Олимпийцы и Олимпиада
Олимпиадные задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya.doc | 82.5 КБ |
olimpiada_9_klass_geografiya.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Институт развития образования»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке заданий для школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по географии
в 2008/2009 учебном году
г.Ханты-Мансийск 2008 г.
Методические рекомендации по составлению заданий
для проведения первого (школьного) этапа
Всероссийской олимпиады по географии[1]
Первый этап Всероссийской олимпиады по географии (далее - Олимпиады) проводится общеобразовательными учреждениями в октябре.
Целями первого этапа Олимпиады являются:
- стимулирование интереса учащихся к географии;
- выявление учащихся, интересующихся географией;
- оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе географии;
- активизация творческих способностей учащихся;
- выявление учащихся, которые могут представлять свое учебное заведений на последующих этапах Олимпиады;
- популяризация географии как науки и школьного предмета.
Форма проведения первого этапа Олимпиады определяется руководителями учебных заведений и учителями географии.
С учетом перечисленных выше целей, первый этап Олимпиады целесообразно проводить в два тура. Первый тур - теоретический (письменный), второй - в виде устного конкурса знатоков географии. Рассмотрим подробнее особенности организации каждого из этих туров, а также примеры задач (заданий), которые могут быть использованы для их проведения.
Теоретический тур
Теоретический тур Олимпиады проводится в письменной форме по параллелям. Несмотря на то, что преподавание географии как отдельного предмета начинается только в 6 классе, мы рекомендуем проводить Олимпиаду и для шестиклассников, с учетом материала по географии, пройденного ими в первой четверти и материала школьного курса природоведения. Объединение параллелей в группы нецелесообразно в силу специфики построения школьного курса по географии. Задания для каждой параллели должны строиться по принципу «накопленного итога»: в задания для 7 класса должны быть включены задачи по курсу для
6 класса и т.д. Задания для 11 класса должны включать задачи по всему основному школьному курсу географии - от 6 до 10 классов (как правило, наиболее сложные задачи из комплектов заданий для этих классов). Приветствуется включение в задания теоретического тура хотя бы одной задачи, построенной на краеведческом материале. По уровню сложности краеведческие задачи для 6-8 и для 9-11 классов должны различаться.
Примерные задания теоретического тура первого этапа Олимпиады, а также варианты их решения, ответы и критерии оценки разрабатываются методической комиссией вышестоящего уровня (района, города). Окончательный вариант заданий составляется на основе этих методических рекомендаций учителями географии каждого учебного заведения.
На выполнение заданий теоретического тура первого этапа Олимпиады должно отводиться не более одного академического часа. Задания могут быть написаны учителем на школьной доске, или же розданы каждому участнику Олимпиады. Если для ответа на некоторые задачи потребуются контурные карты, необходимо обеспечить всех участников их копиями. Использовать для ответа школьные атласы и любые другие справочные пособия нежелательно.
Всего в задании теоретического тура первого этапа Олимпиады не следует включать более 5-7 задач.
Обязательно наличие в заданиях для каждой параллели задач на проверку знаний географической карты, а также задач программного материала соответствующего курса школьной географии. Как минимум одно задание должно быть направлено на выявление у учащихся аналитических навыков: распознавания образов (например, по фрагментам художественных произведений), определения логических цепочек и причинно-следственных связей (например, взаимосвязей компонентов ландшафта, их зависимость от общих планетарных географических закономерностей). Обязательно следует включить в задание Олимпиады задачу на сопоставление (перебор, выборку в соответствии с заданными критериями) различных географических объектов, стран и т.п. Для упрощения проверки ответов целесообразно использовать тестовую форму задач. Однако не следует отказываться и от таких традиционных для географии заданий, как нанесение объектов на контурную карту, составление плана местности, схемы маршрута.
Для составления заданий теоретического тура школьного этапа Олимпиады могут быть использованы сборники олимпиадных задач по географии различного уровня.[2] Как правило, задачи более высокого уровня сложности могут быть упрощены и переформулированы применительно к требованиям первого этапа Олимпиады. При составлении заданий на знание географической карты мы рекомендуем использовать задачи типа «определи страну/территорию и ее соседей», которые регулярно публикуются в газете «География».
Оценка ответов участников Олимпиады определяется по многобальной шкале. Обязательно следует предусмотреть поощрительные баллы (за логику ответа на наиболее сложные задачи, проявленную географическую эрудицию и проч.).
Приведем некоторые примеры задач теоретического (письменного) тура школьного этапа Олимпиады.[3]
1.Задача для 6 класса на материале школьного курса природоведения.
Заполните недостающие ячейки таблицы
Прибор | Явление, измеряемое прибором | Единица измерения, которой характеризуется измеряемая прибором величина |
Анеморумбометр | Метр в секунду | |
Автоматически записывает атмосферное давление | ||
Гигрометр | ||
Осадкомер | ||
Градус | ||
Автоматическое измерение глубины водоема |
2.Задачи на знание географической карты
Для 7 класса
Ваш друг живет в сельской местности и пешком ходит в школу, расположенную на расстоянии 1250 м от своего дома в деревне Дивногорье. Изобразите на плане в масштабе 1:10 000 этот маршрут, учитывая, что он сначала переходит по мосту пруд, затем идет через заболоченный березовый лес, на краю которого расположен домик лесника, после чего переходит однопутную электрифицированную железнодорожную линию. План должен вмещаться в квадрат со стороной 15 см.
Для 7-8 классов
Расположите перечисленные ниже объекты в порядке удаления от аудитории, в которой вы находитесь в настоящее время:
а) точка с нулевыми географическими координатами;
б) высочайшая гора Северной Америки;
в) исток крупнейшей реки Южной Америки;
г) самая южная точка Азии.
Правильны или неправильны следующие утверждения?
1.Экватор пересекает территорию Гвинеи.
2.Экватор пересекает территорию Эквадора.
3.СевернаяДвина пересекает Северный полярный круг.
4.Устье реки Нижняя Тунгуска лежит севернее Северного полярного круга.
5.Территория Республики Корея целиком расположена южнее Северного тропика.
6.Река Конго пересекает экватор.
3.Задачи на знание программного материала
Для 6-7 классов
Изолиниями называются линии на карте, соединяющие точки с равными значениями определенной величины. Для отображения значений каких характеристик используются такие виды изолиний, как изогипсы и изобары?
Для 7-8 классов
Что представляют собой следующие природные явления:
хамсин, самум, харматтан, сирокко?
4.Задачи на распознавание образов
Для 8-9 классов
Это узкая и протяженная возвышенность с максимальной абсолютной высотой 471 м располагается в европейской части России. Она служит водоразделом для рек бассейна одного океана. Здесь добывают бокситы и другие полезные ископаемые осадочного происхождения.
Определите, что это за возвышенность?
Для 10-11 классов
«Вся страна - это только река,
Окаймленная рамкой зеленой,
И дугой, золотой, из песка».
О какой стране и о какой реке написал Николай Гумилёв? Где находятся истоки этой реки? Какую роль она играет в хозяйственной жизни описанной в стихотворении страны?
5.Задачи на сопоставление (перебор, выборку) географических объектов
Для 7 и 11 классов
Укажите, в каком из следующих городов - Буэнос-Айресе, Джакарте, Париже, Триполи - в июле и январе:
- теплее всего;
- холоднее всего;
- выпадает больше всего осадков;
- выпадает меньше всего осадков.
Для 10 и 11 классов
В каких странах больше половины населения соблюдают пост в месяц рамадан? (нужное подчеркните)
Страны: Албания, Бангладеш, Болгария, Израиль, Индия, Индонезия, Китай, Мавритания, Сирия, Сомали, Швеция, Япония?
6.Задачи на анализ причинно-следственных связей
Для 7, 10 и 11 классов
На земном шаре существует всего один район, где восточное побережье материка вне тропической зоны занято пустыней.
Что это за материк, как называется этот район и на территории какого государства он находится? Почему этот район отличается столь «нетипичным» климатом?
Для 10 и 11 классов
Представьте, что вы организатор международной конференции по проблемам экологии и хозяйственного использования акватории Северного моря.
Представителей каких стран и специалистов в каких областях науки и техники вы сочли бы необходимым пригласить? Какие темы для обсуждения на конференции вы бы выбрали?
7.Краеведческие задачи[4]
Для 6-7 классов
Небольшой катер двигался из г.Сургута вниз по течению реки со скоростью 26 км/час по азимуту 270о. Время выезда 10 час. 26 мин. Примерно через 50 км с катера высадился человек. Через 2 часа 34 мин. на обратном пути катер подобрал его.
По какому азимуту катер будет возвращаться до исходной точки по кратчайшему направлению?
Зимник - это:
- место, где дорога делает крутой поворот;
- дорога, по которой ездят только зимой;
- настил на дороге через топкое место.
Для 8-9 классов
Назовите антропогенные формы рельефа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Попробуйте дать им определения.
Михаил Иванович пригласил погостить к себе на летние каникулы в столицу Югры - г.Ханты-Мансийск племянника Николая из Санкт-Петербурга: «Поездим по округу, посмотришь, какие у нас «туманы» и «материки», сходим на рыбалку, ягод наберем!». Рыбалку и ягоды Николай любил, но что хорошего в «туманах», и откуда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре «материки», он понять не мог. Лишь побывав в Югре, Николай сообразил, что имел в виду дядя.
А вы сможете это объяснить?
Для 10-11 классов
Найдите соответствие изображенными на флагах или гербах государств мира и субъекта РФ растениями и животными и самими государствами, субъекта РФ.
Растения и животные: кедр, белый журавль (стерх), клён, лев, олива, птица фрегат, орёл, райская птица.
Государства и субъект РФ: Шри-Ланка, Кирибати, Канада, Ливан, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Кипр, Албания, Папуа - Новая Гвинея.
Конкурс знатоков географии
После подведения итогов теоретического тура первого этапа Олимпиады целесообразно провести общешкольный конкурс знатоков географии. Его участниками могут стать победители и призеры от параллелей старших классов (с 8 по 11). Как показывает опыт, различия в географической эрудиции между интересующимися географией учащимися этих возрастных групп не столь существенны, чтобы предопределить результаты конкурса. Зачастую, даже на заключительном этапе Олимпиады, лучшие результаты в конкурсе знатоков демонстрировали не учащиеся 11, а 10, 9 и даже 8 классов.[5] Таким образом, школьный конкурс знатоков может стать не только ярким праздником географии. Он позволит выявить, в совокупности с результатами теоретического тура, кандидатов для участия в следующем - муниципальном этапе Олимпиады.
Конкурс знатоков географии - зрелищное мероприятие, которое проводится в форме интеллектуального конкурса-игры, хорошо известной школьникам по соответствующим телевизионным передачам. Участие и, особенно, победа в конкурсе знатоков - хорошая возможность для поощрения интересующихся географией школьников и, одновременно, для подготовки их к аналогичным конкурсам, проводящимся в рамках последующих этапов Всероссийской олимпиады по географии. Следует отметить, что в некоторых странах мира, в первую очередь - в США, школьный этап национальной олимпиады по географии проводится именно в виде подобного конкурса.
Победа в конкурсе знатоков на первом этапе Олимпиады не обязательно должна приносить дополнительные баллы в общий зачет; следует предусмотреть награждение победителей этого конкурса специальными призами. В качестве зрителей на конкурсе присутствуют все желающие. Целесообразно пригласить на него всех учащихся, принимавших участие в Олимпиаде, объявить победителей и призеров Олимпиады и пригласить их на сцену для участия в конкурсе.
Поскольку конкурс знатоков географии проводится для учащихся разных параллелей, его задания должны быть составлены в основном с учетом следующих знаний, умений и навыков:
- знание географической номенклатуры (в том числе «самые-самые» высокие горы, длинные реки, крупные города, многочисленные народы, большие и малые страны и т.п.);
- умение «привязать» географические объекты к местности (вопросы типа «где находится», «с кем граничит», «через территорию каких стран проходит», «куда впадает» и т.п.);
- навыки чтения географических карт, в том числе для определения страны (территории) по расширяющемуся полю карты или по ее контуру;
- широкая эрудиция, в том числе знание национальной символики (флаги, гербы), национальных валют стран мира;
- умение атрибуировать артефакты (предметы быта, одежды, «экзотические» продукты питания) со странами, на территории которых они распространены;
- умение «проецировать» на географическое поле знаний информацию, полученную в ходе изучения других школьных предметов (истории, биологии, литературы, музыки).
Материалы для проведения конкурса знатоков географии подбираются учителем географии на основе личных фотоархивов, коллекции школьного музея, и/или из источников в сети Интернет (например, из электронной энциклопедии «Википедия»).[6]
Примерный сценарий проведения конкурса знатоков географии
1.На сцену вызываются победители и призеры от каждой параллели (всего не более 32 человек). Каждый из них получает пронумерованные листки для ответов на вопросы конкурса.
2.Ведущий (учитель географии) задает первый вопрос, на ответ дается до 30 секунд. Ассистент собирает у участников первый листок для ответа. Листок передается жюри (2-3 человека) для проверки и оценки.
3.Процедура, описанная в пункте 2, повторяется 3-5 раз. Целесообразно чередовать вопросы «с голоса», с использованием видеоряда (например, фотографий географических объектов, которые требуется определить), демонстраций различных артефактов (например, традиционных головных уборов) и заслушиванием аудиозаписей (национальных песен, гимнов, танцевальных мелодий; например, украинского гопака, аргентинского танго и т.п.). Вопросы, особенно на начальной стадии конкурса, должны быть короткими, например: «Мелодию национального танца какой страны вы слышите?» или «Какой всемирно известный памятник архитектуры вы видите на экране? В какой стране (в каком городе, на берегу какой реки, побережье какого моря) он расположен?».
4.По итогам ответа на первые вопросы отсеивается половина участников. Оставшиеся 16 участников продолжают отвечать на вопросы ведущего. После следующих 3-5 вопросов отсеивается еще половина участников. Аналогично проходит и следующий цикл конкурса, по итогам которого 4 участника попадают в полуфинал. На этих двух стадиях конкурса вопросы усложняются. Например, на экране школьникам демонстрируется уже не один, а несколько географических объектов (памятников архитектуры и т.п.), которые они должны не только опознать, но и выстроить в определенной последовательности (например, по тому, в какой последовательности расположены от истоков к устью реки города, в которых находятся архитектурные памятники; по времени их возникновения и т.п.). Особое внимание следует уделить вопросам на знание географических закономерностей. Например, демонстрируются изображения различных форм рельефа, из которых нужно выбрать те, которые образовались под воздействием определенных сил природы и назвать соответствующие факторы рельефообразования.
5.Полуфинал отличается еще более сложными вопросами (3-5), по результатам ответов на которые определяются 2 финалиста.
6.Победитель конкурса определяется в финале в результате «гандикапа»: ведущий задает вопрос с множеством ответов, и победителем считается участник, за которым осталось последнее слово. Например: «Перечислите островные государства мира», или же: «Перечислите моря мирового океана». Чтобы верно оценить ответы на этот вопрос, заранее необходимо подготовить полный перечень объектов, о которых идет речь.
Таким образом, общая продолжительность конкурса знатоков географии составит около 1 часа.
Время, отводимое для работы на выполнение олимпиадных заданий, исключая организационные мероприятия[7]
Классы | Школьный этап | Муниципальный этап |
5-6 | 1 астрономический час | Нет |
7-8 | 1,5 астрономических часа | 2 астрономических часа |
9 | 2 астрономических часа | 3 астрономических часа |
10-11 | 3 астрономических часа | 4 астрономических часа |
[1] Данные методические рекомендации составлены с учетом опыта проведения олимпиад по географии в школах Москвы и Санкт-Петербурга. Автор методических рекомендаций - доц., к.г.н. А.С.Наумов (географический ф-т МГУ имени М.В.Ломоносова). При составлении рекомендаций использованы материалы, предоставленные учителем географии, директором гимназии №445 г.Санкт-Петербурга И.А.Львом.
[2] География: от урока к экзамену: Сб.задач: Книга для учителя/ Под ред. А.С.Наумова. М.: Просвещение, 1999:
Олимпиады по географии. 6-11 кл.: Метод. пособие/ Под ред. О.А.Климановой, А.С.Наумова. - М.: Дрофа, 2002;
Кунха С., Наумов А.С. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады. М.: Аст: Астрель, 2008.
[3] Задачи взяты из названных выше публикаций, а также из вариантов Московской городской олимпиады по географии за разчные годы (эти задачи адаптированы).
[4] Краеведческие задачи. Автор - доцент кафедры естественно-математического образования Т.К.Орлова (Бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Институт развития образования»)
[5] Если имеется возможность, стоит провести и отдельный конкурс знатоков географии для учащихся 6 и 7 классов.
[6] Для составления заданий может быть использовано следующее пособие:
Климанов Викт.В., Климанов Вл.В. Земли и страны: Учебное пособие по географии. - М.: Московский лицей, 1996.
[7] Время установлено Оргкомитетом регионального этапа Олимипиады
Предварительный просмотр:
ГЕОГРАФИЯ 9 КЛАСС
Аналитический тур
За каждое задание максимальное количество баллов - 10.
Задание 1. Назовите, не глядя на карту:
- материк, который пересекает меридиан 90° з.д.
- материки, которые омывают только Тихий и Атлантический океаны
- самый северный материк
- самый южный материк
- материк, который омывают три океана
- материк, который омывается одним океаном
- на каких материках или океанах находятся северные и южные географические
и магнитные полюса?
Задание 2. В морской воде содержится огромное количество соли. Если всю морскую соль в сухом виде распределить по поверхности суши, то ее слой составит почти 150м. Однако реки, впадающие в моря и в конечном итоге в Мировой океан, пресные. Почему же морская вода соленая? Почему солеными становятся бессточные озера, куда тоже впадают пресные реки? А, например, в африканском озере Чад вода в сухое время года лишь солоноватая, а во влажное - практически пресная. Почему? Назовите самое соленое море, самое глубокое соленое озеро, самое большое по объему пресное озеро.
Задание 3. Про крупнейшее озеро Африки как-то написали, что там так много животных, которых называют водными лошадьми, что, когда они утром погружаются в озеро, вода выходит из берегов. Когда к вечеру они, накупавшись, выходят на берег, вода спадает. Что это за озеро, какие это животные (которые по латыни так и называются - водные лошади)? Как на самом деле можно объяснить это явление? Почему же вода то выходит из берегов, то спадает - в чем причина? Какая известная река вытекает из озера? Какая линия пересекает его в северной части? Почему озеро так называется?
Задание 4. Калифорния - это юго-западный штат США. Здесь расположены такие крупные города как Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Сан-Диего. Численность населения Калифорнии более 30 млн. человек. В каждой калифорнийской квартире и коттедже есть красная сумка, содержимое которой не только знает, но и готов применить каждый взрослый и каждый ребенок. Что находится в этой сумке? К чему всегда готовы в Калифорнии и почему?
Задание 5. Американцы очень любят Миссисипи (ее бассейн занимает 40 % территории США), но дают ей нелицеприятные названия: «толстая грязнуха», «первая в мире обманщица», «лошадь, которая не устает». А мы называем ее «американской Волгой». Объясните каждое из этих прозвищ. Какой известный крупный город находится в устье реки? Самый крупный приток- река Миссури впадает в Миссисипи близ города Сент-Луис в штате Миссури. В чем походят эти две реки, город и штат на Ханты-мансийский автономный округ - Югру?
ГЕОГРАФИЯ 9 КЛАСС
Теоретический тур
Внимательно прочитайте каждое задание.
Запишите не только ответы на поставленные вопросы, но и весь ход ваших рассуждений, если это указано в задании
Ответ записывайте разборчиво.
Примечание. Не разрешается пользоваться школьными атласами и другими источниками информации.
1. Какой стрелкой на карте России обозначены северные ветры? |
1) А 2) В 3) С 4) D
Ответ: ___________________________________________________________
Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл
2. Установите соответствие между республикой в составе Российской Федерации и ее столицей.
Республика Столица
1) Татарстан А) Иошкар-Ола
2) Башкортостан Б) Махачкала
3) Дагестан В) Казань
Г) Уфа
Ответ: ___________________________________________________________
Критерии оценивания. За правильный ответ - 3 балла
3. Установите соответствие между видом продукции и регионом России, который специализируется на выпуске этого вида продукции.
Вид продукции Регион России
1) целлюлоза А) Кемеровская область
2) уголь Б) Архангельская область
3) нефть В) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.
1 | 2 | 3 |
Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл
4. Назовите, какими буквами обозначены на карте пограничные государства: 1) Норвегия 2) Украина 3) Польша 4) Монголия 5) Япония |
Ответ: ___________________________________________________________
Критерии оценивания. За правильный ответ - 5 баллов
5. Назовите национально-территориальные образования в составе Российской Федерации:
1) Пермский край
2) Пензенская область
3) Республика Алтай
4) Республика Тыва
5) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
№ |
Критерии оценивания. За правильный ответ - 3 балла
6. Назовите столицы субъектов Российской Федерации:
1) Республика Бурятия а) Абакан
2) Республика Саха (Якутия) б) Барнаул
3) Республика Тыва в) Кызыл
4) Республика Хакасия г) Селенгинск
д) Улан-Удэ
е) Якутск
1 | 2 | 3 | 4 | |
№ |
Критерии оценивания. За правильный ответ - 3 балла
7. Назовите моря, которые омывают Дальневосточный федеральный округ:
1) Карское
2) Лаптевых
3) Восточно-Сибирское
4) Японское
5) Берингово
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
№ |
Критерии оценивания. За правильный ответ - 2 балла
8. Назовите, какими буквами обозначены на карте (рис.3) следующие реки: 1) Волга 2) Днепр 3) Иртыш 4) Мезень |
Рис. 3. Реки
1 | 2 | 3 | 4 | |
№ |
Критерии оценивания. За правильный ответ - 4 балла
9. Расположите названные территории, начиная с той, в которой добывается наибольшее количество нефти:
1) Республика Башкортостан
2) Республика Татарстан
3) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
1 | 2 | 3 | |
№ |
Критерии оценивания. За правильный ответ - 3 балла
10. В какой стране Солнце можно увидеть на Севере?..
А) Иране | Б) Испании | В) Индии | Г) Турции |
Ответ: ___________________________________________________________
Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл
11. Извержения вулканов и землетрясения обычно происходят в одних и тех же районах. Но можно найти места, где землетрясения не сочетаются с вулканизмом.
А) Прибайкалье | Б) Япония | В) Гавайи | Г) Камчатка |
Ответ: ___________________________________________________________
Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл
12. Жители какой страны встречают Новый год последними?..
А) Россия | Б) Япония | В) США | Г) Великобритания |
Ответ: ___________________________________________________________
Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл
13. Установите соответствие между каждым природным ресурсом и видом, к которому он относится.
Природные ресурсы Виды природных ресурсов
1) Энергия ветра А) Исчерпаемые невозобновляемые
2) Нефть Б) Исчерпаемые возобновляемые
3) Лесные ресурсы В) Неисчерпаемые
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.
1 | 2 | 3 |
Критерии оценивания. За правильный ответ - 3 балла
14. Установите соответствие между каждым природным ресурсом и видом, к которому он относится.
Природные ресурсы Виды природных ресурсов
1) Геотермальная энергия А) Исчерпаемые невозобновляемые
2) Поваренные соли Б) Исчерпаемые возобновляемые
3) Пушные ресурсы В) Неисчерпаемые
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.
1 | 2 | 3 |
Критерии оценивания. За правильный ответ - 3 балла
15. Установите соответствие между республикой в составе Российской Федерации и ее столицей.
Республика Столица
1) Коми А) Сыктывкар
2) Удмуртия Б) Якутск
3) Саха (Якутия) В) Ижевск
Г) Нальчик
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.
1 | 2 | 3 |
Критерии оценивания. За правильный ответ - 3 балла
16. Установите соответствие между субъектом Российской Федерации и его столицей.
Субъект Федерации Столица
1) Чукотский АО А) Пермь
2) Ямало-Ненецкий АО Б) Анадырь
3) Пермский край В) Дудинка
Г) Салехард
Ответ: ___________________________________________________________
Критерии оценивания. За правильный ответ - 3 балла
17. Прочитайте стихотворение поэта М.Пляцковского:
Треплет вьюга белой лапой по плечу,
Я живу на половину суток раньше,
И когда домой со льдины прилечу,
Это значит - возвращуь я в день вчерашний.
Где в России должны находиться льдина и дом полярника?
Ответ: ___________________________________________________________
Критерии оценивания. За правильный ответ - 2 балла
Ключи к ответам
География 9 класс
Аналитический тур
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по географии
При проверке и оценке работ учащихся рекомендуется пользоваться наличием указанных критериев. При их отсутствии (даже несмотря на большой объем ответа), высоко работу не оценивать.
Задание 1.
Ответ: 1) Северная Америка, 2) Южная Америка, 3) Северная Америка,
4) Антарктида 5) Евразия, 6) Антарктида; 7) в Антарктиде - южный географический, в Северной Америке - северный магнитный, в Северном Ледовитом океане - северный полюс, в Южном океане - южный магнитный полюс. За каждый ответ - 1 балл.
Общее количество баллов -10
Задание 2.
Ответ: Залежи солей в земной коре имеют морское происхождение (1 балл). Морская же вода соленая потому, что вода в реках, даже самых чистых и пресных, всегда содержит соли (1 балл). Из замкнутого водоема (озера, океана) вода испаряется (1 балл), а соли - нет, они постепенно накапливаются (1 балл). Эта соль накопилась за несколько млрд. лет (1 балл). Что касается озера Чад, ученым удалось открыть подземный сток из озера (1 балл), который превращает его в фактически сточное
(1 балл). Самое соленое море - Красное (1 балл), самое глубокое соленое озеро - Мертвое море (1 балл), самое большое из пресных озер - Байкал (1 балл).
Общее количество баллов -10
Задание 3.
Ответ: В озере Виктория (1 балл) действительно много бегемотов (гиппопотамов) (1 балл). «Гиппопотамы» - по-латыни «водные лошади» (1 балл). Но объясняются колебания уровня приливами (1 балл), которые просто по времени совпадают с купаниями бегемотов. Значительные приливы и отливы наблюдаются на крупных озерах (1 балл), в том числе и на озере Виктория. Причина приливов - гравитационное притяжение Луны (1 балл) и Солнца (1 балл) Река - Нил (точнее - Белый Нил) (1 балл). Линия - экватор (1 балл). Озеро названо в честь английской королевы Виктории (1 балл).
Общее количество баллов -10
Задание 4.
Ответ: В красной сумке содержится спасательный комплект (1 балл) - на случай если люди окажутся под завалами в результате землетрясения (1 балл). В него входят аптечка для оказания первой медицинской помощи (1 балл), мощный фонарь (1 балл), пакет с питьевой водой (1 балл), упаковка сухой витаминизированной пищи (1 балл), салфетки (1 балл), особое одеяло, удерживающее тепло (1 балл), а также светильники, работающие 12 часов без батареек (1 балл). Через штат Калифорния протягивается один из самых активных на планете разлом Сан-Андреас и множество мелких разломов. Смещение блоков земной коры по этим разломам часто вызывает землетрясения (1 балл).
Общее количество баллов -10
Задание 5.
«Толстая грязнуха» - река довольно широкая, и ее воды несут много взвешенных глинистых частиц, поэтому производят впечатление мутных и грязных (1 балл). «Первая в мире обманщица» - из-за частых ливневых дождей поведение ее непредсказуемо (1 балл), «лошадь, которая не устает» - используется для речного судоходства, по ней перевозят много грузов и пассажиров (1 балл). «Американская Волга» - по размерам и роли в жизни страны Миссисипи очень похожа на нашу Волгу (1 балл). В устье реки находится город Новый Орлеан (1 балл). Река Миссури длиннее Миссисипи (1 балл), также как и река Иртыш - длиннее Оби (1 балл). Аналог города Сент-Луис - Ханты-Мансийск (1 балл), неподалеку от которого Иртыш впадает в Обь
(1 балл), аналог штата Миссури - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
(1 балл).
Общее количество баллов -10
Ключи к ответам
География 9 класс
Теоретический тур
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по географии
При проверке и оценке работ учащихся рекомендуется пользоваться наличием указанных критериев. При их отсутствии (даже несмотря на большой объем ответа), высоко работу не оценивать.
1. А - 1 балл
2. В Г Б - 3 балла
3. Б А В - 3 балла
4. 1 - А, 2 - Е, 3 - С, 4 - К, 5 - М - 5 баллов
5. 3, 4, 5 - 3 балла
6. 1 - Д, 2 -е, 3 - В, 4 а- - 4 балла
7. 3, 4 - 2 балла
8. 1 - D, 2 - С, 3 - L, 4 - В - 4 балла
9. 3, 2, 1 - 3 балла
10. В - 1 балл
11. А - 1 балл
12. В - 1 балл
13. В А Б - 3 балла
14. В А Б - 3 балла
15. А В Б - 3 балла
16. Б Г А - 3 балла
17. В Чукотском море и Калининградской области - 2 балла