Игры с визуально-ритмическими рядами

Ольга Николаевна Шикина

Развитие ритмических способностей является важным компонентом по формированию речи у детей с ОВЗ, а включение в структуру занятий визуально-ритмических рядов делает процесс усвоения ритма более увлекательным и результативным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр с визуально-ритмическими рядами на логопедических занятиях позволяет решить ряд задач: 

                                                                                                                                развивать чувство ритма;                                                                                                   развивать слуховое внимание;                                                                                                                                          формировать предпосылки развития слоговой структуры слова;                                 упражнять детей в навыках звукового анализа;                                             автоматизировать в речи детей заданный звук в слогах, словах , предложениях;                                                                                                        развивать лексико-грамматический строй речи;                                                                                            обогащать сенсорный опыт детей;                                                                    развивать логическое мышление;                                                                     развивать зрительно-моторную ориентацию в пространстве;                             развивать артикуляционную и  мелкую моторику.                                                                                                стимулировать мотивацию к занятиям у детей;                                                    формировать навык самоконтроля за собственной речью и деятельностью в целом .                                                                                                                          

При составлении игр с визуально-ритмическими  рядами, использую пособия «Ритмическая парковка» (панель с 12ячейками) и «Ритмический круг» (круг с12 секторами) , а также  разнообразные визуальные обозначения (фишки, природный материал, камушки «марблс», мелкие фигурки). Картинки и предметы  могут подбираться с учётом изучаемой в настоящий момент лексической темы или для автоматизации звука, отработки слога, слова. Необходимо развивать понимание, что каждый элемент в ряду зависит от другого так же, как звуки и слоги в словах.

Игра «Выложи по образцу».

Цель: развитие  зрительно-пространственного восприятия.

Ребенку предлагается перенести предложенную на карточке (образце) последовательность на игровое поле «Парковки»

Игра «Продолжи»

Цель: умение правильно работать по заданной моторной программе

Ребёнку предлагают продолжить визуально-ритмический ряд, затем выполнить заданную моторную программу (длинный кубик-ладошка, кубик-кулак)

                                          Игра «Делай, как я»

Цель: развитие  умения различать и воспроизводить заданные темп и ритм.

1.Перед ребенком расположена любая карта «Зайцы-барабанщики» или «Капельки» (в данном упражнении удары – одинаковой силы)

Взрослый с одинаковой силой удара отстукивает любым твердым предметом по столу заданный ритмический рисунок любой карты. Ребенок должен найти нужную карту и показать.  

Усложнение задания. Взрослый за ширмой отстукивает любой заданный ритм.   Ребенок воспринимает ритм только на слух, без зрительной опоры на руки взрослого.

2.Взрослый просит ребенка самостоятельно отстучать ритмический рисунок любой карты.

3.Задания к картам «Молоток-молоточек» и «Медведь-медвежонок» аналогичны предыдущим, но удары различны по силе (громкости).                                                                                 4.Предложите ребенку прослушать 2 ритмических рисунка, положив перед ним соответствующие карты. Ребенок должен разложить карты в нужной последовательности.  

                                          Игра « Осип охает»

Цель: развитие слухоречевой памяти и внимания, вызывание гласного звука «О».

1.Ребёнок повторяет звук О тихо-громко;

2.Взрослый охает, а ребёнок показывает верхний или нижний ряд.

                                                 Игра «Хлопай-топай»

Цели: развитие чувство ритма, слухового восприятия, зрительной памяти, ориентации в пространстве.

1.Педагог вводит условное цветовое обозначение действия, выкладывает элемент зелёного цвета. Увидев один символа зелёного цвета, ребёнок должен 1 раз хлопнуть в ладоши, 2 зелёных символа – 2 раза хлопнуть в ладоши и т.д.

2.Топать:педагог вводит условное цветовое обозначение действия, выкладывает элемент жёлтого цвета. Увидев два жёлтых символа, ребёнок должен 2 раза топнуть ногой, три жёлтых символа - 3 раза топнуть ногой и т.д.

3.Педагог выкладывает визуально-ритмические ряды с использованием символов синего и жёлтого цветов. На каждый цвет ребенок должен вспомнить действие и выполнить его.

                                         Игра «Укрась пирог»

Цель: развитие чувства ритма и слоговой структуры слова, умение определять количество слогов в слове.

Разложить в ячейки по 1, 2, фишки и др. Предложить детям найти предметы с 1, 2 слогами, в соответствии с количеством фишек.

                                        Игра «Слоговые дорожки» 

Цель: развитие чувства ритма, формирование слоговой структуры слова.

 Ребенку предлагают выложить визуально-ритмический ряд (для этого можно использовать камешки, разноцветные кубиков, пуговицы, карандаши): синий, красный, синий – продолжи ряд. Если последовательность составлена верно, нажимаем указательным пальцем на кубик. Например, синий – слог «ва», красный – «ня». «Ва-ня, ва-ня, ва-ня, ва-ня» и т. д. Можно брать и другие слоги: «па-пе», «На-та» и т.д.

                                       Игра « Верно повторяй»

Цель: дифференциация сонорных звуков

1.Ребёнку предлагаем продолжить визуально-ритмический ряд и произнести слоги ла-ра и т.д, слова яблоко-груша;

2. Усложняем: левой рукой кладём яблоко, правой-грушу.

                            Дидактическая игра «Назови действие»

Цель: обогащение глагольного словаря , развитие чувства ритма, слухового и пространственного восприятия, ориентировки в пространстве.

Предлагается ребёнку продолжить логическую последовательность, правильно разложив картинки на игровом поле согласно загаданной теме.         

                  Дидактическая игра «Запомни и повтори»

Цель:  развитие чувства ритма, речи, слухового и пространственного восприятия посредством приемов мнемотехники.                                                                                                                            

Ребенку предлагается запомнить и повторить чистоговорку, скороговорку, стихотворение (рассказ) с опорой на мнемокартинки; выкладывая мнемокарточки в определенной последовательности произносить слово, предложение, фразу.

Игра «Весёлый язычок»

Цель: развитие артикуляционной гимнастики

С помощью визуально-ритмических рядов можно выполнять «Артикуляционную гимнастику».  Для это нужно заранее разложить на круге карточки с упражнениями артикуляционной гимнастики картинкой вниз. В направлении слева направо, по одной,  открывать карточки и выполнять упражнения. Можно предложить ребенку украсить круг, а для этого ему необходимо выкладывать последовательно карточки и выполнять упражнение.