Эссе
Эссе "Профессионализм педагога - это..."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_professionalizm_pedagoga.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
«Профессионализм педагога – это…»
“Учитель — маг, виртуоз, фокусник,
умеющий сделать урок безразмерным,
вмещающим крупные исторические периоды,
сложные литературные и научные судьбы,
эпохальные открытия;
он властелин дум, врачеватель, духовник,
и он же тягач и трудяга”.
(Ю.Л. Львова)
Ещё, будучи подростком, я часто спрашивала себя: «Кем быть?», «В чём заключается мое предназначение?», «Какую я могу принести пользу окружающим?». На свой вопрос получала массу советов от родителей и друзей, но никто и никогда не говорил о психологии. Психолог - это та профессия, которая остается таинственной для многих. Поэтому мой профессиональный выбор не воспринимался всерьез и вызывал непонимание со стороны близких. «Что это за профессия такая – психолог?!» - в голос возмущались они. С момента окончания Иркутского государственного педагогического университета прошло уже 10 лет, но я ни разу не пожалела о своем выборе. Я с уверенностью могу констатировать, что это был верный шаг на моём жизненном пути. А родители, глядя на мои профессиональные успехи и достижения, теперь с гордостью говорят: «Наша дочь – ПСИХОЛОГ!».
За плечами 6 лет работы в школе педагогом-психологом. Именно ПЕДАГОГОМ я считаю себя в первую очередь, педагогом с углубленными знаниями детской психологии. Стаж моей работы достаточно скромный, поэтому вопрос о том, в чем же заключается секрет учителя, которого любят дети, уважают родители и ценят коллеги, для меня продолжает оставаться актуальным. Анализируя требования, предъявляемые к учителю обществом, родителями, администрацией, а теперь и профессиональным стандартом, можно ли представить себе реального человека, который соответствовал бы всем этим требованиям? Наверное, не у каждого это получится. Однако, как мне кажется, есть набор профессионально важных качеств, неотъемлемых и значимых в работе любого педагога.
Среди моих коллег немало настоящих мастеров своего дела, у которых я постоянно чему-то учусь. В процессе наблюдений за их педагогической деятельностью, а также личного опыта и размышлений я пришла к выводу, что профессионализм педагога - это его уникальная способность сочетать в себе несколько ролей.
Школьная жизнь настолько многообразна, что говорить о какой-то одной роли учителя в межличностных отношениях с учениками было бы примитивно. Психологи считают, что каждому человеку присущ “ролевой веер”, то есть набор, целая комбинация различных психологических ролей. Попробую остановиться на самых, на мой взгляд, актуальных для современного педагога, отражающих его высокий уровень профессионализма и мастерства.
Прежде всего, как мне кажется, это Учитель-эрудит. В наше время невозможно завоевать уважение среди учащихся только лишь дисциплинарными методами и уроками, не выходящими за рамки учебников. Главными качествами современного педагога, по мнению самих детей, являются глубокая эрудиция, педагогическая находчивость, красноречивость и высокая культура общения. Вот он настоящий учитель, умеющий находить оригинальные ответы на любые, самые каверзные вопросы учащихся, (а они, как известно, очень любят искать ошибки в речи педагога, каждый раз проверяя его компетентность). Он многое знает и мастерски ведет урок, даже в условиях отсутствия необходимого оснащения в кабинете или слабого состава класса.
Для педагога важно умение принимать на себя роль Учителя-психолога, направляющего эмоции детей в нужное русло и создающего на занятии ситуацию успеха для каждого ребенка. Дети очень тонко чувствуют отношение учителя к себе. Крепко усваивать новые знания им помогают положительные эмоции и благоприятная психологическая атмосфера на уроке, без которых невозможно продуктивно учиться и работать. Увлекательные примеры из жизни, шутки, остроумные замечания, интересные факты, юмор используемые учителем в работе способствуют повышению эффективности урока, и, как следствие, интереса учащихся к учебе. Учитель-психолог легко разбирается в детях, их нуждах, уверенно владеет приемами дифференцированного подхода к учащимся и очень тонко подходит к оценке знаний с учетом их индивидуальных особенностей: сильному ученику предоставит оригинальные вопросы, тревожному – даст время справиться с волнением и подумать, неуверенного в себе – поддержит добрым словом. А, заметив в поведении ребенка резкие перемены в настроении, выслушает и окажет поддержку в сложной для него жизненной ситуации.
Профессия педагога напрямую связана с высокими эмоциональными нагрузками, постоянными стрессами, конфликтными ситуациями. И здесь важно быть Учителем-дипломатом, чтобы всегда, при любых обстоятельствах сохранять самообладание и решать любые проблемы, в том числе и самые острые, задевающие личное достоинство, с высоких педагогических позиций. Обучая детей навыкам эффективного общения и достойного выхода из любой конфликтной ситуации, педагог не должен сам этими правилами пренебрегать. Об этом еще писал Макаренко А.С. «Раньше, чем вы начнете воспитывать детей, проверьте ваше собственное поведение». Личный пример взрослого – до сих пор остается самым эффективным методом воспитания, и об этом нужно помнить всегда.
Большую часть своей жизни педагог проводит в работе с детьми, но, не смотря на дефицит временных ресурсов, всегда находит возможность для саморазвития и повышения своего профессионального опыта. И это еще одна его роль – роль Учителя- мастера, который всегда сомневается в своей компетентности, ищет ответы на все новые вопросы и таким образом двигается вперед, идя в ногу со временем.
На первый взгляд может показаться, что учитель в наше время – это робот, наделенный различными функциями и опциями, но это не так. Как бы хорошо педагог ни знал материал, как бы искусно и красноречиво ни объяснял, если он лишен сердца, терпения, любви к детям, настоящим профессионалом он не станет никогда.
«…Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,
он – совершенный учитель»
(Л. Толстой)