Как аденоиды влияют на речевое развитие ребёнка?

Ольга Николаевна Шикина

Одной из причин речевого нарушения у детей могут быть аденоиды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_adenoidy_vliyayut_na_rechevoe_razvitie_rebyonka.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Как аденоиды влияют на речевое развитие ребёнка?

Заметив, что ребенок плохо дышит носом, спит с открытым ртом, подвержен частым простудными заболеваниям и отитам, любой родитель запаникует. Такие проявления могут быть связаны с аденоидами.                             Аденоидное разращение - это увеличенная носоглоточная миндалина. Закрывая сошник, она вызывает, в первую очередь, затруднение дыхания, и, как следствие, понижение слуха и другие расстройства.                               Функция аденоидов состоит в защите организма от различных бактерий. Они выполняют роль фильтров, увеличиваясь во время инфекции и возвращаясь в норму к моменту выздоровления. Но в связи с частыми простудами аденоидные вегетации не успевают вернуться в исходный размер и увеличиваются до такого состояния, что ребенку становиться сложно или невозможно дышать носом. Аденоидная ткань становится уже не защитой, а причиной более тяжелых заболеваний. отитаангины и других.            Известно, что носоглотка и околоносовые пазухи в нормальных условиях являются основными резонаторами звука, который образуется и поступает из гортани. Затруднение носового дыхания, обусловленное аденоидами и синуситами, непосредственно влияет и на развитие речи ребенка, в частности, на формировании звуков, которые представляются нечеткими, плохо разборчивыми. При воспалении в выше указанных отделах верхних дыхательных путей, звук становится приглушенным, приобретает носовой оттенок. Это происходит за счет уменьшения объема воздуха в носоглотке и околоносовых пазухах. Консультацию логопеда таким детям рекомендуется проводить как можно раньше. Выявленные изменения и установленная связь с заболеваниями носоглотки и пазух требуют применения соответствующих лечебных приемов. Только после восстановления нормального состояния ЛОР- органов целесообразны различные логопедические занятия по коррекции речи.                                                                                                  Однако даже после устранения причины в речи таких детей остаются патологические изменения.                                                                          Нарушение физиологического дыхания ведет к изменению речевого дыхания. Фонационный выдох укорачивается, появляются паузы во время речевого высказывания, вызванные необходимостью сделать дополнительный вдох, даже по привычке. Это является причиной нарушения темпо- ритмического оформления речи, по внешним признакам сходного с заиканием. В будущем у таких детей возникают трудности в овладении навыком письма, а именно – трудности определения границ предложения, слова, слога. У детей с аденоидами выявляются нарушения голосообразования. Появляется назализация голоса (закрытая ринофония), так как носовой резонатор частично или полностью исключается из процесса голосообразования. После удаления аденоидов мягкое нёбо перестает работать в полном объеме, провисает, становится малоподвижным, неэластичным, не разделяет носовую и ротовую полости, что приводит к открытой ринофонии, голос звучит как у ребенка с расщелиной твердого неба. Вследствие нарушения работы носового резонатора голос лишается ряда обертонов, становится глухим, сиплым, речь в целом немодулирована, монотонна. Гласные звуки произносятся нечетко, часто редуцируются, находясь даже в сильной позиции, что часто приводит к замене одних гласных другими (картa = [кэрт^]), а также к стойким трудностям выделения гласных из слова, нарушению звукового анализа в целом. Сокращается длительность произнесения ребенком как гласных, так и согласных звуков, что ведет к затруднениям в овладении звуко-слоговым анализом слов, является одной из причин появления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Нарушено различение звуков Л-М-Н, Т-Д, Д-Н, М-Б-П, эти звуки могут произноситься искаженно, заменяться либо не произноситься вовсе (мебель – [н’эб’иj], мыло – [м’ин^], день – [н’эн’] и т. д.). Нарушается дифференциация глухих и звонких согласных (как твердых, так и мягких вариантов). Преобладает склонность к оглушению, однако изредка отмечается оглушение в одних случаях, озвончение в других. Как следствие появляется аккустическая дисграфия. Аденоиды часто приводят к недоразвитию или слабости мышц периферческого отдела речевого анализатора: Движения нижней челюсти ограничены. Мышцы нижней челюсти ослабевают, появляется гиперсаливация. При помощи языка ребенок рефлекторно пытается прикрыть вход холодного воздуха в ротовую полость, язык становится малоподвижен, мышцы кончика и спинки языка ослабевают, что влечет за собой изменение в произношении многих согласных и гласных звуков (межзубное произнесение свистящих, шипящих, трудности артикулирования соноров, вплоть до невозможности овладеть навыком произношения звуков Л, Р; нарушение произношения и дифференциации твердых и мягких звуков; нарушение произношения и дифференциации йотированных и нейотированных гласных и др.

Описанные речевые нарушения могут негативно повлиять на успешность обучения ребенка в школе. Поэтому следует отметить важность своевременного контроля и, при необходимостикоррекционной работы логопеда, направленной на устранение речевых нарушений, вызванных аденоидами у детей.