Методическая копилка
Развитие речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Итоговое, интегрированное занятие в средней группе.
«В гостях у солнышка»
Программное содержание:
Познавательное развитие. Учить раскладывать предметы в ряд в порядке возрастания по ширине и сравнивать их. Развивать умение считать в пределах пяти, сравнивать две группы предметов. Расширять представления детей о частях суток, их характерных особенностях. Закреплять название геометрических фигур.
Здоровье: развивать основные психические процессы: память, внимание, образное мышление.
Художественное эстетическое развитие: учить резать по прямой линии.
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать культуру поведения и умение выполнять поставленную задачу, готовность прийти на помощь, аккуратность в работе по изготовлению аппликации.
Коррекционная работа: развивать глазодвигательные функции, фиксацию взора, мелкую моторику рук.
Оборудование: письмо, гелиевый шарик, елочки для изображения леса, избушка, сундучок, мяч, обручи, геометрические фигуры с ленточками, игрушки: бельчонок, волчонок, медвежонок.
Раздаточный материал: 5 цветных полосок по ширине, насекомые, тарелочки, ножницы, полоски, клей, салфетки.
Ход занятия:
Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки и улыбнитесь друг другу. Отлично! А теперь вдохнули глубоко и выдохнули.
Покажите мне пальчики правой руки, пальчики левой. Давайте подружим их.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобою дружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Начинаем счет опять:
1, 2, 3, 4, 5!
Вот и кончили считать.
Звучит музыка и в группу влетает шарик «тучка» на ней письмо.
Воспитатель: От кого же это письмо? Цыплят, Сороки, Зайки, Утки и Ёжика.
Воспитатель: Из какой сказки эти герои?
Ответы детей (из сказки «В гостях у солнышка»).
Воспитатель читает письмо.
Ребята, в нашем лесу пропало солнышко. Помогите нам его найти.
Воспитатель: Ребята поможем найти солнышко? Ответы детей.
Нам нужно попасть в лес. Скажем волшебные слова.
Покружись. Покружись.И в лесу окажись.
Смотрите бельчонок.
Спросим, у него, может он видел солнышко.
Воспитатель: Бельчонок. Ты не видел солнышко?
Бельчонок: Если вы со мной поиграете, я скажу, куда нужно идти.
Игра в кругу с мячом.
- Когда мы ложитесь спать? (вечером)
- Когда мы делаете зарядку? (утром)
- Когда нам снятся сны? (ночь)
- Когда мы ужинаем? (вечером)
- Когда вас родители забирают из детского сада? (вечером)
- Когда мы обедаем? (днем)
- Когда мы просыпаемся? (утром)
- Когда мы чистим зубы? (утром, вечером)
- Когда мы завтракаем? (утром) и т.д.
Бельчонок: Идите к волчонку. Он, наверное, знает.
Дети с воспитателем идут по тропинке и встречают волчонка.
Воспитатель: Волчонок. Ты не видел солнышко?
Волчонок: Если вы мне поможете, я скажу, куда нужно идти.
Работа с раздаточным материалом
К волчонку прейдут гости, нужно помочь ему сосчитать блюдца и чашечки.
Выложите на верхнюю полоску блюдца.
Посчитайте. Сосчитайте сколько их? (4)
Выложите на нижнюю полоску чашки.
Посчитайте. Сосчитайте сколько их? (5)
Чего больше блюдец или чашек? (чашек больше чем блюдец)
Чего меньше блюдец или чашек? (блюдец меньше чем чашек)
Хватит ли всем чашек и блюдец? (нет)
Что нужно сделать? (добавить 1 блюдце)
Что можно сказать о чашках и блюдцах? (поровну, одинаково)
- Молодцы! Теперь пора отдохнуть нашим глазкам.
Гимнастика для глаз
Влево – вправо, назад – вперед (смотрят глазами вправо-влево)
Ну, совсем, как вертолет (круговые движения глаз)
Мы летаем высоко (смотрим вверх), Мы летаем низко (смотрим вниз).
Мы летаем далеко (прищурить глаза),
Мы летаем близко (поморгать быстро глазами).
Волчонок: Идите к лисенку. Он, наверное, знает.
Дети с воспитателем идут по тропинке и встречают лисенка.
Воспитатель: Лисенок. Ты не видел солнышко?
Лисенок: Если вы со мной поиграете, я скажу, куда нужно идти.
Поиграем с лисенком.
Физминутка « Найди свой домик»
Дети берут фигурки и под музыку веселятся на полянке, по окончании музыки, занимают свои домики в обручах. (треугольники, круги, прямоугольники, квадраты),
Лисенок: Идите к медвежонку, он, наверное, знает.
Дети с воспитателем идут по тропинке и встречают медвежонка.
Воспитатель: Медвежонок. Ты не видел солнышко?
Медвежонок: Если вы мне поможете, я скажу, куда нужно идти.
Работа с раздаточным материалом
Достаньте из тарелочек полоски и разложите их по порядку от самой узкой до самой широкой.
- Какая полоска самая узкая? (зеленая)
- Какая полоска самая широкая? (серая)
- Какая полоска уже зеленая или оранжевая? (зеленая полоска уже, чем оранжевая)
- Какая полоска шире оранжевая или зеленая? (оранжевая полоска шире, чем зеленая)
- Какая полоска уже оранжевая или серая?
- Какая полоска шире серая или оранжевая?
- Назови полоски от самой узкой до самой широкой (показывает пальцем - самая узкая, шире, еще шире, самая широкая).
Медвежонок: Идите к избушке, может, там его встретите.
Дети с воспитателем идут по тропинке и подходят к избушке.
Воспитатель: Ребята смотрите сундучок.
Вы хотите узнать что, в сундучке?
Нужно отгадать загадку и сундучок откроется.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
На что еще похож круг? (ответы детей)
Может это солнышко, которое мы с вами ищем? Его, наверное, спрятала тучка. У него пропали лучики. Давайте сделаем так, чтобы они появились и ярко засветили.
Работа детей с бумагой, клеем, ножницами.
Дети режут ножницами полоску (лучики) по прямой линии и приклеивают к большому кругу.
Ребята, вот оно - солнышко. Теперь оно будет ярко светить, и радовать наших друзей.
Нам пора возвращаться в детский сад.
Произнесем волшебные слова:
Покружись. Покружись. И в детском саду окажись.
Итог:
Кому мы сегодня помогали?
Кого видели в лесу?
Что делали?
Предварительный просмотр:
Конспекты занятий
ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ОВОЩАХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И
ИГРЫ «МИШКИНЫ РАССКАЗЫ» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Программное содержание:
1. Расширять связную речь через:
- активизацию и расширение глагольной лексики;
-образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных;
- составление описательных рассказов с опорой на модель.
2. Корректировка психических процессов: мышления, памяти, внимания.
3. Воспитывать выдержку, терпение, умение слушать товарища, желание оказывать кому-то помощь.
Материал:
Предметные картинки овощей, муляжи овощей, схема составления рассказа, инопланетянин, летающая тарелка, мешочек, блюдо, компьютер, аудиозапись, пакетики с семенами, компьютерная игра, обручи, мяч, мольберт, «Волшебное дерево», таблица витаминов.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, чтение художественной литературы, игры: «Отгадай на вкус», «Отгадай на ощупь», «Скажи по - другому», «Задай вопрос», компьютерная игра «Говори правильно», лепка, рисование овощей, рассматривание иллюстраций.
Активизация словаря:
Овощи, овощевод, лук, баклажан, капуста, помидор, тыква, морковь, огурец, перец, свекла, кабачок, горох, репа, картофель; жарить, варить, тушить, мыть, чистить, резать, солить, мариновать, замораживать, сеют, сажают, поливают, полют, собирают, срывают, срезают, выдергивают, копают.
Новые слова:
инопланетянин, летающая тарелка, диктофон, овощевод.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, что это за звуки слышны ?
(включается аудиозапись, и световой эффект)
Воспитатель: Посмотрите, что это за окном?
(воспитатель достает за окном серебристый шар)
Воспитатель: Что это? (ответы детей)
Воспитатель: Мне кажется, что там внутри шара что – то есть. Давайте посмотрим.
(воспитатель открывает шар, достает игрушку инопланетянина. Включается запись-
слышится голос инопланетянина:
- Здравствуйте! Меня зовут Алекс.
Я прилетел с планеты Бумеранг.
К нам на планету попали опасные предметы.
Помогите, пожалуйста! Помогите !)
Воспитатель: Ребята, поможем Алексу? (ответы детей)
Игра: «Что за предмет»
(дети садятся на стульчики, воспитатель с Алексом достает «опасные» предметы, из мешочка кладет на тарелку, а дети называют их (лук, баклажан, капуста, помидор, тыква, морковь, огурец, перец, свекла )
Беседа.
Воспитатель: Как, одним словом назвать все предметы?
Дети: Овощи.
Воспитатель: Овощи опасные?
Дети: Нет.
Воспитатель: Для чего овощи нам нужны?
Дети: Чтобы кушать.
Воспитатель: Чем полезны овощи?
Дети: Чтобы вырасти, быть сильным и здоровым, в них много витаминов.
Воспитатель: Например - морковь - улучшает зрение; лук и чеснок - убивает болезнетворные микробы.(показ таблицы витаминов)
Воспитатель: Что можно делать с овощами?
Дети: Жарить, варить, тушить, мыть, чистить, резать, солить, мариновать, замораживать и т.д.
Воспитатель: Какие блюда можно приготовить из овощей?
Дети: борщ, щи, рассольник, окрошку, пюре, суп, рагу, салат, запеканки и т.д.
Воспитатель: Вот, видишь Алекс, овощи совсем не опасные, а очень полезные.
Воспитатель: Где продаются овощи?
Дети: На рынке, в магазине, овощных ларьках, супермаркетах.
Воспитатель: Какие бывают по размеру овощи?
Дети: Большие и маленькие.
Воспитатель: Давайте расскажем об этом Алексу. А, ты Алекс слушай и запоминай.
Игра «Гномики- великаны».
(воспитатель – морковище, ребенок – морковочка и т.д)
Воспитатель: Алекс, не знает, как выращивают овощи? Что делают сначала, что потом? Давайте покажем ему. Алекс смотри и запоминай.
Физминутка
Мы лопатки взяли, грядки раскопали
(движения имитирующие носку лопаты на плече)
Раз-два, раз-два- вот как раскопали
Грабли в руки взяли, грядки причесали
(движения имитирующие носку граблей на плече)
Раз-два, раз-два- вот как причесали
Семена рядами в землю мы сажали
Раз-два, раз-два- вот как мы сажали
Мы водой холодной грядки поливали
Раз-два, раз-два- вот как поливали
Урожай богатый дружно собирали
(полуприседания влево - вправо с отводом руки)
Раз-два, раз-два- вот как собирали
Хоровод и песни сами затевали
(левая рука на поясе, правая отведена в сторону- поворот вправо)
Раз-два, раз-два- вот как затевали
Воспитатель: Ребята, когда Алекс будет собирать урожай на своей планете он же не будет знать, какие части собирать «вершки» или «корешки», давайте ему подскажем.
Игра: «Вершки - корешки» (с кругами Эйлера)
Перед детьми два обруча с пересечением и условными обозначениями. В середине каждой части - кружок «над» квадратиком, кружок в середине квадратика, кружочки «над» и «в» квадратике.
Воспитатель: В эту часть обруча мы будем собирать овощи, которые растут над землей – вершки – посмотрите на этот значок (кружок над квадратиком), в эту – в земле – корешки - посмотрите на этот значок (кружок в квадратике), а в эту часть те овощи, у которых можно употреблять в пищу и «вешки» и «корешки»- посмотрите на этот значок (кружок над квадратиком и в квадратике.
(дети выходят, берут картинку и кладут в нужный обруч, говорят: капуста растет над землей, у нее мы кушаем вершки и т. д.)
Воспитатель: Ребята, Алекс не сможет увести с собой много овощей, давайте подарим ему семена, чтобы он вырастил овощи для всех жителей своей планеты.
- Как называются люди, которые сажают овощи?
Дети: Овощеводы.
Игра: «Подари семена Алексу»
(ребенок подходит к столу берет пакетик с семенами, кладет их в мешочек и говорит: Я дарю Алексу семена капусты. и т.д.)
Составление описательных рассказов по моделям.
Воспитатель: Ребята, Алекс так много узнал, но, наверное, все не запомнил. Давайте мы ему еще раз расскажем об овощах и запишем на диктофон.
Поможет нам рассказать об овощах «Волшебное дерево», на котором растут картинки – помощники (схематическая модель). Вспомним, что они обозначают.
Воспитатель: Я начну рассказ, о помидоре, а продолжит Света.
(воспитатель берет микрофон и записывает на диктофон, затем микрофон передает Свете; затем, другой ребенок, сам рассказывает, опираясь на модели.)
Воспитатель: Ребята, вот интересно запомнил ли все Алекс? давайте проверим
Игра: «Исправь ошибку» ( Компьютерная игра «Мишкины рассказы».)
(воспитатель нажимает за Алекса на не правильные «модели», а дети его исправляют).
Воспитатель: Теперь Алекс должен все запомнить. Поможем ему отнести мешочек с семенами в летающую тарелку.
(включается запись): голос Алекса:
Спасибо вам ребята! Мне пора возвращаться домой.
Я расскажу жителям своей планеты, что овощи
не опасные предметы, а очень полезные. До свидания!
Дети прощаются с Алексом. Воспитатель уносит «летающую тарелку к окошку».
ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ИГРУШКЕ (ЛИСЕНОК) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.
Программное содержание:
Учить детей описывать игрушку, опираясь на модель, следуя образцу воспитателя, побуждать их использовать в описаниях предметов эпитеты и сравнения.
Формировать у детей умения согласовывать существительные с прилагательными по родам и числам.
Воспитывать у детей стремление слушать рассказы сверстников.
Словарная работа:
Активизировать в речи детей слова «пушистый», «мягонький», «рыжий», «лисенок».
Оборудование: меховая игрушка - лисенок.
Подготовка к занятию:
Внести игрушку до занятия, дать детям хорошо ее рассмотреть, потрогать.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом.
- Я принесла на занятие очаровательного лисенка.
- Начинаю занятие. Но где же он? Только что сидел на столе. Вы не видели его? Лисенок такой озорной, наверное, спрятался. Лисенок, выходи, пожалуйста. Он ждет, когда вы его позовете. Позовите его так: «Рыженький пушистый лисенок, выйди, пожалуйста!». (2-3 повторения, после чего лисенок появляется).
- Вот он, какой маленький, забавный! (лисенок при этих словах «ходит» по столу).
- Мне хочется назвать его Рыжиком. Как вы думаете, почему?
(шерсть у лисенка рыжего цвета, он почти весь рыжий).
- Шерстка у лисенка не только рыженькая, она еще у него мягкая, пушистая. Потрогайте! (подхожу к каждому ребенку, чтобы они потрогали лисенка, погладили, в это время задаю детям вопросы). Лисенок весь пушистый, мягонький. Какая у него спинка? (пушистая, мягкая), а хвостик? (пушистый, мягкий). И лапки у лисенка тоже .. .(пушистые, мягкие
- Мордочка у лисенка озорная. Посмотрите, какие веселые глаза у Рыжика. На что они похожи? (на ягодки, на бусинки, на пуговицы).
-Да, синие блестящие глаза лисенка похожи на синие пуговички. На что, Антон, похожи глаза лисенка?
-Лисенок что-то загрустил. А вы знаете, в чем дело? Он потерялся, а сейчас вспомнил свою маму-лисичку и заскучал. Как же помочь лисенку? А давайте сделаем объявление по радио, что найден лисенок и опишем его. Мама услышит объявление, узнает его и придет за ним. Согласны? А вы умеете подробно и по порядку описывать лисенка? Я вас научу.
В этом нам помогут волшебные карточки:
- вопрос - Кто это?(лисенок)
-оранжевый кружочек-цвет лисенка
-пушистый, коврик - какой лисенок на ощупь
-силуэт головы с ушками - какая мордочка
-силуэт глаза - рассказать о глазах
-силуэт бантик - что на шее
- силуэт хвоста - какой хвост.
Вот послушайте, как нужно объявлять по радио.
- «Внимание! Внимание! Найден очаровательный маленький лисенок. Он весь рыженький и пушистый. Мордочка у лисенка озорная, глаза синие, блестящие, словно синие пуговицы! На шее у лисенка белый бант и белая кисточка на длинном пушистом хвосте».
- Надо несколько раз повторить объявление, чтобы его услышали все-все и мама лисенка тоже.
- Кто хочет сделать объявление? Ребята у нас добрые и чуткие, всем хочется помочь лисенку.
- Вы не будете, ребята, возражать, если первой сделает объявление Оля?
1. Лисенку очень понравилось Олино объявление. Синие глаза заблестели от радости. Если мама услышала объявление, она обязательно узнает своего сыночка, т.к. Оля очень подробно и по порядку рассказывала про лисенка.
2. Оля так переживает за лисенка, так волнуется, что забыла упомянуть про синие глаза лисенка и про белый бант. Вдруг мама-лиса не узнает своего сына?
3. Володя так спешил помочь лисенку, что описал его немного не по порядку, было трудно слушать. А вдруг и маме тоже было трудно.
Опрашиваю 3-4 детей, в оценке обращаю внимание на полноту описания, его последовательность, поощряю использование эпитетов и сравнений. В конце занятия «приходит» мама-лиса, благодарит детей за объявление: «Вы так старались описать моего лисенка что, в конце концов, я его узнала и нашла»
ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей описывать животных с опорой на модель.
2. Развивать умение делить слова на слоги, связную речь, мышление, воображение.
3.Обогащать словарь словами признаками, действиями, антонимами.
4. Закрепить образование притяжательных прилагательных, образование существительных в Р.п. мн.ч.
5. Воспитывать умение слушать товарища, выдержку, терпение.
Материал:
Иллюстрации диких животных, схема составления рассказа, елочки, «палочка выручалочка», корзина, мяч, шишка, рукавичка, «рукавица-обруч», модули, мольберт, карточки частей животных, хвосты.
Предварительная работа:
Чтение сказок, рассказов (В.Бианки, Пришвина ),
прослушивание грамзаписи, лепка, рисование диких животных,
рассматривание иллюстраций.
Словарь:
Названия: кабан, рысь, лось, куница, рассомаха, олень, барсук
Признаки: Трусливый, пугливый, боязливый, шустрый, ловкий,
косой, пушистый, хитрая, рыжая, ловкая, проворная, хищная, быстрая, голодный, сытый, неповоротливый
действия: Скачет, грызет, прыгает, прячется, бегает, спит, ест, ищет
крадется, охотится, ворует, ловит, набрасывается, тявкает
Ход занятия:
- Ребята вы любите путешествовать?
-А ,куда можно отправится в путешествие?
(ответы детей)
-Давайте отправимся в сказку. Чтобы в нее попасть, нужно произнести такие слова
1,2,3, в сказку попади.
-Ребята! Мы оказались с вами в сказочном лесу.
(на полу лежит рукавичка)
-Ой, а что это? (рукавичка)
-Кто же ее потерял? (ответы)
-Наверное, мужик ехал и обронил.
-А, вы помните какие, животные жили в рукавичке?
(мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь)
-Ребята, я так люблю сказки, слушать. Но, больше всего я люблю их сочинять
Сегодня я для вас сочинила свою сказку. Хотите узнать, кто в ней живет?
Садитесь на пенечки.
-Ой, а что это? (палочка - выручалочка) Она нам поможет узнать, кто в моей сказке живет.
Игра: «Один - много»
(Воспитатель называет животного в ед. ч., а дети во мн.ч. - кабан, рысь, лось, куница, рассамаха, олень, волк, лиса, заяц, медведь и.д.)
-А вы знаете ребята, в моей сказке есть лесная школа. Давайте к ней пройдем.
-Сколько снегу намело. А сугробы то, какие большие.
-Пойдем по сугробам.
(дети идут с воспитателем по кружочкам, под ними карточки с изображением животных)
-Ой, ребята, а кочки-то шевелятся. Давайте посмотрим. Кого там замело снегом.
-Это животные. Они совсем замерзли. Давайте с ними поиграем. Чтобы они согрелись.
Игра: Назовите животного название, которого состоит одной части, из двух
А можете придумать из трех?
-Сколько частей в твоем слове? (ребенок хлопает и отвечает: в моем слове одна часть - один гласный звук, и т. д.)
Воспитатель приседает и смотрит вдаль.
-Ребята снегу так много, сугробы такие высокие, к школе нам не добраться.
-Ой, ребята, а где же животные, согрелись и все разбежались.
-Смотрите что это? (Корзинка.)
-Что там? (Хвосты.)
-Животные так бежали, что все хвосты потеряли.
-Возьмите ребята «хвосты» (дети стоят на ковре)
-Диана, как ты думаешь, чей это хвост?
(Я думаю, что это барсучий хвост) т. д.
Давайте проверим. Теперь пусть каждый найдет своего животного.
Игра: «Подбери хвост» (дети садятся за столы и подбирают «хвосты»)
Ребята, что можно сказать о зайце?
Какой он? (играют с шишкой)
Трусливый, пугливый, боязливый, шустрый, ловкий, белый, серый, косой, пушистый
Что делает?
Скачет, грызет, прыгает, прячется, бегает, спит, ест, ищет
Какая лиса?
Хитрая, рыжая, ловкая, пушистая, проворная, хищная, быстрая
Что делает?
Крадется, охотится, ворует, ловит, набрасывается, тявкает
-Ой, что-то холодно стало. Давайте согреемся.
-Поиграем в игру «Скажи наоборот»
Становитесь в кружочек. ( игра со «снежком»)
Медведь голодный, а еж сытый
Заяц быстро бегает, а еж медленно
У медведя лапы толстые, а у лисы тонкие
У лисы хвост длинный, а у зайца короткий
Медведь сильный, а белка слабая
Белка шустрая, а медведь неповоротливый
-Давайте в лесу еще повеселимся.
Физминутка « Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали
Весело в лесу играли
По дорожкам прыг, прыг
Кто к зарядке не привык
Вот лиса идет по лесу
Кто там скачет интересно?
Чтоб ответить на вопрос
Тянет лисонька свой нос
Но зайчата быстро скаут
Как же может быть иначе
Тренировки помогают
И зайчата убегают
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса
Тяжело вздыхает
Садится, отдыхает
- Мы играли и тропинку протоптали, а вот и лесная школа. В лесной школе звери учатся составлять рассказы по волшебным картинкам.
-Вы хотите научиться?
Присаживайтесь на полянку (дети садятся на стульчики).
(работа по карточкам - моделям).
1.Название.
2.Величина.
3.Цвет.
4.Части.
5.Где живет?
6.Чем питается?
7.Как зовут детенышей?
8.Что делает животное?
9.Какую пользу приносят для людей, для животных?
-Опрашиваю 3-4 детей, в оценке обращаю внимание на полноту описания, его последовательность, поощряю использование эпитетов и сравнений.
-Молодцы хорошие рассказы получились.
-Ребята нам пора возвращаться домой, а где же наша рукавичка?
-Смотрите, а тут такая большая рукавица, давайте мы попробуем в нее вместиться. (дети пролезают в обруч - рукавицу)
-Рукавица – то волшебная. Мы из сказки попали из сказки в детский сад.
Итог:
Где мы были?
Что мы делали?
Что вам больше понравилось?
ТЕМА: СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА ОБ ОДЕЖДЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СХЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание:
Закрепить умение детей составлять умение описательные рассказы об одежде, опираясь на схематическую модель.
Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная), по принадлежности (мужская,, женская, детская), в названии профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея).
Обогащать знания детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).
Развивать внимание, память. Воспитывать уважительное отношение к людям, которые шьют одежду.
Предварительная работа:
Экскурсия в ателье.
Рассматривание фотоиллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду»
Дидактические игры: «»Разложи одежду по сезону», «Разложи одежду для мамы и папы», « Подбери ткань к одежде», «Какой, какая, какое», «Назови детали одежды»
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды», «Ателье»
Изобразительная деятельность: аппликация «Украшение фартука», рисование «Украсим юбку для барыни» (дымковская роспись), рисование «Одежда для куклы»
Материалы к занятию:
Схема Т.А.Ткаченко для составления описательного рассказа об одежде;
Кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская) на демонстрационных вешалках;
Трафареты с окном, за которым можно выставить картинки с разными сезонами и картинки одежды к игре «Разложи одежду по сезону»
Плотные конверты с прорезями силуэтов разной одежды и образцы тканей разной структуры для игры «Подбери ткань к одежде».
Ход занятия:
Структура занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводная часть Основная часть Заключительная часть | -Ребята, к какому празднику мы готовимся? -Как мы готовимся к празднику? - Ребята, а вы не заметили, что наши куклы загрустили? - Куклы мне сказали по секрету, что они никогда не праздновали новый год, и у них не было красивых костюмов. Как же нам помочь им? - Я вам предлагаю сегодня открыть ателье мод для кукол, вы согласны? - Давайте вспомним, кто работает в ателье мод. - Молодцы, знаете швейные профессии. Мы с вами будем работниками ателье, и постараемся для наших кукол придумать и подобрать красивую одежду к Новому году. - А для начала мы должны знать, как нам подобрать одежду по сезону, т.е. по времени года. Здесь нам помогут наши модельеры. Игра «Разложи одежду по сезону». - Хорошо вы разложили одежду по сезону, но надо и ткань подобрать правильно к каждой модели, ведь каждому понятно, что трусы нужно шить из ситца, а шубу из меха, а не наоборот! И здесь нам помогут художники по тканям. Игра «Подбери ткань к одежде». - Очень хорошо. Ткань мы умеем выбирать, название предметов одежды мы знаем, но чтобы швея красиво и аккуратно сшила одежду, закройщик должен правильно снять мерки, т.е. измерить длину, ширину будущей одежды, длину рукава или брюк, а то получится как в стихотворении С.Михалкова. - А почему так произошло? - А пока одежда наша сдана в пошивочный цех, у нас перерыв перед показом моделей и я предлагаю вам поиграть. Игра на развитие эмпатии «Представь себя в карнавальным костюмом. Выносит кукольную одежду на вешалках: - Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам, о чем говорит каждое окошко, а вы пока выбирайте понравившийся вам кукольный наряд и придумывайте свой рассказ. - Итак, первое окошко – называете цвет одежды; второе окошко – из какой ткани она сшита третье окошко - надо назвать детали одежды; четвертое окошко - надо рассказать, для какого времени года предназначена эта одежда; пятое окошко - вы расскажете для кого эта одежда: для мальчика или девочки; шестое окошко – надо рассказать, как за этой одеждой ухаживать. - Показ моделей одежды начинается, кто уже выбрал наряд и откроет наш кукольный модный салон? -Молодцы, ребята, очень хорошо вы подобрали и рассказали об одежде. Я думаю, что куклы останутся довольными, предлагаю вам одеть их в новый праздничный наряд. | - Мы готовимся к Новому году. - Учим стихотворения, песни. Мама шьет красивый костюм. - Заметили. - Давайте подберем для них красивые наряды.
- Да. -Модельер – придумывает модели одежды, художник по тканям – придумывает и подбирает рисунок ткани, закройщик – разрезает ткань, кроит одежду, швея – соединяет детали одежды с помощью иглы и нитки или на швейной машине, гладильщица – отглаживает одежду при помощи утюга. Дети распределяют картинки с изображением одежды по сезону на трафаретах с окном, за которыми четыре картинки с разными сезонами: зима, весна, лето, осень и называют одежду и для кого она предназначена ( «Это платье для девочки, его носят летом». «Это куртка и брюки для мальчика. Он оденет их осенью» и т.д.) Дети - «художники по тканям» берут по 3 конверта с прорезями силуэтов разной одежды и из разложенных образцов ткани подбирают к силуэтам материал. Потом объясняют, почему они выбрали именно эту ткань ( Эта ткань – ситец. Из нее я бы сшил ситцевое платье или летнюю ситцевую блузку. Эта ткань – шерсть. Из нее хорошо сшить шерстяные брюки для мальчика или шерстяную юбку для девочки. Эта ткань – вельвет. Из нее хорошо сшить вельветовую куртку. И т.д.) Ребенок, читает стихотворение: Серый заяц под сосной Объявил, что он портной. И портному через час Медвежонок сдал заказ. -Будет ваш заказ готов До январских холодов! Заяц режет, заяц шьет, А медведь в берлоге ждет. Срок прошел. Пришел медведь, А штаны нельзя надеть. - Заяц не снял мерки с медвежонка, и штаны оказались малы. Подбирают качественные характеристики и выполняют имитационные движения. Дети выходят по очереди, вывешивают на первый план понравившийся наряд и составляют описательный рассказ об одежде, опираясь на схему, воспитатель помогает.( Все рассказы начинаются с названия предмета одежды: « Это платье для куклы Даши», «Это костюм для куклы Ромы». И далее – по схеме.) Проводится 3-4 описательных рассказа об одежде. Дети переодевают кукол. |
ТЕМА: ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА И ЮГА.
ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ – «СКАЗКА - ПРО ЛЬВА»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Программное содержание:
1. Продолжать учить детей пересказывать рассказ с опорой на модель и без нее.
2. Развивать умение анализировать, высказывать свое мнение.
3. Закрепить образование притяжательных прилагательных.
4. Воспитывать умение слушать товарища, выдержку, терпение.
Материал:
Модули, картинки перепутанных животных, человека и льва, мяч, мольберт.
Ход занятия:
Ребята! - Я вчера смотрела телепередачу, которая называется «СОС диких животных».
- Что такое СОС? (просьба о помощи)
- Там рассказывали интересную историю о животных, которые просили о помощи.
- Хотите послушать?
- Собрались как-то животные возле горы. И стали рассказывать, кто из них лучше. Они спорили, кричали, перебивали друг друга. Услышал спор животных «Властелин горы» и превратил их в необычных животных. Когда животные утром проснулись, они не узнали друг друга. Произошло такое, чего не может быть.
- Посмотрите на них и скажите, чего не может быть?
(картинки лежат на модулях дети, подходят, показывают картинку «перепутанных животных» и отвечают).
Д/И «Путаница»
У носорога не может быть крокодильей головы
У слона не может быть львиной головы
У зебры не может быть змеиного хвоста
У черепахи не может быть обезьяньей головы
У тигра не может быть крокодильего хвоста
У жирафа не может быть змеиной головы
У бегемота не может быть тигриного хвоста
У льва не может быть слоновой головы
-У меня есть еще одна картинка. Чего не бывает у льва?
-Вы знаете - лев то кричал громче всех, что он самый сильный. Я знаю сказку про одного льва, вы ее послушайте и скажете кто же сильнее на свете.
«Сказка про льва»
Жил был на свете огромный лев. Однажды пошел, лев по лесу и стал кричать:- Я - самый сильный на свете.
Услышала льва сорока и говорит:- Глупый ты лев, самый сильный человек.
Побежал лев по лесу человека искать, чтобы силой с ним померяться. Бежал, бежал, да и в яму упал. Заплакал лев с горя.
Видит лев кто-то к яме подошел. Он и говорит: - Добрый зверь вытащи меня.- Я не зверь, я человек. Так уж и быть вытащу тебя. Бросил человек веревку и вытащил льва.
Опустил грозный зверь голову и в лес ушел.
Анализ.
Вопросы по содержанию.
1.Кто жил в лесу?
2.Что кричал лев по лесу?
3.Кто услышал льва?
4.Что она ему сказала?
5.Зачем побежал лев человека искать?
6.Что случилось со львом?
7.Кто помог выбраться льву из ямы?
8.Как лев обратился к человеку?
9.Что ответил человек?
10.Как человек помог льву?
Поисковые вопросы.
-Как вы думаете, кто оказался из них сильнее? Почему?
(Человек. Потому что он добрый - он согласился помочь льву,
потому что он смелый - он не испугался льва,
потому что он находчивый - он придумал бросить льву веревку.
Сила его в доброте, смелости, храбрости, находчивости )
-Как вы думаете, почему лев опустил голову?
(Он думал, что сила лишь в том, что он огромный и грозный)
ФИЗ. МИНУТКА. «Мы охотились на льва»
Мы охотились на льва.
Не боимся мы его.
Ой, а, что, это?
Река. Переплывем ее.
Да. (дети показывают движение руками)
Мы охотились на льва.
Не боимся мы его.
Ой, а, что, это?
Болото.
Пойдем в сандалиях?
Нет. А в чем? (наденем сапоги)
Одеваем сапоги. (дети показывают движение)
Мы охотились на льва.
Не боимся мы его.
Ой, а, что, это?
Высокая трава.
Пройдем через нее тихо, на носках.
А вот и пещера. Зайдем в нее.
Смотрите. А глазища то, какие, а ножища то, какие, а хвостище то, какой. Это же лев. Убегаем быстрее. (дети «бегут» и изображают движения в обратном порядке).Все убежали? Никого не поймал лев? Молодцы.
Д/И «Скажи по- другому»
Как сказать по - другому:
- огромный - это значит какой? (очень большой)
- грозный - (злой, сердитый, свирепый)
- глупый - (необразованный, бестолковый)
- горе - (беда, несчастье)
Д/И «Сравни человека и льва» (с мячом)
-В сказке лев называет человека зверем? Давайте сравним человека и льва.
У человека волосы, а у льва грива.
У человека кожа, а льва шерсть.
У человека лицо, а у льва морда.
У человека рот, а у льва пасть.
У человека зубы, а у льва клыки.
У человека ногти, а у льва когти.
У человека живот, а у льва брюхо.
У человека ноги, а у льва лапы.
Вторичный рассказ воспитателя.
-Сейчас я вам еще раз расскажу эту сказку, а Диана будет выкладывать картинки подсказки (модели), по которым вы будете пересказывать.
Пересказ детьми
(Сначала дети рассказывают по очереди, затем кто-то один; сильный ребенок может рассказывать без картинок - подсказок)
-Ребята, я хочу, чтобы вы эту сказку рассказали своим родителям и объяснили почему, человек оказался сильнее.
12. Итог.
-Что мы сегодня делали на занятии?
-Что вам понравилось?
Предварительный просмотр:
Перспективный план по развитию речи в средней группе
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Цель |
Сентябрь | I – II | Обследование | |
III | Части тела. |
| |
IV | Семья. | 1. Обобщать и расширять представления детей о семье, ее членах. 2.Закреплять активный и пассивный словарь предметов, признаков, действий по теме. 3.Упражнять в практическом употреблении существительных с уменьшительно - ласкательным суффиксом. 4.Познакомить со схематической моделью составления описательного рассказа. 5.Побуждать детей к составлению рассказа о членах своей семьи (по фотографии), используя схематическую модель. 6.Развивать связную речь. | |
Октябрь | I | Овощи. |
|
III | Фрукты. | 1. Расширять и активизировать словарь по теме. 2. Упражнять в практическом применении в своей речи существительных в ед. и мн. числе. 3. Продолжать учить детей замещать конкретные признаки предмета символами, составлять рассказы о фруктах с опорой на сенсорные анализаторы. 4. Развивать связную речь. | |
III | Овощи – фрукты. |
( картинки, муляжи) с опорой на схематическую модель. 6. Развивать связную речь. | |
IV | Сказка «Репка». |
4. Формировать умение детей пересказывать сказку, используя символы замещения. 5. Развивать диалогическую речь. | |
Ноябрь | I | Одежда. |
|
II | Одежда (обувь). |
| |
III | Игрушки. |
| |
IV | Детский сад. Игрушки. |
4. Учить детей составлять рассказа по картине «Мы играем в детском саду», используя картинно-графический план (по образцу). 5.Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию картины. 6. Развивать связную речь. | |
Декабрь | I | Профессии. |
|
II | Птицы. Сказка «Курочка Ряба». |
| |
III | Зима. |
| |
IV | Новый год. |
| |
Январь | I | Каникулы. | |
II | Зимние забавы. | Активизировать и обогащать словаря по теме.
| |
III | Домашние животные. | 1. Активизировать и обогащать словарь по теме. 2. Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. 3. Упражнять в употреблении существительных в творительном и предложном падежах с предлогом «В». 4. Формировать умение детей пересказывать рассказа К. Ушинского «Кот Васька» используя опорные сигналы (по образцу). 5.Учить детей отвечать на вопросы по содержанию текста. 6. Развивать связную речь. | |
IV | Домашние животные. | 1. Обогащать словарь по теме. 2. Упражнять в образовании глаголов от звукоподражаний. 3. Познакомить со схематической моделью по теме. 4. Продолжать учить детей составлять небольшой описательный рассказ, используя схематическую модель (по образцу). 5. Развивать связную речь. | |
Февраль | I | Дикие животные. |
|
II | Дикие животные. |
| |
III | Сказка «Колобок». |
| |
IV | Транспорт. |
| |
Март | I | Мамин праздник. |
|
II | Цветы. |
| |
III | Дом и его части. |
| |
IV | Сказка «Теремок». |
| |
Апрель | I | Мебель. |
|
II | Посуда. |
4. Познакомить детей с новой моделью описания посуды, разъяснить значение каждой карточки. 5. Учить детей составлять рассказы - описания о посуде по модели, используя прием параллельного описания воспитателем и ребенком 2х однотипных предметов. 6. Развивать связную речь. | |
III | Продукты питания. |
| |
IV | Сказка «Три медведя». |
| |
Май | I | Весна. |
|
II | Весна. |
3. Продолжать знакомить со значением схематической модели. 4. Учить детей в составлении описательного рассказа по сюжетной картине, используя картинно-графический план. 5. Развивать фразовую речь. | |
III | Итоговое занятие. |
| |
IV | Закрепление тем. | Повторить и закрепить материал по лексическим темам в средней группе. |
Перспективный план по развитию речи в старшей группе
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Цель |
Сентябрь | I-II | Обследование | |
III | Части тела. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь детей по теме. 2.учить подбирать антонимы; 3.Упражнять в образовании:
4.Упражнять в согласовании:
5.Упражнять в составлении описательного рассказа о человеке (по модели). 6.Развивать связную речь | |
IV | Семья. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь детей по теме. 2.Упражнять в согласовании: количественных числительных 2,5 с существительными; притяжательных прилагательных с существительными в роде и числе. 3.Упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом а 4. Упражнять детей в составлении рассказа по сюжетной картине «Семья дома», используя опорные сигналы. 5. Закреплять умение отвечать на вопросы полными предложениями. 6. Развивать связную речь. | |
Октябрь | I | Осень | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь детей по теме (подбор признаков, родственных слов). 2.Упражнять в употреблении существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. 3. Формировать умение задавать вопросы, опираясь на схематическую модель. 4.Продолжать учить детей составлять описательный рассказ об осени по сюжетной картине, используя картинно-графический план. 5.Развивать связную речь. |
II | Деревья | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь детей по теме (антонимы, признаки, действия, родственные слова). 2.Упражнять в умении подбирать синонимы: «дуб большой, могучий, крепкий, сильный, мощный, огромный». 3.Упражнять в образовании:
4.Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций с предлогами по, за, на, между, около, в, над. 5.Совершенствовать умение детей оставлять описательный рассказ, о деревьях используя схематическую модель. 6.Развивать связную речь. | |
III | Овощи | 1.Активизировать и обогащать словаря по теме. 2.Упражнять:
3.Развивать связную речь через составление описательных рассказов об овощах, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). | |
IV | Фрукты (ягоды) | 1.Расширять знания детей о фруктах. 2.Активизировать и обогащать словарь путем подбора признаков, действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов. 3.Упражнять в образовании и употреблении:
4.Учить детей работать с моделью. 5.Упражнять в составлении загадок, описывая предмет, опираясь на схематическую модель. 6.Развивать связную речь. | |
Ноябрь | I | Одежда, обувь, головные уборы. | 1. Активизировать и обогащать словарь по теме словами - признаками и действиями, антонимами; 2. Закрепить умение классифицировать предметы одежды, обуви и головных уборов по сезону, по принадлежности. 3. Упражнять:
4. Продолжать учить детей составлять описательный рассказ об одежде, обуви, головных уборах, используя модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 5. Развивать связную речь и словесно-логическое мышление. |
II | Игрушки | 1.Активизировать и обогащать словарь, упражнять в классификации игрушек. 2.Упражнять в умении:
3. продолжать учить детей в составлении описательных рассказов - загадок об игрушках опираясь на модель. Д/И «Магазин игрушек». 4.Развивать связную речь. | |
III | Детский сад. | 1.Активизировать и обогащать словарь (подбор признаков, действий к предмету, антонимов). 2.Упражнять в согласовании количественных числительных с существительными. 3.Развивать связную речь, через составление распространенных предложений и описательных рассказов. 4.Формировать умение составлять описательный рассказ о профессиях в детском саду используя модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 5.Развивать связную речь. | |
IV | Инструменты | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (подбор признаков, действий к предмету). 2.Упражнять в:
3.Закреплять умение преобразовывать сложно - сочиненные предложения с союзом «а» 4. Составление рассказа по серии картин «Домик для друга», используя картинно - графический план. 5.Развивать связную речь. | |
Декабрь | I | Профессии. | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (подбор признаков, действий к предмету, синонимов). 2.Упражнять в употреблении существительных И.п. мн.ч., в Р.п. мн.ч. 3.Развивать связную речь, через составление описательных рассказов, опираясь на схематическую модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). |
II | Зимующие птицы | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (подбор признаков, действий к предмету). 2.Упражнять в:
3.Закрепить употребление предлогов на, над, под, у, за. 4. Пересказ рассказа «Как дети помогли воробышку». Развивать связную речь, используя символы замещения. | |
III | Зима. | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (подбор признаков к предмету, антонимов и родственных слов). 2.Упражнять в употреблении существительных в Р.П. мн.ч., в образовании относительных прилагательных. 3.Закрепить употребление предлогов на, под, у, за. 4.Развивать связную речь, через составление коротких описательных рассказов, используя схематическую модель. | |
IV | Новый год. | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (подбор признаков к предмету, антонимов и родственных слов). 2.Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, в образовании относительных прилагательных, в подборе однокоренных слов. 3.Развивать связную речь, через составление рассказа по серии картин «Как мы готовились к Новому году», опираясь на схематическую модель, используя картинно-графический план. | |
Январь | I | Каникулы | |
II | Зимние забавы. | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (подбор признаков к предмету, антонимов и родственных слов). 2.Упражнять в:
3.Учить детей составлять загадки - описания о предметах (санки, лыжи, коньки), используя при описании схематическую модель . 4.Развивать связную речь. | |
III | Домашние животные | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (подбор признаков и действий к предмету). 2.Упражнять в:
3. Составление рассказа из личного опыта «Мой любимый четвероногий друг», используя опорные сигналы. 4. Развивать связную речь. | |
IV | Домашние птицы. | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов). 2.Упражнять в:
3.Учить детей сравнивать, используя схематическую модель. 4.Развивать связную речь. | |
Февраль | I | Дикие животные наших лесов. | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов). 2.Упражнять в:
3. продолжать учить детей составлять загадки, опираясь на схематическую модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 4. Развивать связную речь. |
II | Дикие животные. | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (антонимов, синонимов). 2.Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, существительных с суффиксом – иц, существительных в Р.п. мн.ч, Тв. п. 3. Формировать умение составлять сравнительный рассказ – описание, используя схематическую модель. 4.Развивать связную речь. | |
III | Транспорт. | 1.Активизировать и обогащать словарь путем подбора признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов. 2.Упражнять в:
3.Учить детей задавать вопросы, используя карточки схематической модели. 2.Формировать умение составлять загадки по теме с опорой на картинки, используя модель. 3. Развивать диалогическую речь. | |
IV | День защитника отчества. | 1.Составление рассказа из личного опыта «Мой пап солдат» (по модели). 2.Активизировать и обогащать словарь и знания детей по теме (синонимов, признаков, действий). 3.Упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов, в согласовании существительных в роде и числе, количественных числительных с существительными, упражнять в преобразовании деформированной фразы и анализе предложений. 4.Развивать связную речь. | |
Март | I | Мамин праздник. | 1.Составление рассказа из личного опыта «Моя мама» (по модели). 2.Активизировать и обогащать словарь путем подбора признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов. 3.Упражнять в образовании слов - признаков от слов – предметов, в согласовании прилагательных с существительными 4.Развивать речемыслительную деятельность, связную речь. |
II | Комнатные растения. | 1. Активизировать и обогащать словарь путем подбора признаков и действий к предмету, родственных слов, антонимов. 2.Упражнять в:
3.Развивать связную речь через составление описательного рассказа, опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). | |
III | Город | 1.Активизировать, уточнять, обогащать словарь и знания детей по теме, подбирать признаки и действия к предмету. 2.Упражнять в:
3. Развивать связную речь, через составление сложных предложений с союзом «потому что». 4.Учить составлять рассказ - описание о нефтянике, буровике, опираясь на модель (компьютерная игра). 5.Развивать связную речь. | |
IV | Дом, его части. | 1.Активизировать, уточнять, обогащать словарь и знания детей по теме, подбирать признаки и действия к предмету, антонимов, синонимов, родственных слов. 2.Закрепить умения употреблять относительные прилагательные, предложно-падежные конструкции. 3.Развивать связную речь, через составление описательных рассказов, используя различные средства словесной характеристики, опираясь на схематическую модель. | |
Апрель | I | Квартира. Мебель. | 1.Активизировать, уточнять, обогащать словарь и знания детей по теме, подбирать признаки и действия к предмету, антонимов, родственных слов. 2.Закрепить умения употреблять относительные прилагательные, предложно-падежные конструкции. 3.Упражнять детей в составлении рассказа по картине «Новоселье», используя опорные сигналы. 4. Учить отвечать на вопросы полными предложениями. 5. Развивать связную речь. |
II | Посуда. | 1.Активизировать, уточнять, обогащать словарь и знания детей по теме. 2.Закрепить умения употреблять относительные прилагательные, предложно-падежные конструкции; образовывать приставочные глаголы, существительные с суффиксом –ниц-. 3.Упражнять в составлении рассказов - описания по схематической модели. 4.Развивать связную речь. | |
III | Продукты питания. | 1.Активизировать, уточнять, обогащать словарь и знания детей по теме. 2.Закреплять умения подбирать признаки, действия к предмету, родственные слова, антонимы. 3.Упражнять в:
4. Учить составлять загадки, описывая предмет, используя схематическую модель. Д/И «Магазин». 5. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление | |
IV | Перелетные птицы. | 1.Активизировать, уточнять, обогащать словарь и знания детей по теме. 2.Упражнять в:
3. Пересказ рассказа «Умная галка» используя опорные сигналы. 4.Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, слуховое внимание и память. | |
Май | I | Весна. | 1.Активизировать, уточнять, обогащать словарь и знания детей по теме (подбор синонимов). 2.Упражнять в:
3.Формировать умение составлять описательный рассказ о весне, опираясь на схематическую модель. 4.Развивать связную речь. |
II | Праздник Победы. | 1.Обогащать словарь и знания детей (подбор признаков, действий, родственных слов) 2.Составление рассказа из личного опыта «Парад победы», используя опорные сигналы. | |
Спорт. | 1.Активизировать и обогащать словарь и знания по теме (подбор признаков и действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов) 2.Упражнять в:
3.Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о спортсменах, по модели (компьютерная игра). 4.Развивать связную речь. | ||
IV | Насекомые. | 1.Активизировать, уточнять, обогащать словарь и знания детей по теме (подбор синонимов). 2.Упражнять в:
3.Формировать умение составлять описательные рассказы о насекомых, опираясь на схематическую модель. 4.Развивать связную речь, речемыслительную деятельность, слуховое внимание и память. |
Перспективный план по развитию речи в подготовительной группе
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Цель |
Сентябрь | I-II | Обследование | |
III | Части тела. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь детей (подбор антонимов). 2.Упражнять в образовании:
3. Упражнять в согласовании:
4.Формировать умение составлять портрет членов своей семьи, автопортрет, опираясь на модель. 5.Развивать связную речь. | |
IV | Семья. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий, синонимов, родственных слов). 2.Упражнять в:
3.Закреплять умение детей составлять рассказ из личного опыта «Праздник нашей семьи», опираясь на опорные сигналы. 4. Развивать связную речь. | |
Октябрь | I | Осень. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, синонимов, родственных слов). 2.Упражнять в:
3. Формировать умение задавать вопросы, опираясь на схематическую модель. 4.Продолжать учить детей составлять описательный рассказ об осени по сюжетной картине, используя схематическую модель. 5.Развивать связную речь. |
II | Деревья. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов). 2.Упражнять в:
3.Закреплять умение детей пересказывать рассказ «Спор деревьев», используя опорные сигналы. 4.Развивать связную речь. | |
III | Овощи. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, синонимов, антонимов, родственных слов). 2.Упражнять в образовании:
3.Упражнять в подборе предметов к признакам (овощной, овощное, овощная). 4.Упражнять в согласовании количественных числительных, прилагательных с существительными в роде, числе. 5.Учить детей составлять творческий рассказ «Приключение сеньора помидора», по опорным сигналам. 6. Развивать связную речь, мышление, воображение, память. | |
Ноябрь | I | Одежда, обувь, головные уборы. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, антонимов, синонимов, родственных слов). 2.Упражнять в:
3.Закреплять умение детей составлять описательный рассказ, опираясь на модель. Д/И «Магазин». 4. Развивать связную речь |
II | Игрушки. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов). 2.Упражнять в:
3.Упражнять в составлении сравнительного рассказа – описания, опираясь на модель. 4.Развивать связную речь. | |
III | Детский сад. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов). 2.Упражнять в :
3.Закреплять умение составлять описательный рассказ, о детском саде используя модель, по памяти (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 4. Развивать связную речь. | |
IV | Школа. Школьные принадлежности. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов). 2.Упражнять в:
3.Составление рассказа по серии картин «Опоздание на урок », используя картинно-графический план. 4. Развивать связную речь. | |
Декабрь | I | Профессии. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов). 2. Упражнять в:
3.Закреплять умение детей составлять описательный рассказ, о профессиях опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 4. Развивать связную речь. |
II | Зимующие птицы. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов). 2.Упражнять в образовании:
3.Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций. 4. Закреплять умение детей составлять описательные рассказы опираясь на модель. 5. Развивать связную речь. | |
III | Зима. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов). 2.Упражнять в образовании:
3.Закреплять умение детей составлять творческий рассказ по опорным сигналам - «Проказы старухи зимы». 4. Развивать связную речь. | |
IV | Новый год. | 1.Уточнить знания детей о новогоднем празднике. 2.Активизировать и обогащать словарь по теме (подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов). 3.Развивать умение грамматически и логически правильно строить свое высказывание 4.Обучать детей составлению рассказа из личного опыта «На елке», используя опорные сигналы. 5.Развивать связную речь. | |
Январь | I | Каникулы | |
II | Зимние забавы. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов). 2.Упражнять в образовании прилагательных от существительных 3.Закреплять умение детей в составлении рассказов описаний из личного опыта «Как я провел зимние каникулы», используя опорные сигналы. 4. Развивать связную речь. | |
III | Домашние животные. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов). 2.Упражнять в:
3.Закреплять умение детей составлять описательные рассказы, о домашних животных опираясь на модель (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 4. Развивать связную речь. | |
IV | Домашние птицы. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов). 2.Упражнять в:
3.Закреплять умение детей составлять сравнительные описательные рассказы, о домашних птицах опираясь на модель. 4.Развивать связную речь. | |
Февраль | I | Дикие животные наших лесов. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов, антонимов), просмотр фильма о животных. 2.Упражнять в образовании:
3.Упражнять в согласовании количественных числительных с прилагательными и существительными. 4.Упражнять в употреблении предложно - падежных конструкций. 5.Закреплять умение детей составлять описательные рассказы, о диких животных опираясь на модели. 6.Развивать связную речь. |
II | Дикие животные Юга и Севера. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов, антонимов). 2.Упражнять в образовании:
3.Упражнять в:
4.Закреплять умение детей составлять рассказ по серии картин «Пингвин», используя картинно-графический план. 5.Развивать связную речь. | |
III | Транспорт. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов, антонимов). 2.Упражнять в:
3.Закреплять умение детей в составлении описательных рассказов, опираясь на модель. (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 4.Развивать связную речь. | |
IV | День защитника отчества. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов, антонимов). 2.Упражнение в:
3.Закреплять умение детей составлять рассказ по серии картин «Раненый боец», используя картинно-графический план. 4.Развивать связную речь. | |
Март | I | Мамин праздник. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов, антонимов). 2.Упражнять в:
3.Составление рассказа из личного опыта «Моя любимая мамочка», используя опорные сигналы. 4.Развивать связную речь. |
II | Комнатные растения. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов, антонимов). 2.Закреплять умении классифицировать. 3.Упражнять в:
4.Формировать умение детей пересказывать рассказ «О чем рассказывает герань», используя опорные сигналы. 5.Развивать связную речь. | |
III | Город. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов, антонимов). 2.Упражнять в:
3.Закреплять умение детей составлять творческий рассказ по опорным картинкам «Город будущего». 4.Развивать связную речь. | |
IV | Дом, его части. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов, антонимов). 2.Упражнять в:
3.Закреплять умение детей составлять описательный рассказов по теме, опираясь на модель. (компьютерная игра «Мишкины рассказы»). 4. Развивать связную речь. | |
Апрель | I | Квартира. Мебель. Электроприборы. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, синонимов, антонимов). 2.Упражнять в:
относительных прилагательных;
3.Закреплять умение детей пересказывать рассказ «Откуда стол пришел?», используя опорные сигналы. 4.Развивать связную речь. |
II | Посуда. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, антонимов). 2.Упражнять в образовании:
3.Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций, 4.Закреплять умение детей в составлении сравнительный описательный рассказ о посуде, опираясь на схематическую модель. 5.Развивать связную речь. | |
III | Продукты питания. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, антонимов). 2.Упражнять в образовании:
3.Упражнять в классификации продуктов. 4.Упражнять в согласовании:
5.Упражнять в употреблении предложно-падежных конструкций (Тв.п., Д.п. мн.ч.). 6.Закреплять умение детей составлять загадки - описания опираясь на схематическую модель. 7.Развивать связную речь. | |
IV | Перелетные птицы. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, антонимов). 2.Упражнять в образовании:
3.Упражнять в согласовании количественных числительных, прилагательных с существительными. 4.Закреплять умение детей составлять творческий рассказ по опорным словам «Смелая ласточка». 5.Развивать связную речь. | |
Май | I | Весна. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, антонимов). 2.Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе. 3.Совершенствовать умение детей составлять сравнительный - описательный рассказ без опоры на модель. 4.Развивать связную речь. |
II | Праздник Победы. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, антонимов). 2.Упражнять в пересказе рассказа « Парк Победы » без опоры на модель. 3.Развивать связную речь. | |
III | Спорт. | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, антонимов). 2.Упражнять в:
3.Закреплять умение детей в составлении описательного рассказа без опоры на модель 4. Развивать связную речь. | |
IV | Насекомые | 1.Активизировать и обогащать знания и словарь (подбор признаков и действий к предмету, родственных слов, антонимов). 2. Совершенствовать умение детей в составлении описательных рассказов о насекомых, без опоры на модель. 3.Развивать связную речь. |