Сообщения из опыта работы

Голышева Татьяна Александровна

Из опыта работы «Становление внутреннего мира детей младшего дошкольного возраста через общение с книгой»

 

Чтение в годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца,

прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам

детской души.

В. Сухомлинский.

 

Одной из главных проблем нашего времени является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеофильмов, мультипликационных фильмов, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Только книга дает возможность домыслить, "дофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь. Кто же вводит ребенка в мир книги? Этим занимаются родители и работники дошкольных учреждений.

Как приобщить детей к миру детской литературы? Современный ребёнок не знает, что книга - источник знаний. Задача взрослого - научить ребёнка «общаться» с книгой, ценить и любить её.

Работая много лет с детьми дошкольного возраста, я поняла всю важность проблемы приобщения их к художественной литературе с раннего возраста. Формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово, наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к художественной литературе - одна из основных задач воспитания дошкольника.

Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы должно начинаться с первых лет жизни.

Детская литература - это книга, созданная специально для детей, включающее в себя произведения трех видов: искусство слова, живописи и дизайна. Приобщение дошкольников к миру детской литературы происходит дизайна. Приобщение дошкольников к миру детской литературы происходит ежедневно. Я работаю с детьми 3-4 лет, и во все режимные моменты стараюсь использовать детскую литературу: моем руки и умываемся - без потешки, прибаутки не обойтись; садимся есть - загадка, песенка; одеваемся - присказка - перевертыш, укладываю спать - колыбельную напеваю. Но воспитать любовь к книге без участия родителя невозможно, поэтому с ними провожу индивидуальные беседы, консультации, советую какие книги лучше для их малышей, а что читать старшему ребенку. Свою работу строю на основе программы развития и воспитания детей в детском саду под редакцией Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, М. Гурович.

Опыт моей работы базируется на основе литературно-художественного содержания при тесной взаимосвязи с программным материалом по дошкольному образованию. Новизна в том, что в нем рассматривается литературное развитие детей: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и привитие интереса и любви к книге в процессе ознакомления с художественной литературой.

В ходе работы возникли вопросы: как привить детям любовь к художественной литературе? Сколько и когда лучше читать? Какой найти мотив, чтобы повысить интерес ребенка к чтению? Я изучила много литературы по проблеме приобщения детей к книге, к чтению. В ней красной нитью проходит мысль: в детях, прежде всего, необходимо воспитывать активное тяготение к постоянному общению с книгой. Проанализировав много литературы, я выстроила свою линию литературно - художественного развития ребенка. Опираясь на исследования известных специалистов в области литературоведения и речи, таких как В. В. Гербову, JI. М. Гурович, Т. Доронову, разработала перспективный план по ознакомлению детей с художественной литературой и тематический перспективный план по развитию речи с использованием художественной литературы. Для выполнения поставленных задач, в группе мне необходимо было создать литературный центр (книжный уголок) для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями. Постоянный книжный фонд центра составляют программные произведения, рекомендуемые для свободного чтения, хрестоматии, детская познавательная и энциклопедическая литература, любимые книги детей. Есть книжки - раскраски, книжки - самоделки, детские журналы, иллюстрационные альбомы, наборы серийных открыток (о городах, о животных, птицах, и др.), портреты детских писателей. Уединившись в тишине, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают книги, раскрашивают раскраски. Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале. Дети уже в 3 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, выходя за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. Они уже готовы к общению с книгой: эмоционально реагируют на услышанное, различают разнообразные интонации в голосе, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Знакомство с художественной литературой я начинаю с детьми раннего возраста с миниатюр народного творчества - потешек, песенок, народных сказок. Провожу выставки книг. Самая первая выставка - это набор книг с ярким оформлением и красочными иллюстрациями. Дети сами тянутся к таким книгам - рассматривают, листают, стараются «прочитать» - пересказать содержание. Выставки книг я провожу в системе. Тематика выставок самая разнообразная. Провожу выставки:

  1. Авторской книги: по произведениям К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Барто и др.; На такой выставке обязательно на стене висит портрет автора произведений, что способствует более быстрому запоминанию детьми, кто написал эти стихи или сказки.
  2. Книг, оформленных известными художниками - иллюстраторами; разные издания одной и той же известной сказки, иллюстрированные разными художниками.
  3. Русские народные сказки.
  4. Сборники стихотворений о природе.
  5. Потешки и песенки.

6. Веселые книжки и др.

Приобщая ребенка к книге, формирую бережное отношение к ней (не рвать, не мять, не загибать листы). Привлекаю детей к оказанию «больным» книгам своевременной «скорой помощи», подбираю для этого необходимый материал. Наша мастерская так и называется - «Книжкина больница». Работая совместно с воспитателем, дети приучаются любить книгу, беречь ее. Знакомство детей со стихотворными текстами провожу на занятиях, а также во время прогулок, одевания, умывания, кормления.

Рассматривая программу «Детство» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова и др.), одной из главных задач которой является заложить основу литературного развития детей, становления в них будущих читателей, нужно отметить, что раздел «Ребенок и книга» широко освещает данный вопрос. Этот раздел направлен на воспитание у детей интереса и любви к книге, умения ее слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям. На протяжении всего дошкольного детства воспитывается тяготение к постоянному общению с книгами, ориентировка в содержании и стиле произведений (сказочные, приключенческие, исторические, лирические, фантастические и др.) Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способности и умения эстетически воспринимать произведения литературы, развитием их художественно-речевой деятельности.

Работа над книгой, по сути, начинается со старшего дошкольного возраста, когда детям предлагается воспринимать литературного героя в его разнообразных проявлениях (внешний вид, поступки, переживания, мысли), проявлять внимание к языку, чувствовать и осознавать некоторые свойства речевой выразительности (многозначность слова, сравнение, усиление и др.), осознавать некоторые виды комического в произведениях, проникать в поэтическое настроение, передавать свое эмоциональное отношение в выразительном чтении. Программой предлагаются следующие формы работы: ролевые игры по литературным сюжетам, инсценирование, драматизация, выразительное чтение стихотворений, рисование, создание собственных рассказов и сказок, стихов, загадок. При создании сказок используются традиционная стилистика, зачины, концовки, при сочинении загадок — сравнения, эпитеты, метафоры, ритмическое строение текста.

Практикуется совместное обсуждение прочитанного, пересказы. В специальных методических пособиях, которые опубликованы авторским коллективом программы, раскрываются содержание и особенности работы с детьми по приобщению их к книге.

Также можно познакомиться с рекомендациями для литературного образования ребенка в семье: подбор домашней библиотеки для ребенка, организация литературных игр и домашних спектаклей. В целом можно сказать, что программа «Детство» очень широко и открыто ставит вопросы воспитания грамотного читателя в дошкольном учреждении. Тем не менее необходимо более четко определить круг чтения для старших дошкольников.

Советы для педагогов:

1. В книжном уголке должны быть книги большого формата и маленькие, прямоугольные и фигурные, в виде альбомов и ширмочек, с большим количеством картинок.

2. Книжное окружение, оформляемое для чтения детям должно соответствовать возрасту детей, доступно для ежедневного пользования, понятно ребенку.

Я пришла к выводу, что в процессе слушания художественной литературы можно развить следующие навыки:

  • восприятие произведений разных жанров;
  • формирование первоначальных представлений об особенностях художественной литературы: о жанрах (прозе, поэзии), об их специфических особенностях, о композиции;
  • воспитание литературно-художественного вкуса, понимание и чувствование настроений произведения, улавливание звучности, ритмичности сказок, рассказов, стихов;
  • формирование способности элементарно анализировать содержание и форму произведения: определять основных героев, на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним. А основными методами ознакомления с художественной литературой,

которые позволяют более внимательно остановиться на конкретном авторском слове художественного произведения, на мой взгляд, являются следующие:

  • чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);
  • рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста - возможна перестановка слов, замена их, толкование);
  • инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественным произведением);
  • заучивание наизусть.

В своей работе с художественными произведениями я выделяю несколько основных типов занятий, позволяющих воспитателю вызвать у детей не только любовь к книге, к художественной литературе, но и способность развивать поэтический слух, улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, чувствовать и понимать образный язык - рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества.

Одним из направлений приобщения ребёнка к миру художественной литературы является знакомство с устным народным творчеством. Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать, с каких пор повелось петь былины, сказывать сказки. Они переходили от поколения к поколению вместе с обычаями и обрядами. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей, малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. И мы, воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время "тяжёлого" расставания с родителями я стараюсь переключить внимание ребёнка на яркую красочную игрушку (кошку, петушка, собачку), сопровождая её движения чтением потешки, например:

"Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаёшь

Громко песни поёшь,

Деткам спать не даёшь."

Хороши потешки ещё и тем, что в них можно вставлять имена детей, (что я стараюсь и делать) соответственно тексту:

"Киска, киска

Киска, брысь!

На дорожку не садись!

Наша Танечка пойдёт,

Через киску упадёт".

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей, мамы, папы, братика, сестрички, бабушки, дедушки:

"Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик - мамочка, Этот пальчик наш малыш, А зовут его Ванечка".  или:

"Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья".

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии, доверия к пока ещё не знакомому человеку - воспитателю. Потешки помогают мне в приобщении детей к культурно - гигиеническим навыкам, режимным моментам, например во время умывания:

"Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки розовели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок".

При причёсывании:

"Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти косонька до пят,

Все волосоньки в один ряд,

Расти коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся!"

Во время приёма пищи:

"Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую".  или:

"Травка - муравка со сна поднялась, Птица - синица за зерно взялась, Зайка за капустку,

Мышка за корку, Дети за молочко".

Во время одевания на прогулку:

"Валенки, валенки,

Невелички маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая".  

Или:

"Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Шар покачу,

Гулять хочу".

При укладывании спать:

"Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белочка не скули,

Нашу Таню не буди".

Многие потешки содержат в себе дидактический материал, который можно использовать на занятиях, например, та же потешка "Травка-муравка со сна поднялась...", даёт детям знания о том, чем питаются некоторые животные: зайка-за капустку, мышка - за корку, птицы - за зерно. А, например, потешка:

"Наши уточки с утра, кря - кря - кря, кря - кря - кря,

Наши гуси без труда га - га - га, га - га - га,

А индюк среди двора Бал - бал - бал, Бал - бал - бал,

Наши гуленьки вверху грру - грру - грру,

Наши курочки в окно ко - ко - ко, ко - ко - ко,

А как Петя - петушок, Ранним, рано, поутру

Нам споёт ку - ка - ре - ку!", даёт детям представления об обитателях птичьего двора и вызывает у них желание в подражании их голосам. В таких потешках дети так же улавливают гуманное отношение ко всему живому.

Особое внимание следует обратить на эмоциональное чтение (рассказ) воспитателем произведений народного творчества. Ребёнок должен чувствовать отношение взрослого к описываемым ситуациям. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова. Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям легко запоминать их. Легче и быстрее запоминаются потешки при использовании наглядного материала, соответствующего тексту. Это могут быть иллюстрации, игрушки, куклы би - ба-бо и др., с помощью которых можно обыграть потешку: взяв куклу Катю на руки, ласковым, нежным голосом припевать, покачивая:

"Баю - бай, баю - бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа не скули, Мою дочку не буди."

Затем показать, как громко лает собачка Белолапа, и дети с удовольствием начинают приговаривать вслед за мной: "Ты собачка, не лай, Белолапа не скули". После таких коротких обыгрываний дети легко запоминают песенки, потешки и переносят их в повседневную игру. Особое значение для всестороннего развития детей использую игры - забавы с использованием фольклора. Лучше вводить в игры хорошо знакомые потешки, чтобы дать детям возможность проявить речевую активность. Народные игры помогают в нравственном воспитании детей, в частности учат верности и взаимопомощи, развивают память, внимание, воображение. Таким образом, можно сделать вывод: русское народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для всестороннего развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства пробуждать к познавательной активности.

Конечно, не следует видеть в использовании фольклора панацею от всех без, но и приуменьшать его значение для воспитания детей было бы ошибкой, так как "воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах" (К.Д.Ушинский).

Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать ребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Более того, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту форму работы с книгой, я стараюсь соблюдать определенные правила: четко выговаривать слова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтение должно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Не секрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд ли будут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемые произведения. Стараюсь выбирать небольшие по объему произведения, с динамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию и более быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух программой рекомендуются русские народные сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок" (для младших дошкольников).

Постоянно провожу речедвигательную гимнастику, а также литературные мини - этюды во время занятия, перед занятием или в свободное время. Ежедневно занимаюсь с детьми артикуляционной гимнастикой и пальчиковыми играми, которые основаны на стихотворных текстах. Малыши быстрее запоминают текст с помощью пальчиков и с удовольствием играют. Очень любят такие игры: «Стоит терем - теремок...», «Пальчик - мальчик...», «Этот пальчик бабушка...» и многие другие. Эти игры доставляют массу удовольствия детям. Подвижные игры с использованием художественного слова провожу в разные режимные моменты дня: утреннее время, вечером, на занятии, на прогулке. Дети очень любят такие игры, быстро запоминают слова, позднее сами организуют их. Это такие игры: «Лохматый пес», «Пузырь», «Зайка беленький», «Колпачок» и др. Оформила картотеку дидактических, подвижных, пальчиковых игр с использованием художественного текста. Читая детям литературное произведение, учу их понимать, что главным является не столько сюжет, сколько смысл, авторский замысел. Если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которые интересуются только сюжетами примитивного уровня. Показываю комплексные открытые занятия с детьми по развитию речи и приобщению к художественной литературе: «В гости к солнышку» «Как мы помогали мышонку» «Кукла Катя к нам пришла» и другие. Приобщение ребенка к художественной литературе осуществляю в тесном контакте с работой детского сада. Проводим утренники, на которых дети читают много стихов. Посещаем спектакли, театральные постановки с участием взрослых и детей. Участвуем в разных конкурсах рисунков и поделок на разные темы.

Проводила детям экскурсию в книжный уголок одной из подготовительных групп. Дети рассматривали с интересом книги, которые им предстоит еще прочитать, изучить картинки. Основная мысль, которую я стараюсь донести до детей в ходе беседы этой экскурсии: нужно читать и рассматривать книги с пользой, обдуманно подходить к их выбору. В младшем возрасте, когда ребенок является в основном слушателем, роль взрослых в его приобщении к книжной культуре особенно важна, поэтому работу осуществляю в тесном контакте с родителями. Именно они во многом определяют круг читательских интересов детей. Я убедила родителей, что ни одну воспитательную задачу нельзя решить без взаимодействия педагога и родителей.

Работу с родителями строю на основе перспективного планирования. Для начала провела анкетирование родителей. Из анкет узнала, что большинство детей имеет дома полочку для хранения детских книг. Большинство родителей интересуется, что любят «читать» и рассматривать малыши, а это (72%). В основном дети любят, когда им читают сказки (36%). Полученные данные, а это (64%), показали, что детям нравится любая деятельность, связанная с художественной литературой совместная с родителями. Данные свидетельствуют, что процесс литературного воспитания в семье не всегда проходит эффективно.

Рассказываю на консультациях и в индивидуальных беседах о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка читают ребенку, высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы.

Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и детей. Как сориентировать родителей в книжном мире?

В родительский уголок я помещаю перечень программных произведений и рекомендуемой детской литературы для домашнего чтения. Постоянно действуют рубрики «Повторите с детьми», «Что читать детям», знакомящие родителей с новыми детскими книжными изданиями. Составила и провожу беседы и консультации для родителей,

Использую иллюстративный комментарий при чтении вслух младшим дошкольникам небольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера, К. Чуковского. Методика работы следующая: я читаю вслух художественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных на иллюстрации к книге. Например, взрослый читает стихотворение А. Барто "Слон":

Спать пора! Уснул бычок,

Лег в кроватку на бочок.

Сонный мишка лег в кровать, Только слон не хочет спать Головой качает слон,

Он слонихе шлет поклон.

Младшие дошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка, слон, качающий головой, и т.д. При выборе книг предпочтение стараюсь отдавать тем иллюстрированным изданиям, где изображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.

Систематически работаю над развитием связной монологической речи. Важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Малыш с удовольствием пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»). При этом стараюсь выработать умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослого, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыша постепенно подвожу к самостоятельному воспроизведению литературного произведения. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты потешек, народных сказок, усваивает последовательность действий. Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ, который я тоже использую в своей работе. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. «Жили-были дед и ...» — «Баба...» — «Была у них...» — «Курочка Ряба». Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок?» — «Зайчика». — «Какую песенку он ему спел?..» После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить ему пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец — лаконичные рассказы JI. Н. Толстого для детей.

А как помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе. Таким образом, постепенно подвожу детей и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем

начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины. Очень любят малыши рассматривать игрушки.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается после 5 лет.

Анализируя произведения, дети стали с удовольствием отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями. Речь стала более эмоциональной, выразительной, хотя не все дети правильно выговаривают слова и звуки.

Дети стали очень инициативны и активны в общении. Они знают много стихов, потешек, читают их родителям и дарят друг другу в день рождения в качестве подарка. Малыши с удовольствием пересказывают небольшие знакомые сказки, рассказы, любят стихи, скороговорки. Им нравится книга, они с удовольствием рассматривают иллюстрации, «читают» куклам, рассказывают другим детям. С художественным вкусом человек не рождается, над многим предстоит работать. У наших детей все еще впереди.

Сообщение из опыта работы «Играем с куклами»

 

Кукольный театр – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Этот вид театра оказывает большое эмоциональное воздействие на чувства и настроение дошкольников, расширяет кругозор, обогащает речь детей, формирует моральные представления.

Использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе педагога по умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Дошкольники очень любят смотреть представления кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен, Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. В дошкольный период у детей начинает формироваться отношение к окружающему миру, формироваться характер и интересы ребенка. Именно в этом возрасте полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, трудолюбия и правдивости. Поэтому моим помощником в работе с детьми сделала театральную куклу – Петрушку. Перед собой поставила задачу, чтобы кукольный театр прочно вошел в жизнь детей и способствовал развитию художественно – творческой деятельности.

Работу с детьми я начала во второй младшей группе с внесения Петрушки. Когда Петрушка появился в группе, дети с большим интересом стали его рассматривать, протягивали ему ручки поздороваться, знакомились, называли свои имена. Петрушка разговаривал с детьми, они слушали его внимательно, сразу затихали. Наблюдая за детьми в процессе режимных моментов, Петрушка хвалил аккуратных, расторопных детей. В течение нескольких дней Петрушка был другом детей, которому дети рассказывали о своих делах, о своем настроении и переживаниях.

В последующие дни Петрушка пришел не один, а с куклой – девочкой. В первое время знакомства детей с куклами, специально не ставила ширму, чтобы дети видели мои руки, мои действия с куклами.

Первые игры с театрализованной куклой появились у девочек. Они брали кукол в уголок, там беседовали с ними, укладывали их спать. Действия с куклами дети проводили без ширмы, использовали ее неверно. Для обучения детей правильному действию с театральными куклами, я принесла ширму и показала детям инсценировку с двумя куклами, прочла потешку:

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Машу не буди.

Ночка темная, не спится,

Наша Машенька боится.

Ты, собачка, не лай,

Ты мне Машу не пугай!

Дети с большим интересом смотрели за моими действиями. Мое предложение одеть куклу на руку и прочитать любое стихотворение дети восприняли оживленно. Объяснила, что кукла должна наклонять голову на слова стихотворения, тогда она кажется живой. Не все сразу у всех получалось. При совместной работе с детьми, мы смогли научиться управлять куклами.

В группе постоянно находились ширма и куклы, дети в любое время могли одевать их на руки и повторять любые стихи, сказки. Постепенно они овладели навыками вождения кукол.

После того как у детей появился интерес к кукольному театру, я решила использовать театральную куклу на занятие. Внести куклу можно разными способами, используя загадку, создав сюрпризный момент.

На занятии «Лесные жители» на мой вопрос: «Каких лесных зверей вы знаете?», дети отвечали и появлялись куклы. Куклы задавали детям вопросы, оценивали ответы детей. Такие занятия увлекают детей, они активны и внимательны. Внесение театральных кукол является удачным на такие занятия, как рассказывание, беседа, составление рассказа. И здесь внесение кукол необходимо в конце занятия, когда снижается умственная работоспособность, а появление кукол вызывает активность детей. На занятиях художественно – эстетического развития куклы начинали занятия с просьбы слепить или нарисовать что-то.

Вне занятий дети сами устраивали кукольный театр, повторяли ранее услышанное, импровизировали. Дети полюбили кукол, но сценки были однообразны и речь невыразительна. Для решения этой проблемы необходимо было обучить детей различным видам выразительности. Дл этого я давала подгруппе детей задание, где в основе лежал какой-либо способ выразительности (интонация, жест, мимика, походка). Например, сказка «Заюшкина избушка», предложила детям разыграть эпизод: лиса выгнала зайца. Детям поочередно с помощью куклы нужно было изобразить зайца. Затем все вместе сравнивали и делали выводы. В работе по развитию выразительности речи вела индивидуальную работу для использования в речи вопросительно – ответных интонаций. К середине года у детей старшей группы появилось умение выполнять ту или иную роль.

Однажды, наблюдая за играми детей, я заметила, что они пытаются поставить сказку «Колобок». Дети подобрали атрибуты, распределили роли, но в речевом отношении спектакль у детей получился не эмоциональным. Я пришла к выводу, что детей надо учить драматизировать сказку. Как – то вечером я прочитала детям русскую народную сказку «Пых» и мы решили попробовать ее показать в кукольном театре. Итогом нашей работы был показ сказки «Пых» на совместном с родителями празднике «Моя большая семья». Показ прошел успешно, дети и родители были в восторге от увиденного.

Дети часто брали кукол и придумывали свои истории, зрителями этих представлений могли быть игрушки и куклы. Каждая игра в театр постоянно чем – то обновлялась. Театрализованная кукла полюбилась детям и прочна вошла в их жизнь.

 

Обобщение опыта работы по теме:
«Театрализованная игра, как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»

 

Актуальность.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие: приобщать детей к искусству театра, вовлекать в игры по сюжетам знакомых сказок, рассказов. Развивать интерес детей к театрализованной игре, способствовать развитию творческой самостоятельности, формировать умение действовать в театральном коллективе.

Социально – коммуникативное: побуждать взаимодействию с партнерами на сцене, развивать отчетливое произношение, согласованность диалога персонажей

Художественно – эстетическое развитие: формировать умение разыгрывать несложные представления, входить в роль, использовать для воплощения образа выразительные средства: интонацию, мимику, жест, развитие эстетического вкуса в передаче образа.

Физическое развитие: продолжать закреплять умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

Задачи:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов видов театров);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

В своей работе применяла словесные и наглядные методы работы с детьми:

  1. художественное слово: чтение художественной литературы, рассказывание сказок, историй из жизни взрослых и животных, рассматривание картин, беседы по сюжетным, предметным картинам, беседы на разные темы: «Моя любимая игрушка», «В какие игры играть дома», «Где спят твои игрушки», «Какая любимая твоя сказка», «Любимый сказочный персонаж», «Что такое хорошо а что такое плохо».
  2. Устное народное творчество: чтение потешек, закличек, песен, хороводные игры, пальчиковые игры, физминутки, прослушивание в грамзаписи сказок, рассказов, просмотр театрализованных представлений.
  3. дидактические игры по познавательному развитию, по речевому развитию, по социально – коммуникативному развитию, художественно – эстетическому развитию.
  4. Целевые экскурсии в природу.
  5. экскурсии в магазин, на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет.
  6. наблюдения за работой дворника, младшего воспитателя медсестры, повара.
  7. настольно – печатные игры, строительные игры, сюжетно – ролевые игры, игры – инсценировки, игры – этюды, игры драматизации.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно – пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитываю:

1. Индивидуальные социально - психологические особенности ребенка.

2. особенности его эмоционально – личностного развития.

3. интересы, склонности, предпочтения и потребности.

4. любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.

5. возрастные и гендерные особенности детей.

В группе создана музыкально – театрализованная среда. Для самостоятельных игр детей и для НОД предоставлено много видов театров: настольные деревянные и вязаные театры, театры на магните, театры на кружках, куклы би-ба-бо, куклы Смешарики, на ложках, на фланелеграфе, театр на рукавичках, театр пяти пальчиков, кукольный театр, театр резиновой игрушки, плоскосный театр, театр марионеток, маски, атрибуты для разных видов театра, костюмы, музыкальные инструменты.

Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.