Программы психологического сопровождения
Адаптация
Профориентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervyy_raz_v_5_klass.docx | 24.2 КБ |
proforientatsiya.docx | 44.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
«Рассмотрено» на заседании МО классных руководителей _______________________ /Белобородова Л.Г./ Протокол № ___ от «____» ___________20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________________ /Вильданова А.А./ | «Утверждаю» Приказ №______ от «___»_________20___г. Директор: __________________ /Черниговская Т.А./ |
ПРОГРАММА
психологического сопровождения учащихся 5 класса
в период адаптации к новым условиям обучения
«Первый раз в пятый класс!»
на 2017-2018 уч.г.
Составитель: педагог-психолог
Гогинова Н.А.
Составлено на основе программы
Е. Коблик «Первый раз в пяты й класс»; Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я»:
Уроки психологии в средней школе
(5-6 классы), Москва, 2017 г.
г. Свирск 2017 год
Пояснительная записка
Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники.Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации: становятся невнимательными, безответственными, тревожными, неуверенными в себе, хуже учатся по сравнению с начальной школой, испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями.
Преподаватели также нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы и быстро узнать детей, чтобы успешно организовать обучение и общение, переключиться с психологических особенностей выпускников школы 16-летнего возраста на возможности детей 10-11 лет.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Основная цель программы - создать условия, позволяющие каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержать и развить в детях интерес к знаниям; помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.
В соответствии с целью формируются задачи программы:
- Исследовать психологическое состояние и особенности учащихся 5 класса в период адаптации.
- На основе сделанных выводов разработать рекомендации, позволяющие снизить влияние дезадаптирующих факторов на процесс адаптации учащихся.
- Провести индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, способствующие наиболее оптимальной адаптации учащихся при переходе в среднее звено, снижению уровня тревожности, повышению самооценки и уверенности в себе (в рамках кружка внеурочной деятельности «Я – пятиклассник».
- На родительских собраниях осветить вопрос о трудностях адаптационного периода пятиклассников, ознакомить с результатами психодиагностики и предложить рекомендации с учетом индивидуальных особенностей детей.
- Провести повторное психологическое исследование с целью изучения динамики изменений адаптационных показателей учащихся и оценки эффективности проделанной работы.
Основные направления работы по адаптации детей к новым условиям обучения:
- Психодиагностика;
- Консультирование с педагогами и родителями;
- Профилактическая работа;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Аналитическая работа.
Психодиагностика
На этапе адаптации детей в среднем звене школы психологическая диагностика направлена, в первую очередь, на изучение степени и особенностей приспособления детей к новой социальной ситуации. Она проводится в начале учебного года наряду с педагогическими наблюдениями.
При обследовании пятиклассников целесообразно обращать внимание на следующие аспекты:
• Психологические особенности школьника, проявляющиеся в его познавательной деятельности:
— соотношение уровня развития когнитивных процессов и феноменов с педагогическими требованиями (в данной школе, на данной ступени развития, в рамках данной программы обучения);
— индивидуальные особенности познавательной деятельности;
— умственная работоспособность и темп умственной деятельности.
• Особенности мотивационно-личностной сферы, под которыми подразумеваются сформированность важнейших мотивов учебной деятельности, уровень внутренней конфликтности мотивационной сферы (личностная тревожность). В подростковом возрасте только обретение личностного смысла учения позволит школьнику эффективно учиться. Анализ показателей тревожности у школьников позволит выявить детей, неуверенных в себе, нуждающихся в психологической помощи.
• Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе. Этот блок включает в себя восприятие и эмоциональную оценку школьником своих взаимоотношений со сверстниками, с членами семьи, с педагогами; отношения к важнейшим видам деятельности в школе, к себе. Особо важно учитывать, как ребенок воспринимает, во-первых, отношение к нему одноклассников, во-вторых, собственную позицию в общении с ними, а также эмоциональный фон этих отношений.
• Особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия.
Диагностические методики:
- Проективная методика «Дерево». Изучение самооценки и положения учащегося в коллективе.
- Анкета «Мое отношение к школе» Н.Г. Лускановой. Изучение уровня школьной мотивации.
- Социометрия Дж. Морено. Изучение положения ребенка в структуре межличностных отношений в классе (социометрический статус).
- Опросник Филипса. Исследование школьной тревожности.
- Методика Дембо-Рубинштейн. Изучение уровня самооценки.
- Восьмицветный тест Люшера. Оценка психоэмоционального состояния и отношения к изучаемым предметам.
Консультирование с педагогами и родителями
Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров и заседаний ПМПк. Семинары для классных руководителей и учителей-предметников знакомят с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения с детьми и помощи им. Консультирование родителей, чьи дети показали низкие результаты в процессе тестирования и могут испытывать трудности приспособления к школе, осуществляется индивидуально или на родительских собраниях.
На первом родительском собрании родителям предоставляется информация о психологических особенностях детей подросткового возраста, о вероятных проблемах, которые могут возникнуть в начале обучения в пятом классе. Обсуждается, какую помощь в адаптации смогут оказать детям родители. Также родители знакомятся с планами работы, и заполняют согласие на проведение профилактических и коррекционно-развивающих занятий.
Профилактическая работа
Осуществляется психологом и направлена на оказание поддержки каждому младшему подростку. Наиболее продуктивно и эффективно проходит в форме групповых профилактических занятий в рамках кружка внеурочной деятельности социальной направленности «Я – пятиклассник» (на основе программы О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я»: Уроки психологии в средней школе, 5-6 класс).
Коррекционно-развивающая работа
Проводится с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации. Такая работа может проводиться с детьми индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики.
Аналитическая работа
Аналитическая работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации детей к условиям средней школы, оценку эффективности работы и коррекции рабочих планов. Включает также ведение документации: протоколы, справки, журналы.
Эффективность реализации программы зависит от слаженной совместной деятельности педагогов, психологов, администрации школы и родителей, поэтому еще одна задача психологической службы школы — наладить такое сотрудничество.
Основные этапы программы:
№ п/п | Вид работы | Сроки |
1 | Стартовая психодиагностика адаптации учащихся | Сентябрь-октябрь |
2 | Консультирование родителей (родительское собрание) | Октябрь |
3 | Консультирование преподавателей (ПМПк) | Октябрь |
4 | Групповые профилактические и развивающие занятия по программе внеурочной деятельности «Я – пятиклассник» | Сентябрь-май |
5 | Итоговая психодиагностика адаптации учащихся | Март |
6 | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учащимися | В течение года |
7 | Индивидуальное консультирование всех участников образовательного процесса по запросу | В течение года |
Литература.
- Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С.А. Коробкина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. – 261 с.
2. Активные формы работы с родителями: методическое пособие для психологов и педагогов / авт.-сост. Н.И. Слободян, О.А. Больбат. – Иркутск, 2012.
3. Жизненные навыки. Треннинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)/ Под ред. С.В. Кривцовой, Москва, Генезис, 2017
4. Методическая газета «Школьный психолог» / Издательский дом «Первое сентября», 2010-2011 г.
5. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост.О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.
6. Рубштейн Н. Полный тренинг по развитию уверенности в себе.- М.: Эксмо, 2008. – 224 с.
7. Справочник педагога-психолога / изд. «МЦФЭР», 2011-2016 г.
8. Тренинги с подростками : программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Ю.А. Голубева. – Изд. 2-е, испр.- Волгоград: Учитель. – 196 с.
9. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г.Г. Моргулец. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.
10. Хухлаева О.В. тропинка к своему я: Уроки психологии в средней школе. 5-6 класс, Москва, Генезис, 2017
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»
«Рассмотрено» на методическом совете Протокол № ___ от «____» ___________20__г. Председатель: ______________________ /Кулик И.Н./ | «Утверждаю» Приказ №______ от «___»_________20___г. Директор: __________________ /Черниговская Т.А./ |
ПРОГРАММА
по профориентации учащихся
на 2015-2020 уч.г.
«Путь к выбору профессии»
Составитель:
Педагог-психолог Гогинова Н.А.
г. Свирск
2015 год
Введение
Программа по профориентации для учащихся МОУ «СОШ №3 г. Свирск» на 2015-2020 годы «Путь к выбору профессии» (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования.
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.
Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
Обоснование программы
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полная невилировка значимости рабочих специальностей.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в городе и регионе.
Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации.
Цель и задачи Программы
Цель: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе.
Задачи:
- Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
- Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
- Разработать механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
- Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
Нормативно-правовое обеспечение программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации";
- Концепция Модернизации российского образования;
- ФГОС ООО;
- Программа развития школы «Шаг в будущее» на 2010-2015 г., протокол №1 от 30.08.2010 г.
Основные направления системы программных мероприятий
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
- Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
- Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
- Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
- Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями:
- 1-4 классы - Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении знаний и умений руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда.
- 5-8 классы - Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных знаний, умений и навыков.
- 9 класс - Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.
- 10-11 класс - Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсов. Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения.
Работа с обучающимися | ||
Обучающиеся | Цель работы | Содержание работы |
1-4 классы | Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе. Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда. | 1. Тематические классные часы. 2. Библиотечные уроки профориентационной направленности. 3. Сюжетно-ролевые игры (проигрывание профессий). 4. Встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки). 5. Трудовые поручения. 6. Научно-практическая конференция. 7. Кружки: туристско-краеведческой, художественно-эстетической и общекультурной направленности. 8. КТД «Театральный сезон». |
5-8 классы | Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Представления о собственных интересах и возможностях. | Цикл часов общения: 1. «Встреча с интересными людьми» (встречи с представителями различных сфер проф. деятельности: спортивной, военной, творческой, социальной и др.); 2. «Мои земляки» (встречи с представителями общественных организаций; тренерами ДЮСШ, передовиками производства, преподавателями муз. школы и творческими людьми города). 3. Тематические классные часы. 4. Организация и проведение экскурсий на предприятия города. 5. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа. 6. Научно-практическая конференция. 7. Кружки: социально-педагогической, художественно-эстетической, общекультурной и духовно-нравственной направленности. 8. КТД «Театральный сезон». |
9 классы | Формирование адекватного представления обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии. | 1. Курс по предпрофильной подготовке обучающихся «Технология» (знакомство с правилами выбора профессии; формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессии), 34 часа. 2. Психологическая диагностика, направленная на изучение профессиональных предпочтений, интересов и склонностей обучающихся. 3. Экскурсия в ОГОУ СПО «Свирский электромеханический техникум». 4. Организация и проведение экскурсий на предприятия города. 5. Просмотр видеороликов с целью повышения престижа рабочих профессий. 6. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа. 7. Научно-практическая конференция. 8. Кружки: художественно-эстетической, общекультурной направленности. 9. Индивидуальные консультации педагога-психолога. |
10-11 классы | Профессиональное консультирование; коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. | 1. Индивидуальное консультации педагога-психолога. 2. Поездка в г. Иркутск в Сибэкспоцентр, «Ярмарка профессий». 3. Круглый стол «Самый главный выбор» (встреча с представителем службы занятости г. Свирска). 4. Организация и проведение экскурсий на предприятия. 5. Семинар-практикум «Навыки самопрезентации» (отработка навыков предъявления себя на рынке труда: написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях). 6. Тематические классные часы. 7. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа. 8. Научно-практическая конференция. 9. Кружки: социально-педагогической, технической, художественно-эстетической и общекультурной направленности. |
Родители | ||
Родители | Организация взаимосвязи школы и семьи; привлечение родителей обучающихся к профориентационной работе. |
|
Механизм реализации Программы
Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, психолог школы, социальный педагог, библиотекарь.
Ответственным за профориентационную работу в МОУ «СОШ №3 г. Свирск» является заместитель директора по УВР. В его функции входят:
- выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению;
- проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
- организация летней трудовой практики;
- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога по проблеме самоопределения обучающихся;
- осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога по проблеме профильного и профессионального самоопределения обучающихся;
- организация занятий обучающихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Технология”).
Выполняющие рекомендации координатора:
Педагог-психолог:
- изучает профессиональные предпочтения, интересы и склонности обучающихся;
- осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;
- ведет курс по предпрофильной подготовке обучающихся «Технология» (Психология выбора профессии), 34 часа.
Классный руководитель:
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся;
- помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
- организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
- организует экскурсии обучающихся на предприятия;
- оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению;
- организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
- способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
- проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся.
Социальный педагог:
- способствует формированию у школьников «группы риска» адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
- оказывает педагогическую поддержку обучающимся «группы риска» в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации обучающихся по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Библиотекарь:
- подбирает литературу для учителей и обучающихся с целью оказания помощи в выборе профессии и профориентационной работе;
- организует библиотечные уроки профориентационной направленности для обучающихся начального звена;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, брощюры, программы, буклеты, описания профессий);
- устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
Профориентационной работой охвачены все учащиеся школы в той или иной степени в соответствии с возрастными особенностями и потребностями.
Финансирование Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств школы, добровольных взносов родителей.
Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей
профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях.
Эффективность профориентационной работы в школе можно отследить по показателям социализации выпускников.
Этапы реализации программы:
Сроки реализации Программы: 2015 - 2020 уч. годы.
I этап: проектный: 2015-2016 гг.
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический: 2015-2020 гг.
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание профпросвещения.
3. Развивать ученическое самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
6.Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический: 2019-2020 гг.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Мероприятия по реализации Программы по профориентации
№ пп | Содержание | Срок проведения | Ответственные |
Создание нормативно – правовой базы | |||
1. | Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся. | Сентябрь 2015 | Педагог-психолог Гогинова Н.А. |
2. | Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. | Сентябрь 2015 | Заместитель директора по УВР |
3. | Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. | Ежегодно: В течение года | Педагоги-психологи, педагоги-организаторы |
4. | Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов». | Октябрь 2015 | Руководитель МО |
5. | Организация тематических выставок по профориентации учащихся в читальном зале. | 2015 - 2020 | Библиотекарь |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы | |||
Профпросвещение | |||
1. | Экскурсии на предприятия города. | Ежегодно: Апрель | Классные руководители 9 кл., педагог-психолог |
2. | Экскурсия в ОГОУ СПО «СЭМТ». | Ежегодно: Октябрь | Классные руководители 9 кл., педагог-психолог |
3. | «Ярмарка профессий», Сибэкспоцентр г. Иркутск | Ежегодно: Октябрь, февраль | Классные руководители 10-11 классов |
4. | Курс по предпрофильной подготовке 9 класс «Технология» | Ежегодно: В течение года - 1 час/нед. | Педагог-психолог |
5. | Цикл часов общения «Встреча с интересными людьми» | Ежегодно: Сентябрь, ноябрь, январь, март, май | Зам. директора по УВР, классные руководители |
6. | Цикл часов общения «Мои земляки» | Ежегодно: Октябрь, декабрь, февраль, апрель, май | Зам. директора по УВР, классные руководители |
7. | Встречи детей с мастерами своего дела (1-4 кл.). | Ежегодно: Ноябрь, март | Классные руководители |
8. | Тематические классные часы:
«Мир профессий» (5 классы). «Как изучить свои способности» (6 кл.). «Я и моя будущая профессия» (7 кл.). «Формула успеха - труд по призванию» (8 кл.). «Проблемы профессионального самоопределения учащихся» (9 кл.). «Рейтинг востребованных профессий на рынке труда» (10 кл.). «Дороги, которые мы выбираем» (11 кл.). | Ежегодно: В течение года | Классные руководители, библиотекарь, педагог-психолог |
9. | Цикл библиотечных уроков «Моя профессия – библиотекарь» (3 кл.). | Ежегодно: Октябрь, декабрь, февраль | Библиотекарь |
10. | Круглый стол «Самый главный выбор» (11 кл.) | Ежегодно: Февраль | Зам. директора по УВР, специалист ЦЗН |
11. | Семинар-практикум «Навыки самопрезентации» (отработка навыков предъявления себя на рынке труда: написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях (11 кл.). | Ежегодно: Март | Педагог-психолог |
12. | Просмотр видеороликов с целью повышения престижа рабочих профессий: медсестра, учитель, тракторист, пекарь, сталевар, строитель, сантехник, повар и др. (9 кл.). | Ежегодно: Март, апрель | Педагог-психолог |
13. | Оформление стенда по профориентации: Рубрики:
| Январь 2015 | Педагог-психолог |
14. | Родительские собрания:
| Ежегодно: февраль апрель | Классные руководители, педагог-психолог |
Диагностика и консультирование | |||
1. | - Методика «Профиль»; - Методика «ДДО»; - Методика «Профессиональный тип личности» (Голланд); - Опросник Айзенка «Тип темперамента» - «Психогеометрическая методика» (Деллингер) | Ежегодно: В течение года | Педагог-психолог |
2. | Консультирование учащихся и родителей по вопросам профориентации | Ежегодно: В течение года | Классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог, социальный педагог |
Профадаптация | |||
Организация внеурочной деятельности учащихся: | |||
1. | Кружки: 1-4 кл.: «Ложкари», «Солнечный мир танца», «Мир вокального искусства», «Путешествие в страну Поэзия». 5-9 кл.: «ДЮП», «ЮИДД», «Декоративно-прикладное творчество», «Солнечный мир танца», «Путешествие в страну Поэзия». 10-11 кл.: Фотокружок «Взгляд», «Азбука кино», «Пресс-центр», «Солнечный мир танца», «Путешествие в страну Поэзия», «Звонкие голоса». | Ежегодно: В течение года | Заместитель директора по УВР |
2. | День самоуправления | Ежегодно: Октябрь | Педагог-орагнизатор, совет старшеклассников |
3. | 5-11 кл. КТД «Театральный сезон» | Ежегодно: Ноябрь- декабрь | Педагог-орагнизатор, классные руководители |
4. | Городская акция «Сделай город чище!». | Ежегодно: Апрель | Зам. директора по УВР, завхоз |
5. | Облагораживание предшкольного участка | Ежегодно: Май | Зам. директора по УВР, завхоз |
6. | Государственная услуга для несовершеннолетних (трудовая бригада) | Ежегодно: 2 полугодие | Завхоз, ЦЗН |
7. | Летняя трудовая практика (10 кл.). | Ежегодно: Май-июнь | Классные руководители, завхоз |
8. | Научно-практическая конференция | Ежегодно: Март-апрель | Зам. директора по УВР, учителя-предметники |
9. | Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и учащимся «группы риска». | Ежегодно: Май, июнь | Социальный педагог |
10. | Вечер встречи выпускников | Ежегодно: Февраль | Педагог-организатор, классные руководители, зам. директора по УВР |
Мониторинг качества профориентационной работы | |||
1. | Отчеты классных руководителей по профориентации учащихся. | Ежегодно: Июнь | Зам. директора по УВР |
2 | Создание банка данных о социализации выпускников. | Ежегодно: Август | Классные руководители, зам. директора по УВР |
3. | Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей. | Ежегодно: В течение года | Социальный педагог, психолог |