Работа с родителями

Ольга Николаевна Слюсаренко

Свою образовательную работу веду в тесном взаимодействии с родителями (законными представителями) - 95 % родителей дают высокую оценку моей работе с детьми.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

" Что такое ЗПР?"

 

Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.

 

Что страдает?

 

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной (в том числе школьной)адаптацией и обучением.

 

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

 

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляютсянарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

 

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

 

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания, показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

 

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

 

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

 

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

 

Кто эти дети

 

Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, тоже весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря.

 

Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а последнее время он получил широкое распространение и у нас. Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического. Отмечено, что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций.

 

Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга, полученными в период беременности или родов, и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.

 

Наверное, правильнее всего учитывать и те, и другие факторы.

 

Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М.С. Певзнер и Т.А. Власова выделяют следующие.

 

Неблагоприятное течение беременности:

болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);

хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);

токсикозы, особенно второй половины беременности;

токсоплазмоз;

интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;

несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов:

травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);

асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы:

педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет), так и в более поздние возрастные этапы. 

Типы задержки

 

Задержку психического развития принято делить на четыре группы. Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

 

Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Нужно понимать, что психический инфантилизм - это не болезнь, а скорее некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который, однако, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.

 

Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

 

Ко второй группе - соматогенного происхождения - относятся ослабленные, часто болеющие дети. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития может сформироваться задержка психического развития. Это объясняется тем, что на протяжении долгой болезни, на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает, а, следовательно, не может полноценно развиваться. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания - все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики.

 

Сюда же относят детей из семей с гиперопекой - чрезмерно повышенным вниманием к воспитанию малыша. Когда родители чересчур заботятся о своем ненаглядном чаде, не отпускают его ни на шаг, все делают за него, опасаясь, что ребенок может себе навредить, что он еще мал. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, а значит - и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности.

 

Необходимо заметить, что ситуация гиперопеки как раз весьма распространена в семьях с больным ребенком, где жалость к малышу и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в итоге оказываются плохими помощниками.

 

Следующая группа - это ЗПР психогенного происхождения. Основная роль отводится социальной ситуации развития малыша. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость.

 

Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, имеет место явление гипоопеки, или недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки, недостаточный уровень знаний об окружающем мире.

 

Четвертый и последний тип ЗПР - церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще остальных, и прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя, как правило, наименее благоприятен.

 

Как следует из названия, основой для выделения этой группы ЗПР являются органические нарушения, а именно - недостаточность нервной системы, причинами которой могут стать: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этой форме ЗПР имеет место так называемая минимальная мозговая дисфункция (ММД), под которой понимается комплекс легких нарушений развития, проявляющих себя, в зависимости от конкретного случая, весьма разнообразно в различных областях психической деятельности.

 

Исследователи ММД выделили следующие факторы риска ее возникновения:

поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;

патологическое течение предыдущих родов;

хронические заболевания матери, особенно диабет, резус-конфликт, преждевременные роды, инфекционные заболевания во время беременности;

такие психосоциальные факторы, как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы);

наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;

патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.

Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими



Предварительный просмотр:

План работы с родителями

На 2020-2021 учебный год

Месяц/неделя

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Сентябрь

1 неделя

Оформление

«Уголка для родителей»

- Распространение педагогических знаний среди родителей.

- Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребенка в детском саду.

Сентябрь

2 неделя

Анкетирование

«Давайте познакомимся»

- Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье.

Сентябрь

3 неделя

Памятка для родителей «Возрастные особенности детей пятого года жизни».

- Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей.

Сентябрь

4 неделя

Анкетирование

«Чего вы ждете от детского сада в этом году»

- Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия детского сада со семьей, о готовности родителей участвовать в жизни детского сада

Октябрь

1 неделя

Групповое родительское собрание

- Знакомство родителей с правилами посещения детского сада; с задачами воспитания на учебный год; с психологическими и возрастными особенностями детей.

- Выбор родительского комитета группы.

Октябрь

2 неделя

Консультация

«Всё о детском питании».

- Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома.

Октябрь

3 неделя

Консультация

«Игрушки для пятилеток»

- Распространение педагогических знаний среди родителей.

- Практическая помощь семье в вопросах воспитания детей.

Октябрь

4 неделя

Конкурс

«Вот такое лето»

- Активизация  родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребенка.

- Создание атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Ноябрь

1 неделя

Развлечение

 «Праздник Осени»

- Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

- Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Ноябрь

2 неделя

Консультация

«Неполная семья. Особенности воспитания»

- Формирование осознанного отношения к вопросам воспитания ребенка в неполной семье.

- Распространение передового педагогического опыта по этой проблеме.

Ноябрь

3 неделя

Конкурс

«Малыши крепыши»

- Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни.

- Демонстрация внимания коллектив детского сада к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Ноябрь

4 неделя

Папка передвижка

«Здоровый образ жизни»

- Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни.

- Распространение педагогических знаний среди родителей.

Декабрь

1 неделя

Консультация

«Что такое ЗОЖ»

- Пропаганда здорового образа жизни.

- Привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях.

Декабрь

2 неделя

Консультация

«Что подарит Дед Мороз»

Как дарить новогодние подарки.

- Знакомство родителей с интересными вариантами оформления и вручения новогодних подарков.

- Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения.

Декабрь

3 неделя

Новогодняя анкета.

- Создание атмосферы ожидания праздника в детском саду.

- Активизация взаимодействия детского сада и родителей при подготовке к Новому году

Декабрь

4 неделя

Конкурс творческих семейных работ

«Ёлочная игрушка»

- Привлечение родителей к работе детского сада.

- Развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Январь

1 неделя

Новогодний утренник

- Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

- Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Январь

2 неделя

Консультация

«Ребенок и компьютер»

- Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребенка на компьютере.

Январь

3 неделя

Консультация

«Организация семейных прогулок»

- Обогащение педагогических умений родителей новыми формами и методами организации прогулки с ребенком.

Январь

4 неделя

Групповое родительское собрание

- Знакомство родителей с промежуточными результатами воспитательно-образовательной работы

- Активизация педагогических умений родителей.

Февраль

1 неделя

Консультация

«Первый раз в театр»

- Повышение педагогической грамотности родителей в воспитании у детей культуры поведения.

Февраль

2 неделя

Конкурс рисунков

«Лучше папы друга нет»

- Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребенка

- Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада.

Февраль

3 неделя

Спортивные соревнования к Дню защитника Отечества

- Совершенствование уровня включенности родителей в работу детского сада.

- Пропаганда активных форм отдыха.

Февраль

4 неделя

Конкурс рисунков

«Мама, мамочка, мамуля»

- Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям.

- Развитие позитивного отношения родителей к детскому саду.

Март

1 неделя

Утренник к

«Дню 8 марта»

- Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков.

- Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада.

Март

2 неделя

Консультация

«Взаимодействие детей и животных»

- Привлечение внимания родителей к потребностям и интересам ребенка.

- Практическая помощь родителям в воспитании детей.

Март

3 неделя

Фольклорное развлечение «Широкая Масленица»

- Развитие эмоционально- насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников детского сада.

- Формирование положительного имиджа детского сада .

Март

4 неделя

Семинар «Нарисованный мир. Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребенка»

- Внедрение в практику семейного воспитания форм и методов работы по творческому взаимодействию взрослого с ребенком.

Апрель

1 неделя

Проведение субботника по благоустройству территории детского сада

- Формирование командного духа среди родителей.

- Консолидация усилий работников детского сада и родителей по благоустройству территории детского сада.

-Формирование положительных взаимоотношений между коллективом детского сада и родителями.

Апрель

2 неделя

Консультация

«Ребенок на дороге»

- Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребенка правилам дорожного движения в детском саду и дома.

Апрель

3 неделя

Групповое родительское собрание

- Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за учебный год.

Апрель

4 неделя

Анкетирование «По результатам года»

- Определение успешных мероприятий и форм работы с семьей в прошедшем году.

- Выявление и анализ причин неудовлетворенности родителей воспитанием и обучением в детском саду.

- Определение основного содержания работы с родителями на новый учебный год.

Май

1 неделя

Консультация «Путешествие с малышом»

- Обогащение педагогических знаний родителей о том, как сделать отдых с ребенком интересным и увлекательным.

Май

2 неделя

Консультация «Игры для непосед»

- Обогащение педагогических умений родителей в воспитании гиперактивных детей.

Май

3 неделя

Конкурс на лучший летний убор

- Активизация включенности родителей в интересы и потребности ребенка.

- Развитие творческого взаимодействия детского сада и семьи.

Май

4 неделя

Консультация «Об особенностях питания детей летом»

- Внедрение здорового питания в летний период.

- Профилактика желудочно-кишечных нарушений.

- Обогащение родительских знаний о витаминизации детского питания летом.