Одарённые дети
«Одарённость человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
карта ребёнка | 11.98 КБ |
Пример заполнения карты | 16 КБ |
План работы с одарёнными детьми | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта ребенка
ФИО обучающегося: _________________________________
Состав семьи, ее структура: полная, неполная
Колич. детей________
Жилищно-бытовые условия: __________________________________________.
Взаимоотношения в семье: ____________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье: _________________________.
Культурный уровень семьи (образование родителей) ______________________
Воспитательный потенциал семьи:
Характер ребенка:
Качества личности:
положительные:
Положение ребенка в коллективе:
Учебная деятельность:
успеваемость:
мотивация обучения:
посещаемость уроков
способности к обучению:
познавательный интерес:
Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков:
предпочитаемые виды труда:
участие в трудовых делах:
Получение дополнительного образования:
Предварительный просмотр:
Карта ребенка
- Фамилия, имя, отчество учащегося:
- Состав семьи, ее структура: полная, не полная
Количество детей:
- Жилищно-бытовые условия: жилой дом с частичными удобствами, частный
- Взаимоотношения в семье: доверительные, основанные на взаимопонимании, тёплые.
- Наличие отклонений от норм поведения в семье: не наблюдались
- Культурный уровень семьи:
-средний, оба родителя имеют средне – специальное образование.
-высокий, оба родителя имеют высшее образование.
- Воспитательный потенциал семьи: высокий, уделяют большое внимание обучению, развитию ребёнка, как в школе, так и дома.
- Характер ребенка: лидер/спокойная, лидерских качеств не проявляет
- Качества личности:
-добрая, ответственно относится к любому делу, немного замкнута.
-положительные: веселая, готова помочь другу, общительная.
- Положение ребенка в коллективе: пользуется авторитетом.
- Учебная деятельность:
- успеваемость: имеет отличные отметки по большинству предметам;
- мотивация обучения: высокая, школа первая ступень к знаниям, этап для осуществления своей мечты;
- посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины способности к обучению: хорошие;
- познавательный интерес: высокий/хороший.
- Трудовая деятельность:
- наличие трудовых навыков: трудолюбивая;
- предпочитаемые виды труда: умственный, творческий;
- участие в трудовых делах: самое активное.
- Получение дополнительного образования: музыкальная школа,
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таятская основная общеобразовательная школа
им. Героя России И. Кропочева»
Работа с одарёнными обучающимися
на 2020-2021 учебный год
Педагог:
Ткачёва Н.М.
Пояснительная записка.
«Одарённость человека – это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё необходимое, чтобы он вырос
и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Характеристика одарённых детей.
Начнем с того, что определимся с самим понятием:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
Опережающее познавательное развитие:
- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.
- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.
- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.
- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.
- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.
- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.
- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.
Психосоциальная чувствительность:
- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.
- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.
- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.
- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.
- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.
- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.
- эгоцентризм, как и у обычных детей.
Физические характеристики:
- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.
- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.
- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).
Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для развития учащихся; расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «педагог – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи, стоящие перед учителем при работе с одарёнными детьми:
- развитие личности одаренных учащихся;
- развитие позитивной Я-концепции;
- развитие творческой самостоятельности;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие рефлексивных умений.
Формы работы с одарёнными детьми:
-групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- участие в олимпиадах;
- исследовательская деятельность .
Работа по выявлению высокомотивированных учащихся
1 –диагностика (тестирование);
2 - выбор методов и приемов работы;
3 - планирование с учетом ценностных ориентаций и личностных качеств учащихся;
4 - индивидуальная работа;
5 – анализ и оценка результатов.
Основные направления деятельности с одарёнными детьми:
- урок;
- внеклассная работа (олимпиады, факультатив, консультации);
- самообразование.
Методы и формы работы с одарёнными детьми в школе во внеклассной деятельность.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- предметные недели,
- выставки детского творчества,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по предметам.
При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:
- видом одарённости;
- возрастом ребёнка;
- социальным статусом семьи ребёнка;
- уровнем одарённости;
- активностью самого ребёнка;
Циклограмма мероприятий по выполнению программы
«Одаренные дети»
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1 | Диагностика одаренных детей | Сентябрь. Ежегодно |
2 | Организация и проведение школьных конкурсов | В течении года |
3 | Организация работы по участию в районных конкурсах | Ежегодно |
4 | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | |
5 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей | Постоянно. |
6 | Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми. | Постоянно |
7 | Расширение системы дополнительного образования для развития творческих способностей одаренных детей | Постоянно |
8 | Активизация разъяснительной работы по вовлечению способных учащихся в различные конкурсы | Постоянно |
9 | Творческий отчет | Ежегодно, май |
10 | Обобщение опыта работы с одаренными детьми | Ежегодно |
11 | Распространение опыта работы с одаренными детьми | Ежегодно |
12 | Проведение предметных декад | Ежегодно |
Принципы деятельности в работе
-Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
-Возрастание роли внеурочной деятельности;
-Индивидуализация и дифференциация обучения;
-Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
-Свобода выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
-Принципы деятельности в работе с одаренными детьми
Циклограмма индивидуальной работы с одарённым ребёнком
№ п/п | Формы проведения | Сроки проведения |
1 | Проведение анкетирования детей | сентябрь |
2 | Проведение анкетирования родителей | |
3 | Составление карты интересов | |
4 | Школьные предметные декады | В течении года |
5 | Изучение материалов по теме «Одарённый ребёнок в школе» | |
6 | Ведение портфолио ученика | |
7 | Привлечение учеников к посещению кружков по интересам | |
8 | Конкурсы школьного уровня | |
9 | Конкурсы районного/регионального уровня (в том числе и дистанционные) |
Вывод.
Конечно, у каждого педагога в плане методической работы спланирована своя работа со способными детьми. Нет способа вложить в голову ученика готовые знания кроме как упорным кропотливым трудом. Но работать педагогу и учиться детям стало интереснее. И роль учителя и тренера, ведущего за собой учеников, возрастает с каждым днем.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными
Если наша совместная работа с детьми приносит удовлетворение от деятельности, то я думаю, что мы потрудились не зря.