассказа к светлым весенним в его финале.

9. Станислав Олефир, «Когда я был маленьким, у нас была война».

Возрастные ограничения: 12+

В коллекции зарисовок под общим названием «Когда я был маленьким, у нас была война…» как будто сплелись воедино все приметы эпохи. Коллективизация и немецкое наступление, освобождение села и послевоенный голод, «враги народа» и пленные — всё это в книге есть, и всего этого здесь нет. Об определяющих исторических событиях Станислав Олефир рассказывает в кратких очерках с помощью историй простых людей, избегая громких слов и обобщений. А поскольку жизнь в селе, где происходит действие, немыслима без животных, они становятся героями чуть ли не половины рассказов: друзья-собаки, безголосые куры и славный поросёнок Шерстюк, ловко обегающий мины в поисках картошки, оказываются не менее интересны, чем люди. Жизнь оккупированного немцами украинского села показана глазами мальчишки 4-7 лет, для которого одинаково значимы любые события. Неожиданно подаренный немецким солдатом коробок спичек или пробивающая копытами дырки в крыше землянки коза образы, в равной мере трогающие детскую душу. Война обнажает всё самое важное и скрывает сиюминутное, наносное, — проза Станислава Олефира даёт это прочувствовать в полной мере.

10. Ольга Громова, «Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской».

Возрастные ограничения: 12+

Книга Ольги Громовой «Сахарный ребенок» записана ею со слов Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х - начало 40-х годов в Советском Союзе. Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью "врага народа" и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы). Но несмотря на все испытания, голод и болезни, которые им приходится пережить, Эля и ее мама не падают духом: читают стихи, поют песни, шутят, по-настоящему заботятся друг о друге. «Сахарный ребенок» — это во многом «роман воспитания», история о любви, а еще о том, что такое достоинство и что такое свобода. Точнее всего о свободе говорит мама Эли: «Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».

11. Вера Карасева, «Кирюшка».

Возрастные ограничения: 6+

Рассказы Веры Карасёвой посвящены детям блокады, которые оставались детьми, несмотря на выпавшие на их долю лишения и тяготы. Они помогали младшим. Поддерживали взрослых. Спасали друг друга. Надеялись на чудо. И чудо иногда стучалось в их дверь. Находилась еда. В дом приносили вязанку дров. Увеличивался хлебный паёк. В Новый год приезжал Дед Мороз и дарил подарок. Крапивы вырастало столько, что хватило бы на тысячу борщей. Иллюстрации А. Резниченко передают характер героев: замерзающих, голодных, но не сдавшихся, не утративших мужества и верящих в то, что настанет весна, а следом за ней придёт и Победа.

12. Юрий Герман, «Вот как это было».

Возрастные ограничения: 6+

Трогательная, по-детски непосредственная повесть о блокадных днях — таких, какими их видит маленький Миша, оставшийся вместе с родителями в осажденном Ленинграде, не только раскрывает перед читателем приметы времени и рассказывает, «как это было», но и учит быть сильным: ведь не каждый день болеешь «очень милой скарлатиной» или пробуешь ходить с костылём, потому что у тебя — осколочное ранение. И, конечно, гордиться настоящими героями: Мишкиной мамой, которая сама может разминировать фугасную бомбу, или милиционером Иваном Фёдоровичем Блинчиком, который, что бы ни случилось, не бросает свой пост. Да и сам Мишка и его друзья, решившие давать представления для раненых солдат, чтобы поддержать их, — чем не герои?

13. Людмила Никольская, «Должна остаться живой».

Возрастные ограничения: 12+

Повесть Людмилы Никольской рассказывает о нескольких днях из жизни девочки Майи. Но что это за дни! Зима 1941 года, в блокадном Ленинграде царят холод, голод, смерть и подлость. А Майе всего 11 лет, и она остаётся ребёнком даже в это чудовищное время. Людмила Никольская, сама пережившая блокаду, пишет прежде всего о жизни, какой бы страшной она ни была. Майя спорит с мамой, хохочет с соседским мальчишкой, отогревает бездомного котёнка, заботится о соседях и продолжает жить изо всех сил. Иллюстрации Лизы Бухаловой соединяют блокадную реальность Майи с её мечтами о мирной жизни и дают надежду, что самые тяжёлые испытания пройдут, уступив место детству.

14. Вадим Шефнер, «Сестра печали».

Возрастные ограничения: 16+

«Истинно вам говорю: война — Сестра печали, горька вода в колодцах ее... многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите. Ибо кто, кроме вас, оградит землю эту...». Перед вами трогательное, проникновенное повествование о судьбе поколения, о первой любви, оборванной войной. Оно ярко окрашено личными переживаниями, содержит детали биографии самого писателя, эхо событий его собственной военной судьбы. Это проза поэта. Магия его лирики завораживает, теплый отклик вызывает звучащая в повести щемящая светлая нота. Тональность повести мягко подчеркивают и иллюстрации, выполненные для настоящего издания Еленой Жуковской. В них и портрет города, который так зримо присутствует на страницах книги, и беззаботная радость юности, и тревожное предчувствие надвигающихся грозных событий, и печать предстоящей неотвратимой разлуки...

15. Джон Бойн, «Мальчик в полосатой пижаме».

Возрастные ограничения: 12+

Не так-то просто рассказать в двух словах об этой удивительной книге. Обычно аннотация дает читателю понять, о чем пойдет речь, но в данном случае мы опасаемся, что любые предварительные выводы или подсказки только помешают ему. Нам представляется очень важным, чтобы вы начали читать, не ведая, что вас ждет. Скажем лишь, что вас ждет необычное и завораживающее путешествие вместе с девятилетним мальчиком по имени Бруно. Вот только сразу предупреждаем, что книга эта никак не предназначена для детей девятилетнего возраста, напротив, это очень взрослая книга, обращенная к людям, которые знают, что такое колючая проволока. Именно колючая проволока вырастет на вашем с Бруно пути. Такого рода ограждения достаточно распространены в нашем мире. И нам остается только надеяться, что вы лично в реальной жизни не столкнетесь ни с чем подобным. Книга же наверняка захватит вас и вряд ли скоро отпустит.

16. Хезер Моррис, «Татуировщик из Освенцима».

Возрастные ограничения: 16+

Основанный на реальных событиях жизни Людвига (Лале) Соколова, роман Хезер Моррис является свидетельством человеческого духа и силы любви, способной расцветать даже в самых темных местах. И трудно представить более темное место, чем концентрационный лагерь Освенцим/Биркенау. В 1942 году Лале, как и других словацких евреев, отправляют в Освенцим. Оказавшись там, он, благодаря тому, что говорит на нескольких языках, получает работу татуировщика и с ужасающей скоростью набивает номера новым заключенным, а за это получает некоторые привилегии: отдельную каморку, чуть получше питание и относительную свободу перемещения по лагерю. Однажды в июле 1942 года Лале, заключенный 32407, наносит на руку дрожащей молодой женщине номер 34902. Ее зовут Гита. Несмотря на их тяжелое положение, несмотря на то, что каждый день может стать последним, они влюбляются и вопреки всему верят, что сумеют выжить в этих нечеловеческих условиях. И хотя положение Лале как татуировщика относительно лучше, чем остальных заключенных, но не защищает от жестокости эсэсовцев. Снова и снова рискует он жизнью, чтобы помочь своим товарищам по несчастью и в особенности Гите и ее подругам. Несмотря постоянную угрозу смерти, Лале и Гита никогда не перестают верить в будущее. И в этом будущем они обязательно будут жить вместе долго и счастливо…

17. Анна Франк, «Дневник Анны Франк».

Возрастные ограничения: 16+

Эта книга не может оставить равнодушным никого. Отбросив нас на 75 лет назад в период нацистской оккупации Нидерландов, дневник Анны Франк поведает о том, как несколько еврейских семей пытались выжить в тайном убежище, скрываясь от гестапо. День за днём еврейская девочка в своём дневнике рассказывает вымышленной ею подруге Китти всё, что происходит с ней и с другими обитателями убежища, записывая в него свои самые сокровенные мысли, горести и радости. Её детская жизнь по воле взрослых быстро стала недетской, превратив дневник девочки в значимый документ и в обвинительный акт. Последняя запись в дневнике датирована 1 августа 1944 года, вскоре гестапо по доносу арестовало всех обитателей убежища. Судьба Анны и её семьи трагична — все погибли в концлагере, лишь одному отцу девочки Отто Франку чудом удалось выжить, после освобождения из концлагеря вернуться в Нидерланды и найти дневник. В 1947 году Записи были изданы тиражом в 3000 экземпляров. Дневник 6 раз переиздавался и был переведён на 67 языков мира. В 2009 году дневник Анны Франк был признан объектом реестра «Память мира» ЮНЕСКО.

18. Эдуард Веркин, «Облачный полк».

Возрастные ограничения: 16+

Сегодня писать о войне — о той самой, Великой Отечественной, — сложно. Потому что много уже написано и рассказано, потому что сейчас уже почти не осталось тех, кто ее помнит. Писать для подростков сложно вдвойне. Современное молодое поколение, кажется, интересуют совсем другие вещи... Оказывается, нет! Именно подростки отдали этой книге первое место на Всероссийском конкурсе на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру». Именно у них эта пронзительная повесть нашла самый живой отклик. Сложная, неоднозначная, она порой выворачивает душу наизнанку, но и заставляет лучше почувствовать и понять то, что было. Перед глазами предстанут они: по пояс в грязи и снегу, партизаны конвоируют перепуганных полицаев, выменивают у немцев гранаты за знаменитую лендлизовскую тушенку, отчаянно хотят отогреться и наесться. Вот Димка, потерявший семью в первые дни войны, взявший в руки оружие и мечтающий открыть наконец счет убитым фрицам. Вот и дерзкий Саныч, заговоренный цыганкой от пули и фотокадра, болтун и боец от бога, боящийся всего трех вещей: предательства, топтуна из бабкиных сказок и строгой девушки Алевтины. А тут Ковалец, заботливо приглаживающий волосы франтовской расческой, но смелый и отчаянный воин. Или Шурик по кличке Щурый, мечтающий получить наконец свой первый пистолет...

19. Светлана Алексиевич, «У войны неженское лицо».

Возрастные ограничения: 16+

Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу «Голоса Утопии». «За многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время» Светлана Алексиевич получила в 2015 году Нобелевскую премию по литературе. Перед вами последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, доработала книгу, убрав цензурную правку, вставив новые эпизоды, дополнив записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. «У войны не женское лицо» – опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны. Книга переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах, получила несколько престижных премий: премия Рышарда Капущинского (2011) за лучшее произведение в жанре репортажа, премия Angelus (2010) и другие.

20. Борис Васильев, «А зори здесь тихие...».

Возрастные ограничения: 12+

Пять совсем еще юных девушек-зенитчиц под руководством старшины вступают в неравный бой с отрядом немецких диверсантов. Об этом великом, однако не попавшем в сводки военных событий подвиге повесть «А зори здесь тихие…» — шедевр русской «военной прозы», одно из самых проникновенных и трагических произведений о Великой Отечественной войне. Действие повести «Завтра была война» происходит накануне Великой Отечественной войны. Это история о школьниках, их взрослении, первом нравственном выборе и противостоянии, история о выпускниках, которым совсем скоро предстоит взять в руки оружие и отправиться на фронт — защищать Родину.