4.3 Технология проектной деятельности
- Одной из эффективных форм воспитательно - образовательной работы с дошкольниками является проектная деятельность. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении – это, прежде всего, сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Целями проектной деятельности являются:
- Активизировать познавательное и творческое развитие детей,
- Формировать навыки коммуникативного общения и умения работать в команде,
- Развивать личностные качества и устойчивый интерес к познавательно - исследовательской деятельности;
- Укреплять детско-родительские отношения.
Применение и использование проектной технологии в образовательной деятельности ДОУ происходит по определенному алгоритму.
1 этап: Подготовительный
- На основе изученных проблем поставить цель проекта;
- Определение: темы проекта, участников проекта, вида проекта и срока реализации;
- Экспресс опросы родителей, беседы с детьми.
- Составление плана-схемы проекта с включением мероприятий в различных видах деятельности.
- Создание предметно развивающей среды
- Сбор методических и материально технических материалов.
2 этап: Основной (реализация проекта)
- Использование проектов в непосредственно образовательной деятельности с детьми по всем развивающим областям и совместной деятельности с родителями воспитанников (домашние задания и задания для самостоятельного выполнения (сотрудничество с семей).
- Оформление стендов с информацией по теме проекта.
- Привлечение узких специалистов к осуществлению разделов проекта (муз. работника и инструктора по физической культуре).
- Привлечение родителей к организации вечеров досуга, выставки, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
3 этап: Заключительный
- Подведение итогов и обобщение опыта по теме (выводы, рефлексия);
- Защита проекта (презентация, выставка работ, итоговое мероприятие: НОД, досуг)
В результате использования проектной технологии в моей профессиональной деятельности были разработаны и созданы четыре проекта.
Сформирована познавательная активность, устойчивый интерес дошкольников к исследовательской и познавательной деятельности (от 29% до 70%), развитие мыслительной активности и активизация словаря по теме(от 38% до 79%). Наблюдается приобретение необходимых социальных навыков взаимодействия, взаимовыручки, внимание друг к другу, заботы о близких, умение излагать свои мысли. Мониторинг развития познавательных способностей воспитанников по всем образовательным областям на начало и конец учебного года показал значительный рост.
Улучшились детско-родительские отношения: у родителей и детей появилось заинтересованность и желание к совместной досуговой, творческой деятельности. Удалось сформировать семейные традиции (праздновать именины, календарные православные праздники, продолжать формировать и пополнять коллекции и др).
В процессе использования проектной технологии были разработаны и реализованы, совместно с родителями проекты:
- "Ознакомление детей 4-5 лет с народными традициями России" (результат:совместный детско-родительский досуг «Пришла Коляда-отворяй ворота»);
- «Фольклорные праздники с детьми младшего возраста» (результат: НОД «Широка Масленица»);
- «Русские народные игры в духовно-нравственном воспитании детей» (результат: представление мультимедийной презентации проекта на педсовете);
- «Что в имени тебе моем» (результат: совместные детско- родительские досуги «Осенние именинники», «Весенние именинники», мультимедийная презентация проекта);
- «Коллекции детей» (результат: презентация проекта на педагогическом совете ДОУ, создание детских коллекций и их выставка).
Работа над проектами велась в тесном контакте с родителями воспитанников.В результате участие родителей в совместной проектной деятельности, совместная работа «ребенок-родитель» стала более активной и плодотворной, сформировался командная форма работы(взаимодействие "родитель-ребенок" увеличилось от 25% до 69%).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Ознакомление детей 3-4 лет с традициями России" | 1.77 МБ |
"Коллекции детей" | 1.12 МБ |
"Что в имени тебе моем" | 1.49 МБ |
"Народные праздники для самых маленьких" | 790.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Паспорт проекта Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников Тип проекта : творческий Возрастная группа : проект рекомендован для детей младшего дошкольного возраста 2,5-3 года. Продолжительность: долговременный, 6 месяцев Вид: практико-ориентированный, групповой Результат: совместные детско-родительские развлечения и досуги «Народные праздники для самых маленьких»; мультимедийные презентации.
Актуальность темы Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного воспитания. Под патриотическим воспитанием детей подразумевается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и обучении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение детей к истокам национальной культуры , к природе родного края, воспитание эмоционально действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности Родине.
Цель проектной деятельности: -формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, истории традициях и жизни людей в родной стране. Задачи: -формировать внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного театральным и праздничным представлением, художественным произведением, беседой. -воспитывать уважение и любовь к культуре своего народа. -учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки. -помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям народной культуры, в становлении нравственно здоровой и духовно богатой личности ребенка. -наладить детско-родительские отношения внутри семьи.
В проекте используются разнообразные формы и методы работы с детьми и их родителями: презентации, совместные досуги и развлечения, включенные в непосредственно-образовательную деятельность занятия по речевому, музыкальному, художественному и познавательному развитию на данную тему.
Эффективность данного проекта состоит в том, что в процессе его реализации были охвачены разные стороны образовательного процесса и познавательно-практической деятельности, организованной совместно с родителями (что весьма актуально для детей наборной группы).
Родители были вовлечены в художественно-продуктивную деятельность совместно с детьми ( тестопластика , пластилинография , украшение совместно выполненных работ, художественное творчество).
Были поставлены и обыграны несколько сказок с участием родителей, в чем реализовалась театральная деятельность.
В процессе досуговой деятельности реализовывалась речевое и музыкальное развитие детей при поддержке родителей (совместные хороводы, исполнение песен, стихотворения).
Вовлечение родителей в проектную деятельность и их активное участие облегчает детям познание и знакомство с данной темой, т.к. родители и дети учатся вместе. Только на уровне семьи и при её активном участии, можно сформировать нравственные ценности в подрастающем поколении .
Систематическая работа в данном направлении позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточно большой запас знаний о народных традициях родной страны, её истории, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края и гордости за свою Родину. На основе полученных знаний и опыта в детях формируется патриотизм .
Совместные детско-родительские праздники и досуги развивают и воспитывают семейные ценности и более внимательное отношение к традициям собственных предков и предыдущих поколений, а так же интерес к истории собственного рода. Укрепляют и улучшают детско-родительские отношения на уровне семьи.
Воспитание в детях чувства патриотизма и любви к Родине через семейные отношения и ценности приобретаются более естественно и оставляют след в детской душе на всю жизнь.
По нашим наблюдениям у детей наборной группы, посещающим ДОУ 9 месяцев, сформировался интерес к совместным праздничным досугам и дети адаптировались к такой форме проведения праздников. У родителей и детей появилось больше времени для совместного общения, творчества, проявления положительных эмоций. Родители смогли увидеть способности и таланты своих детей, сплотились друг с другом, контакт с воспитателями стал более естественным.
В дальнейшем, хотелось бы включить в рамки работы над проектом музыкальные занятия с музыкальным педагогом(т.к. в течении года не имели такой возможности), проведение краеведческих экскурсий и походов, совместно с родителями воспитанников.
Спасибо за внимание