Роль подражания в речевом развитии ребёнка

Ольга Николаевна Шикина

Подражание – это процесс, при котором ребенок копирует поведение, жесты и речь окружающих его людей. Для детей до 2-3 лет подражание является основным способом обучения и развития. Именно благодаря подражанию ребенок учится говорить, повторяя за взрослыми звуки, слова и фразы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_podrazhaniya_v_rechevom_razvitii_rebyonka.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Роль подражания в речевом развитии ребёнка

Речь является одной из основных форм коммуникации между людьми. Она позволяет передавать информацию, выражать свои мысли и чувства, а также взаимодействовать с окружающим миром. Развитие речи у ребенка начинается с самого рождения и является сложным процессом, который зависит от многих факторов. Одним из таких факторов является подражание Подражание – это процесс, при котором ребенок копирует поведение, жесты и речь окружающих его людей. Для детей до 2-3 лет подражание является основным способом обучения и развития. Именно благодаря подражанию ребенок учится говорить, повторяя за взрослыми звуки, слова и фразы.

Когда малыш слышит звуки, которые произносят взрослые, он пытается повторить их самостоятельно.  Он учится правильно произносить звуки и слова. Кроме того, подражание помогает ребенку понимать значение слов и фраз. Он начинает связывать определенные звуки с определенными объектами и действиями.

Подражание  способствует и развитию социальных навыков у ребенка. Он учится взаимодействовать с окружающими людьми, следить за их реакцией и адаптировать свое поведение под них. Подражание помогает ребенку развивать  фантазию и воображение. Он начинает играть в ролевые игры, в которых он может быть кем угодно – доктором, учителем, поваром и т.д.

Однако, необходимо отметить, что подражание может иметь и отрицательное влияние на речевое развитие ребенка. Если окружающие взрослые говорят неправильно или используют ненормативную лексику, то ребенок может повторять эти ошибки. Поэтому, важно следить за тем, как мы говорим в присутствии детей.

Требования к качеству речи взрослых можно суммировать следующим образом.  Так как дети подражают взрослым, речь взрослых должна быть четкой, грамматически правильной, состоять из развернутых предложений, а не отрывочных слов-команд. Очень важно, чтобы все слова были хорошо различимы по звучанию и понятны по смыслу. Не надо говорить очень громко, так как впечатление, что громкая речь лучше "доходит", обманчиво. Иногда полезен шепот- как интимная, доверительная форма общения.

         Очень важно, чтобы речь оставалась нормативной. Хороший выход из положения- чтение книг ребенку. Книги должны соответствовать возрасту и быть доступными его пониманию. Не следует ограничивать детей только пассивным слушанием. Время от времени полезно прервать чтение обсуждением  услышанного.

Если вокруг ребенка говорить правильно, то и речь ребенка будет грамотной!