4.2.Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся в межаттестационный период
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование новых образовательных технологий
и результаты образовательной деятельности обучающихся в межаттестационный период
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР № Параметры сравнения Моторная алалия ЗРР 1. Темп овладения речью Задержка не темпов , а органическая патология развития речи Неравномерность развития, задержка темпа речевого развития 2. Спонтанное овладение навыков Невозможно Происходит в замедленном темпе, с особенностями 3. Состояние импрессивной речи В целом понимание сохранно, затруднено в сложных грамматических конструкциях Не нарушено 4. Состояние экспрессивной речи Апраксия / диспраксия /, нарушение речевой программы Восстановление может касаться всех сторон речи, но в хорошем темпе при адекватной коррекции 5. Анатомо-физиологические особенности Органическая патология ЦНС Без особенностей либо незначительные неврологические проявления 6. Особенности психической деятельности Может наблюдаться речевой негативизм, особенности формирования когнитивных функций Без особенностей 7. Динамика в коррекции Динамика в целом положительная, но следы алалии остаются на долгие годы Хорошо поддается коррекционной работе до полного восстановления речи
Дифференциальная диагностика моторной алалии и дизартрии № Критерии алалия дизартрия 1 Речевая моторика Первично языковое нарушение ( на нарушение артикуляционной моторики, а речевой программы). Вторично может быть проявление дизартрии или дизартрического расстройства Нарушена вследствие нарушения иннервации артикуляционного аппарата, возникающее в результате поражения ЦНС 2 Системность нарушения Нарушены все стороны речи Страдает только фонетическая система 3 Нраушение звукопроизношения Одни и те же слова и слоги может произносить по-разному ( проявление апраксии) Характерно искажение большого количества звуков , носящее стойкий характер в разных ситуациях
Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии
Дифференциальная диагностика алалии и нарушений речи, вызванных нарушением слуха № Критерии Нарушения речи при нарушении слуа ( слабослышашщие ) Алалия 1. Предметно-номинативная связь Устанавливается Не формируется или очень неустойчивая ( упрощение структуры слова) 2. Слуховое восприятие Стабильный уровень восприятия Мерцающее непостоянство ( при сенсорной алалии) 3. Голос Приглушенный Маловыразительный Малоинтонированный Неэмоциональный Может затухать к концу слова Нормальный, продуцируют звуки и слова с нормальными модуляциями 4. Контактность Более контактны Не сразу устанавливают контакт с новыми людьми
Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью
Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма № Критерий Моторная алалия аутизм
Дифференциация моторной и сенсорной алалии № Критерии Моторная Сенсорная 1 Восприятие речи Сохранно на перцептивном уровне Грубо нарушено 2 Понимание речи говорящего Сохранно, возможно без опоры на артикуляцию Нарушено, может незначительно улучшиться при зрительном восприятии артикуляции говорящего 3 Слуховое внимание Сохранно нарушено 4 Эхолалии ( автоматическое повторение чужих слов) отсутствует присутствует 5 Повторение услышанного Затрудняются повторить слово , фразу Повторяют не понимая смысла 6 Коммуникация Стремление к языковой коммуникации Нежелание вступать в общение 7 Мимика/жесты Активно использует жесты, мимику Невыразительная мимика 8 Динамика улучшения речи Динамика положительная при спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи
Источник: Вебинар «Дифференциальная диагностика нарушений речевого и психического развития детей дошкольного возраста» , автор директор медицинского центра « Логомед прогноз» и центра развития и коррекции ребёнка « Логоцентр О.И. Азовой », кандидат педагогических наук, доцент Азова Ольга Ивановна
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Огонек» г. Поронайска»
(МБДОУ № 8 г. Поронайска)
______________________________________________________________________
694241, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Гагарина 1-А, ИНН 6507014139 ОГРН 1146507000012 КПП 50701001 тел. 8(42431)4-26-85 факс:42685 ,e-mail: d.sad.Ogonek_8@mail.ru
Исх.№ б/н 31.08.2021г.
Информация о проектной деятельности педагогического работника
в экспериментальной и инновационной деятельности
Администрация МБДОУ №8 г.Поронайска информирует о том, что учитель-логопед Бельды Ольга Николаевна успешно применяет метод проектов в коррекционно-образовательной деятельности.
Реализованы проекты:
1. Образовательный проект «Космическое путешествие» для детей старшего дошкольного возраста. Срок 09- 13.04.2018г.. Приказ МБДОУ от 06.04.2018 г. №32-О;
2 Образовательный проект «Такие разные эмоции» для детей подготовительной группы. Срок 12.11.2018 – 14.12.2018 г. Приказ МБДОУ 07.11.2018г,.№152-О
3. Образовательный проект «Лесные странички» для детей подготовительной и старшей групп. Срок 11.02.2019 – 20.03.2019 г. Приказ МБДОУ 06.02.2019г. №29/1-О
Заведующий МБДОУ Н.В.Мельникова
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Огонек» г. Поронайска»
(МБДОУ № 8 г. Поронайска)
694241, Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Гагарина 1-А, ИНН 6507014139 ОГРН 1146507000012 КПП 650701001, тел. 8(42431)4-26-85 факс:42685 ,e-mail: d.sad.Ogonek_8@mail.ru
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
«ПУТЕШЕСТВИЕ МУРАВЬИШКИ»
(По мотивам сказки В.К.Бианки «Как Муравьишка домой спешил»)
Бельды Ольга Николаевна,
учитель-логопед
2019 г.
Тема: Путешествие Муравьишки
(Развлечение по мотивам сказки В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил»)
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: закрепление первоначальных представлений о творчестве В.Бианки,
воспитание интереса и любви к чтению.
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
-формирование интереса к художественной литературе и чтению;
-закрепление представлений о временных изменениях в природе, мире насекомых
Коррекционные-развивающие:
-развитие связной речи, речевого слуха, памяти, общей моторики, творческого воображения
Воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества, инициативности, любви к книге и чтению.
Оборудование: модель природного календаря, мини-выставка книг В.Бианки, картинки насекомых (муравей, паук, жужелица, кузнечик, водомер, гусеница), пазлы «Насекомые»
Предварительная работа:
1. Беседа о частях суток, установление причинно-следственных связей.
2. Изготовление атрибутики к пособию «Времена года»
3. Отбор книг и произведений В.Бианки
4. Чтение сказки и просмотр мультфильма « Как Муравьишка домой спешил».
- Организационный момент.
(Дети входят в зал, украшенный в виде лесной полянки. Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
Ведущий:- Ребята! Куда это мы попали? ( на лесную полянку)
- Что вы вас окружает? (цветы, бабочки, жучки…)
- А как вы думаете, в какое время мы сейчас отправимся ? ( в лето)
- Скажите, кого летом много, а зимой не видно? ( насекомых)
2. Загадка.
Отгадайте загадку:
И под тяжелой ношей
Спешит на помощь друг
Тут народ хороший,
В беде не бросят вдруг.
Без работы – хоть убей!-
Жить не может … ( муравей).
- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Их называют «санитарами леса». Муравейники надо оберегать и сохранять. В какой сказке Виталия Константиновича Бианки главный герой -муравей? ( дети отвечают)
Нашему Муравью нужна помощь, чтобы до заката солнца добраться до своего муравейника. Для этого необходимо пройти испытания.
3. Игра «Сложи муравейник».
-Ребята! Чтобы помочь нашему Муравьишке, вам надо из геометрических фигур сложить домик для него. Как называется дом для муравья? (муравейник)
Цель: развитие зрительного внимания и целостного восприятия.
(Дети складывают домик )
-Ребята! Нашему Муравьишке надо помочь добраться до своего муравейника и по пути преодолеть испытания.
4. Игра «Закончи предложение».
Цель: закрепление знаний о частя суток посредством пословиц и поговорок.
Утро вечера …. ( мудренее)
Скучен день до вечера, коли …( делать нечего)
Хвали утро днем, а день …(вечером)
Без обеда не красна … ( беседа)
5.Игра « Что сначала, что потом»
Цель: закрепление понятия «сутки»
( Оборудование :картинки с изображением частей суток)
Задание: разложи картинки по порядку (ночь-утро-день-вечер)
Что сначала: утро или день? Ночь или вечер? Что сначала: завтрак или обед?
6. Игра «Кто прилетел»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задание: запомнить всех насекомых - муравей, паук, жужелица, кузнечик, водомер, гусеница.
- Прослушайте стишок, запомните, кто за кем прилетел.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики , глаза.
Пожужжали, полетали
От усталости упали.
7.Игра «Доскажи словечко».
Закончи стихотворение подходящим по смыслу словом.
- Если пил ты чай с медком,
С нею хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая …( пчела)
- Вы на домик мой взгляните:
Он сплетен из тонких нитей.
Цокотухе я не друг.
Потому что я … ( паук)
- Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей
Кто строитель…? ( муравей)
Итог:
- Ребята! Благодаря нашим усилиям Муравьишка успел попасть домой до заката солнца.
Список источников:
1) Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. -СПб.: Речь; М.:Сфера.2010.- 143с.
2) Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.:Сфера, 2005.-96с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Огонек» г. Поронайска
694241, Сахалинская область, г. Поронайск, ,.ул. Гагарина 1-А, ИНН6507014139 ОГРН 1146507000012 КПП 650701001
тел. 8(42431)4-26-85 факс:42685 ,e-mail: d.sad.Ogonek_8@mail.ru
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе для детей с тяжелым нарушением речи
( общим недоразвитием речи)
ЛЕСНОЙ СКАЗОЧНИК
(ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ В.БИАНКИ)
Подготовила Бельды Ольга Николаевна, учитель-логопед
г.Поронайск
2019г.
Тема: Лесной сказочник. (Знакомство с творчеством Виталия Бианки)
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: формирование первоначальных представлений о творчестве В.Бианки,
воспитание интереса и любви к чтению.
Задачи:
1.Коррекционно –образовательные:
-формирование интереса к художественной литературе и чтению;
-пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами и глаголами;
-закрепление представлений о сезонных изменениях в природе.
2.Коррекционные-развивающие:
-развитие связной речи, речевого слуха, памяти, общей моторики, творческого воображения
3.Воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества, инициативности, любви к книге и чтению.
Оборудование: портрет писателя В.Бианки, модель природного календаря, мини-выставка книг В.Бианки, презентация «Лесной сказочник».
Предварительная работа:
1. Беседа о временах года, установление причинно-следственных связей.
2.«Звуковая палитра» : накопление фонотеки «Звуки природы» : шум листвы, звуки дождя, шум ветра и т.д.; слушание П.И.Чайковского «Времена года»
3. Изготовление атрибутики к пособию «Времена года»
4. Отбор книг и произведений В.Бианки
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Ритуал начала занятия.
( дети стоят полукругом)
- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки!
Вы сегодня улыбались? Давайте все вместе улыбнемся: я улыбнусь вам, а вы – друг другу. (дети улыбаются)
- Ребята! Посмотрите, какая сегодня погода? (солнечная, хорошая, яркая, зимняя)
- Послушайте загадки, о чем они:
1) Запорошила дорожки
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила.
И на санках прокатила. (Зима)
2) Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей. (Весна)
- А что такое зима, весна? (времена года)
- Какие еще времена года вы знаете? (лето, осень)
- А как называется порядок времен года? (календарь)
2. Беседа о творчестве В. К. Бианки. (у полки с книгами В.Бианки)
- Сегодня мы с вами начнем разговор о писателе, который очень любил природу, наблюдал за ней и очень занимательно рассказывал. Это Виталий Константинович Бианки. И сегодня он приглашает вас на экскурсию. Я приглашаю вас пройти к нашей книжной полке.
- Вы пришли на нашу небольшую выставку книг, которые написал это замечательный автор.
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.
( Далее – рассматривание книги, чтение отрывков из произведений)
- …Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился… ( «Мышонок Пик»)
- …Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся – да через луг, да в подворотню. Забился в конуру и нос высунуть боится. А звери, птицы и насекомые – все опять за свои дела принялись. («Первая охота»)
- …Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.. ( «Кто чем поет?»)
- …- Календарь – это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев – столько, сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года – декабрь. («Синичкин календарь»)
3.Дидактическая игра «Верно-неверно»
Дети должны найти ошибку и ответить правильно:
Зимой снег тает.
Летом птицы улетают в теплые края.
Медведи впадают в спячку весной.
Зайцы летом белые, а зимой серые.
( Дети исправляют ошибки)
4. Звуковая викторина.
Прослушивание аудиозаписей «Шумы природы» и их отгадывание.
( 1. звуки неживой природы : дождя, ветра, шуршание листьев.
2. звуки живой природы: крик совы, лай собаки, стрекот кузнечика и т.п.)
4.Заключительная часть.
- Ребята, о чем же писал Виталий Бианки? (о природе)
- Как нужно относиться к природе?
-Почему природу надо беречь?
-Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «солнышко»! Я всего лишь произнесла это слово, а вы уже улыбнулись.
- Наша прогулка в природу вместе с Виталием Бианки не заканчивается, а только начинается. Вы узнаете еще очень много интересного.
5. Рефлексия.
- У вас есть солнышки и тучки. Выберите то, что вам больше нравится.
Список источников:
1.Бобкова Т.И., Красносельская В.Б., Прудыус Н.Н., Спроге О.И.. Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР.- М.:ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
2.Лиманская О.Н. . Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения.-М.: ТЦ Сфера, 2009.-176 с.
Предварительный просмотр:
Бельды Ольга Николаевна, учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек» г.Поронайска»
Тема : Ознакомление с рассказом В.Осеевой «Волшебное слово»
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующего направления для детей с тяжелым недоразвитием речи
Образовательные области: речевое развитие (приоритетная область), социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие
Цель: формирование познавательного интереса к рассказу В.Осеевой «Волшебное слово, развитие способности активно воспринимать произведение и вслушиваться в художественную речь.
Задачи занятия:
Коррекционно- образовательные:
- познакомить с творчеством В.Осеевой, формировать умение высказывать свою точку зрения;
- развивать монологическую и диалогическую речь;
- познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл;
- формировать умение слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев;
- продолжать знакомить с детской литературой.
Коррекционно-развивающие:
- развивать произвольное внимание, слуховую память;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к художественной литературе;
-формировать эмоциональное отношение литературным произведениям.
-отрабатывать интонационную выразительность речи
Словарная работа:
Обогащение словаря: поддать, сгрести в кучу, противень.
Планируемый результат занятия: стойкий познавательный интерес к рассказу В.Осеевой «Волшебное слово».
Подготовительная работа: рассматривание портрета В.Осеевой, беседа о творчестве писателя В.Осеевой, экскурсия в библиотеку.
Материалы и оборудование: книга В.Осеевой «Волшебное слово», иллюстрации (рис.1, 2, 3)
Рисунок 1 . Рисунок 2. Рисунок 3
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно – мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса к теме занятия | Дети рассаживаются по местам. «Встанем рядышком, по кругу, скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень – всем привет и добрый день.» -Садимся как вам удобно, спина прямая, ноги вместе, | Словесные (Художественное слово, вопросы к детям) Наглядные (рассматривание книги, иллюстраций книги), использование ИКТ | Выполняют движения по показу воспитателя | Положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность |
2. | Основной этап | |||||
2.1. | Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, ее формулировка в доступной для детей форме | «Ребята, я знаю, что вы любите путешествовать. И сегодня я предлагаю отправиться в Книгоград. Готовы?» «Поскорее улыбнись в Книгограде очутись». Воспитатель переключает слайд на интерактивной доске. «Вот мы с вами и в Книгограде. Как вы думаете кто живет в этой волшебной стране?» «Да, здесь живет много книг самых различных жанров и с какими мы сегодня встретимся нам подскажет эта волшебная книга. Посмотрите внимательно, что изображено на обложке?( рисунок 1) Как вы думаете, можно по иллюстрации догадаться, о чем эта история? | Наглядные (Рассматривание иллюстраций), обьяснение | (да) Выполнение детьми действий в соответствии с текстом. | Интерес к восприятию рассказа, Активное восприятие рассказа и художественно – литературного языка |
2.2. | Этап ознакомления с материалом | Продолжать знакомить с творчеством писательницы Валентины Осеевой содействовать развитию умения определять жанр произведения; развивать произвольное внимание, слуховую память; воспитывать чуткость к художественному слову, потребность общения с книгой. | «Мы прочитаем рассказ, в котором ребята могут узнать себя или своих знакомых. В нем представлена встреча расстроенного мальчика Павлика со стариком в парке. Дедушка участливо спрашивает, чем огорчен мальчик, когда Павлик сел рядом с ним на скамейку. Оказывается, дома мальчика не ценят, не любят и не жалеют. Сумеет ли седовласый собеседник помочь мальчику, и какое слово окажет волшебное действие на всех членов семьи Павлика? В тексте вам могут встретиться незнакомые слова, такие как поддать, сгрести в кучу, противень. вы знаете, что это такое? Поддать – значит легонько ударить кого-то. Сгрести в кучу – быстро собрать. Противень- тонкий металлический (или стеклянный) лист с загнутыми краями и невысоким бортиком для приготовления пищи (жарения и выпекания). ( Далее медленное чтение рассказа) -Ребята, как называется рассказ? О чем этот рассказ? На самом ли деле слово было «волшебным? » «Какой момент рассказа вы бы хотели послушать еще раз?» - «А сейчас отдохнем, встаем рядом со стульчиками, повторяем за мной: «Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой, Две руки за спину спрячем И на двух ногах поскачем». | Наглядный (Показ книги), словесный (обьяснение, беседа) | Рассказ может быть и в реальной жизни Дети внимательно слушают | Дети узнали содержание В.Осеевой « Волшебное слово» Умеют определять жанр произведения |
2.3. | Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемной ситуации закреплять умение воспроизводить литературный авторский текст. | Вопросы по тексту. Кто является героем рассказа и что с ним случилось? Кому мальчик рассказал о своей проблеме? Почему мальчик Павлик был сердит и разговаривал грубо со стариком? Как можно назвать его поведение? Что просил Павлик у сестры? Куда не брал Павлика брат? Что не дала бабушка мальчику? Как старик помог мальчику? Какое слово «помогло» Павлику? Рассмотрите рисунки 2 и 3. Как оно «помогло» Павлику в дальнейшем? Как изменилось отношение родных к мальчику? Какую силу имеют волшебные слова? Можно ли говорить, что мальчик навсегда останется невежливым? А как вы думаете, к кому надо обращаться вежливо? Не только дети, но и взрослые хотят, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним вежливо. С вежливым человеком хочется дружить, а с грубияном, невоспитанным человеком, конечно же, нет | Словесный (рассказ, беседа), Практические (упражнения) | Дети выполняют задания | Активно действуют с интерактивной доской Дети рассматривают рисунки и определяют их основную мысль |
3. | Заключительный этап | Подведение итогов, обобщение полученного опыта, формирование навыков самооценки | - «Ребята, с каким рассказом мы сегодня познакомились? Какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными? - Какое в них волшебство? (Люди прощают друг друга, желают здоровья, делаются добрее и радостнее.) - Часто ли мы слышим эти слова? В каких случаях мы их употребляем? Как можно поздороваться по-разному? Кому мы можем сказать «Пока», а кому «До свидания»? Когда так говорят: «Не говори наобум, а бери на ум», «Слова не идут с языка», «Владеет словом»? - Но, несмотря на «волшебные слова», всегда ли может быть положительный ответ, тот, который ты хочешь? -Что для вас было легко? А что сложно? «Вы расскажите эту интересную историю своим родителям?» «А книгу я помещу в книжный уголок, и вы всегда сможете к ней обратиться и рассмотреть замечательные иллюстрации | беседа | «Волшебное слово» | Устойчивый познавательный интерес к рассказу НВ.осеевой «Волшебное слово» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение В дошкольном возрасте важно прививать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, родному городу, родной семье - ведь именно с этого начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству . В современном мире дети знают президента, столицу страны, но очень часто не знают названия улиц своего населенного пункта, значимых людей своего города, особенностей родного края. И на сегодняшний день одна из ведущих целей воспитания подрастающего поколения - воспитание гармонично-развитой и социально ориентированной личности . Тем важнее , научить детей любить то, что они видят каждый день, узнавать историю родного края.
Актуальность работы определяется обновлением содержательной части образовательного процесса, отвечающей потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья, их активного взаимодействия с окружающим миром. Цель – формирование у воспитанников целостного представления о родном крае, расширение представлений об окружающем мире посредством чувственного опыта. * В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №8 «Огонёк» г. Поронайска» функционируют две группы компенсирующего направления- старшая и подготовительная, в составе которых – дети с тяжелыми нарушениями речи, а именно с общим недоразвитием речи различной степени тяжести.
Общее недоразвитие речи у детей - расстройство развития всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления, восприятия. У таких детей наблюдается эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру. Для них характерны нестойкость интересов, недостаточная наблюдательность, сниженная мотивация к изучению родного края, поэтому представления об окружающем мире могут быть сформированы не в полной мере, и это отражается как на качестве речи - бедность словаря, неумение логично построить цепочку взаимосвязей, так и на их социальном развитии.
Задачи: 1.Способствовать овладению детьми с особыми образовательными потребностями знаниями о Сахалинской области, родном городе. 2.Формировать краеведческие знания и умения, способствующие социальному развитию. 3. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Показать взаимодействие живой и неживой природы. 4. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. 5.Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу, к его жителям и их труду. 6. Формировать мотивацию к изучению истории родного края.
Новизна опыта заключается в реализации принципа наглядности обучения и провоцировании активности детей в процессе восприятия и изучения материалов музея ., а также принципов , утвержденных ФГОС дошкольного образования: - содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; - приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности; - учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей
Направления образовательной работы Мир человека М ир животных Мир растений
Виды и формы краеведческой работы: 1. Познавательные беседы, просмотры презентаций, фотоальбомов и видеофильмов – составляют необходимую подготовительную работу для более полного восприятия новой информации. 2.Экскурсии по памятным местам родного Поронайска как своеобразного музея под открытым небом. 3.Творческие мастер-классы («Уложили мишку спать» и др.), во время которых ребята не только узнают о сезонных изменениях в природе, но и учатся переносить полученные знания в практические занятия .
Виды и формы краеведческой работы : 4 . Игры-путешествия (например, игра «Я иду по улице», в ходе которой ребята учились восстанавливать события, произошедшие на их улице, и выступают в роли экскурсовода). 5.Совместные творческие выставки: «Рыжие краски осени», «Мой любимый домашний питомец». 6.Творческие проекты (например, мини-проект «Город моей мечты» был реализован при помощи виртуальной экскурсии в город будущего). 7.Совместная деятельность с родителями. Родители с удовольствием включались в совместную деятельность, оказывали помощь в подготовке и проведении различных мероприятий. Так, совместными усилиями детей и родителей прошло развлечение «Мы за чаем не скучаем», посвященное Дню чая.
Критерии диагностики краеведческих знаний и представлений : 1.Представления детей о родном городе. 2.Представления детей о Сахалинской области 3.Проявления интереса к объектам родного края . По каждому критерию разработаны уровни : Высокий уровень знаний характеризуется правильным, системным представлением об объекте, выраженном в развернутом суждении о нем. Достаточный уровень характеризуется правильным, но в значительной мере фрагментарным представлением о родном крае, неустойчивостью интереса к объектам культуры Сахалинской области. Допустимый уровень – дети владеют основными сведениями о родном городе, знают его основные достопримечательности, с помощью взрослого могут рассказать об объекте. Низкий уровень характеризуется недифференцированностью представлений об объекте, отсутствием или неопределенностью выраженности интереса к родному краю.
Мониторинг сформированности краеведческих представлений у детей с ОВЗ МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек» г.Поронайска » за период с 2018 по 2020 год Уровень 2018 2019 2020 Высокий 40 45 70 Достаточный 30 27 12 Допустимый 15 21 12 Низкий 15 7 6
https://nsportal.ru/beldy-olga-nikolaevna
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Огонек» г.Поронайска»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ЛЕСНЫЕ СТРАНИЧКИ»
( К 125-ЛЕТИЮ В.К.БИАНКИ)
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Бельды Ольга Николаевна, учитель-логопед
г.Поронайск, 2019 г .
Проект «Лесные странички» ( к 125-летию В.К.Бианки)
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации проекта -11.02 2019г. по 20.03.2019г .
Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста к миру художественной литературы; расширение и закрепление знаний детей о сезонах года.
Задачи проекта:
- воспитывать у детей интерес и любовь к книге, стремление к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст;
- воспитывать любовь к природе через знакомство с произведениями В.Бианки;
- осуществлять сотрудничество с детской библиотекой для приобщения детей к социальному миру;
- расширять представление об особенностях словесного искусства;
- развивать словесное творчество детей;
- вызвать у детей интерес и желание изучать сезонные изменения, взаимосвязь в явлениях живой и неживой природы, используя художественное слово;
- воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе, развивая наблюдательность и интерес к окружающему.
Тип проекта: художественно – творческий.
Участники проекта:
педагоги МБДОУ, дети старшей и подготовительной логопедических групп, родители, МБУК «Поронайская ЦБС».
Актуальность проекта
Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление прочных связей с социумом как акцентного направления образовательной работы, от которой зависит успешная интеграция детей с ОВЗ в общество.
Общеизвестно, что все психические процессы у ребенка развиваются с прямым участием речи, поэтому развитие речи, ее многообразие и красота являются одним из важнейших разделов специальной дошкольной педагогики и психологии.
Нарушения речевого развития оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка, так как представляет собой комплекс нарушений:
- отмечается ограниченный словарный запас, резкое расхождение активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, трудности актуализации словаря,
- нарушения грамматического строя речи,
- недоразвитие фонетико-фонематических процессов, а также высших психических функций;
- недостатки развития связного высказывания.
Наряду с особенностями речи имеются и недостатки в развитии неречевых процессов: памяти, внимания, воображения, мыслительных операций, умении устанавливать причинно-следственные связи.
Все это предполагает комплексное воздействие на все стороны психоречевого развития. Ознакомление с произведениями художественной литературы, а именно писателей – натуралистов, в работе с детьми с ОВЗ рассматриваются как равнозначное средство в ряду других средств развития речи.
Через художественное слово у детей обогащается словарный запас, расширяется и углубляется кругозор, формируются необходимые для жизни знания, умения и навыки. Дети знакомятся с новыми понятиями, с новыми выражениями, которые потом закрепляются сначала в пассивном, а затем в активном словаре ребенка. Художественная литература является не только средством коррекции, но и действенным средством интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания. Она оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к обучению в школе.
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная.
Беседы с родителями и детьми, а также недостаточный интерес к литературе, направило наш педагогический коллектив на поиск новых, подходов в решении данной проблемы.
Наш проект посвящён ознакомлению старших дошкольников с лучшими образцами детской художественной литературы, прежде всего творчеством В.Бианки. Проект направлен на развитие и углубление у детей дошкольного возраста эстетического познания о литературе, которая является источником знаний, расширения кругозора, обогащения внутреннего мира человека.
Постановка проблемы
В ходе реализации проекта «Лесные странички» дети не только узнали о творчестве писателя Виталия Константиновича Бианки, но и много нового и интересного о лесных жителях и природных изменениях.
Наша задача состояла в том, чтобы помочь детям увидеть красоту художественного слова, всё разнообразие творчества писателя. И тем самым приобщить дошкольников к общечеловеческим нравственным ценностям.
При построении коррекционно-образовательного процесса основное содержание проекта раскрывалось через непосредственно образовательную деятельность с детьми, деятельность при проведении режимных моментов и самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с родителями.
Мы использовали следующие формы работы с литературными произведениями:
- выразительное чтение;
- совместное обсуждение прочитанного произведения;
- пересказ;
- словесное рисование;
- иллюстрирование сказки;
-просмотр мульфильмов;
-драматизация отрывка из сказки;
Этапы работы над проектом
Подготовительный:
- подбор методической, детской художественной литературы, пособий и наглядного материала;
- наличие предметно – развивающего пространства;
- план взаимодействия с библиотекой.
Основной:
- выполнение основных мероприятий, намеченных для достижения поставленной цели.
Заключительный:
- проведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов, распространение опыта и дальнейшего его развития;
- подготовка материалов для размещения на сайте МБДОУ.
Этапы реализации проекта
Содержание работы | Срок |
Подготовительный этап Пополнение библиотеки, фоно и видеотеки и предметно – развивающей среды групп: - звуки леса, звуки природы и т.д. - подборка мульфильмов по мотивам произведений В.Бианки: «Мышонок Пик», «Как Муравьишка домой спешил», «Первая охота» и т.д. - портрет В.К.Бианки; - подборка детских книг о природе; - составление картотеки книг по вопросам детской литературы и детского чтения; - картотека дидактических игр по развитию образной речи; -анкетирование родителей | 11.02.2019 -15.02.2019 |
Основной этап Консультации для родителей
Участие в конкурсах, выставках продуктивной деятельности в рамках тематики проекта - Тематическая выставка, посвященная творчеству В.Бианки; - Выставка детских рисунков по мотивам прочитанных сказок «Мышонок Пик», « Как Муравьишка домой спешил»; - викторина по сказке В.Бианки «Синичкин календарь» Практическое художественное творчество - изготовление атрибутов в Уголок природы - дерево «Времена года» Целевые экскурсии: - Экскурсия в МБУК «Поронайская ЦБС»; -библиотечный урок «Лесные полянки Виталия Бианки» Заключительный этап:
|
20.02.2019г
21.02.2019
04.03.2019 15.03.2019
20.03.2019
|
Ожидаемые результаты:
- Проявление у детей интереса и уважения к творчеству В.Бианки;
- Создание качественной предметно-пространственной речевой среды.
- Формирование у детей устойчивого интереса к художественному слову.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема: Лесной сказочник. (Знакомство с творчеством Виталия Бианки)
Возраст детей: 6-7 лет
Цель: формирование первоначальных представлений о творчестве В.Бианки,
воспитание интереса и любви к чтению.
Задачи:
Коррекционно –образовательные:
-формирование интереса к художественной литературе и чтению;
-пополнение экспрессивного словаря словами-антонимами и глаголами;
-закрепление представлений о сезонных изменениях в природе.
Коррекционные-развивающие:
-развитие связной речи, речевого слуха, памяти, общей моторики, творческого воображения
Воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества, инициативности, любви к книге и чтению.
Оборудование: портрет писателя В.Бианки, модель природного календаря, мини-выставка книг В.Бианки, презентация «Лесной сказочник».
Предварительная работа:
1. Беседа о временах года, установление причинно-следственных связей.
2.«Звуковая палитра» : накопление фонотеки «Звуки природы» : шум листвы, звуки дождя, шум ветра и т.д.; слушание П.И.Чайковского «Времена года»
3. Изготовление атрибутики к пособию «Времена года»
4. Отбор книг и произведений В.Бианки
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Ритуал начала занятия.
( дети стоят полукругом)
- Здравствуйте, дети! Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки!
Вы сегодня улыбались? Давайте все вместе улыбнемся: я улыбнусь вам, а вы – друг другу. (дети улыбаются)
- Ребята! Посмотрите, какая сегодня погода? (солнечная, хорошая, яркая, зимняя)
- Послушайте загадки, о чем они:
1) Запорошила дорожки
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила.
И на санках прокатила. (Зима)
2) Солнце ласково смеется,
Светит ярче, горячей,
И с пригорка звонко льется
Разговорчивый ручей. (Весна)
- А что такое зима, весна? (времена года)
- Какие еще времена года вы знаете? (лето, осень)
- А как называется порядок времен года? (календарь)
2. Беседа о творчестве В. К. Бианки (у полки с книгами В.Бианки)
- Сегодня мы с вами начнем разговор о писателе, который очень любил природу, наблюдал за ней и очень занимательно рассказывал. Это Виталий Константинович Бианки. И сегодня он приглашает вас на экскурсию. Я приглашаю вас пройти к нашей книжной полке.
- Вы пришли на нашу небольшую выставку книг, которые написал этот замечательный автор.
Тридцать пять лет писал Бианки о лесе. Это слово часто звучало в названиях его книг: «Лесные домишки», «Лесные разведчики». Повести, рассказы, сказки Бианки своеобразно соединили в себе поэзию и точное знание. Последние он даже называл по-особенному: сказки-несказки. В них нет волшебных палочек или сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир.
( Далее – рассматривание книги, чтение отрывков из произведений)
- …Наладили парус, посадили мышонка в долбленое суденышко и пустили по течению. Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился… ( «Мышонок Пик»)
- …Взвизгнул Щенок, хвост поджал, повернулся – да через луг, да в подворотню. Забился в конуру и нос высунуть боится. А звери, птицы и насекомые – все опять за свои дела принялись. («Первая охота»)
- …Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! Так разошелся, что и про завтрак свой забыл.. ( «Кто чем поет?»)
- …- Календарь – это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и январь – его первый месяц, носик года. За ним идет еще десять месяцев – столько, сколько у людей пальцев на передних лапах: февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь. А самый последний месяц, двенадцатый, хвостик года – декабрь. («Синичкин календарь»)
3.Дидактическая игра «Верно-неверно»
Дети должны найти ошибку и ответить правильно:
Зимой снег тает.
Летом птицы улетают в теплые края.
Медведи впадают в спячку весной.
Зайцы летом белые, а зимой серые.
( Дети исправляют ошибки)
4. Звуковая викторина.
Прослушивание аудиозаписей «Шумы природы» и их отгадывание.
4.Заключительная часть.
- Ребята, о чем же писал Виталий Бианки? (о природе)
- Как нужно относиться к природе?
-Я знаю слово, от которого мир вокруг становится прекрасней. Это слово – «солнышко»! Я всего лишь произнесла это слово, а вы уже улыбнулись.
5. Рефлексия.
-У вас есть солнышки и тучки. Выберите то, что вам больше нравится.
- Наша прогулка в природу вместе с Виталием Бианки не заканчивается, а только начинается.
Список источников:
1.Т.И. Бобкова, В.Б.Красносельская, Н.Н.Прудыус, О.И.Спроге. Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР.- М.:ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
2.О.Н.Лиманская . Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения.-М.: ТЦ Сфера, 2009.-176 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тема: Путешествие Муравьишки .
(Развлечение по мотивам сказки В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил»)
Возраст детей: 5-6 лет
Цель: формирование первоначальных представлений о творчестве В.Бианки,
воспитание интереса и любви к чтению.
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
-формирование интереса к художественной литературе и чтению;
-закрепление представлений о временных изменениях в природе.
Коррекционные-развивающие:
-развитие связной речи, речевого слуха, памяти, общей моторики, творческого воображения
Воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества, инициативности, любви к книге и чтению.
Оборудование: модель природного календаря, мини-выставка книг В.Бианки, картинки насекомых (муравей, паук, жужелица, кузнечик, водомер, гусеница), пазлы «Насекомые»
Предварительная работа:
1. Беседа о частях суток, установление причинно-следственных связей.
2. Изготовление атрибутики к пособию «Времена года»
3. Отбор книг и произведений В.Бианки
4. Чтение сказки и просмотр мультфильма « Как Муравьишка домой спешил».
- Организационный момент.
(Дети входят в зал, украшенный в виде лесной полянки. Звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов»)
Ведущий:- Ребята! Куда это мы попали? ( на лесную полянку)
- Что вы вас окружает? ( цветы, бабочки, жучки…)
- А как вы думаете, в какое время мы сейчас отправимся ? ( в лето)
- Скажите, кого летом много, а зимой не видно? ( насекомых)
2. Загадка.
И под тяжелой ношей
Спешит на помощь друг
Тут народ хороший,
В беде не бросят вдруг.
Без работы – хоть убей!-
Жить не может … ( муравей).
- Муравьи очень трудолюбивые насекомые. Их называют «санитарами леса». Муравейники надо оберегать и сохранять. В какой сказке главный герой -муравей? ( дети отвечают)
Нашему Муравью нужна помощь, чтобы до заката солнца добраться до своего муравейника. Для этого необходимо пройти испытания.
3. Предлагаю игру «Сложи муравейник». Вам надо из геометрических фигур сложить домик для Муравья.
Цель: развитие зрительного внимания и целостного воприятия.
(Дети складывают домик )
-Ребята! Нашему Муравьишке надо помочь добраться до своего муравейника и по пути преодолеть испытания.
4. Игра «Закончи предложение».
Цель: закрепление знаний о частя суток посредством пословиц и поговорок.
Утро вечера …. ( мудренее)
Скучен день до вечера, коли …( делать нечего)
Хвали утро днем, а день …(вечером)
Без обеда не красна … ( беседа)
5.Игра « Что сначала, что потом»
Цель: закрепление понятия «сутки»
( Оборудование : картинки с изображением частей суток)
Задание: разложи картинки по порядку. (ночь-утро-день-вечер)
6. Игра «Кто прилетел»
Цель: развитие зрительного внимания и памяти. Совершенствование лексико-грамматического строя речи.
Задание: запомнить всех насекомых - муравей, паук, жужелица, кузнечик, водомер, гусеница.
- Прослушайте стишок, запомните, кто за кем прилетел.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики , глаза.
Пожужжали, полетали
От усталости упали.
7.Игра «Доскажи словечко».
Закончи стихотворение подходящим по смыслу словом.
- Если пил ты чай с медком,
С нею хорошо знаком.
Много меду собрала
Работящая …( пчела)
- Вы на домик мой взгляните:
Он сплетен из тонких нитей.
Цокотухе я не друг.
Потому что я … ( паук)
- Он из веточек, из хвои
Настоящий дом построит
Без пилы и без гвоздей
Кто строитель…? ( муравей)
Итог:
- Ребята! Благодаря нашим усилиям Муравьишка успел попасть домой до заката солнца.
Список источников:
1) Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. -СПб.: Речь; М.:Сфера.2010.- 143с.
2) Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Конспекты занятий.- М.:Сфера, 2005.-96с.
Бельды О.Н. Образовательный проект «Лесные странички» ( к 125-летию В.К.Бианки)
Предварительный просмотр:
Согласовано МБУК «Поронайский краеведческий музей» ( Приказ № 68 от 27.08.2020г) | Принято Решением педагогического совета (Протокол №1 от 28августа 2020г.) | Утвержено Приказом Заведующего МБДОУ №8 г.Поронайска № 74 от 28.08. 2020г) |
Музейная программа
«Музей и дети»
для детей старшего дошкольного возраста
Разработчики:
Бельды Ольга Николаевна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек» /
Третьякова Наталья Викторовна, экскурсовод
МБУК «Поронайский краеведческий музей»
Поронайск
2020
Пояснительная записка
Воспитание любви к малой родине и приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Сохранение культурных ценностей подрастающим поколением является важным условием процветания и развития общества. Сахалинская область - край с уникальным природным разнообразием, самобытной культурой и мощным воспитательным потенциалом, который отражается в программе «Музей и дети».
Содержание программы по реализации регионального компонента разработано с учетом ФГОС ДО, а также региональных и этнокультурных компонентов.
Цель программы: освоение детьми старшего дошкольного возраста уважающей себя и свои корни, любящей свою малую Родину и знающей её историю.
главной задачей которой является создание благоприятных условий для познания детьми окружающего мира, умения видеть историю «вокруг себя», пробудить интерес и уважение к прошлому. Музейная педагогика позволяет вывести ребенка за пределы социума, в мир культуры, и является живым организмом в процессе познания мира.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
-принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
-принцип систематичности и взаимосвязи учебных материалов;
-принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих групп.
Программа «Музей и дети» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) рассчитана на два года изучения. Занятия для каждого возраста имеют общую тематическую направленность и включают не только информационную, но и практическую составляющую.
Цель программы: создание условий для развития гуманной и духовно-свободной личности, уважающей себя и свои корни, любящей свою малую Родину и знающей её историю.
Для реализации этой цели нужно решить следующие задачи:
1. Научить детей понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира родной природы
2. Развивать интерес детей к изучению истории родного края, района и Отечества.
3. Познакомить детей с традиционной культурой своей страны, ибо она обладает огромным духовно-нравственным потенциалом.
Выполнение образовательных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и взаимодействию специалистов краеведческого музея и дошкольной образовательной организации.
Система музейных занятий построена с учетом образовательных стандартов и предполагает проведение практических и теоретических занятий как в музее, так и в дошкольном образовательном учреждении.
В рамках программы используются различные средства и формы работы: тематические и интерактивные экскурсии, мастер-классы, практические занятия и игровые мероприятия. Занятия помогут детям познавать окружающий мир, видеть в нем красоту и будут способствовать развитию кругозора, памяти, воображения, фантазии, творческих способностей и общих речевых навыков.
Календарный план может корректироваться в соответствии с планом взаимодействия краеведческого музея и дошкольной образовательной организации.
Ожидаемый результат и целевые ориентиры
Дошкольники приобретут:
- Представления о своем районе, крае, методах и формах исследования окружающего мира;
- Природоведческие знания, начальные знания об истории и культуре своего края, района, родной природы, познакомятся с её разнообразием.
Дошкольники научатся:
- Понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира родной природы;
- Наблюдать, экспериментировать;
- Уважать и хранить национальную культуру
- Любить свой дом и Отечество.
Учебно-тематический план
Старшая группа (5-6 лет)
Занятия 2 раза в месяц
№ | Дата | Тема | Форма работы |
1 | Сентябрь | «Здравствуй, музей!» «У карты района» | Ознакомительная экскурсия в музей Практическое занятие |
2 | Октябрь | «В лес за загадками» «В гости на птичью слободку» | Интерактивное занятие Тематическая экскурсия |
3 | Ноябрь | «В гости в русский дом» «Загадки археологии» | Занятие - игра Интерактивное занятие |
4 | Декабрь | «По следам бурого медведя» «Как звери зимуют» | Интегрированное занятие Интерактивное занятие. |
5 | Январь | «Подземная кладовая» «Этносы Сахалина» | Беседа, демонстрация фильма. Тематическая экскурсия/практическое занятие |
6 | Февраль | «Гиганты прошлого» «23 февраля» | Тематическая экскурсия. Мастер-класс/беседа |
7 | Март | «Мамино счастье» «Весенняя песня первоцветов» | Мастер-класс. Экскурсия, практическое занятие. |
8 | Апрель | «Птичий переполох» «Когда была война» | Занятие – игра Экскурсия/беседа |
9 | Май | «Летающая радуга» «Мы с музеем год дружили» | Мастер-класс Игровое мероприятие |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Занятия 2 раза в месяц
№ | Дата | Тема | |
1 | Сентябрь | «Здравствуй, музей!» «Мы археологи» | Экскурсия Занятие-игра |
2 | Октябрь | «Коренные жители Сахалина» | Интерактивная экскурсия /мастер-класс |
3 | Ноябрь | «Что рассказал бабушкин сундук» «Лесные этажи» | Интерактивное занятие. Интерактивное занятие |
4 | Декабрь | «Как звери зимуют» «История моего города» | Интерактивное занятие Беседа. |
5 | Январь | «Мамонты – гиганты прошлого» | Интерактивное занятие |
6 | Февраль | «День кита. Они нуждаются в защите» «Они служили Отечеству» | Тематическая экскурсия. Беседа, мастер-класс |
7 | Март | «Мир дальневосточных птиц» «Мамин день» | Тем. экскурсия Мастер-класс |
8 | Апрель | «Красная книга Сахалинской области» «Сахалинские первоцветы» | Интерактивная экскурсия/ … Беседа, творческое занятие. |
9 | Май | «Как мой дедушка воевал» «Мы с музеем год дружили» | Тематическая беседа. Развлечение |
Программное содержание
Старшая группа детского сада.
«Здравствуй, музей!» На занятии дети повторяют правила поведения в музее, изучают один – два музейных экспоната.
«У карты района» На занятии дети получают знания о географических объектах района – реки, горы, населенные пункты.
«В лес за загадками» В игровой форме дети знакомятся с представителями дальневосточной фауны.
«В гости на птичью слободку» Занятие в зале природы, на котором происходит знакомство с птицами Сахалинской области.
«Времена года» Тема - природно-климатические особенности Сахалинской области.
«Как звери зимуют» Тема - особенности зимнего периода в лесу, кто и как переживает этот сложный период.
«Загадки археологии» На занятии дети узнают кто такие археологи, чем они занимаются. В музее познакомятся с археологическими экспонатами. Творческое занятие «собери древний горшок из осколков»
«Гиганты прошлого» Тема - жизнь динозавров. Используется видеоматериал, игровая форма.
«Подземная кладовая» Дети узнают о том, что такое полезные ископаемые и какие из них добываются в районе.
«Коренные жители Сахалина» Тематическое занятие о быте, обычаях и обрядах аборигенов.
«В гости в русский дом» Экскурсия в зал переселенческого быта, знакомство с домашним укладом славян.
«Как вещи могут рассказать о своих хозяевах» На занятии дети самостоятельно исследует музейные предметы и делают выводы на основе ранее полученных знаний.
«Птичий переполох» Занятие о птицах, как они встречают весну. Работа с экспонатами музея.
«Весенняя песня первоцветов» Занятие о первых весенних цветах с использованием видеоматериалов.
«Летающая радуга» Занятие о жизни и развитии бабочек с использованием экспонатов музея и видеоматериала.
«По следам бурого медведя» Занятие о животном- буром медведе. Изучение его образа жизни, питания, повадок. Использование экспонатов музея, видео-фото материалов.
«Когда была война» Экскурсия по экспозиции боевой славы, рассказ о Великой Отечественной войне.
«Мы с музеем год дружили» Итоговое занятие.
Подготовительная группа детского сада
«Здравствуй, музей!» На занятии дети повторяют правила поведения в музее, изучают один – два музейных экспоната.
«Мы археологи» На занятии дети узнают кто такие археологи, чем они занимаются. В музее познакомятся с археологическими экспонатами. Творческое занятие «собери древний горшок из осколков»
«Древние люди Сахалина» Легенды об айнах – древних людях Сахалина.
«Как вещи могут рассказать о своих хозяевах» На занятии дети самостоятельно исследуют музейные предметы и делают выводы на основе ранее полученных знаний.
«Что рассказал бабушкин сундук» На занятии дети знакомятся с бытом переселенцев в зале переселенческого быта.
«Лесные этажи» Занятие проходит в зале природы, дети знакомятся с особенностями дальневосточного леса.
«Как звери зимуют» Тема - особенности зимнего периода в лесу, кто и как переживает этот сложный период.
«История моего города» Тема занятия – начало населения, первое название Переяславки.
«Они нуждаются в защите» Рассказ о редких и исчезающих видах морских животных - китов. Знакомство с красной книгой Сахалина.
«Динозавры-гиганты прошлого» Путешествие в прошлое с использованием видеофильма «Прогулки с динозаврами»
«Зеленая аптека» Занятие о лекарственных травах Сахалина.
«В гости к травнице» Занятие – чаепитие. Травы, которые можно добавлять в чай.
«Весенняя песня первоцветов» Занятие о первых весенних цветах с использованием видеоматериалов.
«Красная книга Сахалинской области» Рассказ о редких и исчезающих видах животных. Знакомство с красной книгой Сахалинской области.
«Мир сахалинских птиц» На примере экспонатов музея познакомиться с птицами Сахалина.
«Как мой дедушка воевал» Экскурсия по экспозиции боевой славы, рассказ о Великой Отечественной Войне.
«Мы с музеем год дружили» Итоговое занятие- развлечение..
Примечание: Темы занятий, экскурсий, их последовательность могут быть скорректированы в зависимости от необходимости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Михаил Михайлович Пришвин (1872-1954) О русской природе он так рассказал, читаешь – и будто в лесу побывал.
Когда читаешь рассказы М.Пришвина , то кажется , что писатель взял тебя за руку и повёл за собой . Ты видишь , словно перед глазами, всё, о чём в них написано, и ещё лучше начинаешь понимать и любить родную природу. Писатель учит быть добрее и внимательнее к тому, что нас окружает.
Рассказ про нелегкое путешествие к озеру утки с выводком утят. На пути могут подстерегать ястребы и лисы. Но встретились ребята, которые сначала закидали утят шапками, но потом помогли им вернуться к маме утке.
Рассказ про двух братьев, которые часто играли одуванчиками – неожиданно дули им в лицо. Понаблюдав за полем одуванчиков, они заметили, что цветы закрываются на ночь спать, а утром опять открываются.
Рассказ о том, как автор нашел трубочку из бересты, внутри нее был орех. Рядом не было орешника, и автор стал размышлять, как он туда попал.
Рассказ про молодого журавля, который жил у автора. У него были подрезаны крылья, и он везде ходил пешком за женой автора, а ребята на болоте ловили ему лягушек.
Рассказ про то, что у каждого дерева смола с особым ароматом. Потрешь капельку смолы руками, понюхаешь и сразу вспоминаются истории из детства, как лазил по деревьям.
. Небольшие зарисовки, дневниковые записи автора о том, как меняется природа в течение года. Начинается книга с весеннего пробуждения природы, когда реки освобождаются ото льда, тает снег, просыпаются многие животные и насекомые, прилетают перелетные птицы…
Рассказ про то, как птицы тетерева, куропатки и рябчики спасаются от холода и ястреб зимой. Куропатка, по мнению автора, самая бестолковая. Тетерев поумней, он устраивает себе в снегу аккуратную квартирку с дыркой для воздуха.
Источники: 1. https ://mishka-knizhka.ru/rasskazy-prishvina/
Предварительный просмотр:
Согласовано МБУК «Поронайский краеведческий музей» ( Приказ № 68 от 27.08.2020г) | Принято Решением педагогического совета (Протокол №1 от 28августа 2020г.) | Утвержено Приказом Заведующего МБДОУ №8 г.Поронайска № 74 от 28.08. 2020г) |
Музейная программа
«Музей и дети»
для детей старшего дошкольного возраста
Разработчики:
Бельды Ольга Николаевна, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №8 «Огонек» /
Третьякова Наталья Викторовна, экскурсовод
МБУК «Поронайский краеведческий музей»
Поронайск
2020
Пояснительная записка
Воспитание любви к малой родине и приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Сохранение культурных ценностей подрастающим поколением является важным условием процветания и развития общества. Сахалинская область - край с уникальным природным разнообразием, самобытной культурой и мощным воспитательным потенциалом, который отражается в программе «Музей и дети».
Содержание программы по реализации регионального компонента разработано с учетом ФГОС ДО, а также региональных и этнокультурных компонентов.
Цель программы: освоение детьми старшего дошкольного возраста уважающей себя и свои корни, любящей свою малую Родину и знающей её историю.
главной задачей которой является создание благоприятных условий для познания детьми окружающего мира, умения видеть историю «вокруг себя», пробудить интерес и уважение к прошлому. Музейная педагогика позволяет вывести ребенка за пределы социума, в мир культуры, и является живым организмом в процессе познания мира.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
-принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
-принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условий образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
-принцип систематичности и взаимосвязи учебных материалов;
-принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих групп.
Программа «Музей и дети» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) рассчитана на два года изучения. Занятия для каждого возраста имеют общую тематическую направленность и включают не только информационную, но и практическую составляющую.
Цель программы: создание условий для развития гуманной и духовно-свободной личности, уважающей себя и свои корни, любящей свою малую Родину и знающей её историю.
Для реализации этой цели нужно решить следующие задачи:
1. Научить детей понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира родной природы
2. Развивать интерес детей к изучению истории родного края, района и Отечества.
3. Познакомить детей с традиционной культурой своей страны, ибо она обладает огромным духовно-нравственным потенциалом.
Выполнение образовательных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и взаимодействию специалистов краеведческого музея и дошкольной образовательной организации.
Система музейных занятий построена с учетом образовательных стандартов и предполагает проведение практических и теоретических занятий как в музее, так и в дошкольном образовательном учреждении.
В рамках программы используются различные средства и формы работы: тематические и интерактивные экскурсии, мастер-классы, практические занятия и игровые мероприятия. Занятия помогут детям познавать окружающий мир, видеть в нем красоту и будут способствовать развитию кругозора, памяти, воображения, фантазии, творческих способностей и общих речевых навыков.
Календарный план может корректироваться в соответствии с планом взаимодействия краеведческого музея и дошкольной образовательной организации.
Ожидаемый результат и целевые ориентиры
Дошкольники приобретут:
- Представления о своем районе, крае, методах и формах исследования окружающего мира;
- Природоведческие знания, начальные знания об истории и культуре своего края, района, родной природы, познакомятся с её разнообразием.
Дошкольники научатся:
- Понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира родной природы;
- Наблюдать, экспериментировать;
- Уважать и хранить национальную культуру
- Любить свой дом и Отечество.
Учебно-тематический план
Старшая группа (5-6 лет)
Занятия 2 раза в месяц
№ | Дата | Тема | Форма работы |
1 | Сентябрь | «Здравствуй, музей!» «У карты района» | Ознакомительная экскурсия в музей Практическое занятие |
2 | Октябрь | «В лес за загадками» «В гости на птичью слободку» | Интерактивное занятие Тематическая экскурсия |
3 | Ноябрь | «В гости в русский дом» «Загадки археологии» | Занятие - игра Интерактивное занятие |
4 | Декабрь | «По следам бурого медведя» «Как звери зимуют» | Интегрированное занятие Интерактивное занятие. |
5 | Январь | «Подземная кладовая» «Этносы Сахалина» | Беседа, демонстрация фильма. Тематическая экскурсия/практическое занятие |
6 | Февраль | «Гиганты прошлого» «23 февраля» | Тематическая экскурсия. Мастер-класс/беседа |
7 | Март | «Мамино счастье» «Весенняя песня первоцветов» | Мастер-класс. Экскурсия, практическое занятие. |
8 | Апрель | «Птичий переполох» «Когда была война» | Занятие – игра Экскурсия/беседа |
9 | Май | «Летающая радуга» «Мы с музеем год дружили» | Мастер-класс Игровое мероприятие |
Подготовительная группа (6-7 лет)
Занятия 2 раза в месяц
№ | Дата | Тема | |
1 | Сентябрь | «Здравствуй, музей!» «Мы археологи» | Экскурсия Занятие-игра |
2 | Октябрь | «Коренные жители Сахалина» | Интерактивная экскурсия /мастер-класс |
3 | Ноябрь | «Что рассказал бабушкин сундук» «Лесные этажи» | Интерактивное занятие. Интерактивное занятие |
4 | Декабрь | «Как звери зимуют» «История моего города» | Интерактивное занятие Беседа. |
5 | Январь | «Мамонты – гиганты прошлого» | Интерактивное занятие |
6 | Февраль | «День кита. Они нуждаются в защите» «Они служили Отечеству» | Тематическая экскурсия. Беседа, мастер-класс |
7 | Март | «Мир дальневосточных птиц» «Мамин день» | Тем. экскурсия Мастер-класс |
8 | Апрель | «Красная книга Сахалинской области» «Сахалинские первоцветы» | Интерактивная экскурсия/ … Беседа, творческое занятие. |
9 | Май | «Как мой дедушка воевал» «Мы с музеем год дружили» | Тематическая беседа. Развлечение |
Программное содержание
Старшая группа детского сада.
«Здравствуй, музей!» На занятии дети повторяют правила поведения в музее, изучают один – два музейных экспоната.
«У карты района» На занятии дети получают знания о географических объектах района – реки, горы, населенные пункты.
«В лес за загадками» В игровой форме дети знакомятся с представителями дальневосточной фауны.
«В гости на птичью слободку» Занятие в зале природы, на котором происходит знакомство с птицами Сахалинской области.
«Времена года» Тема - природно-климатические особенности Сахалинской области.
«Как звери зимуют» Тема - особенности зимнего периода в лесу, кто и как переживает этот сложный период.
«Загадки археологии» На занятии дети узнают кто такие археологи, чем они занимаются. В музее познакомятся с археологическими экспонатами. Творческое занятие «собери древний горшок из осколков»
«Гиганты прошлого» Тема - жизнь динозавров. Используется видеоматериал, игровая форма.
«Подземная кладовая» Дети узнают о том, что такое полезные ископаемые и какие из них добываются в районе.
«Коренные жители Сахалина» Тематическое занятие о быте, обычаях и обрядах аборигенов.
«В гости в русский дом» Экскурсия в зал переселенческого быта, знакомство с домашним укладом славян.
«Как вещи могут рассказать о своих хозяевах» На занятии дети самостоятельно исследует музейные предметы и делают выводы на основе ранее полученных знаний.
«Птичий переполох» Занятие о птицах, как они встречают весну. Работа с экспонатами музея.
«Весенняя песня первоцветов» Занятие о первых весенних цветах с использованием видеоматериалов.
«Летающая радуга» Занятие о жизни и развитии бабочек с использованием экспонатов музея и видеоматериала.
«По следам бурого медведя» Занятие о животном- буром медведе. Изучение его образа жизни, питания, повадок. Использование экспонатов музея, видео-фото материалов.
«Когда была война» Экскурсия по экспозиции боевой славы, рассказ о Великой Отечественной войне.
«Мы с музеем год дружили» Итоговое занятие.
Подготовительная группа детского сада
«Здравствуй, музей!» На занятии дети повторяют правила поведения в музее, изучают один – два музейных экспоната.
«Мы археологи» На занятии дети узнают кто такие археологи, чем они занимаются. В музее познакомятся с археологическими экспонатами. Творческое занятие «собери древний горшок из осколков»
«Древние люди Сахалина» Легенды об айнах – древних людях Сахалина.
«Как вещи могут рассказать о своих хозяевах» На занятии дети самостоятельно исследуют музейные предметы и делают выводы на основе ранее полученных знаний.
«Что рассказал бабушкин сундук» На занятии дети знакомятся с бытом переселенцев в зале переселенческого быта.
«Лесные этажи» Занятие проходит в зале природы, дети знакомятся с особенностями дальневосточного леса.
«Как звери зимуют» Тема - особенности зимнего периода в лесу, кто и как переживает этот сложный период.
«История моего города» Тема занятия – начало населения, первое название Переяславки.
«Они нуждаются в защите» Рассказ о редких и исчезающих видах морских животных - китов. Знакомство с красной книгой Сахалина.
«Динозавры-гиганты прошлого» Путешествие в прошлое с использованием видеофильма «Прогулки с динозаврами»
«Зеленая аптека» Занятие о лекарственных травах Сахалина.
«В гости к травнице» Занятие – чаепитие. Травы, которые можно добавлять в чай.
«Весенняя песня первоцветов» Занятие о первых весенних цветах с использованием видеоматериалов.
«Красная книга Сахалинской области» Рассказ о редких и исчезающих видах животных. Знакомство с красной книгой Сахалинской области.
«Мир сахалинских птиц» На примере экспонатов музея познакомиться с птицами Сахалина.
«Как мой дедушка воевал» Экскурсия по экспозиции боевой славы, рассказ о Великой Отечественной Войне.
«Мы с музеем год дружили» Итоговое занятие- развлечение..
Примечание: Темы занятий, экскурсий, их последовательность могут быть скорректированы в зависимости от необходимости.