учитель года 2020 (региональный этап)
материалы регионального этапа конкурса Учитель года-2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_konek-gorbunok.docx | 25.45 КБ |
samoanaliz_uroka.doc | 66.5 КБ |
rkmchp.ppt | 693 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение 4 класс.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока
учителя начальных классов Санчай Чочагай Сатовны.
Урок литературного чтения в 4 классе по учебно – методическому комплексу «Школа России». Автор учебника Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь». Тема урока П.П. Ершов. «Конек-Горбунок» Тип урока – урок усвоения новых знаний
ЦЕЛИ:
Образовательные цели:
-Способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и запоминанию материала;
формировать навыки использования информационных технологий; продолжить формирование познавательного интереса учащихся
Развивающие цели:
-Развивать навыки самостоятельной работы ; умение сравнивать, анализировать и обобщать
Воспитательные цели:
-Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;
-воспитывать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца
- воспитание любви к чтению
Планируемый результат
Предметные:
Знания:
-развивать самостоятельность, умение выразить мысль
-знать сведения из жизни писателя
-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте
-делать вывод, чему учит эта сказка
Умения:
-Умение анализировать поступки героев.
Навыки:
-Развивать навыки выразительного чтения.
-Развивать умение находить необходимые отрывки в тексте
-делать вывод, чему учит эта сказка
Метапредметные:
Регулятивные: с помощью учителя определять и формулировать цель на уроке и планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, внося необходимые коррективы в выполненное действие после его завершения на основе его оценки с учётом характера сделанных ошибок
Познавательные: для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы организовывать поиск необходимой информации, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.
принимать и сохранять учебную цель и задачи; выделять необходимые правила поведения исходя из того, чем является то или другое общественное место.
Коммуникативные: в совместной деятельности слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в ситуации столкновения интересов; для решения различных коммуникативных задач использовать речевые средства: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к учебному материалу, на основе критерия успешности учебной деятельности формировать способность к самооценке
Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир, история.
Ресурсы:
- основные
- Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.
Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий «Родная речь» 4 класс
- дополнительные
- Маршрутные листы
- толковый словарь
- компьютер, мультимедийное оборудование, презентация,
выполненные в программе Power Point,
аудиозапись
,
Организация пространства: Фронтальная работа, коллективная, групповая работа.
В соответствии с этим были определены следующие этапы урока:
Этап урока | Целевая установка | Результаты деятельности | |
Краткий анализ | Перечень формируемых УУД | ||
1. Актуализация необходимых знаний | Подготовить учащихся к работе на уроке, создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность; определить тип урока. | Данный этап имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса. Обучающиеся проговари -вают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока. Пожелают друг другу успешной работы на уроке. Подводят микроитог: готовы к уроку. | Коммуникативные: - умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение слушать и понимать речь других. Личностные: -умения чувствовать необходимость учения. |
2. Мотивация познавательной деятельности Формулирования темы урока, постановка цели. | Организовать работу по определению темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя. С помощью приема «Цель и цели» технологии встречных усилий реализовывалась данный этап После сообщения учителем цели урока, дети сформулировали свои , важные для них лично, цели учебной деятельности
| Регулятивные: - умение понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи - умение осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью оформлять свои мысли; - умение слушать и понимать речь других . |
3. Основной этап. Организация познавательной деятельности | Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Формировать личностные УУД через учебную ситуацию «что я знаю?» и закрепление знаний, формировать регулятивные УУД через коллективную работу, самоконтроль; коммуникативные УУД через умения оформлять свои мысли в письменной форме, слушать и понимать речь других. | На данном этапе урока с целью осознания и принятия обучающимися учебного материала использовались мною следующие приемы технологии РКМЧП: 1) прием «Ромашка вопросов» 1. Простые (фактические) вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?"с помощью опорного конспекта на проекторе. Узнали об авторе, удалось хорошо запомнить биографию автора. 2) прием «Чтение со стопами». Это прием технологии РКМЧП Цели приёма «Чтение со стопами»: развить навыки медленного, вдумчивого чтения; заинтересовать самим процессом чтения; сформировать средствами чтения мышление более высокого уровня – критическое. Одновременно ведется и словарная работа во время стоп, дети смогли предположить ответ, удачно находили в тексте ответ на возникший вопрос и проверили себя. 3) прием «Толстые и тонкие вопросы». Организовывалось групповая работа. 1 группа составили «Тонкие» вопросы, 2 группа «толстые» вопросы. На данном этапе также первичное закрепление и проверка знаний. Заполнили таблицу, ответили на вопросы мини-теста. Отметки за теста показали хорошие результаты. | Познавательные: - умение ориентиро-ваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания). Регулятивные: - умение записать свое предположение. Коммуникативные: - умение точно и полно выражать свои мысли. - слушать и понимать речь других. |
Динамическая пауза. | Создание условий для психоэмоцио-нальной разгрузки. | Это этап снятия напряжения и усталости обучающихся. Создания условий для обеспечения позитивной мотивации обучаю-щихся. Данный этап являлся неотъемлемой частью урока и имел смысловую важность (забота о физическом здоровье младшего школьника). Использовался принцип психологической ком-фортности системно-деятельностного подхода, который предполагает снятие всех стресс-сообразующих факторов учебного процесса, и создает на уроке доброжелательную атмосферу. | Коммуникативные: - умение выполнять физические упражнения по команде, вместе. |
4. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. формирование регулятивных УУД через аннализ и оцен-ку успешности достижения цели. | На данном этапе вернулись к началу урока к игре «Подбери антонимы». Учитель прочитав 1 колонну слов утверждает, что данная колонна слов характеризует старших братьев Ивана. Дети должны проговаривать свое мнение «согласен или не согласен». Это прием технологии встречных усилий Дети подводили итог урока | Регулятивные: - умение осуществлять самоконтроль совмес-тно с учителем и одноклассниками; - умение давать оценку деятельности на уроке; - умение выявлять и осознавать то, что уже усвоено и что еще усвоить. Личностные УУД - умение проявлять способность к само-оценке на основе кри-терия успешности учебной деятельности; - устанавливать связь между целью деятель-ности и ее результатом. Коммуникативные - умение с достаточ-ной полнотой и точ-ностью выражать свои мысли. |
5. Этап сообщение домашнего задания | Сообщить уча-щимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | На этом этапе урока мною было предложено дома поразмышляйте на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» написать мини- сочинение Обучающиеся с удовольствие восприняли данное задание Использовался метод беседы. Слушали инструктаж, записали домашнее задание. | Регулятивные: - соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно. |
По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Прошел он на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
Урок поставленных задач достиг.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта». /Стандарты второго поколения/.
Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Брауна и И. Бека, Куртиса Мередита, Чарльза Темпла и Джинни Стилла. Отвечая на вопрос: « Что же такое критическое мышление? », приведем цитату тех же авторов: «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление»
«Технология развития критического мышления» (РКМЧП). Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Суть её очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес; активизировать обучаемого, дать ему возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа: получение новой информации; ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап -РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия) выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Стадия вызова «Кластер» «Загадка» «Корзина идей» «Отсроченная догадка» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» «Театрализация» «Верите ли вы, что…» «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест» «Дискуссия» «Перепутанные логические цепочки» «Проблемный вопрос» «Лови ошибку» «Ключевые термины»
Приём «Кластер» Информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме.
Звуки языка Гласные Согласные Ударные Безударные Глухие Звонкие Твердые Мягкие
Приём «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…? Согласны ли вы…? Верно ли…? «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
“ Лови ошибку” Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием «Ключевые термины» Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доску. Вариант «а»: Парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов и предположить, как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант «б»: Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины. При знакомстве с исходным содержанием, учащиеся сопоставляют «свою» версия и версию «оригинального текста». Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым терминам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.
II . Стадия осмысления «Зигзаг» «Инсерт или «Чтение с пометами» «Круги по воде» «Чтение с остановками» «Сводная таблица» «Двойной дневник» «Бортовой журнал» «Карусель»
Приём «Чтение с остановками». Очень эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания. Он помогает прорабатывать материал детально. Кроме того, учащиеся имеют возможность пофантазировать, оценить факт или событие критически, высказать свое мнение. Здесь происходит обучение как критическому мышлению, так сказать рефлексивному, на стадии осмысления материала, так и творческому, на стадии прогнозирования событий.
Примерные вопросы: По названию предположите, о чем будет рассказ? ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа?
Приём «Карусель» Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
III . Стадия рефлексии «Синквейн» «РАФТ» «Шесть шляп» «Психорисунок» «Последнее слово за мной»
Приём «Синквейн» Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Почва Живая, плодородная, Разрушается, впитывает, выращивает Солнце, ветер и вода разрушают горы Земля. Почва Живая, неживая, Разрушают, беречь, выращивать 1см образуется за 300 лет! Земля-матушка Лес Величественный, таинственный, Живет, растет, радует, Национальное богатство страны, Кладовая природы
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений , которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Интернет – ресурсы: http://pedsovet.su/load/145-1-0-11874 http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/razvitie-kriticheskogo-myshleniya-na-urokakh-v-nachalnoi-shkole http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node22.html http://izhschool89.ucoz.ru/index/kak_nauchit_rebenka_uchitsja_ili_o_tekhnologii_razvitija_kriticheskogo_myshlenija/0-94