1.1. Содержание и этапы реализации опыта
I этап - Подготовительный
- Изучение методической литературы, опыта коллег; курсовая подготовка: курсы повышение квалификации; участие в педагогических мастерских, онлайн конференциях, вебинарах.
- Разработка системы работы, подбор и систематизация форм ИКТ-технологий, разработка авторских электронно-образовательных ресурсов экономического содержания, перспективного планирования, диагностический инструментарий для индивидуализации образования.
II этап - Основной
Построение системы работы по формированию элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, способствующей повышению мотивации детей и индивидуализации образования.
III этап - Заключительный
Анализ эффективности и результативности опыта, его распространение в ДОУ, на муниципальном, краевом и всероссийском уровнях.
Основной этап
Построение предметно-пространственной среды
Цель: создание условий, способствующих ознакомлению, закреплению, углублению и систематизации полученных экономических представлений в познавательной, игровой, трудовой и самостоятельной деятельности; индивидуализация образования, повышение мотивации и познавательной активности
Построение системы работы
Система работы |
Диагностический раздел Цель - определение имеющихся знаний и представлений воспитанников об элементарных экономических понятиях и построение индивидуальной траектории развития. |
Формирующий раздел Цель – формирование у детей элементарных экономических представлений и навыков социально-экономического поведения. Блок «Труд – продукт (товар)» Блок «Деньги, цена» Блок «Полезные навыки и привычки в быту - тоже экономика» Блок «Экономика – это здорово» (проектная деятельность) |
Итоговый раздел Цель – определение динамики уровня развития у детей элементарных экономических представлений и достижения целевых ориентиров опыта. |
Сотрудничество и партнерские отношения с родителями
Цель: осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам экономического воспитания дошкольников, реализовывать единый подход к воспитанию, согласовывать действия по преодолению трудностей
Задачи формируещего раздела
Блок «Труд-продукт (товар)» | Блок «Деньги, цена» | Блок «Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика» | Блок «Экономика – это здорово» |
Старшая группа | |||
- знакомить детей с понятием «экономика»; - подвести к пониманию многообразия профессий; - формировать представления о содержании деятельности некоторых новых и известных профессий (профессий характерных для Камчатского края – вулканолог, орнитолог, ихтиолог); - учить понимать и ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; | - давать представление о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран); - формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости и части культуры каждой страны; - знакомить с разнообразием товаров, дать понятия о том, что каждый товар имеет свою цену, учить объяснять от чего зависит цена товара; | - учить бережно обращаться со своими вещами и вещами, принадлежащим другим; - учить рационально и экономно использовать материал для игр и занятий; - формировать представление о таких качествах человека-хозяина как: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие; | - активизировать желания искать пути разрешения проблемных ситуаций; - формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности; - развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; |
Подготовительная группа | |||
- знакомить детей с такими экономическими терминами как «зарплата», «премия»; - знакомить с различными местами и учреждениями торговли (магазин, супермаркет, торговый центр и т.д.); - учить осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»; | - знакомить с понятием «семейный бюджет», формировать представление том, что деньги можно зарабатывать, копить, расходовать - формировать элементарные представление о таких экономических понятиях как «доходы», «расходы», «потребности»; - знакомить с понятием «реклама», с назначением рекламы; | - развивать умение соизмерять собственные потребности с материальными возможностями; - формировать способы разумного поведения, умение вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности; - воспитывать навыки и привычки в быту, способствующие экономии бюджета; | - формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; - формировать умение применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи; - развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности. |