Информационно - коммуникационные технологии в образовательном процессе

Кузнецова Лариса Леонидовна

Древняя  мудростью гласит:  «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда»

Применение  информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает затраченное время, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Конечно,  учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.

Применяю  информационные технологии для создания дидактического материала. Для этой цели использую следующие технологии и программы MS Office:

  • текстовый редактор Word;
  • электронные таблицы Microsoft Excel;  
  • технологию сканирования и обработки текстовой и графической информации;
  • технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы PowerPoint;
  • технологию подготовки презентации учебного материала при помощи программы SMART Notebook;
  • МИМИО_студия

На уроках работаю с Интерактивной  доской SMART Board. Сенсорный  экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.

Такие доски просты в использовании, надежны, вандалоустойчивы и не содержат каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться. Интерактивная доска является удобным инструментом, как в организации учебного процесса, так и для проведения презентаций, семинаров, работы ситуационных залов и центров. Доска позволяет контролировать все приложения одним прикосновением, писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски SMART – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши. С доской поставляются бутафорские пластиковые маркеры, которые могут быть заменены любым подходящим предметом.

Использование обучающих программ на CD. Это – один из самых распространенных способов использования компьютера в учебных целях. На уроках я использую электронные учебники, видеофильмы, пошаговые анимации, интерактивные модели позволяют показать объекты в движении, изменении, развитии, считаю важнейшими средствами  иллюстрации объяснения учителя.

Использование ресурсов сети Интернет. Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Такие индивидуальные задания они выполняют с удовольствием, представляя свои мини - проекты.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.

Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея. На любом этапе урока можно использовать компьютерные презентации, как индивидуально, так с помощью интерактивной. 

Примеры использования презентаций на уроках информатики:

  • Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
  • Использование презентации при повторении пройденного материала.
  • Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
  • Проведение тестов.
  • Проведение физкультминуток.
  • Проведение рефлексии.
  • Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
  • Внеклассная работа: игры, турниры, вечера.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся, интерес детей к предмету повышен.

Компьютерные  программы применяю на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении.

Модели смешанного обучения

Существует более 40 моделей смешанного обучения.

Перевёрнутый класс

Самая простая для реализации модель. Она позволяет минимизировать фронтальную работу (учитель объясняет, дети слушают) и позволяет реализовать интерактивные формы работы на уроке. Учащиеся работают дома в учебной онлайн-среде, пользуясь собственными электронными устройствами, подключенными к интернету: знакомятся с материалом или повторяют изученный. В классе происходит закрепление материала и работа с ним, которая может проходить в виде проектной деятельности, семинара или в других интерактивных формах. Эта модель смешанного обучения может применяться в школе для учеников начиная с 3-5 класса.

Ротация станций

Наиболее эффективная модель смешанного обучения в начальной и средней школе. Требует наличия компьютеров или планшетов в классе и использования систем управления обучением. Все учащие делятся на группы по видам учебной деятельности: работа с учителем, онлайн-обучение и проектная работа. Каждая группа работает в отдельной части класса - станции. Станции имеют разные цели: работа с учителем - получение обратной связи от учителя; онлайн-обучение - развитие навыков самостоятельной работы, личной ответственности, саморегуляции, умения учиться; проектная работа - применение знаний в решении практических задач, развитие коммуникативных навыков и получение обратной связи от одноклассников.

Ротация лабораторий

Модель смешанного обучения "Ротация лабораторий" предполагает, что часть занятий у учащихся проходит в обычном классе, а на один урок они перемещаются в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают в онлайн-среде. В онлайн-среде учащиеся могут изучать новый материал, закреплять пройденный, тренировать различные навыки а также работать над собственным проектом.

Гибкая модель

Основа гибкой модели смешанного обучения в том, что ученики не ограничены по времени тем или иным видом учебной деятельности. Учащиеся самостоятельно составляют график работы, выбирают тему и темп, в котором они будут изучать материал. В этой модели по большей части используется онлайн-среда. Учитель работает с небольшими группами или индивидуально с учениками, которым нужна помощь.

Эту модель наиболее эффективна для обучения школьников старших классов, студентов и взрослых, так как требует развитого навыка самоорганизации.

Внедряя технологии электронного и смешанного обучения на уроках информатики реализую модель BYOD («принеси своё устройство», использование личных устройств обучающимися в образовательной деятельности) для проверки знаний в режиме реального времени с использованием онлайн-викторины myQviz. Для контроля знаний использую Онлайн-сервис Plickers.

Педагогическая модель «Перевёрнутый класс»

Суть технологии перевёрнутого класса заключается в том, чтобы привлечь обучающихся к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем. Для этого меняется содержание домашней работы и работы на уроке.

Вместо выполнения десятка примеров дома, когда при всём желании редко удаётся получить консультацию здесь и сейчас, а  проще списать по утру в школе, обучающимся предоставляется доступ к электронным ресурсам. Главным образом, это учебный материал (видео, презентация, учебники онлайн) по теме, сделанное самим педагогом или найденное в Интернете. Ученик может смотреть его в удобное для себя время и столько раз, чтобы разобраться в изучаемом материале. Заодно он может обратиться как к  онлайн-учебнику или дополнительным ресурсам, указанным учителем. Учитель прилагает 1-2 вопроса в режиме «онлайн» или небольшой тест для мониторинга освоения учебного материала. По ответам детей он видит уровень понимания нового материала.

На уроке учитель организует совместную деятельность по изученной теме: дискуссии, решения задач, создание мини-проектов, составление алгоритмов, проведение экспериментов пр.

Получив начальные знания и сформировав первичное представление о предмете изучения, учащиеся,  придя в класс, переходят к активным формам обучения, то есть к анализу конкретной учебной ситуации, решению проблемных задач, выполнению практических заданий. Закрепление нового материала на уроке проходит в дифференцированных группах. На этом этапе учитель, видя уровень подготовки учащихся, может предложить исследовательскую деятельность, проекты, индивидуальные  и коллективные формы работы. Также возможны дискуссии по теме, в которых каждый может высказать свое мнение.

 

Используя элементы «перевернутого обучения», мы представляем уникальный, практически неограниченный потенциал сети Интернет и его значимость в плане самообразования. Благодаря модели «перевернутый класс» у детей формируется отношение к сети Интернет, как к источнику знания, способу транслирования и приобретения практического опыта, создания  реальной возможности отстраниться от «высиживания» и «зубрежки» на уроке к формированию активной жизненной позиции обучающегося как равноправного субъекта образовательного процесса, развитию жизненно важных компетенций на предметном материале.

 

Предлагаю презентации к урокам, надеюсь это Вас заинтересует!

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель информатики МБОУ "СОШ № 10" Кузнецова Л. Л. 25.04.17

Слайд 2

Отражают наиболее важные закономерности логического мышления; Записываются в виде формул; Позволяют производить эквивалентные преобразования логических выражений.

Слайд 3

Всякое высказывание тождественно самому себе. А = А

Слайд 4

Высказывание не может быть одновременно истинным и ложным. А & А = 0

Слайд 5

Высказывание может быть либо истинным, либо ложным. А v А = 1

Слайд 6

Если дважды отрицать некоторое высказывание, то в результате получится исходное высказывание. А = А

Слайд 7

Отрицание сложения равно произведению отрицаний. А v B = А & B Отрицание произведения равно сумме отрицаний. А & B = А v B

Слайд 8

В операциях сложения и умножения переменные можно менять местами. А & B = B & А А v B = B v А

Слайд 9

Если в логическом выражении используются только операции сложения или только операции умножения, то можно пренебрегать скобками или произвольно их расставлять. А & B & C = (A & B) & C = A & (B & C) А v B v C = (A v B) v C = A v (B v C)

Слайд 10

В логическом выражении можно выносить за скобки как общие множители, так и общие слагаемые. ab + ac = a(b + c) – в алгебре (A & B) v (A & C)= A & (B v C) (A v B) & (A v C) = A v (B & C)

Слайд 11

( А & B) v (A & B) ( А & B) v (A & B) = A & (B v B) = A & 1 = A

Слайд 12

( А v B) & A 1 & B = B (-A) & (-B) & A = (-A) & A & (-B) = 0 & (-B) = 0


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель информатики Кузнецова Л. Л. МОУ СОШ № 10

Слайд 2

Содержание: Файл; Имя файла; Типы и расширения файлов; Атрибуты файлов; Файловая система; Одноуровневая файловая система; Иерархическая файловая система; Путь к файлу; Операции над файлами; Правила создания файлов.

Слайд 3

Файл (от англ.слова file - досье, набор документов) - это определенное количество информации (программы или данные), имеющие имя, хранящиеся в долговременной памяти компьютера. Имя файла разделено на две части точкой: собственное имя файла (перфикс) и расширение (суффикс), определяющее его тип (программа, данные и т.д.). Собственно имя файлу дает пользователь , а его тип обычно задается программой автоматически . Все программы файлы хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов.

Слайд 4

Единицы измерения. doc В различных операционных системах существуют разные форматы имен файлов. MS – DOS Собственно имя файла должно содержать: Windows Не более 8 букв латинского алфавита и цифр, а расширение состоит из трёх латинских букв proba . dit Может иметь до 255 символов, причём можно использовать русский алфавит

Слайд 5

Типы файлов и расширений

Слайд 6

Атрибуты Характеристики файла, наделяющие файл определенными свойствами. Для наиболее распространенных в настоящее время файловых систем FAT16, FAT32 и NTFS можно выделить следующие файловые атрибуты: "Только для чтения" (Read-only) - означает, что файл доступен операционной системе только для чтения, т. е. в него нельзя вносить какие-либо исправления. В большинстве случаев это не означает, что исправления внести вовсе невозможно, просто при попытке изменить файл с данным атрибутом пользователю будет показано соответствующее предупреждение. "Скрытый" (Hidden) - подразумевается, что файл с данным атрибутом не выводится при показе тех или иных списков файлов. В большинстве программ обработку этого атрибута можно настраивать. Например, стандартный "Проводник" Windows XP позволяет как прятать, так и показывать файлы с атрибутом "скрытый". Во втором случае иконка файла отображается полупрозрачной.

Слайд 7

"Системный" (System) - файлы с атрибутом "системный" чаще всего относятся к критичным файлам операционной системы, которые нельзя удалять или изменять. В общем смысле, атрибут "системный" является "утяжеленным" вариантом атрибута "только для чтения", скомбинированным с атрибутом "скрытый". В стандартном "Проводнике" Windows XP атрибут "системный" отрабатывается аналогично атрибуту "скрытый" - подобные файлы по умолчанию спрятаны от пользователя, но можно и разрешить их показ.

Слайд 8

"Архивный" (Archive) - в настоящее время по своему прямому назначению данный файловый атрибут FAT практически не используется . Изначально предполагалось, что этот атрибут будет указывать программам архивации файлы, предназначенные для резервного копирования. Другими словами, программа, осуществляющая резервное копирование файла на жестком диске, должна была сбрасывать атрибут "архивный", а программы, вносящие в последующем в этот файл какие-либо изменения, наоборот, вновь его устанавливать. Таким образом, программа резервного копирования путем проверки данного файлового атрибута могла легко определить, изменялся ли данный файл на жестком диске с момента осуществления предыдущего резервного копирования

Слайд 9

Файловая система На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может хранится большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется используемой файловой системой. Файловая система - это функциональная часть операционной системы, обеспечивающая выполнение операций над файлами. Файловая система позволяет работать с файлами и директориями (каталогами) независимо от их содержимого, размера, типа и т. д. Файловая система определяет общую структуру именования, хранения и организации файлов в операционной системе. Функции файловой системы: Сохранение информации на внешних носителях Чтение информации из файлов Удаление файлов, каталогов Переименование файлов Копирование файлов и др.

Слайд 10

Если сравнить диск с книгой, то область хранения файлов соответствует тексту книги, а каталог – её оглавлению. Причём книга состоит из страниц, а диск – из секторов Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) может использоваться одноуровневая файловая система , когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имён файлов. Такой каталог можно сравнить с оглавлением детской книжки, которое содержит только название отдельных рассказов Каждый диск разбивается на две области: область хранения файлов и каталог. Каталог содержит имя файла и указание на начало его размещения на диске. Одноуровневая файловая система

Слайд 11

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы, хранятся на многоуровневой иерархической файловой системе . которая имеет «древовидную» структуру. Такую иерархическую систему можно сравнить, например, с оглавлением школьного учебника, которая содержит иерархическую систему разделов, глав и параграфов. Начальный, корневой, каталог содержит вложенные каталоги 1-го уровня, в свою очередь, каждый из них может содержать вложенные каталоги 2 – уровня и т. д. Необходимо отметить, что в каталогах всех уровней могут храниться и файлы. Корневой каталог Каталог_1. Каталог_1.1. Каталог_2. Каталог_1.2. Файл_1. Файл_1.1.

Слайд 12

Иерархическая файловая система

Слайд 13

Файловые системы Одноуровневая файловая система Иерархическая файловая система Файловая система – это система хранения файлов и организации каталогов.

Слайд 14

Путь к файлу Как найти имеющиеся файлы ( chess exe , proba . dit ) в иерархической файловой системе? Для этого необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель «\» логическое имя диска и последовательность имён вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых содержится нужный файл. Пути у вышеперечисленным файлам можно записать следующим образом: C \ GAMES\ CHESS С \ TEXT Путь к файлу вместе с именем файла называют иногда полным именем файла , например: C\ GAMES\ CHESS\ chess exe.

Слайд 15

Задание: Определите полный путь к файлу: wolf.exe. С: \ GAMES \ WOLF \ wolf.exe.

Слайд 16

Над файлами могут производиться различные операции: Копирование (копия файла помещается из одного каталога в другой) Перемещение (сам файл перемещается в другой каталог) Удаление (запись о файле удаляется из каталога) Переименование (изменяется имя файла) и т.д. Правила создания имени файла: Нельзя использовать следующие символы, которые зарезервированы для специальных функций: ? . , ; : = + * / \ “ | < > [ ] ПРОБЕЛ В длинных именах нельзя использовать следующие символы: ? : * / \ “ > < |

Слайд 17

Контрольные вопросы: 1. Что такое файл? 2. Как задаётся имя файла? Приведите примеры имён файлов. 3. Какие могут быть расширения у текстовых файлов? Графических файлов? 4. Чем различаются одноуровневая и иерархическая файловая системы? 5. Как задаётся путь к файлу? 6. Чем различаются имя файла и полное имя файла? 7. Какие операции с файлами возможны?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы представления информации Учитель информатики Кузнецова Л. Л. МОУ СОШ № 10

Слайд 2

Знаковые системы Кодирование и декодирование Алфавитный подход при определении количества информации Содержание:

Слайд 3

Язык как знаковая система Для обмена информацией между людьми человек использует знаковые системы. Выделяют два вида знаковых систем: естественные и формальные языки . языки народов мира : русский, английский, китайский и т.д. системы счисления (в математике), языки программирования (в информатике), нотная грамота (в музыке) и т.д.

Слайд 4

Алфавит – основа языка В основе любого языка лежит алфавит – набор символов , которые различаются по начертанию. В основе русского языка лежит 33 знака, английского – 26, китайского – более 10 тыс. иероглифов. Из символов алфавита по правилам грамматики образуются основные объекты языка – слова. Из слов по правилам синтаксиса образуются более сложные конструкции – предложения. знаки слова предложения Правила синтаксиса Правила грамматики Особенностью естественных языков является большое количество правил и исключений, так как они складывались исторически.

Слайд 5

Итак, представление информации осуществляется с помощью языков, которые являются знаковыми системами. Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита и правил выполнения операций над знаками. Формальные языки (математика, системы счисления, языки программирования), в отличие от естественных, имеют жестко фиксированный алфавит и строгие правила синтаксиса. Например , система счисления – это язык, алфавитом которого являются специальные знаки для записи чисел – цифры. Другие языки используют в качестве знаков не буквы и цифры, а ноты, элементы схем, дорожные знаки, точки-тире и др.

Слайд 6

Кодирование информации происходит в процессе преобразования информации из одной знаковой системы в другую. Средством кодирования служит таблица соответствия знаковых систем. таблица ASCII-кодов, в которой каждому символу или знаку соответствует компьютерный код, цифровой и штриховой коды товаров, указанные на упаковках товаров в магазинах и т.д. При обмене информацией часто приходится выполнять две операции – кодирование и декодирование. Например, модем, на выходе преобразует цифровой сигнал в аналоговый (модуляция), а на входе – аналоговый сигнал в цифровой (демодуляция).

Слайд 7

Алфавитный подход к определению количества информации набор символов алфавита можно считать как различные равновероятные события (N) – мощность алфавита; тогда количество информации в сообщении (объем сообщения V) будет равно количеству информации, которое несет один знак (I), умноженное на количество знаков k : V = I * k , где I = log 2 N .

Слайд 8

Буква русского алфавита несет информацию I = log 2 32 = 5, а буква английского алфавита I = log 2 26 = 4,5. Тогда слово «вода» занимает объем V =5*4=20 бит , а слово « Love » - V =4,5*4=18 бит. Если оценивать объем этих слов на компьютерном языке, алфавит которого содержит 256 символов, тогда оба слова будет иметь одинаковый объем: I=log 2 256=8 (бит). V =8*4=32 (бита) = 4 (байта)

Слайд 9

1. Чем различаются естественные и формальные языки? Формальные языки (математика, системы счисления, языки программирования), в отличие от естественных, имеют жестко фиксированный алфавит и строгие правила синтаксиса. 2. Что лежит в основе знаковой системы? Каждая знаковая система строится на основе определенного алфавита и правил выполнения операций над знаками. 3. Что называется кодированием? Процесс преобразования информации из одной знаковой системы в другую 4. Приведите примеры кодирования и декодирования информации. Цифровой и штриховой коды товаров, модем Вопросы:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: