Самообразование

Ткачёва Надежда Михайловна
В системе образования постоянно происходят новшества и изменения, которые существенно влияют на содержание работы учителя, его профессиональный статус. Именно этими обстоятельствами обусловлена значимость непрерывного самообразования, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План профессионального самообразования учителя-логопеда Ткачёвой Н.М.

Тема самообразования: «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя–логопеда».

Цель: Создание технологии (системы) работы по использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда в специальной (коррекционной) школе – интернате для детей с ограниченными возможностями здоровья, как способ оптимизации процесса коррекции речи.

Задачи:

  изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;

  изучение методических  приёмов  по использованию ИКТ на логопедических занятиях;

  внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений  с целью стойкого исправления нарушений устной и письменной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;

  разработка методических и дидактических материалов;

  планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

 Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Интернет, методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

Представление материала:  открытые занятия с применением ИКТ, выступления из опыта работы на педсоветах, на МО.

Результат работы: разработка методических рекомендаций, публикации в Интернете, обновление персональной страницы и размещение методических разработок. Итог - обобщение опыта работы по данной теме.

  Срок работы над темой: 2019-2022 уч.г.

 Обоснование выбранной темы: Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Все обучающиеся, посещающие логопедические занятия с ограниченными возможностями здоровья, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

При использовании ИКТ на занятиях по логопедии в школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в коррекционные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья в частности стала актуальна в наши дни.

В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи.  

 План работы по самообразованию на 2019 – 2022 учебный год

п/п

Содержание работы

Сроки

Результат

 

1. 

 

 

 

Изучение материалов  по проблемам:

- «Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники на коррекционных»;

- «Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения новых информационных технологий в школе»;

В течение года 

 

 

Создание электронного банка картинок для коррекции нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

 

Создание презентаций, содержащих задания и упражнения на коррекцию нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова.

2.

 

 «Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса».

  В течение года

Создание банка данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.

3.

Компьютерные развивающие игры в помощь логопеду.

4.

Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.

 5.

Разработка презентаций и обучающих тренажеров для индивидуальных логопедических занятий.

6.

Распространение опыта работы: добавление разработок на личную страницу сайта.

периодически

Информационные ресурсы:

1. Газета «Мой компьютер». ЗАО. Издательство «Газетный мир».

2. Гаргуша Ю. Ф. Черлина Н. А. «Новые информационные технологии в логопедической работе». Журнал «Логопед» №2 2004г.

3. Томилина С. М «Логопедия и интернет». Журнал «Логопед» №3 2006г.

4. Кузьмина Е. В. «Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы». Журнал «Логопед» №5 2008г.

5. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе логопеда детского сада. www. iteach. ru

6. Интернет-ресурсы:

http: //sch138. kob. ru /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

http:// festival .1 september. ru / articles /520782/

 

Инновационно - профессиональная деятельность на перспективу:

1. Подготовить сообщения для учителей и воспитателей  по данной проблеме:

  «Речь ребёнка расцветает, а компьютер помогает».

  «Плюсы и минусы в «общении» с компьютером».

  «Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения».

2. Составить конспект игрового занятия «Путешествие по компьютерной стране».

3. Систематизировать практический материал по данной проблеме:

  Интернет- ресурсы (детские презентации) .

  Создать мультимедийный диск «Школьный логопед».

  Развивающие компьютерные игры «Доктор Айболит», «Жужжалочка» и другие.

4. Изучать опыт работы логопедов через интернет-ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таятская основная общеобразовательная школа

им. Героя России И. Кропочева»

 

План самообразования

 Красноярский край

Каратузский район

с. Таяты, ул. Кропочева 1

 

 Ткачёва Надежда Михайловна

образование – высшее,

должность  –  педагог-организатор,

стаж работы  – 25 лет

категория -  высшая

  

2020/2021  учебный год

 Защита Отечества является долгом и

обязанностью его граждан.

Высшее проявление его – гражданский,

патриотический долг перед Отечеством

Тема самообразования: «Способы формирования у школьников патриотизма»

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

Понятие патриотизма включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен воспитать гражданина и патриота.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Особо хочется подчеркнуть, что в основе воспитания, а тем более – патриотического – лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, т.к. практические педагоги редко задумываются над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за совместный успех и достижения других членов коллектива, россиян.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за детей надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, – значит, своими руками погубим наше государство, свое будущее. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, – значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания школьника.

 Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Программа ставит своей целью развитие у граждан России активного и заинтересованного отношения к отечественной истории, культуре, государственности в единстве национально-самобытных и общих цивилизованных начал.

Задачи:

  1. Изучить данную тему в педагогической, психологической, методической литературе, а также на примере практического опыта.
  2. Создать методическую копилку разработок воспитательных мероприятий, направленных на воспитание патриотизма.

Для решения поставленных задач в распоряжении педагога  основным  инструментом является внеурочные часы, беседы и внеклассная работа.

"Я не вижу предмета, - писал М.И. Калинин, - который не давал бы возможности развивать любовь к Родине, воспитывать лучшие гражданские чувства в молодежи". 

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.

В настоящее время в мире пытаются исказить историю 20-ого столетия и представить Советский союз тираном. Посредством разработанных мероприятий я смогу сформировать у учащихся представление о том, что каждый человек, живущий в России, должен знать откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства.

Этапы работы.

этапы

основное содержание

сроки

Подготовительный

Изучить данную тему в педагогической, психологической, методической литературе;

Сентябрь, октябрь

Выбор оптимальных современных воспитательных  форм и методов работы;

Составление плана воспитательной работы на год.

Основной

Поиск Интернет ресурсов посвященных тематике воспитания патриотизма;

ноябрь - июнь

Разработка и проведения мероприятий в соответствии с планом воспитательной работы;

Посещения открытых мероприятий школьных и районных.

Аналитический

Сопоставление полученных результатов с поставленными целями, анализ и оценка результатов;

В течении года

Размещение новостей и разработок на сайте школы и личной странице;

Выступление на педсовете.