Развитие речи у детей через дидактическую игру
Описываются виды дидактических игр для детей с речевыми нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srochno.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра формируется на следующих принципах:
- доступность содержания;
-соответствие возрастным нормам;
- возможности для варьирования содержания;
- соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети.
Дидактическая игра имеет определённую структуру. Предлагаем вам выложить в правильной последовательности структуру дидактической игры.
Структура дидактической игры:
1.Дидактическая задача;
2.Игровые правила;
3.Игровые действия или ход игры;
4. Итог игры
Итак, в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия. Затем дети знакомятся с содержанием игры, объясняются правила игры, показывается последовательность выполнения игровых действий , дети играют по определенным правилам и в конце игры обязательно подводится итог.
Существуют следующие виды дидактических игр:
1. Игры с предметами
В данных играх используются игрушки, природный материал, любые подручные предметы. Необходимо научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать и рассказать, какие функции он может выполнять.
2. Настольные-печатные игры
Игры проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем.
3. Словесные игры
В словесных играх дети расширяют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.
4. Игры с использованием ИКТ.
За последние годы значительно возросло количество детей, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Дети с ТНР имеют системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии общей и артикуляционной моторики. Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал.
Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, но и показать и дать возможность практически опробовать специально подобранные дидактические игры по речевому развитию, которые мы используем в работе с детьми с ТНР.
Игры, направленные на развитие артикуляционной моторики
Цель: отработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков
Игры, направленные на развитие речевого дыхания
Цель: развитие речевого дыхания
Игры, направленные на развитие фонетического восприятия
Цель: развитие слухового внимания и памяти, формирование способности узнавать и дифференцировать неречевые и речевые звуки.
Игры, направленные на развитие звукопроизношения
Цель: автоматизация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях в отражённой и самостоятельной речи
Игры, направленные на развитие мелкой моторики с элементами кинезитерапии
Цель: развитие мелкой моторики, координации речи с движением, активизация работы межполушарных взаимосвязей
Игры, направленные на развитие словарного запаса
Цель: развитие внимания к слову, активизация и расширение словарного запаса.
Игры, направленные на развитие грамматического строя речи
Цель: формирование грамматических навыков
Игры, направленные на развитие связной речи
Цель: уметь строить предложения, составлять описательные рассказы, рассказы по серии картинок