4.2 Технология духовно патриотического воспитания детей
Опыт работы и использования технологии духовно патриотического воспитания в образовании и воспитании личности будущего гражданина своей страны
Цели:
- Формировать духовно нравственные ценности у воспитанников и способствовать становлению и развитию гражданской позиции и чувства патриотизма у формирующейся личности дошкольника на основе православной культуры своей страны
Задачи:
- Воспитывать у детей уважение и любовь к своей стране, родному краю, дому, семье
- Развивать познавательный интерес к истории, культуре своего народа и традициям своей страны
- Формировать традиции внутри коллектива "родители-дети", укреплять детско-родительские отношения
- Знакомить с календарными православными праздниками
- Формировать внутренний мир ребенка, учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки.
- Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям народной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно развитой личности ребенка.
1 этап: Подготовительный:
- выбор темы;
- определение цели, задач;
-сбор информации (анкетирование и экспресс опросы родителей);
- перспективное планирование образовательной деятельности;
- планирование работы с родителями
-методическое и материальное обеспечение (сбор и подготовка)
2 этап: Основной:
- проведение непосредственно-образовательной деятельности с учётом интеграции образовательных областей;
- проведение игровой, художественно продуктивной деятельности; ,
- формирование, наполнение и обогащение патриотического уголка;
-экскурсии в городской музей, в храм;
-подготовка и проведение совместной досуговой деятельности, с привлечением родителей и узких специалистов(музыкального работника, инструктора по физической культуре).
3 этап: Заключительный:
Подведение итогов, анализ, рефлексия.
Закрепление полученных результатов и применение их в дальнейшей образовательной и профессиональной деятельности.
Работа с использованием технологии духовно патриотического воспитания велась по программе "Добрый мир" Л.Л.Шевченко.В результате плодотворной работы был разработан план кружковой деятельности "Светлая Русь". В течении года проводилась работа с детьми, включая все образовательные области развития и режимные моменты.С родителями на родительских собраниях проводилось анкетирование и консультации, чтобы узнать их мнение, желание принимать участие в совместной досуговой деятельности, мастер классах, походах, экскурсиях.При активном партнерском взаимодействии с родителями и их поддержкие была реализована проектная деятельность по духовно патриотическому воспитанию "Ознакомление детей 4-5 лет с народными традициями России".В группе был создан мини музей старинных предметов русского быта, а также мини музей национальных культур разных народов(мини музей занял первое место в смотре конкурсе на базе ДОУ среди групп).Были организованы экскурсии в городской музей,храмы города Дубны.В храме с детьми беседовал о.Виктор Гавриш о понятии четности, добра, хороших и плохих поступках(ответственный за взаимодействие с образовательными учреждениями г.Дубна). Дети смогли увидеть внутреннее устроение храма, познакомиться с атрибутами, которые используются в храме, побывали в трапезной на чаепитии.Были проведены досуговые мероприятия в соответствии с тематическими календарными православными праздниками (Рождество Христово, Пасха, Покров Богородицы, др).Родители принимали активное участие в подготовке и проведении совместных детско родительских мероприятий(принимали участие в постановках сказок, организации чаепития,помогали организовать катание на лошадях на территории ДОУ в праздник Пасхи, развлечений для детей, посещения музея в г.Кимры, мастер класса по росписи пряников и др.).На протяжении нескольких лет ведется взаимодействие с православной и воскресной школой города Дубны: на праздники Рождества Христова, Пасху воспитанники школ приходят к нам по приглашению с театральными постановками.Дети ДОУ смогли увидить сказки в их исполнении: "Однажды Рождество", "Рождественские колядки", "Осенняя ярмарка", "Пасхальная история" и др. Регулярно проводятся выставки поделок и рисунков:творческие работы детей участвуют в конкурсах разного уровня.У родителей и детей появилось больше времени для совместного общения,творчества, проявления положительных эмоций.Родители сплотились друг с другом, отношения с воспитателями стали партнерскими.Родители и дети, у которых отмечались нарушения детско-родительских взаимотношений-эмоционально сблизились.Такие родители стали чаще откликаться на предложения участвовать в подготовке совместных мероприятиях, проявлять желание участия в совместном творчестве.Взаимодействие в партнерских отношениях "Родители-воспитатели" возросло с 33% до 74%.Развитие детских познавательных способностей в областях "Социально-коммуникативное развитие" увеличилось с 42% до 75%, "Познавательное развитие"(традиции и обычаи родной страны, особенности быта, календарные праздники) с 31% до 69%.
В результате использования технологии духовно патриотического воспитания в образовательно-воспитательном процессе и в своей профессиональной деятельности, мне удалось:
- Сформировать познавательный интерес у детей и родителей к истории народа,православной культуре своей страны;
- Создать первичные представления о народных традициях и обычаях, календарных праздниках,
- Укрепить детско родительские взаимоотношения и сформировать традиции празднования календарных праздников в группе и внутри семьи
- Сформировать предпосылки духовно нравственного здорового развития детей внутри семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация | 1.16 МБ |
План | 556.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современном обществе одной из первостепенных задач является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения. Для решения этой задачи в своей педагогической практике я применяю духовно патриотическую технологию. В образовательной деятельности с 01.09.2013 года использую программу Л.Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей». С целью осуществления системности работы разработала на основе данной программы перспективное планирование «Светлая Русь» на 1 год с учетом интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, физическое, речевое и художественно-эстетическое В перспективном планировании учтены разнообразные виды деятельности, что позволяет осуществлять интеграцию знаний детей . Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется на протяжении всего года, в разнообразных видах деятельности.
Все темы НОД, игр и педагогических ситуаций непосредственно решают задачи духовно-нравственного воспитания. Рождественский вертеп Знакомство с традиционной русской игрушкой Матрешка
В рамках работы по духовно патриотическому воспитанию детей разработан и реализован проект «Ознакомление детей 4-5 лет с народными традициями России»
Народные игры и развлечения, знакомство с предметами быта нашего народа, тестопластика «Урожай на Покров собирай» в интегрированных областях образовательной деятельности детей.
В рамках работы над проектом «Все мы разные и все мы вместе» был создан мини музей. В смотре конкурсе среди групп ДОУ наш музей занял 1 место.
Экскурсия в храм города Дубна, беседа «Уроки доброты» с отцом Виктором ( Гавриш ), учащиеся воскресной школы в гостях у воспитанников ДОУ с «Рождественской сказкой»
Художественно эстетическое развитие детей в рамках кружковой работы «Светлая Русь»
Праздники и развлечения для воспитанников
Совместные детско-родительские досуги, мероприятия, посвященные православным календарным праздникам .
Совместная творческая деятельность родителей и детей-обязательная часть совместных мероприятий
Русские народные игры, чаепития в досуговой деятельности
В своей работе по духовно патриотическому воспитанию дошкольников с 2013 года использую программу Л.Л . Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей».
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение №16 «Рябинка»
города Дубны Московской области
Принято решением «Утверждено» приказом №
педагогического совета №1 Заведующего ДОУ №16
Протокол №1 от 31.08.2018г
От «31» августа 2018 года __________Л.А.Богомолова
Программа дополнительного образования «СВЕТЛАЯ РУСЬ»
для детей 5 лет
(средняя группа)
Руководитель:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Смирнова Ю.А.
2018-2019
Год
Пояснительная записка:
Еще К. Д. Ушинский отмечал:
“Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.
Традиции и культура русского народа— предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начинается процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться.
Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребёнка формируются многие качества (физиологические, психологические); складываются интересы; начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным традициями, творчеством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения, духовно-патриотического воспитания и любви к своей Родине: это очень актуально в наше время, т.к. многие из нас забыли о своих корнях и традициях родного народа.
В этом возрасте главное зародить у ребёнка любовь и интерес к народной культуре и традициям, тогда он будет интересоваться этим на протяжении всей жизни.
Традиции русского народа - с размахом и весело проводить такие праздники, как Покров Богородицы, Рождество, Масленица , Пасха, Троица: в этих календарных народных праздниках присутствуют много традиций и обычаев, сложившихся столетиями.
Радость единения с родной культурой, сочетается с духовным обогащением детей и формирует у них гордость за свою Отчизну, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.
Цели программного содержания кружка «Светлая Русь»:
Целями знакомства детей с народными традиционными календарными праздниками, жизнеописаниями и подвигами защитников Русской земли, русским фольклором и бытом, является:
- Формирование интереса у детей к прошлому русского народа;
- Развития духовно нравственных и патриотических чувств, любви к родному краю и устойчивого, эмоционально-положительного отношения к культуре родной страны;
- Развитие познавательного интереса детей;
- Расширение представления о христианском празднике;
- Формирование у детей общих представлений о культуре русского народа, знакомство со старинными русскими традициями и обычаями.
Приемы и методы используемые на занятиях кружка:
- Наглядные методы: создать предпосылки для познавательного развития, эмоциональной вовлеченности в процесс знакомство с темой с помощь использования ИКТ (мультимедийных презентаций, музыкальных произведений, игровых сюжетов с использованием медийного проектора и электронной доски);
- Всевозможные словесные методы: рассказы, беседы, речевая активность (использовать все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки)
- Практические методы: создать условия для самостоятельного отраже-ния полученных знаний, умений детьми с помощью наблюдения, исследо-вания, использование на практике старинных атрибутов, предметов быта и фольклора, продуктивной творческой деятельности.
- Экскурсии
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
В процессе занятий активизируется познавательная и коммуникативная деятельность участников кружка. Происходит общение участников между собой, коллективное и индивидуальное обучение. Работа по пройденной теме проводиться в виде ответов на вопросы, общим обсуждением полученных знаний; Закрепляется игровыми и театрализованными сюжетами, художественно продуктивной деятельностью.
Материалы, атрибуты, методическое обеспечение:
Основы православной культуры для детей дошкольного возраста: Книга для учителя./ Сост. О.К. Харитонова под ред. В. Дорофеева. – М.: Издательский дом «Покров», 2002
Шевченко Л.Л. «Добрый мир» (Центр поддержки культурно-исторических традиций Отчества. М. 2004–2011)
Князева О. Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.
Сборник книг для детей 3-7 лет «Зернышки»
«Божий мир» Православный журнал для детей
Борис Гонаго «Детям о вере» Минск-2011
Познавательная литература «Русские народные праздники».
Интернет ресурсы (сайты дошкольного образования)
Иллюстрации, сюжетные картинки, фотографии, презентации, мультимедийное и музыкальное оснащение.
Атрибуты русского быта, православная атрибутика.
Интерактивная доска, ноутбук, колонки
Условия реализации программы кружка:
Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной образовательной программы в ДОУ.
Кружок «Светлая Русь» комплектуется из возрастной группы детей 4-5 лет.
Занятия проводятся во вторую половину дня.
Количество занятий в неделю-1, в месяц-4, в год -36 занятий. Продолжительность одного занятия-20 минут. День занятий – вторник.
Программа «Светлая Русь»:
№п/п | Тема занятия | Цель |
Сентябрь | ||
1. | «Моя семья» | Сформировать понятие, что такое семья; закрепить представление о составе семьи; развивать знания детей о том, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения. Воспитывать уважение, заботу к членам семьи. |
2. | «Традиции в моей семье» | Познакомить детей с семейными обычаями; дать представление о том, что в каждой семье есть свои традиции; обогащать словарь антонимами и синонимами; учить самостоятельно готовить приятные сюрпризы, подарки к праздникам. |
3. | «Что значит мое имя?» | Познакомить детей с проис-хождением имен у людей. Знакомить с понятием «име-нины». Рассказать детям о значении их имен. |
4. | «Рисунок моей семьи» | Как я вижу свою семью, какая она(дать понимание детям о своей семье).Укреплять семей-ные ценности, уважение, за-боту и любовь к членам семьи. |
Октябрь | ||
1. | «Осень встречает урожаем, да вкусным караваем» | Знакомство с праздником сбора урожая на Руси, традиц-иями и обычаями. Разучивать потешеки, поговор-ки, отгадывать загадки об урожае. |
2. | «На Покров будь к холодам готов» | Знакомство с календарными народными праздниками годового цикла, историей происхождения, традициями, приметами, поверьями. |
3. | «Песня народная, веселая хороводная» | Знакомство с социокультурной категорией «Русская народная песня».Развитие умения слу-шать мелодии, выражать свое отношение к прослушанному, слышать друг друга в процессе обсуждения. |
4. | «Как у Лёли под окном» | Знакомство с русским фольк-лором (народными играми, танцами, потешками). Игра «Как у Лёли под окном» |
Ноябрь | ||
1. | «Что такое хорошо и что такое плохо» | Закрепить умение детей решать нравственные ситуации, аргументировать свои ответы; развивать и обогащать речь детей; воспитывать стремление совершать хорошие поступки |
2. | «О дружбе и друзьях» | Дать представление о том, что такое «дружба», «друзья». Формировать у детей положи-тельное отношение к себе и к окружающим; совершенство-вать коммуникативные навыки; развивать социальные чувства, взаимопомощь; развивать навыки межвозраст-ного общения. |
3. | «Наша Родина» | Дать детям представление о родине – России, её столице; воспитывать любовь к своей родине, чувство гордости за свою страну; закреплять и обобщать знания о символике нашего государства. |
4. | «У матрешки-русская душа» | Знакомство с народной русской игрушкой Матрешкой.История происхождения, разновидности матрешек.Развивать духовно патриотические чувства, любви к Родине, гордости. |
Декабрь | ||
1. | «Лапти, да лапти, да лапти мои» | Знакомство с русскими лаптя-ми. История происхождения. Развивать духовно патриоти-ческие чувства, любви к Роди-не, гордости. |
2. | «Ложки расписные, красивые какие» | Познакомить с русским народ-ным музыкальным инструмен-том. Провести мастер класс игры на деревянных ложках. |
3. | «Колокольчики и колокола» | Знакомить с историей про-исхождения колокола на Руси. Прослушать колокольный звон.Художественное творчес-тво «Колокольчик расписной» |
4. | «Чайные традиции. Самовар.» | Знакомить с традициями чае-пития на Руси. Рассказать о происхождении самовара, по- казать как именно пользо-вались самоваром во время чаепития.Игра «Как у Вани в гостях». |
Январь | ||
2. | «Праздник Рождества» | Знакомить детей с традицией празднования Рождества Христова Воспроизведение исторических событий с помощью театрализованной постановки «Рождество» |
3. | «Святочные гулянья. Пришла коляда-открывай ворота». | Знакомить детей с традицией святочных гуляний в России. История возникновения «свя-ток». Знакомство с традицией колядования на Руси. Игра «Коляда» |
4. | «Крещенье на Руси» | Знакомство с народным кален-дарным праздником. Приобще-ние к традиции проведения праздника всей семьей и про-паганда ЗОЖ. |
Февраль | ||
1. | «Каков есть, такова и честь» | Формировать нравственно-этические представления о стойкости и мужестве, любви и верности. Подвести детей к пониманию того, что в жизни нет мелочей и ни кем не пренебрегать. |
2. | «Веселится народ, игры танцы ведет» | Знакомить с традиционными русскими народными играми. |
3. | «Масленица. Прощёное воскресение». | Знакомство с народным календарным праздником «Масленица», с народными традициями празднования на Руси. Понятие «Прощение» |
4. | «Умение прощать и просить прощение» | Развивать в детях духовно нравственное начало.Учить детей строить дружеские отношения друг с другом, довести до понимания значение слов «прощать и прощение». Воспитывать дружелюбие, миролюбие. |
Март | ||
1. | «Русский традиционный костюм» | Знакомить детей с традицион-ными русским костюмами, которые носили наши предки. Художественное творчество «Сарафан, да кофтан». Закреплять знания о традициях и русском быте. |
2. | «Праздник Жаворонка» | Знакомство с народным кален-дарным праздником, с исто-рией возникновения, традици-ями. «Жаворонок из бумаги»-оригами. |
3. | «Как по утру, по утру» | Знакомство с понятием «Русский танец» и «Русская песня». Прослушивание рус-ских народных мелодий и напевов. |
4. | «Празднование встречи Весны на Руси» | Знакомство с народным календарным праздником, с историей возникновения, традициями. |
Апрель | ||
1. | «Русская изба хлебом, солью красна» | Знакомство с русским бытом, с традициями, обрядами. Просмотр презентации «Как устроена русская изба». |
2. | «На Руси любят кушать каши, да щи» | Знакомить детей с традицион-ной русской кухней: с люби-мыми блюдами русского человека.Формировать осозна-ние принадлежности к своей национальности. |
3. | «Добро и любовь, как главные человеческие ценности» | Формировать духовно-нрав-ственные ценности у детей, вызывать эмоциональный отклик, желание совершать добрые поступки. |
4. | «Пасха звонкая, Пасха светлая» | Знакомство с календарным народным праздником Пасха. Рассказать о традициях и обычаях празднования. Просмотр презентации. |
Май | ||
1. | «Герб Росии. Георгий победоносец» | Знакомить детей с историей происхождения Российского Герба.Рассказать о значение символов, изображенных на Гербе. Формирования чувства патриотизма, гордости, любви к Родине. |
2. | «Белая береза-русская краса» | Познакомить детей с символа-ми русской земли: с традици-онными понятиями «Родина». Коллективная работа «Русская березка». Прививать любовь к родной земле. |
3. | «Откуда произошли буквы» | Знакомить детей с история возникновения письменности на Руси. Игра «Какая буква?» |
4. | «Светлая Русь» Викторина итоговая. | Повторить кратко программное содержание кружковой деятельности и закрепить полученные знания. |
Предполагаемые результаты освоения программы
К концу года ребенок должен:
- Знать 2 православных праздника
- Знать особенности православной культуры
- Знать герб России
- Иметь представление о смысле праздников Рождество Христово, Пасха.
- Иметь представление о традиционных блюдах и атрибутах праздников Рождество, Пасха, Масленица, Троица
- Иметь представления о подвигах и героических поступках воинах победителях, оставивших след в истории России
- Знать свою малую родину, страну,столицу.
- Иметь представление о нравственных качествах человека (доброта, скромность, честность, трудолюбие, отзывчивость и др.)
- Иметь представление о семье как о главной ценности для человека. Иметь представление о родственных связях.