Городское методическое объединение учителей географии
Выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_podgotovki_uroka_v_sovremennoy_informatsionnoy_obrazovatelnoy_srede1.ppt | 669.5 КБ |
tekst_k_prezentatsii.doc | 60.5 КБ |
доклад | 80.5 КБ |
rabota_s_tekstom.ppt | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
вариативность открытость интерактивность Визуализация Полифункциональ ность Дидактические характеристики ИОС урока
Роли участников образовательного процесса Ученик Активный субъект деятельности ИОС Учитель Организатор учебной деятельности школьника, способный к проектированию и препроектированию учебного процесса
Блоки учебного процесса в ИОС Компоненты урока Ценностно-целевой (цели и задачи учебного процесса) Технологический ( средства обучения, используемые в ИОС) Программно-методический (стратегия, формы, программы, технологии) Коммуникационный ( формы взаимодействия между участниками учебного процесса ) Информационный ( информация, положенная в основу учебной деятельности)
Этапы подготовки урока в информационной образовательной среде 1.Планирование новых образовательных результатов ( личностных, предметных, метапредметных) 2. Подбор видов учебной деятельности, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов 3. Выбор средств обучения, обеспечивающих реализацию видов учебной деятельности Этапы подготовки урока
Схема анализа образовательного предметного результата Ознакомление с Областью перспективных проблем и вопросов Эссе по проблемным вопросам Ученик может сформулировать проблемы и гипотезы Знание проблем, гипотез Условия формирования предметного опыта ученика Форма представления результата Критерий достижения результата Элемент описания результата
www.themegallery.com Спасибо за внимание ! www.themegallery.com
Предварительный просмотр:
Слайд№1
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает новый подход к разработке урока в условиях современной информационной образовательной среды. В связи с этим педагогу необходимо овладеть соответствующей технологией подготовки урока.
Из определения информационно-образовательной среды образовательного учреждения мы выделяем понятие информационно-образовательная среда урока. Ей присущи следующие характеристики: гибкость организационной структуры обучения, целостность, открытость, полифункциональность, вариативность, визуализация, интерактивность.
Слайд №2
Гибкость- определяется в частности, тем, что сама среда имеет гибкую структуру и набор средств обучения, изменяющихся в зависимости от применяемых учителем образовательных технологий.
Целостность- возникает в результате сознательных действий субъектов учебного процесса.
Открытость- как результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством.
Полифункциональность- среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Вариативность- предполагает различный подбор фрагментов содержания в зависимости от поставленных задач.
Визуализация- представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительского восприятия.
Интерактивность- предоставляет условия для оперативного контроля учебных достижений, доступа к разнообразным источникам учебной информации.
Слайд №3
Построение учебного процесса в информационной образовательной среде кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его участников. Характер взаимодействия участников учебного процесса отражается в принципах педагогики сотрудничества. К числу основополагающих относятся: демократичность, открытость, альтернативность, диалогичность, рефлексивность. В такой среде достигается понимание и признание ученика, основанное на стремлении учителя встать на место ученика.
В ходе проектирования учебного процесса в современной информационной образовательной среде следует помнить, что он должен важным дидактическим принципам
Принцип научности- в современном представлении он определяет как отбор содержания учебного материала, так и способы его усвоения, адекватные научному знанию. В соответствии с этим учащиеся должны получить навыки научного поиска, освоить современные методы познания.
Принцип визуализации- создание у школьника чувственного представления об изучаемом объекте в современной его трактовке, выдвигает требование предъявлять модель изучаемого объекта или процесса в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта.
Принцип системности- необходимо выделять в объектах или явлениях , представляемых с помощью средств ИКТ, основные структурные элементы и существенные связи между ними, позволяющие представить этот объект в целостном виде.
Принцип активности- призван указывать критерии выбора наиболее рациональных видов деятельности учащихся.
Принцип индивидуального подхода- базируется на идеях личностного подхода к обучаемому как к субъекту деятельности.
Принцип кооперации- отражает совместную деятельность педагога с учащимися, когда каждый из участников выполняет определенные функции, при этом учитель прежде всего стремится создать условия для развития школьников.
В состав учебного процесса в информационной образовательной среде входит пять блоков.
Слайд №4
Не стоит забывать, что важным элементом урока в информационной образовательной среде является учебник. На смену прежним , традиционным учебникам приходит учебно-метадический комплекс, включающий электронные приложения, средства методической поддержки и многое другое.
Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде представляет собой реализацию определенной последовательности этапов.
Слайд №5
Определение и анализ планируемых результатов
Сегодня под образовательными результатами подразумеваются личностные ресурсы обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Личностные ресурсы можно разделить на:
Мотивационные( потребности, запросы, конкретизируемые в мотивах деятельности)
Инструментальные или операционные( универсальные способы деятельности)
Когнитивные ( предметные умения и навыки)
Развитию ресурсов личности соответствуют планируемые результаты образования: личностные, метапредметные и предметные
Личностные- фактор развития мотивационных ресурсов, метапредметные- инструментальных, предметные- когнитивных.
Личностные результаты- это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса.
Метапредметные результаты -это освоенные обучающимися на базе нескольких или всех ученых предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты- выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Подбор видов учебной деятельности и методов обучения, соответствующих запланированным образовательным результатам
Классификация видов деятельности | Виды деятельности |
1.Виды словесной деятельности | Контент-анализ выступлений одноклассников. |
Подготовка и представление публичного выступления в виде презентаций. | |
Самостоятельная работа с учебником, электронным образовательным ресурсом(ЭОР) | |
Поиск информации в электронных справочных изданиях: электронные энциклопедии, словари, сети Интернет, электронные базы и банки данных. | |
Отбор и сравнение материала из нескольких источников( образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы) | |
Составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотаций и др. | |
Подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации. | |
Решение задач | |
Выполнение заданий по классификации понятий | |
2. Виды деятельности на основе восприятия | Просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов |
Участие в телеконференциях | |
Наблюдение за демонстрациями учителя | |
Объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений | |
Анализ графиков, таблиц, схем | |
Анализ проблемных ситуаций | |
3. Виды деятельности с практической основой | Постановка опытов для демонстрации классу |
Постановка фронтальных опытов | |
Выполнение фронтальных лабораторных работ | |
Выполнение работ практикумов | |
Разработка новых вариантов опытов | |
Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных | |
Проведение исследовательского эксперимента | |
Моделирование и конструирование | |
Решение экспериментальных задач | |
Подготовка и оформление с помощью прикладных программ общего назначения результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности. |
Классификация электронных образовательных ресурсов по методическому назначению
Основные группы электронных образовательных ресурсов | Наименование |
Электронные образовательные ресурсы для поддержки и развития учебного процесса | Электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программ учебной дисциплины |
Электронно- образовательные ресурсы информационно-справочного характера | Энциклопедии, словари, хрестоматии , атласы, нормативно-правовые, экономические сборники и др. |
Электронно- образовательные ресурсы общекультурного характера | Виртуальные экскурсии по музеям мира, виртуальные путешествия по городам мира, странам и континентам, электронные издания, посвященные классикам мировой культуры, архитектуры, живописи, музыки. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №4»
Использование информационных технологий как средство обучения
( разработка урока с применением информационно-коммуникационных технологий).
Афанасьева
Людмила Павловна
учитель географии
Югорск
2010
Содержание
1. Аннотация……………………………………………………………………. 3
2. Пояснительная записка……………………………………………………… 4-6
3. Основной материал………………………………………………………….. 7-11
4. Список используемой литературы…………………………………………. 12
5. Приложения…………………………………………………………………. 13
Аннотация
Данное методическое пособие содержит методику проведения уроков географии с использованием информационных технологий. Пособие включает также справочные и дополнительные материалы, задания для групповой и индивидуальной работы.
Все материалы могут быть использованы на уроках географии по любой программе.
Пояснительная записка
Освоение компьютерных технологий- требование времени. Трудно создавать образ той или иной страны, своей малой Родины, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть « живой». Мы должны учить образному мышлению, формированию « географической картины мира». Не случайно в 1976 г. Дэвид Трейклер констатировал: « Люди запоминают 10 процентов того, что они читают, 20 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно». Помочь этому смогут компьютерные технологии.
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации за последние 15 лет прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.
Новые информационные технологии в обучении географии могут быть использованы в разных направлениях.
Прежде всего, это использование демонстрационного комплекса « Компьютер- экран- проекционное устройство» на уроках изучения нового материала и закрепления пройденного при иллюстрации закономерностей развития природы и общества. На конкретном материале регионального содержания. С их помощью можно продемонстрировать яркие географические объекты и явления, используя дешевые носители информации. Интерактивные средства позволяют управлять учителю и ученику потоком информации, акцентируя внимание на наиболее интересных или сложных моментах изучаемого материала.
Использование мультимедийных интерактивных средств в сочетании с аудиовизуальным при выводе изображения на большой экран существенным образом может повысить наглядность обучения и повысить мотивацию к нему. Компьютерные анимации позволяют наглядно и в динамике рассмотреть многие географические объекты и явления. При этом обучение проводится с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку полностью отсутствует ее вредное воздействие на учеников.
С помощью мультимедиа легче создавать целостный образ территории, что очень важно при изучении физической географии. Для этого одних только карт недостаточно. Наряду с этим необходимо показывать аэрокосмические и фотоснимки, схемы, графики и диаграммы. И здесь мультимедиа приходит на помощь. Для примера возьмем тему « Движения земной коры» в VI классе. Она сложна тем, что у учащихся нет возможности самим наблюдать явления, связанные с движениями блоков земной коры. Поэтому возникает необходимость привлечения компьютерных технологий, посредством которых возможно показать на экране физические процессы и явления, происходящие в недрах земной коры.
При проверке знаний возможны различные подходы с использованием компьютера и мультимедиа: компьютерные тесты; индивидуальные задания, которые могут получить как ученики слабые, так и сильные; групповые работы; практические работы. Ведется апробация тестов и контрольных заданий по различным темам. В связи с вводимой рейтинговой системой такие разработки становятся еще более актуальными.
С каждым годом увеличивается количество учащихся, владеющих компьютерными технологиями и выполняющих с их помощью замечательные работы. Особенно заметны работы по элективным курсам, где учащемуся самому предоставляется возможность, используя свои знания компьютерных технологий, использовать и применять их для дополнения содержания элективного курса.
Информационные технологии в образовательном процессе позволяют создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению географии. Использование ИКТ способствует развитию у учащихся зрительной памяти, которая в сочетании с используемой чаще всего в процессе обучения слуховой памятью позволяет повысить эффективность профессиональных усилий педагога. Но не менее важен и эмоциональный фактор, который проявляется при использовании ИКТ на уроках. Он способствует развитию творческого потенциала учителя и ученика. Ведь к созданию подобных ресурсов легко привлекаются учащиеся, которые создают мультимедийную продукцию.
Основной материал
Урок по теме : « Реки» физическая география 6 класс.
Цель урока: восприятие нового материала и его первичное осознание и осмысление.
Задачи:
Образовательные:
1. сформировать знания о реке и ее частях
2. дать представление о бассейне и водоразделе
3. сформировать умение правильно показывать и обозначать реки России и мира.
Воспитательные:
1. содействовать в ходе урока формированию познаваемости мира и природы
2. воспитывать чувство патриотизма и любви к своей стране
3. содействовать в ходе урока формированию умения работать в одной команде.
Развивающие:
1. осуществлять дальнейший познавательный интерес к предмету
2. развивать у учащихся самостоятельность мышления на уроке, в ходе учебной деятельности.
3. развивать у учащихся умения выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Ход урока:
Слайд №1
Определение темы и целей урока
Зимой скрываюсь,
Весной появляюсь,
Летом веселюсь,
Осенью спать ложусь.
Слайды № 3-4
Эвристическая беседа о реке
Слайд №5
Формирование понятия река
Слайд№6
Знакомство с равнинной рекой и профилем ее долины
Слайд №7
Заполнение схемы, части реки, речная система, бассейн реки, водораздел.
Слайд №8-9
Исток и устье реки. Что может быть истоком и устьем реки.
Слайд №10-11
Сравнение рек Амазонки и Лены ( отличие устьев рек).
Слайд № 12
Работа с атласом . Групповая форма 1 группа характеризует реку Обь ( план на экране), 2 группа реку Лена по учебнику стр. 89, рис. 58.
Слайд №13
Динамическая пауза:
Ровно сели- потянулись,
Всем тихонько улыбнулись,
Две погладили ладошки,
Посмотрели на окошки,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Слайд № 14-15
Приемы обозначения рек на контурной карте.
Слайд № 16
Терминологический диктант
Слайд №17
Домашнее задание.
Слайд №18
Подведение итогов урока
Слайд № 19
Рефлексия.
Тема урока « Ветер» ( 6 класс).
Цель урока: восприятие и первичное осознание, и осмысление нового материала.
Задачи, поставленные на урок:
Образовательные:
1. сформировать представление о ветре и причинах его образования
2. уметь называть основные виды ветров
3. научиться определять направление и силу ветра.
Воспитательные:
1. содействовать в ходе урока формированию познаваемости мира и природы.
Развивающие:
1. осуществлять дальнейший познавательный интерес к предмету
2.развивать у учащихся самостоятельность мышления на уроке, в ходе учебной деятельности.
3. развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Ход урока:
1. Актуализация знаний
Учащимся предлагается вспомнить определение понятий « атмосферное давление», « атмосфера», « нормальное атмосферное давление», закономерность изменения атмосферного давления с высотой.
Слайд №2-3
2. Активизация знаний:
Учащиеся самостоятельно определяют тему урока.
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обивает
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде-
Миг- и нет его нигде.
( Ветер).
3. После определения темы урока, учащиеся самостоятельно определяют задачи на урок, записывают тему в тетрадь
4. Объяснение нового материала.
Начинается с постановки проблемного вопроса.
Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда уходит дым?
Дым уходит в трубу. Почему дым вытягивает в трубу? Вспомним разницу в давлении между двумя точками земной поверхности, движение воздуха в вертикальном направлении.
Слайд-№4-5
Знакомимся с определение « ветер».
Слабые ученики могут воспользоваться помощью учебника, сильные ученики составляют определение сами в тетради. Затем сравниваем полученные результаты.
Но ведь ветер перемещает воздух и, значит у него должны быть скорость и он должен перемещаться.
Задание на доске:
Обратите внимание, даны две точки Аи Б, для каждой даны значения давления.
760 720
740 720
Попробуем из этих примеров выделить закономерность, которая существует между силой ветра и величиной атмосферного давления
Слайд № -6-7-8
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер и больше его скорость.
Выполняем задания самостоятельно:
758 759
759 757
760 765
763 755
741 744
Слайд №-9
Кроме скорости ветры различаются по направлению. Прочитайте отрывок в учебнике, как правильно определять направление ветра. Выполняем задание.
северный | южный | Северо-восточный | западный | Северо-западный | восточный | Юго-восточный | Юго-западный |
Справка для любознательных:
Самые сильные ветры у земной поверхности отмечены в Антарктиде на Земле Адели 87 м\с. На австралийской антарктической станции Моусон более 300 дней в году со штормовым ветром.
На форзаце учебника знакомимся с силой ветра в баллах.
Слайд №-10-11-12
А теперь узнаем разновидности ветров.
Работа с учебником и схемами образования ветров, бриз(ночной, дневной), муссон( летний, зимний).
Заполнение таблицы.
Опишите ветры бриз и муссон
План описания | Бриз | Муссон |
1. Название в переводе на русский язык. 2. Виды ветров. 3. Причины образования. 4. Где их можно наблюдать. 5. Как далеко проникают на сушу. 6. Когда приносят осадки. |
Слайд № 13-17
5 Заключительный этап урока
Что такое ветер?
Какие виды ветров вызнаете?
Коков механизм образования ветра?
Восстановите цепочку причинно-следственных связей: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении.
6 Выводы по уроку
Что узнали?
Чему научились?
Оценки за работу на уроке.
Слайд №-18
7 Домашнее задание.
Слайд № 19
8 Рефлексия
Литература
1.Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии География в школе №7 1999г.
2. География: 6 кл.: Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Г.Ю. Грюнберга, Т.П. Неклюковой « География.6 класс»/ Сост. Воробцова Т.Н.- Вологоград: Учитель-АСТ, 2002.
3. Нагорная И.И. География: 6 кл.: Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.- Волгоград: Учитель, 2005.
4. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс, 6 класс.- М.: Дрофа, 2002.
5. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2006.
6. Новенко Д.В. О новых технологиях в преподавании географии. География в школе № 7 1999г.
7. Шульгина О.В. Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии. География в школе №8 2003г.
Приложения