Тема самообразования

Хафизова Винера Рифовна

На протяжении педагогичсекой деятельности занимаюсь самообразованием.

Пополняю свой багаж знаний." Использование игровых технологии в обучении баскетболу как средство развитие двигательной активности учащихся."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx37.13 КБ
Microsoft Office document icon attestatsionnaya_rabota_churashova.doc345 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования Хафизовой В.Р.

Содержание.

  1. Введение
  2. Основная часть:
  3. Факторы, способствующие повышению активности младших школьников на уроках физической культуры.
  • Игра как средство развития двигательных качеств.
  • Значение игр младших школьников
  • Опытно-экспериментальная работа.
  • Результаты эксперимента
  • Игры, применяемые в ходе эксперимента.
  1. Заключение.
  2. Список литературы.

Введение

Физическая культура – часть образа жизни человека – система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил.

В условиях современного мира с появлением устройств облегчающих трудовую деятельность (компьютер, техническое оборудование) резко сократилась двигательная активность людей по сравнению с предыдущими десятилетиями. Это, в конечном итоге приводит к снижению функциональных возможностей человека, а также различного рода заболеваниям. Физическая культура воспитывает в человеке выносливость, целеустремленность, желание побеждать, ну и, конечно же, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким, то есть укрепляет организм.

Физическая культура входит в жизнь человека с раннего возраста. Она выполняет ряд важнейших функций:  развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительно-гигиеническую, общекультурную. Для школьников развитие физических качеств имеет огромное значение

Таким образом, физическая культура в школе, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого ребенка и занимать достаточно важное место в школе. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, подвижные и спортивные игры.

Тема: « подвижные игры как средство развития физических качеств учащихся на уроках физкультуры» .

Цель работы: подвижные игры как средство развития физических качеств учащихся на уроках физкультуры .

Задачи:

  1. Подобрать подвижные игры и изучить их.
  2. Провести тестирование и выявить изменения результативности.

Объект исследования:  младшие школьники

Факторы, способствующие повышению активности младших школьников на уроках физической культуры.

Активность младших школьников(1-4классы) на уроке во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются:

  1. правильная постановка задач урока
  2.  создание положительного эмоционального фона
  3.  оптимальная загруженность школьников на уроке.

Существует несколько основных факторов, способствующих повышению эмоциональности урока и вызывающих радость у младших школьников, выполняющих физические упражнения.

1. Обстановка на уроке и поведение учителя существенно влияют на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если младшие школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках.

2. Использование игрового и соревновательного методов, в силу их психологических особенностей, всегда вызывают у младших школьников сильную эмоциональную реакцию.

Перед современным учителем физической культуры стоит задача обеспечить высокий уровень активности учащихся на уроках. Для этого необходимо, чтобы школьники испытывали интерес к занятиям физическими упражнениями, стремились развить необходимые для этого физические и психические качества, и получали удовольствие от этих уроков.

Активность, проявляемая учениками на таких уроках, может быть предоставлена в двух видах:

  1. познавательная
  2.  двигательная.

Познавательная активность учащихся заключается во внимательном восприятии учебного материала и осмысленном отношении к нему, что вызывает прочное его освоение.

Двигательная активность учащихся связана с непосредственным, мотивированным и осознанным выполнением физических упражнений, подвижных и спортивных игр.

Игра как средства развития двигательных качеств

Подвижные игры могут быть малой, средней и большой интенсивности. Их в нашей практике очень много. Собственно, сюда относятся все дошедшие до нас и народные игры «Разрывные цепи», «Гуси-Лебеди», «Салки», «Чижик», «У медведя в бору» и т.д.

Каждое движение в игре служит выражением внутреннего чувства, как бы завершением определенного настроя играющего. В подвижных играх у ребят движения естественны, раскованы. Уже поэтому подвижные игры - важное средство развития двигательной активности ребенка.

Подвижные игры многоплановы. Одни дают большую нагрузку ногам - например, такие игры, как «Удочка», «Не попадись», «У медведя во бору» и т.д. Другие упражняют и развивают мышцы рук

и пальцев - «Ловля Кузнечиков», «А-м», многочисленные игры с мячом, битой и т.д. Третьи –

универсальные: «включают в работу» весь организм ребенка. Подвижная игра для младших

школьников, является обязательным компонентом практически каждого урока. При проведении игр не только происходит повторение пройденного материала, по развитию движений, но и значительно повышается положительный эмоциональный тонус учащихся. Игра доставляет им радость, именно поэтому даже шалунов не следует исключать из игр.

Значение игр для младших школьников.

«Игра, есть потребность растущего организма. В игре развиваются физические силы ребенка,  тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре у ребят вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.» - писала Н.К. Крупская.

Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Игра имеет значение и для формирования самостоятельности, положительного отношения к физической культуре, для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей и для многого другого. Все эти воспитывающие эффекты опираются как на свое основание, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности.

Игровая деятельность - особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

1. Подвижные игры - важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте и подростковом.

Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах.

Специалисты отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников - их соревновательный, творческий, коллективных характер. В них проявляется умение действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности, взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

                           Опытно-экспериментальная работа.

Целью данной работы является: доказать, что подвижные игры являются средством развития физических качеств на уроках физкультуры.

Для решения поставленных задач были  использованы  методы тестирования, эксперимент, и наблюдение.

  Исследование проводилось в общеобразовательной школе №7 возраст детей  - 6-7 лет. Всего исследовано 10 человек  1«В» класса. Из которых девочек - 5, мальчиков - 5.

Эксперимент проводился в 2 этапа.

На первом этапе, использовались подвижные игры , направленные на выявление эффективности применения игры на уроках физкультуры для младших школьников.

Второй  этап посвящен диагностике. На этом  этапе эксперимента  проанализирован прирост двигательных качеств младших школьников. Для определения двигательной активности использовались прыжки в длину с места,  наклон вперед из положения сидя, челночный бег.

Результаты эксперимента.

В течение двух недель мы наблюдали, играли с  1 «В»  классом. В начале эксперимента  детям предлагалось закрасить зелёным цветом кружок, которые любят играть в игры. А красным - не любят. Затем в конце эксперимента проделали такую же работу. Результаты мы видим в таблице.  

 Диагностику мы проводили тоже в начале и в конце эксперимента.

После проведения эксперимента были получены данные, которые приведены в таблицах .

Результаты по диагностики  значительно улучшились. В таблице прослеживается увеличение скоростно – силовых качеств у младших школьников .

Полученные данные свидетельствуют о том, что индивидуальное развитие организма происходит более эффективно на уроках, где применяется игра, т.к. различные органы и система ребенка формируются более интенсивно с учетом личностных особенностей с усилием его мотивационной сферы.

Исследование проблемы убедило нас, с одной стороны, в ее сложности, а с другой – в ее решаемости, хотя это и требует от учителя определенных усилий, самоорганизации.

Заключение.

В ходе эксперимента нами  были решены следующие задачи:

1. Изучили  и подобрали  соответствующие игровые методики.

2. Выявили эффективность применения подвижной игры, как средства двигательной активности младших школьников на уроках физической культуры.

Полученные результаты подтверждают данные литературных источников о том, что на уроках, где используется подвижная игра, младшие школьники с умственным отклонением выполняют упражнения легко и без психического напряжения, легко развиваются скоростно-силовые качества и выносливость, т.е. активное развитие мышечной системы, выход накопленной энергии, смекалка, ловкость реализуются в игре при высоком эмоциональном уровне. Таким образом, умение правильно использовать активную форму работы, такую как игру, и знание своего предмета помогают найти тот самый общий язык между учителем и учениками, необходимый для проведения плодотворной работы, помогающей стать детям сильными, ловкими и здоровыми.1. Приведенные в данной работе результаты эксперимента дают нам основание утверждать, что для результативности проведения урока необходимо вовлекать младших школьников в процесс обучения и воспитания посредством игры, которая развивает у них интерес к спортивным занятиям, укрепляет организм, закаляет его.

Игры и игровые упражнения, применяемые в ходе эксперимента

«Удочка». Дети образуют круг. В его центре учитель. Он держит в руках веревку, на конце которой привязан мешочек с песком. Учитель вращает веревку с мешочком по кругу по самой земле, а дети подпрыгивают, стараясь не задеть веревку или мешочек. Тот, кто заденет, считается проигравшим.

«Не попадись». Чертится круг. Все играющие располагаются за кругом. Выбирается водящий, который встает в центр круга. По сигналу учителя все дети прыгают в круг и из круга, а по мере приближения водящего стараются быстро прыгнуть обратно. Тот, кто не успел выпрыгнуть, и был осален в пределах круга, считается проигравшим, но продолжает участвовать в игре. Через 30-40

секунд игра останавливается, и подсчитываются проигравшие. Выбирается новый водящий, но из числа тех, кто ни разу не был осален.

«Волк во рву». На середине площадки проводятся две параллельные черты на расстоянии 70-80 см одна от другой - это ров. С одной стороны площадки очерчивается круг - дом коз. Один из играющих водящий - волк. Все козы располагаются в доме, а волк - во рву. По сигналу учителя «Козы, на луг!» козы бегут на противоположную сторону площадки и перепрыгивают через ров (волк в это время спит и не трогает коз). Затем учитель говорит: «Козы, домой!». Козы бегут в другую сторону площадки в свой дом, перепрыгивая через ров, а волк старается их поймать – коснуться рукой. Пойманные козы остаются во рву. После двух перебежек пойманные козы возвращаются в свой дом, выбирается новый водящий и игра продолжается.

 «Кто быстрее до флажка». Играющие выстраиваются в 2-3 колонны с равным количеством играющих за стартовой линией. Напротив каждой команды, на расстоянии 6 метров ставятся по одному предмету – флажку (кубику, мячику). По сигналу учителя игроки, стоящие первыми в колонне прыгают на правой ноге до предмета, огибают его с определенной (внешней) стороны и бегом возвращаются обратно, касаются рукой второго игрока (передают эстафету) и затем встают в конце своей колонны и т.д. при повторении игры прыжки выполняются на другой ноге.

 «Парашютисты». Играющие делятся на 3 команды. По количеству команд ставятся гимнастические скамейки - самолеты. У каждого из концов скамейки обозначается круг диаметром 30-40см - это место приземления. За правильное приземление игрок получает очко. По первому сигналу учителя команды по одному выходят на скамейку - садятся в самолеты. По второму сигналу парашютисты по одному начинают прыгать с самолета, стараясь точно приземлиться в указанное

«Веревочка под ногами». Игроки становятся в 3-4 колонны по одному. Расстояние между ними примерно 2-2,5м. Первые игроки каждой команды получают по короткой скакалке. По сигналу учителя первые двое в каждой колонне проводят скакалку под ногами своей колонны, она почти касается пола (земли). Стоящие в колонне, прыгают через нее. Когда все  игроки колонны перепрыгнут через скакалку, первый игрок остается сзади колонны, а второй бежит вперед и вместе с третьим игроком опять проводит скакалку под ногами стоящих в колонне ребят и т.д.

Игры, направленные на развитие равновесия.

Основная цель таких игр: развитие координационных способностей, смелости и расчетливости.

«Переправа по узким жердям». Основная цель: развитие ловкости, вестибулярного аппарата, внимания и расчетливости. Используется в качестве подводящего упражнения для учебной

работы на гимнастическом бревне.

Организация. Ребята делятся на две равные команды, строятся в колонну по одному за общей стартовой линией. Расстояние между колоннами – 3 м. Через 10 м перед каждой колонной вдоль устанавливают по две перевернутые гимнастические скамейки (параллельно и вплотную друг к другу), символизирующие походную переправу по узким жердям через воображаемую речку.

Проведение. По стартовому сигналу каждая команда, взявшись за руки, подбегает к своей «переправе» и начинает переходить «речку» по узким граням перевернутых скамеек - цепочкой, не отпуская рук соседей. Выигрывает та команда, члены которой быстрее совершат «переправу», не теряя равновесия и не разрывая групповой цепочки.

«Встреча на скамейке».

Основная цель: развитие устойчивости, ловкости и расчетливости.

Используется в качестве вспомогательного упражнения для учебных заданий на гимнастическом бревне.

Организация. По стартовому сигналу направляющие игроки противостоящих колонн выходят с разных сторон на скамейку и, сойдясь на ее середине, толчками ладони в ладонь соперника стремятся вывести его из равновесия и столкнуть со скамейки. Игрок, добившийся этого, приносит своей команде выигрышное очко и сходит со скамейки победителем. Затем в игровое единоборство вступает следующая пара противостоящих участников, за ней - третья и так далее до последней. Выигрывает та команда, игроки которой наберут наибольшее количество очков.

«Петушиный бой». Основная цель: развитие силы, ловкости, внимания и сообразительности.

Организация. Все дети разбиваются на пары. По сигналу все участники сгибают левую ногу и хватают ее левой ладонью за стопу, оставаясь стоять на одной правой ноге, а правую руку сгибают в локте и закладывают за спину. Из этого исходного положения соперники в каждой противостоящей пары начинают толкать друг друга, передвигаясь скачками на правой ноге и используя хитроумные обманные движения до тех пор, пока один из них не заставит противника опереться на правую ногу. Импровизированный бой повторяется несколько раз, с поочередной сменой опорной ноги.

Игры, направленные на развитие быстроты, силы и ловкости.

(Легкая атлетика)

«Тачка». Основная цель: развитие силы рук, быстроты и внимания.

Организация. Все дети встают парами. Расстояние между ними не менее 3-х метров. В 6 метрах перед ними ставится поворотный флажок.

Проведение. По сигналу педагога первые номера, приняв упор лежа, ноги врозь, изображают собой тачку, а вторые номера, взяв их за голени, как можно быстрее бегут к повторному флажку своей колонны, огибают его налево и возвращаются назад к линии начала. Затем меняются ролями.

Эстафета «Фантазеры».

В эстафете главное - интересный этап, который надо преодолеть за наиболее короткое время,

соблюдая все необходимые правила: передача эстафеты (палочка, предмет) партнеру: преодоление препятствий, выдумка, скорость. Например, бег на четвереньках, бег «задним ходом», бег прыжками на одной ноге, бег по - лягушачьи (руки вперед и на землю, прыжок ногами из положения на корточках), бег, вдвоем обнявшись и т.д.

По мере повышения интереса к занятиям физической культуры возрастает мышечная работоспособность, т.е. игра обеспечивает усиленный рост мышечной работоспособности. Игра помогает включить, сформировать и развить отдельные группы мышц. Наиболее сильные среди них – разгибание бедра и тулови                                                

                                        

                                                        

Список литературы.

1. Аникина, Т. А. Избранные главы по возрастной физиологии [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Аникина, Л. Г. Ковтун. - Казань, 1992. - 223 с.

2. Баландин, Г. А., Назарова, Н.Н. Урок физкультуры в современной школе [Текст] / Г. А. Баландин, Н. Н. Назарова. - М.: Советский спорт, 2002. - 295 с.

3. Больсевич, В. К. Физическая активность человека [Текст] / В. К. Больсевич. - М., 2000. - 187 с.

4. Бреев, М. П. Урок физической культуры в школе // Технология и педагогический анализ [Текст] : учеб. пособие / М. П. Бреев. - Новосибирск, 2000. - 234 с.

5. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебное пособие; под редакцией А. В. Петровского. – М., 1981. – 256 с.

6. Выгодский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие для преподавателей / Л. С. Выгодский. – СПб.: Союз С-П., 1997. - 375 с.

7. Головина, Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников [Текст] / Л. Л. Головина. - М., 1986. - 279 с.

8. Дворкин, Н. П. Возрастные изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств [Текст] / Н. П. Дворкин, А. Л. Медведев. – М.,2001. – 187 с.

9. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта [Текст] / Г. Д. Горбунов. - М., 1986. - 251 с.

10. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинга и уроки здоровья. 1 - 5 классы [Текст] : учеб. пособие для преподавателей / Н. И. Дереклеева. - М.: Вако, 2004. - 274 с.

11. Жуков, М. Н. Подвижные игры [Текст] / М. Н. Жуков. - М.: Академия, 2000. - 165 с.

12. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. - М., 1987. - 191 с.

13. Ильясов, И. И. Структура процесса учения [Текст] / И. И. Ильясов. - М., 1987. – 284 с.

14. Зимняя, И. Л. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / И. Л. Зимняя. – М., 1997. - 344 с.

15. Каджаспиров, Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы [Текст] : методическое пособие / Ю. Г. Каджаспиров. - М.: Дрофа, 2003. – 176 с.

16. Коц, Я. М. Спортивная физиология [Текст] / Я. М. Коц. - М., 1986. – 299 с.

17. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников [Текст] / В. А. Урутецкий. - М., 1976. - 169 с.

18. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) [Текст] : учеб. пособие / И. Ю. Кулагина. - 2-е изд. – М., 1997. – 285 с.

19. Лесгафт, А. П. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста [Текст] / А. П. Лесгафт. – М., 1999. - 230 с.

13

20. Лупандина, Н. А. ФК в школе [Текст] / Н. А. Лупандина. – М.,1976. – 175 с.

21. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания. 1- 11 класс [Текст] / В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2004. – 264 с.

22. Мальгинова, Г. Д. Час здоровья в системе физического воспитания школьников [Текст] / Г. Д.

Мальгина. – М., 1998. - 249 с.

23. Матвеев, А. П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Начальные классы [Текст] / А. П. Матвеев. - М.: Просвещение, 2005. - 271 с.

24. Матвеев, А. П. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по ФК [Текст] / А. П Матвеев, Т. В. Петрова. - М.: Дрофа, 2000. - 104 с.

25. Найминова, Э. Физкультура [Текст] : методика преподавания / Э. Найминова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 271 с.

26. Семкин, А. А. Возрастные особенности организма в связи с занятием спортом [Текст] / А. А. Семкин. - Минск., 1999. - 290 с.

27. Холодов, Ж. К. Теория и методика Физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М., 2001. - 299 с.

28. Янсон, Ю. А. Педагогика физического воспитания школьников [Текст] : книга для учителя / Ю.А. Янсон. - М., 2000. – 381 с.        

                                                                

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        

                                        



Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение……………………………………………………………………....2

Глава 1 Теоретические основы обучения младших школьников игре в баскетбол  …………………………………………………..........................4

1.1 Проблема  обучения младших школьников в баскетбол … … … ..4

1.2 Методы и формы обучения младших школьников игре в баскетбол…………………………………………………………………….11

1.3 Основы в обучении младших школьников игре в баскетбол…………………………………………………………………….15

Глава 2  Педагогические условия обучения младших школьников игре в баскетбол…………………………………………………………….18

2.1 Игровой метод, как условие обучения младших школьников игре в баскетбол…………………………………………………………………..18

2.2 Методика проведения подвижных игр……………………………....22

Глава 3 Экспериментальное исследование создание педагогических условий при обучении младших школьников элементам игры в баскетбол…………………………………………………………………….28

Заключение………………………………………………………………….32

Библиография……………………………………………………………….33

Приложение:………………………………………………………………...34

  1. Таблицы
  2. Схемы описания подвижных игр
  3. Конспекты уроков
  4. Разработка внеклассных мероприятий

Введение

Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования.

Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.

Применение спортивных игр в физическом воспитании младших школьников играет немаловажную роль в формировании фундамента двигательных навыков и технической подготовленности, так как этот возраст наиболее благоприятен для развития скоростных и координационных способностей.

На уроках физической культуры обучение элементам игры в основном осуществляется через проведение подвижных игр с элементами баскетбола. Поэтому следует уделять большее внимание методике обучения элементам игры в баскетбол. Это и является актуальностью моей работы.

Тема моей работы  «Использование игровых технологий в обучении баскетболу как средство развития двигательной активности учащихся»

Объект исследования: обучение младших школьников элементам игры в баскетбол.

Предмет исследования: педагогические условия обучения младших школьников элементам игры в баскетбол.

Цель исследования: создание педагогических условий для обучения младших школьников элементам игры в баскетбол через подвижные игры.

Задачи:

  1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу обучения младших школьников элементам игры в баскетбол.
  2. раскрыть роль и значение подвижных игр в спортивных играх.
  3. дать характеристику подвижным играм применяемым на уроках баскетбола.
  4. проследить результативность занятий.

Гипотеза исследования: качество овладения элементами игры в баскетбол у младших школьников будет высоким, если учитель:

  1. использует различные приемы при обучении игре в баскетбол;

2. осуществляет организацию внеурочной деятельности;

  1. организует работу по взаимодействию с родителями.

Глава 1.Теоретические основы обучения младших школьников игре в баскетбол

1.1 Проблема обучения игре младших школьников в баскетбол

Издавна образование и воспитание рассматривались в рамках теории физического воспитания как точки соприкосновения между педагогикой и игрой. Педагогика связывает игру с процессом воспитания, образования, обучения, развития личности.

Игры, включенные в образовательный процесс, оправданы не только с педагогической точки зрения, но и биологической, они образуют прочный фундамент физического воспитания.

В состав основных средств физического воспитания входят подвижные игры, включающие баскетбол. Начиная обучать игре в баскетбол уже с начальных классов, от простого к сложному. Обучение младших школьников имеет свои особенности. Своеобразие младшего школьного возраста в том, что организм первоначально обладает относительно низкой сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям внешней среды и вместе с тем быстро увеличивает свои адаптационные и функциональные возможности.

Известно, что в период столь бурного естественного физического развития, очень важно целенаправленно воздействовать на него, чтобы придать оптимальное направление. От того, насколько рационально в этот период проводить физическое воспитание, в большей мере зависит весь последующий ход физического совершенствования.

В процессе физического воспитания младших школьников необходимо предотвратить возможные деформации позвоночника и других звеньев опорно-двигательного аппарата, обеспечив формирование правильной осанки.

Индивидуальные и общие особенности физического развития младших школьников обязывают постоянно уделять внимание обеспечению гармоничного укрепления мускулатуры, в том числе предусматривать параллельное воздействие на симметричные группы мышц тела, «подтягивая» отстающие в развитии мышцы. Регулярная двигательная деятельность особенно активно стимулирует обмен веществ, улучшает обменные процессы и тем самым содействует структурно-функциональному совершенствованию организма.

Суть физического воспитания состоит в том, чтобы с помощью средств физического воспитания придать естественному процессу становление форм и функций растущего организма оптимальный характер, обеспечить, возможно, гармоничное в этот период физическое развитие, содействовать нормальному функционированию организма, укрепить здоровье. Важное место в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста занимает действие с мячом. Упражнения в бросании, катание мячей способствует развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются: быстрота, прыгучесть, сила, так как ребенку часто приходится в игровой ситуации передавать мяч своему партнеру или бросать его в цель, расположенную на значительном расстоянии. Действия с мячом способствуют развитию умения схватить, удержать, бросить предмет, а также рассчитать направление броска, согласовать с ним силу, воспитывают выразительность движений, хорошую пространственную ориентировку.

В действиях с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений. При передвижении по площадке ребенок упражняется в беге с ускорением, с изменением направления, в беге в сочетании с ходьбой, с прыжками, в беге с остановкой, в беге с приставным шагом (вперед, спиной вперед, в стороны) и т.п. школьник выполняет эти движения в постоянно изменяющейся обстановке. Это способствует формированию умения детей самостоятельно применять движения в зависимости от условия игры: ребенок должен самостоятельно подобрать соответствующий способ движения, найти удобное место для его осуществления.

Упражнения с мячом при соответствующей организации их проведения и обучения благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка. Создают условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного развития ребенка семилетнего возраста. Развиваются не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти. Они укрепляют мышцы, удерживают позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки. Способствуют совершенствованию двигательной реакции детей, точности воспроизведения движений во времени и пространстве.

Огромное влияние на развитие детей младшего школьного возраста оказывают движения, физические упражнения, игра в баскетбол. Недостаток движения, ограничение двигательной активности (так называемая гипокинезия) отрицательно сказывается на формировании организма. Деятельность различных систем организма находится в прямой зависимости от активности скелетных мышц, особенно в детском возрасте. Двигательная активность стимулирует обмен веществ и энергии, совершенствование всех функций и систем организма и повышает его работоспособность, что достигается при игре в баскетбол.

Велика роль двигательной активности в подготовке к труду. Осваивая новые движения, человек обучается управлять работой мышц, сложными движениями, необходимыми в трудовой и спортивной деятельности.

Двигательная активность способствует усвоению информации, которая поступает из внешней среды, через сенсорные системы. Эта информация имеет значение не только для повышения физической и умственной работоспособности, но и для становления человека как личности.

В спортивном зале должна держаться определенная температура и влажность. Величина кожной поверхности по отношению к весу у ребенка больше, чем взрослого. Ограниченная возможность потоотделения и несовершенство сосудистых реакций затрудняет терморегуляцию у детей. Вот почему даже незначительное переохлаждение или перегрев, могут привести к нарушению здоровья. Дети плохо переносят  пребывание в помещении с повышенной температурой и влажностью. Перегрев может вызвать нарушение сердечной деятельности, потерю сознания. Поэтому, после пробежек в игре нужно постепенно переходить к отдыху.

На долю мышечной ткани у ребенка 7 – 19 лет приходится около 30% веса тела. Развитие мышц происходит главным образом за счет утолщения мышечных волокон. Развитие мускулатуры идет неравномерно. Сначала развиваются мышцы шеи и туловища, а затем, мышцы конечностей.

Конечности детей содержат недостаточное количество солей, поэтому у детей часто бывают переломы, особенно часто встречается перелом лучевой части руки несколько выше запястья, который называется переломом луча в типичном месте. Для профилактики данного вида перелома у детей следует научить их «правильно падать», то есть при падении не опираться на ладонь, так как лучевая кость не выдерживает нагрузку массы тела. Строение мышц детей заметно отличается от строения мышц взрослых. Мышцы детей эластичны, при сокращении они сильнее укорачиваются, а при расслаблении – больше удлиняются. Нужно иметь в виду, что мышцы развиваются у детей неравномерно. Быстрее – крупные, медленнее – малые. Это одна из причин того, что в младшем школьном возрасте учащиеся неуверенно выполняют «точные» движения, например, кистью, плохо справляются с заданиями на точность физического действия.

У ребенка данного возраста развиваются и совершенствуются основные естественные движения, в частности, рабочие движения кисти и пальцев. Меняется и отношение к движениям. Прежний интерес к самому процессу движения сменяется все большей заинтересованностью в результатах действий. Радость и удовлетворение доставляет не только сама двигательная деятельность, но и достижение цели при определенном действии. Движения становятся все более точными, координированными.

Однако развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, поэтому недостаточна способность к длительной продуктивной работе, длительному мышечному напряжению и дети быстро утомляются. Не следует однообразно выполнять движения, нужно их разнообразить.

В 7 – 8 лет интенсивно растет темп движений. У мальчиков его увеличение более прогрессивно, чем у девочек. Точность движений у 7 – 8-летних детей развита недостаточно.

Ошибки при воспроизведении движений заданных параметров составляют 45 – 50%. Систематические физические упражнения с применением методов, облегчающих воспроизведение движений определенных пространственно – временных параметров приводят к улучшению точности движений по пространственным характеристикам на 45 – 50%, временным – на 30%, силовым – на 35%. К 7 - 8 годам вырабатывается нормальная поза прямостояния. У детей этого возраста поза прямостояния при смещении опоры сохраняется лучше, чем у подростков.

При формировании у детей младшего школьного возраста привычки к систематическим подвижным играм, у них развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и кинестетический контроль за выполнением движений.

Совершенствование координаций между зрительными ощущениями и выполнением движений – очень важная задача физического воспитания детей. Особенность восприятия младших школьников – целостность, нерасчлененность. Дети часто по самым случайным признакам пытаются угадать, а не выяснить особенности показываемого предмета, движения, действия. В этом возрасте усиливается роль слова в восприятии элементов и деталей движений.

Дети в 7 – 10 лет недостаточно точно воспринимают интервалы времени: короткие промежутки времени они обычно недооценивают. Много затруднений вызывает у них и ориентировка в самом пространстве зала, площадки. Они путают правую и левую стороны. Поэтому рекомендуется систематически тренировать детей в этих достаточно сложных для них процессах. Объем внимания младших школьников узок: они одновременно могут воспринимать одно – два движения или не связанные между собой элементы движений. Внимание их часто переключается на всевозможные второстепенные объекты и элементы движений. Рассеянность нередко оказывается следствием переутомления, отсутствия привычки внимательно смотреть и слушать.

В баскетболе создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно – волевых черт ребенка. Такие игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения. Ради интересов команды ребенку часто приходится отказываться от мяча, передавать его партнеру, который имеет более благоприятные условия для успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды попасть мячом в корзину способствует развитию взаимопонимания, умения считаться с другими, помогать им.

Необходимость принимать быстрые, но разумные и твердые решения, претворять эти решения в жизнь без излишних колебаний способствует развитию самостоятельности. Уверенность в своих силах, возможностях является основным фактором, который позволяет ребенку успешно проявлять приобретенные навыки. Решая проблему обучения младших школьников игре в баскетбол нужно обратить внимание на обучение физкультурным упражнениям.

1.2 Методы и формы обучения младших школьников игре в баскетбол

Процесс обучения младших школьников в баскетбол направлен на вооружение учеников знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, формирование системы знаний по вопросам техники, стратегии, тактики, правил игры и т.п.

Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний об игре.

Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть в значительной мере. Занимающиеся должны научиться рационально пользоваться приобретенными навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.

Освоение двигательных навыков предполагает такую степень владения движениями, когда управление ими осуществляется автоматизировано. Как известно, в основе навыка лежит система закрепленных связей, для образования которых необходимо многократное повторение их в определенных условиях. Однако степень этих связей должна обеспечить возможность свободного варьирования элементами движения.

Обучение техническому приему и индивидуальным тактическим действиям должно идти параллельно. В начале технику изучают раздельно по приемам. В дальнейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два и более разных приемов.

Приемы техники нападения изучают раньше, нежели приемы защиты.

В процессе формирования двигательного навыка выделяют самостоятельные стадии, которым соответствует тот или иной этап обучения. Принято выделять 3 стадии:

  1. формирование начального умения, когда ученик овладеет основами движения, его структурой;
  2. уточнение системы движений;
  3. совершенствование навыка.

Особенно важна на каждой стадии последовательность постановки педагогических задач, необходимо чтобы, прежде всего:

  • освоили исходное положение, из которого выполняются движения;
  • знали, какие части тела принимают участие в этих движениях, и каковы их направления, амплитуда, согласованность во времени и в пространстве;
  • выполняли движение по оптимальным амплитудам в удобном темпе;
  • сохраняли точную структуру движения и освоили его детали;
  • приступили к совершенствованию движений.

При изучении сочетаний приемов основное внимание уделяют связкам, если приемы сочетаются по принципу цепочки, когда один прием следует за другим. В связке изучают переход от одного приема к другому, где видоизменяются конечные движения предыдущего приема и начальные следующего.

При овладении двигательными действиями, в которых приемы сочетаются не последовательно, а одновременно, когда один становится фоном другого (например, передача мяча во время бега), изучают согласованность разученных ранее по фазам движений, часто для этой цели используют подводящие упражнения.

При освоении тактики игры ставят цели:

- научить целесообразному использованию изученных приемов и взаимодействию с другими игроками в зависимости от обстановки;

- научить умению создавать наиболее выгодные ситуации для другого игрока, позволяющие ему действовать более эффективно.

Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо последовательно переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на физиологической природе формирования двигательных навыков.

Ознакомление с приемом. Оно начинается с создания представления о нем. Занимающиеся должны иметь перед собой образец, который следует воспроизвести. Для этого им нужно не только сообщить сведения о приеме, о его месте и значении в игре, но и дать возможность получить первые двигательные ощущения, возникающие при выполнении движений. В задачу обучения на данном этапе входит:

  • выявление знаний ученика об изучаемом предмете, а также ощущений, имеющихся в его двигательном опыте;
  • сообщение предварительных сведений об изучаемом приеме – его месте и значении в игре, основном назначении и наиболее эффективном применении и т.п.
  • создание зрительного и двигательного представления о правильных движениях и их последовательности.

Эти задачи решаются с помощью наглядного и словесного методов и самостоятельного выполнения упражнений.

В зависимости от изучаемого материала и задач обучения можно использовать, схемы, фото, видеомагнитофонные записи и т.п.

Основное внимание в обучении младших школьников игре в баскетбол направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнения двигательных действий, на формирование четкости при выполнении наиболее существенных элементов движения.

В тех случаях, когда элементы движений, упражнения с мячом выполняются детьми неуверенно или дается в новой комбинации, целесообразно показать и объяснить их, учитывая двигательный опыт детей, можно показ проводить одновременно с объяснением.

Время о времени нужно возвращаться к показу хорошо известных упражнений, так как для совершенствования движения необходима точность, четкость выполнения каждого элемента.

Таким образом, по мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения, давать показ всего упражнения с объяснением; частичный показ с пояснением; описание упражнения без показа; установку на мысленное воспроизведение упражнение и его описание детьми, затем показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.

Необходимо также ознакомить детей с правилами игры, техникой игры.

После рассмотрения проблем обучения младших школьников игре в баскетбол, специальных занятий, упражнений по подготовке детей к обучению игре.

1.3  Основы в обучении младших школьников игре в баскетбол.

         Проработав много лет в школе, я пришла к выводу, что игра в баскетбол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовке, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок, а также при соблюдении определенной последовательности. Я провожу обучение в несколько этапов, используя различные упражнения. В начале обучения основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Не рекомендую с первых занятий начинать освоение техники. Вначале я добиваюсь, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности ещё поиграть.

     Затем учу детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставленными, кисти лежать сзади – сбоку, мышцы рук расставлены.

    После того как научились правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками. Выполнение ловли мяча и других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствует совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в  игровых  ситуациях.

    Параллельно ловле мяча обучаю детей передаче мяча двумя руками от груди с места. Обучаю передавать мяч из правильной стойки, держа его двумя руками на уровне груди (см. приложение №1,2).

   На первых порах при передаче мяча большинство детей старается толкать его обеими руками, широко разводя локти в сторону. В процессе обучения передаче мяча напоминаю детям, что локти следует опустить около туловища; стараться бросать на уровне груди партнёра; мяч следует сопровождать взглядом и руками.

     Одним из наиболее важных действий с мячом является ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке.  На начальном этапе обучения самое эффективное ведение мяча с высоким отскоком. Учащиеся учатся держать спину. После этого учу «посадке на ноги», т.е. передвигаться на полусогнутых ногах. В дальнейшем ученики легко усваивают ведение мяча с обычным отскоком по прямой и с изменением направления (см. приложение №3).

    Наиболее распространённым недостатком ведения мяча на начальном этапе является бить по мячу расслабленной ладонью, не включая в работу предплечье. Рука с согнутыми пальцами ударяет по мячу сверху. В результате систематического обучения ведения мяча вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, передвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега.

     Передача мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движениями. Поэтому я ограничиваюсь теми же способами – бросками двумя руками от груди и одной рукой от груди. С самого начала обучения обращаю внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливаясь, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в стороны.

     Для сознательного отношения учащихся к действиям, недостаточно разъяснений и показа: даю возможность упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и  упражнениями самих детей, возникает сознательное отношение к действиям, умению целесообразно пользоваться ими а игровой деятельности.

       Цель углубленного разучивания заключается в формировании полноценного двигательного умения. Здесь следует уточнить двигательное действие, как в основе, так и в деталях технику передвижений, ведения, передачи мяча. На этом этапе я широко использую комплекс разнообразных средств: применяю упражнения для закрепления мышечной системы с учетом особенностей техники баскетбола; использую подводящие упражнения, которые позволяют подготовить детей к освоению основного действия.

      Подводящие упражнения представляют собой игру с мячом, ведение мяча, передача мяча в стену, метание мяча в цель, броски в кольцо.       Когда ребята овладеют техникой баскетбола,  я перехожу к этапу закрепления и дальнейшего совершенствования.

 Цель этого этапа – двигательное умение перевести в навык. Эта цель решается с помощью следующих задач:

1. Добиться стабильности, автоматизма выполнения передвижений, различных действий с мячом.

2. Довести до необходимой  степени совершенства основные элементы техники передач ведением мяча.

    На этом этапе я увеличиваю количества повторений в обычных и новых условиях. Меняю или усложняю правила игровых ситуаций.  В целях совершенствования бросков и ведения я применяю корзины разной высоты, поточное выполнение бросков и ведение в сочетании с прыжками, передачами и другими упражнениями. Также увеличиваю скорость заданных движений.

        Таки образом, в процессе обучения элементам игры в баскетбол я ставлю задачу: научить управлять своими действиями. Процесс обучения строится последовательно от простого к сложному, в порядке, зависящем от изучения технических приёмов того или иного раздела техники игры.

Глава 2  Педагогические условия обучения младших школьников игре в баскетбол

2.1 Игровой метод, как условие  обучения младших школьников игре в баскетбол.

        В баскетболе разработано и предложено большое количество средств и методов. Однако именно подвижные игры я считаю одним из основных вспомогательных средств в обучении игре баскетболу младших школьников.

        Построение учебного процесса в баскетболе имеет свою специфику в использовании подвижных игр, предполагая  их применение в нескольких направлениях.

        Во-первых, игровой метод наиболее ярко и естественно проявляются индивидуальные особенности занимающихся.

   Наблюдая за поведением учащихся в процессе игры, я оцениваю:

  • Проявление инициативы и настойчивости;
  • Отношение к соперникам по игре;
  • Отношение к партнерам по команде;
  • Отношение к собственным ошибкам;
  • Дисциплинированность, требовательность;
  • Отношение к победе, поражению.

        Наблюдая за своими учениками, я пришла к выводу, что только в игре я смогу узнать ребенка, как  разностороннюю личность. Порой самый замкнутый, не общительный ребёнок раскрывает свои таланты только во время игры и в итоге из него получается результативный игрок.

        С помощью подвижных игр решаются задачи создания последовательно-усложняющихся игровых ситуаций для развития специальных физических качеств и овладение технико-тактическим арсеналом.

        Игровая деятельность в баскетболе складывается таким образом, что приходится выполнять большое количество рывков на разное расстояние как с изменением скорости, так и направления движения, выполнять прыжки толчком одной и двух ног, множественные защитные действия, что предъявляет высокие требования к скоростно-силовой подготовленности баскетболиста. Именно подвижные игры, представляющие собой игровой метод физического воспитания, позволяет развить и совершенствовать такие физические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость. Помогают мне решать эту задачу такие подвижные игры как «Десять передач», «Мяч капитану» и др.  Формировать некоторые элементы техники мне позволяют такие игры, как «Играй, играй, мяч не теряй», «Подбрось-поймай», «Мяч в стену» и др.  Систематическое использование подвижных игр в младшем школьном возрасте позволяет повышать и расширять двигательный фонд занимающихся, что является хорошей базой для овладения надлежавшей спортивной техникой. Однако, выбор и планирование подвижных игр в структуре учебно-тренировочного занятия необходимо проводить с учетом положительного переноса навыков. Например, игры, связанные с метанием мяча на дальность и в цель, положительно скажутся на эффективности передач мяча. В более старшем возрасте подвижные игры связаны с задачами, решаемыми на отдельных этапах и периодах подготовки и способствует положительному переносу тренированности и смягчению эмоциональной нагрузки, психологического «застоя», возникающего в связи со значительным ростом объема интенсивности физической нагрузки в процессе тренировки.

         На основе личного опыта я убедилась , что в подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания положительных, нравственно-волевых черт. Например: командные игры приучают учащихся проявлять взаимопомощь и доброжелательность друг к другу. Необходимость принимать быстрые решения способствуют воспитанию уверенности и решимости. В игре так же, как и баскетболе, необходимо соблюдать правила, воспитывающие честность, справедливость. Использование подвижных игр способствует снижению эмоциональной нагрузки, «смягчению» психологической напряженности учебной деятельности. Подвижные игры активизируют внимание, оказывают положительное влияние на восстановление работоспособности.

        Однако в зависимости от возраста занимающихся и от поставленных задач учебного процесса меняется процентное соотношение применения подвижных игр по отношению к другим средствам. Особенно актуально применение подвижных игр на начальном этапе подготовки.

        Помимо специальных задач в учебном процессе подвижные игры решают оздоровительные задачи, оказывая общее благоприятное влияние на рост учащихся, на формирование правильной осанки, на развитие крупных мышц тела, на развитие сердечнососудистой системы. Развиваются необходимые физические качества. Овладевая техникой баскетбола, учащиеся в сложных играх совершенствуют координацию движений, усиливают контроль за эмоциями, что способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности в действиях, тактичности по отношению к партнерам по игре.

        Все выше сказанное ещё раз подтверждает значимость и ценность подвижных игр, как вспомогательного комплексного средства в обучении баскетболу, для повышения общего уровня функциональных возможностей организма, для разностороннего развития физических способностей, для пополнения фонда двигательных умений и навыков.

2.2 Методика проведения подвижных игр.

        Подвижные игры как средство и метод физического воспитания я широко применяю на уроках и во внеклассных занятиях.

        В соответствии со школьной программой по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках в первых восьмых классах  в сочетании с гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой, лыжами.

        Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

        К образовательным задачам относится: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, борьбой и лыжами.

        К воспитательным задачам  относится воспитание физических (быстроты, ловкости, силы, меткости, выносливости) и морально- волевых качеств (смелости, честности, коллективизации и др.).

К оздоровительным задачам относится содействие нормальному развитию организма учащихся, укрепления их здоровья.

        В играх на уроках физической культуры, в отличие от других форм занятий, главное внимание я обращаю на образовательную и оздоровительную стороны игры, а также на воспитание физических качеств.

        Подбирая игры для урока, я учитываю задачу урока, учебный материал, виды движений, входящих в игру, физиологическую нагрузку игры, условия для работы.

        Каждая игра требует от участников проявления умений и навыков, которые в процессе игры совершенствуются.

        Необходимо определить место игры среди других средств физического воспитания и на уроке установить между ними методически правильную преемственность. Это способствует лучшему разрешению поставленных задач, повышению плотности урока и позволяет правильно дозировать упражнение. После сложных по координации упражнений я даю более простые задания, не требующие концентрированного внимания. Мышцы, которые только что интенсивно работали, в следующем упражнении (игре) почти не участвуют или выполняют работу иного характера. После игр с бегом, прыжками или сопротивлением проводить упражнения, требующие точности движения, сохранения равновесия, сложной координации.

        Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры я чередую менее подвижными, причем подбираю игры различные по характеру движений.

        Подвижные игры я включаю во все части урока. Их содержание зависит от задачи и состава занимающихся. Подготовительную часть урока я включаю малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания учащихся («Группа смирно!», «Падающая палка»),  а также игры средней подвижности с упражнениями обще-развивающего характера («Запрещенное движение»). В основной части урока я использую подвижные игры с бегом на скорость, с увертыванием, на выносливость, с преодолением препятствий, с разными прыжками, сопротивлением, борьбой, метанием в неподвижную и подвижную цель. Заключительной части урока провожу игры малой и средней подвижности, которые способствуют активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части урока, игры для организации  внимания с несложными правилами («Кто подходил?», «Группа смирно!»).

        При рациональном использовании времени и подборе правильной методики проведения игр стараясь достичь необходимой плотности урока. Добиваюсь, чтобы все участники игры получали примерно одинаковую нагрузку. В связи с этим я создаю равные условия для активного участия в игре всех занимающихся.

        Дети, отнесенные врачом к основной группе, участвуют во всех подвижных играх. Детей, включенных в специальную группу, ограничиваю в движении. Им поручаю роли, не требующие большой подвижности, или сокращаю время игры, не задевая их самолюбия. Также привлекаю в качестве помощников судей, счетчиков очков и т.п. В то же время ослабленных детей я вовлекаю в посильные для них игры, чтобы укреплять их здоровье.

        Подвижные игры на уроках физической культуры я планирую весь учебный год с учетом сезона и задач, поставленных мной в каждой четверти учебного года.

        Наметив игры на год, я распределяю их по четвертям с учетом планирования всего учебного материала.

        Игры распределяю в зависимости от их задач и длительности проведения. Новые игры в основном разучиваются в конце первой, во второй и третьей четвертях. В начале первой четверти закрепляются и варьируются  игры в предыдущем учебном году. В четвертой четверти в основном закрепляются и усложняются игры пройденные в данном  учебном году.

        При планировании, как по четвертям, так и поурочно я предусматриваю последовательность прохождения и повторность игр. В начале учебного года в каждом классе провожу более легкие игры, а к концу их усложняю.

        Также я выделила ряд факторов, которые необходимо учитывать в процессе планирования игры:

        Как правило, подбор игр провожу по системе их трудности для занимающихся с систематическим повторением для прочного усвоения приобретаемых в подвижных играх, навыков и умений. При подборе учитываю:

  • Педагогические задачи, поставленные на данном занятии;
  • Учёт положительного переноса двигательного навыка;
  • Физиологические особенности занимающихся;
  • Психологические особенности различного пола;
  • Подготовленность группы;
  • Количественный состав занимающихся;
  • Место проведения занятия (зал, естественные условия среды)

        Особое значение уделяю подготовке инвентаря, так как от этого зависит результат игры.

        Инвентарь должен быть красочным и заметным в игре, по размеру и весу он должен соответствовать силам играющих, а количество инвентаря необходимо предусмотреть заранее. Лучше хранить его у места проведения, но раздавать и расставлять инвентарь после объяснения игры.

        При объяснении игры следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Название игры;
  2. Размеры игровой площадки;
  3. Роль играющих и их расположение (размещение играющих и место руководителя для меня особо актуально. Объяснять игру необходимо в таком положении, чтобы учащиеся видели и слышали учителя);
  4. Ход игры;
  5. Цель игры;
  6. Правила игры.

        Выполнение обязанностей водящего оказывает большое воспитательное влияние на играющих. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало, как можно больше игроков.

     

   Выделяю водящих разными способами:

  • По назначению;
  • По жребию (путём расчёта, метания и др.);
  • По считалке;
  • По расчёту;
  • По выбору играющих;
  • По результатам предыдущих игр.

        Распределение на команды провожу также разными способами:

  • По усмотрению руководителя;
  • Путём расчёта;
  • Путём перестроения;
  • По назначению капитанов;
  • По сговору;
  • Использование постоянных команд.

        Игру начинаю организованно и своевременно, по условному сигналу. Употребляю различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции на различные приказания.

        Во время игры  развиваю творческую инициативу играющих и, конечно же, учитываю настроения учащихся. Также учитываю наиболее опасные моменты в игре (перепрыгивание, спрыгивание и т.д.) и быть готовым к подстраховке.

         Для успешного проведения занятий соблюдаю требования санитарно-гигиенических норм:

  1. Чистый и сухой пол.
  2. Хорошее освещение снарядов в одной части зала.
  3. Наличие спортивной формы и обуви.
  4. Наличие неиспорченного спортивного инвентаря.

     

   Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства.

 Игра теряет свою ценность, если не соблюдаются правила. От меня зависит правильное подведение итогов. Правильное и корректное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам, что особо важно для всех спортивных игр.

          В подвижных играх учитываю возможности каждого участника, а также его физическое состояние в данное время. Приступая к проведению игры, учитываю характер предшествующей деятельности и настроения занимающихся. Если игра проводиться после больших физических нагрузок и умственных усилий, провожу малоподвижную игру. Кроме того чередую во время занятий интенсивные игры с малоподвижными.

        Также помню о возрастных особенностях занимающихся и состояния здоровья. Продолжительность игры зависит от характера игры, условий занятий и состава занимающихся. Важное значение имеет своевременность окончания игры. Определяю момент окончания игры. Как только проявляются первые признаки утомления, игру заканчиваю. Игру можно прекратить через определенное время, заранее установленное перед игрой, однако окончание игры не должно быть неожиданным для играющих. По окончании игры я объявляю результаты. Уделяю внимание разбору игры, указав на ошибки в технических приемах и тактике. Отмечаю участников, наиболее хорошо справившихся с заданием.

        Итак, можно сделать вывод: прочность и богатство игрового опыта являются важным элементом двигательной подготовки и могут оказать неоценимую пользу при изучении спортивных игр.

Глава 3.Экспериментальное исследование создания педагогических условий при обучении младших школьников элементам игры в баскетбол

Данное экспериментальное исследование по изучаемой проблеме было проведено на базе МАОУ СОШ №7

Целью экспериментального исследования было создание педагогических условий при обучении младших школьников элементам игры в баскетбол. А также на практике предстояло проверить влияние специально созданных условий на развитие навыков работы с мячом.

Выявление склонности детей к игре в баскетболе, работе с мячом явилось первым этапом нашего исследования.

Целью методики является выявление интересов детей к игре в баскетбол, подвижным играм с мячом.

В эксперименте участвовали учащиеся 3 «А» класса.

На основе анализа данных, полученных в результате наблюдения за умением детей работать в группах с мячом, выявила способности детей, те способности, которые нужно развивать, которые хорошо развиты, нужно совершенствовать.

Первый этап исследования проходил в марте 2016-2017уч. год.  в эксперименте участвовал 2«А» класс  показал, что дети имеют различные задатки, способности играть в группе с мячом, спортивные игры, в частности баскетбол.

На втором этапе исследования проводилась работа по созданию педагогических условий для успешного развития имеющихся задатков, вообще способностей играть в баскетбол.

Для того чтобы данные навыки имели свое развитие, мною были организованы различные виды деятельности на уроке физкультуры: ведение мяча, эстафеты с мячом, игры в группах с мячом, броски по кольцу, игры: «За мячом», «Поймай мяч», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Борьба за мяч», «К кого меньше мячей», «Мяч ведущему», «Передал – садись», «Перестрелка».

Данная работа проводилась в течение года.

Как видно из данного списка игр, упражнений, период времени наша совместная деятельность была направлена на обучение детей младших школьников элементам игры в баскетбол.

При повторном исследовании я заметила, что произошли

качественные изменения.

Таблица показателей динамики в овладении технического приёма передачи мяча

Класс/год

«5»

«4»

«3»

«2»

2 «г»

2016-2017

4

6

10

2

3 «г»

2017-2018

9

11

2

0

Таблица показателей динамики в овладении технического приёма ведении мяча

Класс/год

«5»

«4»

«3»

«2»

2 «А»

2016-2017

5

6

8

3

3 «А»

2017-2018

10

8

3

1

Таким образом было доказано, что если опираться на навыки детей, стремление играть в группах с мячом и создавать педагогические условия можно ускоренно обучать детей элементам игры в баскетбол.

        На третьем этапе исследования проводилась работа по отслеживанию результатов мониторинга здоровья по основным показателям физического развития учащихся. Так, мною отслеживались и сравнивались показатели болезней костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата учащихся 2 «А» класса (2017 г.) и 3 «А» класса (2018 г.). проведя сравнительный анализ, отмечу, что показатели плоскостопия стабильны (0), показатели нарушения осанки улучшились на 10 %, в корригирующей гимнастике стало нуждаться на 5 % детей меньше, чем в прошлом году.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что, создавая педагогические условия, процесс обучения элементам игры в баскетбол улучшается. Результаты мониторинга здоровья по основным показателям физического развития учащихся также улучшаются благодаря урокам физической культуры с элементами баскетбола.


Заключение

Изучая различные подходы исследования способностей к игре в баскетбол, я заметила, что у детей имеются способности по ведению мяча, броскам по кольцу, передаче мяча. Отсутствие способностей не является проблемой, так как,  создавая определенные педагогические условия, можно научить детей элементам игры в баскетбол.

Формирование умений происходит в игровой деятельности. Именно игра является тем условием, которое влияет, развивает, укрепляет способности.

Способности проявляются уже в младшем школьном возрасте и от того, какие будут созданы условия, зависит их дальнейшее развитие.

В своем исследовании я доказала, что если создать определенные педагогические условия, то можно ускоренно обучать младших школьников элементам игры в баскетбол  через подвижные игры.