3.2 Методические разработки открытых мероприятий (занятия, мероприятия, мастер классы)

Смирнова Юлия Анатольевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение № 16 «Рябинка»

города Дубны Московской области

КОНСПЕКТ ДОСУГА

КЛУБ БАБУШЕК

ТЕМА: «СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК - ПАСХА»

Разработала:

Воспитатель:

Смирнова Ю.А.

Принимали участие:

Музыкальный руководитель:

Савиных Елена Петровна

Сценарий

Клуб бабушек

«Светлый праздник Пасха»

Ведущий:

        Здравствуйте дорогие наши бабушки!

        Мы рады Вас приветствовать!

        Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести праздник, вам известный в нашей многонациональной стране России. А какой это праздник – догадайтесь: отмечают его обычно весной; в день праздника принято идти в храм; к этому готовят пасху, крашенные яйца и пекут куличи; встречая в этот день знакомого говорят ему «Христос Воскрес» и отвечают «Воистину Воскрес».

        Что же это за праздник? – Правильно, это праздник «Пасха»

Стихотворение про праздник «Пасха»

1 ребенок: Звонко капают капели

                Возле нашего окна

                Птицы весело запели

                Пасха! Пасха!

                К нам пришла

2 ребенок: Мы вчера нашли подснежник

                На проталинке в лесу

                Голубой цветочек нежный

                Встретил пасху и весну

3 ребенок: Вышло солнышко лучистое

                Одарило светлым днем

                Пусть же с радостью искристое

                Пасха входит в каждый дом

4 ребенок: Праздник праздников идет

                В Храм святить народ идет

                Яйца, пасхи сырные

                Куличи имбирные

        В пасхальное воскресенье во всех церквях звонят колокола, звонят по-особенному торжественно. Этот звон зовет пасхальный благовест.

Звучит звон колоколов.

        А что значит благовест?

Ведущий: Благовест значит колокольный перезвон несет благую весть.

Дети: Добрую, хорошую.

        Хоть мы и не в храме находимся, но у нас есть колокольчики и другие музыкальные инструменты. Давайте устроим пасхальный перезвон.

Музыкальный  оркестр (музыкальный руководитель и дети)

А теперь посмотрим на экран

Просмотр презентации «Светлая, красная Пасха»

Ведущая: Дорогие бабушки, а у вас в семье есть традиции празднования праздника «Пасхи» (рассказы бабушек о традициях)

Ведущая:Скажите бабушки, какие угощения традиционно готовятся для пасхального стола? (ответы: творожная пасха, куличи, крашенные яйца)

Ведущая:         А когда принято красить яйца перед пасхой? (в чистый четверг)

Рассказ бабушки о чистом четверге (традиционно в последний четверг перед пасхой время, когда в доме убираются, делают генеральную уборку, красят яйца, а верующие в этот день идут в храм и очищают душу)

И кто же главный помощник у бабушек к подготовке к празднику – конечно же внуки и внучки.

Стихотворение:    Приготовлюсь к четвергу

                        Бабушка яички красит

        Ребенок:      Я ей тоже помогу

                        На скорлупке тонкой хрупкой

                        Для людей, для красоты

                        Крашу кисточкою тонкой

                        Крестик, солнышко, цветы

                        В светлый праздник воскресенье

                        Подарю своим друзьям

                        По яичку с поздравленьем

                        И скажу раскрасил Я.

Песня о празднике «Пасха» исполняют дети

        Ведущая: А сейчас бабушки поделятся рецептом приготовления своего

 блюда и как внуки помогут им.

        Показ слайдов (домашнее задание для бабушек: фото и видео отчет о приготовленных блюдах).

По окончании презентации бабушки выносят куличи  и яйца и ставят на стол.

Ведущая:    Словно яркая раскраска

                К нам домой явилась пасха

                Принесла в своем лукошке

                Яйца, булочки, лепешки

                Пироги, блины и чай

                Пасху весело встречай.

        Пришло и нам время поиграть, повеселиться.

        Что-то наши бабушки засиделись. Приглашаю вас на «Пасхальный разгуляй».

Игры бабушек и детей. Музыкальное сопровождение (музыкальный руководитель)

Ведущая:    Катись, катись яичко

                По нашему кружочку

                Найду себе яичко

                Для себя дружочка

В круг дружочки выходите и вдвоем для нас спляшите (2 круга (бабушки и дети), ведущий дает 2 яйца – детям и бабушкам, они передают яйцо по кругу, на ком заканчивается музыка выходят в круг и танцуют в паре-бабушка и ребенок).

Мастер – класс от бабушки.

        Ведущая:Сейчас бабушка научит вас печь самый ароматный творожный пасхальный кулич.

Как это сделать без плиты и без кастрюли?

Очень просто!

(бабушка читает стихотворение, в котором перечисляются продукты. Если названный продукт нужен для приготовления кулича громко говорим: «ДА», если

не нужен «НЕТ». Будьте внимательны)

- Чтобы испечь пасхальный кулич и всех угостить

  надо в магазин сходить и продукты купить

- мы в кулич кладем корицу – да

- мед туда же будет литься – да

- ванилина порошок – да

- и овса большой мешок – нет

- огурцов насыплю я – нет

- насыпаю я муку – да

- яйца будут на верху – да

- в куличе нужна вода – да

- а еще изюм, цукаты – да

- гвозди, молоток, лопаты – нет

- творог, масло – да, простоквашу – нет

- а еще молитву нашу соль и сахар – да

- а цемент – нет

- и кулич готов в момент!

        Посмотрите какой получился пасхальный кулич.

Ведущая: Пасха – самый любимый праздник на всей Руси!

        Русские люди одевались во все светлое, умывались из золотой и серебряной посуды, чтобы разбогатеть.

        Дорогие бабушки вы помните, как ваши мамы, бабушки справляли этот праздник в своих деревнях. Какие у них были обычаи и традиции. Поделитесь

своими воспоминаниями.

        (Домашние задания для бабушек)

Творческая мастерская

Ведущая:

Посмотрите, дети, какие у вас талантливые бабушки, предлагаю бабушкам поделиться своим опытом, поучаствовать в Творческой мастерской.

Сюрпризный момент (показ чудесного мешка)

Ведущая:

        Посмотрите что у меня есть: а что лежит в этом мешке и что мы сегодня

 будем делать вы узнаете если отгадаете мою загадку:

        Солнышко играет и щебечут птички

        Украшение стола – пасхальные (ЯИЧКИ)

Ведущая  достает из чудесного мешка яйцо: Правильно, мы будем украшать пасхальное яйцо. Мешочек у нас с сюрпризом. Посмотрите, в нем еще что то есть. Из мешка достает маленькие мешочки с наборами для творчества(раздает детям чу мешочки и они садятся напротив бабушек)

Музыкальное сопровождение (музыкальный работник)

Ведущая: Яйцо – символ жизни светлой и чистой, символ надежды. Давайте мы с вами украсим пасхальные яйца. Приложите свой замысел и фантазию. Нужно постараться, чтобы получились праздничные пасхальные яйца.

Чаепитие

Ведущая:        «Мы на пасху все идем и кулич в руках несем.

Сдобный кулич принимай скорей,

аппетитный и хороший ешь веселее,

а сейчас зову с собою за праздничный стол кулич отведать

Ешьте пейте не стесняйтесь куличами угощайтесь».

А сейчас дорогие бабушки, мы приглашаем Вас на чай с куличами и пирогами.

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\МЕТОД объединения\Фото пасха сад\ПасхаКлуб бабушек.jpg

Бабушка угощает испеченым куличом

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\МЕТОД объединения\Фото пасха сад\Пасха 3.jpg

Пасхальное поздравление для бабушек

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\МЕТОД объединения\Фото пасха сад\Пасха.jpg

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\МЕТОД объединения\Фото пасха сад\поделки.jpg

Украшенное пасхальное яйцо

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\МЕТОД объединения\Фото пасха сад\работы.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №16 «Рябинка»

г.Дубна

Московская область

   

Досуг совместный родителей и детей

«Старинный русский праздник Покрова»

C:\Users\арсений\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\images (48).jpg

 Составила и провела:

Воспитатель первой квалификационной категории

Смирнова Юлия Анатольевна

Цели и задачи  досуговой  деятельности

- Развивать духовно-нравственные ценности и любовь к Родине

-Познакомить детей и родителей с историей возникновения праздника «Покров Божией Матери».

-Вызвать положительную эмоциональную реакцию и желание  родителей и детей участвовать в совместной деятельности, развлечениях, играх, праздниках.

- Закреплять умения и навыки в  областях «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»

Новые слова и понятия:

Покров - невидимое покрывало, Богородица - Заступница, рукоделие, летник, фартук - передник.

C:\Users\арсений\Desktop\Мамочка\Досуг Урожай собирай-Покров провожай\хоровод.jpg

   Досуг из цикла «Осенние посиделки»

«Старинный русский праздник Покрова»

Здравствуйте дорогие гости, наши родители и дети! Сегодня мы с вами собрались на осенние посиделки  «Старинный русский праздник Покрова». Вечер обещает быть веселым, теплым уютным. Мы провожаем осень. 

Ведущий:       Ковром чистым белоснежным,

чаще видимым и снежным,

К нам Покров на землю сходит

праздником святым приходит.

Ведущий 2:    Здравствуй, праздник долгожданный!

 Встреча осени с зимой!

 Для всех нас такой желанный.

 Добрый день, Покров Святой!

Вечер открываем творчеством наших детей.

Дети читают стихи

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Желтый клен, желтый бук

Желтый в небе солнца круг

Желтый двор, желтый дом

Вся земля желта кругом

Желтизна, желтизна

Значит осень - не весна! (Ульяна Г.)

 Вот на ветке лист кленовый

 Нынче он совсем как новый

 Весь румяный, золотой

Ты куда листок, постой. (Никита Л.)

Дождь на улице идет, мокрая дорога

Много капель на стекле, а тепла немного

Как осенние грибы, зонтики мы носим

Потому что на дворе наступила осень (Тамерлан Д.)

Облетели листья с клена

Клен от холода дрожит

На дорожке у балкона

золотой ковер лежит (Эмили М)

В октябре, в октябре частый дождик на дворе

На лугах желта трава, замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова на зиму  для печек.  (Тамара К)

Осень землю покрывает

Пёстрым, праздничным ковром.

Так природа поздравляет

Нас с Великим Покровом! (Влада)

От всего на свете злого

Лес, и поле, и дома –

Покрывает всё покровом

Богородица Сама. (Злата)

Вот так чудо-чудеса..

Пожелтели все леса!

Время сказочных даров

Будем праздновать Покров!(Вика)

Показ презентации

 Слайд1 Мы с вами живем на просторах нашей необъятной родины России, где издавна существуют народные традиции и обычаи.

Слайд2 Россия всегда была широка душой и на праздники богата.

И особенно радостно и  раздольно на Руси справлялись праздничные осенние гулянья.

Слайд3-4 Осень-это по традиции окончание работ в поле, на заготовках, когда урожай весь собран.

Слайд5 Русь-страна православная и много праздников мы отмечаем осенней порой

Слайд6-7 14 сентября в православии начинается Новолетие: это как наш, обычный новый год. Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 сентября. На Руси всегда очень почитали и любили Пресвятую Богородицу и ее праздники.

Слайд8 14 октября праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который в простонародье зовется Покров.

Слайд9 Предание гласит:когда-то очень-очень давно напали враги на город Константинополь, хотели жителей погубить да город их захватить. Обратились тогда жители в слезной молитве к Богородице – заступись, помоги! Спаси! И вдруг горница озарилась светом.

Слайд10 Подняли люди головы к небу и увидели Богородицу. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий.

Слайд11 И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме.

 С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров, а в народе называли «Покров-батюшка»,

«Первое зазимье», «Свадебник»..

Слайд12 «Первый снег землю покрывает, а Богородица нас своим Покровом от бед и несчастий» говорит нам пословица

Ведущий:Какие народные приметы и пословицы вы знаете? (ответы родителей):

Есть на Руси – матушки такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет».

Ведущий:И поговорки: «Снег Покрова не ждет»;«Батюшка Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром!»; «Батюшка Покров, накрой землю снежком, а меня молодку платком!»; «Весело Покров проведешь, дружка верного найдешь».

Слайд13

Ведущий:Осенними вечерами молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась:играми тешились и шутками, танцами и частушками забавлялись, хороводы водили. И нам пришло время для веселья-развлеченья!

Давайте и мы с вами станцуем русский народный танец.

Танец «Хороводная» (музыка народная «Зеленые рукава») Дети исполняют танец

Слайд14

Ведущий:Русь наша страна гостеприимная..И в гости друг к другу ходить любили, друг друга угощали блюдами вкусными..А какие вы блюда знаете из овощей?

Ответы детей и родителей (Щи, Салат, Борщ, Каши, Винегрет, Лечо, Компот, Икра и т.д.)

Слайд 15

Загадки: Осень-пора урожайная. Сейчас мы узнаем, кто у нас хороший садовод-огородник. Отгадайте-ка  загадки: что растет на нашей грядке?

Ловко спряталась девица

Ладно ей в земле сидится

Выдает коса плутовку

Тянем из земли…(морковку)

Круглое румяное, я расту на ветке

Любят меня взрослые и маленькие детки…(яблоко)

Расселась барыня на грядке

Одета в шумные шелка

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка..(капуста)

Сидит дед, во сто шуб одет

Кто его раздевает, тот слезы проливает..(лук)

Растут на грядке зеленые ветки

А на них красные детки…помидор

Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?(картошка)

Ведущий: 

Слайд16         А к Покрову не узнать сад и огород –

Урожай созрел богатый

выходи, честной народ!

Дети наши знают стихи про овощи:

Стихи про урожай

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп для приправы и для проб,

Есть редиска и салат-наша грядка просто клад!( Камила Ш-О)

Слайд17

Тыква выросла на грядке -
Не поднимете, ребятки!
Если ягода она,
То, наверно, для слона! (Яна)

Слайд18

Думаю из овощей,

лучше всех-картошка!

Без нее не сваришь щей

Не поешь окрошки!(Артем Л)

Слайд19

Очень горький, но полезный

Защищает от болезней

И микробам он не друг

Потому что это  лук (Андрей Б)

А сейчас мы с вами немного поиграем: все вместе урожай соберем.

Слайд20

Игра «Собери урожай»(родители играют вместе с детьми)

Ведущий:Ой какие молодцы:и сажать умеете и собираете урожай быстро! Давайте еще в одну игру поиграем:в эту игру и наши прабабушки и прадедушки любили поиграть.

Слайд 21-22

Русская народная игра «Ручеек»(родители  играют с детьми) 

Ведущий:Молодцы все какие:веселые да удалые! А теперь то черед сказки пришел. И сказка всем знакомая: про Репку, но покажем мы ее по новому.

Слайд23

Сказка про «Репку» (в ролях родители)

Сценарий смотреть в приложении

Ведущий: приглашаем всех в творческую мастерскую.

Совместная деятельность

Поделки в совместном творчестве родителей и детей(делаем морковки из бумаги).Используем бумагу, клей.

Ведущий: Какие хорошие поделки получились у вас. Молодцы.

Я хочу вас угостить дарами осени.

Сюрпизный момент (в большой сумке, ввиде моркови из ткани детям выносится угощение- яблоки)

Чаепитие

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\МЕТОД объединения\Фото пасха сад\репка 1.jpg

Русская народная сказка «Репка».

В ролях: родители

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\МЕТОД объединения\Фото пасха сад\репка.jpg

Русский народный хоровод

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\ПОРТФОЛИО\ФОТО\Досуг Покров фото\DSCF8195.JPG

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\МЕТОД объединения\Фото пасха сад\ручеек9.jpg

Русская народная игра «Ручеек»

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\ПОРТФОЛИО\ФОТО\Досуг Покров фото\IMG_7869.JPG

Выступление детей

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\ПОРТФОЛИО\ФОТО\Досуг Покров фото\IMG_7880.JPG

Игра «Собери урожай»

C:\Users\user\Desktop\УЛЫБКА плюс\ПОРТФОЛИО\ФОТО\Досуг Покров фото\DSCF8208.JPG

Творческая мастерская



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение №16 «Рябинка»

города Дубны Московской области

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ

И КОНТИНЕНТАМ.

ТАДЖИКИСТАН»

для детей старшего дошкольного возраста

(подготовительная группа)

  Автор:

 Воспитатель первой

 квалификационной  

 категории

 Смирнова Ю.А.

2018-2019

год

Цели:

  • Развитие коммуникативных навыков детей и обогащение знаний детей об окружающем мире через общее проживание вообража-емого сюжета. 

Задачи:

  • Обогащать элементарные географические представления детей об окружающем мире: о планете Земля, о континентах, материках, странах.
  • Знакомить детей с государственной символикой и национальной
  • культурой стран.
  • Развивать целостное зрительное восприятие, память, внимание, воображение детей.
  • Учить детей выстраивать логические цепочки между наблюдаемыми фактами, делать умозаключения на основе анализа произведённых действий.
  • Учить детей работать  в малых подгруппах и всей группой вместе.

Предварительная работа:

Рассматривание географической карты, глобуса, географических энциклопедий, книг. Просмотр познавательных мультимедийных презентаций о странах (Россия, Белоруссия, Татарстан, Украина) и континентах. Настольные печатные игры с национальными одеждами. Национальные подвижные игры и прослушивание национальной музыки.

Художественно продуктивная деятельность (рисование).

Материалы и оборудование:

 Географическая карта мира настенная, глобус, картонный плоский макет самолета, картинки с изображением национальных государственных символов стран (России, Белоруссии, Украины, Татарстана, Таджикистана (флаги, гербы)); «медали для путешественников» по количеству детей; национальное традиционное угощение(изюм, сухофрукты); национальный головной убор тюбетейка; мр3 файл-песня «Цыплята» (на таджикском языке).

Мультимедийное и музыкальное сопровождение: медийный проектор и экран, колонки, ноутбук.

Используемая литература

  • Виноградова Н.Ф., Козлова С.А.    Наша Родина. Пособие для воспитателей детского сада.  – Москва «Просвещение» 1984
  • Гризик Т.И.    Познаю мир.  Москва Просвещение 2005
  • Камини Хандури    Кругосветное путешествие   Москва РОСМЭН 2006
  • Картушина М.Ю.  Праздники народов мира в детском саду. Часть1.

     Лето - осень  – Москва Скрипторий 2009

  • Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.   Москва Баласс 2003
  • Веселая планета. Популярные мелодии народов мира (CD)

      http://iplayer.fm

      http://www.proshkolu.ru

C:\Users\user\Desktop\жесткий диск\НАЦИОНАЛЬНОСТИ проект\ТАЖИКИСТАН\ФОТО С ОТК ЗАНЯТИЯ\IMG_0653.JPG

  Ход занятия

Дети входят в группу. Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга и гостей.

На экране Слайд 2

Приветствие

Здравствуй, солнце золотое! (поднять прямые руки вверх и «раскрыть» пальцы рук, как лучики солнца)

Здравствуй, небо голубое! (развести прямые руки горизонтально в стороны)

Здравствуй, маленький дубок! (сложить ладошки над головой «домиком» и слегка присесть)

Здравствуй, вольный ветерок (поднять прямые руки вверх и сделать наклоны вправо и влево)

Мы живём в одном краю (хлопаем ладошками)

Всех я вас приветствую! (вытянуть руки ладошками вверх вперёд).

Воспитатель предлагает детям сесть на свои места.

Ребята, а в какой стране мы с вами живем? (Россия). Назовите  столицу России (город Москва).

Наша страна очень огромная. Одна из самых больших в мире. На нашей планете очень много разных стран и чтобы узнать и запомнить, где какая страна расположена на нашей Планете Земля люди придумали рисовать их маленькими, уменьшать их в размерах.

Загадки:

Отгадайте загадку.

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.

Что же это? (Карта)  Слайд 3

Правильно, это географическая карта. На ней изображены все страны мира, моря, реки, океаны и написаны их названия. Карту с собой обязательно берут в путешествие.

На ноге стоит одной

Крутит вертит головой

Нам показывает страны

Горы, реки, океаны.

(Глобус) Слайд 4

Сегодня, мы, с помощью нашего волшебного глобуса, отправимся в путешествие. Вы готовы путешествовать? (Да)

На чем можно путешествовать? (ответы детей)

А в путешествие мы с вами полетим на самолете, чтобы с высоты увидеть нашу землю. Согласны?

Что мы увидим с высоты полета? (моря и сушу, материки).

Что такое материк?

(Материк – огромная часть земли, окружённая со всех сторон океанами и морями)

Скажите мне, ребята, сколько материков на нашей земле? (Шесть)

Ребята, а на каком материке расположена наша страна Россия? (Евразия).

Кто мне скажет, какой материк самый маленький? (Австралия)

Какой материк самый холодный? (Антарктида)

Материки-близнецы?(Америка южная и северная)

Самый жаркий материк? (Африка)

Молодцы!

Я вас приглашаю пройти на борт самолета. И как настоящим путешес-твенникам я предлагаю вам флажки (российский триколор), чтобы всем было понятно из какой страны вы прилетели.

Дети занимают места в импровизированном самолете.

Слайд 5  (изображение самолета)

Динамичная пауза

Мы садимся в самолет, начинается полет.

Крылья расставляем, внимание-взлетаем!

(дети разводят руки в стороны, изображают самолет)

(Раздается гул взлетающего самолета: звук №1)

Воспитатель: «Внимание, внимание. Мы набрали высоту. Чувствуете себя в полете комфортно? (дети отвечают)

Слайд 6

Посмотрите налево: над территорией какой страны мы пролетаем? Что это за республика? (Белоруссия). Кто назовет столицу Белоруссии? (Минск)

Мы летим дальше. Посмотрите: флаг какой страны вы видите?(Татарстан).

Кто знает, как называется столица Татарстана? (Казань).

Посмотрите правее:развевается еще один национальный флаг: над какой страной мы пролетаем? (Украина) Какая столица в этом государстве?  (Киев)

Какие вы молодцы!

Внимание, дети! Самолет идет на посадку. Звук №2 

Мы приземлились в неизвестной стране.

Мультимедийная презентация. Рассказ о Таджикистане

Слайд 7

Давайте узнаем, в каком государстве мы с вами оказались. Посмотрим на экран (просмотр мультимедийной презентации о Таджикистане)

Слайд 8

Путешествие привело нас в страну Таджикистан. Посмотрите какая красивая природа в этой стране: много гор и плодородных земель, где выращивают хлопок.

Слайд 9

Главный город Таджикистана называется Душанбе. «Душанбе» с таджикского языка на русский переводиться как «понедельник».

Слайд 10

Государственный флаг Таджикистана (состоит из трех цветов: зеленый, красный и белый. Красный обозначает единство таджикского народа, белый- цвет хлопка, главного богатства страны и цвет снежных вершин

гор. Зеленый-цветущие, плодородные долины. Посередине изображена корона с семью звездами)

Государственный герб (корона и полукруг из семи звезд в лучах солнца, восходящего из за гор; справа мы видим колосья пшеницы, а слева

ветки хлопка, которые говорят о плодородных землях Таджикистана.

Внизу расположена книга, символизирующая мудрость)

Слайд 11

Давайте посмотрим как выглядит традиционная таджикская женская одежда. Таджички носят длинные платья-рубахи курты. Украшенная тюбитейка и чалма – головные уборы. Женщины носят цветастые платки, которые называются «лачака».

Слайд 12 

И у мужчин головной убор называется тюбетейка (демонстрируется тюбетейка). Национальную мужскую одежду всегда составляет халат -«чапан» традиционных цветов, хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, широкий поясной пояс.

Слайд 13

Национальным традиционным блюдом у таджиков является плов («угро»). Они очень любят готовить плов с мясом баранины и восточными приправами.

Посмотрите, это манту: как большие пельмени.

Слайд 14

Таджики обычно сидят на полу, застеленном коврами и матрасами вокруг стола («дастархан» называется крытый скатертью настил на полу). Пищу

принято принимать не так, как у нас. Плов, например, кушают руками.  Любят таджики печь лепешки, которые называются «нон». А зеленый чай пью из пиал.

Слайд 15

Национальные игры и танцы Таджикистана.

Окончание презентации

Воспитатель: Ребята, в каком государстве мы с вами оказались? (Таджикистан).

Как называется столица Таджикистана? (Душанбе). Кто живет в Таджикистане? (Таджики). Что еще вам запомнилось о традициях и культуре этой страны? (ответы детей)

Стихотворение на таджикском языке «Таджикистан»

В нашей группе есть мальчик, который приехал из Таджикистана-это Орифджон Саидов. И он приготовил для нас стихотворение на родном языке.

Как вы думаете, на каком языке Ориф рассказал нам стихотворение?

(на таджикском). Молодцы. А хотите узнать, о чем это стихотворение?

Стихотворение о родной стране Орифа: о Таджикистане.

Динамичная пауза: таджикский танец под детскую таджикскую песню:

А сейчас я предлагаю вам послушать песню на таджикском языке и немного потанцевать: Орифджон будет нам показывать движения, а мы повторять за ним. Звук №3

(дети танцуют под музыку, повторяют движения)

Как вы здорово и дружно повторяли движения под музыку!

Пришла пора возвращаться домой: занимайте свои места в самолете.

Ой, ребята, я совсем забыла вам сказать, что самолет у нас необычный:  чтобы вернуться обратно, в свою страну, мы должны выполнить задания и отгадать несколько загадок. Вы готовы? (Да)

Викторина:

Вы знаете, что у каждой страны есть свои государственные символы. Кто ответит, какие это символы? (Герб, флаг, гимн).

Я предлагаю вам рассмотреть флаги разных стран и найти герб каждой страны и разложить их по парам. Кто хочет это сделать? (2-4 ребенка)

Скажите, у какой страны на гербе изображено животное? (Татарстан, Россия)

Какое это животное?(Снежный барс на гербе Татарстана, двуглавый орел на гербе России)

А кто знает еще животных, символизирующих страны? (Зубр символ Белоруссии)

Молодцы, вы справились с первым заданием.

А теперь давайте вспомним про национальные блюда и традиции знакомых нам стран. Я вам буду показывать картинки, а вы называйте национальные блюда  и страну, в которой так любят эту еду.

Картошка, драники со сметаной (Белоруссия)

Как называют картошку в Белоруссии?  Бульба.

Плов, чак чак (Татарстан)

Манты (Таджикистан)

Любимое блюдо Украины? (Борщ с пампушками)

Национальные блюда России? (Щи, каша, блины с икрой и со сметаной)

Вы у меня молодцы! И теперь мы можем взлетать. Готовы?

Динамичная пауза

Мы уселись  в самолет, начинается полет.

Крылья расставляем, внимание-взлетаем!

(дети разводят руки в стороны, изображают самолет)

Полетели!!!

(Гул самолета) звук №4

Воспитатель: Вот мы с вами и прилетели в нашу страну - Россию,

в  наш любимый детский сад.  Вы рады вернуться на Родину? (Да)

Сюрпризный момент :

А мы из путешествия вернулись не с пустыми руками: из Таджикистана,

из города Душанбе мы захватили с собой восточные угощения: орехи и сладости. Хотите попробовать? (Да).Угощайтесь, пожалуйста.

Наше занятие закончено.

C:\Users\user\Desktop\жесткий диск\НАЦИОНАЛЬНОСТИ проект\ТАЖИКИСТАН\ФОТО С ОТК ЗАНЯТИЯ\IMG_0626.JPG     C:\Users\user\Desktop\жесткий диск\НАЦИОНАЛЬНОСТИ проект\ТАЖИКИСТАН\ФОТО С ОТК ЗАНЯТИЯ\IMG_0648.JPG

Мультимедийная презентация. Рассказ о Таджикистане

Задание подобрать пару герб-флаг пяти стран (Россия, Украина, Белоруссия, Татарстан, Таджикистан)

C:\Users\user\Desktop\жесткий диск\НАЦИОНАЛЬНОСТИ проект\ТАЖИКИСТАН\ФОТО С ОТК ЗАНЯТИЯ\IMG_0640.JPG

Динамичная пауза: таджикский танец под народную таджикскую музыку

C:\Users\user\Desktop\жесткий диск\НАЦИОНАЛЬНОСТИ проект\ТАЖИКИСТАН\ФОТО С ОТК ЗАНЯТИЯ\IMG_0622.JPG

Путешествие по странам

C:\Users\user\Desktop\жесткий диск\НАЦИОНАЛЬНОСТИ проект\ТАЖИКИСТАН\ФОТО С ОТК ЗАНЯТИЯ\IMG_0644.JPG



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение №24 «Семицветик»

города Дубна Московской области

Конспект занятия с использованием ИКТ

по ознакомлению с окружающим миром

                   для детей 3-4 лет

«Весенняя сказка»

 Автор Смирнова Юлия Анатольевна

Педагог первой квалификационной категории

Дубна 2019

Цели занятия:

  • Познакомить детей с характерными признаками весны, с изменениями в природе с приходом весны.

Задачи: 

  • Активизировать разговорный словарь детей, развивать речь, мышление, фантазию;
  • Формировать понятия о весеннем времени года, об обитателях леса;

Ход занятия «Весенняя сказка»:

 Воспитатель:

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает, когда это бывает? (Весной)

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна

Зовут меня…(Весна)

Да, наступила долгожданная весна.

Какие приметы наступления весны вы знаете? (ответы детей)

Мы все так рады солнышку.

Пальчиковая гимнастика:

«Солнышко, солнышко, ты пригрей, посвети,

Быстро, по лужицам побегут ручейки,

С неба нам капельки дождичек урони,

Вырастут листики и стебельки».

Вы хотите попасть в весеннюю сказку? (Да)

Тогда, слушайте внимательно.

Презентация «Весенняя сказка» (Слайд 1)

Слайд 2

Наступила весна. Солнышко пригрело землю. Побежали ручьи, растаял снег.

Слайд 3

На весенней полянке появились проталинки и первые цветы.

Слайд 4

Солнышко пригрело пригорок в лесу.

Ой, что это за шум?

Это из берлоги, после зимней спячки вылез медвежонок.

«Здравствуй, Медвежонок»-сказало Солнышко: «Пришла весна!»

«А что такое весна? Я еще маленький и не встречался  с весной»-ответил Медвежонок.

«Пошли со мной, я расскажу тебе о весне»-сказало Солнышко.

Слайд 5

И они пошли гулять по весеннему лесу.

«Посмотри вокруг: с приходом весны просыпается все живое: появляются почки на деревьях и первые цветы»

Дети, какие  первые весенние цветы вы знаете? (подснежники, мать и мачеха)

Посмотрите, и Медвежонок нашел цветы мать и мачехи.

Слайд 6

«Пошли дальше!»-окликнуло Солнышко Медвежонка

«Иду!»-ответил Медвежонок.

Появляется ежик.

«Ой, кто это?»-испугался Медвежонок.

«Чего ты кричишь? Я- ежик, проснулся после зимней спячки»

Солнышко «Ежи тоже спят зимой»

Дети, а кто еще зимой впадает в спячку? (ответы детей: барсуки, насекомые, лягушки)

Слайд 7

«Поспешим дальше»-пригласило солнышко.

Раздается стрекот сороки.

«Ой, кто это? Я испугался!»-сказал Медвежонок и залез на дерево.

«Не бойся, это лесная сорока»-ответило Солнышко.

Появляется сорока.

Птицы очень рады приходу весны и приветствуют ее своим птичьим щебетанием.

Раздается пение синицы. Медвежонок спросил: «А это какая птица поет?»

«Дети, чей это голос?» (ответы детей: появляется синица)

«А кто это поет?» (дети отвечают: скворец-появляется изображение)

Слайд 8

Не только пташки рады наступлению весны, распустившейся зелени, цветам- сказало Солнышко.

«А кто же еще?»-спросил Медвежонок.

«Кто ребята? Подскажете? Насекомые: божьи коровки, бабочки, жуки»

«Оказывается, встречать весну так интересно!»-сказал Медвежонок.

Слайд 9

«Спасибо вам, ребята, спасибо тебе Солнышко! До новых встреч! До свидания!!»

Закрепление материала.

Дети, вам понравилась весенняя сказка? Что интересного вы узнали из сказки?

Кого встретил Медвежонок с наступлением весны?

Молодцы!

Пальчиковая гимнастика:

Скажите, мне, какие птицы к нам вернулись из теплых стран весной? (ласточки, грачи, журавли)

Давайте покажем, как летят журавли крылья у них большие, размашистые)

А теперь покажем как летят ласточки (крылышки у них маленькие, двигаются быстро)

Сейчас мы с вами поиграем.

Я начну фразу, а вы продолжите:

Неуклюжий, как……(медведь)

Пушистый, как….(заяц)

Злой, как….(волк)

Хитрая, как…(лиса)

Голосистый, как….(соловей)

Шустрый, как….(мышонок, заяц)

Малоподвижная игра «Солнышко и тучка»



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение №16 «Рябинка»

Московской области города Дубна

КОНСПЕКТ

ПО НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«Рождественская елочка»

C:\Users\user\Desktop\АТТЕСТАЦИЯ\1270261007.jpg                                                                                     

                                                                                            Подготовила и провела:

                                                                                           воспитатель

                                                                                           Смирнова Ю.А.

                                                                                           

.

г. Дубна

2016 год

Цели и задачи:

  • расширять представление  о  зимующих птицах: умение называть птиц и их  характерные признаки;
  • закрепить умение различать количество предметов, используя слова «один» и «много»;
  • повторить счёт в пределах трёх;
  • развивать у детей внимание, познавательную активность, эстетическое восприятие, мышление, воображение, коммуникативные навыки, мелкую моторику;
  • воспитывать отзывчивость, желание помогать друг другу;
  • формировать желания беречь природу  и заботиться о братьях наших меньших.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материал: видео презентация «Рождественская елочка», изображение елки на фланелеграфе, карточки с изображением  птиц (снегири, синицы, воробьи), ноутбук, магнитофон, CD-диск с записью песни (минусовка) «В лесу родилась елочка» и записи «Голоса птиц», угощения для детей в мешочке .

Предварительная работа:

   - беседа о времени года – зима, о лесных животных и птицах зимой;

   - дидактическая игра «Кто прилетел?»;

   - подвижная  игра «Птички-невелички»;

   - рассматривание иллюстраций «Рождественская елка»;

    - чтение художественной литературы; заучивание стихотворений

     -отгадывание загадок «Что за птица»

     -художественно продуктивная деятельность «Елочка-зеленая иголочка»

Использованная литература  и интернет ресурсы:

  • Международный образовательный портал МААМ.ru
  • Социальная сеть работников образования nsportal.ru

  • А. Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей 3-7лет».
  • А.Куприн, К.Лукашевич "Рождественская ёлка. Стихи и рассказы русских писателей».

C:\Users\user\Desktop\Проекты Занятие Презентации\P1150081.JPG

C:\Users\user\Desktop\29.12.2015\239___12\IMG_4920.JPG

КОНСПЕКТ НОД «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЕЛОЧКА»

На экране (видео презентация (Слайд1))

Музыка (минусовка «В лесу родилась елочка»)

 Воспитатель:Сегодня я вам расскажу рождественскую сказку. А вы мне будете помогать.

«На зимней лесной опушке стояли две елочки-красавицы. Одна-большая, а другая-маленькая. В городе в это время был праздник Рождества. На Рождество люди в своих домах ставят зеленые елки и украшают их праздничными шарами и гирляндами.

Очень хотелось елочкам попасть к людям на праздник. Порадовать маленьких детишек.

Слайд 2: За большой елкой в лес пришел лесник:и забрал ее в город на праздник.

Слайд 3. А маленькая-осталась в лесу на полянке. И загрустила  она в одиночестве. Ей тоже хотелось быть нарядной и радовать детей на празднике.

Посмотрите на елочку:  какая она?(ответы детей).Какие у нее ветки? (зеленые, пушистые). Красивая елочка? Не хватает на ней украшений: шаров и гирлянд.

Хотите помочь елке? Я знаю, что нужно сделать.

Давайте позовем птиц лесных: выходите все ко мне.

Игра «Птички-невелички»:

Птички к нам вы прилетайте

с нами птички поиграйте

Птицы к лесу подлетели

На полянку птички сели  

Стали зернышки клевать

И головками кивать

Десять птичек — стайка

С нами поиграй ка.

Дети садятся на свои места.

Воспитатель:

Ой, слышите? (аудиозапись: «Голоса птиц»). Кто  это поет?

 (видео презентация Слайд 4).  

 (ответы детей)

Посмотрите, прилетели на полянку птички. Да как много

Воспитатель:  Отгадайте-ка ребятки, мои трудные загадки:

(Отгадки появляются на экране при  ответе детей)

1.Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке

Собирает крошки. (Воробей) Слайд 5 

Воспитатель: Чем кроме крошек воробей питается?(ответы детей: зернами, семечками) Слайд 6

Какую песенку поет воробей?(чик чирик)

2.Непоседа, невеличка

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеницу

Кто узнал ее? (Синичка) (Слайд 7)

 

Воспитатель:  Что любит синичка? Слайд 8 (ответы детей)

Давайте посчитаем, сколько синиц на картинке?

 

3. Чернокрылый, красногрудый,

 Не боится он простуды.

 К нам зимой летит на пир

 Как зовут ее?  (Снегирь) (Слайд 9)

Птичка с красной грудкой и поет песенку «фью-фью»

Что любит клевать птица снегирь? (ответы детей: ягоды рябины, семечки шишек)

(Слайд 10) Сколько снегирей мы видим на картинке? (ответы детей)

Где же живут синицы и снегири? (в лесу). Да это лесные жители. Но когда им становится голодно в лесу-они прилетают в город. (Слайд 11)

Как люди помогают птицам выжить зимой? (ответы детей)

Дети вместе со взрослыми делают кормушки (Слайд 12)

Давайте и мы поможем птицам.

 Динамическая пауза (пальчиковая гимнастика)

Ребята дощечки пилили, пилили 

(пилящие движения ребром ладони)

И дружно кормушку для птиц мастерили 

(постукивание кулачками друг по другу)

В неё мы насыплем для птиц угощенье 

(имитация движения кормления)

А чтобы на птичий обед посмотреть

Чуть–чуть отойдём и не будем шуметь.

(Отходим назад и подносим указательный палец к губам).

Дети садятся на места.

Воспитатель открывает макет елки и обращается к детям:

А елочка то наша так и стоит ненарядная… Посмотрите, сколько птичек прилетело: они все хотят порадовать елку (на подносе макеты птиц). Давайте поможем и посадим  птиц: снегирей, синиц и воробьев  на елочку рождественскую и сделаем ее нарядной и праздничной (дети прикрепляют птиц на елку, воспитатель спрашивает какую именно птицу ребенок посадил на елку).

Воспитатель: Посмотрите какая красивая рождественская елка у нас получилась.

И елка наша улыбнулась веточки подняла, веселая стала.

Давайте расскажем стихотворение про елку?

Дети читают стихотворения.

Сюрпризный момент

Ребята, посмотрите, а елочка нам приготовила сюрприз: угощения для нас

(угощения для детей). Мы его обязательно попробуем. Спасибо елочке.

Давайте попрощаемся с елочкой и с гостями.

C:\Users\user\Desktop\Проекты Занятие Презентации\P1150089.JPG

«Песенка для елочки»

Маленькой елочке
Холодно зимой,
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Беленький заинька
Елочку просил:
"Мятного пряничка
Зайке принеси!" 

Елочка, елочка,
Яркие огни,
Синими бусами,
Елочка, звени,
Ветку нарядную
Ниже опусти,
Нас шоколадною
Рыбкой угости! 
Нравится елочке
Наше торжество.
Весело, весело
Встретим Рождество!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение №16 «Рябинка»

Творческий досуг

совместный с родителями

«Пасха красная»

post-5-127032д6339

Автор: воспитатель первой категории

                                                            Смирнова Ю.А.

Дубна  

2016 год

Цели и задачи  досуговой  деятельности

  • Развивать духовно-нравственные ценности и любовь к родному краю
  • Познакомить детей и родителей с историей возникновения календарного праздника «Пасха».
  • Вызвать положительную эмоциональную реакцию и желание  родителей и детей участвовать в совместной деятельности, развлечениях, играх, праздниках.
  • Укреплять детско-родительские отношения и формировать семейные традиции.
  • Закреплять умения и навыки детей в областях «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»

Сценарий досуговой деятельности

детей и родителей

«Пасха красная»

Ведущий: Добрый день наши уважаемые гости и дети. Сегодня мы с вами собрались, чтобы провести праздник,  всем известный в нашей много-национальной стране России. А какой это праздник-догадайтесь: отмечают его обычно весной; в день праздника принято идти в храм; к столу готовят пасху, крашенные яйца и пекут куличи; встречая в этот день знакомого говорят ему «Христос Воскрес» и отвечают «Воистину Воскрес». Что же это за праздник?

Правильно, этот праздник Пасха.

Ведущий(или дети) читает стихотворение

«Пасха»

На землю сходит светлый праздник Пасхи,
Волшебнее любой волшебной сказки,
Чудеснее любых земных чудес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
Пасхальный звон, и яйца с куличами.
Берёзки встали белыми свечами.
И над землёй несётся благовест:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
И верба в честь Святого Воскрешенья
Весенние надела украшенья...
И словно храм, наполнен пеньем лес:
Христос воскрес!
Воистину воскрес!
(Автор: Андрей Усачёв)

Просмотр презентации «Светлая, красная Пасха».

Динамическая пауза «Колокольчики»:

Дети и родители становятся в круг, берут в руки колокольчики. Когда звучит музыка, все выполняют движения, соответствующие тексту песни.

Выставка работ, подготовленных детьми, совместно с родителями «Пасхальный экспромт»

Предлагаю вам полюбоваться творческими  работами, и оценить идеи наших родителей и детей. А теперь я вас приглашаю в нашу творческую мастерскую.

Творческая мастерская «Яички расписные-красивые такие»

Ведущий и дети читают стихи:

«Пасхальное яйцо»

Посмотрите, что за чудо
Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,

Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.

Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
- Пасха – праздник самый светлый!

А яйцо, известно мне, 
Символ жизни на земле!
(Автор: Татьяна Лаврова)

Традиционные подарки на праздник Пасхи-это, конечно расписанные яички. И я вам предлагаю украсить пасхальный подарок: яйцо. Замысел и фантазия помогут детям и родителям создать творческую работу.

Включается музыка для создания творческого настроения.

«Пасхальный разгуляй»: конкурсы, традиционные народные игры, подвижные игры.

Ведущий:

Словно яркая раскраска,
К нам домой, явилась пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!
(Автор: Ирина Евдокимова)

Пришло  нам время поиграть, повеселиться. Приглашаю вас на «Пасхальный разгуляй»

Музыкальное сопровождение

 Ведущие проводят подвижные игры с родителями и детьми:

  1. «Ловишки»:родители встают в пары и располагаются по кругу.  Поднимают руки -«ворота», дети при включении музыки начинают двигаться через «ворота», а когда музыка заканчивается, то родители опускают руки (закрывают «ворота»). Пойманные дети выходят из игры.
  2.  «Прялочка»: русская народная малоподвижная игра для пары родитель-ребенок. В руках у ребенка и родителя «прялка», между ними натянута нить. Прялку  крутят и наматывают нитку на нее на скорость.
  3. Командная игра «Посадка овощей»: две команды должны на скорость  переложить овощи и фрукты из обруча в корзину, передавая из рук в руки. Побеждает команда, которая сделает это быстрее.
  4. «Разноцветная карусель» русская народная игра забава: родители держат в руках разноцветный тент и ходят по кругу, проговаривая слова «Карусель кручу, поиграть хочу. Один, два, три. Кто играет-тот беги». Дети бегают под тентом, а на последние слова тент опускается и те дети, которые остались под тентом карусели выходят из игры.
  5. «Разноцветные шары»: дети и родители делятся на команды и по знаку должны на скорость заполнить шарами определенного цвета обручи однородного цвета с шарами.
  6. «Пирог» русская народная игра Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,
Вот он какой мякошенький,
Вот он какой широконький.            
Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды. Так происходит до тех пор, пока не проиграют все в одной из команд.

Чаепитие

Ведущий: Свеселой Пасхой вас дети и родители поздравляем! Приглашаем вас на чай с куличами, да баранками: «Эй, народ, не зевай: шире рот открывай! Ешь сладкий пирог, да чайком запивай!»

Родители и дети приглашаются за стол.

C:\Users\user\Desktop\16 сад 2014-2015\проект 2016\ФОТО к проекту\игры подвижные обж\DSCF0046.JPG

Выставка работ, подготовленных детьми, совместно с родителями «Пасхальный экспромт»

D:\фото\СОНЯ СОЛНЫШКИНА\8 марта\16 сад 2014-2016\Досуг 2 мл Смирнова 2016\Пасха Красная фото\DSCF0090.JPG

Творческая мастерская

D:\фото\СОНЯ СОЛНЫШКИНА\8 марта\16 сад 2014-2016\Досуг 2 мл Смирнова 2016\Пасха Красная фото\DSCF0104.JPG

«Пасхальный разгуляй»

D:\фото\СОНЯ СОЛНЫШКИНА\8 марта\16 сад 2014-2016\Досуг 2 мл Смирнова 2016\Пасха Красная фото\DSCF0132.JPG

D:\фото\СОНЯ СОЛНЫШКИНА\8 марта\16 сад 2014-2016\Досуг 2 мл Смирнова 2016\Пасха Красная фото\DSCF0144.JPG

Игра «Разноцветная карусель»

D:\фото\СОНЯ СОЛНЫШКИНА\8 марта\16 сад 2014-2016\Досуг 2 мл Смирнова 2016\Пасха Красная фото\DSCF0146.JPG

D:\фото\СОНЯ СОЛНЫШКИНА\8 марта\16 сад 2014-2016\Досуг 2 мл Смирнова 2016\Пасха Красная фото\DSCF0142.JPG



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№22 «Золотая рыбка» город Дубна Московская область

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально коммуникативному развитию на тему

«Чем красна русская изба»

для детей старшего дошкольного возраста

Автор: воспитатель высшей

квалификационной категории

Смирнова Юлия Анатольевна

ДУБНА

2022

Цель:

  • Познакомить детей подготовительной группы  с элементами материальной культуры, включающие  в себя знакомство  с предметами  старинного  быта,  орудиями труда, традициями русского народа   с помощью технологии музейной педагогики.

Задачи: 

  • Воспитательная:  

                                                                                                          

  • Воспитывать у детей интерес к русской национальной культуре, народным традициям и творчеству, желание бережно хранить наследие культуры своего народа.

  • Образовательные:

  • Формировать представление об особенностях жизни, народного быта и обычаях на Руси
  • Способствовать общему развитию дошкольников, прививая любовь к Родине (русской культуре)
  • Обогащать духовный мир детей.


                                       

  • Развивающие:

                                                                                                                       

  • Расширять словарный запас по теме, объяснить значение слов: рубель, чугунок, коромысло, самовар, ухват, ложки, трещетки, рушник.                                   
  • Расширять знания и представления детей о народных играх.
  • Обогащать словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками.
  • Развивать логическое мышление, внимание.                                                       



Используемые педагогические технологии:
Элементы музейной технологии, игровой технологии.

Материалы и оборудование: русский народный костюм, презентация, ноутбук, интер-активная доска, записи русских народных песен, предметы русского быта (деревянные ложки, чугунок, самовар, ухват, макет русской печки, вёдра, коромысла, рубель, рушник, скатерть).

Ход занятия:

Знакомство с детьми.

Добрый день. Меня зовут Юлия Анатольевна, я воспитатель. Сегодня я предлагаю вам позаниматься со мной.

Вы любите играть? Я предлагаю вам поиграть в старинную русскую игру «Передай платочек».

Под музыкальное сопровождение проводиться малоподвижная игра (текст «Передай платочек, как зовут тебя дружочек?»)

Замечательно, теперь мы с вами познакомились.

А вы хотели бы отправиться в прошлое, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и были они в то время совсем маленькими? (ответы детей).

Я хочу вас пригласить в музей русского быта. Вы когда нибудь были в музее? Чтобы попасть в музей, необходимы билеты.

Детям раздаются билеты.

Отправляемся на экскурсию?

Послушайте стихотворение

Русь деревянная, края дорогие

Здесь издавна русские люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Знаете, почему раньше Русь называли деревянной?

Потому что, почти всё было сделано из дерева: дома, посуда, мебель, игрушки,самая необходимая утварь, музыкальные инструменты.  

Отгадайте загадку:

Стоит жилище,

Деревянные бочища,

Внутри печь да дрова

Это русская… (изба).

На экране изображение избы.

Посмотрите, вот в таких избах жили люди. Избы строили из срубленных деревьев, на берегах рек, чтобы всегда был доступ к воде.

«Гость на порог — хозяину радость»-говорили на Руси.

«Мир, вам, люди дорогие, вы явились в добрый час»

К гостям всегда были очень уважительны. И я вас приглашаю в избу, будьте как дома, проходите, присаживайтесь.

«Сядем рядком, да поговорим ладком».

Ребята, а как вы думаете, что самое главное в деревенской избе? (ответы детей)

Послушайте(загадка про печь):

Дрова кушает,
Зубов не имеет,
Телом своим,
Весь дом греет!

На Руси говорили «Без печи, и изба не изба», «Печь-это сердце дома».

Как вы думаете, а для чего в избе печь?

Печка в доме была источником тепла. На печи спали малые дети и старики.В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, блины. Сушили одежду и обувь, а так же грибы, ягоды, травы, в ней даже мылись. Не зря в старину говорили:

«Печь нам - мать родная».

«Не красна изба углами, а красна пирогами». 

 Чем топили печь? (Дровами) 

Посмотрите, какие интересные необычные предметы перед вами, сейчас мы с ними познакомимся.

Отгадайте загадку:

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…(чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь, не трескался и не бился.

Чтобы в печь чугунок поставить и из печи достать, нужно изловчиться и смекалку приложить.

Посмотрите на этот предмет: это ухват, он всегда стоял у русской печи. Как думаете, для чего он служил и как им пользоваться?

Варианты ответов детей. 

А вот посмотрите: чугунок и ухват будто созданы друг для друга. Без ухвата хозяйка не смогла приготовить пищу для семьи.

Демонстрация под муз.сопровождение. Дать возможность попробовать 1-3 детям.

        А вот еще одна загадка:

Стоит толстячок, подбоченивши бочок!

Шипит и кипит, всем чай пить велит

Что же это? Самовар

Русский народ очень любит чай, а особенно из самовара. Много поговорок сложено

«Самовар кипит, уходить не велит», «Чай попьешь-до ста лет доживешь». А вы любите чай? Повторяйте за мной.

Динамичная пауза «Самовар»

Но, чтобы чаю попить, в начале нужно воды наносить. В деревнях воду брали из реки или колодца. В чем воду можно наносить? (ответы детей). Правильно, в ведрах. А чтобы

Было легче ведра тяжелые носить использовали коромысло.

Демонстрацияпод муз.сопровождение. Дать возможность попробовать 1-3 детям.

В любой русской семье у каждого была своя ложка, которую вырезали из дерева. Деревянной ложкой было удобно есть и она не нагревалась.  И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и их часто использовали как музыкальный инструмент, играли на них и пускались в пляс.

Демонстрация игры на ложках под муз.сопровождение

Народ наш русский работящий и веселый! И работает с душой и отдыхать умел широко, с размахом.

Посмотрите, какие музыкальные инструменты были раньше.

Демонстрация трещетки, ложки, свистульки, дудочка, балалайка.

Хотите поиграем и попляшем?

Есть у меня для вас ложки не простые,

а деревянные, расписные! 

Ну-ка добры молодцы и красны девицы,

вставайте в кружок, поиграем, потешимся.

Дети играют на ложках и трещетках под музыкальное сопровождение.

Понравилось вам, ребята?

Какой из старинных предметов быта вам больше всего понравился? Почему?

Как вы думаете, важно хранить старинные вещи? Зачем нам предметы старины?

Вам понравилась экскурсия в музей?

(ответы детей)

Старинные вещи нужны, чтобы сохранить традиции-уметь передавать истории будущим поколениям.

Сюрпризный момент.

Я хочу вам подарить ложки, чтобы в вашей группе тоже были старинные предметы.

Мне было с вами очень приятно заниматься и я спешу передать вам русскую старин-ную   традицию   пить чай с баранками (в свободное время попьёте чай  и вспомните наше занятие).

Детям предлагается посмотреть другие экспонаты музея.