Логопед
Дорогие логопеды и учителя, мамы и папы, бабушки и дедушки!
Моя логопедическая страничка создана, для Вас.
Здесь вы найдете ответы на интересующие вас вопросы по логопедии и получите полезную информацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сайты для логопедов, дефектологов. | 59.5 КБ |
Разговор с ребёнком | 13.67 КБ |
Правила для домашних занятий | 13.83 КБ |
Логопедические приёмы коррекции на уроках письма. | 18.43 КБ |
Программа логопедической коррекции обучающегося на дому 6 кл. | 42.34 КБ |
Расписание | 13.14 КБ |
Здоровьесберегающие технологии на коррекционных логопедических занятиях с детьми ОВЗ | 22.64 КБ |
Что такое речевая готовность ребёнка к школе. | 14.13 КБ |
Анкета для родителей | 13.47 КБ |
Годовой план учителя-логопеда | 22.66 КБ |
Азбука-расскраска | 1.55 МБ |
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики. | 14.21 КБ |
Роль книги в развитии ребёнка. | 16.24 КБ |
Сенсорная интеграция дома. | 16.84 КБ |
Что могут сделать родители для речевой готовности ребёнка к школе | 13.17 КБ |
Предварительный просмотр:
название сайта | комментарии |
Социальная сеть работников образования | Представлены различные материалы для логопедов |
Дефектолог.ru
| Представлены материалы о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет, рекомендации дефектолога, логопеда, психолога, описываются развивающие игры, есть возможность участия в форуме. |
Дефектология для Вас | Для дефектологов, логопедов и родителей, имеющих детей с особенностями развития предлагается широкий спектр материалов как теоретической направленности (нормативные документы, словарь, статьи различной тематики), так и практической (конспекты занятий, презентации, игры и упражнения). |
Логопед
| Материалы по логопедии систематизированы по возрастным группам: для дошкольников, школьников и взрослых. Имеются книги и статьи по разделам: логопедия, дефектология, медицина, образование, педагогика. |
логопедический сайт «Логопедочка»
| |
Логопед.ру http://www.logoped.ru/index.htm/
| Освещены этапы развития речи, речевые нарушения и этапы коррекции звукопроизношения. |
Логопедический сайт "Болтунишка"
| Подробно рассказано о том, какие бывают речевые нарушения, почему они возникают, и какие приёмы работы помогут решить речевые проблемы. |
Логопункт.ru
| Представлены описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции; материалы о методах коррекции речи, основанных на использовании компьютерных технологий (в частности компьютерной логопедической программы "Игры для Тигры"); информация по безопасности работы на компьютере; статьи и публикации, посвященные вопросам логопедии. |
Журнал "Логопед"
| Научно-методический журнал, помогающий логопедам и педагогам детских садов, школ, других учреждений образования и здравоохранения организовать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи. |
Заикание.ru
| Достаточно полное и разностороннее освещение проблемы заикания: разъясняются многие вопросы, приводятся мифы и народные поверья афроамериканцев, южноафриканцев, китайцев, мексиканцев и европейцев о заикании, рассказывается о программе по выработке плавности речи "Демосфен". |
Интернет-магазин "Всё для логопеда"
| Название говорит само за себя. Предлагается следующая продукция: логопедические зонды, ортодонтические товары, книги, развивающие игры и игрушки, товары для гигиены и безопасности ребёнка, оборудование для логопедического кабинета, оборудование для логопедических занятий, технические средства и программы, CD и DVD, канцтовары, товары для праздника. |
Книжный интернет-магазин "Лабиринт" http://www.labirint-shop.ru/?p=4539
| Среди многообразия книг, игр, аудио- и видеопродукции и др. широко представлена и продукция для логопедической работы. Приемлемые цены и сроки доставки. |
Логобург
| Содержится большое количество тематических публикаций, содержащих интересные, разъясняющие и обучающие материалы, направленные как на узкопрофильные проблемы, так и на детскую тематику в целом.
|
Логозаврия: сайт детских компьютерных игр
| Представлены обучающие, развивающие и развлекающие онлайн (online) флеш-игры для детей от 3 до 12 лет и взрослых. Для обучения дошкольников и младших школьников особый интерес представляет раздел "Уроки мудрой совы", предусматривающий разбиение материала на три уровня сложности.
|
Наши детки
| Собрано большое количество практического материала для всестороннего развития детей. Раздел по развитию речи изобилует разнообразными, творческими играми и упражнениями для артикуляционной гимнастики, логоритмики, мелкой моторики, обогащения словарного запаса, грамматического строя речи, речевым материалом, подобранным по группам часто нарушаемых звуков, для автоматизации. |
Педагогическая библиотека
| Пополняющееся собрание книг по педагогике, логопедии (фонетике и фонематике, связной речи, общему недоразвитию речи, письменной речи, заиканию, афазии, подготовке к школе, учебники), психологии, дефектологии, медицине, филологии. |
Портал "Логопеды.ru"
| Имеются полезные материалы и форум для логопедов. |
Проект "Stuttering.ru"
| Проект посвящен проблеме заикания, даёт полную и объективную информацию о заикании, причинах его возникновения, формах течения и способах коррекции. |
Психологический центр "Адалин"
| Представлены материалы по диагностике развития дошкольников и младших школьников, даны развивающие и коррекционные методики. |
Речевой центр "Логопед плюс"
| Освещены теоретические вопросы развития речи в норме, речевых нарушений у детей и взрослых, даны методические рекомендации , представлены различные упражнения и речевой материал для автоматизации звуков. |
Учебный центр "Логопед-мастер"
| Содержится много полезной информации для логопедов (рубрика для начинающих, строение речевого аппарата, артикуляционная гимнастика, самомассаж, логопедические зонды, методические рекомендации и др.), дефектологов, психологов, а также студентов. Приведены основные документы, регламентирующие деятельность этих специалистов в области образования. |
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/
| Самый массовый педагогический форум в России, который дает возможность каждому учителю представить свою педагогическую идею, опубликовать собственные методические разработки, поделиться с коллегами своими представлениями о преподавании, в том числе и в области логопедии. |
Предварительный просмотр:
Как разговаривать с ребенком?
В любом возрасте дети активно подражают речи взрослого, поэтому, если вы будете говорить неправильно, ваш малыш будет усваивать неправильную речь. Чтобы этого не произошло, важно помнить:
НЕЛЬЗЯ:
- Искажать слова.
- Подражать детскому произношению и «сюсюкать».
НУЖНО:
- Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и так далее).
- Разговаривая с ребенком, следите, чтобы ваша речь была четкой и выразительной, грамотной, простой, ясной.
- Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи.
- Исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
- Обязательно давайте ребенку полезные поручения. Благодарите ребенка за помощь.
- Важно не только развивать произносительные навыки, но и совершенствовать умение ребенка понимать смысл речи не только в определенной ситуации, но и вне ее. По дороге или придя домой, обсуждайте с ребенком то, как прошел его день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка.
И главное!!!
Поддерживайте все начинания малыша,
хвалите его даже за незначительные успехи.
Предварительный просмотр:
Правила проведения домашних занятий
Для того чтобы ваши домашние логопедические занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, вам следует придерживаться определенных правил в их проведении.
Рекомендации по проведению занятий
- Не заставляйте ребенка заниматься, если он плохо себя чувствует.
- Занятия должны проводиться 2-3 раза в день; лучшее время для занятий - после завтрака и после дневного сна.
- Отведите специальное место для проведения занятий, где ребенку ничего не сможет помешать.
- Длительность занятия без перерыва должна быть не больше 15-20 минут (начинать надо с 3-5 минут).
- Все занятия должны строиться по правилам игры, так как в противном случае вы можете натолкнуться на упорное нежелание ребенка заниматься.
- Объясняя что-то ребенку, пользуйтесь наглядным материалом.
- Не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи.
- Разговаривайте с малышом четко, повернувшись к нему лицом; пусть он видит и запоминает движения ваших губ.
- Сезонные тематические занятия проводите в соответствующее время года
- Не бойтесь экспериментировать: на основе рекомендаций, приведенных на данном сайте, вы можете сами придумывать игры и упражнения.
- Кроме проведения конкретных занятий, вы должны как можно больше читать ребенку.
- Не забывайте о том, что для вашего ребенка очень важно общение с вами. И не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания.
- Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет виден сразу.
Выполняя эти рекомендации вы с вашим ребенком обязательно добьетесь успехов.
Удачи вам и терпения.
Предварительный просмотр:
Использование отдельных логопедических приемов коррекции на уроках письма - рекомендации учителю начальной школы.
Упражнения «Закончи слово».
Вставь недостающий слог» (ра – ря, да – дя, ла – ля, лу – лю, ло – лё и т. д.).
Учитель диктует первый слог слова, а дети выбирают нужный слог с твердой или мягкой согласной и пишут нужное слово:
ра - ря | |
бо___ | ги___ |
ню__ | за___ |
Ло___ | ме__ |
Ю___ | но__ |
Ве___ | се___ |
шу__ | бу___ |
ды___ | ки__ |
да - дя | |
дя___ | во__ |
на___ | сю__ |
ли___ | мо__ |
Лю___ | Воло___ |
лу - лю | |
_____ди | ____жа |
_____ки | ____жок |
____пин | _____на |
____бовь | ____па |
_____тик | ____говый |
______чи | ____кавый |
_____тый | ____ковый |
ло - лё | |
__мы | __вля |
__то | __дка |
__ва | __жка |
__тчик | __жа |
ла - ля | |
То____ | сё____ |
Ко____ | пи___ |
Ми____ | саб___ |
Га____ | туф__ |
пу____ | зем__ |
иг____ |
Упражнения с перфокартами.
После этих упражнений «Закончи слово» рекомендуется работа с перфокартами
1. «Вставьте пропущенные буквы А или Я.»
Кв_др_т, х_л_т, пл_ск, шл_п_, м_,л_р, ш_пк_, ц_пл_, В_л_, м_рк_, п_р_д.
2. «Вставьте пропущенные буквы У или Ю.»
Кл_мба, р_башка, р_чка, кенг_р_, кр_пный, ст_кн_л, с_ш_, стар_шка, арб_з, хр_кн_л, л_бл_, р_бл_, вс_д_, пос_да.
3. «Вставьте пропущенные буквы О или Ё.»
М_л_т_к, пил_т, г_р_х, к_ст_р, пр_с_, с_в_н_к, н_с_к, л_т_к, к_зл_н_к, г_л_с_к, б_кс_р, п_с_л_к.
Далее возможна работа с предложениями.
Задание остается без изменения: вставь пропущенные буквы.
а – я
Нер_х порос_т искуп_л он до п_т, а чистых реб_т превр_тил в порос_т. (Загадка)
У лисы – лис_т_.
У белки – бельч_т_.
У еж_ - еж_т_.
У волк_ - волч_т_.
У з_йц_ - з_йч_т_.
о - ё
С_р_ка жив_т в зел_ном лесу. В п_ле выс_кий урожай св_клы. Б_кс_р выступает в л_гком весе. П_л_т сам_л_та пр_х_дит нормальн_. Л_дка плыв_т по м_рю, а Сер_жа греб_т в_слами. Н_чью х_р_ш_ смотреть на зв_зды. Б_кс_р пл_х_ пр_в_л б_й.
Тема «Обозначение мягкости согласных II способом (употребление мягкого знака)».
Значительные затруднения у учащихся начальной школы вызывает эта тема. Дети заменяют мягкий знак гласными е, и, другими заменителями, пропускают мягкий знак. Эффективно проводить на ранних этапах для развития фонематического восприятия упражнения в виде условного диктанта: Ь, Ь, _ , _ , _ , Ь, _ Что это обозначает? Учитель диктует разные слова, содержащие и не содержащие в себе II способ обозначения мягкости согласных. (Рекомендуется утрировать первоначально в произношении твердость и мягкость согласных). Дети записывают не всё слово, а только информацию о нём: есть мягкий знак – Ь, нет мягкого знака - _. Запись приведенного диктанта расшифровывается так: пальто, школьник, ученик, учебник, парта, крыльцо, земля.
С применением наглядности проводится работа при образовании единственного числа имени существительного:
гуси – гусь
лоси – лось
оси – ось
караси – карась
щели – щель
педали – педаль
журавли – журавль
пни – пень
дни – день
кони – конь
брови – бровь
олени – олень
звери – зверь
двери – дверь
Закрепление умения употреблять мягкий знак в середине слова проводится в упражнении «Образуй от слов, отвечающих на вопрос «что это?», слова, отвечающие на вопросы «какой?, какая?, какое?, какие?»»
пыль – пыльный
даль – дальний
миндаль – миндальный
сталь – стальной
кисель – кисельные
боль – больной
мозоль – мозольный
музыка - музыкальный
Игровые моменты.
1. «Найди в слове новое слово». Например: патруль, шпулька, колосья, поленья, терпеть, олень.
2. «Найди слово, написанное с ошибкой»: палто, ковыль, фитил, толко, капелька, елник, школник, попалас, мультфилм.
! Все упражнения, проведенные по этой схеме, обеспечивают некоторый «запас прочности» у школьников, имеющих незначительные логопедические проблемы и трудности. Объективная языковая трудность заключена в усвоении буквенного обозначения йотированных гласных, мягкого знака, шипящих, обозначения границ предложения, употребления большой буквы. Это может привести к появлению эволюционной дисграфии. Оказать помощь детям, используя отдельные специфические приемы, – задача современной школы.
Цель – помочь учителю на уроках письма в работе с детьми, относящимися к «группе риска». С детьми, имеющими нарушения средней и тяжелой выраженности, коррекционную работу в полном объеме будет проводить логопед школы.
Учитель-логопед: Н.М.Ткачёва
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: | СОГЛАСОВАНО: |
Директор В.А.Ткачёв | Зам.директора по УВР Н.В.Охохонина |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ
для ребёнка с ОВЗ обучающегося на дому, обусловленным сложным дефектом, умственной отсталостью
6 классов
на 2020-2021 учебный год
Учитель-логопед:
Ткачёва Надежда Михайловна
Красноярский край Каратузский район с. Таяты
с.Таяты, 2020
Адаптированная рабочая программа Логопедической коррекции для учащегося с ОВЗ, обусловленным сложным дефектом, умственной отсталостью (легкая степень) на 2020 – 2021 учебный год.
Форма занятий: индивидуальное обучение (надомное), класс – 7.
Пояснительная записка:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно методических документов: Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г. Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». «Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому» Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы. Под ред. Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 2012.-2 кн.. Рекомендаций ПМПК. Учебного плана МБОУ Таятской ООШ на 2020-2021 учебный год.
После проведенного логопедического обследования у учащегося–были выявлены следующие недостатки:
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы. Дефектное произношение звуков, недостаточная сформированность дифференциации звуков. Затруднения в воспроизведении слов сложного слогового состава и их звуконаполняемости. Недостаточно сформированы фонематические процессы.
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешения по смыслу и по акустическому свойству). Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций. Вследствие этого у наблюдается: недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя; трудности овладения учебными понятиями, терминами; трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы; недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
Неустойчивое внимание. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Недостаточное развитие способности к переключению.
Несформированность словесно-логического мышления. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. Несформированность произвольности в общении и деятельности.
Цели программы: развивать устную и письменную речь; стремится повысить успеваемость по русскому языку и универсальные учебные навыки; сформировать речевую функцию в целом. Задачи программы: развитие слухового внимания, мышления, памяти, фонематического восприятия, эмоционально-волевой сферы; предупреждение и коррекция недостатков устной и письменной речи; предупреждение дисграфии (как фонематической, так оптической и других её форм); формирование практических умений и навыков пользования исправленной речью. Программа носит коррекционно-развивающий характер, учитывает индивидуальные особенности развития речевой деятельности Васильева Никиты
Рабочая программа построена с учетом реализации межпредметных связей. Развитие речи предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания.
Программа имеет смежные темы с разными предметами: письмом, чтением, развитием устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, изобразительным искусством. В процессе занятия используются различные виды деятельности: беседа, игра, игровые упражнения, рисование и др., которые способствуют расширению, повторению и закреплению полученных знаний. Навыки и умения, полученные на логопедических занятиях, активно используются на других уроках.
Занятия строятся на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и особенностей речевого дефекта. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, так как используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается по другим предметам.
Программа опирается на следующие специальные принципы: этиопатогенетический; системности учета структуры речевого нарушения; комплексности; дифференцированного подхода; поэтапности; учета личностных особенностей; использования обходного пути. Основными методами обучения являются беседы, дидактические игры, наблюдения, практические работы. Весь наглядный, дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и задачами занятия, с учетом уровня развития.
При этом создаются такие условия, которые дают возможность ребёнку работать в своем темпе, проявлять возможную самостоятельность при выполнении заданий, а логопеду определять и подбирать материал по объему, компоновать по степени сложности в зависимости от возможностей учащегося.
Программа составлена с учетом степени нарушения и основывается на следующих теоретических положениях: принцип «от простого к сложному»; поэтапное формирование умственных действий; опора на сохранные психические функции. Контрольно-измерительные материалы: Действует безотметочная система обучения. Чтобы оценить уровень развития и усвоения программы проводится диагностика в начале и в конце года. Для оценки динамики освоения образовательных задач, продвижения в развитии используются методы наблюдения, беседы. Логопедом заполняется речевая карта, индивидуальная карта развития. Контроль осуществляется в течение всего учебного года.
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: уточнение значений имеющихся у ребёнка слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования; уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения ребёнком словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи: развитие навыков построения связного высказывания; установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения.
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к языковым явлениям); способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля; познавательной активности; произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности — принятие учебной задачи; контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); применение знаний в новых ситуациях; оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика); умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией; умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы; употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях; обращение к учителю-логопеду за разъяснением; составление устных связных высказываний.
Программа рассчитана на 34 часов в год. Количество часов на изучение каждой темы корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития ФИО. Учитель-логопед вправе исключать некоторые темы логопедических занятий или добавлять количество часов для повторения, если это необходимо для учащегося. Занятия проводятся в индивидуальной форме на дому в течение 45 минут 1 раз в неделю
В результате логопедической работы к концу 6 класса учащийся должен научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемую в самостоятельной речи;
- понимать содержание прочитанного, владеть элементарными навыками пересказа ;
- - владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.п.;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- - владеть навыком плавного осознанного чтения;
- уметь писать под диктовку слова с безударными гласными, парными согласными; предложения, тексты; знать и приметь на практике изученные правила орфографии;
- владеть навыками диалогической речи.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методическая литература:
Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.
Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения 1997 М.,Просвещение
БачинаО.В.,Вилочева М.П. Школьный логопункт.2009 М.,ТЦ СФЕРА
Бекшиева З.И Коррекция письменной речи у школьников 2009 Ростов н/Д : Феникс
ВизельТ.Г.. Логопедические упражнения на каждый день 2006 Москва
Волина В.В. Занимательное азбуковедение 1991 М.: Просвещение
ВолковаЛ.С.,ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. Логопедия., кн. 1,2 1995 М., Просвещение
Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы 2010 М.,Просвещение
Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе 2007 М.,ТЦ Сфера
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте 1991 Москва Просвещение
Ефименкова Л.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов1970 М.,Просвещение
Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда 2009 М.,ТЦ Сфера
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах 1998 М.,Просвещение
Лалаева Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников. 2003 Дефектология №3 стр. 29 -34.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников 1997 М.,Просвещение
Уфимцева Л.П., Самодурова А.А., Ефимова О.Л. Современные подходы к организации логопедической работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида 2007 Красноярск
Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи 2007 СПб, Каро
Календарно-тематическое планирование (индивидуальное обучение), 7 класс
Основные направления работы
- Развитие фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- Уточнение морфологической структуры слова.
- Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение и дальнейшее обогащение словарного запаса за счёт накопления новых слов и развития умения пользоваться способами словообразования;
- развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
4. Формирование связной речи: развитие навыков построения связного высказывания; установление логики (связности, последовательности), чёткое и точное формулирование мысли.
5. Развитие зрительного гнозиса, мнезиса, оптико-пространственных представлений, коррекция почерка.
6. Развитие внимания с целью нахождения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок.
7. Развитие памяти при помощи ассоциативных рядов, опорных слов, графической зашифровки объекта запоминания.
8. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
№ п/п | Темы | Кол. час | Содержание занятий | Речевой и программный материал | Нормализация учебной деятельности | Дата | ||||
По плану | По факту | |||||||||
1 | Логопедическое обследование.
| 2 | Выявление нарушений устной и письменной речи. Индивидуальное логопедическое обследование | Состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, анализа и синтеза. Исследование импрессивной речи и лексикограмматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи | Исследование неречевых процессов Уточнение пространственновременных представлений Понятия: времена года, год, сутки, вчера, завтра, раньше, позже, прошлый, будущий, сначала, потом, реже, чаще… Отработка понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игра «Электронная муха» Формирование приемов учебной деятельности Формирование умения принять учебную задачу Развитие понятийного мышления, скорости мышления. Развитие внимания | 03.09 | ||||
10.09 | ||||||||||
2 | Речь и предложение. | 1 | Речь устная и письменная. Выделение предложений из речи и текста. Границы предложения на письме | Заглавная буква в начале предложения точка в конце. Различение предложений по интонации. | 17.09 | |||||
3 | Практические упражнения | 1 | в составлении и распространении предложений | Устный анализ предложения по количеству слов | 24.09 | |||||
4 | Составление предложений | 1 | из слов, данных в начальной форме. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении | Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения | 01.10 | |||||
Формирование звуковой стороны речи и фонематических процессов | ||||||||||
5 | Звуки и буквы. | 1 | Звуки речи по способу образования: гласные и согласные. Звукобуквенный анализ и синтез слов. | Дифференциация понятий «гласные - согласные». | 08.10 | |||||
6 | Свойство гласных образовывать слог. | 1 | Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Понятие «стечение согласных» | Сравнение слов по количеству слогов Типы слогов. Слоги и слова со стечением согласных. Правила переноса слов. | 15.10 | |||||
7 | Ударение. |
1 | Смыслоразличительная и формообразующая роль ударения. Определение ударного гласного в слове. Различение ударных и безударных гласных. | Обогащение словаря. Слова-омографы. Работа над слого- ритмическим оформлением слова. Схема слогоритмической структуры слова (хХхххХ) | 22.10 | |||||
Дифференциация гласных о – а в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Выделение безударных гласных в словах. Обогащение словаря. Подбор родственных слов Развитие зрительной дифференциации строчных букв «о – а» | Упражнения, направленные на увеличение объема внимания Упражнения, направленные на тренировку скорости распределения внимания Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного, слухового внимания Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Развитие линейной памяти (линейное распознание предметных картинок в сюжетной последовательности Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания Развитие линейной памяти на материале глагольных слов: играл – упал - заплакал Развитие слуховой памяти Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания Развитие зрительной памяти Развитие мелкой моторики пальцев рук Развитие зрительно-моторных координаций Узнавание букв по контурному изображению и деталям рисунка, перечеркнутые, наложенные друг на друга Нахождение букв в «Волшебном квадрате» Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям; в ориентировке на листе бумаги Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления Коррекционные упражнения, направленные на развитие абстрактного мышления Формирование приемов самоконтроля Понимание значения пространственных предлогов Развитие словеснологического мышления Развитие мыслительных процессов обобщения, умения выделять существенные признаки предметов и классифицировать их Развитие временнопространственных представлений Формирование причинноследственных связей | 29.10 | |||||||
8 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | Дифференциация твердых и мягких согласных, в изолированной позиции, в слогах, словах. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда | Уточнение и сравнение твердых и мягких согласных по артикуляции и звучанию | 12.11 | |||||
9 | Буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и | 1 | Буквы а-я, о-ё, у-ю, ы-и после твёрдых и мягких согласных в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развитие фонематических дифференцировок на материале твердых и мягких согласных | 19.11 | |||||
10 | Дифференциация знак Ь | 1 | показатель мягкости согласных и разделительного Ь | Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Перенос слов с разделительным Ь и сЬ | 26.11 | |||||
Дифференциация звуков, имеющих акустико -артикуляционное сходство | ||||||||||
11 | Парные звонкие и глухие согласные | 1 | Дифференциация звонких и глухих согласных звуков | Установление сходства и различия парных согласных звуков | 03.12 | |||||
12 | Дифференциация звуков [Б–П], [Д–Т], [Г–К–Х], [В–Ф], [З–С], [Ж–Ш] | 1 | в изолированной позиции, в слогах, словах, предложениях, текстах | Уточнение артикуляции и звучания согласных звуков в слогах, словах, предложениях. Работа со словами паронимами. Правописание «жи-ши» | 10.12 | |||||
13 | Дифференциация звуков [С–Ц] | 1 | в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Составление предложений по опорным словам | 17.12 | |||||
14 | Дифференциация звуков [Ч–Щ–Т’–Ц] | 1 | в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Выделение звуков в разных позициях. Пересказ текста по опорным глаголам | 24.12 | |||||
15 | Дифференциация букв [И-У] | 1 | в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Преодоление оптикоки-нестетических парафазий. Развитие зрительной дифференциации на материале строчных букв и-у. Соотнесение буквы со звуком и символом | 14.01 | |||||
16 | Дифференциация букв [Б-Д] | 1 | в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Совершенствование графических умений и навыков. Соотнесение буквы со звуком и символом. Работа с квазиомонимами | 21.01 | |||||
17 | Дифференциация букв [П-Т] | 1 | в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развитие зрительномоторных координаций. Установление связей между графемой и артикулемой. Работа с квазиомонимами | 28.01 | |||||
18 | Дифференциация букв [Л-М] | 1 | в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развитие оптических представлений и оптикопространственных отношений. Работа над правилами соединения букв | 04.02 | |||||
19 | Дифференциация букв [Ш-Щ] | 1 | в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развитие зрительномоторных координаций. Работа над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости Правописание «жи-ши» | 11.02 | |||||
20 | Дифференциация букв [Х-Ж] | 1 | в изолированной позиции, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах | Развитие зрительно-моторных координаций. Правописание «жи-ши» | 25.02 | |||||
Формирование лексико-грамматического строя речи | ||||||||||
21 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Однозначные и многозначные слова. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению | Выявление значения в контексте. Лексическая сочетаемость слов. Омонимы (слова «близнецы») | 04.03 | |||||
22 | «Слова-приятели» | 1 | Синонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета | 11.03 | ||||||
23 | «Слова-неприятели» | 1 | Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета | 18.03 | ||||||
Развитие навыков словоизменения | 08.04 | |||||||||
24 | Употребление существительных в различных формах | 1 | их зависимость от других слов в предложении | Выделение из текста названий предметов с помощью различных вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.) | ||||||
25 | Выделение слов, обозначающих действия предметов | 1 | изменение формы слова в зависимости от вопроса: что делает? что делал? что будет делать? | Образование приставочных глаголов. Чтение текстов с глаголами единственного и множественного числа разного времени и родов. Постановка вопросов к ним | 15.04 | |||||
26 | Согласование глагола с существительным | 1 | в числе и роде | Работа по словоизменению. Работа с антонимами, синонимами | 22.04 | |||||
27 | Соотнесение слов, обозначающих признаки предметов | 1 | со словами, обозначающими предметы Употребление слов, обозначающих признаки предметов, в предложении и в тексте. Постановка вопросов к ним | Развитие словаря признаков. Работа по словоизменению и согласованию. Чтение предложений, насыщенных прилагательными в сочетании с существительными. | 29.04 | |||||
28 | Согласование прилагательных с существительными | 1 | в роде, числе и падеже | Преодоление аграмматизма падежных окончаний прилагательных в устной речи | 06.05 | |||||
29 | Предлоги. | 1 | Уточнение конкретно – пространственного значения предлогов | Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Раздельное написание предлогов | 13.05 | |||||
Работа над предложением и связной речью | ||||||||||
30 | Предложение. | 1 | Восстановление деформированных предложений и текстов. Главные члены предложения подлежащее и сказуемое | Установление смысловых связей между предложениями в составе текста. Установление порядка слов и грамматических связей в предложении. Заглавная буква в начале предложения, точка в конце. Распространенные и нераспространенные предложения. Упражнение в постановке вопросов | 20.05 | |||||
31
| Составление предложений из слов | 1 | данных в начальной форме Составление рассказа по опорным словам | Установление грамматических связей между словами в предложении | 27.05 | |||||
32 | Итоги коррекционной работы за год. | 2 | Проведение итоговых проверочных работ. Количественный и качественный анализ ошибок. Оценка результативности работы. | 31.05 |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Пояснительная записка.
Здоровьеберегающие технологии позволяют решить вопросы укрепления и сохранения здоровья ребёнка в процессе обучения, и включает в себя направлении: профилактика, коррекция и реабилитация (Холмогорова Н.В.).
Здоровьесберегающие технологии учитывают состояние здоровья каждого ребёнка и позволяют выстроить систему обучения детей индивидуализировано. Организовать учебный процесс следует таким браом, чтобы усвоение лечебного материала позволяло ребёнку обучаться без вреда для здоровья. Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых нарушений, но и личности детей в целом. Среди учащихся с нарушениями речи высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данной категорией детей, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрительных нарушений, логоритмику.
Общая характеристика учащихся, зачисленных на логопедические занятия.
На логопедические занятия зачисляются учащиеся 1-4 классов, испытывающие стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие несформированности как звуковой стороны речи - произношение, фонематические процессы, - так и лексико-грамматической стороны речи, а также психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Такие учащиеся часто имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации звуков, испытывают значительные затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие звуки) и артикуляционного (например: свистящие-шипящие звуки) сходства и различия. Это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
Как отмечается при логопедическом обследовании, у детей с нарушениями речи, как правило, неправильная постановка дыхания (преимущественно ключичный тип дыхания) и неверная голосоподача.
Недостаточность развития общей и мелкой моторики.
Наряду с нарушениями дыхания и произношения звуков, у данной категории учащихся имеется недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка. Как следствие их особенностей в речевом развитии, часто имеет место заниженная самооценка, негативный эмоциональный фон и отрицательное отношение к учебной деятельности. Такие дети подвержены простудным заболеваниям и различным нарушениям со стороны опорно-двигательной системы, имеют различные хронические заболевания.
Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Слабое развитие словесно-логического мышления
5. Недостаточная способность к запоминанию.
6. Недостаточный уровень развития самоконтроля.
7. Недостаточность познавательного процесса.
Цель применения здоровьесберегащих технологий в коррекционной работе: создание здоровой среды для обучения, формирование положительного эмоционального настроя учащихся в процессе обучения, повышения уровня успеваемости.
Следует отметить, что здоровьесберегающие технологии применяются учителем-логопедом на каждом занятии. Оздоровительно-коррекционная работа на логопедических занятиях проводится только в игровой форме.
Основные направления работы:
Наименование технологии | Цель использования | Частота применения |
Дыхательная гимнастика | Установить правильное дыхание и как подготовка к правильному звукопроизношению. Профилактика ОРЗ. | на каждом занятии |
Артикуляционная гимнастика | Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений. | на каждом индивидуальном занятии, на групповых занятиях по автоматизации поставленных звуков, по звуко-буквенному анализу |
Физкультминутки | Снятие мышечного и эмоционального напряжения. | на каждом занятии |
Самомассаж | Снятие мышечного напряжения, стимуляция речевых зон. | на занятиях по звукопостановке и автоматизации поставленных звуков |
Пальчиковые игры | Стимуляция развития речи и повышение работоспособности коры головного мозга. | на каждом занятии |
Ритмическая гимнастика | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, стимуляция речевой деятельности. | на занятиях по развитию фонематического восприятия и слогового анализа и синтеза |
Кинезиологические упражнения (развивающие межполушарное взаимодействие) | Стимуляция мыслительных процессов, снятие стресса. | на каждом занятии |
Создание положительной эмоциональной атмосферы. | Создание положительного настроя на учебную деятельность, снятие эмоционального напряжения. | на каждом занятии |
Повышение самооценки учащихся с трудностями в обучении | Снятие эмоционального напряжения. | на каждом занятии |
Релаксация | Снятие эмоционального возбуждения у учащихся, их успокоения после учебного дня. | на каждом занятии |
Гимнастика для глаз | Снятие мышечного напряжения глазных мышц. | периодически, при значительных зрительных нагрузках |
Игры
| Объяснение в доступной форме учебного материала (помоги, подскажи, исправь, найди, выведи из лабиринта, наведи порядок | на каждом занятии |
Пособия, схемы, пиктограммы | Зрительные и наглядные опоры для усвоения учебной терминологии | на каждом занятии |
ИКТ | Облегчение усвоения учебного материала с помощью обучающих компьютерных игр | На групповых занятиях |
Аудиоаппаратура
| Аудирование. Отработка правильного произношения на материале сказок, стихов, рассказов | На групповых занятиях |
TV, DVD | Просмотры отрывков из детских фильмов и мультфильмов с целью демонстрации модели правильного речевого поведения и правильной речи | На групповых занятиях |
Изобразительное искусство | Развитие творческих способностей, развитие мелкой моторики и психологическая диагностика | На групповых занятиях |
Сказкотерапия | Способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. | На групповых занятиях |
Песочная терапия | Помогает справиться с различными нарушениями поведения, наладить взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми, избавиться от психосоматических заболеваний, повышенной тревожности, страха, неврозов, пережить трудности, которые связаны с различными семейными и социальными ситуациями. Она полезна детям с гиперактивным типом развития нервной системы, с нарушениями в развитии мелкой моторики. | На групповых и индивидуальных занятиях |
Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ способствует:
- повышению работоспособности, выносливости детей;
- развитию психических процессов;
- формированию, развитию двигательных умений и навыков;
- развитию общей и мелкой моторики;
- и в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Ожидаемый результат от применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:
· Положительный эмоциональный настрой ребенка на учебу
· Выработка правильной осанки
· Снятие мышечного и психического напряжения.
· Установка правильного дыхания и голосоподачи
· Развитие произвольного внимания, памяти, мышления
· Развитие межполушарного взаимодействия
· Повышение уровня успеваемости
· Формирование трудолюбия, упорства в достижении хороших результатов.
Литература:
1. Каралашвили, Е.А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2. Коноваленко, СВ. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 - 14 лет. - М: Гном-Пресс, Новая школа, 1998.
3. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб.: Корона, 2004.
4. Узорова, О.В., Нефедова, Е.А. Физкультурные минутки. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак», 2004.
5. Пожиленко Е.И. «Психологическая гимнастика»,С-П,Каро,2007
6. Горохова И. «Формирование правильного произношения детей 5-7 лет»,С-П,Каро,2011
7. Федорович Л.Ф. «Оптимизация логопедической работы с младшими школьниками в массовой школе», научно-методический журнал «Школьный логопед»,№ 1,2012
- Голубева Л. В. «Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт». – Волгоград: Учитель, 2011.
- Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления». – М.: Линка- пресс, 2000.
- Сократов Н. В. «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей». – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Интернет-ресурсы:
Инклюзивное образование, http://www.deti.rian.ru/grani
Предварительный просмотр:
Что такое речевая готовность ребёнка к школе?
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.
Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
Фамилия, имя, отчество ребенка _________________________________________________________
Число, месяц, год рождения ребенка ______________________________________________________
Имя, отчество матери ___________________________________________________________________
Имя, отчество отца _____________________________________________________________________
История развития ребенка
- Какая беременность по счету? ____________________________________
- Какие по счету роды? ___________________________________________
- Течение беременности (ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, хронические или инфекционные заболевания, гипо- или гипертония, без патологии и др.) _________________________________________________________________________________________
- Возраст матери к моменту родов _________________________________
- Течение родов (быстрые, затяжные, преждевременные, обезвоженные, родовая травма, асфиксия плода, стимуляция, резус-конфликт, вес при рождении и др.) _________________________________________________________________________________________
- Раннее физическое развитие (вовремя ли начал держать голову, сидеть, ходить, отставание в физическом развитии, без патологии) _________________________________________________________________________________________
- Заболевания ребенка (травмы, ушибы головного мозга, частые ОРЗ, хронические заболевания) _________________________________________________________________________________________
- Раннее речевое развитие (когда появилось гуление, лепет, первые слова, понятная фраза) _________________________________________________________________________________________
- Было ли прерывание речевого развития (в каком возрасте, причины, длительность) _________________________________________________________________________________________
- Есть ли нарушения речи у членов семьи (какие?) _________________________________________ _________________________________________________________________________________________
- Обращались ли к специалистам (диагноз) _______________________________________________ _________________________________________________________________________________________
Чем Вы можете помочь логопеду? ( печатать, изготовить ксерокопии, рисовать и др. ) _________________________________________________________________________________________
Благодарю за оказанную помощь.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»
УТВЕРЖДАЮ: | СОГЛАСОВАНО: |
Директор МБОУ Таятская ООШ ________________ /В.А.Ткачёв/ | Зам.директора по УВР ___________ /Н.В.Охохонина/ |
«____» _______________ 2020 г. | «____» _______________ 2020 г. |
Годовой план работы
учителя-логопеда
Ткачёвой Надежды Михайловны
на 2020-2021 учебный год
с.Таяты, 2020
Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда МБОУ Таятской ООШ
Каратузского района Красноярского края
Ткачёвой Надежды Михайловны
на 2020-2021 учебный год
- ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
№ | Направления, виды работы | Сроки выполнения |
1 | Подготовка кабинета к новому учебному году. | август |
2 | Подготовка раздаточного материала для коррекции дисграфии. | В течение года |
3 | Подготовка наглядности для логопедических занятий по коррекции звукопроизношения. | В течение года |
4 | Оформление общешкольного логопедического уголка и обновление материала для обучающихся школы. | Один раз в четверть |
- ДИАГНОСТИКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ | Направления, виды работы | Сроки выполнения |
1 | Отбор материала для обследования устной и письменной речи учащихся. | август |
2 | Изучение документации детей, вновь принятых на логопедические занятия. | 1-15 сентября |
3 | Зачисление обучающихся, нуждающихся в логопедической помощи (Приказ по школе о зачислении детей на логопедические занятия). | 1-15 сентября |
4 | Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией школы. | 15-30 сентября |
5 | Обследование устной и письменной речи учащихся 5-9 классов. | 1-15 сентября |
6 | Обследование устной и письменной речи учащихся 5-9 классов. | декабрь |
7 | Обследование устной и письменной речи учащихся 5-9 классов. | май |
8 | Оформление документации учителя-логопеда. | Сентябрь, май |
9 | Продолжение работы по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде. | В течение года |
10 | Анализ коррекционной работы (статистический и аналитический отчёт). | Декабрь, май |
- КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ | Направления, виды работы | Сроки выполнения |
1 | Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени. | 16 сентября - 31 мая |
2 | Коррекционно-развивающая работа по устранению нарушений речи:
| 16 сентября - 31 мая |
- КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ | Направления, виды работы | Сроки выполнения |
1 | Групповое консультирование родителей обучающихся 5-9 классов, имеющих нарушения речи, зачисленных к логопеду. Темы групповых консультаций: 1. «Речевая готовность ребенка к овладению чтению и письмом». 2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи». | Сентябрь |
2 | Индивидуальное консультирование родителей учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Посещение родителями индивидуальных занятий. | В течение года |
3 | Групповое и индивидуальное консультирование родителей будущих первоклассников. | Февраль Май |
4 | Индивидуальное консультирование родителей учащихся с трудностями в обучении, направляемых на ПМПК. | В течение года |
5 | Индивидуальное консультирование учителей 5-9 классов по результатам логопедического обследования учащихся. | Сентябрь |
- ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ | Направления, виды работы | Сроки выполнения |
1 | Выступление на родительских собраниях в 5-9 классах по вопросам обучения и воспитания учащихся с речевыми нарушениями. | В течение года |
2 | Выступление на родительском собрании в ШБП: «Что должен знать и уметь ребёнок к 5-9 классу?» «Работа логопеда в школе». «Дети с нарушениями речи» | Февраль |
3 | Консультация для родителей «Развитие речи обучающихся 5-9 классов». | Октябрь |
4 | Размещение статей, рекомендаций, советов для родителей на школьном сайт | В течение года |
- ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ | Направления, виды работы | Сроки выполнения |
1 | Логопедическое обследование школьников, выявление особенностей речевого развития, формулирование логопедического заключения, разработка рекомендаций, сопровождение школьников с трудностями в обучении. | В течение года |
2 | Вывод учащихся с проблемами в усвоении программного материала на ПМПК с целью определения образовательного маршрута. | В течение года |
- НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
№ | Направления, виды работы | Сроки выполнения |
1 | Участие в районных МО и семинарах учителей-логопедов. | В течение года |
2 | Работа с методической литературой. | В течение года |
3 | Работа по изготовлению дидактического и наглядного материала. | В течение года |
4 | Сотрудничество с учителями-логопедами образовательных учреждений района. | В течение года |
5 | Тематические консультации для учителей 5-9 классов на ШМО. | В течение года |
6 | Выпуск методических рекомендаций для учителей. | В течение года |
7 | Планирование методической работы на год. | август |
8 | Составление перспективных планов работы с учащихся. | 1-30 сентября |
9 | Заполнение речевых карт. | 1 раз в четверть |
10 | Заполнение журнала учета посещаемости. | ежедневно |
11 | Составление конспектов занятий. | ежедневно |
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОСНАЩЁННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
№ | Направления, виды работы | Сроки выполнения |
1 | Изготовление и приобретение методических пособий. | Систематически |
2 | Приобретение методической литературы. | Систематически |
План работы учителя-логопеда
Ткачёвой Надежды Михайловны
с родителями
МБОУ Таятской ООШ
Каратузского района Красноярского края
на 2020-2021 учебный год
№ | Тема | Цель | Форма работы | Месяц |
1 | «Я и мой ребенок». | Собрать анамнестические данных о ходе развития ребенка. Проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье. Изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту. | Анкетирование родителей | Сентябрь |
2 | «Письменная речь – основа успешного обучения» | Познакомить родителей с основными направлениями, методами и формами коррекционного воздействия. Познакомить родителей с механизмами становления полноценной письменной речи. Продемонстрировать связь между развитием устной и письменной речи школьников. | Родительское собрание | Сентябрь |
3 | «Результаты диагностики» | Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся Наметить пути преодоления речевого дефекта. Рассказать о требованиях, предъявляемых к учащимся, посещающим логопедические занятия. | Индивидуальные консультации | Сентябрь |
4 | «Речевое развитие ребенка» | Познакомить родителей с основными понятиями коррекционной работы, специальной терминологией. Познакомить родителей с нормами речевого развития детей. Познакомить родителей с основными направлениями логопедической работы. | Публикации на школьном и личном сайте | Сентябрь |
5 | «Новые формы логопедической работы» | Познакомить родителей с новыми формами работы. Продемонстрировать методику работы с компьютерной программой «Логопедия». | Индивидуальные консультации | Октябрь |
6 | «Промежуточные результаты коррекционной работы» | Познакомить родителей с динамикой речевого развития учащихся. | Индивидуальные консультации | Ноябрь |
7 | «Методы и формы работы дома» | Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими преодолению речевого дефекта у учащихся. | Индивидуальные консультации | Октябрь |
8 | «Методические материалы для дополнительной работы дома» | Уточнить знание родителей по методической работе над речевой патологией ребенка. Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующими преодолению речевого дефекта у учащихся. | Публикации на сайте | Ноябрь |
9 | «Работа с ребенком на летних каникулах» | Познакомить родителей с методами работы на летних каникулах. Призвать родителей заниматься с ребенком летом. | Индивидуальные консультации | Май |
10 | «Итоги года» «Работа летом» | Донести до родителей необходимость занятий по закреплению имеющихся знаний и умений детей на летних каникулах. Продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми на летних каникулах. Осветить результаты работы за год. Обсудить списки детей, продолжающих работу у логопеда, а так же список выпускников. | Родительское собрание | Май |
11 | «Нормы речевого развития детей седьмого года жизни» «Профилактика нарушений письменной речи» | Познакомить родителей с нормами речевого развития детей семи лет. Продемонстрировать презентацию, в которой освещается методика профилактика нарушений речи. Выявить детей, имеющих речевую патологию. Ответить на имеющиеся у родителей вопросы. | Собрание для родителей будущих первоклассников | Май |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.
Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт. Ворота открываются - рот широко открывается.
Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.
Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки и язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.
Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.
Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы - «крылья». Помахать ими, «крылья» вверх- язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.
Кошечка. Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.
Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы округлить – в и. п. то же на другой руке.
Человечек. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног, одновременно двигая челюстями вправо, влево.
Пчела. Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком в закрытом рту делать круговые движения.
Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык поднимается вверх-вниз.
Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.
Футбол. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно в щёки.
Улыбка. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт один-пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счёт два – ладонь сворачивается в кулак.
Горка. Согнутая ладонь опущена, язык упирается в нижние зубы.
Дудочка. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.
Предварительный просмотр:
Роль книги в развитии ребёнка.
Как хочется, чтобы дети читали! Чтобы компьютеры и телевизоры не заслонили от них и потрепанные переплеты любимых книжек еще из нашего детства, и новые, еще пахнущие свежей типографской краской…
Чтобы ребенок мог анализировать, думать, а порой и плакать над книгой…
Как же воспитать настоящего читателя?
Несмотря на то что, значение книги в жизни человека огромно, педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать с каждым годом читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Ни для кого, ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, необходимо помочь детям полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие.
5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей:
- Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
- Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
- Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.
- Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
- Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут
Никогда не заменяйте чтение компьютером или телевизором.
10 «почему» детям необходимо читать книжки:
- Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
- Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира.
- Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
- Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
- Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор.
- Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует. Книги помогают ребенку познать самого себя.
- Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
- Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
- Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей. Книги придают силы и вдохновение.
- Чтение – самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
21 совет от знаменитого специалиста Уллы Кислинг по обустройству детской комнаты для занятий сенсорной интеграцией.
Многие слышали, что сенсорная интеграция полезна для деток с аутизмом. Известно, что такие детки страдают от нарушений в сенсорной сфере (гиперчувствительность или недостаточная чувствительность к звукам, запахам, вкусам, тактильным ощущениям). Также многие аутичные дети неуклюжи и имеют нарушения в координации движений и балансе. А ведь адекватное состояние и поведение ребенка во многом зависят от того, насколько упорядочены его ощущения, насколько адекватно он реагирует на определённые внешние стимулы и раздражители.
Другими словами, если ребенок постоянно падает на ровном месте, не одергивает руку от горячей сковородки, если любая одежда вызывает у него жжение по всему телу, если у него постоянно стоит шум в ушах или у него двоится в глазах, - то все это и многое другое мешает его нормальной жизнедеятельности и очень сильно влияет на его самочувствие и поведение. Любой нормальный человек, помещенный даже на непродолжительное время в мир таких искаженных сенсорных ощущений, будет демонстрировать неадекватное поведение.
Так что же такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств человека. Взаимодействие это очень сложное, и начинается оно задолго до рождения ребенка, уже в конце 3-й недели беременности!
Налаживанием правильного взаимодействия работы органов чувств занимаются специалисты по сенсорной интеграции. Многие родители возят детей на занятия по сенсорной интеграции в специализированные центры. Замечательно, если есть такая возможность! Но часто это достаточно дорого и очень далеко от дома. В некоторых городах таких центров вообще нет. Даже в больших городах специалистов не хватает и запись к ним расписана на несколько недель вперед. А занятия нужны ежедневно, они нужны уже сейчас и на много лет вперед. Что делать в такой ситуации?
Так что заниматься дома просто необходимо! И это мнение специалиста! Для этого нужно оборудовать комнату и приступать к занятиям.
Что же можно сделать дома для развития сенсорной интеграции ребенка, если недоступны занятия со специалистом в специализированном центре?
По Вашим наблюдениям за ребенком можно определить, в каких сферах у него повышенная чувствительность, а в каких – пониженная. Например, если ребенок закрывает уши руками при громких звуках, – это гиперчувствительность к звукам. Если ребенок не чувствует боли при падениях – это недостаточная тактильная чувствительность. Понаблюдайте за своим малышом и запишите Ваши наблюдения.
Выделяют 6 органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание), вестибулярный аппарат (поддержание равновесия). Для налаживания работы этих сенсорных путей и их взаимосвязи необходимо предоставить ребенку большой и разнообразный опыт ощущений.
Помните, во всех занятиях нужно обязательно наблюдать за состоянием и реакцией ребенка. Если у ребенка повышенная чувствительность каких-то органов чувств, то стимуляции нужно проводить очень плавно, осторожно, постепенно. Таким образом мы как бы приучаем ребенка к ранее неприятным для него ощущениям и учим его правильно реагировать на них. А если у ребенка пониженная чувствительность – то, наоборот, предоставляем ему максимум возможностей для различных сенсорных стимуляций.
Какие сенсорные стимуляции можно делать:
1. Развиваем вестибулярный аппарат и проприоцепцию (мышечное чувство) дома и на улице в повседневной жизни: качели, вращающееся кресло дома, шведская стенка, различные кувырки и другие гимнастические упражнения, горки и другие приспособления дома и на детской площадке, катание на велосипеде, самокате, коньки, лыжи, ролики, плавание, карусели, бассейн с шариками, мягкое кресло-мешок, надувной матрас и другое.
Можно приобрести специальные приспособления, которые не занимают много места дома: бревно, качающаяся балансировочная доска, качели-дуга, гамак, батут, тоннель-труба и другие приспособления (утяжеленное одеяло, пендолин, яйцо-мешок, канат и многое другое).
Интересно, что вестибулярная система начинает формироваться у ребенка уже на 21-й день после зачатия! Все остальные органы чувств формируются значительно позже. Поэтому развитию вестибулярной системы ребенка нужно уделять особое внимание. Вестибулярная система накапливает опыт движения. В этом и состоит суть ее развития и созревания.
2. Развиваем слух ребенка. Воспроизводим различные звуки, которые ребенок может слышать. Знакомим ребенка с этими звуками. Например, звуки разных музыкальных инструментов, животных и птиц, звуки моря, леса, ветра, звуки различных машин и бытовой техники. Аудиозаписи всех этих звуков можно скачать в Интернете или демонстрировать их вживую.
Если у ребенка гиперчувствительность к звукам, то ему очень тяжело, так как он постоянно слышит множество звуков и никогда не может побыть в тишине. В этом случае несколько раз в день на 20-30 минут можно использовать беруши, чтобы уши ребенка отдохнули (лучше использовать силиконовые мягкие, которые легко принимают форму уха).
Внимание! Внутрь слухового прохода беруши засовывать нельзя, только в область наружного уха.
3. Развиваем тактильные ощущения: игры с сыпучими материалами (фасоль, крупы и др.), игры с различными природными материалами, игры с водой, игры с песком, занятия с кинетическим песком, тестом, пластилином, пальчиковые краски, тактильная и массажная дорожка для ног, тактильное лото, мячики из различных материалов и с различной поверхностью (заполненные крупами, с шипами, пластмассовые, резиновые и т.д.), образцы разных тканей (можно взять в ателье, найти дома или попросить у подруг), тактильные стимуляции с использованием парных предметов с противоположными свойствами (холодный – горячий, мягкий – твердый, нежный – грубый, сухой – мокрый и т.д.). Количество пар ограничивается только Вашей фантазией. Можно пробовать и непарные ощущения: например, липкий, деревянный, пластмассовый, резиновый, металлический…
4. Развиваем зрение: рассматриваем книжки, карточки, картинки, учимся читать, используем разноцветные лампы, свечи, подсветку. С яркими мигающими подсветками нужно быть осторожнее, если у ребенка есть эпиактивность. Если ребенок еще совсем маленький или есть проблемы с остротой зрения (по причине органических повреждений мозга), то можно использовать черно-белые карточки Домана для стимуляции зрительного нерва и проводить другие зрительные стимуляции по этой методике.
5. Развиваем вкус: пробуем давать ребенку еду с разными вкусами (горький, сладкий, соленый, кислый) и разной консистенции (твердую пищу, пюре, шипучки, тянучки и другое). Можно использовать лото вкусов – специальная игра, которая обучает ребенка новым вкусовым ощущениям. Если ребенок не хочет пробовать новую еду, можно использовать метод систематической десенсибилизации. То есть, мы постепенно уменьшаем неприятные ощущения ребенка, связанные с новой едой. Сначала мы НЕ просим ребенка съесть что-то. Мы даем ребенку посмотреть на новую еду, затем потрогать. Активно хвалим ребенка, если он это делает. Затем можно взять в рот маленький кусочек, потом пожевать. Действовать нужно очень постепенно и терпеливо. У некоторых детей ввод нового продукта может занимать несколько недель. Не отчаивайтесь, будьте последовательны и терпеливы.
6. Развиваем обоняние: учим ребенка распознавать различные запахи.
Например, делаем мешочки, наполненные различными материалами с ярко выраженными запахами (например, с кофе, какао, ванилином, хвоей, лепестками розы, апельсиновыми корками и др.), Очень удобно использовать игру «Лото запахов». Там баночки с 30 разными запахами и еще есть дополнительные наборы ароматов. Также можно использовать аромалампы с различными эфирными маслами. При этом нужно учитывать, что некоторые эфирные масла бодрят (например, апельсин, лимон, бергамот), а некоторые, наоборот, успокаивают (масло ромашки, лаванды).
Предварительный просмотр:
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.