МИР ХИМИИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

Важеева Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ

Картошка становится подводной лодкой

 

В качестве «подводной лодки» используем обычную картошку. Нам понадобятся один клубень картофеля, литровая банка или большой химический стакан и пищевая соль. Налейте полбанки или стакана воды и опустите картофелину. Она утонет. Добавьте в банку (стакан) насыщенный раствор соли. Картошка всплывет. Если вы захотите, чтобы она снова погрузилась в воду, то просто в банку добавьте воды. Ну чем не подводная лодка?

Картофель тонет, т.к. он тяжелее воды. По сравнению с раствором соли он легче, поэтому и всплывает на поверхность.

Зависший пузырь

 

На дно химического стакана или небольшой баночки насыпьте пищевую соду и прилейте к ней немного столового уксуса. Будет происходить выделение углекислого газа. Он тяжелее воздуха и будет скапливаться в нижней части банки. Но углекислый газ бесцветный. Вы его не увидите. Однако убедиться в том, что он действительно есть в банке можно с помощью мыльных пузырей. Выдуйте пузырь в банку. Он зависнет в ней на границе углекислого газа и воздуха.

Красим гвозди

 

В стакане растворите немного медного купороса и опустите в него гвоздь. Через некоторое время гвоздь станет красным, а раствор приобретет зеленоватый оттенок. Это произошла химическая реакция. На поверхности гвоздя образовался слой меди.

Муравьи - химики

 

 Муравьи способны вырабатывать кислоту - муравьиную. Убедиться в этом очень просто. Достаточно отправиться в лес и захватить с собой верный спутник химика - индикаторную бумагу. Найдите муравейник и осторожно, чтобы его не повредить, опустите в него на некоторое время соломинку. Выньте ее и смочите каплей воды. Дотроньтесь влажной соломинкой до индикаторной бумаги. Ее цвет укажет на присутствие кислоты.



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Первоначальные химические понятия»

1. Признаки, по которым одни вещества отличаются от других.

2. Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие.

3. Вещества, состоящие из одинаковых структурных единиц.

4. Вещество, образованное атомами разных элементов.

5. Разновидность атомов с определённым положительным зарядом ядра.

6. Наука, которая изучает состав, строение и свойства веществ, их взаимные превращения и способы управления этими превращениями.

7. Совокупность структурных частиц, которые обладают определёнными свойствами.

8. Запись с помощью химических формул и численных коэффициентов, показывающая в каких количественных соотношениях взаимодействуют вещества и образуются продукты реакции.

9. Знаки химических элементов и числовых индексов показывающие состав веществ.

10. Вещество, образованное атомами одного химического элемента.

11. Системы, состоящие из нескольких веществ, не изменяющих в результате смешивания своих физических и химических свойств.

12. Явления, при которых состав участвующих веществ сохраняется.



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Химическая связь. Строение вещества»

1. Кристаллическая структура, характеризующаяся правильным расположением частиц в строго определённых точках пространства кристалла.

2. Распределение электронов по энергетическим уровням, существующим в электронном облаке атома.

3. Условная величина, характеризующая способность атома в молекуле приобретать отрицательный заряд.

4. Один из видов химической связи, в основе которой лежит электростатическое взаимодействие между противоположно заряженными ионами.

5. Условный показатель, характеризующий заряд атома в соединениях.

6. Вид связи, при котором происходит связывание атомов с помощью общих электронных пар.

7. Совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.

8. Запись распределения имеющихся в атоме электронов по энергетическим уровням и подуровням.

9. Устойчивая элементраная частица с элементарным отрицательным электрическим зарядом и массой 9,11 х 10-31 кг.



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Водород. Кислоты. Соли»

1. Группа солей, где атомы водорода в двух- или в многоосновной кислоте замещены не одним металлом, а двумя.

2. Соли образованны двумя различными анионами.

3. Группа солей, где гидроксогруппы основания частично замещены кислотными остатками.

4. Бесцветный газ, не имеющий запаха. Самый лёгкий газ. Плохо растворим в воде.

5. Число атомов водорода в составе кислоты, которые могут замещаться на металл с образованием соответствующих солей.

6. Группа солей, где атомы водорода в кислоте замещены частично.

7. Группа солей, где все атомы водорода в кислороде замещены металлом.

8. Часть молекулы кислоты, которая остаётся после отщепления от неё протона.

9. Продукты замещения атомов водорода кислоты на металл или группу ОН основания на кислотный остаток.

10. Сложные вещества, содержащие водород, который в водном растворе диссоциируют с образованием ионов водорода.



Предварительный просмотр:

Кроссворд  «Основные закономерности химических реакций»

1. Вещества, способные ускорять химические реакции, оставаясь при этом не изменёнными.
К ним относятся синтетические алюмосиликаты, металлы платиновой группы, серебро, никель и другие. В живых организмах их называют ферментами.

2. Свойство вещества, указывающее количество энергии, которую можно преобразовать в теплоту.
Это термодинамическое свойство вещества, которое указывает уровень энергии, сохраненной в его молекулярной структуре. Это значит, что, хотя вещество может обладать энергией на основании температуры и давления, не всю ее можно преобразовать в теплоту. Часть внутренней энергии всегда остается в веществе и поддерживает его молекулярную структуру.

3. Количество теплоты, выделяемой или поглощаемой системой при химической реакции.
Он равен изменению внутренней энергии системы при постоянном объёме или изменению её энтальпии при постоянном давлении и отсутствии работы внешних сил. В зависимости от знака (+, -) все химические реакции подразделяются на эндо- и экзотермические.

4. Тип химической реакции, когда происходят реакции обмена между кислотой и основанием, в результате которых образуются соль и вода.
Пример этого типа химической реакции: НСl + NaOH = NaCl + Н2О.

5. Состояние реагирующей системы, при котором в ней протекают только обратимые реакции.
Состояние химической системы, в котором обратимо протекает одна или несколько химических реакций, причём скорости в каждой паре прямая-обратная реакция равны между собой.

6. Тип химической реакции, когда реакции обмена, в которых участвует какое-либо простое вещество, замещающее один из элементов в сложном веществе.
При этой реакции обычно простое вещество взаимодействует со сложным, образуя другое простое вещество и другое сложное: Общий вид реакции: А + ВС = АВ + С. Эти реакции в подавляющем большинстве принадлежат к окислительно-восстановительным: 2Аl + Fe2O3 = 2Fе + Аl2О3.

7. Тип химической реакции, когда реагенты обмениваются между собой атомами или целыми составными частями своих молекул.
Пример этого типа: АВ + СD = АD + СВ.

8. Тип химической реакции, когда два (или более) вещества-реагента соединяются в одно, более сложное вещество.
Химическая реакция, при которой два вещества соединяются с образованием третьего без каких-либо побочных продуктов. A + B + C = D. Как правило, эти реакции сопровождаются выделением тепла, т.е. приводят к образованию более устойчивых и менее богатых энергией соединений.

9. Количество вещества, вступающего в реакцию или образующегося в результате реакции за единицу времени в единице объёма системы.
Изменение количества одного из реагирующих веществ за единицу времени в единице реакционного пространства. Она определяется концентрацией активных частиц и разницей между энергиями связи разрываемой и образуемой.

10. Тип химической реакции, когда одно сложное вещество разлагается на два или несколько более простых веществ.
Реакции приводят к образованию нескольких соединений из одного сложного вещества: А = В + С + D. Продуктами могут быть как простые, так и сложные вещества. Фактором, вызывающим этот тип реакции, могут являться различные физические и другие воздействия.



Предварительный просмотр:

Кроссворд «Теория электролитической диссоциации»

1. Вещества, которые в расплаве или в водном растворе не распадаются на ионы и не проводят электрический ток.
К неэлектролитам относится большинство органических соединений, вещества, в молекулах которых имеются ковалентные неполярные связи.

2. Вещества, которые в водном растворе лишь частично диссоциируют на ионы.
В растворах слабых электролитов непрерывно протекают процессы распада молекул на ионы и объединение ионов в молекулы.

3. Отрицательно заряженные ионы.

4. Полный или частичный распад молекул растворённого вещества на ионы в результате взаимодействия с растворителем.
Обусловливает ионную проводимость растворов электролитов. Диссоциация является обратимым процессом.

5. Отношение числа распавшихся на ионы молекул к общему числу растворённых молекул.

6. Положительно заряженные ионы.

7. Жидкие твёрдые вещества, в которых в сколько-нибудь заметных концентрациях присутствуют ионы, способные перемещаться и проводить электрический ток.
К электролитам относятся кислоты, основания и почти все соли.

8. Электрически заряженные частицы, образующиеся из атомов (молекулы) в результате потери или присоединения одного или нескольких электронов.
Соли, молекулы кислот и оснований в водном растворе распадаются на положительно и отрицательно заряженные частицы – ионы.

9. Вещества, которые при растворении в воде полностью или почти полностью диссоциируют на ионы.
В растворах сильных электролитов преобладает процесс распада веществ на ионы. К сильным электролитам относятся соли, многие минеральные кислоты, основания щелочных и щелочноземельных металлов.



Предварительный просмотр:



ОТВЕТ

ШЛАК



ОТВЕТ

АЛМАЗ



ОТВЕТ

ВОЗДУХ



ОТВЕТ

ГОРЕНИЕ



ОТВЕТ

КАТАЛИЗАТОР



ОТВЕТ

МОЛЬ



ОТВЕТ

СИНТЕЗ



ОТВЕТ

БОР



ОТВЕТ

СВИНЕЦ



ОТВЕТ

ЗОЛОТО



Предварительный просмотр:

«СНЕГ» В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ ГОДА

Вы легко можете получить «снег» даже летом. Это не сложно. Конечно, «снег» этот будет ненастоящим. Опыт проводят под тягой! В большой химический стакан (на 400-500 мл) насыпьте бензойную кислоту так, чтобы она покрыла его дно. В стакан поместите веточку какого-либо дерева. На стакан положите фарфоровую чашку с холодной водой, в которую можно добавь лед. Стакан поставьте на асбестовую сетку и нагрейте его с помощью спиртовки или электроплитки. Происходит возгонка бензойной кислоты (t возг 100 С). При охлаждении  ее бесцветные кристаллики покрывают веточку и создают иллюзию снега.

                    

Силикатный сад (силикатные водоросли)

Налейте в химический стакан силикатный клей и дистиллированную воду в соотношении 1:1. В стакан насыпьте кристаллики солей разных цветов. Можно взять соли кальция, никеля, меди, кобальта, железа, бария, цинка, хрома и марганца. Через 15-20 минут в стакане появятся «заросли», напоминающие деревья или водоросли. Это образовались осадки силикатов, например:

CaCl2 + Na2SiO3  CaSiO3 + 2NaCl.

Некоторые из добавленных солей вступают в реакцию совместного гидролиза с Na2SiO3. Тогда образуютсякремниевая кислота и гидроксид металла (или его основная соль):

 2FeCl3 + 3Na2SiO3 + 6H2 2Fe(OH)3 + 3H2SiO3+ 6NaCl.

 Из кристалла опущенной соли вытягивается тоненькая полая трубочка, стенки которой состоят из образующегося осадка. Трубочка представляет собой полупроницаемую мембрану, через которую вода проникает во внутрь. Наблюдается осмос - одностороннее перемещение вещества через полупроницаемую мембрану. В результате этого в некоторых местах трубочка рвется. Вновь образуется осадок.

 

Вулкан Рудольфа Бёттгера

Очень часто это опыт называют "Вулкан на столе". Для его проведения возьмите дихромат аммония и насыпьте его горкой на термостойкую поверхность (например, кафельную плитку). Сверху сделайте «кратер», в который поместите небольшой кусочек ваты, смоченный спиртом. Спирт подожгите.  Дихромат аммония начинает разлагаться с выделением азота и паров воды, вспучивающих смесь, а также серо-зеленого оксида хрома(III): (NH4)2Cr2O7  Cr2O3 + N2 + 4H2O.

 Реакция напоминает действующий вулкан. После ее завершения оксид хрома(III) занимает объем примерно в 2-3 раза больший, чем исходное вещество. Следует учесть, что частицы образующегося оксида хрома(III) «вулканическая пыль», будут оседать вокруг «вулкана», поэтому опыт необходимо проводить на большом подносе.

К дихромату аммония можно добавить немного порошка магния, тогда «вулкан» будет «извергаться» еще ярче.

Впервые реакция разложения была осуществлена Р. Бёттгером еще в 1843 г. Дихромат аммония начинает разлагаться уже при 180 С.