Проекты и проектная деятельность
Теоритические основы проектной деятельности и работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_2013-14.doc | 102 КБ |
Режим дня проект | 528 КБ |
презентация | 352.5 КБ |
выступление на методическом совете | 299 КБ |
как написать исследование и проект | 59 КБ |
o_proekte.ppt | 638 КБ |
Проектная работа " Тайны Бермудского треугольника" презентация | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №4»
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
МО учителей-предметников Зам директора Аксенова Е.Е. Директор Пронина Л.В.
________________________ ______________________ ______________________
«_____»_____________2013 «_____»____________2013 «______»__________2013
Рабочая программа курса « Основы проектной деятельности» для 7 класса.
Срок реализации- 2013-2014 год
Программа- автор и составитель Егоричева Т.А. « От проблемы к цели» 2010 год
Составитель рабочей программы- учитель географии и биологии первой квалификационной категории Афанасьева Л.П.
Югорск 2013г.
Пояснительная записка
Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для изучения основ проектирования учащимися 5-9 классов основной школы. Разработана на основе программы основы проектной деятельности « От проблемы к цели» автор и составитель Егоричева Т.А.
Необходимость введения курса «Основы проектной деятельности» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающимся в части исследовательской грамотности.
Цели и задачи курса
Основная цель курса - познакомить учащихся с основами проектной деятельности с целью дальнейшего применения полученных знаний и умений для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи:
Образовательные:
-познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.
Развивающие:
-формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.
Воспитательные:
-способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность учащимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобиться при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
- понятие проекта;
- типы проектов;
- понятие презентации, ее назначение и области использования;
- основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация);
- этапы выполнения различных проектов;
- этапы работы над презентацией;
- способы представления информации;
- способы создания презентации;
- структуру окна программы Power Point;
- назначение и основные функции инструментов программы Power Point;
- способы демонстрации презентации;
- методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;
- критерии оценки проекта.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- анализировать ситуацию;
- определять проблему и вытекающие из неё задачи;
- уметь ориентироваться в информационном пространстве;
- отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует наглядного представления;
- использовать различные источники информации, методы исследования и обработки полученной информации
(конспектирование, реферирование, сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.);
- выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;
- ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности;
- сопоставлять цель и действия по её достижению;
- владеть различными способами познавательной деятельности;
- генерировать идеи и методы решения задач;
- организовывать рабочее место и трудовой процесс;
- рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;
- находить рациональные приемы работы;
- планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
- составлять план - график работ;
- моделировать варианты ожидаемых результатов;
- применять различные методы исследования;
- выбирать информацию для представления;
- выбирать соответствующую форму представления данного материала в презентации;
- выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн;
- оформлять результаты проектной деятельности;
- оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами;
- осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию, демонстрировать презентацию различными способами;
- проводить рефлексию.
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование тем, занятий | Количество часов | Даты | Формы работы | Формы контроля |
1 | Определение темы и целей проекта в ходе совместности деятельности. | 1 час | Лекция-беседа | Проверка работы по выбору тем проектов, постановке цели, постановке задач, разбивки задач на шаги. | |
2 | Создание группы( групп) учащихся для работы над проектом | 1 час | Просмотр готовых проектов. | ||
3 | Формулировка проблемы проекта, сюжетной ситуации | 1 час | Постановка цели | ||
4. | Цель и задачи проекта | 1 час | Формулиро- вание задач. | ||
5. | Обсуждение создания проекта | 1 час | Разбивка задач на шаги. | ||
6. | Определение источников информации | 1 час | Выявление ресурсов. | ||
7. | Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса | 1 час | |||
8 | Распределение задач ( обязанностей) между членами группы. | 1 час | |||
9. | Сбор информации. Изучение каждого элемента или стороны явления. | 1 час | |||
10. | Информация с титульного листа книги. | 1 час | Работа в группах с книгой и каталогом. Составление памятки | ||
11. | Информация с карточки библиотечного каталога. | 1 час | |||
12 | Информация с карточки библиотечного каталога. | 1 час | Презентации групповой работы | ||
13 | Виды каталогов. | 1 час | Презентации групповой работы | ||
14 | Роль каталогов при работе над проектом | 1 час | Проверка корректности выполнения заданий. | ||
15 | Составление памятки «Как искать информацию в каталоге». | 1 час | Оценка выступлений | ||
16 | Виды справочной литературы | 1 час | Оценка выступлений | ||
17 | Особенности словарных статей в разных источниках информации. | 1 час | Работа в группах. Работа со словарными статьями разных источников. Поиск информации для проекта | Рефлексия курса | |
18 | Составление справочника по теме проекта. | 1 час | |||
19 | Поиск недостающей информации для проекта. | 1 час | |||
20 | Составление алгоритма работы со справочной литературой. | 1 час | |||
21 | Чтение текста с пометками (приём ИНСЕРТ). | 1 час | |||
22 | Составление информационных таблиц. | 1 час | |||
23 | Обсуждение полученной информации. | 1 час | |||
24 | Правила составления ДЕНОТАТНОГО ГРАФА | 1 час | |||
25 | Составление денотатного графа по тексту. | 1 час | Чтение текста с пометками. Составление информаци- онных таблиц. Составление денотатного графа. Составление коллажа. | ||
26 | Составление денотатного графа по теме проекта. | 1 час | |||
27 | «Лестница» сужения и расширения понятий. | 1 час | |||
28 | Составление коллажа на тему проекта. | 1 час | |||
29 | Свойства предметов. | 1 час | Проведение наблюдений, экспериментов | ||
30 | Проведение эксперимента. Ведение записей в процессе эксперимента. | 1 час | Работа в группе (команде). | ||
31 | Получение данных для проекта путём наблюдения (эксперимента) | 1 час | Проведение экспертизы. Работа над проектом. | ||
32 | Что такое команда. Правила групповой работы. | 1 час | |||
33 | Способы разрешения конфликта | 1 час | |||
34 | Три способа группового взаимодействия. | 1 час | |||
35 | Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. | 1 час |
Перечень учебно-методического обеспечении:
1.Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. «Основы проектной деятельности школьника». Самара 2011г.
2. Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Самара 2011г.
3. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» Самара 2011 г.
4. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – с.-Петербург, 2008г.
5. Проект: “20 век: год за годом”. // ПИиОбщ, 2001г.,№9
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
6.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.
7.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.
8.Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
9.Сергеева М.Г. Об экспертизе исследовательских работ учащихся //
10. Рождественская И.В. Межпредметный элективный курс "Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности" //Исследовательская работа школьников.-2005.-№4. – с.102-106.
Предварительный просмотр:
Оглавление
Введение. 2-3
Основная часть. Исследовательская работа: «Режим дня - основа успешности школьника ».
Глава I. Что такое режим дня? 4-5
Глава II. Хотим все знать.
2.1. Степень изученности вопроса 6
2.2. Методика проведения исследования 7
2.3. Результаты исследования 8-11
2.4. Советы нашим сверстникам 12-13
2.5. Советы нашим родителям 14-16
Заключение. 17
Библиография. 18
Приложения. 19-29
Введение.
Управление внутренними ритмами человека имеет решающее значение не только для нормализации сна, но и для ряда заболеваний нервной системы, имеющих функциональный характер (например, неврозов). Установлено, что суточное изменение внутренних ритмов, свойственных здоровому человеку, при заболевании искажается. По характеру искажений врачи могут судить о ряде заболеваний на начальной стадии.
По-видимому, большинство болезней у человека происходит вследствие нарушения ритма функционирования ряда органов и систем его организма.
В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.
«Биологические часы» в организме – отражение суточных, сезонных, годовых и других ритмов физиологических процессов.
Темпы научно-технического прогресса сейчас приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к человеку.
Проблема актуальности биоритмов является сегодня самой важнейшей. Бездумное отношение человека к самому себе, как и к окружающей природе, часто являются следствием не знания биологических законов, эволюционных предпосылок, адаптивных возможностей человека и.т.д., и т.п.
Гипотеза
Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм будет способствовать повышению работоспособности.
Цель работы
Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность
школьников.
Задачи:
1.Изучить теорию вопроса.
2. Провести тестирование учащихся 7 и 8-х классов МБОУ « СОШ №4» на предмет соблюдения режима дня школьниками среднего звена.
3. Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с успешностью школьников
4. Разработать рекомендации по улучшению работоспособности учащихся.
Объект исследования: успешность школьника.
Предмет: влияние режима дня на успешность школьника.
Методы исследования:
Тестирование
Обработка материалов ( статистический)
Аналитический ( анализ полученных результатов)
Глава I. Что такое режим дня?
Слово "режим" - французское и в переводе означает "управление". Все процессы в нашем организме происходят циклично, бодрствование сменяется сном, вдох выдохом, сокращение предсердий и желудочков сердца - паузой. Они происходят рефлексивно, помимо нашего сознания.
Организм способен чувствовать и измерять время. Этой способностью обладают все живые существа - от растений до человека. Именно данное свойство помогло многим организмам выжить в борьбе за существование. Как в организме человека, так и во все живом мире повторяются определенные явления, знаменуя собой наступление следующего отрезка времени. Цветение растений, сезонные миграции зверей и птиц, чередование сна и бодрствования, смена времен года и многие другие циклические процессы в природе - все это проявление биологических ритмов. У человека есть биологические часы, но не столь точные, как у некоторых животных. О ритмическом изменении состояния организма человека известно давно. Греческий врач Герофил за 300 лет до н.э. обнаружил, что пульс у здорового человека меняется в течение дня. Подсознательно человек выбирает время, когда ему легче работать. Приблизительно 400 - 500 лет назад человек стал жить по часам, а до этого он ориентировался на природные и биологические часы.
Несовпадение биологических, психических и социальных ритмов приводит к нарушению жизненно важных стереотипов. Из-за этого происходят сбои, нарушения, болезни в живых организмах. Организм не успевает адаптироваться к изменяющимся внешним условиям и в этом им помогает другая сила - движение. Движение - это важнейший биологический стимулятор развития и совершенствования всех физиологических ритмов организма. Правильно развиваясь, организм получает больше возможностей для адаптации. Наступает время, когда человек не только осознает, но и чувствует свой биоритм.
Режим дня, составленный по расписанию в детском саду, в школе, не должен особо нарушаться в домашних условиях. Этот режим должен быть стабильным, динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней, социальной и биологической среды. Наличие цикличных режимных процессов является для ребенка необходимым условием для развития физиологических и других процессов: самочувствия, настроения. При составлении режима дня для школьника необходимо учитывать биологические ритмы и особенности психолого-физического развития.
Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток.
Режим дня считается правильным, если предусматривает достаточное время для необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечивает на протяжении всего периода бодрствования высокую работоспособность. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной или творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.
Режим дня школьников должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности. В режиме дня школьника предусматриваются следующие основные компоненты:
1 учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома;
2 отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе;
3 регулярное и достаточное питание;
4 гигиенически полноценный сон;
5 гигиенические процедуры;
6 работа по дому;
7 занятия по интересам (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт).
II. Хотим все знать.
2.1. Степень изученности вопроса.
В настоящее время этот вопрос становится более актуальным среди населения. Одной из важнейших проблем современной биологии является изучение цикличности процессов, протекающих в живом организме.
Эта проблема интересует врачей и авиаторов, садоводов и орнитологов, биохимиков и генетиков, биофизиков и иммунологов, физиологов и космонавтов. Идея ритмического течения процессов в природе и человеческой жизнедеятельности имела приверженцев ещё в самый ранний период развития естествознания.
Мы внимательно познакомились с литературой, в которой
рассматривается эта тема:
1.Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) – М.: Сов.
Россия,1977.
2.Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье.
М.: Физкультура и спорт, 1989.
3. АлексеевС.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический
практикум школьника. –Самара.:Учебная литература, 2005.
4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в
процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967.
5. Детари Л., Карцаш В Биоритмы. – М.: Мир, 1984.
6. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы.
Л. Наука, 1984.
7.Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. –М.Знание, 1989.
8. Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов).–
М.Знание, 1999.
2.2. Методика проведения исследования
Основной задачей исследовательской работы было выявить (при помощи тестирования, анализа, наблюдения и контроля) влияние режима дня на работоспособность обучающихся. Главная задача данного исследования- рассмотреть человека, его структурные и функциональные процессы не только в пространстве, но и во времени, в тесном взаимодействии с окружающей средой. Вторая задача заключается в следующем – определить коллективный биологический профиль каждой возрастной группы исследуемых обучающихся, помочь им в повышении работоспособности, с учетом особенностей биоритмов.
2.3. Результаты исследования
По данным анкеты №1, опрошенные учащиеся разделились на две группы. Участники одной группы считают соблюдение режима дня необязательным (64%), вторая группа испытуемых считает соблюдение режима дня важным (36%). Таким образом, построим наше исследование в двух направлениях. Сначала рассмотрим группу, считающую режим дня важным и оценим ее участников по нескольким основным параметрам ( сон, просмотр телевизора и работа на компьютере, выполнение домашнего задания), затем проанализируем по этим же параметрам участников другой группы.
1. Анализируя ответы учеников 7-8 классов на первый вопрос анкеты, мы установили, что примерно половина учащихся считает соблюдение режима дня важным (53%). Также видно, что этот процент преимущественно составляют восьмиклассники, из которых 66% считают соблюдение режима важным и 29% сомневаются. Из восьмого класса сомневающихся больше – 41%. И значительно больше отрицающих необходимость режима дня (22%).
2. Согласно диаграмме, более половины (54%) учащихся 7-8 классов, считающих важным соблюдение режима дня, иногда пытаются спланировать свой день; 41% всегда планируют свой день. Лишь 5% не делают этого, хотя и считают соблюдение режима дня важным.
Среди учащихся 7-8 классов, не считающих соблюдение режима дня важным, мы видим следующую картину:
66% иногда планируют свой день, это больший процент, если сравнивать с предыдущей группой;
всегда соблюдает 17%, что почти в 2,5 раза меньше;
и более чем в 3 раза больше подростков из этой группы (17%) никогда не планируют свой день. Также мы заметили, что с возрастом ребята начинают более серьезно относится к планированию своего времени. Среди учащихся 7 классов первой группы всегда планируют свой день 36%, а в 8 классе этот процент возрастает до 55%. Это хорошая тенденция, хотя процент ребят этой группы, никогда не планирующих свой день, в 7 и в 8 классах остается одинаковым – 5%. Если рассматривать ребят второй группы, то можно заметить положительную динамику от 7 к 8 классу. Всегда планируют свой день 15% восьмиклассников этой группы и 19% учащихся 8 класса. Никогда не планируют свой день 20% учащихся 7 класса и 16% 8 класса.
3. По диаграмме видно, что учащиеся 7-8 классов явно недооценивают роль физической зарядки в жизни подростка. Учащиеся первой группы никогда, не выполняющие зарядку составляют 20%. Это в четыре раза больше, чем процент выполняющих. Обнадеживает то, что 75% учащихся этой группы интуитивно стоят на правильном пути, укрепляют свой организм, хотя бы время от времени выполняя физическую зарядку.
Рассматривая ребят 7-8 классов второй группы, процент всегда выполняющих зарядку меньше (4%), никогда не выполняющих возрастает более чем в 2 раза (до 54%) и гораздо меньший процент ребят (42%) иногда выполняют физическую зарядку. Можно заметить, что отношение к физическим упражнениям от 7 к 8 классу становится хуже:
40% семиклассников и 63% восьмиклассников никогда не делают зарядку;
55% семиклассников и 34% восьмиклассников иногда делают зарядку;
5% семиклассников и 3% восьмиклассников всегда делают зарядку.
4. Основная масса ребят 7-8 классов хорошо усвоили народную мудрость: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу». Завтрак – самая важная трапеза за день. 67% учащихся первой группы всегда завтракает перед школой, 28% - иногда, лишь 5% - никогда. Среди учащихся второй группы учащихся 7-8 всегда завтракают почти половина ребят – 48%, иногда – 46%, никогда – 6%.
5. Учащихся первой группы, как показала диаграмма, которые отдыхают перед выполнением Д/З мало - всего 27%. 54% ребят считают обед после школы за отдых, и после него сразу садятся делать уроки. И 19% подростков делают Д/З сразу после школы, даже не пообедав. Во второй группе учащихся, уделяющих больше внимания отдыху после школы – 46%. Примерно столько же - 45% ребят садятся за уроки после обеда. 9% школьников приступают к выполнению Д/З сразу после школы. Большинство учащихся 7-8 классов не уделяют достаточного внимания отдыху.
6.Семиклассников первой группы, всегда делающих перерыв при выполнении Д/З 21%. К 8 классу этот процент уменьшается до 10%. Соответственно, возрастает процент никогда не делающих перерывы. Процент же ребят, которые иногда прерываются на отдых при выполнении Д/З от 7 к 8 классу почти не изменяется (69-71%). Во второй группе - наоборот. Процент всегда делающих перерывы при выполнении Д/З возрастает от 5% до 24%, а процент никогда не делающих перерывы уменьшается от 16% до 12%. Также уменьшается процент иногда делающих перерывы на отдых. Он изменяется от 79% до 64%.
7. По диаграмме видно, что 1 группа 7 и 8 классов не имеет определенного времени, когда они ложатся спать. Все показатели распределились примерно одинаково, колеблясь у отметки 25%. Говоря о 2 группе учащихся, можно увидеть обратную картину. Общий процент учеников, ответивших «когда как» - 2%. Остальные 98% определены во времени, предназначенном для сна («в 23 часа» - 52%, «в22 часа» - 15%, «другое» - 31%). Другое дело, что то самое «другое» может быть и позже 22 и 23 часов, но не следует забывать, что оно также может оказаться и раньше.
8. На вопрос «Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?» большинство (64%) ребят 1 группы ответили «Иногда». Это напрямую связано с непостоянством в соблюдении режима дня. Еще хуже тот процент, что показывает нам сколько человек ответили «всегда». Он равен 32. Тут уже не о непостоянстве речь.. И лишь 4% 1 группы ответили «никогда» - мягко скажем, негусто. Если же смотреть на диаграмму 2 группы, можно увидеть странную вещь. Школьники, написавшие, что не считают важным соблюдение режима дня, соблюдают его тщательней, чем те, которые придерживаются противоположного мнения. В частности: процент «иногда» уменьшился до 52% и вместе с тем процент «никогда» увеличился до 10%, процент «всегда» остался примерно таким же – 38%.
9. Подавляющее большинство 1 группы (68%) не гуляют вечером после 22 часов. 1 раз в месяц после 22 выходят на улицу погулять 22% учащихся 1 группы. Два оставшихся показателя незначительны – «каждый день» - 3%, «1 раз в неделю» - 7%. Хотя прогулки каждый день после 22 соблюдению режима дня рознь. Во второй группе несколько уменьшились самый большой и самый маленький показатели. «Никогда» стал равен 52%,а «каждый день» - 2%. Два остальных – наоборот – увеличились следующим образом: «1 раз в неделю» - 15%, «1 раз в месяц» - 31%. 10. Обратим внимание лишь на ведущие показатели диаграммы 1 группы. Явно заметно, что большинство учащихся смотрит TV 3 часа (11%) и меньше (35%). 31% написали «когда как». 11% смотрят TV все свободное время – тут, конечно, все зависит от количества этого времени. Из 2 группы 54% ответили «когда как». Стоит отметить, что 16% смотрят TV все свободное время и 13% - больше 3 часов. Остальные проценты незначительны и колеблются в пределах 10%.
11. Примерно половина 1 группы (49%) предпочитают активный отдых в воскресный день. 29% считают за отдых «спать и смотреть TV», т.е. быть дома. 18% ответили «другое». Во 2 группе проводящих время на улице (40%) меньше, чем тех, кто ответил «сплю и смотрю TV» (47%). 13% написали «другое».
Неуспевающими учениками восьмых классов являются ребята, не соблюдающие режим дня. Очень высокий процент (45%) этих ребят учится на «3». Лишь 30% учатся на «3-4». А на твердую «4» успевает только 15% не соблюдающих режим дня. И, наоборот, более 50% учащихся восьмых классов соблюдающих режим дня успевают на «4-5». На «3-4» успевают остальные учащиеся. Неуспевающих нет. Неуспевающих учащихся в 9 классах 15%. Это, как ни странно, ребята из группы соблюдающих (по их словам) режим дня. На «3-4» учится 64% учащихся этой группы. Таким образом, можно предположить, что эти ребята вполне высыпаются, много времени проводят на свежем воздухе, правильно питаются… но совсем позабыли про уроки! Зато ребята 9 классов, не соблюдающие режим дня, вынуждены в ущерб своему здоровью заниматься только учебой. Это, возможно, неправильно, но их можно понять. Образование для них превыше всего! Итак, ребят, успевающих на «4-5» из группы не соблюдающих режим дня 25%. Остальные 75% успевают на «3-4».
Таким образом, успешность старшеклассника, как и любого другого человека, зависит от целого ряда самых разнообразных причин:
- Это индивидуальные способности человека, данные ему от природы;
- Это личностная зрелость, отношение к окружающему миру, готовность и желание молодого человека работать над собой, развивать себя, ставить перед собой цели, прикладывать определенные волевые усилия для их достижения;
- Это социальная среда, в которой формируется личность подростка, круг общения;
- Это семейное воспитание, приоритеты семьи;
- Это состояние здоровья… и т.д., и т.п.
Но даже при наличии всех вышеперечисленных факторов успешность человека находится в прямой зависимости от умения разумно распорядиться своим временем, структурировать его, распределить все свои дела в течение дня, все успеть и при этом сохранить здоровье, не разучиться радоваться жизни.
2.4. Советы нашим сверстникам
Режим дня - это режим жизни. И от того, насколько тщательно продуман режим дня, настолько это положительно отразится на всех сторонах вашей жизни и здоровья.
Для начала рассмотрим вопрос о начале дня. «Кто рано встает, тому Бог подает» - известная поговорка. А так ли это? Ученые доказали, что не совсем. Выяснено, что поваляться в постели, понежиться и полениться хотя бы по выходным может и должен позволить себе каждый человек. Слишком раннее и резкое пробуждение не принесет пользы организму. Правда, спать до обеда – тоже не очень хорошо. Во всем нужна мера. Можно посоветовать такой прием для быстрого перехода от сна к бодрствованию: нужно в течение 1-2 минут лежа энергично поработать кистями рук, сжимая и разжимая пальцы. А перед тем, как встать с постели, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов. При движениях пальцев активизируется нервная система, а глубокие вдохи помогают снабдить кислородом мышцы и мозг и тем самым отгоняют сон.
Существует масса соблазнов пойти куда-нибудь на ночь глядя или просто допоздна засидеться перед телевизором. И это не всегда абсолютное зло – отдых и хорошее настроение иногда могут творить чудеса. Однако если такой стиль жизни превращается в привычку, то это тревожный сигнал. Биологические часы не лишняя задумка природы. Они обеспечивают наиболее эффективное функционирование организма.
Принимать пищу следует не реже три-четыре раз в день, ни в коем случае не на ходу и не всухомятку. Установлено, что те, кто едят чаще, а не один раз в день, быстрее насыщаются, не полнеют и не имеют проблем с пищеварением. Есть лучше в одно и то же время, чтобы желудок успевал подготовить пищеварительный сок и не вырабатывал его впустую, ведь это очень опасно с точки зрения гастроэнтерологии.
Долговременное бодрствование наносит сокрушительный удар по иммунной системе, работоспособности, психическому равновесию и настроению. Темные круги под глазами, раздражительность и снижение внимательности - последствия, которых можно избежать. От решений, где и сколько есть, когда ложиться спать, зависит умственное и физическое благополучие человека и его внешний вид. Хронически недосыпающий человек выглядит на пять лет старше своего реального возраста.
Будьте умеренны и размеренны во всем, что вы делаете, — в пище, занятиях спортом, отдыхе, сне, работе, игре т.д. Это поможет предупредить возможные болезни, травмы и социальные разногласия.
Не курите, не употребляйте наркотики, не играйте в азартные игры.
Соблюдайте правила личной гигиены, следите за чистотой продуктов, но не превращайтесь в фанатика гигиены, так как это не поможет вашему телу, а создаст ненужные проблемы. Старайтесь избегать стрессовых ситуаций, насколько это возможно. Следите за своим сердцем, время от времени проверяя свой вес и кровяное давление. Вы увидите, насколько легче станет жить вам и вашему окружению, если вы будете следовать «золотому правилу» Конфуция: «Не делай другим того, что ты не хочешь, чтобы тебе делали другие». И всегда помните о пяти главных добродетелях: мудрости, справедливости, честности, добросердечии и соблюдении правил приличия. Ежедневно делайте несколько глубоких вдохов свежего воздуха — если вы живете там, где воздух свежий — перед открытым окном рано утром и перед сном. Не ешьте слишком много мяса, слишком много соленых продуктов, слишком много сладкого, слишком много острого и пряного. Не переедайте. Рекомендуется закаливание. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях — ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала не ниже 34—35°, затем через каждые 2—3 дня ее снижают на 1°, доводят до 17—18° и продолжают делать обтирания и обливания в течение 2—3 мин. Переходят к закаливанию водой более низкой температуры: начинают с 17—18°, снижая температуру через каждые 10 дней на 1°, доводят ее до 10—12° (обычная температура холодной водопроводной воды). Ежедневная утренняя гимнастика должна войти у подростка в привычку.
2.5. Советы нашим родителям
Не только ребенок переживает необходимый, но тяжелый период своей жизни. Родителями этот процесс тоже переживается. И есть несколько положений, о которых родителям просто необходимо помнить, чтобы с честью выйти из этого испытания.
Ребенок-подросток очень тяжело переживает свои жизненные неурядицы во время кризиса пубертатного периода. И даже если он не находит общего языка с родителями, не стоит думать, что он не хочет его найти. Наоборот, ему нужны родители, взаимопонимание с ними и доверие. Важно только настроиться на этот контакт, вспомнить о том, что взрослый человек всегда легче идет на компромисс.
В общении с ребенком придется забыть о том, что родитель – это человек, чье мнение не обсуждается. Он когда-то пользовался этим статусом, но уже все безвозвратно изменилось: ребенок становится самостоятельным. Теперь самый лучший путь для обеих сторон – дружеские отношения. Опыт родителя дает ему преимущество. Но не следует им пользоваться, как оружием. Им нужно помочь преодолеть проблемы и подсказать пути выхода из сложных ситуаций, тогда это будет воспринято адекватно, с благодарностью, с уважением.
Возраст подростка сопряжен с трагическими взглядами, с ощущением отчаяния. И в этом нужно разбираться вместе с ним. В первую очередь – научите шутить ребенка. С юмором и иронией смотреть на происходящее, не бояться в чем-либо ошибиться, уметь отличать шутку от оскорбления. Это поможет ему справиться с трудностями переходного возраста, это же станет великолепной базой мировоззрения в будущем, сформирует характер, стержень и оптимизм. Покажите, как следует обращать себе на пользу, казалось бы, отрицательные моменты в жизни и происходящем: то, что произошло – нехорошо, но в этом можно найти такие-то плюсы. Вот здесь вы будете неоценимы, так как подростку не хватает еще опыта, чтобы так отреагировать на ситуацию. О том, что люди делятся на "сов" и "жаворонков", знают, кажется, уже все. В течение дня активность, работоспособность и настроение каждого человека меняются трижды. Значит, и режим дня нашего школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Но при этом стоит помнить, что склонность к тому или иному ритму жизни определяется не столько наследственностью, сколько семейным образом жизни. Большинство людей все-таки склонно к ритму жизни "жаворонков".Пик работоспособности "жаворонков" приходится на 9-10 часов утра и 16-17 часов вечера. У "сов" периоды наивысшей работоспособности - с 11 до 12 часов в первой половине дня и с 18 до 20 часов вечером. Есть еще третья категория людей - "голуби", или аритмики. Они не любят рано вставать, но и укладываться предпочитают не очень поздно. Их работоспособность имеет два пика: 10-12 часов утра и 15-18 часов вечера.
В выходные дни основные элементы режима дня (сон, еда и т.д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени отводится пребыванию ребенка на воздухе. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться. Детям 7-10 лет необходимо спать не менее 10-10,5 часов в сутки, подросткам - не менее 8-9 часов, в противном случае их работоспособность падает на 30 %. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление - причина неврозов и сопровождающих их раздражительности, грубости, рассеянности.
Для нормального физического и нервнопсихического развития школьника имеет большое значение правильно организованный режим питания (4-5-кратный). Ужинать ребенок должен 1-1,5 часа до сна.
В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть - самая трудная!), а с апреля вплоть до июня, наоборот, нарастают. Между прочим, физически дети наиболее интенсивно развиваются именно в это время года.
С возрастом общий уровень работоспособности ребенка нарастает. Правда, к началу каждого учебного года она, как правило, лишь восстанавливается на уровне прошлого года, но через 15-30 дней занятий повышается (возвращаются несколько забытые навыки работы). Максимума она достигнет в конце первой и начале второй четверти учебного года. Бывает, что работоспособность ребенка снижена и при хорошо налаженном режиме дня. В большинстве случаев причина - какое-то заболевание. Даже кратковременная простуда на некоторое время (2-3 недели) ухудшает работоспособность ребенка, падает его сопротивляемость утомлению. Что уж говорить о таких напастях, как хронический тонзиллит, ревматизм, нервные и эндокринные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, туберкулезная инфекция. Ослабленные дети нуждаются в особо щадящем режиме. Серьезное внимание следует уделять профилактике психических заболеваний. Поведение подростков окружающие нередко ошибочно расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния среды и т.д., в связи с чем к ним применяют меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки с остаточными явлениями после перенесенных инфекционных болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.
Заключение
Анализируя, проделанную работу по выявлению взаимосвязи режима дня и успешности было выявлено, что соблюдение режима дня непосредственно влияет на успешное освоение учебного материала школьником. Среди учащихся среднего звена не соблюдающих режим дня и не планирующих свою деятельность .Успеваемость падает, активность учащихся на уроках снижается, подростки не внимательны, пассивны. Это проявляется не только в оценках. Но и в записях в дневнике школьника. Все чаще появляются обращения к родителям детей по поводу успеваемости и поведения. Дети чаще пропускают уроки, или же опаздывают, просыпая. В ходе исследований было установлено, что роль биоритмов в работоспособности школьников велика. Определение их, и разработка рекомендаций позитивно сказывается на успеваемости и активности ребят. При этом как самим детям, так и их родителям, учителям необходимо учитывать эти особенности личности. Собранный материал будет использован администрацией школы в планировании учебного процесса, учителями в планировании учебного материала на уроках, учащимися в составлении режима дня.
Библиография
1.Агаджанян Н.А. Зерно жизни (Ритмы биосферы) – М.: Сов. Россия,1977.
2.Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. –М.: Физкультура и спорт, 1989.
3.АлексеевС.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. –Самара.:Учебная литература, 2005.
4. Антропова М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М.: Просвещение, 1967.
5. Детари Л., Карцаш В Биоритмы. – М.: Мир, 1984.
6. Моисеева Н.И., Сысуев В.М. Вредная среда и биологические ритмы. –Л. Наука, 1984.
7.Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. –М. : Знание, 1989.
8. Экономов Л. Мир наших чувств (Жизнь полна ритмов). –М.: Знание, 1999.
Приложения.
7-ой класс, 1 группа
8-ой класс, 1 группа
7-ой класс, 2 группа
8-ой класс, 2 группа
Средняя успеваемость за первое полугодие 2019-2011 учебного года
Средняя успеваемость за первое полугодие 2010-2011 учебного года
Анкета №1
Анкета 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Гипотеза: Планирование школьного процесса, а также режима дня школьника с учетом влияния биоритмов на организм будет способствовать повышению работоспособности . Цель работы: Выявить влияние биологических ритмов на работоспособность школьников Задачи: 1.Изучить теорию вопроса. 2. Провести тестирование учащихся 7 и 8-х классов МБОУ « СОШ №4» на предмет соблюдения режима дня школьниками среднего звена. 3. Проанализировать полученные данные и выявить их взаимосвязь с успешностью школьников 4. Разработать рекомендации по улучшению работоспособности учащихся.
Объект исследования : успешность школьника. Предмет: влияние режима дня на успешность школьника. Методы исследования: Тестирование Обработка материалов ( статистический) Аналитический ( анализ полученных результатов )
Что такое режим дня? Слово "режим" - французское и в переводе означает "управление". Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельность и отдыха в течение суток.
В режиме дня школьника предусматриваются следующие основные компоненты: 1 учебные занятия в периоды подъема работоспособности в школе и дома; 2 отдых с максимальным пребыванием на открытом воздухе; 3 регулярное и достаточное питание; 4 полноценный сон; 5 гигиенические процедуры; 6 работа по дому; 7 занятия по интересам (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт).
Результаты исследования
Анкета №1
Анкета №2
Средняя успеваемость за первое полугодие 2010-2011 учебного года 7 класс
Средняя успеваемость за первое полугодие 2010-2011 учебного года 7 класс
Заключение Соблюдение рационального режима дня детьми и подростками способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое исследование? Исследование (буквально «следование изнутри») в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле исследование — научный метод (процесс) изучения чего-либо[1].
Научное исследование Научное исследование , основанное на применении научного метода, предоставляет научную информацию и теории для объяснения природы и свойств окружающего мира. Такое исследование может иметь практическое применение.
Исследовательская деятельность - деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Структура научного исследования гипотеза эксперимент рабочая гипотеза количественные качественные наблюдения факты объяснения результаты теория ЗАКОН (ЗАКОНОМЕРНОСТЬ) отвергается корректируется принимается
Консультирует, советует, направляет, наталкивает на возможные выводы задаёт вопросы, советуется СОтрудничество СОавторство СОтворчество
Исследовательский проект Под исследовательским проектом понимают разработанный план исследований, поисков, разработок, направленных на решение актуальных теоретических и практических задач, имеющих народнохозяйственное, социально-культурное, политическое значение. В исследовательских проектах приводятся научно обоснованные технические, экономические или технологические (инновационные) решения.
Виды исследовательских работ Текстовые работы Компьютерные Визуальные Конструкторские Доклад Стендовый доклад Литературный обзор Реферат Рецензия Научная статья Научный отчет Проект Презентации Видеофильм, слайды Действующая модель или макет с текстовым сопровождением
Выделяют следующие этапы работы над исследовательским проектом (по И.Д.Чечель): 1. постановка цели: выявление проблемы, формулировка задач; 2. обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов; 3. самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя; 4. продумывание хода деятельности, распределение обязанностей; 5. исследование, решение конкретных задач; 6. обобщение результатов, выводы; 7. реализация проекта; 8. анализ успехов и ошибок.
Методы исследования Рассматривая метод как способ достижения цели, ученик и учитель в исследовании могут использовать следующие методы: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, эксперимент, анализ и синтез, формализация и т.д.
Значение исследовательской деятельности Формирует компетенции: 1. Ценностно-смысловая компетенция 2. Общекультурная компетенция 3. Учебно-познавательная 4. Информационная 5. Коммуникативная 6. Социально-трудовая 7. Личностная компетенция – самосовершенствование
Решением всякой проблемы служит новая проблема И.В.Гете
Предварительный просмотр:
Учебно-исследовательская деятельность школьников
ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ
При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах.
№ | Компонент | Описание компонента |
|
1 | Проблема | Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения. | Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях... |
2 | Актуальность | Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время. |
|
3 | Цель | Запланированный результат ваших исследований | Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета... |
4 | Задачи | Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута. | Определяя задачи исследования Вы составляете план работы, её этапы: |
5 | Методы | Как решать задачи, проводить исследование | Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью... |
6 | Гипотеза | Предположение, требующее доказательств |
|
7 | Теоретические основания | Теории, в рамках которых проводится исследование |
|
8 | Объект | Что исследуется |
|
9 | Предмет | Как, в каком аспекте исследуется объект |
|
Обрати внимание и на формулировку темы исследования. ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы в теме были отражены ПРЕДМЕТ и ОБЪЕКТ исследования. Не принято в научных работах формулировать тему в вопросительной форме. Содержание основной части проекта зависит от темы и поставленных задач. В заключение работы Вы должны провести рефлексию относительно ЦЕЛЕЙ и ответить на вопрос КАКОВ УРОВЕНЬ достижения цели, ЧТО НОВОГО я узнал, ЧЕМУ НАУЧИЛСЯ, КАКИЕ ВОПРОСЫ требуют дальнейшего исследования?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОДЕРЖАНИЮ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Композиционная структура исследовательской работы
Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения основных частей исследования. В состав исследовательской работы входят следующие части: титульный лист, аннотация и научная статья.
Титульный лист содержит следующие атрибуты: названия конференции и работы, сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, должность, место работы).
Аннотация представляет собой краткое описание работы и должна содержать наиболее важные сведения о работе и включать следующую информацию: цель работы, методы и приемы, которые использовались в работе, полученные данные; выводы. Аннотация печатается на одной странице и содержит: заголовок (название работы, ФИО автора, населенный пункт, учебное заведение, класс), затем посередине слово «Аннотация», далее текст аннотации.
Научная статья
Научная статья (описание работы) должна содержать:
- Оглавление
- Введение
- Основную часть
- Заключение
- Список использованных источников и литературы.
В оглавлении должны быть включены основные заголовки работы, введение, название глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений и соответствующие номера страницы.
Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, характеристику личного вклада работы в решение избранной проблемы.
Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы.
В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором. Направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования.
В список литературы заносятся публикации, издания и источники, использованные автором.
Информация о каждом издании должна включать в строгой последовательности: фамилию, инициалы автора, название издания, выходные данные издательства, год издания, № выпуска (если издание периодическое), количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Доклад может содержать приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы, фотографии и т.п.), который должен быть связан с основным содержанием.
Понятийный аппарат исследования
Актуальность – начальный и обязательный этап любой исследовательской работы. Поэтому введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы исследования. Актуальность темы исследования - это сте-пень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения конкретной проблемы. Освещение актуальности не должно быть много-словным.
Раскрытие актуальности темы исследования может быть связано:
- с не изученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела;
- с возможностью решения определенной практической задачи на основе по-лученных в исследовании данных.
Одно из этих направлений либо то и другое вместе обычно фигурируют при характеристике этого элемента понятийного аппарата научного исследования. Недопустима формальная констатация актуальности, что часто встречается в исследовательских работах учащихся. Актуальность темы предлагаемого исследования имеет определяющее значе-ние.
Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования.
Определение проблемы исследования - достаточно сложная задача. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в проблемных ситуациях, требующих своего решения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.
В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоречие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим осмыслением. Если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.
Правильная постановка и ясная формулировка проблемы очень важна, ибо она в очень большой степени определяет стратегию исследования вообще и направление научного поиска в особенности. Сформулировать научную проблему - значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.
Не менее важно в начале исследования правильно сформулировать тему. Тема исследования - ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна отражать содержание работы и иметь лаконичную формулировку.
С проблемой тесно связан объект и предмет исследования. Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя, именно предмет исследования определяет тему работы. Таким образом, объект - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию, своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность; предмет - это то, что находится в границах объекта. Понятие «предмет» исследования значительно уже и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно подлежат изучению. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования.
Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель - это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении исследования.
Формулировку цели исследования можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. Приведем примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
- выявить...;
- установить...;
- обосновать...;
- уточнить...;
- разработать...
Необходимо также отметить, что в исследовании может быть только одна цель. В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования.
Задачи - это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны и отражать общий путь достижения цели.
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Следующим важным этапом работы над исследованием является выдвижение гипотезы исследования. В переводе с древнегреческого языка гипотеза значит «основание, предположение». Гипотеза указывает, как исходный факт следует преобразовать в такое состояние, которое требуется.
При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...»; «так..., как ...»; «при условии, что...». Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
- быть проверяемой;
- содержать предположение;
- быть логически непротиворечивой;
- соответствовать фактам.
После формулировки гипотезы следует этап определения методов исследования. Метод - это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определенного результата. Методы должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.
Методы научного исследования традиционно делятся на две группы: теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения. Они используются при определении проблемы и формулировании гипотезы исследования (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция и др.). Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, беседа, интервью, анкетирование; изучение, эксперимент). Для каждого этапа исследования продумываются такая совокупность методов, которая обеспечивает полное и правильное решение поставленных задач.
Правила оформления исследовательской работы
Требования к тексту Работа выполняется на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (размеры: горизонталь – 210 мм, вертикаль – 297 мм). Текст печатается ярким шрифтом (размер шрифта - 12 кегель) через два интервала между строками на одной стороне листа. Весь машинописный, рукописный и чертежный материал должен быть хорошо читаемым. Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста статьи, включая формулы и список литературы, не должен превышать 10 стандартных страниц. Для иллюстраций может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Иллюстрации выполняются на отдельных страницах, которые размещаются после ссылок в основном тексте. Не допускается увеличение формата страниц, склейка страниц иллюстраций буклетом и т.п. Нумерация страниц производится в правом верхнем углу. Основной текст доклада нумеруется арабскими цифрами, страницы иллюстраций - римскими цифрами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта разработать сценарий для проведения внеклассного мероприятия в рамках предметной недели.
Задачи проекта: 1. изучить литературу о Бермудском треугольнике. 2. изучить технологию создания основ сценария. 3. подготовить сценарий для проведения мероприятия.
Объект и предмет Объект- сценарий внеклассного мероприятия. Предмет-явления, происходящие в Бермудском треугольнике.
В работе использованы методы: 1. теоретические: анализ, систематизация, определение связи между явлениями, моделирование. 2. эмпирические: описание.
Продукт проекта: сценарий открытого мероприятия для недели естественно-математических наук.
СЦЕНАРИЙ ( итал. scenario, от лат. scaena - сцена).
Простейший сценарий(сценарный план) Представляет собой: -логическую последовательность материла, -организационные моменты подготовки мероприятия, -предполагаемый отбор выразительных средств.
Основа нашего сценария
Причины данного события
Для сценария мы выбрали следующих действующих лиц: Меридианыч ( профессор, доктор географических наук) Сотрудники, помощники Пиратовед ( доктор пиратских наук) Разбойники Танцоры В нашем сценарии обязательно должно быть музыкальное сопровождение.
Роль действующих лиц в развитии конфликта
Экспозиция гибель эскадры адмирала Сомерса в 1609 году.
Хронология событий 1840-Ниссау ( Багамские острова) обнаружено французское судно « Розали». 1854-исчезло английское судно « Белла». 1872- история бригантины « Мэри Селей». 1880- британский корабль « Атланта». 1945- пять бомбардировщиков-торпедоносцев типа «Эвенджер».
Заключение В ходе проведенной нами работы, мы убедились, что создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Так как у нас небольшой опыт в области создания сценария, на этапе корректировки нам все же пришлось обратиться за помощью к учителям-предметникам, педагогу- организатору, педагогу дополнительного образования.