Психодиагностика

Гогинова Наталия Александровна

Банк психодиагностических методики их описание

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анкета «Моё отношение к школе» Н.Г. Лускановой

     Цель: Изучение уровня школьной мотивации учащихся

     Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберете тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

     Текст анкеты состоит из 10 вопросов:

1.Тебе нравится в школе?

Да. Не очень. Нет.

2.Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Иду с радостью. Бывает по-разному. Чаще хочется остаться дома.

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

Пошел бы в школу. Не знаю. Остался бы дома.

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится. Бывает по-разному. Нравится.

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних задании?

Не хотел бы. Не знаю. Хотел бы.

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Нет. Не знаю. Хотел бы.

7.Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

Часто. Редко. Не рассказываю.

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?

Мне нравится наш учитель. Точно не знаю . Хотел бы..

9.У тебя в классе много друзей?

Много. Мало. Нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся. Не очень. Не нравятся.

     

      Анализ результатов анкетирования:

За каждый первый ответ - 3 балла, промежуточный -1 балл, последний - 0 баллов.

Чем выше балл, тем выше школьная мотивация. Максимальное число баллов - 30.

25 -30 баллов

Высокая школьная мотивация, учебная активность. Такие учащиеся характеризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 - 24 баллов

Хорошая школьная мотивация. Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.

15 -19 баллов

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

10 -14 баллов

Низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Меньше 10 баллов

Негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В некоторых случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.  

     

     Качественный анализ

     Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа на них может свидетельствовать о высокой тревожности, выбор второго варианта – о психологической защите.

     О перегрузке учащихся свидетельствует выбор третьего варианта ответа на вопрос 5.

     Конфликтные отношения учащихся с классным руководителем выявляет вопрос 8. о возможных проблемах свидетельствует выбор второго и особенно третьего вариантов ответа.

     Для выделения группы риска по эмоциональному самоощущению в учебном коллективе анализируются ответы на вопросы 9 и 10. о полной изоляции или отвержении ребенка может свидетельствовать выбор третьего варианта ответа на оба эти вопроса. При различных комбинациях второго и третьего вариантов ответов можно предполагать либо частичную изоляцию ребенка в классе, либо его включенность в малую замкнутую группу из 2-х или 3-х человек. При комбинации «третий вариант ответа на 9-й вопрос – первый вариант ответа на 10-й» можно предположить, что сам ребенок стремится к общению, однако по какой-то причине ему не удается установить контакт с одноклассниками, т.е. фактически он является отвергаемым. Обратная комбинация ответов на эти вопросы может свидетельствовать о том, что ребенок, хотя и имеет обширные контакты в классе, не удовлетворен своим коллективом.

     Негативные ответы (третьи варианты) на вопросы 2 и 3 в совокупности с промежуточным или негативным ответом на вопрос 7  при прочих положительных ответах (первые варианты) и при достаточно высоком общем уровне развития ребенка могут свидетельствовать о срытом неблагополучии в отношении к школе.

     Если ребенок дает третий вариант ответа на вопрос 7 и при этом у него выявлены высокие показатели по факторам социального стресса, фрустрации потребности в достижении успеха и страха несоответствия ожиданиям окружающих анкеты Филипса, следует предложить его родителям принять участие в работе тренинга родительской эффективности, а также оказать психологическую поддержку самому ребенку.

     



Предварительный просмотр:

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн

в модификации А.М. Прихожан.

     Цель: Исследование самооценки и уровня притязаний у подростков.

     Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) учащимися ряда личных качеств, таких как, здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

     Проведение исследования.

     Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

  1. Здоровье;
  2. Характер;
  3. Уверенность в себе;
  4. Ум, способности;
  5. Авторитет у сверстников;
  6. Умение делать многое своими руками;
  7. Внешность.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».

     Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, а середина – едва заметной точкой.

     Методика может проводиться как фронтально – с целой группой, так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10 – 12 минут.

     Обработка и интерпретация результатов.

     Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная – «здоровье» - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (например, 54 мм=54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

  • уровень притязаний – расстояние в мм от нижней точки шкалы «0» до знака «х»;
  • высоту самооценки – от «0» до знака «-»;
  • значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

     Уровень притязаний.

     Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.

     Высота самооценки.

     Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.

     Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной неадекватной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

     В таблице даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки.

Параметр

Количественная характеристика (балл)

низкий

средний

высокий

очень высокий

Уровень притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень самооценки

Менее 45

45-59

60-74

75-100

     



Предварительный просмотр:

Диагностический опросник для выявления склонности

к различным формам девиантного поведения

     Опросник ДАП-П направлен на выявление лиц, склонных к различным видам девиантного поведения. Опросник состоит из 3-х блоков: склонность к аддиктивному поведению, склонность к делинквентному поведению, склонность к суициду.

     Опросник содержит 49 вопросов (утверждений), на каждый из которых обследуемому предлагается выбрать один из 4-х вариантов ответа: «совершенно верно», «верно», «пожалуй, так», «нет, это совсем не так».

     Инструкция

     Сейчас вам будет предъявлено 49 вопросов, касающихся некоторых ваших индивидуальных психологических особенностей. На регистрационном бланке приводится 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для вас вариант ответа, все ответы должны фиксироваться в регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, вам необходимо отметить одну из 4-х клеток, совпадающую с выбранным вами ответом. На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.

     Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы, поднимите руку – к вам подойдут и помогут. Если вопросов нет, приступайте к работе.

Текст опросника «ДАП-П» (для учащихся общеобразовательных учреждений)

  1. Я хорошо понял инструкцию к данной методике.
  2. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.
  3.  «За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.
  4. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.
  5. Я бываю излишне груб(а) с окружающими.
  6. Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные и интересные видения, слышали странные звуки и т.д.
  7. Среди моих друзей были такие, которые вели такой образ жизни, что мне приходилось скрывать свою дружбу от родителей.
  8.  Мне кажется, окружающие плохо понимают меня, не ценят и недолюбливают.
  9.  В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это помогает мне отвлечься от проблем и хлопот.
  10.  Бывало, что по утрам у меня дрожали руки и голова просто «раскалывалась».
  11.  Я всегда стремился(лась) к дружбе с ребятами, которые были старше меня по возрасту.
  12.  Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
  13.  В состоянии агрессии я способен(а) на многое.
  14.  Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.
  15.  Я часто испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
  16.  На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей и педагогов по их воспитанию оказываются бесполезными.
  17.  Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ отплатить ему тем же.
  18.  Приятели, с которыми я дружу, не нравятся моим родителям.
  19.  Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.
  20.  Я привык(ла) считать, что «око за око, зуб за зуб».
  21.  Я всегда раз в неделю выпиваю.
  22.  Если кто-то причинил мне зло, я отплачу ему тем же.
  23.  Бывало, что я слышал(а) голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.
  24.  Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.
  25.  У меня есть друзья, которые любят смотреть «мультики» после приема разных веществ.
  26.  В районе, где я проживаю, есть молодежные тусовки, которые активно враждуют между собой.
  27.  В последнее время, чтобы не сорваться, я вынужден(а) принимать успокоительные средства.
  28.  Я пыталась(лся) освободиться от некоторых пагубных привычек.
  29.  Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.
  30.  Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
  31.  Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.
  32.  В последнее время я часто испытывал(а) стресс, поэтому принимал(а) успокоительные средства.
  33.  Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан.
  34.  В нашей школе был принят «ритуал прописки» новичков, и я активно в нем участвовал.
  35.  В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадежным.
  36.  У меня были неприятности во время учебы в связи с употреблением алкоголя.
  37.  Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.
  38.  Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить удовольствие.
  39.  Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считая их неразумными.
  40.  Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т.д.
  41.  Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) алкоголем.
  42.  Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».
  43.  Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
  44.  Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».
  45.  Нет ничего предосудительного в том, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.
  46.  Мои близкие друзья частенько уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считая их скучными, неинтересными.
  47.  В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).
  48.  С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться, даже если очень захочу.

Работа с опросником закончена, отложите бланк.

     Обработка результатов

     Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных «ключей», а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:

     0 – Нет, это совсем не так;

     1 – Пожалуй, так;

     2 – Верно;

     3 – Совершенно верно.

     В процессе обработки вначале необходимо обратить внимание на вопрос 1 (хорошо ли понял обследуемый инструкцию к данной методике).

Стены к методике «ДАП-П»

Шкалы

Низкие

СТЕНЫ

Высокие

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аддиктивное поведение

38 и ≥

37-31

30-26

25-19

18-13

12-8

7-6

5-4

3-2

1 и ≤

Делинквентное поведение

33 и ≥

32-27

20-23

22-18

17-15

14-11

10-8

7-5

4-3

2 и ≤

Суицидальный риск

16 и ≥

15-13

12-10

9-7

6-5

4

3

2

1

0

Баллы по методике

     Примечание. Показатели, соответствующие 1 – 2 стенам, говорят о высокой склонности к девиантному поведению; показатели, соответствующие 3 – 7 стенам, - о значительной предрасположенности; показатели, соответствующие 9-10 стенам, - о низкой склонности (или отсутствии) к девиантному поведению.

 

     Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается по следующим номерам вопросов:

     3, 6, 9, 10, 12, 15, 21, 23, 25, 27, 28, 30, 31, 32, 36, 37, 38, 41, 42, 44, 45, 48.

     Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается по следующим номерам вопросов:

     5, 7, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 20, 22, 26, 34, 39, 40, 46.

     Уровень суицидальной предрасположенности (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов:

     2, 4, 8, 19, 24, 29, 33, 35, 43, 47.

     



Предварительный просмотр:

Анализ пробных экзаменов

      Анкета заполняется после пробных (репетиционных) экзаменов. Она предназначена для рефлексии полученного опыта, ее результаты полезно учитывать при организации занятий с выпускниками.

     Уважаемые выпускники! Недавно вы сдали репетиционный экзамен, а в будущем вам предстоит сдача ЕГЭ. Для нас очень важно знать, с какими трудностями вы столкнулись. Просим вас ответить на вопросы о том, как прошел для вас репетиционный экзамен. Пожалуйста, напишите свой ответ после каждого вопроса.

  1. Что оказалось самым легким во время экзамена? __________________
  2. Что было для вас самым трудным во время экзамена?______________
  3. Вы выполняли все задания подряд или выборочно? Если выборочно, то как выбирали?__________________________________
  4. Что для вас явилось неожиданным во время экзамена?_______________
  5. Вы планировали свою работу во время экзамена? Если да, то как?_____
  6. Что бы вы посоветовали тем, кто готовится к сдаче репетиционного экзамена?_______________________________________________



Предварительный просмотр:

Анкета для учащегося

Ф.И.О. _______________________________________________ Класс  __________ Дата _______________

  1. Что ты получаешь от своей семьи?

А) материальную поддержку;                                          Б) взаимопонимание со стороны своей семьи;

В) дома хорошо и спокойно;                                            Г) равнодушие;                                                             Д) конфликты и недопонимание.

  1. Проводя вечер дома, что ты испытываешь?

А) радость общения с родителями (законными представителями);                                 Б) пытку сидеть дома;

В) возможность быть собой;                                                                                                Г) тревогу, беспокойство, страх;

  1. Чувствуешь ли ты одиночество в своей семье?

А) да;                             Б) нет;                           В) иногда                                Г) не знаю.

  1. Как ты считаешь, есть ли у родителей (законных представителей) секреты от тебя?

А) да;                             Б) нет;                           В) мне не всё рассказывают родители (законные представители).

  1. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на вашу семью?

А) да;                             Б) нет;                           В) не знаю.

  1. Помогаешь ли ты родителям (законным представителям) по хозяйству?

А) да, я делаю это с охотой;                               Б) я делаю домашние дела только тогда, когда меня попросят об этом;

В) мне не хочется ничего делать дома.

  1. Чувствуешь ли ты себя комфортно дома?

А) да;                                         Б) нет;                              В) не знаю.

  1. Какой стиль семейного воспитания преобладает в вашей семье?

А) авторитарный (При этом стиле воспитания ребенок должен следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Жесткий родительский контроль и запреты);

Б) автономный (Родители не вмешиваются в жизнь ребенка предоставляют ему практически полную свободу и почти не контролируют);

В) демократический (Между родителями и ребенком теплые и дружеские взаимоотношения. Родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности).

.

Анкета для учащегося

Ф.И.О. _______________________________________________ Класс  __________ Дата _______________

  1. Что ты получаешь от своей семьи?

А) материальную поддержку;                                          Б) взаимопонимание со стороны своей семьи;

В) дома хорошо и спокойно;                                            Г) равнодушие;                                                             Д) конфликты и недопонимание.

  1. Проводя вечер дома, что ты испытываешь?

А) радость общения с родителями (законными представителями);                                 Б) пытку сидеть дома;

В) возможность быть собой;                                                                                                Г) тревогу, беспокойство, страх;

  1. Чувствуешь ли ты одиночество в своей семье?

А) да;                             Б) нет;                           В) иногда                                Г) не знаю.

  1. Как ты считаешь, есть ли у родителей (законных представителей) секреты от тебя?

А) да;                             Б) нет;                           В) мне не всё рассказывают родители (законные представители).

  1. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на вашу семью?

А) да;                             Б) нет;                           В) не знаю.

  1. Помогаешь ли ты родителям (законным представителям) по хозяйству?

А) да, я делаю это с охотой;                               Б) я делаю домашние дела только тогда, когда меня попросят об этом;

В) мне не хочется ничего делать дома.

  1. Чувствуешь ли ты себя комфортно дома?

А) да;                                         Б) нет;                              В) не знаю.

  1. Какой стиль семейного воспитания преобладает в вашей семье?

А) авторитарный (При этом стиле воспитания ребенок должен следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Жесткий родительский контроль и запреты);

Б) автономный (Родители не вмешиваются в жизнь ребенка предоставляют ему практически полную свободу и почти не контролируют);

В) демократический (Между родителями и ребенком теплые и дружеские взаимоотношения. Родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности).

Анкета для учащегося

Ф.И.О. _______________________________________________ Класс  __________ Дата _______________

  1. Что ты получаешь от своей семьи?

А) материальную поддержку;                                          Б) взаимопонимание со стороны своей семьи;

В) дома хорошо и спокойно;                                            Г) равнодушие;                                                             Д) конфликты и недопонимание.

  1. Проводя вечер дома, что ты испытываешь?

А) радость общения с родителями (законными представителями);                                 Б) пытку сидеть дома;

В) возможность быть собой;                                                                                                Г) тревогу, беспокойство, страх;

  1. Чувствуешь ли ты одиночество в своей семье?

А) да;                             Б) нет;                           В) иногда                                Г) не знаю.

  1. Как ты считаешь, есть ли у родителей (законных представителей) секреты от тебя?

А) да;                             Б) нет;                           В) мне не всё рассказывают родители (законные представители).

  1. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на вашу семью?

А) да;                             Б) нет;                           В) не знаю.

  1. Помогаешь ли ты родителям (законным представителям) по хозяйству?

А) да, я делаю это с охотой;                               Б) я делаю домашние дела только тогда, когда меня попросят об этом;

В) мне не хочется ничего делать дома.

  1. Чувствуешь ли ты себя комфортно дома?

А) да;                                         Б) нет;                              В) не знаю.

  1. Какой стиль семейного воспитания преобладает в вашей семье?

А) авторитарный (При этом стиле воспитания ребенок должен следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Жесткий родительский контроль и запреты);

Б) автономный (Родители не вмешиваются в жизнь ребенка предоставляют ему практически полную свободу и почти не контролируют);

В) демократический (Между родителями и ребенком теплые и дружеские взаимоотношения. Родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают ему, учитывают его нужды и потребности).



Предварительный просмотр:

Оценка коммуникативных и

организаторских склонностей (КОС)

     Цель: Оценка коммуникативных и организаторских склонностей.

     Оснащение: Вопросник КОС и лист для ответов.

     Порядок работы: Эксперимент может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию: «Вам нужно ответить на все предложенные вопросы. Свободно выражайте свое мнение по каждому вопросу и отвечайте так: если ваш ответ на вопрос положителен (вы согласны), то в соответствующей клетке листа ответов поставьте плюс, если же ваш ответ отрицателен (вы не согласны) – поставьте минус. Следите, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы запишете свой ответ, совпадали. Имейте в виду, что вопросы носят общий характер и не могут содержать всех необходимых подробностей. Поэтому представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует тратить много времени на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Тогда постарайтесь дать тот ответ, который вы считаете предпочтительным. При ответе на любой из этих вопросов обращайте внимание на его первые слова. Ваш ответ должен быть точно согласован с ними. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов».

Бланк ответов

     Фамилия, имя, отчество____________________________________________________

     Дата_____________                Возраст____________       Группа____________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Вопросник КОС

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли включаетесь в новую для вас компанию?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающие интересы ваших товарищей?
  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?
  30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?
  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у вас много друзей?
  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

 

     Обработка результатов.

  1. Сопоставить ответы испытуемого с дешифратором и подсчитать количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям:

Склонности

Ответы

положительные

Отрицательные

Коммуникативные

Организаторские

Вопросы 1-го столбца

Вопросы 2-го столбца

Вопросы 3-го столбца

Вопросы 4-го столбца

  1. Вычислить оценочные коэффициенты коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей как отношения количества совпадающих ответов по коммуникативным склонностям (Кх) и организаторским склонностям (Ох) к максимально возможному числу совпадений (20), по формулам:

Кк=Кх/20 и Ко=Ох/20.

     Для качественной оценки результатов необходимо сопоставить полученные коэффициенты со шкальными оценками:

Шкала оценок коммуникативных

и организаторских склонностей

Кк

Ко

Шкальная оценка

0,10 – 0,45

0,45 – 0,55

0,56 – 0,65

0,66 – 0,75

0,75 – 1,00

0,20 – 0,55

0,56 – 0,65

0,66 – 0,70

0,71 – 0,80

0,81 – 1,00

1

2

3

4

5

     При анализе полученных результатов необходимо учитывать следующие параметры:

  1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.
  2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
  3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа испытуемых нуждается в дальнейшей серьезной  и планомерной воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
  4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
  5. Испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.


Предварительный просмотр:

Диагностика интеллектуального развития

1-2-й класс

     Для младших школьников разработано 4 субтеста, включающих в себя 40 вербальных заданий, подобранных с учетом программного материала начальных классов.

     Каждому заданию присваивается определенная оценка в баллах, отражающая степень его сложности. Общий результат по каждому субтесту определяется путем суммирования баллов по всем 10 заданиям.

     Субтест 1 (осведомлённость). В состав первого субтеста входят задания, требующие от испытуемых дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных (запас знаний испытуемого). 

   

     Инструкция: «Какое слово из всех, что я назову, подходит больше всего?».

Задание

Балл

1. У сапога всегда есть...а) шнурок, б) пряжка, в) подошва, г) ремешок, д) пуговицы.

1,9

2. В тёплых краях обитает...а) медведь, б) олень, в) волк, г) верблюд, д) пингвин.

2,8

3. В году...а) 6 месяцев, б) 8 месяцев, в) 12 месяцев, г) 14 месяцев, д) 9 месяцев.

2,7

4. Месяцы осени...а) июнь, б) сентябрь, в) август, г) декабрь, д) февраль.

2,3

5. В России не живут...а) соловей, б) аист, в) синица, г) страус, д) скворец.

2,6

6. Мать старше своего сына...а) часто, б) всегда, в) никогда, г) редко, д) иногда.

2,2

7. Время суток...а) год, б) месяц, в) неделя, г) день, д) понедельник.

2,8

8. Вода всегда...а) прозрачная, б) холодная, в) жидкая, г) белая, д) вкусная.

3,4

9. У дерева всегда есть...а) листья, б) цветы, в) плоды, г) корень, д) тень.

2,8

10. Пассажирский транспорт...а) комбайн, б) самосвал, в) автобус, г) экскаватор, д) тепловоз.

2,6

     Субтест 2 (классификация). Второй субтест состоит из заданий, представляющих собой словесный вариант исключения «пятого лишнего». Данные, полученные при исследовании этой методикой, позволяют судить о владении операциями обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделять существенные признаки предметов и явлений.

     Инструкция: «Одно слово из пяти лишнее, оно не подходит ко всем остальным. Послушай внимательно, какое слово лишнее и почему?

Задание

Балл

1. а) тюльпан, б) лилия, в) фасоль, г) ромашка, д) фиалка.

2,6

2. а) река, б) озеро, в) море, г) мост, д) болото.

2,3

3. а) кукла, б) медвежонок, в) песок, г) мяч, д) машина.

2,7

4. а) шиповник, б) сирень, в) каштан, г) жасмин, д) смородина.

2,6

5. а) курица, б) петух, в) воробей, г) гусь, д) индюк.

2,4

6. а) окружность, б) треугольник, в) четырёхугольник, г) указка, д) квадрат.

2,5

7. а) Сергей, б) Света, в) Миша, г) Иванов, д) Коля.

2,5

8. а) число, б) деление, в) сложение, г) вычитание, д) умножение.

2,3

9. а) весёлый, б) быстрый, в) грустный, г) вкусный, д) осторожный.

3,0

10. а) одеяло, б) подушка, в) простынь, г) матрац, д) диван.

2,7

     Субтест 3 (словесно-логическое мышление). Задания на умозаключение по аналогии. Для их выполнения испытуемому необходимо уметь установить логические связи и отношения между понятиями.    

     Инструкция: «К слову «птица» подходит слово «гнездо», скажи, какое слово подходит к слову «собака» так же, как к слову «птица» подходит слово «гнездо». Почему?. Теперь надо подобрать пару к другим словам. Какое слово подходит к слову «роза» так же, как к слову «огурец» подходит слово «овощ». Выбери из тех, что я тебе назову. Итак, огурец – овощ, а роза - …».

Задание

Балл

1

Огурец

Роза  

2,0

овощ

а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

2

Огород

Сад

2,4

лук

а) забор, б) грибы, в) яблоня, г) колодец, д) скамейка

3

Учитель

Врач

2,2

ученик

а) очки, б) больница, в) палата, г) больной, д) укол

4

Цветок

Птица

2,6

ваза

а) клюв, б) чайка, в) гнездо, г) перья, д) крылья

5

Перчатка

Сапог

2,4

рука

а) чулки, б) подошва, в) кожа, г) нога, д) щетка

6

Темный

Мокрый

2,1

светлый

а) солнечный, б) скользкий, в) сухой, г) теплый, д) холодный

7

Часы

Термометр

2,5

время

а) стекло, б) температура, в) кровать, г) врач, д) боль

8

Машина

Лодка

2,2

мотор

а) река, б) маяк, в) парус, г) волна, д) берег

9

Стол

Пол

2,2

скатерть

а) мебель, б) ковёр, в) пила, г) доски, д) гвозди

10

Стул

Игла

2,1

деревянный

а) острая, б) тонкая, в) блестящая, г) стальная, д) короткая

     Субтест 4 (обобщение). Выявление умения обобщать.


   
Инструкция: «Каким общим словом можно объединить…?

Задание

Балл

1. Метла, лопата..... (орудия труда, инструменты)

2,6

2. Лето, зима.....  (времена года)                

2,1

3. Окунь, карась..... (рыбы)          

3,0

4. Огурец, помидор..... (овощи)     

2,2

5. Сирень, ракита.....  (кустарники)      

2,6

6. Шкаф, диван..... (мебель)

3,0

7. Май, август..... (месяцы)

2,4

8. День, ночь..... (время суток)

2,8

9. Слон, собака..... (животные)

2,2

10. Дерево, цветок..... (растения)

2,2

   

     Оценка выполнения учащимися тестовых задач.

     Оценка в баллах по каждому заданию получается путем суммирования всех правильных ответов по данному субтесту. Максимальное количество баллов, которое может получить школьник за выполнение I-II субтестов, - по 26 баллов, III - 23 балла, IV - 25 баллов. Таким образом, общая максимальная оценка по всем 4 субтестам составляет 100 баллов.

     Интерпретация полученных школьником результатов производится следующим образом:

100-80 баллов - высокий уровень умственного развития;

79-60 баллов - средний уровень;

59-40 баллов - недостаточный (ниже среднего) уровень развития;

39-20 баллов - низкий уровень развития;

меньше 20 баллов - очень низкий уровень.

     При обсуждении результатов следует учитывать не только общий уровень развития, но и роль каждой составляющей в общем результате. Важно оценить, насколько гармонично или асинхронно развиты диагностируемые интеллектуальные умения, а также какой из параметров значительно улучшает или ухудшает результат.



Предварительный просмотр:

Методика экспресс-диагностики

характерологических особенностей личности

     Автор методики Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию – интроверсию и нейротизм.

     Цель: Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма.

     Оснащение: Бланк опросника Айзенка, ответный лист.

     Порядок работы. Эксперимент проводится индивидуально или в группе. Экспериментатор сообщает испытуемым инструкцию: «Вам будет предложено ответить на ряд вопросов. Отвечайте только «да» или «нет», не раздумывая. Имейте в виду, что исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности, так что правильных или неправильных ответов здесь нет». Затем экспериментатор напоминает, что испытуемые должны работать самостоятельно и предлагает приступить к работе.

     Текст опросника

  1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
  2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
  3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь просят?
  4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь?
  5. Часто ли у тебя меняется настроение?
  6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
  7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
  8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
  9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?
  10.  Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  11.  Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
  12.  Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
  13.  Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
  14.  Нравится ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»)?
  15.  Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
  16.  Тебе можно доверить любую тайну?
  17.  Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
  18.  Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
  19.  Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
  20.  Ты когда-нибудь говорил неправду?
  21.  Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
  22.  Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
  23.  Ты часто чувствуешь себя усталым?
  24.  Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
  25.  Ты обычно весел и всем доволен?
  26.  Обидчив ли ты?
  27.  Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
  28.  Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
  29.  У тебя бывают головокружения?
  30.  Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
  31.  Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?
  32.  Любишь ли ты иногда похвастаться?
  33.  Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
  34.  Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
  35.  Ты обычно быстро принимаешь решения?
  36.  Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
  37.  Тебе часто снятся страшные сны?
  38.  Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
  39.  Тебя легко огорчить?
  40.  Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
  41.  Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
  42.  Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
  43.  Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
  44.  Ты всегда ешь то, что тебе подают?
  45.  Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
  46.  Ты любишь часто ходить в гости?
  47.  Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
  48.  Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
  49.  Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
  50.  Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
  51.  Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
  52.  Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
  53.  Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
  54.  Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
  55.  Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
  56.  Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
  57.  Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
  58.  Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
  59.  Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
  60.  Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав.

Ответный лист

     ФИО _________________________________________________

     Группа _______________   Дата __________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

     Обработка результатов

     После заполнения испытуемыми  ответных листов экспериментатор, используя «ключ», подсчитывает баллы по показателям: Э – экстраверсия, Н – нейротизм, Л – ложь (каждый ответ, совпадающий с «ключом», оценивается как один балл).

     Ключ

     Экстраверсия (Э):

     «Да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

     «Нет»: 6, 33, 51, 55, 59.

     Экстраверсия проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном и импульсивном поведении, направленности на общение. Для интровертов характерно необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное поведение, стремление к замкнутости.

     Нейротизм (Н):

     «Да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

     Человеку с высоким уровнем нейротизма свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром, ригидность. Индивид с низким уровнем нейротизма спокоен, беззаботен, непринужден в общении, надежен.

     «Ложь»:

     «Да»: 8, 16, 24, 28, 36, 44. «Нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48.

     Нормативы для подростков 12-17 лет: экстраверсия (Э) – 11-14 баллов, «ложь» - 4-5 баллов, нейротизм (Н) – 10-15 баллов.  

     Характерологические проявления. Пути коррекции.

     Тип №1. Э: 0 – 4; Н: 0 – 4.

     Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен. Воспитателей беспокоит мало, а значит, всегда страдает от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе – повысить самооценку посредством привлечения внимания группы к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Следует подчеркивать ценность таких качеств, как скромность и хладнокровие.

     Тип №2. Э: 20 – 24; Н: 0 – 4.

     Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит в успех. Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется всеобщей любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро остывает). Следует поощрять трудолюбие, использовать природный артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать к настойчивости, дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания). Рекомендуется помочь организовать время (кружковой работой, участием в экспедициях и т.д.).

     Тип №3. Э: 20 – 24; Н: 20 – 24.

     Активный, имеет хорошо развитые бойцовские качества. Насмешлив. Стремится общаться со всеми на равных. Основная тактика – подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, общаться «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивное достижение и т.п.).

     Тип №4. Э: 0 – 4; Н: 20 – 24.

     Тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен, поэтому имеет смешенные оценки и самооценки. Высокоранимый. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедленны. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию. Стремится поддержать. Его следует оградить от насмешек, нужно выделять его положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности), подобрать деятельность, не требующую активного общения, строгой временной регламентации, а также не включенную в жесткую систему субординации. Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно энергичными.

     Тип №5. Э: 0 – 4; Н: 4 – 8.

     Созерцателен, спокоен. Имеет низкий уровень заинтересованности в реальной жизни, а значит, и низкие достижения. Направлен на внутренние выдуманные или вычитанные коллизии. Послушно-безразличен. Остро нуждается в повышении самооценки, это разрушат безразличие и повышает уровень притязаний, а следовательно, качество работы или учебы. Же6лательно найти сильные стороны (способности, задатки), чтобы как-то увлечь работой.

     Тип №6. Э: 0 – 4; Н: 16 – 20.

     Сдержанный. Робкий, чувствительный, стесняется в незнакомой ситуации. Неуверенный, мечтательный. Любит философствовать, не любит многолюдья. Имеет склонность к сомнениям. Мало верит в свои силы. В целом уравновешен. Не склонен паниковать и драматизировать ситуацию. Тревожный. Часто пребывает в нерешительности, склонен к фантазии. Следует стараться поддерживать, опекать, подчеркивать перед группой положительные качества и проявления (серьезность, воспитанность, чуткость). Можно увлечь идеей (например, помощи кому-либо более слабому). Это повысит самооценку, даст повод к более оптимистическому ощущению жизни.

     

     Тип №7. Э: 0 – 4; Н: 8 – 16.

     Человек скромный, активный, направленный на дело. Справедливый, преданный друг. Очень хороший, умелый помощник, не плохой организатор. Застенчив. Предпочитает оставаться в тени. Дружит вдвоем. Взаимоотношениям придает большое значение, иногда скучновато-морализирующий. В компаниях, в деятельности желательно предоставить свободный режим; поощрять, это активизирует инициативу. Постараться раскрепостить, чтобы действовал самостоятельно, а не по указке (по природе подчинениям). Внушать уверенность в своих силах и правах. Не допускать слепой веры в чей-либо авторитет.

     Тип №8. Э: 4 – 8; Н: 0 – 4.

     Человек спокойный, склонный к общению в компаниях. Эстетически одаренный. Скорее созерцатель, чем деятель. Уравновешенный. Безразличный к успехам. Любит жить «как все». Во взаимоотношениях ровен, но глубоко переживать не умеет. Легко избегает конфликтов. Главная задача – активизировать потребность в деятельности. Найти занятие, могущее заинтересовать (скорее это нечто, связанное с художественными проявлениями). Поощрять успехи. Желательно чаще общаться с подростком, обращая внимание на развитие социального интеллекта.

     Тип №9. Э: 8 – 16; Н: 0 – 4.

     Активный, жизнерадостный. Общительный. В общении не разборчив. Легко попадает в асоциальные группировки вследствие плохой сопротивляемости дезорганизующим условиям. Склонный к новизне, любознательный. Социальный интеллект развит слабо. Нет умения формировать адекватные оценки и самооценки. Часто нет твердых принципиальных установок. Энергичен. Доверчив. Режим желателен более жесткий, мобилизующий. С ним следует установить доброжелательные отношения, но подросток должен чувствовать, что за ним наблюдают. Стремиться направлять энергию на полезное дело (например, увлечь глобальной идеей достичь чего-то). Однако в этом случае необходимо вместе распланировать предстоящую работу, фиксировать сроки и объемы и жестко контролировать выполнение. Подростка данного типа желательно ввести в состав группы или бригады с сильным лидером и позитивными установками.

     Тип №10. Э: 16 – 20; Н: 0 – 4.

     Артистичен. Любит развлекать. Недостаточно настойчив. Общителен. Неглубок. Уравновешен. В нем следует поддерживать усилия, направленные на достижение интересных целей (у самого хватает инициативы выбрать какое-то занятие или цель, но не хватает упорства). Поощрять артистизм, но не допускать клоунства.

     Тип №11. Э: 20 – 24; Н: 4 – 8.

     Активный, общительный, благородный, честолюбивый. Легко соглашается на рискованные развлечения. Не всегда разборчив в выборе друзей, средств достижения цели. Благороден. Часто эгоистичен. Обаятелен. Имеет организаторские склонности. Его надо поощрять и развивать организаторские склонности. Может быть лидером, но не надо его контролировать. Следует удерживать от зазнайства.  Лидерское положение в коллективе легко выправляет разболтанность, лень. Любит быть «на коне». Можно допускать коллективную критику в случае необходимости.

     Тип №12. Э: 20 – 24; Н: 8 – 16.

     Легко подчиняется дисциплине. Обладает чувством собственного достоинства. Организатор. Склонен к искусству, спорту. Активен. Влюбчив. Легко увлекается людьми и событиями. Впечатлителен. Лидер по натуре как эмоционального, так и делового плана. Надо поддерживать лидерские усилия, помогать, направлять в деловом и личностном плане.

     Тип №13. Э: 20 – 24; Н: 16 – 20.

     Сложный тип. Тщеславен. Энергичен. Жизнерадостен. Не имеет, как правило, высокой духовной направленности. Погружен в житейские радости. Во главу угла жизни ставит бытовые потребности. Преклоняется перед престижностью. Всеми силами стремится достичь удачи, успеха, выгоды. Презирает неудачников. Общительный, демонстративный. Цель старшего – держать подростка «в рамках», т.к. тот склонен к зазнайству, подчинению себе окружающих. Действовать лучше спокойно и твердо. Выделять других, подчеркивая положительные личностные качества. Можно предложить роль организатора. При этом требовать выполнения обязанностей. Желательно эстетическое воспитание.

     Тип №14. Э: 16 – 20; Н: 20 – 24.

     Властный, мнительный, подозрительный, педантичный. Всегда стремится к первенству. Мелочный. Наслаждается любым превосходством. Язвительно-желчен. Склонен к насмешке над более слабым. Мстителен, пренебрежителен, деспотичен. Утомляем. К нему нельзя относиться равнодушно. Можно относиться дружелюбно, можно – с иронией. Дать возможность занять лидерское положение, однако при этом следует выбрать пост, на котором он больше внимания уделял бы бумагам, чем людям. Поощрять волю и упорство. При этом подростку желательно воспитывать в себе позитивное эмоциональное отношение к окружающим и позитивные установки.

     Тип №15. Э: 8 – 16; Н: 20 – 24.

     Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях – подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий. Желательно наладить с ним хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности данного человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-то общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволяют ему делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить взаимоотношения со сверстниками. Подростки такого типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.

     Тип №16. Э: 4 – 8; Н: 20 – 24.

     Высокочувствительный тип, недоверчивый, затаенно-страстный, молчаливый, замкнуто-обидчивый. Самолюбивый, независимый, имеет критический склад ума. Пессимист. Склонен к обобщенному мышлению. Часто испытывает неуверенность в себе. В подходе желательны: оберегающий режим, поощрения при одноклассниках, доброжелательность, уважительность. Следует поддерживать справедливые критические суждения, но избегать развития у подростка морализирования и критиканства.

     Тип №17. Э: 16 – 20; Н: 4 – 8.

     Очень эмоционален. Восторженный, жизнерадостный, общительный, влюбчивый. Поддерживать положительный настрой. Желательно развивать эстетические склонности, поддерживать увлечения (поощрять, интересоваться, предлагать выступить перед классом, группой). Обратить внимание на выработку волевых качеств (настойчивости, повышения уровня притязаний). В контактах неразборчив, дружески настроен ко всем. Непостоянен, наивен, ребячлив, нежен. Пользуется симпатией окружающих. Фантазер, не стремится к лидерству, предпочитая интимно-дружеские связи.

     Тип №18. Э: 4 – 8; Н: 16 – 20.  

     Эмпатичный. Очень жалостливый, склонный поддерживать слабых, предпочитает интимно-дружеские контакты. Настроение чаще спокойно-пониженное. Скромный. Застенчивый. Не уверен в себе. Созерцатель. Легко становится настороженным и подозрительным в неблагоприятных условиях. С ним рекомендуется наладить щадяще-развивающий режим. Контролировать исподволь, относится спокойно, дружелюбно. Помогать в трудных ситуациях, какими в данном случае являются достижение цели, формирование активной позиции, налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми). Исключить публичное обсуждение, если возможны негативные оценки.

     Тип №19. Э: 4 – 8; Н: 4 – 8.

     Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замелено-деятельный, очень последовательный, самостоятельный, независимый,  кропотливый.  Беспристрастный, скромный, низкоэмоциональный. Иногда отвлечен от реальности. У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить систему притязаний, раскрыть склонности и способности подростка. Его следует заинтересовать чем-то, можно дать какую-то работу с высокой личной ответственностью (по типу деятельность должна быть больше связана с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.

     Тип №20. Э: 16 – 20; Н: 16 – 20.

     Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден, любит противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для себя ценностей. Престижен. Часто фальшив. Практичен. Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные качества. Его надо вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подросток мог перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство – в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Следует вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.

     Тип №21. Э: 12 – 16; Н: 8 – 12.

     Очень энергичен, жизнерадостен. «Любимец публики». Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень одарены, легко учатся, артистичны, неутомимы. Однако наличие этих качеств часто имеет негативные результаты. Подростки с детства привыкают, что им все доступно. В результате этого они не учатся серьезно работать над достижением цели. Легко все бросают, часто требуют доброжелательно-строгого отношения. В коллективе не стоит выбирать их на лидерские должности (лучше часто предлагать разовые поручения организаторского типа). С них надо строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить на периоды, определить срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать выполнение. Поверхностны. Имеют довольно низкий социальный интеллект. С одной стороны это помогает добиться поставленной цели, с другой стороны – приучает к упорядоченной работе.

     Тип №22. Э: 8 – 12; Н: 8 – 12.

     Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко-требователен. Злопамятен, часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен, мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично. Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи маловыразительные. Малоэстетичен. Нужно создать у подростка ощущение, что он интерсен. Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия. Среди общественных поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение журнала или табеля и др.). хвалить за исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные виды спорта или художественной самодеятельности).

     Тип №23. Э: 16 – 20; Н: 8 – 12.

     Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих. Характер легкий, эстетичен, ровно оживлен. Ему необходимо создать возможность лидерства. Помогать в решении групповых и индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная и др.) устанавливалась в разумных пределах.

     Тип №24. Э: 12 – 16; Н: 4 – 8.

     Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщителен. Привязчив к немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить пред собой задачи и добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив. Предпочитает спокойное доверительное отношение окружающих. Желательно отлаживание четких деловых контактов.

     Тип №25. Э: 8 – 12; Н: 4 – 8.

     Активен, иногда бывает взрывчатым, иногда беспечно веселым. Часто спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке. Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не расположен. Склонен к кропотливой работе. Желательно спокойно-деловое отношение. Находить и рекомендовать лучше индивидуальные занятия. Хорошо справляется с административной работой.

     Тип №26. Э: 4 – 8; Н: 8 – 12.

     Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет твердые принципы. Временами обидчив. Любит доверительные отношения, спокойный темп работы. Не склонен к панибратству. Желательно поощрять его при классе (группе) за аккуратность, исполнительность. Работать над повышением уверенности в себе.

     Тип №27. Э: 4 – 8; Н: 12 – 16.

     Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствительный. Привязчивый, ценит доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом – оптимист. Иногда паникует, иногда впадает в депрессию. Однако чаще спокойно-задумчив. Ему надо создать обстановку активной спокойной деятельности. Желательно избежать жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические или литературные занятия.

     Тип №28. Э: 8 – 12; Н: 16 – 20.

     Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив, но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных вопросов, но зависим от близких в эмоциональной жизни. Рекомендуется направлять усилия на повышение самооценки, укреплять уверенность в себе.

     Тип №29. Э: 12 – 16; Н: 16 – 20.

     Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен, общителен, настроение чаще боевое. Неудачи скрывает. Любит быть на виду. Хладнокровен. Взаимоотношения с ним лучше строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.

     Тип №30. Э: 16 – 20; Н: 12 – 16.

     Гордый, стремится к первенству, злопамятен. Стремится к лидерству во всем. Энергичен, упорен. Спокоен, расчетлив. Любит риск, непреклонен в достижении целей. Не лишен артистизма, хотя и суховат. В общении с ним не следует допускать зазнайства. Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность. Развивать социальный интеллект.

     Тип №31. Э: 8 – 12; Н: 12 – 16.

     Застенчив, завистлив, стремится к самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным отношениям. Избегает ситуации риска, опасности. Не выносит навязываемый темп. Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В неудачах обвиняет только себя. Ему надо обеспечить спокойную доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и др.).

     Тип №32. Э: 12 – 16; Н: 12 – 16.

     Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен. Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию. Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип. Его не следует поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздействовать через честолюбие. Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект.    

     

       



Предварительный просмотр:

Вопросник КОС

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
  3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем-то из ваших товарищей?
  4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
  5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
  6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
  7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?
  8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?
  9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
  11. Трудно ли включаетесь в новую для вас компанию?
  12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
  13. Легко ли вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
  14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
  15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?
  17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
  19. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
  21. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
  23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
  25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающие интересы ваших товарищей?
  27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
  28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
  29. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую вам компанию?
  30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе?
  31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?
  33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую вам компанию?
  34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
  35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
  37. Верно ли, что у вас много друзей?
  38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
  39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
  40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Бланк ответов

Отв.

Отв.

Отв.

Отв.

1

11

21

31

2

12

22

32

3

13

23

33

4

14

24

34

5

15

25

35

6

16

26

36

7

17

27

37

8

18

28

38

9

19

29

39

10

20

30

40



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

     Эта методика, предложенная Д.Б. Элькониным, направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками. Перед проведением методики доска расчерчивается на клетки, чтобы на ней можно было иллюстрировать указания, дающиеся детям.

Проведение теста

     Давая детям инструкцию, нужно иметь перед собой ее текст, чтобы она была воспроизведена дословно. После того как детям розданы карандаши и листы, учитель дает предварительные объяснения:

     «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете линию, ждите, пока я скажу, как надо проводить следующую. Следующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении; детей, вытянувших не ту руку, поправляют). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете вот так – к двери (на доске проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провожу линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево – к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?»

     После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора. Проверяющий говорит:

     «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клетка вниз. Не отрывайте карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».

     Проверяющему может быть удобнее диктовать, ориентируясь не на текст, а на сам узор.

     При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы.

     Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее – самостоятельно) второй проверяющий ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается; второй проверяющий следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и чтобы они начинали каждый следующий узор с нужной точки. В случае необходимости он ободряет робких детей, но никаких конкретных указаний не дает.

     По окончании времени, отведенного для самостоятельного продолжения тренировочного узора, учитель говорит:

     «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз.       Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

     Предоставив детям полторы-две минуты на продолжение узора, проверяющий говорит:

     «Все, дальше рисовать этот узор не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

     Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора:

     «Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово «налево» выделяется голосом, так как до сих пор это направление отсутствовало). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево. Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Оценка результатов

     Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются.

     В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале.

     Выполнение диктанта

     Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки).

     Воспроизведение, содержащее ошибку в одном элементе, – 3 балла.

     Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

     Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, – 1 балл.

     Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

     Продолжение узора

     За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за выполнение диктанта, другую – за самостоятельное продолжение узора. Каждая из них колеблется в пределах от 0 до 4.

     Общая оценка за выполнение диктанта выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Оценка, занимающая промежуточное положение или же совпадающая с максимальной или с минимальной, не учитывается. Если все три оценки одинаковые, то берется сумма только двух оценок. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8.

     Общая оценка за продолжение узора аналогично выводится из трех оценок. Она также может колебаться от 0 до 8.

     Итоговая оценка выполнения всего задания в целом получается сложением двух общих оценок. Она может колебаться от 0 (если ни за один узор не получено больше 0 баллов) до 16 (если во всех трех узорах получено по 4 балла как за работу под диктовку, так и за их самостоятельное продолжение). Успешность выполнения методики «Графический диктант» очень сильно зависит от того, имел ли ребенок раньше опыт фронтального обучения. У шестилетних детей, имеющих такой опыт, вполне возможны высшие оценки. В то же время ребенок, не посещавший детский сад, вполне может получить за «Графический диктант» нулевой балл.

     При оценивании работы учащегося баллы за выполнение задания проставляются в работу каждого ученика, в специально отведенное место внизу каждого бланка. После проверки всех работ по данной методике результаты переносятся в таблицу.