Родительский клуб
Консультации, сценарии родительских собрани, развлечения, семинары - практикумы, проекты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Занимаемся с ребенком дома" | 118.42 КБ |
Консультация "Развиваем связную речь" | 1.78 МБ |
Сценарии родительских собраний | 249.37 КБ |
Развлечение для родителей "День матери" | 23.82 КБ |
Проект "Детский сад и семья" | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Железко Светлана Анатольевна,
Воспитатель МБДОУ ДСКВ «№46 Кот в сапогах»,
г. Нижневартовск, Тюменская область, ЮГРА
Консультация для родителей
«Занимаемся с ребенком дома».
К сожалению, довольно часто мы сталкиваемся с такой проблемой: ребенок все понимает, но говорит только односложные предложения: "Мама, дай!", "папа, на" и подобные этим. Как же с малышом заниматься, чтобы от диалогической он перешел к монологической (сложной) речи? Для этого обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.
Для занятий выделять какое-то особое время не обязательно– пусть это будет в процессе совместной деятельности родителей и ребенка. Тогда это воспринимается малышом как необходимая потребность в его рассказе. Такие дидактические игры и упражнения, как "Что сначала, что потом", "Исправь ошибку", "Расскажи по цепочке", "Разложи правильно", "Добавь слово" и др., формируют у детей такие практические навыки, как умение выделять начало и конец действия, правильно называть их; закрепляют представления о структуре связного высказывания (начало - середина - конец) и развивают умение выстраивать сюжет.
Остановлюсь на общих вопросах методики развития речи, которые легли в основу предлагаемых занятий.
Рассказывание об игрушке, картине (а также пересказ) проводится сначала по вопросам мамы, затем совместно с ней, а после этого и самостоятельно (если у ребенка сформированы соответствующие навыки).
Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания: мама начинает предложение, ребёнок заканчивает.
В зависимости от того, как быстро малыш осваивает этот методический прием, но не ранее, чем через полгода от начала занятий, можно приступать к попыткам качественно изменить беседу с ребенком и перейти к естественно-разговорной форме.
Можете использовать такой прием, как рассказ о событиях, свидетелями которых вы стали. А если малыш при этом еще и нарисует картинку, иллюстрирующую то, о чем он говорит – вот вам и первый положительный опыт. Он может показать его вашим знакомым и своим друзьям, рассказать, что на ней нарисовано. А это букет положительных эмоций, при которых наиболее интенсивно идет развитие ребенка.
Для ребёнка мама - это лучший и самый желанный собеседник, слушатель. Учитывайте это, пожалуйста, и не расстраивайте малыша своей критикой. Будьте искренни и доброжелательны в своём желании помочь детям "разговориться".
Приведем пример некоторых занятий.
Тема "Составление рассказов об игрушках" (Грузовая машины).
Цель: Формировать умение рассматривать предметы, выделяя их признаки, качества и действия. Формировать умение составлять совместный с мамой описательный рассказ об игрушках, опираясь на модель. Развивать память, слуховое внимание. Закрепить правила обращения с игрушками. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Материал: Игрушки, корзина.
Ход занятия.
1. Игра "Принеси игрушку, которую назову" .
Мама заранее расставляет игрушки: под столом, в середине стола, на краю стола, за столом, перед столом.
Машенька, ты видишь игрушки, которые стоят в разных местах стола. Их нужно будет собрать в корзину. Послушай, как мы будем играть. Я называю название игрушки, ты её находишь, кладёшь в корзину, называя, где она стояла. Например: "Кукла стояла под столом".
2. Рассматривание игрушек.
Давай рассмотрим игрушку. (мама показывает грузовую машину)
Что это? Какая она по величине, цвету? Что есть у машины? Что делает грузовая машина? Чем тебе нравится эта игрушка?
3. Составление рассказов о грузовой машине.
Сейчас мы будем учиться рассказывать об игрушке. Я буду начинать предложение, а ты заканчивать его.
Это... (грузовая машина). Она ... (большая, синего цвета). У машины есть ...(кузов, кабина, колёса). Грузовая машина перевозит ...(грузы). Она мне нравится потому, что ... (в ней можно возить кубики, кирпичики).
А, сейчас ты попробуешь повторить рассказ за мной- сам, а помогут тебе в этом картинки подсказки (разъяснение каждой карточки).
Что это? | Величина | Цвет |
Части | Что делает? | Твое отношение.? |
Взрослый еще раз дает образец рассказа, а ребенок повторяет, опираясь на модель.
Аналогичным образом ребенок привлекаются к совместному с мамой рассказу о других игрушках.
4. Игра "Слушай внимательно, убирай старательно".
(Перед началом игры обсуждается правило "Каждой игрушке своё место").
Малыш, вот у нас полная корзина игрушек. У всех игрушек есть своё место. Сейчас мы проверим твою память и покажем Незнайке, где находится "домик" у каждой игрушки.
Тема "Пересказ сказки "Репка".
Цель: Формировать умение пересказывать знакомую сказку вместе с мамой, используя модель. Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.
Материал: Карточки с изображением героев знакомых сказок, а также героев сказки "Репка" или книга сказок, кружочки разных цветов и размеров.
Ход занятия.
1. Беседа с малышом.
Когда я была маленькой, мои мама и папа рассказывали мне сказки, которые узнали от своих мамы с папой, а моих дедушек и бабушек. Откуда их узнали дедушки и бабушки, я не знаю, но думаю, что и они когда-то в древности были маленькими, и им их мама с папой так же рассказывали сказки, и так продолжается с тех пор до наших дней.
Когда-нибудь и тебе надо будет какому-нибудь малышу рассказать сказку. Давай поучимся? Она тебе хорошо знакома. Это сказка называется "Репка".
2. "Найди героев сказки "Репка".
Малыш, перед тобой карточки, на которых изображены герои знакомых сказок. Тебе нужно быстро выбрать те из них, на которых изображены герои сказки "Репка". (Ребенок по одному выбирает карточки и откладывает их в сторону).
3. "Расскажи сказку по цепочке, используя кружочки".
Сегодня мы будем учиться рассказывать сказку "Репка" по цепочке, а помогать ее рассказывать будут кружочки. (объяснение значения каждого кружочка: желтый – репка, коричневый- дедушка, и т. д.) затем ребенок выбирает желтый кружочек, которой обозначает репку, показывает маме и начинает рассказывать самый первый отрывок из сказки. После того, как , малыш, завершишь свой рассказ, находим следующий кружок, и продолжаем сказку, и так до самого конца.
Будь внимательным: ты должен ни разу не ошибиться при рассказывании сказки и выстроить правильную цепочку, в которой все герои должны быть расположены в правильной последовательности.
4. "Исправь ошибку".
А теперь проверим, как работает твое внимание. Мама специально переставляет героев сказки местами, а ребенок должен будет найти и исправить ошибку.
ЖЕЛАЕМ, ВАМ УСПЕХА!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Играя, развиваем речь!
Форма проведения: семинар – практикум.
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дошкольного возраста(6лет); проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Подготовка к собранию:
- Сообщения воспитателя: «Развитие речи шестилетнего ребенка.
- Оформление выставки «Игры по развитию речи»
- Практикум.
- Буклет: «Развитие речи ребенка в семье»
- Подготовить и выставить папки-передвижки по данной теме.
Ход мероприятия:
(Родители рассаживаются полукругом)
Воспитатель: Добрый вечер! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». «Играя, развиваем речь!»
Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям: - речь ребёнка совершенствуется в процессе общения со взрослыми и сверстниками; - речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления. Основные задачи речевого развития детей: - овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста; - развитие у детей коммуникативных способностей (способности общаться). Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
- Как вы думаете, какие задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста?
-Чему должны учить ребёнка?
В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие речи. Словарь ребенка увеличивается от двух сотен до нескольких тысяч слов. Совершенствуется в том числе, звуковая сторона речи. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
А сейчас я предлагаю вам закрыть глаза и представить, что мы с вами дети, которые отправляются на поезде в путешествие по стране «Развитие речи».
(На каждой станции воспитатель проигрывает материал с родителями).
Воспитатель: -Ну вот мы и приехали на первую станцию, которая называется
"Станция слов" На этой станции дети обогащают свой словарный запас (узнают новые и интересные слова), так же упражняются (подбирают существительным прилагательные, а к прилагательным существительные)
Игра "Цепочка слов"(игра с клубочком).
Воспитатель: Кошка, бывает какая?
Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...
Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?
Родитель: Радуга, платье, телевизор...
Воспитатель: Каким еще может быть платье?
Родитель: Шелковым, новым, прямым...
Воспитатель: Что еще может быть прямым?
Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д.
А так же на этой станции дети учатся подбирать слова с противоположными значениями.
Игра "Подбери себе пару".
Детям раздаются карточки. Н: длинный - короткий, и дети должны найти свою противоположную пару.
друг … враг
день … ночь
радость … грусть (печаль)
жара … холод
зло … добро
тяжело … легко
высоко … низко
можно … нельзя
трудно … легко
быстро … медленно
говорить … молчать
покупать … продавать
поднимать … опускать
бросать … поднимать
прятать … искать
зажигать … тушить
Какие вы молодцы. На какой мы сейчас станции были? "Станция слов", правильно, а сейчас отправляемся дальше, на следующую станцию, которая называется
"Станция звуков". Садимся в поезд со словами "чух- чух-чух", поехали на следующую станцию. На этой станции дети учатся правильно и отчетливо произносить все звуки.
Давайте мы поучимся и поиграем в игру "Назови слово со звуком М" (корзина, мешки с песком)
Ой, какие вы молодцы! А так же дети учатся определять место звука в слове ( начало, середина, конец)
Игра "Определи звук [н] в слове" Если вы услышите слово со звуком "н" вы хлопаете, затем определяем, где был звук.
нос- [н]- в начале слова , ноги- [н]- в начале слова, ангина- [н]- в середине слова, насос- [н]- в начале слова, пингвин- [н]- в середине и в конце слова, банка- [н]- в середине слова, чемодан- [н]- в конце слова
- Ребята, вы такие умнички, в какой мы были стране? (стране Звуков).
- Что мы делали? Но нам нужно дальше продолжать наше путешествие. Садимся в поезд и со- словами «чух-чух-чух» отправляемся в путь.
Добро пожаловать на следующую станцию, которая называется
"Станция грамматики”.
В этой стране дети учатся связывать слова в предложения, закреплять правильное произношение слов. Знакомятся с разными способами образования слов. Давайте и мы с вами познакомимся и поиграем в игру.
(у каждого продукта есть свой домик угадай название домика)
Сахар- (ница), хлеб- (ница), масло- (ница), соль- (онка) -маеяо, перец, чай, кофе, салат, конфеты.
Дом, домик, домище, домовой.
Снег, снежок, снежинка, снегурочка, снегирь.
Мороз, Морозов, морозильник, мороженое.
Молодцы, ребята. Также дети на этой станции учатся составлять сложные и простые предложения.
Игра "Составь предложения из набора слов»
цветов лугу расцвело на много.
кузнечиков стрекочат траве в много.
много в можно увидеть муравьев траве.
бабочек на много и пчел душистых цветах.
Молодцы, ребята, хорошо потрудились на этой станции, которая как называется? "Станция грамматики". Что мы делали на этой станции? Ну, а нам нужно отправляться дальше на последнюю станцию, которая называется "Станция загадкок". Садимся в поезд и поехали: «Чух-чух-чух».
Добро пожаловать на следующую станцию, На этой станции дети учатся составлять загадки.
Игра "Отгадай что это?"
(родители делятся на 2 команды, каждой команде выдается картинка схема, они должны описать предмет (животного и предмет одежды) не называя его)
Вы такие вы молодцы!.. Вам понравилось? (Ответы родителей)
Молодцы, ребята. Это была наша последняя станция.
Теперь я предлагаю посмотреть фрагмент занятия по развитию речи, по Теме: Составление рассказа по серии картин «Раненный боец».
Итог собрания. Обмен мнениями.
Итак, мы сегодня с Вами хорошо, плодотворно пообщались, поиграли, поучились, я предлагаю Вашему вниманию выставка: «Играя, развиваем речь!»:
- Игры по развитию речи
- Схемы для составления описательных рассказов
- Памятки
А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):
- Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним.
- Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.
- Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.
- Использовать схематические модели для развития связной речи.
- Ввести в группе традицию «Игры на прокат».
Я благодарю Всех родителей за участие в работе родительского собрания и позвольте вручить листочек доброты..Пусть дети радуют Вас своими успехами!
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
План проведения:
- Вступительное слово педагога«Развитие речи наших детей»
- Дискуссия «С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой».
- Ознакомление с папкой – ширмой. «Возрастные нормы развития речи детей» копилка игр «Игралочка».
- Знакомство со схематическими моделями, мнемотаблицами.
- Видеофильм - «Конкурс чтецов».
- Проигрывание игры.
- Советы для родителей.
- Итог.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей»
Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Если «да»:
(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).
Если «нет», не задумываемся:
(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны?)
Основная часть:
- Как вы считаете, какой бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу?
(воспитатель записывает названные родителями характеристики речи и вывешивает на доске):
- Грамотной
- Понятной
- Выразительной
- Осмысленной
- Богатой
- ..........
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой.
1. Речь детей односложная
т.е. Состоящая из одних простых предложений речь
2. Бедная речь
т.е. Недостаточный словарный запас
3. Слова – «паразиты»
т.е. Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это
результат просмотра телевизионных передач для взрослых
4. Грамотные вопросы
т.е. Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
5. Составление рассказов
т.е.Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
6. Не могут логически объяснять
7. Речь не выразительна
т.е. Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
8. Плохая дикция
т.е. Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.
(эти проблемы заранее написаны на карточках и воспитатель постепенно их вывешивает).
Посмотрите, у нас появилось противоречие: мы стремимся и хотим, чтобы речь ребенка была (зачитываю слова из 1-го столбца), а она у нас. (зачитываю слова из 2-го столбца)
Что же делать?
Мы приготовили папку – ширму с информацией для вас по развитию речи. Здесь вы можете познакомиться с возрастными нормами для детей и различными играми на развитие речи (копилка игр) в которые мы играем и вы можете поиграть дома.
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
- В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:
- Составлению творческих рассказов
- Составлению рассказов по картине, по серии картин
- Пересказам
А помогают нам в этом вот такие схемы (показываем)
- Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Выступая друг перед другом (видеофильм -«Конкурс чтецов») дети в школе уже не будут комплексовать на уроках. Вот скоро будем разучивать стихотворение «Апрель» (продемонстрировать схему для запоминания стиха)
- Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
- Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»
- И еще учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.
С недавнего времени мы с ребятами стали играть в познавательные игры на жетоны. Кто больше заработает жетонов – получает приз. Я задаю вопросы – дети отвечают. Вопросы на следующий день могут повториться.
Например (показываю книгу, и играем немного с родителями)
В своей практике давно использую такой вид игры – ребята с удовольствием играют. Такая игра учит выдержке, терпению, усидчивости, самоконтролю, потому что ответ не должен выкрикиваться, ребенок поднимает руку и отвечает, кто выкрикнет – штраф (отдает жетон)
Что дома делать надо:
- В первую очередь, разговаривая с ребенком постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью
- Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру)
- И очень просим вас относиться к этому спокойно, не пугайтесь, если ребенка направят к психиатру. Это хороший врач и он поможет. Мало ли какие проблемы возникнут
(пример из практики)
- Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное
- Задумайтесь, как часто вы говорите ребенку эти фразы:
- Ты самый любимый!
- Ты очень многое можешь!
- Что бы мы без тебя делали?!
- Иди ко мне!
- Садись с нами!
- Я помогу тебе.
- Я радуюсь твоим успехам
- Расскажи мне, что с тобой
Итог собрания.
А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):
- Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним.
- Читать ребенку сказки, рассказы, загадки и разучивать стихи .
- Использовать схематические модели для пересказа, заучивания стихов.
- Продолжить традицию «Игры на прокат».
И напоследок мы хотим вам сказать: любите своих детей, помогайте им.
Это самое дорогое, что у вас есть!
СЕМИНАР ПРАКТИКУМ
«Развитие связной речи детей 5-6 лет в детском саду и дома»
Материалы и оборудование: экран и мультимедиа проектор; бейджи трех цветов на каждого родителя; 3 стола; на столах искусственные цветы в вазах тех же цветов, что и бейджи у родителей; музыкальный центр; аудиозаписи со спокойной и веселой музыкой; полочка с новыми игрушками; листы с заданиями для каждой команды; ручки; иллюстрации к картинам «Грачи прилетели» Саврасова А. К. и «Три богатыря» Васнецова В. М. ; листы бумаги и цветные фломастеры.
Ход семинара – практикума
1 .Приветствие
При входе в зал родители получают цветной бейдж и садятся за столы, на которых в вазах цветы такого же цвета.
- Добрый вечер, уважаемые родители, уважаемые гости! Я снова рада видеть всех вас вместе. Двери родительского клуба вновь открылись для вас.
«Давайте поздороваемся! » - так называется приветствие - игра, которая поможет вам снять напряжение, скованность, и стать друг другу чуть ближе.
Звучит музыка. Родители спокойно передвигаются по залу. Как только музыка заканчивается, родители пожимают руку стоящему рядом родителю и произносят слова приветствия.
2. «Мозговой штурм»
- Вот мы и поздоровались! Обратите внимание на экран.
- Наверное, вы уже догадались, чему посвящен наш сегодняшний семинар-практикум Верно, тема семинара - практикума «Развитие связной речи детей 5-б лет в детском саду и дома».Цели семинара - практикума каждый из вас сформирует сам для себя, используя слова «узнать - научиться», но после небольшого «мозгового штурма».
1. Что такое связная речь?
2. Нужно ли ее развивать в детях 5-6 лет и зачем?
3. Чему нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?
4. Как нужно учить детей 5-6 лет, чтобы развить его связную речь?
- Итак, озвучьте, пожалуйста, ваши личные цели работы на семинаре - практикуме. Постараемся их достичь!
З. Мини-лекция «Что такое связная речь, ее виды»
Точного определения связной речи нет. Я предлагаю обратиться к понятию Львова: Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
- Какие важные характеристики связной речи мы можем выделить из определения?
- Каково назначение связной речи?
Связная речь не существует сама по себе, она есть результат сложения других сторон речи: звуковая культура речи, грамматически правильная речь, словарь, без них связная речь бедна и неправильна.
Связная речь - это деятельность; у каждой деятельности есть продукт.
- Что является продуктом связной речи? (высказывание, рассказ) .
Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога.
Диалог - разговор двух и более людей, монолог - высказывание одного человека.
- Скажите, для детей 5-6 лет, какая форма речи необходима больше всего? Почему?
По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь. В каких видах деятельности? (пересказ, рассказывание) .
- Что такое пересказ? С пересказом все понятно, остановимся более подробно на рассказывании. Оно может опираться на разные психические процессы: по памяти, по восприятию, по воображению.
Итогом рассказывания является рассказ.
- Какой вид рассказывания наиболее простой? Наиболее сложный?
- От каких условий зависит развитие связной речи?
4. Практикум «Когда моя семья со мной»
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, ее благополучие. Поэтому предлагаю по очереди заглядывать в «шкатулку педагогических идей» и находить решение следующей проблемы: «Какому виду рассказа можно научить ребенка в предлагаемой ситуации? »
Родители передают друг другу шкатулку, достают из нее и озвучивают записанные на листках ситуации, высказывают свое мнение.
5. Мини-лекция «Обучение детей рассказыванию в детском саду»
Детей 5-б лет учат связно рассказывать на занятиях по развитию речи, вне занятий коллективно и индивидуально. Показателями связной речи являются:
-понятность
-последовательность
-логичность
-точность
-плавность
-связность
выразительность
В соответствии с этими показателями детей:
1. Учат понимать тему рассказа или картины, раскрывать ее в рассказе, давать название картине, заголовок рассказу;
2. Учат соблюдать структуру рассказа, понимать, о чем говорится в каждой части рассказа; составлять план-схему, план-рисунок рассказ;
3. Учат использовать разные средства связи между предложениями, между частями рассказа;
4. Учат плавно рассказывать, без пауз;
5. Учат использовать интонацию и выразительные средства языка (красивые слова). Например, снег мягкий и пушистый, как вата, укутывает (олицетворение) белым покрывалом (метафора) все вокруг.
Детей учат составлять разные по способу высказывания рассказы.
Описание
1 часть = название предмета (например, стол) ;
2 часть = перечисление его свойств, качеств, действий (например, он деревянный, с металлическими ножками, небольшой) ;
3 часть = оценка предмета или отношение к нему (например, мне он нравится, он старый) .
Повествование - это развитие сюжета во времени и логической последовательности.
Жесткая структура рассказа:
1 часть - с чего все началось;
2 часть - развитие событий;
3 часть - чем закончилось.
Рассуждение - раскрытие причинно-следственных связей.
1 часть - тезис;
2 часть - доказательство;
3 часть - вывод.
Контаминация - смешанный тип рассказа.
В старшей группе уже достаточно хорошо умеют составлять описания; большой упор на обучение повествованию; рассуждение пока только в зачаточном виде.
Чтобы научиться составлять повествовательный рассказ, нужно знать:
1. Разные способы зачина. У вас на столах листочки с заданиями.
Прочитайте и выполните задание 1;
2. Разные средства связи предложений между частями и между предложениями. Прочитайте и выполните задание 2.
6. Игровой практикум
В доказательство того, что наши дети хорошо владеют описанием. Я предлагаю позвать их к нам в гости и поиграть с ними. Согласны?
Звучит музыка, в зал входят дети.
- Ребята, поздоровайтесь с вашими родителями и с нашими гостями.
- Присаживайтесь. Я предлагаю вам научить ваших родителей играть в игры-описания. Согласны?
1 игра «3агадки»
Вы по очереди будете загадывать загадки об овощах и фруктах каждой группе родителей. За каждую правильно загаданную загадку и правильную отгадку вы будете получать конфеты, которые съедите в группе.
Запомните правила: не перебивать, не выкрикивать, слушать внимательно.
Дети загадывают родителям загадки-описания собственного сочинения. Родители отгадывают их.
-Молодцы!
2 игра «Радио»
Сегодня диктором на радио будет. .. Выходи сюда и объявляй! А вы, уважаемые родители, должны отгадать о ком идет речь! За каждого правильно отгаданного человека,
громкие аплодисменты!
Дети описывают кого-нибудь из ребят группы. Родители угадывают детей.
Молодцы!
3 игра «Магазин игрушек»На полочке стоят новые игрушки. Родители будут «продавать» вам, ребята, игрушку не называя ее, а описывая. «Я продам тебе игрушку, которая. .. » Если ребенок отгадал, должен заплатить за нее вежливым словом и комплиментом. «Купленными» игрушками вы, ребята, можете дружно вместе поиграть в группе. Поблагодарите взрослых за то, что они с вами поиграли. А теперь отправляйтесь в группу играть новыми игрушками.
Дети под музыку уходят из зала.
-Скажите, для какого вида рассказывания подходят эти игры? (описание)
7. Практическое упражнение «Учимся составлять рассказ по картинке»
- Пришла пора проверить, что вы запомнили.
Цели следующего упражнения закрепить полученные представления о развитии связной речи; выделить задания, которые способствуют развитию речи.
- Сейчас вы станете детьми, а я буду учить вас составлению рассказа по картинке. Можно составить описание, а можно повествование.
Описание - вы зритель перед картиной:
1 часть - название автора;
2 часть - перечисление всех героев, их положение в пространстве, одежда, их действия.
3 часть - отношение к картинке.
Повествование - вы герой картины или прохожий внутри картины. Вам нужно придумывать, что было сначала, до этого момента (1 часть) ; затем рассказать, как разворачивались действия в картине (2 часть) ; чем все закончилось (нет на картине, 3 часть) .
Итак, сейчас вы дети, а я ваш воспитатель:
-Рассмотрите картинку внимательно. Ответьте на вопросы.
-Что вы видите на картине?
-О чем эта картина?
-Как ее можно назвать?
-Давайте придумаем рассказ по этой картине.
-Сколько частей должно быть в рассказе? (3).
-Назовите их.
-О чем можно рассказать в первой части?
-О чем во второй части?
-О чем в третьей?
-Нарисуйте план-схему, план из рисунков к рассказу:
-Запишите свой рассказ на листе.
-Что было трудно? Почему?
8. Игра «Прямой эфир»
Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию связной речи 5-6 лет дома. Время вашего эфира 2 минуты.
Родители по одному от группы по желанию берут микрофон – кеглю и дают устные рекомендации по развитию связной речи.
9. Обратная связь (с мячом)
- Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему?
- Что понравилось? Что нет?
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
«ДЕНЬ МАТЕРИ»
Цель:
- знакомить детей с семейными ценностями, традициями;
- развивать творческие способности воспитанников, совершенствовать их исполнительские умения и навыки;
- способствовать укреплению семейных связей через воспитание положительного отношения к родным людям;
- воспитывать нравственные качества: доброту, внимание к близким, заботу о них; желание дарить людям радость.
Предварительная работа:
- рисование детьми портретов мам и бабушек, оформление портретной галереи;
- рассматривание иллюстраций о семье, мамах, бабушках, чтение рассказов и стихов по теме праздника;
- разучивание с детьми стихов, песен, частушек, игр.
Мамы садятся в зрительные ряды. Под звуки торжественного марша в зал входят парами дети и рассаживаются на стульчики, напротив мам.
Ход праздника
Ведущий: Добрый вечер, говорим мы вам. Мы не случайно собрались сегодня в этот ноябрьский вечер, в нашем уютном зале. Ведь именно в ноябре мы отмечаем такой праздник, как День Матери. Приветствуем всех мам и бабушек, кто пришел на наш вечер, который мы посвятили самым добрым, самым чутким, самым нежным, заботливым, трудолюбивым, и, конечно же, самым красивым, нашим мамам.
Сегодня вас ожидают встречи с шутками и неожиданностями, с песнями, стихами, в общем, всего не перечесть. А вот будет ли сегодня весело, зависит от вас, дорогие друзья. Потому как у нас нет профессиональных артистов, но каждый из вас, скажу по секрету и есть артист, если его немножко подзадорить и настроить на лирический лад.
(Звучит фон музыки «Милая мама». На фоне музыки читается текст).
Свет мой. Зеркальце. Скажи.
Да всю правду доложи:
Кто на свете всех мудрее.
Всех любимей и добрее?
И ей зеркальце в ответ:
Все тут девицы прекрасны.
В том, конечно, спора нет!
Только есть такое слово,
Что дороже дорогого!
В этом слове первый крик,
Радость солнечной улыбки,
В этом слове - счастья миг
Дорогой и очень близкий.
Это слово - мама!
День мамы, праздник не простой,
Для нас любимый.
Пусть мама будет вечно молодой.
И самой нежной, милой и красивой.
Дети хором: — Мама, милая моя!
Поздравляем мы тебя!
1 Ребенок:
Слово мама - дорогое
Мамой нужно дорожить
С ее лаской и заботой
Легче нам на свете жить.
2 Ребенок:
Нашей мамы нету лучше,
Нет добрее ее, нежней,
Станем навсегда послушны,
И поздравим матерей!
3 Ребенок:
Им желаем только счастья,
Чтоб спокойно на душе,
Чтоб ушли с души ненастья,
Молодеть и хорошеть.
Дети исполняют песню « Мама-первое слово» Юрий Энтин
Ведущая: Сегодня мы предлагаем нашим мамам поучаствовать в конкурсах вместе со своими детьми.
1.Конкурс: «Разминка – гимнастика ума.
- При солнышке тепло (при матери добро).
- Материнская забота в огне не горит (в воде не тонет)
- Птица рада весне (а младенец – матери).
- Материнская ласка (конца не знает).
- Для матери ребёнок (до ста лет дитёнок).
2.Конкурс «Найди ребенка по ладошке».
Первое задание оно очень простое: Мама должна с закрытыми глазами найти своего ребенка по ладошке. (Участвуют все дети и все мамы. Дети выстраиваются, мамы проходят мимо них с закрытыми глазами и пытаются найти своего ребенка.)
3.Конкурс « Наряди маму»
Мамы стоят в кругу и под музыку передают «волшебный» мешок, неглядя вытаскивают одну вещь и надевают под музыку.
4.Конкурс « Отведи маму в кафе»
Каждому ребенку предлагается отвести свою маму в кафе и накормить ее с закрытыми глазами (виноград).
Ребенок: Мы - простые девчонки, Мы - простые мальчишки Заявляем на целый свет, Что дороже чем мама Человека нет!
Дети исполняют песню « Дети все на свете называют мамою»
Ведущий: Попрошу всех дружно встать, будем мы сейчас играть.
5.Игра с бубном «Ты катись весёлый бубен »
Взрослые и дети становятся в круг, и передают друг другу бубен говоря слова:
«Ты катись весёлый бубен,
быстро, быстро по рукам.
У кого остался бубен,
Тот сейчас станцует (споёт) нам».
Ребенок : - А я для своей мамочки
Возьму да и станцую
Всем нам будет веселей
И для мам и для детей
Танец «Хорошо, что мама есть у меня»
Ведущий: Дети, у каждого из вас есть мама, но и у вашей мамы тоже есть своя мама. Ваши мамы тоже были когда- то маленькими, они ходили, как и вы, в детсад и также любят своих мам. А как вы называете мамину маму? (бабушка) О своей любви к бабушке расскажут внуки.
1 Ребенок:
Очень бабушку свою Маму мамину люблю
У нее морщинок много А на лбу седая прядь
Так и хочется потрогать, А потом поцеловать!
2: Ребенок:
Как испечь большой пирог? Как связать цветной носок?
Кто даст правильный совет? Догадались или нет?
Нету бабушки родней Поцелуй ее скорей!
Исполнение песни « Моя любимая бабушка»
Ведущий: Настало время проверить, как помнят мамины мамы сказки, которые читали своим дочкам, сыновьям, а теперь читают внукам.
6.Конкурс для бабушек
А сейчас предлагаю вам милые бабушки ответить на шуточные вопросы.
1. Хлебобулочное изделие - название русской народной сказки. (Колобок)
2. Торт, названный в честь знаменитого полководца. (Наполеон)
3. Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц?
4. В какой сказке впервые показан механизм семейного подряда? ("Репка")
5. В какой сказке говорится о плохой работе режиссера, о его злом характере и тяжелой судьбе актеров? (А.Толстой. "Приключения Буратино, или Золотой ключик".)
6.Сколько раз князь Гвидон летал в царство царя Салтана и в кого он при этом превращался? (Три раза: комар, муха, шмель.)
7.Как звали героев сказки "Теремок"? (Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка, Волк-зубами щёлк, Медведь.)
Ведущий: Все, наверное, устали, надо немного отдохнуть. Теперь я приглашаю всех вместе потанцевать, ведь не только же трудиться, мамам надо отдыхать. Танцуем все вместе.
«Танец маленьких утят»
Ведущий:
Все со мной согласны дети:
Я сказать почту за честь,
Что мы все живем на свете
Потому, что мамы есть!
Вам спасибо за терпенье,
За любовь к нам каждый миг,
За отсутствие сомненья
В детях собственных своих…
Мама! Нет с тобою скуки!
Мама! Ты наш детский бог!
Да пребудет главным самым
В этом мире слово «мама»!
Любимая мама,
Тебя поздравляю,
В день матери счастья,
Здоровья желаю!
Пускай тебе, милая,
В жизни везет,
Пускай тебя радость
И счастье найдет!
2-ой ребенок:
Ты самая красивая,
Ты самая хорошая.
На ласковое солнышко
И на луну похожая.
Дарю тебе улыбку,
Дарю большой цветок:
Хочу, чтоб ты порхала
Всегда как мотылек.
Исполнение песни « Мамонтенка» (дети и мамы)
Ведущий: Наш вечер подошел к концу. Мы благодарим всех участников конкурса, внимание к детям, за доставленное удовольствие и праздничное настроение. Пусть совместная подготовка к праздникам и ваше участие в детей в детском саду, останется навсегда доброй традицией вашей семьи. Спасибо за ваше доброе сердце, за желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам очень приятно было видеть добрые и нежные улыбки мамочек, Счастливые глаза их детей. За ваше участие в нашем празднике и за то, что вы всегда с нами, за то, что вы самые, самые всем мамам вручаются медальки.
Каждой маме вручается медалька с разной номинацией: самая красивая, самая умная, самая трудолюбивая, самая активная, самая ответственная, самая артистичная, самая веселая, самая терпеливая, самая серьёзная, самая талантливая.
Исполнение песни «Милая мама моя».
Детей и гостей приглашают на чаепитие.
Предварительный просмотр:
Проект
«Детский сад и семья»
Семья всегда будет основой общества
Оноре де Бальзак
Автор проекта: Железко Светлана Анатольевна
Тип проекта: практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность: долгосрочный
Сроки работы: Сентябрь 2014г — май 2015г
Участники проекта: воспитатели, воспитанники и их родители.
Актуальность:
В семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями нарушены, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества. Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее становится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работников, социальных педагогов и других специалистов. Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной, так как все родители индивидуальны, к ним нужен особый подхода. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие детского мира от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
Проблема:
Низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе собственного ребенка.
В результате наблюдении высокий уровень активности проявляют- 20% родителей, средний уровень активности наблюдается у 20% родителей и низкий – у 60%.
Цель проекта:
Организация работы по созданию эффективных условий для сотрудничества и взаимодействия педагогов и родителей, направленных на личностное развитие воспитанников.
Задачи проекта:
- Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.
- Объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и
воспитания детей.
- Привлечь взрослых к совместной деятельности с детьми.
Ожидаемые результаты по проекту:
- Родители станут участниками педагогического процесса.
- Повышается психолого-педагогическая компетентность в вопросах детско-родительских отношений.
- Совместная работа с семьёй будет способствовать созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых.
- Психическое и личностное развитие всех участников проекта.
Продукты проекта:
- анкета - «Мы рады вам»
- фотовыставки - « Где я провел лето», «Наши домашние любимцы» (животные)
- портфолио ребенка
- древо родословной
- поделки из природного материала - «Осенняя фантазия»
- сценарии праздников: «День матери», « Папа, мама, я - спортивная семья», «1 апреля – день смеха»
- графики работы - «Мастер – класс от родителей», « Встреча с интересными людьми»
- кормушки
- эскизы участка
- новогодние украшения
- страницы к портфолио: « Как я провел новогодние каникулы», « Моя любимая мамочка», « Мой питомец», «Мои предки в годы ВОВ»
- фотоколлаж - «Мой папа - защитник Родины», «Мои предки в годы ВОВ»
- выставка рисунков - «Цветы для мамы»
- сценарий семейной гостиной «Моя семья – мой дом, мой детский сад»
- сценарий родительского собрания - « Детский сад – наш дом родной»
- папка для родителей - « Родительский вестник»
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап (1месяц – сентябрь)
- Опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа.
- Обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы в группе.
- Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
II. Основной этап (октябрь – апрель).
Проведение запланированных мероприятии
III. Заключительный этап (1 месяц - май)
- Подготовка к презентации.
- Презентация проекта на итоговом групповом собрании.
- Награждение участников проекта в различных номинациях.
- Анкетирование родителей на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием.
- Подведение итогов работы за учебный год.
- Определение перспектив на следующий учебный год.
Перспективный план работы с семьями воспитанников
Сроки | Мероприятие | Содержание | Участники |
сентябрь |
| сбор информации | воспитатели |
сентябрь | Родительское собрание | ознакомление родителей с задачами на новый учебный год, обсуждение общих вопросов | воспитатели, родители |
сентябрь-октябрь |
| совместная творческая работа родителей и детей | родители, дети, воспитатели |
октябрь | Портфолио моего ребенка | творческая работа родителей и детей, создание титульного листа для портфолио про своего ребенка | родители, дети, воспитатели |
октябрь | Оформление группы | составление графика привлечения родителей для совместного создания предметно – развивающей среды в группе | воспитатели, родители |
октябрь | Выставка семейных поделок из природного материала «Осенняя фантазия». | создание поделок и оформление выставки | воспитатели, дети, родители |
ноябрь | Консультация: “Составление родословной” | подготовка материалов и оформление брошюры, удобной для домашнего прочтения родителями по составлению родословного древа | воспитатели |
ноябрь | Страница в портфолио «Моя родословная» | родители с детьми составляют древо родословной | родители, дети воспитатели |
ноябрь | Проведение праздника «День матери» | разработка сценария, оформление группы | воспитатели, дети родители |
ноябрь | Составление графика «Мастер – класс от родителей» | родители рассказывают о своих увлечениях, составляется график проведения увлекательных занятии для детей родителями | воспитатели, родители |
декабрь | Операция «Кормушка» | родители с детьми делают кормушки для птиц | дети родители |
декабрь | Творческий проект «Эскиз прогулочного участка» | презентация своих проектов | родители, дети |
декабрь | Конкурс совместного творчества «Зимняя фантазия» | родители участвуют в оформлении зимнего участка | воспитатели, родители |
декабрь | Мастер – класс «Новогодние украшения» | изготовление новогодних игрушек из бросового материала, украшение | родители, дети, воспитатели |
январь | Страница в портфолио « Как я провел новогодние каникулы» | творческая работа родителей и детей | родители, дети, воспитатели |
январь | График « Встреча с интересными людьми» | составление графика посещения группы родителями с рассказами о своей профессии | воспитатели и родители |
февраль | « Папа, мама, я- спортивная семья» | участие родителей в празднике | родители, дети, воспитатели |
февраль | Фотоколлаж “Мой папа – защитник Родины” | совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей | родители, дети, воспитатели |
март | Выставка рисунков “Цветы для мамы” | творческая работа детей | дети и воспитатели |
март | Страница в портфолио « Моя любимая мамочка» | творческая работа пап с детьми | родители, дети, воспитатели |
март | Фотовыставка «Мы с мамой друзья». | совместная творческая работа родителей, воспитателей и детей | родители, дети, воспитатели |
март - апрель | Акция «Пока не поздно» - о воспитании любви к животным | фотовыставка «Наши домашние любимцы» (животные) | родители, дети, воспитатели |
апрель | «Что я знаю о родных» | Интервью детей | дети, воспитатели |
апрель | Страница в портфолио « Мой питомец» | творческая работа родителей и детей | родители, дети, воспитатели |
апрель | Развлечение «1 апреля – день смеха» | совместная творческая работа воспитателей, детей и родителей | воспитатели, дети |
апрель | Конкурса газет «Мой дом – моя крепость». | творческая работа родителей и детей | родители, дети |
апрель | Семейная гостиная «Моя семья – мой дом, мой детский сад» | обсуждает с родителями воспитанников вопрос, кто в какой номинации будет принимать участие | родители, дети, воспитатели |
май | Акция: «9 мая – День Победы» | оформление фотоколлажа «Мои предки в годы ВОВ» | родители, дети, воспитатели |
май | Страница в портфолио « Мои предки в годы ВОВ» | творческая работа родителей и детей | родители, дети, воспитатели |
май | Родительское собрание « Детский сад – наш дом родной» | подведение итогов учебного года, презентация проекта, награждение участников в различных номинациях | воспитатели, дети и родители |
в течение года | « Родительский вестник» | подготовка материалов и оформление в папку, удобную для домашнего прочтения родителями | воспитатели |
в течение года | Введение традиций группы: «Игра в гости к нам пришла», «Детская библиотек» | дети приносят развивающие игры в группу на время, создание и пополнение детской библиотеки для детей | родители, дети, воспитатели |
Мониторинг эффективности реализации проекта:
- ведение статистики посещаемости родителями мероприятий и активное их участие в них;
- создание стенгазет, пополнение материалами портфолио ребенка;
- результаты анкетирования родителей по взаимодействию
Приложение 1
Семейная гостиная
«Моя семья – мой дом, мой детский сад»
Накануне мероприятия педагог обсуждает с родителями воспитанников вопрос, кто в какой номинации будет принимать участие, каждая семья участвует по желанию в том конкурсе, который лучше всего может быть представлен на встрече (презентация семьи по желанию родителей).
Цель: формировать эмоционально насыщенный образ родного дома, воспитывать привязанность и бережное отношение к нему, любовь к матери, уважение к родителям, членам семьи, друзьям, детскому саду.
Подготовка:
представить родословную семьи,
принести семейные реликвии – старинные вещи,
оформить выставку творческих работ семьи «Наша семья» (это может быть фото - сессия, коллаж или видеоматериал семьи; конкретные темы – отдых всей семьей, члены семьи в годы войны, маленькие дети, трудовая жизнь семьи, увлечения семьи и др.).
Творческие работы семьи размещаются вдоль стен. Звучат любимые мелодии (песни «Под крышей дома твоего» музыка Ю. Антонова, слова М. Пляцковского, «Родительский дом» музыка В. Шаинского, слова М. Рябинина и др.). Родители и дети заходят под торжественную музыку в зал (ведущая называет фамилии семьи).
Ход:
Ведущая:
«Добрый вечер, нашим близким и дорогим людям, нашей дружной семье. Все мы – одна большая семья: дети, родители, педагоги. Сегодня праздник теплого слова “Семья”. Что такое семья?» (Высказывания детей).
Ведущая: «Семья – самое дорогое, что есть у каждого человека; это родной дом – место, где человек родился и живет; это близкие люди, любящие и помогающие друг другу. Родимый дом, двор, садик за окном, улица родного города – все это наша малая Родина, единая семья, а родительский дом – основа основ семьи, начало жизни. Почему в народе говорят: “Без семьи нет счастья”»? (Высказывания детей, родителей).
Исполняется песня «Что такое семья?» (музыка и слова Е. Гомоновой).
Первая номинация – «Моя семья».
Семья глазами ребенка – интервью - «Что я знаю о родных», рассказы детей о семье – с кем и где живут, кем работают родители, интересный случай из жизни семьи или своего детства, о герое семьи (если есть), как можно обрадовать близких и т. д.
Ведущая: «Почему так говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше”?» (Обсуждение пословицы).
Ведущая: «Все семьи разные, но их объединяет то, что мы живем в одном городе, который для всех нас является родным домом».
Вторая номинация – «Семейные традиции».
В каждой семье есть правила – семейные традиции, которые сплачивают всех членов семьи. Какие они?
Рассказы детей и родителей о традициях в семьях.
Игра-пантомима «Помогаю взрослым» – движениями ребенок показывает, что делает, остальные отгадывают.
Третья номинация – «Семейные реликвии».
В родном доме живет память о людях, которые начинали род; есть предметы, которые передавались из поколения в поколение, это – семейные реликвии. Каждая из них – история! Хотелось бы послушать их историю (Показ и рассказы о предметах, демонстрация старинных фотографий, видеоролики).
Четвертая номинация – «Увлечения семьи».
В народе говорят: «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь». У семьи всегда много общего – есть увлечения, которыми любят заниматься в свободное время (коллекционирование, рукоделие). Семьи представляют любимое увлечение наглядными примерами. Можно показать видеоролик, продемонстрировать сшитую одежду.
Аттракцион «Мама собирается на работу».
Пятая номинация – «Вместе дружная семья» (домашнее задание).
Можно исполнить любимую песню, танец всей семьей или показать сценку.
Итоги конкурса газет «Мой дом – моя крепость».
Шестая номинация – «Любимое блюдо семьи».
Нужно принести и рассказать о любимом домашнем рецепте выпеченного изделия.
Седьмая номинация – «Мой детский сад».
Ведущая: «Ребята, детский сад – ваш второй дом, вы здесь проводите целый день и сотрудники стараются, чтобы вам было уютно, как в родной семье».
Игра-интервью, рассказы детей о детском саде.
Ведущая: «Память всех семей зовется Родина. В народе говорят: “Семья – это семь Я”. В семь раз человек сильнее, если у него семья. Помните об этом, берегите друг друга, уважайте старших!»
Ребенок:
«Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди – все одна семья,
Куда ни глянь – везде друзья». (Я. Аким)
Ведущая: «Дорогие родители! Огромное спасибо за то, что вы помогли провести нашу встречу!»
Вечер заканчивается чаепитием с родителями.