Проект "Здоровье начинается с улыбки"

Голышева Татьяна Александровна

                                                                               

 

ПРОЕКТ В ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ЗДОРОВЬЕ НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»

Тип проекта: оздоровительный

Вид проекта: краткосрочный

Участники проекта: дети ясельной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Цель: укрепление и сохранение физического и эмоционального здоровья детей раннего возраста в период адаптации, путем привлечения родителей воспитанников к физкультурно-оздоровительной.

Задачи проекта:

  • укрепление здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
  • формирование представлений о здоровом образе жизни;
  • повышение педагогической компетенции родителей по вопросу укрепление и сохранение здоровья ребенка;
  • привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;

Актуальность: поступление ребенка в детский сад всегда сопровождается адаптацией к новым для него условиям. В методической литературе описаны разнообразные способы адаптации детей 2-3 лет, но, к сожалению, не достаточно глубоко представлены средства физического воспитания. Система физкультурно-оздоровительной работы в период адаптации способствует укреплению  психологическое и физическое здоровья малыша; которые,  помогут сделать период адаптации менее болезненным, и понизить уровень заболеваемости детей раннего возраста.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса детей раннего возраста к двигательной активности;
  • сокращение периода адаптации детей к условиям детского сада;
  • снижение уровня заболеваемости детей;
  • желания заниматься утренней гимнастикой, выполнять культурно-гигиенические навыки.

Продукт проектной деятельности:

  • оформление в группе уголка здоровья;
  • создание картотек различных гимнастик для детей 2-3 лет (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутки), подвижные игры;

Реализация проекта:

I этап – подготовительный

Цель: определения уровня физического воспитания в семье  с помощью анкетирования; подбор художественной литературы по данной теме.

Задачи:

  • ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
  • привлечение родителей к педагогическому сотрудничеству.

Работа с родителями:

  • анкетирование родителей (Приложение № 1»);
  • консультация «Помогите ребенку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду»;
  • папка-передвижка «Режим дня – это важно»;
  • памятка для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет», «Правила мытья рук», «Массаж – а вот и я!»

II этап – Практический

Работа с родителями:

  • оформление уголка здоровья;
  • проведение совместного оздоровительного досуга «По тропинке в лес пойдем – и здоровье там найдем!» (Приложение № 2).

Работа с детьми:

  • оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты): утренняя гимнастика (комплекс с использованием с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения «В гостях у солнышка» стр.20 (Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с детьми 2-3 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128с.); дыхательная гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры (Приложение № 3); закаливающие мероприятия (ежедневно): гигиенические процедуры, хождение босиком по массажным дорожкам, самомассаж рук и стоп;
  • дидактические игры, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу Машу на прогулку», «Умывалочка», «Купание куклы Маши» и др.;
  • беседы, сопровождающиеся показом сюжетных картинок «Да здравствует мыло душистое!», «Что такое хорошо и что такое плохо» и др. (Приложение № 4);
  • чтение потешек «Водичка, водичка, умой мое личико…» и др.;
  • подвижные игры для детей 2-3 лет.

III этап - Заключительный

Итог работы:

  • показ презентации о проделанной работе;
  • обогащение уголка физического развития.

 

Приложение №1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Уважаемые, родители! Приглашаем Вас принять участие в опросе, позволяющем изучить культуру здоровья Вашей семьи  и получить информацию об индивидуальных особенностях Вашего ребенка. Активное участие и Ваша искренность позволят эффективнее осуществлять работу по физическому воспитанию детей. Ваша задача – подчеркнуть нужный ответ или написать свой вариант ответа.

  1. Фамилия, имя ребенка _______________________________________
  2. Есть ли у вашего ребенка хронические заболевания?

Да                         Нет 

  1. Сколько раз в год ребенок болеет простудными заболеваниями? (не болеет, болеет 1-2 раза в год, 3-4 раз в год, более 4 раз)____________
  2. Какие вопросы по физическому воспитанию, укреплению здоровья ребенка Вас наиболее интересуют? ____________________________

__________________________________________________________

  1. Какова общая продолжительность (время) пребывания ребенка на открытом воздухе? _________________________________________   
  2. Какое закаливание проводилось ребенку с рождения до поступления в детский сад?

Не проводилось никакого            

Проводилось (подчеркните): сон на воздухе, гимнастика и массаж, влажное обтирание, обливание.

Другое ____________________________________________________

  1. Какие специальные закаливающие процедуры для ребенка ВЫ организуете дома в настоящее время? (ответ подчеркните)

Хождение босиком по полу, обливание стоп, полоскание горла, купание в бассейне, посещение бани, не организовываем ничего.

Другое __________________________________________________

  1. Придерживаетесь ли Вы здорового рациона питания?

    Да          Нет          Да, стараемся придерживаться  

  1.  Соблюдаете ли Вы режим дня (сон, питание, прогулка)

         Соблюдаем              Стараемся соблюдать              Не соблюдаем

  1. Что по-Вашему, входит в понятие активного отдыха? ______________

___________________________________________________________

  1. Участвует ли Ваша семья в организованных играх, спортивных соревнованиях, эстафетах?

Не участвуем

Являемся только зрителями

Участвуем всей семьей

  1.  Считаете ли Вы свою семью ведущей здоровый образ жизни?

Да

Нет

Не могу ответить на этот вопрос

  1.  Что Вы считаете наиболее важным в плане развития Вашего ребенка?

Интеллектуальное развитие

Физическое развитие

Нравственное развитие

Психологическое развитие

Эстетическое развитие

Другое ___________________________________________________

 

Спасибо за сотрудничество!

 

 

 

Приложение № 2

Конспект совместного досуга с родителями и детьми ясельной группы                                         «По дорожке в лес пойдем –  и здоровье там найдем!»

Цель: привлечение родителей к совместной игровой деятельности с детьми, способствующей формированию здорового образа жизни.

Задачи:

  • способствование эмоциональному сближению родителей и детей, в период адаптации детей к условиям детского сада;
  • развитие заинтересованности родителей к совместным оздоровительным мероприятиям;
  • развитие интереса и потребности родителей и детей к здоровому образу жизни;
  • развитие и формирование физических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Ход мероприятия:

В физкультурный зал под веселую музыку входят родители вместе со своими детьми.

Воспитатель: Здравствуйте, мамы! Здравствуйте, малыши! Сегодня нас ждет увлекательное приключение в волшебном лесу. «Кто в наш лес войдет – тот здоровье обретет!» Предлагаю вам, не терять времени и скорее отправиться на прогулку!

В лесу волшебном – живут мои друзья, и сними подружиться – Вам предлагаю я! (родители берут своего малыша за руку и под веселую музыку заходят в лес.

Упражнение «По лесной дорожке»

Выглянуло солнышко  и зовет нас в путь!                                                         Выглянуло солнышко, светит высоко –                                                                            По тропинке с солнышком нам шагать легко! (ходьба парами по залу)                        По тропинке с солнышком – нам бежать легко! (легкий бег по залу)                       Мы бежали, мы бежали – вдруг мы тучку увидали!                                                Мы бежали и бежали – и от тучки убежали! (бег в рассыпную)                                  Снова солнышко сияет – наши детушки шагают! (ходьба на восстановление дыхания)

Воспитатель: (слышится песенка Зайчика) Ой, ребятки, слышите песенку? (вдруг из елочки выскакивает зайка)

Зайчик: Ох, и хитрющий!

Воспитатель: Здравствуй, заинька! Это ты о ком?

Зайчик: Здравствуйте! Да это я о волке. Встретился он мне в лесу, хотел меня съесть, а его обхитрил, да в лес убежал.

Воспитатель: Заинька, в лесу надо быть осторожным. А ты научишь нас быстро бегать?

Зайчик: Конечно!

Игра «Найди себе пару»    

(после игры, Зайку угощают морковкой. Из-за елки выходят Волк и Медведь)

Волк (обращается к Медведю): Ну и хитрющий же этот косой!

Медведь: Да, пытался я его догнать, да куда уж там…

Воспитатель: Здравствуйте, это вы случайно не про зайчика?

Волк: Да, встретили мы его на опушке леса, обхитрил он нас, да и сбежал.

Воспитатель: Видели мы зайку, пожаловался он нам. Предлагаю вам не бегать за зайчиком, а поиграть с ребятками.

Игра «Пчелки и мед»

(после игры зверей угощают бочонком меда)

Воспитатель: Друзья, что то мы с вами задержались. Надо поторопиться, чует мое сердце не ладное. Открывается занавес, появляется Колобок и Лиса.

Лиса: Колобок, Колобок, сядь ко мне на мордочку, да пропой еще раз свою песенку.

Воспитатель: Не слушай Лисицу, Колобок!  Она тебя обманет и съест! Лиса хватает Колобка.

Лиса: Не отдам! Мой Колобок! Давайте меняться: я вам Колобка, а вы мне за это курочку.

Воспитатель: Тога тебе курочку надо поймать.

Игра «Лисичка и курочки»

(после игры Лисичке отдают игрушку курочку, она отпускает Колобка)

Воспитатель: Здравствуй, Колобок! Зачем же ты сбежал от бабушки и дедушки? Нельзя одному гулять по лесу! Пора тебе возвращаться домой к бабушке и дедушке.

Дети с родителями отправляются в обратный путь. Открывается занавес, появляются бабушка с дедушкой.

Бабушка: Ой, дед, смори, да это Колобок вернулся! Спасибо, вам, дорогие мои, ребятки! Помогли вернуть Колобка домой. А для вас приготовила угощение! Бабушка отдает воспитателя корзинку с пирожками

Воспитатель: Спасибо, дедушка и бабушка, за угощение. Мы обязательно его попробуем, когда вернемся в группу и помоем ручки. Бабушка, дедушка, Колобок прощаются и уходят.

Воспитатель: Ну что ж, ребятки, а нам пора возвращаться в детский сад. Звучит спокойная музыка, родители провожают детей в группу.

 

 

 

Приложение № 3

Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна                                               для детей раннего возраста                                                                                                (с элементами корригирующей гимнастики и самомассажа)

Воспитатель:                                                                                                                 Кто, кто в спаленке живет?                                                                                 Кто, кто вместе с солнышком встает?                                                                               Это Сони, Саши, Вани – все проснулись,                                                                С боку на бок вместе дружно повернулись,                                                           Вдруг откинув одеяла, улыбнулись                                                                              И сказали дружно-дружно: «Мы проснулись!»

Звучит спокойная музыка, дети встают с кроватей и выходят в групповую комнату. Задания выполняют на «Дорожке здоровья».

  • «Дорожка здоровья».  Ходьба по ребристой доске; ходьба между кеглей; подлезание под дуги; ходьба по массажному коврику.
  • «Массаж ступней». Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание. Начать процедуру нужно с трех поглаживаний. После поглаживания приступить к поколачиванию ступней. Заканчивается массаж поглаживанием каждой ступни.
  • Дыхательное упражнение «Гудок парохода». Через нос дети с шумом набирают воздух, с шумом выдыхают через губы,  сложенные трубочкой, произнося звук (у). Выдох удлиненный.

Воспитатель:                                                                                                                         Мы дышали и играли,                                                                                                        Много нового узнали.                                                                                                           Ручки тянем высоко,                                                                                                             Вот как дышится легко!

Приложение № 4

Дидактическая игра с детьми «Умывалочка»

Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста; формирование начальных представлений  о здоровом образе жизни.

Задачи:

  • обучение детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки и лицо, насухо вытираться полотенцем;
  • ознакомление детей с предметами личной гигиены.

Ход игры:

Воспитатель обращает внимание детей на куколку, которая сидит в кукольном домике.

Воспитатель:

Ах ты, девочка чумазая,                                                                                                 Где ты ручки так измазала?                                                                                     Черные ладошки;                                                                                                                      На локтях дорожки.                                                                                            Воспитатель читает стихотворение А. Барто, сопровождая показом слова действиями.

Воспитатель:

Вот теперь ты белая,                                                                                                         Ничуть не загорелая.

Воспитатель: Ребята, а что нам нужно, чтобы отмыть нашу куклу Машу? (детям предлагаются картинки, с изображением предметов необходимых для купания куклы). Воспитатель совместно с детьми проделывают игру-имитацию «купание куклы Маши».