Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Перелётные птицы»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Перелётные птицы»
Цель: развитие лексико-грамматического строя и связной речи.
Задачи:
- активизировать и расширять словарь по теме;
- формировать обобщающее понятие «перелётные птицы»;
- закреплять образование существительных суффиксальным способом;
- закреплять употребление в речи предлога «с»;
- учить образовывать притяжательные прилагательные;
- учить согласовывать числительные 1—5 с существительными;
- учить пересказывать рассказ на картинно-графический план-схему;
- развивать внимание, память, мышление, общую моторику.
Оборудование: картинки с изображением перелётных птиц (кукушка, ласточка,
скворец, журавль, грач, утка, гусь, лебедь, аист); мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран, беспроводная мышка, лазерная указка.
Компьютерные средства обучения: мультимедийная презентация «Встречаем перелётных птиц».
Ход занятия
Организационный момент.
- Ребята, какое сейчас время года? (Сейчас время года весна). А какой один из главных признаков весны? (С юга возвращаются птицы)
- А теперь посмотрите на экран и назовите, каких птиц вы видите?
- Как называются птицы, которые прилетают к нам весной из тёплых краёв? (Перелётные птицы)
- О ком мы будем говорить на занятии? (О перелётных птицах)
Основная часть.
Беседа о перелётных птицах.
- Ребята, каких перелётных птиц вы знаете?
- Как вы думаете, почему этих птиц называют перелётными? (Потому что они улетают на зиму в тёплые края, на юг)
- Почему перелётные птицы улетают на юг? (Потому что осенью с каждым днём становится всё холоднее, замерзает земля, прячутся насекомые, птицам трудно добывать себе корм)
- Какие изменения происходят в жизни птиц весной? (Птицы прилетают к нам из теплых краев и начинают вить гнезда)
- Для чего птицы вьют гнезда? (Чтобы отложить яйца и вывести птенцов)
- Какие части тела есть у перелётных птиц?
- Чем покрыто тело птиц?
Упражнение «Кто с кем улетает на юг?»
Ребята, осенью перелётные птицы улетают на юг не одни, а вместе со своими птенцами. С кем улетают на юг журавли? (Журавли улетают на юг со
- своими журавлятами) Аисты? Лебеди? Утки? Скворцы? Ласточки? И т. д.
Упражнение «Кто как голос подаёт?»
- Кукушка — ... кукует.
- Соловей — ... поёт.
- Ласточка — ... щебечет.
- Скворец — ... поёт.
- Журавль — ... курлыкает.
- Утка — ... крякает.
- Гусь — ... гогочет.
Упражнение «Чей? Чья? Чьё?»
- У утки (лебедя, журавля,* гуся) чей клюв? — ... утиный (лебединый, журавлиный, гусиный). »
Голова чья? — ... утиная (лебединая, журавлиная, гусиная).
Крыло чьё? — ... утиное (лебединой.Журавлиное, гусиное).
Упражнение «Раз, два, три, четыре, пять — надо всех пересчитать».
Одна утка, две утки, ..., пять уток.
Один гусь, два гуся, ..., пять гусей.
Один грач, два грача, .../пять грачей.
Один соловей, два соловья,..., пять соловьёв. И т. д.
Физминутка «Лебедь».
Лебедь белый, лебедь смелый Улетает далеко —
В страны жаркие, где пищу Он найдёт зимой легко.
Лишь весна настанет, лебедь Вновь на родину летит,
И у озера родного Приземлиться он спешит.
Здравствуй, лебедь,
С возвращением!
Где так долго пропадал?
- Был в далёких жарких странах,
Зиму там пережидал!
Упражнение «Расскажи-ка».
Составление рассказа о перелётных птицах (по выбору) с опорой на картиннографический план.
Итог занятия.
Повторить, о чём говорили на занятии, что учились делать. Оценка работы детей.