Индивидуальные образовательные маршруты по предмету
Выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей является одной их главных задач совершенствования системы образования.
Неверно, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Индивидуализация обучения талантливых и одаренных детей осуществляется посредством разработки индивидуальной образовательной траектории.
Индивидуальная образовательная траектория учащегося предполагает наличие индивидуального образовательного маршрута (далее ИОМ), а также разработанный способ его реализации
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения в начальной школе сразу. ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении учащегося. С помощью ИОМ можно своевременно скорректировать педагогический процесс.
Комплекс факторов содержания ИОМ:
• особенности, интересы и потребности учащегося и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
• профессионализм педагога;
• возможности образовательного учреждения в удовлетворении образовательных потребностей учащихся;
• возможности материально-технической базы учебного учреждения.
Условия эффективности разработки ИОМ:
- осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения, самореализации учащегося;
- осуществление психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащегося;
- организация рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Принципы организационной работы по ИОМ:
- индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и учителя;
- программы дополнительного образования, факультативов по предметам, научное общество учащихся, позволяющих реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
- качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба для детского здоровья.
В основе построения индивидуального образовательного маршрута лежит самоопределение учащегося.
Результатом проектирования индивидуального образовательного маршрута становится выбор линии (пути) движения учащегося к поставленной цели.
Смысл обучения состоит не в передаче знаний, а в обеспечении условий самореализации личности. Задача школы – предоставить ребенку широкий спектр образовательных услуг, которые могут в полной мере реализовать формулу "хочу-могу-есть-требуют".
Этапы индивидуального образовательного маршрута
Диагностика | "Что я должен знать и уметь" |
Проектирование | "Что я хочу знать и уметь" |
Осмысление | "Что я могу" |
Реализация | "Как я буду идти к поставленной цели" |
Оценка и корректировка | «Чему я должен научиться и что мне нужно доработать" |
Пример
Индивидуальный образовательный маршрут
Суслова Алексея, учащийся МБОУ "СОШ №10" г. Байкальск
Цель: Развитие творческих способностей и профессиональной ориентации
Программное обеспечение: Программы НОУ "ОМУ" г. Томск ТУСУР
Рефлексия | Психолого-педагогическая поддержка, кураторство | |
Диагностика, анализ | Знаю Умею Достиг | Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: социальная, креативная. |
Проектирование | Хочу узнать – научиться-достичь
| Для составления ИОМ из "Матрицы возможностей" выбираются конкретные виды деятельности:
|
Организация | Мои шаги в достижении цели
|
|
Мониторинг и анализ | Узнал – научился – достиг
| Обучение по программам Школьного университета способствовала развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающегося, позволило достичь хороших успехов в учебной деятельности. ИТОГ. Алексей успешно сдал ЕГЭ по информатике (68 из 100), поступил в ВСГАО ПИ ИГУ (бывший ВСГАО ИГПУ) факультет Компьютерных наук, кафедра "Математической информатики" |
Список использованной литературы
1. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.
2. Хуторской А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для учителя. – М.: Гум. изд.центр ВЛАДОС, 2000
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей технологии Протокол № 1 от 29 августа 2016 г. Руководитель ШМО ___________ Л. Л. Кузнецова |
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающейся 8 «Б» класса Непомнящих Алины
(уровень: базовый, общеобразовательный)
на 2016 – 2019 учебный год
Разработчик ИОМ учитель информатики: Кузнецова Лариса Леонидовна I квалификационная категория
Пояснительная записка
В основу ИОМ “ Учебно – исследовательская и проектная деятельность” положена авторская программа “Программа учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся” А. В. Иванова. (Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В Третьякова., А. В. Иванов., С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. – 2 –е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 96 с. – (работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-031961-4.
Данный ИОМ учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование у обучающейся Непомнящих Алины универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Цели учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся:
- Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- Освоение социальных ролей, необходимых для учебно – исследовательской и проектной деятельности;
- Актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- Освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно – исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методом и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- Развитие компетентности общения;
- Овладение обучающимися продуктно – ориентированной деятельности при помощи последовательного освоения:
- Основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
- Методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
- Технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
- Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- Предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- Владения приемами и методами учебно – исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
- Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей. Специалистов за счет потенциала многообразия целей, задач и видов учебно – исследовательской и проектной деятельности.
Цели ИОМ направлены на создание условий для решения следующих задач:
- В отношении обучающейся:
- Обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- Овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор, обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
- Обучения методам творческого решения проектных задач;
- Формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
- Формирование конструктивного отношения к работе;
- Создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;
Учебно – исследовательская деятельность – деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»
Проектная деятельность обучающейся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Ожидаемый результат: успешное представление исследовательских проектов.
Этапы:
1.Диагностика профессиональной направленности учащегося.
2. Деятельность по реализации ИОМ
3.Представление результатов ИОМ
4. Рефлексия и самооценка
План занятий
№ | Название темы | Количество часов
| Формы организации учебной деятельности | Конечный результат | |
1. | Инструктаж по охране труда. | 1 | Факультативное занятие | Знать технику безопасности. | |
2. | Что такое метод проектов. | 1 | Факультативное занятие | Понимать метод проектов. | |
3. | История развития проектного метода | 1 | Факультативное занятие | Знать Историю развития проектного метода | |
4. | Возможности проектной деятельности | 1 | Факультативное занятие | Понимать возможности проектной деятельности | |
5. | Смысл проектной деятельности | 1 | Факультативное занятие | Понимать смысл проектной деятельности | |
6. | Классификация проектов | 1 | Факультативное занятие | Знать классификация проектов | |
7. | Что такое проектный продукт | 1 | Факультативное занятие | Что такое понимать проектный продукт | |
8. | Требования к целям и содержанию проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать требования к целям и содержанию проекта | |
9.
| Структура проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать структуру проекта | |
10. | Требования к оформлению проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать требования к оформлению проекта | |
11. | Работа над содержанием проекта | 1 | Факультативное занятие | Понимать работу над содержанием проекта | |
12. | Календарный план работы над проектом | 1 | Факультативное занятие | Уметь составлять Календарный план работы над проектом | |
13. | Выбор темы проекта | 1 | Факультативное занятие | Уметь выбирать тему проекта | |
14. | Определение результата | 1 | Факультативное занятие | Уметь определять результат | |
15. | Составление плана работы над проектом | 1 | Факультативное занятие | Уметь составлять план работы над проектом | |
16. | Поиск информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь осуществлять Поиск информации | |
17. | Структурирование информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь структурировать информацию | |
18. | Подготовка черновика проекта | 1 | Факультативное занятие | Уметь готовить черновик проекта | |
19. | Защита проекта | 1 | Конкурс | Понимать Защиту проекта | |
20. | Основы научного знания и теоретической науки | 1 | Факультативное занятие | Знать основы научного знания и теоретической науки | |
21. | Особенности научного исследования | 1 | Факультативное занятие | Знать особенности научного исследования | |
22. | Особенности учебного проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать особенности учебного проекта | |
23. | Основополагающие принципы естественно-научного исследования | 1 | Факультативное занятие | Знать основополагающие принципы естественно-научного исследования | |
24. | Гуманитарное исследование | 1 | Факультативное занятие | Понимать гуманитарное исследование | |
25. | Постановка проблемы | 1 | Факультативное занятие | Уметь ставить проблему | |
26. | Формирование и способы проверки гипотез |
1 | Факультативное занятие | Уметь формировать и проверять гипотезу | |
27. | Поиск решений | 1 | Факультативное занятие | Уметь осуществлять поиск решений | |
28. | Анализ и выводы научного исследования |
1 | Факультативное занятие | Уметь делать анализ и выводы научного исследования | |
29. | Определение результата | 1 | Факультативное занятие | Уметь определять результат | |
30. | Составление плана работы |
1 | Факультативное занятие | Уметь составлять план работы | |
31. | Поиск информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь осуществлять поиск информации | |
32. | Структурирование информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь структурировать информацию | |
33. | Подготовка черновика работы |
1 | Факультативное занятие | Уметь подготавливать черновик работы | |
34. | Защита результатов | 1 | Конкурс | Понимать защиту результатов |
Расписание | ||
Дни недели | Занятия | Форма оценивания уровня достижений |
Четверг | Консультация по исследовательской работе | Итоговая (исследовательская) работа |
Карта индивидуального развития | ||||||
Учебный год | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2019 | |||
Уровень | Мероприятие | Результат участия | Мероприятие | Результат участия | Мероприятие | Результат участия |
Школа | Участие в неделе информатики | Благодарность | Участие в неделе информатики | Благодарность | Участие в неделе информатики | Благодарность |
Муниципальный | Районная конференция «Земли моей лицо живое-2016» исследовательский проект "Социальные сети и дети" | Грамота
| Районная конференция «Земли моей лицо живое-2017», исследовательский проект: «Загадка QR – кода» | Диплом Лауреата | Районная конференция «Земли моей лицо живое-2019», исследовательский проект: «Виртуальный гардероб» | Диплом призёра |
Формы работы | ||
Деятельность | Срок | Форма представления результата |
Общение с учителем/преподавателем | В течение учебного года при выполнении заданий | Заметки |
Самообразование (работа с информационными технологиями в сети Интернет, поиск информации) | В течение учебного года при подготовке к семинарским занятиям | Планы-конспекты, алгоритмы, схемы, таблицы |
Научно-исследовательская деятельность | В течение года | Проекты |
Научно-практическая конференция | Март | Проекты, доклады |
Формы контроля за реализацией ИОМ
- Входные тесты
- Диагностические работы
- Пробные тестирования
- Тематические тесты
- Собеседования (планирование работы по корректировке).
- Мониторинг результатов
- Совместный анализ работы
В качестве опоры для рефлексивной деятельности учащейся предлагаются ориентировочные вопросы. Примеры таких вопросов:
1.Каковы мои главные результаты, что я поняла, чему научилась в результате изучения темы?
2.Какие задания, предложенные работы вызвали наибольший интерес, почему?
3.Какие задания, предложенные работы, вызвали затруднение? В чем причина моих неудач? Как я их преодолевала?
4. Какие выводы я сделала? Над чем мне ещё надо поработать?
Подведение итогов. Мониторинг оценки результативности ИОМ
Система аттестации обучающегося, занимающегося по ИОМ включает:
- Текущий контроль. Ведущее место занимает еженедельная оценка учителями-предметниками успешности прохождения ИОМ.
- Показатели участия ученика в конкурсах, олимпиадах, проектах и его достижения.
- Промежуточная аттестация, результаты пробных ГИА по предметам.
- Самоконтроль и самооценка. Организация самоконтроля и самооценки обучающегося (например, с помощью системы анкетирования), что позволяет проверить его успехи и развивает индивидуальные черты личности.
- Итоговая аттестация.
Учитель: ___________________________
Ученик: ____________________________
Родители (законные представители): _______________________________
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_druzhinina_n.pdf | 1.45 МБ |
iom_nepomnyashchih_a.pdf | 1.23 МБ |
ИОМ Непомнящих Алины | 118.5 КБ |
ИОМ Шабанова Руслана | 132 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей технологии Протокол № 1 от 29 августа 2016 г. Руководитель ШМО ___________ Л. Л. Кузнецова |
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающейся 8 «Б» класса Непомнящих Алины
(уровень: базовый, общеобразовательный)
на 2016 – 2019 учебный год
Разработчик ИОМ
учитель информатики:
Кузнецова Лариса Леонидовна
I квалификационная категория
Байкальск 2016
Пояснительная записка
В основу ИОМ “ Учебно – исследовательская и проектная деятельность” положена авторская программа “Программа учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся” А. В. Иванова. (Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В Третьякова., А. В. Иванов., С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. – 2 –е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 96 с. – (работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-031961-4.
Данный ИОМ учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование у обучающейся Непомнящих Алины универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Цели учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся:
- Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- Освоение социальных ролей, необходимых для учебно – исследовательской и проектной деятельности;
- Актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- Освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно – исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методом и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- Развитие компетентности общения;
- Овладение обучающимися продуктно – ориентированной деятельности при помощи последовательного освоения:
- Основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
- Методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
- Технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
- Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- Предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- Владения приемами и методами учебно – исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
- Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей. Специалистов за счет потенциала многообразия целей, задач и видов учебно – исследовательской и проектной деятельности.
Цели ИОМ направлены на создание условий для решения следующих задач:
- В отношении обучающейся:
- Обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- Овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор, обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
- Обучения методам творческого решения проектных задач;
- Формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
- Формирование конструктивного отношения к работе;
- Создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;
Учебно – исследовательская деятельность – деятельность обучающихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»
Проектная деятельность обучающейся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
- Ожидаемый результат: успешное представление исследовательских проектов.
Этапы:
1.Диагностика профессиональной направленности учащегося.
2. Деятельность по реализации ИОМ
3.Представление результатов ИОМ
4. Рефлексия и самооценка
План занятий
№ | Название темы | Количество часов | Формы организации учебной деятельности | Конечный результат |
1. | Инструктаж по охране труда. | 1 | Факультативное занятие | Знать технику безопасности. |
2. | Что такое метод проектов. | 1 | Факультативное занятие | Понимать метод проектов. |
3. | История развития проектного метода | 1 | Факультативное занятие | Знать Историю развития проектного метода |
4. | Возможности проектной деятельности | 1 | Факультативное занятие | Понимать возможности проектной деятельности |
5. | Смысл проектной деятельности | 1 | Факультативное занятие | Понимать смысл проектной деятельности |
6. | Классификация проектов | 1 | Факультативное занятие | Знать классификация проектов |
7. | Что такое проектный продукт | 1 | Факультативное занятие | Что такое понимать проектный продукт |
8. | Требования к целям и содержанию проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать требования к целям и содержанию проекта |
9. | Структура проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать структуру проекта |
10. | Требования к оформлению проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать требования к оформлению проекта |
11. | Работа над содержанием проекта | 1 | Факультативное занятие | Понимать работу над содержанием проекта |
12. | Календарный план работы над проектом | 1 | Факультативное занятие | Уметь составлять Календарный план работы над проектом |
13. | Выбор темы проекта | 1 | Факультативное занятие | Уметь выбирать тему проекта |
14. | Определение результата | 1 | Факультативное занятие | Уметь определять результат |
15. | Составление плана работы над проектом | 1 | Факультативное занятие | Уметь составлять план работы над проектом |
16. | Поиск информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь осуществлять Поиск информации |
17. | Структурирование информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь структурировать информацию |
18. | Подготовка черновика проекта | 1 | Факультативное занятие | Уметь готовить черновик проекта |
19. | Защита проекта | 1 | Конкурс | Понимать Защиту проекта |
20. | Основы научного знания и теоретической науки | 1 | Факультативное занятие | Знать основы научного знания и теоретической науки |
21. | Особенности научного исследования | 1 | Факультативное занятие | Знать особенности научного исследования |
22. | Особенности учебного проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать особенности учебного проекта |
23. | Основополагающие принципы естественно-научного исследования | 1 | Факультативное занятие | Знать основополагающие принципы естественно-научного исследования |
24. | Гуманитарное исследование | 1 | Факультативное занятие | Понимать гуманитарное исследование |
25. | Постановка проблемы | 1 | Факультативное занятие | Уметь ставить проблему |
26. | Формирование и способы проверки гипотез | 1 | Факультативное занятие | Уметь формировать и проверять гипотезу |
27. | Поиск решений | 1 | Факультативное занятие | Уметь осуществлять поиск решений |
28. | Анализ и выводы научного исследования | 1 | Факультативное занятие | Уметь делать анализ и выводы научного исследования |
29. | Определение результата | 1 | Факультативное занятие | Уметь определять результат |
30. | Составление плана работы | 1 | Факультативное занятие | Уметь составлять план работы |
31. | Поиск информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь осуществлять поиск информации |
32. | Структурирование информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь структурировать информацию |
33. | Подготовка черновика работы | 1 | Факультативное занятие | Уметь подготавливать черновик работы |
34. | Защита результатов | 1 | Конкурс | Понимать защиту результатов |
Расписание | ||
Дни недели | Занятия | Форма оценивания уровня достижений |
Четверг | Консультация по исследовательской работе | Итоговая (исследовательская) работа |
Карта индивидуального развития | ||||||
Учебный год | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2019 | |||
Уровень | Мероприятие | Результат участия | Мероприятие | Результат участия | Мероприятие | Результат участия |
Школа | Участие в неделе информатики | Благодарность | Участие в неделе информатики | Благодарность | Участие в неделе информатики | Благодарность |
Муниципальный | Районная конференция «Земли моей лицо живое-2016» исследовательский проект "Социальные сети и дети" | Грамота | Районная конференция «Земли моей лицо живое-2017», исследовательский проект: «Загадка QR – кода» | Диплом Лауреата | Районная конференция «Земли моей лицо живое-2019», исследовательский проект: «Виртуальный гардероб» | Диплом призёра |
Формы работы | ||
Деятельность | Срок | Форма представления результата |
Общение с учителем/преподавателем | В течение учебного года при выполнении заданий | Заметки |
Самообразование (работа с информационными технологиями в сети Интернет, поиск информации) | В течение учебного года при подготовке к семинарским занятиям | Планы-конспекты, алгоритмы, схемы, таблицы |
Научно-исследовательская деятельность | В течение года | Проекты |
Научно-практическая конференция | Март | Проекты, доклады |
Формы контроля за реализацией ИОМ
- Входные тесты
- Диагностические работы
- Пробные тестирования
- Тематические тесты
- Собеседования (планирование работы по корректировке).
- Мониторинг результатов
- Совместный анализ работы
В качестве опоры для рефлексивной деятельности учащейся предлагаются ориентировочные вопросы. Примеры таких вопросов:
1.Каковы мои главные результаты, что я поняла, чему научилась в результате изучения темы?
2.Какие задания, предложенные работы вызвали наибольший интерес, почему?
3.Какие задания, предложенные работы, вызвали затруднение? В чем причина моих неудач? Как я их преодолевала?
4. Какие выводы я сделала? Над чем мне ещё надо поработать?
Подведение итогов. Мониторинг оценки результативности ИОМ
Система аттестации обучающегося, занимающегося по ИОМ включает:
- Текущий контроль. Ведущее место занимает еженедельная оценка учителями-предметниками успешности прохождения ИОМ.
- Показатели участия ученика в конкурсах, олимпиадах, проектах и его достижения.
- Промежуточная аттестация, результаты пробных ГИА по предметам.
- Самоконтроль и самооценка. Организация самоконтроля и самооценки обучающегося (например, с помощью системы анкетирования), что позволяет проверить его успехи и развивает индивидуальные черты личности.
- Итоговая аттестация.
Учитель: ___________________________
Ученик: ____________________________
Родители (законные представители): _______________________________
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей Протокол № 1 от 29 августа 2016 г. Руководитель ШМО ___________ Л. Л. Кузнецова |
Индивидуальный образовательный маршрут
обучающегося 5«А» класса Шабанова Руслана
(уровень: базовый, общеобразовательный)
на 2016 – 2019 учебный год
Разработчик ИОМ
учитель информатики:
Кузнецова Лариса Леонидовна
I квалификационная категория
Байкальск 2016 г.
Пояснительная записка
В основу ИОМ “ Учебно – исследовательская и проектная деятельность” положена авторская программа “Программа учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся” А. В. Иванова. (Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [С. В Третьякова., А. В. Иванов., С. Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С. В. Третьякова]. – 2 –е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 96 с. – (работаем по новым стандартам). – ISBN 978-5-09-031961-4.
Данный ИОМ учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование у обучающегося 5 «А» класса, Шабанова Руслана универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.
Цели учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся:
- Формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- Освоение социальных ролей, необходимых для учебно – исследовательской и проектной деятельности;
- Актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- Освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно – исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности; овладение методом и методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- Развитие компетентности общения;
- Овладение обучающимися продуктно – ориентированной деятельности при помощи последовательного освоения:
- Основных этапов, характерных для исследования и проектной работы;
- Методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта или исследования;
- Технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
- Развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- Предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания;
- Владения приемами и методами учебно – исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
- Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей. Специалистов за счет потенциала многообразия целей, задач и видов учебно – исследовательской и проектной деятельности.
Цели ИОМ направлены на создание условий для решения следующих задач:
- В отношении обучающегося:
- Обучение целеполаганию, планированию и контролю;
- Овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор, обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, аннотирование, реферирование, компиляция) и простыми формами анализа данных;
- Обучения методам творческого решения проектных задач;
- Формирование умений представления отчетности в вариативных формах;
- Формирование конструктивного отношения к работе;
- Создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий;
Учебно – исследовательская деятельность – деятельность обучающегося, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»
Проектная деятельность обучающегося – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающегося, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
- Ожидаемый результат: успешное представление исследовательских проектов, научных работ.
Этапы:
1.Диагностика профессиональной направленности учащегося.
2. Деятельность по реализации ИОМ
3.Представление результатов ИОМ
4. Рефлексия и самооценка
План занятий
№ | Название темы | Количество часов | Формы организации учебной деятельности | Конечный результат |
1. | Инструктаж по охране труда. | 1 | Факультативное занятие | Знать технику безопасности. |
2. | Что такое метод проектов. | 1 | Факультативное занятие | Понимать метод проектов. |
3. | История развития проектного метода | 1 | Факультативное занятие | Знать Историю развития проектного метода |
4. | Возможности проектной деятельности | 1 | Факультативное занятие | Понимать возможности проектной деятельности |
5. | Смысл проектной деятельности | 1 | Факультативное занятие | Понимать смысл проектной деятельности |
6. | Классификация проектов | 1 | Факультативное занятие | Знать классификация проектов |
7. | Что такое проектный продукт | 1 | Факультативное занятие | Что такое понимать проектный продукт |
8. | Требования к целям и содержанию проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать требования к целям и содержанию проекта |
9. | Структура проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать структуру проекта |
10. | Требования к оформлению проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать требования к оформлению проекта |
11. | Работа над содержанием проекта | 1 | Факультативное занятие | Понимать работу над содержанием проекта |
12. | Календарный план работы над проектом | 1 | Факультативное занятие | Уметь составлять Календарный план работы над проектом |
13. | Выбор темы проекта | 1 | Факультативное занятие | Уметь выбирать тему проекта |
14. | Определение результата | 1 | Факультативное занятие | Уметь определять результат |
15. | Составление плана работы над проектом | 1 | Факультативное занятие | Уметь составлять план работы над проектом |
16. | Поиск информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь осуществлять Поиск информации |
17. | Структурирование информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь структурировать информацию |
18. | Подготовка черновика проекта | 1 | Факультативное занятие | Уметь готовить черновик проекта |
19. | Защита проекта | 1 | Конкурс | Понимать Защиту проекта |
20. | Основы научного знания и теоретической науки | 1 | Факультативное занятие | Знать основы научного знания и теоретической науки |
21. | Особенности научного исследования | 1 | Факультативное занятие | Знать особенности научного исследования |
22. | Особенности учебного проекта | 1 | Факультативное занятие | Знать особенности учебного проекта |
23. | Основополагающие принципы естественно-научного исследования | 1 | Факультативное занятие | Знать основополагающие принципы естественно-научного исследования |
24. | Гуманитарное исследование | 1 | Факультативное занятие | Понимать гуманитарное исследование |
25. | Постановка проблемы | 1 | Факультативное занятие | Уметь ставить проблему |
26. | Формирование и способы проверки гипотез | 1 | Факультативное занятие | Уметь формировать и проверять гипотезу |
27. | Поиск решений | 1 | Факультативное занятие | Уметь осуществлять поиск решений |
28. | Анализ и выводы научного исследования | 1 | Факультативное занятие | Уметь делать анализ и выводы научного исследования |
29. | Определение результата | 1 | Факультативное занятие | Уметь определять результат |
30. | Составление плана работы | 1 | Факультативное занятие | Уметь составлять план работы |
31. | Поиск информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь осуществлять поиск информации |
32. | Структурирование информации | 1 | Факультативное занятие | Уметь структурировать информацию |
33. | Подготовка черновика работы | 1 | Факультативное занятие | Уметь подготавливать черновик работы |
34. | Защита результатов | 1 | Конкурс | Понимать защиту результатов |
Расписание | ||
Дни недели | Занятия | Форма оценивания уровня достижений |
Четверг | Консультация по исследовательской работе | Итоговая (исследовательская) работа |
Карта индивидуального развития
Учебный год | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | |||
Уровень | Мероприятие | Результат участия | Мероприятие | Результат участия | Мероприятие | Результат участия |
Школа | Проектная неделя | Проектная неделя | Проектная неделя | |||
Муниципальный | Соревнования по робототехнике «ФИНТ-ЭКОБОТ», II открытый муниципальный фестиваль инженерно – научного творчества «ФИНТ». | Диплом II место | Соревнование по робототехнике, проходящих в рамках III муниципального образовательного Форума Слюдянского района, в номинации «Траектория» | Диплом I место | Соревнование по робототехнике, проходящих в рамках Недели информатизации муниципального образовательного Форума Слюдянского района, в номинации «Кегерлинг» | Диплом II место |
Районная конференция «Земли моей лицо живое-2018» | Диплом Лауреата победителя | Районная конференция «Земли моей лицо живое-2019» | Диплом участника | |||
Региональный | Открытый региональный фестиваль-марафон по робототехнике «Робо-Весна 2017» | Сертификат IV место | ||||
Международный | Мастер – класс «Робот - пятиминутка, Шабанов Руслан, учащийся 5 а класса. Международная научно – практической конференция «Шуудан, дэмжлэр суралцагчдын мэргэжлийн стандартыг хэрэгжуулэх сургууль нь шинэ уеийн», Школа нового поколения в реализации профессиональных стандартов и постинтернатного сопровождения обучающихся», Министерство образования Иркутской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Байкальский техникум отраслевых технологий и сервиса» 19.01.2017 г. | Сертификат | Международный конкурс «Законы экологии» от проекта «Год экологии-2017» god-ekologii-2017.ru | Диплом I степени | VI Международный конкурснаучно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» | Диплом победителя III степени, заочного этапа |
VI Международный конкурс научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» (26 февраля – 1 марта, г. Москва). | Диплом Победителя заключительного очного этапа Диплом РАЕ «Надежда Российской науки» | |||||
Школьный форум VI Международного конкурса научно – исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» | Диплом За лучший устный доклад | |||||
VI Международный детский фестиваль – ярмарка «На Великом Чайном пути». Улан-Батор, Монголия | Диплом II степени с вручением серебряной медали | |||||
2019 г. Публикация материала Поисково - исследовательской работы "Всё о Browse" представленного на Международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ учащихся "Старт в науке" в общероссийском журнале Академии Естествознания "Старт в науке" (выпуск 2-3), Шабанов Р. Т., учащийся 7 «А» класса. Выпуск журнала №2 (часть 3) за 2019 год Выходные данные: Шабанов Р.Т. Всё о Browse // Старт в науке. - №2-3 - с. 329 – 333. https://science-start.ru/ru/issue/view?id=60 |
Формы работы | ||
Деятельность | Срок | Форма представления результата |
Общение с учителем/преподавателем | В течение учебного года при выполнении заданий | |
Самообразование (работа с информационными технологиями в сети Интернет, поиск информации) | В течение учебного года при подготовке к семинарским занятиям | Планы-конспекты, алгоритмы, схемы, таблицы |
Научно-исследовательская деятельность | В течение года | Проект |
Научно-практическая конференция | Март | Дипломы, грамоты, сертификаты + доклады |
Формы контроля за реализацией ИОМ
- Входные тесты
- Диагностические работы
- Пробные тестирования
- Тематические тесты
- Собеседования (планирование работы по корректировке).
- Мониторинг результатов
- Совместный анализ работы
В качестве опоры для рефлексивной деятельности учащейся предлагаются ориентировочные вопросы. Примеры таких вопросов:
1.Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился в результате изучения темы?
2.Какие задания, предложенные работы вызвали наибольший интерес, почему?
3.Какие задания, предложенные работы, вызвали затруднение? В чем причина моих неудач? Как я их преодолевал?
4. Какие выводы я сделал? Над чем мне ещё надо поработать?
Подведение итогов. Мониторинг оценки результативности ИОМ
Система аттестации обучающегося, занимающегося по ИОМ включает:
- Текущий контроль. Ведущее место занимает еженедельная оценка учителями-предметниками успешности прохождения ИОМ.
- Показатели участия ученика в конкурсах, олимпиадах, проектах и его достижения.
- Промежуточная аттестация, результаты пробных ГИА по предметам.
- Самоконтроль и самооценка. Организация самоконтроля и самооценки обучающегося (например, с помощью системы анкетирования), что позволяет проверить его успехи и развивает индивидуальные черты личности.
- Защита проекта.
Учитель: ___________________________
Ученик: ____________________________
Родители (законные представители): _______________________________