Учитель года-2020 (Мун.этап)
конспект урока
презентация урока
эссе "Работа сельского учителя в условиях модернизации образования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyskochka.docx | 25.32 КБ |
Эссе "Работа сельского учителя в условиях модернизации" | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема М.М. Пришвин «Выскочка»
Цель: познакомить учащихся с рассказом М Пришвина «Выскочка», создать условия для формирования умений анализировать содержание произведения, учить определять главную мысль произведения, развивать внимание к авторскому слову, расширить знания о творчестве М Пришвина; отрабатывать навык беглого выразительного чтения;
Планируемые результаты:
1.Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа
2. Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
3.Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
4. Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийное обеспечение, раздаточный материал (карточки для парной работы)
Ход урока
1. Организационный момент
-Добрый день дети.
Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Ребята, на карточке поставьте оценку, которую вы хотите получить в конце урока и покажите мне жестом, рукой. Судя по вашему желанию, урок у нас пройдет замечательно
2. Мобилизующий этап
1) Постановка проблемы
( Пейзажная картина, музыкальный фон - голоса птиц)
-Вам нужно вспомнить тему раздела, который мы изучаем
-Внимание - смотрим на картину и слушаем. Какой раздел мы изучаем? ( «Мы и природа»»)
2)Речевая разминка
Скороговорка (сорока и скороговорка на доске)
Три сороки – тараторки тараторили на горке
Тра-та-та-та-та-та-та
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
3. Формулирование темы и цели урока
-Какой писатель и какое его произведение мы будем сегодня изучать вы определите сами.
-Для этого поработаем в группах. У вас на столах лежат карточки, запишите соотнеся буквы с цифрами.
«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
- Чьи слова? (М.М Пришвина)
Значит будем читать рассказ кого? (Будем читать рассказ М.М Пришвина)
В | П | А | К 7 | Т |
В1 | С3 | Л | Н | Е |
Ё | Ф | Ы2 | Е | Л |
Л | М | Д | К4 | Ш |
Ч6 | И | А8 | Ж | О5 |
-Какие слова получились? ( Выскочка)
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока полностью (М.М. Пришвин и его произведение «Выскочка»)
Моя цель:
Научить вас правильно определить и понимать главную мысль текста
Предлагаю вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью.
-Чему мы будем учиться?
- Выразительно читать.
- Делить текст на части.
- Анализировать литературное произведение.
- Давать характеристику героям.
- Составлять план.
- Слушать и уважать мнение своих товарищей.
- Рассуждать, думать и высказывать своё мнение.
- Работать в паре или группе
- Ориентироваться в тексте
- Давать оценку своей работе.
4. Знакомство с биографией М.М. Пришвина
5. Работа по теме урока. Работа с текстом. Осмысление
1) Работа с Толковым словарём С.И. Ожегова
-Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек, который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет, чтобы всегда и везде слушали только его)
-Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова
-Как там раскрыто значение этого слова?
(Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам ( «Толковый словарь», Ожегов)
2)Игра «подбери антонимы»
На доске
Гордая-жалкая, смиренная
Легкомысленная – осторожная
Заносчивая - стыдливая, скромная
С хвостом – без хвоста
3) Словарная работа (в паре)
- Перед началом изучения произведения давайте проведем словарную работу.
бдительность – внимательность, настороженность
срам - стыд и позор
радужный - разноцветный
выводок – птенцы, выведенные одной матерью (птицей)
поскакала – дуром – двигалась странно, не по порядку
с заскоком и пыльцой в голове - крайность, странность в поведении
на свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность
улучила момент – нашла подходящее время
- Переходим к изучению произведения «Выскочка»
1. чтение аудиозаписи
2. образцовое чтение учителем
3. чтение учениками
Открываем учебники с92 и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. ( с карандашом в руке)
Чтение 1 части с.92 – до слов «Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки»
Вопросы после 1 остановки.
- Кто является героем рассказа?
- Какой породы была Вьюшка?
- Как можно было узнать, что она проявляет встревоженность, бдительность?
- Как могут дальше развиваться события?
Чтение 2 части до слов с.93 «- наступали шесть умных сорок»
Вопросы после 2 остановки.
- Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
- Чем же отличалась одна из сорок?
- Как про таких говорят?
-Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события?
Чтение 3 части до конца.
Вопросы после прочтения всего текста.
- Поднимите руки, чьи предположения оправдались?
- Что же произошло между героями?
- За что сороки осуждали Выскочку?
- Почему же Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?
6. Физминутка
- Встаньте, выйдите из-за парт. Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.
Игра «Да-попрыгаете, похлопаете, нет-посидите»
- в рассказе «Выскочка» дело было поздней осенью. (да)
- было семь сорок.(да)
- Сороки постигли от своих родителей все тайны воровства. (да)
- Вьюшке дали всего одну кость.(нет)
- весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах.(да)
7. Продолжение работы над темой урока
1) первичное понимание прочитанного
- Кто является героем рассказа? (сорока и собака Вьюшка)
- Как у собаки появилась такая кличка?
- Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
- Что случилось? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
- Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?
- Как повела себя Выскочка?
- Что же произошло между героями?
-Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?
- Как отнеслись к этому её сородичи (С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).
-Почему другие сороки стали срамить Выскочку?
-Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)
2) Обобщение прочитанного
-К какому жанру относится это произведение?
-Какой это рассказ художественный или научно-познавательный? (так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а не передаётся информация)
-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)
- Оправдались ли ваши предположения, о чем рассказ?
-Понравился ли вам этот рассказ. Почему интересно читать это произведение? (автор использует прием наделения животных качеством человека)
-Ответь на вопрос: можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?
-Подумайте каждый про себя: похож ли я на Выскочку и хорошо ли, быть таким?
8. Организация исследовательской деятельности учащихся
(Этап закрепления работы над текстом)
2) Работа в группах
1 группа
Описание Вьюшки
(Веселая собачка, охотничья собака - ___________; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом________________)
2 группа
Описание сороки до происшествия
С заскоком, в семье не без урода - _______________________.
С пыльцой в голове - ____________________метафора
Поскакала дуром -
Хвост радужный, блестящая, проворная –
Воровка яиц –
3 группа
План рассказа:
1.
2.
3.
Тест
- в рассказе «Выскочка» дело было
а) поздней осенью. Б) зимой в) летом
2. количество сорок в рассказе.
А) пять б) шесть в)семь
3. Сороки постигли все тайны воровства.
А) от своих родителей д) от друзей сорок от) Вьюшки
4. достались Вьюшке косточки
А) от завтрака б) от обеда в) от ужина
5. весь сорочий хвост остался у Вьюшки
А) в зубах. Б) в лапах в) на хвосте
Проверка теста:
1.а, 2в 3а 4б 5а
Оценка
«5» - 5 баллов
«4» - 4 балла
«3» - 3балла
«2» - 1-2балла
А теперь вернемся к игре «Подбери антонимы»
Выскочка до схватки: Выскочка после схватки:
Гордая жалкая, смиренная
Легкомысленная – осторожная
Заносчивая - стыдливая, скромная
С хвостом – без хвоста
10. Итог урока
-Кто главный герой рассказа?
-Определим главную мысль рассказа? О чем хотел сказать автор? ( Не надо быть выскочкой)
11. Рефлексия
-Чему мы научились, прочитав это произведение
Выскочка – человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле (дети составят обратное предложение: не надо стремиться показать себя)
Выскочка – человек, который все время перебивает? (нельзя перебивать разговор)
Выскочка -человек, который не дает другим что-то сказать, человек, который чтобы все время выслушали только его (надо уметь выслушать других)
Что хотел сказать автор, главная мысль произведения: не надо быть выскочкой)
-Справились ли мы с задачами урока, сделайте вывод
-Посмотрите на оценку, которую вы хотели получить в начале урока и оцените свою работу на уроке (высказывание ребят)
-А теперь оцените работу всего класса (оценка детей)
12. Домашнее задание
Творческий пересказ от имени Вьюшки( кто затрудняется сделает обычный пересказ)
- Спасибо за урок!
- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель - глазами доброго человека
Выскочка до схватки
Выскочка после
Схватки
МБОУ Ак-Дашская СОШ Сут-Хольского кожууна Республики Тыва
КОНКУРС
«УЧИТЕЛЬ ГОДА-2020»
НАПРАВЛЕНИЕ:
начальные классы
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе по теме
«Выскочка» М.М.Пришвина
Учитель начальных классов
МБОУ Ак-Дашской СОШ Санчай Ч.С
Предварительный просмотр:
В чем заключается работа сельского
учителя в современной школе,
в современной модернизированной системе образования?
В образовательном пространстве России сельская школа занимает весомое место. Кардинальные изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, не могут не затрагивать школу. Меняется общество, а вместе с ним меняется и школа. Возникают проблемы, которых не было раньше. Сельские жители имеют низкий уровень заработной платы, а это означает, что сельская семья весьма ограничена в средствах на культурное развитие ребенка. Современная сельская школа — это важный компонент общественного организма, который вместе с семьей ответственен за развитие школьников.
Чтобы описать деятельность, осуществляемую сельским учителем, сперва выделим особенности модернизированной системы образования.
Модернизация школьного образования на современном этапе, обусловленная переходом общества на инновационный путь развития, предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации.
Школа, конечно, пытается идти в ногу со временем, но путём простого увеличения количества получаемых в школе знаний за прогрессом не угнаться.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Межпредметные связи в процессе обучения выступают в качестве существенного автора активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Решая межпредметные познавательные задачи, ученик направляет свою активность либо на поиск неизвестных отношений, в которых находятся известные предметные знания, либо на формирование новых понятий на основе установленных конкретных межпредметных связей. Знания, полученные в результате предшествующего опыта усвоения межпредметных связей, становятся регуляторами познавательной активности побуждающего стимула.
Одним из важнейших направлений модернизации современной начальной школы является ее информатизация. Формирование информационно – коммуникативной компетентности младших школьников, становление их информационной культуры, компьютерной грамотности приобретает в настоящее время особую значимость.
Современные интерактивные средства обучения позволяют превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового.
На уроках по обучению младших школьников созданию высказывания в процессе работы над комьютерными мультфильмом, рекламным роликом и мультимедийной презентацией можно внедрять дидактические средства.
Но в школе сельской местности классы полностью не оборудованы, учителю самому приходится снабжать класс необходимыми технологиями.
Таким образом, сегодня в обществе в целом по отношению к системе образования сложилась очень непростая ситуация. Особенно непроста сегодня работа в начальной школе. Все изучаемые предметы являются интегрированными, основы предметов даются на современном научном уровне. В начальной школе не только учат читать, но и изучают литературное чтение, в рамках которого развивают литературное творчество учащихся. Если это математика, то она включает изучение и элементов алгебры, геометрии, математической логики. Если это окружающий мир, то учителю нужно знать и историю, и социологию, и зоологию, и ботанику, и астрономию... Если это русский язык, то он не ограничивается фонетикой и орфографией, учителю должны быть хорошо известны разделы: синтаксис, пунктуация, лексика, стилистика, развитие речи, здоровьесбережение, экология, безопасность жизнеобеспечения, экономика и т.д.
Учитель начальных классов должен хорошо рисовать и любить рукотворчество, иметь хороший художественный вкус, иметь навыки компьютерной техники. Подавляющее большинство педагогов используют компьютер при подготовке своих методических материалов, проводят уроки в компьютерном кабинете, используют компьютер для фронтальной и индивидуальной работы на всех уроках.
На современном уроке в начальной школе дети сами определяют тему и цель предстоящей работы, сами открывают новое знание, сами выбирают уровень сложности, планируют и оценивают свою деятельность, помогают и проверяют друг друга, и, конечно, придумывают, представляют, инсценируют, защищают работы, выполненные в творческих группах.
Таким образом, главная цель учителя сельской школы - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-культурных условия так или иначе достигается в сельских школах.
Эссе на тему
«Работа сельского учителя в системе модернизации образования»
Санчай Ч.С-учитель начальных классов, МБОУ Ак-Дашской СОШ Сут-Хольского кожууна