Консультация для родителей по дополнительному образованию «Подготовка руки ребенка к письму»
Консультация для родителей по дополнительному образованию «Подготовка руки ребенка к письму»
Подготовительная группа «Умка»
Воспитатель: Пермякова В.Н.
Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма.
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Согласно данным психологов и физиологов, чисто техническое выполнение самого процесса осложняется тем, что у детей 5-6 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложного координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы формированию этого навыка зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Упражнения для проверки развития мелкой моторики.
Для проверки развития мелкой моторики используются следующие упражнения:
- Одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу).
- Кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы, при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол;
- Положить кисти обеих рук на стол: левую ладонь вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно перевернут ладони;
- Положить кисти обеих рук на стол- ладонь левой руки сжать в кулак, а правой - раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т.е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;
- Поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на столе;
- Последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.
Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел: высота стола и стула должна быть такой, чтобы локти ребенка все время спокойно лежали на поверхности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твердой поверхности.
Можно также использовать следующие виды деятельности:
1.Игры с крупой, пуговицами, бусинками, камешками.
2.Работа с бумагой, складывание (оригами), плетение, аппликация.
3.Массаж кистей рук и пальцев.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Графические упражнения штриховка.
6.Рисование и раскрашивание.
7.Вырезывание ножницами.
8.Игры с конструктором и мозаикой.
9.Игры с веревочкой и шнурками.
10.Игры с пластилином.
Консультация для родителей на тему
«Подготовка руки к письму»
Как часто приходится слышать от учителей:
«Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно - следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита рука... Пишут медленно, неуверенно». Встаёт вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребёнка? Можно ли её готовить к школе лучше, основательнее и когда?
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это происходит уже тогда, когда маленький ребенок берёт игрушку рукой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой.
При обучении письму и рисованию важны навыки мелкой моторики. От степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание.
Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. А это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Иногда родители говорят: «Пусть пишет, как ему или ей удобно». Но правила пользования ручкой (карандашом) разрабатывались недаром: в них обязательны правильная посадка ребенка, правильное положение тетради или раскраски.
Иногда родители говорят: «Вот пойдет в школу - учительница научит», забывая о том, что ребенок дома чаще всего бывает с вами наедине, запомните: переучить гораздо сложнее, чем научить сразу.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают:
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
занятия лепкой, аппликацией, рисованием, различными видами рукоделия;
игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки и т. п.) ;
развитие элементарных навыков самообслуживания.
Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых) ;
Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.) ;
Рисование карандашом (фломастером, кистью) ;
Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
Одевание и раздевание игрушек.
Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики
• Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.
• Упражнение с пинцетом
В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.
• Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
• Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
• Игры с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: по цвету, с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.
• Болты и гайки
Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
• Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
• Бусы
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
• Сортировка семян
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.
• Зубочистка
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
• Наматывание ниток
Подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.
• Переливание жидкостей и не только
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
• Конструкторы и пластилин
Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.
Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас так уж много времени: многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача — лишь предоставить ребенку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберется.
Конечно, это не значит, что ребенок должен все время быть предоставлен сам себе. Необходимо выделить время и для совместных занятий. Помните: ребенку важна ваша поддержка. Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только так они дадут плоды.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по дополнительному образованию «Подготовка руки ребенка к письму»
Подготовительная группа «Умка»
Воспитатель: Пермякова В.Н.
Важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма.
Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем дается легко. Согласно данным психологов и физиологов, чисто техническое выполнение самого процесса осложняется тем, что у детей 5-6 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложного координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы формированию этого навыка зависит от её систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Упражнения для проверки развития мелкой моторики.
Для проверки развития мелкой моторики используются следующие упражнения:
- Одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу).
- Кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы, при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол;
- Положить кисти обеих рук на стол: левую ладонь вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно перевернут ладони;
- Положить кисти обеих рук на стол- ладонь левой руки сжать в кулак, а правой - раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т.е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;
- Поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на столе;
- Последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.
Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел: высота стола и стула должна быть такой, чтобы локти ребенка все время спокойно лежали на поверхности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твердой поверхности.
Можно также использовать следующие виды деятельности:
1.Игры с крупой, пуговицами, бусинками, камешками.
2.Работа с бумагой, складывание (оригами), плетение, аппликация.
3.Массаж кистей рук и пальцев.
4.Пальчиковая гимнастика.
5.Графические упражнения штриховка.
6.Рисование и раскрашивание.
7.Вырезывание ножницами.
8.Игры с конструктором и мозаикой.
9.Игры с веревочкой и шнурками.
10.Игры с пластилином.
Консультация для родителей на тему
«Подготовка руки к письму»
Как часто приходится слышать от учителей:
«Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно - следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только не развита рука... Пишут медленно, неуверенно». Встаёт вопрос, в достаточной ли мере развита рука ребёнка? Можно ли её готовить к школе лучше, основательнее и когда?
Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до поступления в школу. Это происходит уже тогда, когда маленький ребенок берёт игрушку рукой. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас же на каждое занятие есть по машине. К сожалению, о проблемах связанных с координацией движений и мелкой моторикой рук большинство родителей узнают только перед школой.
При обучении письму и рисованию важны навыки мелкой моторики. От степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание.
Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. А это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Иногда родители говорят: «Пусть пишет, как ему или ей удобно». Но правила пользования ручкой (карандашом) разрабатывались недаром: в них обязательны правильная посадка ребенка, правильное положение тетради или раскраски.
Иногда родители говорят: «Вот пойдет в школу - учительница научит», забывая о том, что ребенок дома чаще всего бывает с вами наедине, запомните: переучить гораздо сложнее, чем научить сразу.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают:
массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
занятия лепкой, аппликацией, рисованием, различными видами рукоделия;
игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки и т. п.) ;
развитие элементарных навыков самообслуживания.
Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых) ;
Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.) ;
Рисование карандашом (фломастером, кистью) ;
Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
Одевание и раздевание игрушек.
Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики
• Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.
• Упражнение с пинцетом
В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.
• Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
• Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
• Игры с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: по цвету, с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.
• Болты и гайки
Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.
• Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
• Бусы
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
• Сортировка семян
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.
• Зубочистка
Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.
• Наматывание ниток
Подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.
• Переливание жидкостей и не только
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
• Конструкторы и пластилин
Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.
Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас так уж много времени: многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача — лишь предоставить ребенку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберется.
Конечно, это не значит, что ребенок должен все время быть предоставлен сам себе. Необходимо выделить время и для совместных занятий. Помните: ребенку важна ваша поддержка. Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только так они дадут плоды.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.