Технологии достижения и оценки предметных и метапредметных результатов по русскому языку

Бурцева Маргарита Николаевна

Предварительный просмотр:

Бурцева Маргарита Николаевна

Учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

Республика Бурятия

Технологии  достижения и оценки   предметных и метапредметных результатов  по  русскому  языку

На современном этапе совершенствования образования  важной особенностью является развитие личности обучающегося на основе освоения способов деятельности, формирование готовности к саморазвитию и самоорганизации. Отсюда, необходима опора на системно-деятельностный подход, о котором говорится в новых стандартах. В них же чётко обозначены требования к результатам образования, в первую очередь, личностным и метапредметным, которые подразумевают универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные - умственные действия обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.  

Традиционная отметочная система в школе не  формирует внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором для обучающихся и не способствует развитию внутренних мотивов.  Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

В рабочей программе прописаны нормы оценки предметных результатов учащихся по русскому языку и литературе. «Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по предмету. Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.

На уроках русского языка мы оцениваем устные ответы учащихся, письменные (диктанты, сочинения, изложения), грамотность, обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера). Для каждого вида работ соответствуют свои нормы оценки. Данные результаты оцениваются по пятибалльной системе. Данные отметки выставляются в журнал и дневник ребенка.

Чтобы заинтересовать обучающегося в процессе учения, необходимо  развивать навыки оценочной деятельности у самих учащихся. Именно новый стандарт требует от педагога обучать детей навыкам самооценки. Важно  сделать так, чтобы учащийся сам создавал свою образовательную среду, был способен к самодвижению,  а учитель был навигатором в этом процессе, помог в формировании УУД школьника.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур.  Дети должны владеть приемами аргументации, целеполагания,  публичного выступления, уметь написать эссе рефлексивного характера, смысловым чтением. 

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ, чаще всего,  тематических по всем предметам (в нашем случае, по русскому языку и литературе). Задания на уроке формулируем таким образом, чтобы ребенок не только получил определенные знания по предмету, но и смог ими пользоваться в жизненных ситуациях, т. е. задания, которые требуют от ученика преимущественно познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания, нацеленные на воспроизведение информации, а продуктивные по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки.

Свои уроки  выстраиваю в рамках системно-деятельностного подхода, который предполагает определение темы, формулировку целей и задач урока, планирование работы на уроке самостоятельно учащимися, поэтому для меня очень важно отследить формирование данных умений. В данном случае я пользуюсь теми же знаками, что и при самооценке ("+" – знаю или умею очень хорошо; «?» – иногда ошибаюсь; «-»  – пока самостоятельно не выполняю). Благодаря заданиям такого рода дети учатся рассуждать, анализировать, классифицировать, т. е. работают на метапредметный результат. Оценивание уровня сформированности  метапредметных результатов (целеполагание, планирование) может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой и парной  работе. Здесь очень важную роль играет самооценка учащегося. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Данный алгоритм я даю на первых уроках, дети записывают схему тетради алгоритмов и в любой момент могут обратиться к нему за помощью. Ребята быстро усваивают, как правильно оценить выполнение определенного упражнения или задания. Невозможно опросить всех учеников на уроке, поэтому договариваемся с ребятами, что они ставят на полях тетради напротив выполненного упражнения соответствующий знак. Ребята знают, что если они не справились с работой, или допустили ошибки им обязательно нужно этот материал доработать дома или обратиться за помощью к учителю.

Существенную роль играет алгоритм самооценки, т.е. вопросы, на которые отвечает ученик:

1. Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате?

2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём?

Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение, либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.

4. Справился полностью самостоятельно или спомощью?

 Важен тот момент, что обучающиеся должны

  • иметь четкое представление о цели учебной деятельности;
  • иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;
  • четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе;
  • понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а, следовательно, более эффективным.

Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Нужно помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

Список литературы:

1.М.А.Пинская, И.М. Улановская – 2издание,-М:Просвещение,2014-80с.-(Работаем по новым стандартам.- ISBN-978-5-09-032312-3) Новые формы оценивания .

2. ФГОС ООО (пункт№12) Система оценки достижений планируемых результатов.

3. Вебинар( Webinar.ru) О.Б.Логинова,к.п.н. научный консультант НОЦ издательства «Просвещения». Планируемые результаты и оценка их достижений как структурообразующий элемент ФГОС.

4. Материалы с курсов  БРИОП, г.Улан-Удэ.  «Система оценивания на уроках русского языка». Гармажапова Л.А.



Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО. Инструментарий мониторинга УУД»

Бурцева Маргарита Николаевна

Учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

Республика Бурятия

1 СЛАЙД. Мы все многое слышали о ФГОСах второго поколения, многие уже работают по новым стандартам. Современная школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать».

2 СЛАЙД. К сожалению, сейчас большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.

3 СЛАЙД. Эти вопросы призваны решать федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Но существуют скрытые риски работы по ФГОСам.

  1. СЛАЙД. Для учителя это:

  • перегруженность отчетами;

  • неумение увязать теорию с практикой;

  • обилие и категоричность ценных указаний;

  • авторитарность в преподавании;

  • незнание требований ФГОСов, их разночтение;

  • чувство неудовлетворенности из-за ошибок в работе. Все это влияет на настроение учителя.
  1. СЛАЙД. Для ученика это:

  • неумение работать с литературой;

  • риск перегрузок;

  • беспомощность в выборе пути решения вопросов;

  • привычка быть ведомым;

  • завышенный уровень притязаний

  • -неумение формулировать цели.


6 СЛАЙД. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Личностные: Сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Предметные: выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета – знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, ценностей.

Метапредметные: освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

7 СЛАЙД. Перед Вами современная модель системы оценки образовательных результатов.

2


Мы видим, что личностные результаты оцениваются через смыслообразование, самоопределение и самопознание, а также нравственно-этические ориентиры. Предметные результаты оцениваются через систему предметных знаний и действий, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия.

8 СЛАЙД. В следующей таблице описаны личностные критерии и методики их оценивания по соответствующим показателям.

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальная

1.

Освоенность образовательной

Анализ текущей и итоговой

развитость

программы.

аттестации. Групповой

2.

Развитость познавательных

интеллектуальный тест (ГИТ)

интересов.

Школьный тест умственного развития

3.

Способность к проведению

(ШТУР)

научного поиска

2. Уровень

1.

Сформированность основных

Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о

воспитанности,

нравственных качеств личности.

жизненном опыте”.

нравственная

2.

Социальная активность

Методика СМ. Петровой “Пословицы”

развитость

учащихся

для определения направленности

личности. Педагогическое наблюдение

Методика «Выявление уровня

воспитанности» (разработана

Н.П.Капустиной).

3. Коммуникативная

1.

Коммуникабельность.

“Я в глазах других” (анализ

развитость

2.

Сформированность

портфолио). Методика Р.В. Овчаровой

коммуникативной культуры

для выявления коммуникативных

учащихся

склонностей учащихся. Педагогическое

наблюдение

4. Развитость

1.

Способность к оригинальному

Тест П. Торранса.

креативных

мышлению.

Педагогическое наблюдение

способностей

2.

Стремление к творчеству

5.

Уровень

1.

Соматическое здоровье.

Медосмотр

здоровья,

2.

Физическое здоровье.

Ценностные

ориентации

личности.

сформированности

Методика «Что важнее?»

ценностей

семьи,

здорового

образа

жизни,

навыка

организации досуга.

6.

Уровень

1. Способность

принимать

Наблюдения

ведутся

учителем

в

сформированности

ответственность;

течение  всего  учебного

процесса

в

и   индивидуального

2. Способность уважать других;

ситуациях  совместной

(групповой

и

прогресса

в

3. Умение сотрудничать;

парной) работы учащихся

развитии

4. Умение

участвовать

в

социальных

выработке общего решения;

навыков

5. Способность

разрешать

конфликты;

6. Способность

приспосабливаться

к

выполнению различных ролей при

работе в группе

Например,

интеллектуальная

развитость

оценивается

путем

освоенности

образовательной

программы,

развитостью   познавательных

интересов,

а   также

3


способностью к проведению научного поиска. Для оценивания интеллектуальной развитости существуют такие методики, как анализ текущей и итоговой аттестации, групповой интеллектуальный тест, школьный тест умственного развития.

9 СЛАЙД. Критерий сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков оценивается через способность принимать ответственность, способность уважать других, умение сотрудничать и разрешать конфликты. Методикой оценивания является наблюдение в ситуациях совместной работы учащихся.

10 СЛАЙД. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является «способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи».

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в классном журнале.

  • учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.

  • числе методов оценки предметных результатов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

К мониторингу предметных результатов я вернусь позже.

11 СЛАЙД. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Регулятивные:

  • управление своей деятельностью;

  • контроль и коррекция;

  • инициативность и самостоятельность.
  • Коммуникативные:

  • речевая деятельность;

4


  • навыки сотрудничества. Познавательные:
  • работа с информацией и учебными моделями;

  • использование знако-символических средств,  общих схем решения;

  • выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

Ø решение задач творческого и поискового характера; Ø учебное проектирование;

Ø итоговые проверочные работы;

Ø  комплексные работы на межпредметной основе;

Ø мониторинг сформированности основных учебных умений; Ø портфолио и др.

12 СЛАЙД. Методами оценки метапредметных результатов являются:

  • наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении,

  • оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ,

  • тестирование

  • оценка открытых и закрытых ответов обучающихся,

  • оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.)

  • портфолио обучающегося;

  • выставки и презентации крупных целостных законченных работ.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы  рабочего Портфолио.

13 СЛАЙД. Какие же нужны новые формы и методы оценки? ВЫВОД:

  • Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

  • Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных

5


заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

  • Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

14-17 СЛАЙДЫ. А теперь хочется вернуться к оценке предметных результатов. Это такие работы, как проверочные и диагностические в формате ОГЭ и ЕГЭ, различные тематические тесты, а также олимпиадные задания. Посмотрите, с помощью каких заданий можно отследить формирование УУД у обучающихся средствами учебного предмета «Русский язык»

18-21 СЛАЙДЫ. Формирование УУД у обучающихся средствами учебного предмета «Литература»

22 СЛАЙД. Работа по достижению планируемых результатов начинается с первых дней обучения в 5 классе. Для выявления индивидуальной динамики необходимо знать стартовые возможности ребят, поступивших в основную школу. Поэтому в сентябре проводится стартовая диагностика. В дальнейшем, диагностики сформированности УУД проводятся в начале и конце учебного года. Данные диагностики предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий. Все данные заносятся в карту мониторинга учащегося и хранятся в его Портфолио.

Анализируя результаты комплексных диагностических работ я пришла к выводу, что труднее всего формируются регулятивные УУД. Это объясняется тем, что дети действительно затрудняются в постановке задач, планировании своей деятельности и т.п. Формирование таких умений – длительный процесс.

23-27 СЛАЙДЫ. В настоящее время большое внимание уделяется самооценке. Поэтому мною на уроках используются различные Листы самооценки, где каждый ученик после проведенной контрольной, тестовой или творческой работы по русскому языку и литературе имеет возможность оценить свою работу сам.

28 СЛАЙД. Для этих же целей используется Портфель достижений обучающегося.

Одним из самых эффективных приёмов мониторинга является создание каждым учеником своей «Карты знаний и достижений» или «Индивидуально-образовательного маршрута развития ученика». Индивидуально-образовательный маршрут может помочь учащимся: сознательно выбирать тот учебный материал, который необходим для решения учебно-практических задач. Позволяет обозначать и осознавать свой индивидуальный путь движения в учебном предмете. Делать предположения о возможных дальнейших продвижениях.

29 СЛАЙД. Таким образом, мониторинг УУД позволяет:

  • учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях,
  • родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка,
  • учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности

30 СЛАЙД. Источники по теме

31 СЛАЙД. Спасибо всем за внимание, удачи и творческих успехов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка. Бурцева Маргарита Николаевна Учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ « Мало-Куналейская СОШ » Республика Бурятия

Слайд 2

Что оценивать? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные, то есть умение действовать в различных ситуациях (учебных или жизненных).

Слайд 3

способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, соответствующих содержанию учебных предметов Основным объектом оценки предметных результатов является

Слайд 4

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

Слайд 5

№ Ф. И. учащегося Входящая (стартовая) диагностика Промежуточная диагностика Итоговая диагностика грамот- ность граммат. задание грамот- ность граммат. задание грамот- ность граммат. задание 1 Ученик выс. повыш. повыш. повыш. повыш. повыш. 2 Ученик повыш. повыш. повыш. повыш. выс. повыш. 3 Ученик пониж. пониж. пониж. пониж. базов. базов. 4 Ученик пониж. пониж. пониж. пониж. пониж. базов. 5 Ученик повыш. повыш. повыш. выс. повыш. базов. 6 Ученик базов. повыш. повыш. повыш. базов. базов. 7 Ученик базов. базов. повыш. выс. базов. выс. 8 Ученик выс. повыш. выс. повыш. базов. базов. 9 Ученик выс. повыш. повыш. выс. повыш. выс. 10 Ученик повыш. базов. повыш. повыш. повыш. базов. 11 Ученик выс. выс. выс. выс. выс. выс. 12 Ученик повыш. повыш. базов. выс. пониж. выс. 13 Ученик повыш. базов. выс. выс. базов. повыш. 14 Ученик базов. базов. базов. повыш. пониж. пониж. 15 Ученик пониж. базов. базов. повыш. повыш. базов. 16 Ученик базов. повыш. пониж. пониж. пониж. базов. 17 Ученик повыш. повыш. базов. пониж. базов. пониж. 18 Ученик пониж. повыш. базов. пониж. пониж. пониж. 19 Ученик базов. базов. повыш. повыш. базов. базов. 20 Ученик пониж. пониж. пониж. пониж. базов. повыш. 21 Ученик пониж. базов. базов. повыш. пониж. повыш. 22 Ученик выс. выс. выс. выс. выс. выс. 23 Ученик пониж. базов. базов. пониж. пониж. повыш. 24 Ученик пониж. повыш. пониж. базов. пониж. базов. 25 Ученик пониж. повыш. базов. пониж. базов. пониж. 26 Ученик повыш. базов. базов. базов. базов. базов. ИТОГО: Низкий уровень (кол-во/%) - - - - - - Пониженный уровень (кол-во/%) 9 3 5 8 8 4 Базовый уровень (кол-во/%) 5 9 9 2 10 11 Повышенный уровень (кол-во/%) 7 12 7 9 5 6 Высокий уровень (кол-во/%) 5 2 5 7 3 5

Слайд 6

способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; • способность к сотрудничеству и коммуникации; • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

Слайд 7

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта

Слайд 9

Комплексная проверочная работа по русскому языку. Сравни слова по их составу (по морфемам). Выпиши из них слово, отличающееся по своему строению, построй его модель, рядом запиши другое слово, соответствующее данной модели. Правильно ли построены словосочетания? Если есть нарушения, установи их причину. Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено. Обоснуй постановку знаков препинания схемой предложения. Распредели по группам слова по наличию безударной гласной в корне. Какой обобщённый способ проверки используется во всех случаях? Раздели предложения на две группы. Проверь выполненную работу. Какие задания, ты считаешь, выполнены верно? Обведи их номера. Какое из заданий сложнее? Напиши, почему?

Слайд 10

Алгоритм самооценки: Что нужно было сделать в задании? Какова была цель, что нужно было получить в результате? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? Ученик (самооценка) ставит: + – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю. Учитель (оценка) ставит: + – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности.

Слайд 11

Мне больше всего удалось ... За что я могу себя похвалить? За что я могу похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что ... Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее? Я могу… Я умею… У меня получается… Я понимаю… Я знаю… Я выполняю… Я способен… Я склонен… Я придерживаюсь… Я соблюдаю… Я применяю… Я использую… Я стремлюсь… Я стараюсь…

Слайд 12

ФИО Целеполагание 2 3 4 5 8 9 10 11 12 15 16 17 18 19 Ученик ? ? ? ? ? + + + + + + + + + Ученик ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? + + + + Ученик ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Ученик - - - - - - - ? ? ? ? ? ? ? Ученик ? ? ? ? ? + + + + + + + + + Ученик ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? Ученик ? ? ? + + + + + + + + + + + Ученик ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? + + + Ученик + + + + + + + + + + + + + + Ученик + + + + + + + + + + + + + + Ученик + + + + + + + + + + + + + + Ученик + + + + + + + + + + + + + + Ученик ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? + + + Ученик ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? ? + + + Ученик ? ? ? ? + + + + + + + + + + Ученик - - - - - - - - - - ? ? ? ? Ученик - - - - - - - - - - ? ? ? ? Ученик (самооценка) ставит : + – знаю или умею очень хорошо; ? – иногда ошибаюсь; - – пока самостоятельно не выполняю. Учитель (оценка) ставит : + – знает, умеет применять на практике; ? – знает, но иногда ошибается; - – пока испытывает трудности

Слайд 13

ФИО 1 2 3 4 Ученик + + + + Ученик + + + + Ученик + ? ? ? Ученик ? - - ? Ученик ? + ? + Ученик ? ? ? + Ученик + + ? + Ученик + + ? + Ученик + + ? + Ученик + + ? + Ученик + + + + Ученик + + ? + Ученик ? ? ? + Ученик + ? ? + Ученик ? + ? + Ученик - ? - ? Ученик - - - ?

Слайд 14

Критерий оценивания Примерное задание Самооценка ученика Оценка учителя Умение принимать учебную цель Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового? Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов Умение следовать инструкции учителя Выполни задание по указанию учителя: открой учебник на странице ___, найди упражнение ___, прочитай и пойми задание… Умение осуществлять действия по образцу Выполни задание так, как в образце Умение оценить свой результат Оцени свою работу по 5-ти балльной шкале. Объясни, почему так себя оценил. Умение контролировать свои действия Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова? Умение задавать вопросы Сформулируй вопросы к тексту Умение работать в паре Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя Умение строить монологическое и диалогическое высказывание Составь краткий рассказ по теме (выразив свое отношение)

Слайд 16

ФИО Умение принимать учебную цель Умение следовать инструкции учителя Умение осуществлять действия по образцу Умение оценить свой результат Умение контролировать свои действия Умение задавать вопросы Умение работать в паре Умение строить монологическое и диалогическое высказывание Ученик - - ? ? ? ? + + Ученик ? ? - ? ? ? ? ? Ученик - ? - - - ? ? ? Ученик + + + ? + + ? ? Ученик ? ? ? ? ? + + + Ученик - - - - - ? ? ?

Слайд 17

Критерий оценки Оценка моя Оценка учителя Ошибки, трудности Могу по гласным буквам определить мягкость или твёрдость согласной Умею делать звуко-буквенный анализ слова Вижу ли я орфограммы в тексте на изученные правила Все ли ошибки я смог найти в тексте Могу определить, что слово называет Могу разгадать, по какому принципу составлены слова в группы, и найти для каждой группы “лишнее” слово Могу по гласным буквам определить мягкость или твердость согласной Вижу в задании ловушку, могу объяснить, в чем она заключается

Слайд 18

№ Задание Баллы Прочитайте текст. 1 Озаглавьте текст фразой из этого текста. Определите тип текста (повествование, рассуждение или описание). 3 Разбейте текст на абзацы. Укажите номера предложений, с которых начинаются абзацы. 4 Составьте план текста. 5 Придумайте вопросы к тексту (не менее трех). 6 Определите главную мысль текста (что хотел сказать автор читателям)? 7 Напишите, прав или не прав был автор, когда не позволил Толе сорвать цветок? Поясните свое мнение. Уровни: 10-14 баллов – базовый уровень 15-18 баллов – повышенный уровень 19-21 баллов – высокий уровень Шкала оценивания: 1 балл – задание выполнено частично 2 балла – задание выполнено с незначительными ошибками 3 балла – задание выполнено правильно

Слайд 20

№ Фамилия, имя Метапредметные умения Умение выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста Умение определять назначение разных видов текстов Умение делить текст на смысловые части Умение составлять план текста Умение формулировать вопросы к тексту Умение определять главную тему, общую цель или назначение текста Умение формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции; Общее количество баллов Уровень Номер задания 1 2 3 4 5 6 7 Максимальное количество баллов 3 3 3 3 3 3 3 21

Слайд 21

Регулятивные Познавательные Коммуникаттивные Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения. Выбирать для выполнения определённой задачи различные средства: справочную литературу, ИКТ Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка. Ставить цель собственной познавательной деятельности и удерживать ее. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы, способы. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развёрнутом виде, в виде презентаций. Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий, основываясь на своё целеполагание. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь. 5 А 2012-2013 44 36 25 17 21 27 33 21 34 38 43 23 21 23 17 6 А 2013-2014 56 37 33 22 33 57 47 36 54 54 44 39 44 43 45

Слайд 22

Все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Система оценки по ФГОС на уроках русского языка в 6 классе

1. Методическое обеспечение УМК Т. А.Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.2. Система оценивания

Система оценивания касается предметных, метапредметных и личностных достижений ученика.

А) Предметные достижения оцениваются с помощью  контрольных работ, проводимых по  окончанию изучения темы, а также промежуточных проверочных работ (тест, комплексная работа, орфографический минимум, творческая работа, рисунок, работа с дополнительным материалом и др.) и   за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя. За каждую контрольную работу по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.

При анализе предметных результатов необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность. Процесс анализа предполагает ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший материал?»,  «На какие вопросы он сможет ответить?», «Какие задачи сможет решать ученик?».  Материал для оценки предметных результатов представлен в достаточном объёме в вышеперечисленных пособиях.

2) При определении метапредметных результатов  целесообразно выделить те результаты, которые можно проанализировать. Это прежде всего сформированность у учащихся таких областей культуры, как проектная, исследовательская, коммуникативная.

Проектная деятельность направлена  на приобретение опыта создания и реализации учебных проектов. Исследовательская деятельность включает в себя общеучебную культуру и культуру работы с информацией. Коммуникативные навыки предполагают владение всеми видами речевой деятельности.

В учебнике С.И.Львовой представлены  задания, обеспечивающие связь русского языка с другими предметами. Например: «Найдите в учебнике математики образец научного стиля», «Выпишите из учебника географии имена собственные», «Приведите примеры прилагательных из учебника биологии».

Метапредметные диагностические работы, поступающие в школу,  проводятся 12 раза в год.

 

  3) Личностные достижения учащихся заносятся в таблицы личностных неперсонифицированных данных. Их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», «+»/отсутствие «+».

3. Критерии оценки опираются на 3 уровня успешности.

А) Необходимый уровень (базовый) решение типовой задачи, подобно тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Б) Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи.

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

В) Максимальный уровень (необязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.

3. Использование системы оценки.

   Учитель использует те части правил оценивания, без которых невозможно реализовать требования ФГОС по комплексной оценке предметных, метапредметных и личностных результатах каждого ученика. Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака).

4. Самооценка.

На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.

Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Даётся возможность детям эмоционально оценить прошедший урок. Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов.

Обучение обучающихся правилу «Самооценка».

1) Как совместно с учениками определить порядок оценивания?

1-й шаг. Предлагается научиться самим ученикам оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики, скажите, как лучше: чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?», «С чего начнем оценивать свою работу?», «Что сделаем после этого?» и т.д.

3-й шаг. После проверки письменных работ ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой» учитель предлагает ему объяснить своё мнение, используя алгоритм самооценки.

3)     Если ребёнок активно работал в течение всего урока фронтально, но не выполняя определённого задания, а только дополняя ответы других, такой ученик заслуживает самой высокой словесной оценки, но не отметки, так как в соответствии с правилом не продемонстрировал полностью решения ни одной задачи.

5. «Таблицы образовательных результатов» и «Портфель достижений»

Оценки (в т.ч. в форме отметок) необходимо фиксировать и накапливать в:

1) «Таблицах образовательных результатов» (предметных, метапредметных и личностных);

2)  «Портфеле достижений»,  в них определён перечень действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.

     «Портфель достижений» – это собрание работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

 Необходимо научить своих учеников вести портфель своих достижений.

 «Портфель достижений» позволяет решить целый ряд задач:

                   сохранять результаты всех достижений ученика − учебных и внеучебных − за все  года обучения в школе                    развивать у ученика умение учиться: самостоятельно обдумывать мотивы своих действий, ставить цель, планировать и организовывать её достижение, самостоятельно оценивать результат;

                   подтверждать эффективность труда учителя при его аттестации, когда материалы «Портфеля достижений» могут пройти внешнюю оценку, фиксирующую прогресс ученика через сравнение исходных и конечных результатов.

   Ученик в любой момент может поместить в любой раздел любой материал о своих успехах: рисунки, грамоты, фото выступлений, листы выполненных заданий, награды и т.п.

   Учитель пополняет только обязательную часть: один раз в четверть помещает в папку ученика предметные контрольные работы и напоминает ему поместить туда копию страницы Дневника с Таблицей результатов.

В конце учебного года учитель помещает в папку диагностические метапредметные работы (кроме личностных результатов) и их систематизированные данные – копию из Таблицы результатов.

Разделы  «Портфеля достижений».

1) «Кто я и чего хочу». Этот раздел содержит личностную рефлексию ученика, в том числе и по материалам самого «Портфеля», это часть его личностных результатов.

2) «Чему я научился на ВСЕХ предметах»: работа с информацией, общение с людьми, организация своих дел, выбор и оценка поступков. Этот раздел отражает личностные метапредметные и результаты – универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

3) «Чему я научился на РАЗНЫХ предметах». Этот раздел представляет предметные результаты ученика.

4) «Достижения ВНЕ учёбы». Этот раздел прежде всего отражает личностные результаты ученика.

 

 

 

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Ошибки в работе

Слайд 3

Скрытые риски работы по ФГОСам

Слайд 4

Чувство неудовлетворённости Перегруженность отчётами Настроение Авторитарность в преподавании Неумение увязать теорию с практикой Категоричность ЦУ Учитель Настроение Обилие ЦУ Незнание требований ФГОСов Разночтения ФГОСов

Слайд 5

Риск перегрузок Беспомощность в выборе путей решения вопросов Привычка быть ведомым Завышенный уровень притязаний Неумение формулировать цели Ученик Неумение работать с литературой

Слайд 6

Предметные Личностные Результаты образования Метапредметные

Слайд 8

Критерии Показатели Методики 1. Интеллектуальная развитость 1. Освоенность образовательной программы. 2. Развитость познавательных интересов. 3. Способность к проведению научного поиска Анализ текущей и итоговой аттестации. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Школьный тест умственного развития (ШТУР) 2. Уровень воспитанности, нравственная развитость 1. Сформированность основных нравственных качеств личности. 2. Социальная активность учащихся Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”. Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение Методика «Выявление уровня воспитанности» (разработана Н.П.Капустиной). 3. Коммуникативная развитость 1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся “ Я в глазах других” (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение 4. Развитость креативных способностей 1. Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству Тест П. Торранса. Педагогическое наблюдение

Слайд 9

Критерии Показатели Методики 5. Уровень здоровья, сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни, навыка организации досуга. Соматическое здоровье. Физическое здоровье. Медосмотр Ценностные ориентации личности. Методика «Что важнее?» 6. Уровень сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков Способность принимать ответственность; Способность уважать других; Умение сотрудничать; Умение участвовать в выработке общего решения; Способность разрешать конфликты; Способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся

Слайд 10

Методы оценки: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы.

Слайд 11

Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность. Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества. Познавательные: работа с информацией и учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.

Слайд 12

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ: наблюдение , оценка процесса выполнения , тестирование , оценка открытых и закрытых ответов обучающихся , оценка результатов рефлексии , портфолио обучающегося , выставки и презентации. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио .

Слайд 13

Какие нужны новые формы и методы оценки? Приоритетными в диагностике становятся продуктивные задания (задачи): вывода, оценки и т.п. Метапредметные диагностические работы. Диагностика результатов личностного развития в виде неперсонифицированных работ: работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться.

Слайд 14

Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык» УУД Средства формирования УУД Типы заданий Личностные Посредством текстов учебника используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости: - беречь свой родной язык как часть русской национальной культуры; - работать над развитием и совершенствованием собственной речи. Система речевых упражнений: - свободные диктанты, - обучающие изложения и сочинения, их анализ и редактирование.

Слайд 15

Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык» УУД Средства формирования УУД Типы заданий Регулятивные Изучаемый материал на этапе открытия нового знания специально структурирован так, чтобы можно было организовать на уроке открытие нового знания с использованием проблемно-диалогической технологии (введены описания проблемных ситуаций, даются мотивации к формулированию учебной проблемы (темы) урока, предложены условные обозначения). Прочитай определение в рамке. (Умение соотносить полученный результат с образцом, находить и исправлять ошибки.) «Всё ли было верно в твоем рассказе?» (Дети читают правило). Обобщение знаний. «Расскажи всё, что ты уже знаешь о глаголах, по плану …». «Составь самостоятельно инструкцию (алгоритм) «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении». 1. Найти и подчеркнуть … 2. Посчитать … 3. Если … 4. Найти границы … 5. Выделить … 6. Поставить. … Пользуйся инструкцией при выполнении следующих упражнений

Слайд 16

Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык» УУД Средства формирования УУД Типы заданий Познавательные Задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации. Наблюдение за ролью глаголов в речи. «Прочитай тексты. … Одинаковые ли эти картины? Сравни тексты. Чем они отличаются? … Какие слова «оживили» картину? Почему? Чем похожи эти слова?» Актуализация знаний о глаголе. Обращение к опыту детей. «Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия». Новые знания о происхождении названия части речи. «Прочитай текст. Почему часть речи (глагол) получила такое название? … Как отличить глагол от других частей речи?». Выпиши глаголы, напиши вопросы к ним. Сделай вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова» Правила, определения и т.п. в виде графических схем, таблиц, алгоритмов, разного рода визуальных подсказок и ключей, «иллюстративного» визуального ряда (даны учителем или составляются детьми). «Что ты можешь рассказать о словах …? Тебе поможет схема»

Слайд 17

Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык» УУД Средства формирования УУД Типы заданий Коммуника-тивные Развиваются базовые умения различных видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма. Их развитие осуществляется, в том числе посредством технологии продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности), как на уроках чтения, так и на уроках по другим предметам. На уроках, помимо фронтальной, используется групповая форма организации учебной деятельности детей, которая позволяет использовать и совершенствовать их коммуникативные умения в процессе решения учебных предметных проблем (задач). «Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером». «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу твои любимые герои.» «Прочитай слова. Найди и выпиши слова, которые. … В первом предложении автор играет словами…. Ты заметил какими? Прочитай их».

Слайд 18

Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература» УУД Средства формирования УУД Типы заданий Личностные Оценивать и объяснять простые ситуации и поступки с позиции автора и со своей собственной. Задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста.

Слайд 19

Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература» УУД Средства формирования УУД Типы заданий Регулятивные На уроках совершенствуется навык продуктивного чтения, который обеспечивает ученика алгоритмом самостоятельного освоения текста (до начала чтения, во время чтения, после чтения). Задания: 1) на составление плана (план текста, план устного рассказа, план сочинения); 2) на проведение самопроверки; редактирования текста. Ведущим приёмом анализа текста является диалог с автором, который предусматривает: 1) нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов; 2) прогнозирование ответов; 3) самопроверку по тексту.

Слайд 20

Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература» УУД Средства формирования УУД Типы заданий Познаватель-ные Развитие читательских умений обеспечивает технология формирования типа правильной читательской деятельности этап 1 обеспечивает развитие механизма прогнозирования и приёмов просмотрового и ознакомительного чтения; этап 2 (работа с текстом во время чтения) – обеспечивает интерпретацию текста учениками как результат изучающего чтения; этап 3 (после чтения) – это развитие умений рефлексивного чтения в ходе выполнения творческих заданий.

Слайд 21

Формирование УУД средствами учебного предмета «Литература» УУД Средства формирования УУД Типы заданий Коммуникативные Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Задания: 1) работа в группе над проектами (инсценирование и драматизация отрывков произведений); 2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного); 3) устное словесное рисование; 4) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей; 5) сочинение по личным впечатлениям и по прочитанному 6) интервью с писателем; 7) письмо авторам учебника и др. 8) эссе

Слайд 24

Лист самооценки Как я работал с одноклассниками + ++ +++ 1. Я сотрудничал с другими, когда мы работали над достижением общей цели 2.Я активно работал над заданиями 3.Я затруднялся ответить на вопросы 4.Я помогал другим в поиске ответов на вопросы 5.Я бы хотел так работать дальше

Слайд 25

Лист самооценки учени… ___ класса ФИО _______________ 1. Вид деятельности –чтение наизусть 2. Критерии: А) автор и заглавие текста; Б) знание текста наизусть; В) художественное чтение (интонация, повышение / понижение голоса, паузирование); Г) артистизм (поза, мимика, жесты, обращение к слушателям); Д) творческий подход (костюм, декорации и др.)

Слайд 28

Учебный портфель (портфолио) Технология, которая может быть использована как основа индивидуального маршрута обучения . Набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы над модулем (проектом, учебным исследованием, при подготовке к написанию сочинения, сдаче экзамена и т.д.), «накопитель» достижений - грамот, сертификатов, поздравлений, отличных контрольных работ и т.д. «Накопите льна я» функция

Слайд 29

учащимся – обрести уверенность в своих познавательных возможностях, родителям – отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка, учителям – оценить успешности собственной педагогической деятельности Мониторинг УУД позволяет:

Слайд 30

Источники: 1. Мыследеятельностная педагогика в старшей школе: метапредметы. — М., 2004. 2. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000. 3. Мальцева О.Н. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку 4. Фёдорова С.Ш. Развитие метапредметной компетентности через реализацию программы "Развитие исследовательской деятельности для основной общеобразовательной школы (1–9-е классы) 5. Руденко С. «Жизнь на уроке должна стать подлинной, или Метапредметный подход в обучении и универсальные учебные действия» 6.ГРОМЫКО Н. В., ПОЛОВКОВА М. В. «Метапредметный подход как ядро российского образования» 7. Презентация Егораевой Г.Т., ведущего специалиста издательства «Экзамен» 8. Презентация Шокуровой Н.В., ведущего специалиста СИПКРО



Предварительный просмотр:

Лист самооценки и взаимооценки

Даны листы самооценки и взаимооценки при работе в паре, группе, работе над проектом, творческим делом, по результатам выполнений проверочной работы, листы самооценки и оценки учителем на разных этапах урока, а также в начале изучения темы и в конце учебного года

Лист самооценки работы в паре

Оцени работу в паре. Для этого в одной из колонок напротив каждого утверждения поставь +

Утверждение

Полностью

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

При разногласиях я принимаю другое решение

Большинство решений предложено моим партнёром

Большинство решений предложено мной

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

Работать в паре труднее, чем одному

Мне интереснее и полезнее работать в паре

В паре работать всегда интереснее, потому что можно:

1) разобраться с непонятным заданием;

2) найти и исправить ошибки

Мы сразу пришли к согласию, какие задания будем выполнять вместе

При выборе заданий мне пришлось уступать своему партнёру

Мы всегда приходим к общему мнению

Мы много спорим

Я всегда отвечаю так, как предлагает сосед (соседка)

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Лист самооценки и взаимооценки работы в паре (группе)

Оцени, ты (он) работал в группе: используй знаки: «+ / –»

Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары)

Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары)

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости

Он брал на себя руководство группой в случае необходимости

Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

Я подавал группе правильные ответы

Он давал группе правильные ответы

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы

Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы

Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим

Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

+ всё получилось

-+ были затруднения, но справился

- не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

Лист самооценки работы в группе

Оцени работу своей группы

Отметь вариант ответа, с которым ты согласен

-Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

– да, все работали одинаково.

– кто-то работал больше, а кто-то меньше.

– нет. Работал только один.

-Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

– работали дружно, ссор не было.

– работали дружно, спорили, но не ссорились.

– очень трудно было договориться, не всегда получалось.

- Тебе понравился результат работы группы?

– да, все получилось хорошо.

– нравится, но можно было бы лучше.

– нет, не нравится.

Самооценка успешности работы ученика (групп) в проекте.

Что вам помоглостать успешным?

Что вам мешало?

Интересная тема проекта.

Сотрудничество.

Нехватка времени.

Недостаточные знания.

Распределение ролей в группе.

Четкий план работы.

Отсутствие опыта работы в группе.

Поддержка учителя.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий

Моя 
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внесла большой вклад в работу группы

Я умею выслушивать аргументы своих товарищей, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я отстаиваю свое мнение корректно

Я готова принимать новые идеи,

Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи

Я умею работать в команде, вести вербальные коммуникации (со своими товарищами и учителем)

Критерии оценивания (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Самооценка совместной работы над проектом

В ходе моего проекта я…

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал, делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

Лист самооценки творческого дела

Утверждение

Оцениваю себя САМ

Оценивает меня УЧИТЕЛЬ

Необыкновенный результат, его будет сложно повторить

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Доволен, похоже на то, что делаю обычно

Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Лист самооценки по результатам выполнения проверочной работы

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что ________

Наиболее трудным мне показалось _________________________________________

Я думаю, это потому, что _________________________________________________

Самым интересным было ________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал ________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал _____________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

Лист оценки работы на уроке

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) ____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) ____________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать _________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало _____________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше __________________

6. Осталось непонятным _________________________________________________

Карта самонаблюдения.

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

Лестница достижений на уроке

1-я ступень – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я ступень – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

3-я ступень – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Лист самооценки

1. На уроке я работал

активно

пассивно

2. своей работой на уроке я …

доволен

не доволен

3. урок для меня показался

коротким

длинным

4. за урок я

устал

не устал

5. мое настроение

стало лучше

стало хуже

6. материал урока мне был

понятен

полезен

интересен

не понятен

бесполезен

скучен

7. домашнее задание мне кажется

легким

интересным

трудным

не интересным

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

Лист самооценки работы над пройденной темой

Показатели по теме

Мои достижения

Сомневаюсь

Планирую

Знаю

Умею

Вывод

Дата

Тема

Нужна помощь

Знаю, но нуждаюсь в помощи

Умею работать самостоятельно

Могу научить другого

Предметные умения

Оценка

ученика

Оценка

учителя

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Предварительный просмотр: