4.1 Технологии. ИК технология
Повседневную жизнь невозможно представить без информационно-коммуникативных технологий. Современный мир не стоит на месте, развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль в подго-товке и образовании детей дошкольного возраста в соответствии с современным уровнем ФГОС ДО, предполагающим использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Дошкольные образовательные учреждения не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Информационные технологии – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
С.Л. Новоселова в книге «Проблемы информатизации дошкольного образования» утверждала, что введение компьютера в систему дидактических средств детского сада может стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка. Д.Б. Богоявленская показала, что у детей, занимающихся с компьютерными игровыми программами по специально построенной системе, высок потенциал интеллектуального, творческого развития. Использование компьютерных технологий, как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы, изменения динамики процесса психического развития дошкольника-позволяет расширить профессиональные возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Применение ИКТ в дошкольном образовании позволяет расширить сферу творческого поиска и реализации педагогического мастерства и возможностей педагога. Все вместе позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образовании.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Использование информационно коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. На сегодняшний день, сложно представить деятельность педагога без использования ИКТ в своей работе с детьми, родителями воспитанников, собственного саморазвития
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
Под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая состоит перед их внедрением, является адаптация человека к жизни в информационном обществе. В каждой из образовательных областей, согласно ФГОС ДО, ИК-технологии, или как их еще называют, образовательные информационные технологии, подразделяются на несколько моделей:
ВИЗУАЛЬНАЯ (технические средства визуализации объектов и понятий из окружающего мира) АУДИО (использование воспроизводящего или звукозаписывающего оборудования) ИГРОВАЯ (использование компьютерных или электронных развивающих игр)
МЕТОДИЧЕСКАЯ (видео занятия, вебинары, электронные педагогические СМИ и интернет ресурсы)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ (изготовление необходимых дидактических пособий)
Использование этих моделей ИКТ дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. ИКТ помогают педагогу разнообразить формы реализации образовательного процесса для развития у детей устойчивого познавательного интереса; а также повысить качество работы с родителями воспитанников и популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. ИКТ входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний педагога детям. Поэтому педагог должен уметь использовать в своей работе все инструменты ИКТ.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование разнообразного технического обеспечения (ноутбука, нетбука, планшета, телефона), интерактивной доски, медийного проектора, ресурсов интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. При этом ИК-технологии должны только дополнять деятельность воспитателя, а не заменять его.
Цифровые технологии несут в себе много полезной информации, но могут нанести вред детскому организму, если взрослые бесконтрольно позволяют ребенку играть в игры, смотреть развивающие мультфильмы и находиться на просторах интернета без ограничений (особенно это касается использование ИКТ в домашних условиях). Мы, как педагоги, имеем возможность использовать нужные ресурсы ИКТ, внедрять инновационные процессы в дошкольное образование, при этом актуализировать получение знаний детей в ограниченном и важном для их развития аспекте и сохранять здоровье свое и воспитанников. Процесс овладения компьютерной грамотностью и ИКТ требует учета человеческого фактора. «Помоги, но не навреди!» - принцип, которому нужно следовать.
Использование ИКТ в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.
Цель: Преобразование и повышение качества образовательно воспитательного процесса, методической работы педагога в ДОУ с помощью освоения и активного внедрения ИК технологий в образовательный процесс.
Задачи:
- Создание единого информационного пространства в ДОУ.
- Эффективное использование ИКТ в образовательном процессе (формировать полноценную информацию в современной, доступной форме, выводить усвоение полученных знаний дошкольниками на более высокий уровень с помощью наполнения занятия эмоциональными, яркими образами, включение в познавательный процесс всех видов памяти: зрительной, слуховой, образной).
- Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса.
- Создание медиатеки обучающих, развивающих игр, презентаций, дидактических и методических материалов.
- Повышение заинтересованности, информированности и компетентности родителей во взаимодействии с ДОУ посредством ИК-технологий.
- Создать тесный контакт в цепи педагог–ребенок–родитель.
- Самообразование и повышение педагогической компетенции педагога.
Описание порядка использования (применения) технологии в практической профессиональной деятельности педагога
Для того, чтобы использование ИКТ в практической и профессиональной деятельности имело наибольшую продуктивность, требуется максимально обеспечить себя нужной компьютерной и организационной техникой: ноутбуком, телефоном с доступом к интернет ресурсам в любой режимный момент, колонками, мфу, экраном с мультимедийным проектором или интерактивной доской.
Педагог должен уметь пользоваться всем техническим обеспечением, научится работать с ПК, освоить основные прикладные программы Word, Excel (Power Point, проигрыватель Windows Media, Pana Board, другие мультимедийные программы), работу с интернет ресурсами, и использовать работу с разными программными продуктами для обеспечения качественного изменения образовательного процесса. Поэтому я окончила курсы повышения квалификации по теме «Использование интерактивной доски в образовательном процессе ДОУ».
Необходимо помнить, что использование ИКТ в учебно-воспитательных целях в ДОУ требует тщательной организации, как самих занятий, так и строгое соблюдение техники безопасности. Педагог должен помнить, что присутствие детей рядом с работающей электронной техникой без надзора взрослых не допустимо. Также должен соблюдаться режим в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Сан Пин при использовании интерактивной доски. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья детей и педагога большое значение имеют условия, в которых проходят занятия.
• Обычное занятие длится от 15 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 5-15 минут
• Расстояние от экрана до глаз ребенка должно быть не менее 2 метров.
• Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было чётким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов.
• Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения. Для защиты от света могут быть использованы лёгкие шторы или жалюзи.
• После окончания занятия и работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
• Для поддержания оптимального микроклимата, необходимо: проветривание и влажная уборка группы до и после занятий.
• Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется интерес к таким занятиям.
Использование и применение ИК технологии в своей профессиональной деятельности:
• Подбор иллюстративного материала к занятиям, совместной образовательной деятельности. Создание развивающей среды в группе.
• Информативное, эстетичное и своевременное оформления стендов для родителей.
• Подбор познавательного, развивающего материала, музыкальных произведений для создания и разработки занятий, сценариев праздников, досугов и других мероприятий.
• Оформление групповой документации, отчётов. Использование ПК позволяет не писать отчёты и анализы каждый раз (достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем оперативно вносить необходимые изменения, дополнения), облегчает хранение и доступ к информации, что значительно облегчает труд педагога и экономит время в последующем
• Создание мультимедийных презентаций в программе Power Point для повышения эффективности и продуктивности образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
• Просмотр видео презентаций, слайд шоу и обучающих мультфильмов в совместной и досуговой деятельности.
• Создание авторских игр для развития памяти, воображения, мышления, речи, ФЭМП в простейших авторских редакторах.
• Создание электронной картотеки игр, потешек, разного вида гимнастики o (для глаз, артикуляционной, пальчиковой), музыкальных композиций.
• Обмен педагогическим опытом на профессиональных сайтах, знакомство с периодикой, участие в дистанционных вебинарах, семинарах, профессиональных конкурсах.
• Создание родительской группы в социальных сетях для обеспечения информативности о функционировании и жизни группы.
• Периодическое обновление информации (фото, описание) о проведении занятий, досугов, праздников и других мероприятиях на сайте ДОУ.
Обобщение результатов использования ИК технологий в сравнительном анализе (см. приложение 3)
Результаты использования ИК технологий
Благодаря применению информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в группе «Улыбка», мне, как педагогу, удалось повысить уровень усвоение полученных знаний дошкольниками с помощью наполнения занятия эмоциональными, яркими образами, включение в познавательный процесс всех видов памяти: зрительной, слуховой, образной, а также преодолеть познавательную и интеллектуальную пассивность детей на занятиях, повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ, поднять на другой уровень взаимодействие с родителями воспитанников. Так же ИКТ послужили обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной, развивающей среды в группе.
В непосредственно образовательной деятельности с детьми я активно использую ИК технологии, что значительно облегчает и обогащает мою работу, как педагога, расширяет возможности передавать информацию в более расширенном качестве и с творческим подходом. Для детей занятия и режимные моменты, где используется ИКТ стали более насыщенными и эмоционально окрашенными, интересными, за счет возможности использования видео, аудиоматериалов. Все, что для ребенка эмоционально выражено, легко усваивается и запоминается. Музыкальные, звуковые файлы, которые я использую на занятиях, а также иллюстрации, презентации, слайд-шоу, развивающие игры являются прекрасным демонстрационным материалом и наглядным пособием, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом активно включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.Дети легче запоминают, а затем воспроизводят полученную информацию.
С помощью мультимедийных технологий можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложно показать и описать на занятиях с помощью иллюстраций, рассказов или увидеть в повседневной жизни (использование презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов и интерактивных панорамных фильмов дают возможность наглядно знакомить детей с окружающим миром, совершать онлайн экскурсии в страны, города, музеи, путешествия в дикий мир природы(в тундру, саванну), в прошлое наших предков(показать устройство избы изнутри с помощью 3 д технологий) и т. д. Грамотно подобранные анимационные эффекты и другие пособия, способствуют повышению интереса детей к изучаемому материалу,а высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, способствуют формированию мотивации к познавательной деятельности, развитию памяти, воображения, творчества детей.
В дошкольном возрасте дети очень восприимчивые к информативной среде. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог с ними ведет не педагог от имени героя, а сам герой ситуации. Данные приемы с использованием музыкального центра, магнитофона или телефона легкодоступны для использования в нашей группе в течении дня.
В досуговой деятельности с детьми без ИКТ практически не обойтись: творческий, музыкальный, физкультурный досуг, обязательно предусматривают использование музыкального сопровождения.
В нашей группе в различные режимные моменты я часто использую обычный телефон и колонки, которые позволяют использовать аудио файлы в нужные моменты: например, при физкультминутках, дыхательной гимнастике или гимнастике для глаз. Так же наличие телефона и колонок служит хорошим подспорьем на прогулках: есть возможность онлайн использовать информацию (стихи, загадки, потешки, музыкальное сопровождение для подвижных и хороводных игр, звуки птиц и животных при наблюдении и др.).
Когда дети укладываются на дневной сон, часто прослушиваем звуки природы, шум моря, способствующие успокоению и переходу ко сну.
Устойчивость внимания и активность детей во время использования ИКТ в образовательной деятельности,по наблюдениям в течении года, увеличилось с 39% до 73%, усвоения материала на занятиях с использованием ИКТ,по результатам опроса, возросло с 41% до 68%.
С родителями с помощью информационно коммуникативных технологий поддерживается постоянный контакт: родители могут иметь полное представление о жизни группы в режиме онлайн:фото образовательной и досуговой деятельности детей, информация о предстоящих или прошедших событиях доступны на сайте ДОУ, в интернете на странице группы , в социальной сети ватсап.
Эффективность общения, коммуникации, обмен информацией между педагогом и родителями, степень доверия и партнерских отношений значительно повысился. На родительских собраниях информация доносится до родителей не только в виде вербального общения, а с использованием наглядной агитации (просмотр видео презентаций, слайдов). В совместной досуговой деятельности детей и родителей всегда используется ИК технологии: постановка музыкальных номеров, разыгрывание сказок, исполнение песен, просмотр презентаций в информативной части, совместная творческая деятельность и другое, требует использования ноутбука, колонок, мультимедийной доски или экрана с мультимедийным проектором.Родители дают высокую оценку работе воспитателей и положительные отзывы, желание присутствовать на подобных мероприятиях. Присутствие родителей на совместных мероприятиях с детьми за год возрасло с 37% до 87%.
Важным аспектом использования ИКТ является самообразование, творческое развитие для меня, как для педагога, и методическое наполнение, создание разнообразной электронной (медийной) картотеки и развивающей среды в группе (иллюстрации, игры (дидактические, развивающие, подвижные, музыкальные и т.д.), идеи для художественного творчества, психогимнастика и др), работа с документацией и отчетностью.
Обмен опытом с другими педагогами, распространение своего педагогического опыта, прохождение дистанционных курсов, участие в семинарах, вебинарах, подготовка педагога к аттестации (создание собственного сайта и электронного портфолио): все это невозможно без активного использования интернет ресурсов, владений и навыков ориентироваться в интернет пространстве самого педагога. Поэтому я стараюсь постоянно развиваться в данном направлении: «Опыт педагога всегда воплощается в познавательной активности детей».
Педагогический опыт использования ИК технологий в своей работе, позволил мне принять участие в методическом объединении на муниципальном уровне с темой выступления «Модели новых форм организации образовательного процесса», где я использовала мастер класс с минимальным использованием ИКТ (телефон, колонки), который доступен практически каждому, и который можно использовать в любой момент образовательной деятельности с детьми (из копилки педагогического опыта: игровое упражнение «Чей голос» (загадка, описание, звуковая схема), д./игра «Что звучит»).
Список использованной литературы
Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании.
Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.
Будунов Г.М. Компьютерные технологии в образовательной среде.
СелевкоГ.К.Педагогические технологии на основе информационно - коммуникативных средств.
Пономарева А. А. Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).С. 225-226.
Интернет ресурсы: http://pedsovet.su http://nsportal.ru http://www.maam.ru http://doshvozrast.ru http://doshkolnik.ru http://pochemu4ka.ru/ http://planetadetstva.net http://900igr.net http://ppt4web.ru http://dohcolonoc.ru/ http://detskiy-mir.net/ http://www.moi-detsad.ru/
Приложение 1
Стандартный комплекс упражнений для глаз при работе за компьютером, использовании интерактивной доски
Комплекс №1 (для детей)
• Подышать глубоко и свободно при смеженных веках. Упражнение повторять указанное количество раз. • Двигать зрачками горизонтально, слева направо, затем обратно (12). • Двигать зрачками вертикально, снизу вверх, затем обратно (12). • Движения по кругу зрачками, по часовой стрелке, против (по 7 каждое). • Зажмуриться, затем мышцы расслабить (8). • Движения из правого нижнего угла в верхний угол левого, затем из левого нижнего в верхний правый (по 7). • Указательный палец поднести к кончику носа, направить к нему четкий взгляд. Расслабить мышцы (5). • Моргать усленно (30 секунд).
Комплекс №2 (для педагога)
• Закройте глаза и сильно напрягите глазные мышцы. Подождите около 4 секунд. Откройте глаза и расслабьтесь. Посмотрите в окно вдаль около 6 секунд. Повторите упражнение 4-5 раз. • Посмотрите на переносицу и задержите на ней глаза примерно на 4 секунды. Затем переведите взгляд на пейзаж за окном и смотрите туда около 6 секунд. Выполните упражнение 4-5 раз. • Посмотрите влево, при этом не поворачивая голову. Зафиксируйте глаза в этом положении примерно на 4 секунды. Повторите это упражнение, только смотря влево, вниз и наверх. (3-4 раза). • Проделайте повороты глазами в следующих направлениях: налево, вниз, направо, вверх, затем прямо вдаль в окно. Потом направо, вниз, налево, вверх, а дальше прямо вдаль в окно. Выполните все действия еще 3-4 раза. • Моргните максимально быстро, отсчитав до 10, потом закройте глаза на пару секунд(повторите 2 раза). Откройте их и посмотрите вдаль в окно. Повторите упражнение 2-3 раза. • Рассмотрите внимательно любой хорошо видимый объект (ветку, птичку, лист и т.д.) в течение 30 секунд. Потом переведите глаза на самый удаленный предмет. Смотрите на него в течение 30 секунд. Потом верните взгляд на первый объект. Повторите такое упражнение 6 раз. • По окончании зарядки даем глазам расслабиться. Можно просто закрыть их на пять минут и подумать о чем-то приятном. При этом не опускайте голову вперед. Выполнение подобных упражнений для глаз при работе за компьютером способствует их расслаблению и тренировке.
Приложение2
Цветовое оформление слайда
Теория цвета: • красный –позитивный и веселый, но после 18 слайда вызывает агрессию и не учебное состояние; • желтый - лучше приглушить ближе к бежевому, хороший цвет для учеников младшего и среднего звена; • зеленый (мягкий, приглушенный) – до 29-30 слайда воспринимается оптимально; • синий (мягкий) – позитивный цвет до 30 слайда; • фиолетовый – не способствует запоминанию информации; • белый - способствует воспроизведению информации от 50 до 70%; • черный – цвет агрессии и стресса; • коричневый (яркий) – после 23 слайда вызывает подъем артериального давления; • серый – вызывает тревогу.
Приложение 3
Диагностика влияния ИКТ на активизацию познавательных процессов у детей и взаимодействие с законными представителями детей(родителями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt_smirnova.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность ИКТ Стратегия развития информационного общества ИКТ как приоритет в образовании ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УПРАВЛЕНИЮ Д ОУ К ПЕДАГОГАМ
Преобразования в образовании Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности и успешно сочетать традиционные методы обучения и современные ИК технологии
Цель применения ИКТ Повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно -образовательный процесс информационных коммуникативных технологий .
В своей профессиональной деятельности с детьми я активно использую ИК технологии, что значительно облегчает и обогащает мою работу, как педагога, расширяет возможности передавать(и получать) информацию в более расширенном качестве и с творческим подходом. ПРИМЕНЕНИЕ ИК ТЕХНОЛОГИИ
Современные дети хорошо осваивают информационные технологии, и задача педагога научиться использовать их в своей работе с детьми. Для детей занятия, режимные моменты, где используется ИКТ, становиться более насыщенными, эмоционально окрашенными, интересными, за счет возможности использования видео, аудиоматериалов , презентаций и развивающих игр. ПРИМЕНЕНИЕ ИК ТЕХНОЛОГИИ .
С помощью мультимедийных технологий можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые сложно показать и описать на занятиях с помощью иллюстраций, рассказов или увидеть в повседневной жизни . Грамотно подобранные анимационные эффекты и другие пособия, способствуют повышению интереса детей к изучаемому материалу. . ПРИМЕНЕНИЕ ИК ТЕХНОЛОГИИ .
ПРИМЕНЕНИЕ ИК ТЕХНОЛОГИИ Занятия, досуги, праздники с включением ИК технологий
ПРИМЕНЕНИЕ ИК ТЕХНОЛОГИИ В подготовке и проведении с овместных детско-родительских мероприятий, собраний, мастер классов без ИК технологий не обойтись.
Мониторинг повышения уровня усвоения пройденного материала и улучшение работоспособности (активности) н а занятиях с применением ИКТ в течении 01.02.2019 по 01.02.2020 года
Мониторинг качественного в ыстраивания партнерского взаимодействие с родителями ( законными представителями) детей с помощью использования ИКТ