Моторное планирование при запуске речи у неговорящих детей
В статье говорится о важности усвоения навыков моторного планирования при запуске речи у неговорящих детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Моторное планирование при запуске речи у неговорящих детей
Неспособность говорить у детей, несмотря на отсутствие органических поражений речевого аппарата, представляет собой сложную проблему, требующую комплексного подхода. Часто причиной речевой задержки является нарушение моторного планирования – способности мозга организовать и последовательно выполнить сложные моторные акты, необходимые для артикуляции.
Моторное планирование: что это и как оно влияет на речь?
Моторное планирование – это когнитивный процесс, включающий в себя:
1.Формирование моторной программы: мозг создаёт план движения, определяя последовательность и силу мышечных сокращений, необходимых для выполнения действия.
2.Программирование и контроль: проверка и корректировка моторной программы на соответствие поставленной цели.
3.Исполнение: реализация плана движения.
В контексте речи, моторное планирование обеспечивает точную координацию работы артикуляционных мышц (языка, губ, мягкого нёба) для произнесения звуков и слов. Нарушение моторного планирования приводит к диспраксии: затруднениям в планировании и выполнении целенаправленных движений, включая артикуляционные; апраксии речи: специфическому нарушению способности планировать и выполнять произвольные движения артикуляционных органов, необходимых для речи; затруднениям в артикуляции: неточности в произношении звуков, замена одних звуков другими, искажение звуков; задержкам речевого развития: невозможности сформировать полноценную речь.
Методы стимулирования моторного планирования и запуска речи:
Стимуляция моторного планирования направлена на развитие нейронных связей в головном мозге, отвечающих за координацию движений:
- Орально-моторные упражнения: специально подобранные упражнения, направленные на развитие точности и координации движений артикуляционных органов (например, упражнения с языком, губами, щеками).
- Кинезиологические упражнения: упражнения, улучшающие межполушарное взаимодействие и координацию движений (например, упражнения для развития мелкой моторики).
- Игры с элементами моторной координации: игры, требующие точных движений и координации "глаз-рука" (например, конструкторы, мозаика, рисование).
- Метод ритмической стимуляции: использование ритмических стимулов (музыка, ритмические удары) для улучшения координации движений.
- Методы альтернативной и дополнительной коммуникации (ААК): использование различных средств коммуникации (карточек, жестов, символов) для передачи информации, пока развивается речь.
Моторное планирование играет критическую роль в развитии речи у детей. Нарушения моторного планирования могут являться одной из причин речевой задержки. Успешная коррекция требует комплексного подхода, включающего сочетание различных методов стимуляции моторного планирования и создания благоприятной среды для развития речи. Ранняя диагностика и своевременное начало коррекционной работы имеют решающее значение для успешного преодоления речевых трудностей и достижения полноценного речевого развития.