Проект "Здоровье начинается с улыбки"
ПРОЕКТ В ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
«ЗДОРОВЬЕ НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ»
Тип проекта: оздоровительный
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети ясельной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Цель: укрепление и сохранение физического и эмоционального здоровья детей раннего возраста в период адаптации, путем привлечения родителей воспитанников к физкультурно-оздоровительной.
Задачи проекта:
- укрепление здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
- формирование представлений о здоровом образе жизни;
- повышение педагогической компетенции родителей по вопросу укрепление и сохранение здоровья ребенка;
- привлечение семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества;
Актуальность: поступление ребенка в детский сад всегда сопровождается адаптацией к новым для него условиям. В методической литературе описаны разнообразные способы адаптации детей 2-3 лет, но, к сожалению, не достаточно глубоко представлены средства физического воспитания. Система физкультурно-оздоровительной работы в период адаптации способствует укреплению психологическое и физическое здоровья малыша; которые, помогут сделать период адаптации менее болезненным, и понизить уровень заболеваемости детей раннего возраста.
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса детей раннего возраста к двигательной активности;
- сокращение периода адаптации детей к условиям детского сада;
- снижение уровня заболеваемости детей;
- желания заниматься утренней гимнастикой, выполнять культурно-гигиенические навыки.
Продукт проектной деятельности:
- оформление в группе уголка здоровья;
- создание картотек различных гимнастик для детей 2-3 лет (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутки), подвижные игры;
Реализация проекта:
I этап – подготовительный
Цель: определения уровня физического воспитания в семье с помощью анкетирования; подбор художественной литературы по данной теме.
Задачи:
- ознакомление родителей с целями и задачами проекта;
- привлечение родителей к педагогическому сотрудничеству.
Работа с родителями:
- анкетирование родителей (Приложение № 1»);
- консультация «Помогите ребенку укрепить здоровье», «Культура здорового образа жизни в семье и детском саду»;
- папка-передвижка «Режим дня – это важно»;
- памятка для родителей «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет», «Правила мытья рук», «Массаж – а вот и я!»
II этап – Практический
Работа с родителями:
- оформление уголка здоровья;
- проведение совместного оздоровительного досуга «По тропинке в лес пойдем – и здоровье там найдем!» (Приложение № 2).
Работа с детьми:
- оздоровительные мероприятия (ежедневно в режимные моменты): утренняя гимнастика (комплекс с использованием с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения «В гостях у солнышка» стр.20 (Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с детьми 2-3 лет» - М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 128с.); дыхательная гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры (Приложение № 3); закаливающие мероприятия (ежедневно): гигиенические процедуры, хождение босиком по массажным дорожкам, самомассаж рук и стоп;
- дидактические игры, направленные на привитие культурно-гигиенических навыков, здорового образа жизни: «Оденем куклу Машу на прогулку», «Умывалочка», «Купание куклы Маши» и др.;
- беседы, сопровождающиеся показом сюжетных картинок «Да здравствует мыло душистое!», «Что такое хорошо и что такое плохо» и др. (Приложение № 4);
- чтение потешек «Водичка, водичка, умой мое личико…» и др.;
- подвижные игры для детей 2-3 лет.
III этап - Заключительный
Итог работы:
- показ презентации о проделанной работе;
- обогащение уголка физического развития.
Приложение №1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЯСЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Уважаемые, родители! Приглашаем Вас принять участие в опросе, позволяющем изучить культуру здоровья Вашей семьи и получить информацию об индивидуальных особенностях Вашего ребенка. Активное участие и Ваша искренность позволят эффективнее осуществлять работу по физическому воспитанию детей. Ваша задача – подчеркнуть нужный ответ или написать свой вариант ответа.
- Фамилия, имя ребенка _______________________________________
- Есть ли у вашего ребенка хронические заболевания?
Да Нет
- Сколько раз в год ребенок болеет простудными заболеваниями? (не болеет, болеет 1-2 раза в год, 3-4 раз в год, более 4 раз)____________
- Какие вопросы по физическому воспитанию, укреплению здоровья ребенка Вас наиболее интересуют? ____________________________
__________________________________________________________
- Какова общая продолжительность (время) пребывания ребенка на открытом воздухе? _________________________________________
- Какое закаливание проводилось ребенку с рождения до поступления в детский сад?
Не проводилось никакого
Проводилось (подчеркните): сон на воздухе, гимнастика и массаж, влажное обтирание, обливание.
Другое ____________________________________________________
- Какие специальные закаливающие процедуры для ребенка ВЫ организуете дома в настоящее время? (ответ подчеркните)
Хождение босиком по полу, обливание стоп, полоскание горла, купание в бассейне, посещение бани, не организовываем ничего.
Другое __________________________________________________
- Придерживаетесь ли Вы здорового рациона питания?
Да Нет Да, стараемся придерживаться
- Соблюдаете ли Вы режим дня (сон, питание, прогулка)
Соблюдаем Стараемся соблюдать Не соблюдаем
- Что по-Вашему, входит в понятие активного отдыха? ______________
___________________________________________________________
- Участвует ли Ваша семья в организованных играх, спортивных соревнованиях, эстафетах?
Не участвуем
Являемся только зрителями
Участвуем всей семьей
- Считаете ли Вы свою семью ведущей здоровый образ жизни?
Да
Нет
Не могу ответить на этот вопрос
- Что Вы считаете наиболее важным в плане развития Вашего ребенка?
Интеллектуальное развитие
Физическое развитие
Нравственное развитие
Психологическое развитие
Эстетическое развитие
Другое ___________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
Приложение № 2
Конспект совместного досуга с родителями и детьми ясельной группы «По дорожке в лес пойдем – и здоровье там найдем!»
Цель: привлечение родителей к совместной игровой деятельности с детьми, способствующей формированию здорового образа жизни.
Задачи:
- способствование эмоциональному сближению родителей и детей, в период адаптации детей к условиям детского сада;
- развитие заинтересованности родителей к совместным оздоровительным мероприятиям;
- развитие интереса и потребности родителей и детей к здоровому образу жизни;
- развитие и формирование физических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Ход мероприятия:
В физкультурный зал под веселую музыку входят родители вместе со своими детьми.
Воспитатель: Здравствуйте, мамы! Здравствуйте, малыши! Сегодня нас ждет увлекательное приключение в волшебном лесу. «Кто в наш лес войдет – тот здоровье обретет!» Предлагаю вам, не терять времени и скорее отправиться на прогулку!
В лесу волшебном – живут мои друзья, и сними подружиться – Вам предлагаю я! (родители берут своего малыша за руку и под веселую музыку заходят в лес.
Упражнение «По лесной дорожке»
Выглянуло солнышко и зовет нас в путь! Выглянуло солнышко, светит высоко – По тропинке с солнышком нам шагать легко! (ходьба парами по залу) По тропинке с солнышком – нам бежать легко! (легкий бег по залу) Мы бежали, мы бежали – вдруг мы тучку увидали! Мы бежали и бежали – и от тучки убежали! (бег в рассыпную) Снова солнышко сияет – наши детушки шагают! (ходьба на восстановление дыхания)
Воспитатель: (слышится песенка Зайчика) Ой, ребятки, слышите песенку? (вдруг из елочки выскакивает зайка)
Зайчик: Ох, и хитрющий!
Воспитатель: Здравствуй, заинька! Это ты о ком?
Зайчик: Здравствуйте! Да это я о волке. Встретился он мне в лесу, хотел меня съесть, а его обхитрил, да в лес убежал.
Воспитатель: Заинька, в лесу надо быть осторожным. А ты научишь нас быстро бегать?
Зайчик: Конечно!
Игра «Найди себе пару»
(после игры, Зайку угощают морковкой. Из-за елки выходят Волк и Медведь)
Волк (обращается к Медведю): Ну и хитрющий же этот косой!
Медведь: Да, пытался я его догнать, да куда уж там…
Воспитатель: Здравствуйте, это вы случайно не про зайчика?
Волк: Да, встретили мы его на опушке леса, обхитрил он нас, да и сбежал.
Воспитатель: Видели мы зайку, пожаловался он нам. Предлагаю вам не бегать за зайчиком, а поиграть с ребятками.
Игра «Пчелки и мед»
(после игры зверей угощают бочонком меда)
Воспитатель: Друзья, что то мы с вами задержались. Надо поторопиться, чует мое сердце не ладное. Открывается занавес, появляется Колобок и Лиса.
Лиса: Колобок, Колобок, сядь ко мне на мордочку, да пропой еще раз свою песенку.
Воспитатель: Не слушай Лисицу, Колобок! Она тебя обманет и съест! Лиса хватает Колобка.
Лиса: Не отдам! Мой Колобок! Давайте меняться: я вам Колобка, а вы мне за это курочку.
Воспитатель: Тога тебе курочку надо поймать.
Игра «Лисичка и курочки»
(после игры Лисичке отдают игрушку курочку, она отпускает Колобка)
Воспитатель: Здравствуй, Колобок! Зачем же ты сбежал от бабушки и дедушки? Нельзя одному гулять по лесу! Пора тебе возвращаться домой к бабушке и дедушке.
Дети с родителями отправляются в обратный путь. Открывается занавес, появляются бабушка с дедушкой.
Бабушка: Ой, дед, смори, да это Колобок вернулся! Спасибо, вам, дорогие мои, ребятки! Помогли вернуть Колобка домой. А для вас приготовила угощение! Бабушка отдает воспитателя корзинку с пирожками
Воспитатель: Спасибо, дедушка и бабушка, за угощение. Мы обязательно его попробуем, когда вернемся в группу и помоем ручки. Бабушка, дедушка, Колобок прощаются и уходят.
Воспитатель: Ну что ж, ребятки, а нам пора возвращаться в детский сад. Звучит спокойная музыка, родители провожают детей в группу.
Приложение № 3
Комплекс бодрящей гимнастики после дневного сна для детей раннего возраста (с элементами корригирующей гимнастики и самомассажа)
Воспитатель: Кто, кто в спаленке живет? Кто, кто вместе с солнышком встает? Это Сони, Саши, Вани – все проснулись, С боку на бок вместе дружно повернулись, Вдруг откинув одеяла, улыбнулись И сказали дружно-дружно: «Мы проснулись!»
Звучит спокойная музыка, дети встают с кроватей и выходят в групповую комнату. Задания выполняют на «Дорожке здоровья».
- «Дорожка здоровья». Ходьба по ребристой доске; ходьба между кеглей; подлезание под дуги; ходьба по массажному коврику.
- «Массаж ступней». Основными приемами массажа ступней являются поглаживание, растирание. Начать процедуру нужно с трех поглаживаний. После поглаживания приступить к поколачиванию ступней. Заканчивается массаж поглаживанием каждой ступни.
- Дыхательное упражнение «Гудок парохода». Через нос дети с шумом набирают воздух, с шумом выдыхают через губы, сложенные трубочкой, произнося звук (у). Выдох удлиненный.
Воспитатель: Мы дышали и играли, Много нового узнали. Ручки тянем высоко, Вот как дышится легко!
Приложение № 4
Дидактическая игра с детьми «Умывалочка»
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Задачи:
- обучение детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки и лицо, насухо вытираться полотенцем;
- ознакомление детей с предметами личной гигиены.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на куколку, которая сидит в кукольном домике.
Воспитатель:
Ах ты, девочка чумазая, Где ты ручки так измазала? Черные ладошки; На локтях дорожки. Воспитатель читает стихотворение А. Барто, сопровождая показом слова действиями.
Воспитатель:
Вот теперь ты белая, Ничуть не загорелая.
Воспитатель: Ребята, а что нам нужно, чтобы отмыть нашу куклу Машу? (детям предлагаются картинки, с изображением предметов необходимых для купания куклы). Воспитатель совместно с детьми проделывают игру-имитацию «купание куклы Маши».