Развитие речи у детей через дидактическую игру

Ольга Николаевна Шикина

Описываются виды дидактических игр для детей с речевыми нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл srochno.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра –  это разновидность игр с правилами, специально создаваемых  в целях обучения и воспитания детей. 

Дидактическая игра формируется на следующих принципах:

- доступность содержания;

-соответствие возрастным нормам;

- возможности для варьирования содержания;

- соответствие содержанию деятельности, в которую включены дети.

Дидактическая игра имеет определённую структуру. Предлагаем вам выложить в правильной последовательности структуру дидактической игры.

Структура дидактической игры:

1.Дидактическая задача;

2.Игровые правила;

3.Игровые действия или ход игры;

4. Итог игры 

Итак, в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия. Затем дети знакомятся  с содержанием игры, объясняются правила игры, показывается последовательность выполнения игровых действий , дети играют по определенным правилам и в конце игры обязательно подводится итог.

Существуют следующие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами

В данных играх используются игрушки, природный материал, любые подручные предметы. Необходимо научить ребенка связывать слово с определенным объектом, показать и рассказать, какие функции он может выполнять.

2. Настольные-печатные игры

Игры проводятся с использованием специально отпечатанного материала, картинок, надписей, схем.

3. Словесные игры

 В словесных играх дети расширяют  свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны сами находить признаки различия и сходства предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, узнавать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д.

4. Игры с использованием ИКТ.

За последние годы значительно возросло количество детей, имеющих речевые нарушения. И с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Дети с ТНР имеют системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура  слов, речь насыщена аграмматизмами. У детей бедный словарный запас. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии  общей и артикуляционной моторики. Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал.

Сегодня нам хотелось бы не просто рассказать, но и  показать и дать возможность практически опробовать  специально подобранные дидактические игры по речевому развитию, которые мы используем в работе с детьми с ТНР.

Игры, направленные на развитие артикуляционной  моторики

Цель: отработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков

Игры, направленные на развитие речевого дыхания

Цель: развитие речевого дыхания

Игры, направленные на развитие фонетического восприятия

Цель: развитие слухового внимания и памяти, формирование способности узнавать и дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Игры, направленные на развитие звукопроизношения

Цель: автоматизация звуков изолированно,  в слогах, словах, словосочетаниях  и предложениях в отражённой и самостоятельной речи

Игры, направленные на развитие мелкой моторики с элементами кинезитерапии

Цель: развитие мелкой моторики, координации речи с движением, активизация  работы межполушарных взаимосвязей

 Игры, направленные на развитие словарного запаса

Цель: развитие внимания к слову, активизация и расширение словарного запаса.               

Игры, направленные на развитие грамматического строя речи

Цель: формирование грамматических навыков                                                                                                            

Игры, направленные на развитие связной речи

Цель: уметь строить предложения, составлять описательные рассказы, рассказы по серии картинок