Суд над Раскольниковым

Савушкина Оксана Леонидовна

урок-суд 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-суд

Над Раскольниковым

(по роману Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»)

             Не секрет, что учащиеся классику читают мало, а роман Достоевского «Преступление и наказание»- произведение большое по объёму, сложное для восприятия, многие ребята его не читают.

            Приступая к изучению «Преступления и наказания», руководствуюсь словами Е. Н. Ильина, которые прочитала в его книге «Искусство общения». Он пишет: «Не жду, пока основная масса ребят прочитает книгу и начнётся её разбор (практически такое бывает редко), а самим разбором вызываю массовое чтение. Анализом создаю условия для анализа». Чтобы вызвать у учащихся интерес к произведению Достоевского, провожу нестандартный урок, урок-суд над Раскольниковым. Уроку предшествует консультация (из часов по развитию речи). Целью консультации является подготовка десятиклассников к самостоятельному выступлению, высказыванию на уроке. Ребята определяют заранее, кто будет судьёй, секретарём, обвинителем, защитником, от лица каких персонажей будут говорить на уроке учащиеся.

          Урок-суд вызывает интерес не только у тех учащихся, которые прочитали «Преступление и наказание», но и у не читавших роман. После урока-суда большая часть ребят читает это произведение.

        Тема урока: «Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?»

       Цель: Сформировать у учащихся знания о мотивах преступления Раскольникова.

        Задачи: 1Выявить двойственность мотивов, основанную на столкновении двух главных идей-Наполеона и Мессии, результатом борьбы которых стала идея власти.

2Сделать вывод, в чём был прав и в чём заблуждался Раскольников.

3Обсудить наказание, которое несет Раскольников за совершённое преступление.

        Оборудование: Портрет Ф. М. Достоевского. Кадры из художественного фильма «Преступление и наказание»

       Ход урока: Вступительное слово учителя.

Сообщение учащимся темы, цели, задач урока.

      Суд. Секретарь:

- Встать, суд идёт!

Судья:

-Прошу защитника и обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о Раскольникове, который обвиняется в убийстве старухи-процентщицы Алены Ивановны и её сестры Елизаветы Ивановны.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания обвиняемого, бывшего студента Раскольникова Родиона Романовича,а также показания свидетелей.

Бывший студент Раскольников, Вам предоставляется слово. Признаёте ли Вы свою вину?

Раскольников:

- Да. Я убил старуху-процентщицу и её сестру Лизавету.

Судья:

- Как Вы их убили?

Раскольников:

-  Убил топором, который взял во дворе дома, где я живу.

Судья:

- За что Вы их убили?

Раскольников:

- Я Лизавету убивать не хотел. Я её убил нечаянно. Я старуху убить хотел… когда она была одна… и пришёл. А тут вошла Лизавета. Я тут её и убил.

Судья:

-  А старуху-процентщицу почему убили?

Раскольников:

- Чтобы ограбить. На награбленное закончить университет, рассчитаться с долгами, помочь матери и сестре, устроить свою жизнь и до конца своих дней помогать бедным, этим искупив свою вину за преступление.

Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную.

Защитник:

- Прошу учесть тот факт, что, убив старуху-процентщицу, взяв её драгоценности, подсудимый не воспользовался ими, ни копейки не взял себе. Я считаю, что надо глубже разобраться в мотивах его преступления.

Судья:

- Что Вы сделали с награбленным?

Раскольников:

- Я всё положил под камень во дворе одного дома.

Обвинитель:

- Меня удивили слова подсудимого «Я убил вошь». Что же, по-вашему,это человек-то вошь, который Вам не нравится, и Вы позволили себе убийство?

Раскольников:

- Да ведь и я знаю, что не вошь. Это всё не то, совсем, совсем тут другие причины.

Порфирий Петрович:

 - Я хочу сказать несколько слов о статье Раскольникова, напечатанной в «Периодической речи». В своей статье он выражает такую мысль, что все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» (их большинство) должны жить по существующим законам, а «необыкновенные» (меньшинство) имеют право нарушать, преступать законы. Думаю, что эта статья поможет суду разобраться в мотивах преступления.

Раскольников:

- Вы почти правильно поняли мою статью. Только, по-моему, преступать можно в интересах общества. Я хотел себя проверить, кто я: «тварь дрожащая» или право имею.

Я хотел Наполеоном стать. Я однажды подумал, если бы у Наполеона не было Тулона, Египта, а была бы перед ним старушонка, никому не нужная, задумался ли бы он, преступить или нет. И пришёл к такому выводу, что он бы ни на минуту не задумался. Я хотел  Наполеоном стать. Но это всё вздор. Я хотел выйти из создавшегося положения, выйти разом. Я хотел всё изменить. Я не хотел дожидаться всеобщего счастья (как это делают социалисты). Жизнь мне  дана один раз, и я должен успеть сделать. Нет! Это всё не то. Я хотел иметь власть над всем человеческим муравейником. Но всё это вздор, почти одна болтовня.

Разумихин:

- Полтора года я знаю Родиона: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце…

Раскольников:

- Я это не отрицаю. Я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну и, пожалуй, ещё наклонен к сумасшествию. Уж пусть всё зараз! Я, как паук, к себе в угол забился. Вы ведь знаете, в какой конуре я живу. А знаете ли вы, что низкие потолки и тесные стены душу и ум теснят. Когда я тогда к старухе ходил, Я только попробовать сходил.

Судья:

- И убили!

Раскольников:

- Да ведь как убил-то. Разве так убивают? Разве так идут убивать, как я тогда шёл! Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки! А старушонку эту чёрт убил, а не я. Вот и всё. Ну что теперь делать-то?

Судья:-

- Мы выслушали подсудимого Раскольникова, который рассказал нам о своём преступлении и причинах, толкнувших его на преступление. Кто что может добавить к его рассказу?

Пульхерия Александровна:

 - Мне хочется сказать, что это очень добрый человек, чуткий, любящий сын и брат, к тому же гордый. Находясь в ужасных условиях, он чувствовал себя униженным. Его комната, конура, похожа на шкаф, на ящик, на гроб. Одежда на нём обносилась, за квартиру платить нечем, за учёбу платить нечем. Однако он всегда готов был прийти на помощь людям, мог отдать последнее, что у него было.Я думаю, что свидетели подтвердят это и суд учтёт их показания.

Соня:

- Он отдал Екатерине Ивановне последние деньги на похороны отца (Мармеладова).

Свидетель:

- Встретив на бульваре пьяную девочку, он также отдаёт полицейскому последние деньги, чтобы тот нанял извозчика и отвёз её домой.

Разумихин:

- Родион, в бытность свою в университете, из последних средств своих помогал одному бедному и чахоточному университетскому товарищу и почти  содержал его в продолжение полугода. Когда же тот умер, ходил за оставшимся в живых старым и расслабленным отцом умершего товарища, и, когда тот тоже умер, похоронил его.

Свидетель:

- Раскольников во время пожара, ночью, вытащил из одной квартиры, уже загоревшейся, двух маленьких детей и был при этом обожжён.

Судья:

- Суд заслушал подсудимого Раскольникова, свидетелей и должен вынести приговор.Слово предоставляется обвинителю.

Обвинитель:

- Не отрицаю, что многое вызывает в Раскольникове сочувствие, но всё же он убийца, и мы не должны об этом забывать. Никто не имеет права брать топор, идти и убивать человека пусть даже такого мерзкого, как старуха-процентщица. Никакие мотивы не могут этого оправдать. Я считаю, что преступник должен быть приговорён к каторжным работам сроком на девять лет.

Защитник:

- Перед нами не злодей-убийца. В основе преступления Раскольникова лежит психологическая, философская тайна. И суду следует хорошо в ней разобраться. Давайте взглянем на мир глазами Раскольникова, переживем его муки. Ведь муки, сомнения одолевают его до убийства. А как  он мучается после преступления. Его одолевают кошмары, он не находит себе места, не переносит общества, даже самые близкие люди ему в тягость, он просит оставить его одного. Ударом топора по старухе он отделил себя от людей. Подсудимый несёт страшные наказания в самом себе. Невольно это ставит нас в положение сочувствующих.

В преступлении Раскольникова выражен индивидуалистический бунт. Он хотел в одиночку, не дожидаясь всеобщего счастья, перестроить мир. В этом он,конечно, не прав. В одиночку общественный строй не изменить.

Я прошу суд учесть всё это при вынесении приговора моему подзащитному.

Судья:

- Выслушав Раскольникова, свидетелей, а также обвинителя и защиту, суд приговорил бывшего студента Раскольникова к восьми годам каторжных работ. Учитывая его душевные муки, суд надеется на чистосердечное раскаяние преступника, на то, что он вновь вернётся к людям, суд верит в его духовное возрождене.  

Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Задание на дом: написать отзыв о прошедшем уроке.