Подготовка к ЕГЭ и ГИА

Савушкина Оксана Леонидовна

подготовка

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание А4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова

Слайд 2

Согласные звуки Звон-кие Б В Г Д Ж З Й Л М Н Р - - - - Глу-хие П ф К Т Ш С - - - - - Х Ц Ч Ш Легко запомнить: эти фразы содержат « СТ ё ПК а, Х о Ч е Ш ь Щ е Ц ? – Ф у!» - все глухие согласные. 2. «У МН ая Г о Л о В а, Р а ЗБ иРа Й Бо Ж ьи Д еЛа!» - все звонкие согласные.

Слайд 3

Обратите внимание!  Перед звонкими согласными глухие озвончаются : с бить — [ з ] бить ; экзамен - э [ г ] замен.  Перед глухими согласными звонкие оглушаются : в сходы — [ ф ] сходы; по д ходить - по [ т ] ходить. Звонкие согласные оглушаются в конце слов : вездеход — вездехо [ т ], рассказ — расска [ с ]. Помните это, когда будете выполнять следующие задания: В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [ указан ]?

Слайд 4

Твердые и мягкие согласные Звонкие и глухие согласные могут быть твердыми и мягкими. Всегда мягкие — Й, Ч, Щ На мягкость предыдущих согласных влияют буквы Е, Ё, Ю, Я, И, а также Ь : рябь — [р’ап’], весна — [в’и]сна. Всегда твердые согласные Ж, Ш, Ц Помните это, когда будете выполнять следующие задания : В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный звук? В каком слове все согласные твердые? В каком слове все согласные мягкие?

Слайд 5

Обратите внимание! Буквы Е, Ё, Ю, Я передают звуки [э], [о], [у],[а], если употребляются после мягкого согласного ( см. предыдущий слайд ). Два звука эти буквы передают: В начале слова : ест — [ ЙЭ ст ]; юноша — [ ЙУ ноша ]. После Ъ и Ь : вьюга — [ в’ ЙУ га ]. После гласного звука : приехал — [ пр’и ЙЭ хал ]. Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове (количество указано) звуков? Не забывайте при этом, что Ъ и Ь звуков речи не обозначают!

Слайд 6

Позиции, в которых произношение согласных зависит от их положения в слове или от соседства с другими гласными или согласными.

Слайд 7

1. Сочетания - тся, -ться произносится как [ Ц ] Здорова ться —здорова [ Ц ] а 2. Сочетания дч, тч произносятся как [ Ч ’ ] Пулеме тч ик — пулеме [ Ч ’ ] ик 3. Сочетания дс, тс произносятся как [ Ц ] Сосе дс кий — сосе [ Ц ] кий 4. Сочетания сж, зж, жж произносятся как [ Ж ] Сж ечь — [ Ж ] ечь 5. Сочетания зч, сч произносятся как [ Щ ’ ] Перево зч ик — перево [ Щ ’ ] ик 6. Двойные согласные произносятся как один долгий звук Кла сс — кла [ С ] 7. В сочетаниях с т н, н т ск, р д ц, в ств, л в ств, з д н, н д ск, с т л, л нц выделенные буквы не произносятся Прелес Т ный, гиган Т ский, сер Д це, безмол В ствовать, нидерлан Д ский, поз Д ний, счас Т ливый, со Л нце и т.п.

Слайд 8

Учтите это, когда будете выполнять задания: В каком слове количество букв и звуков совпадает? В каком слове букв больше, чем звуков? В каком слове звуков больше, чем букв? В каком слове ( количество указано) звуков? В каком слове произносится твердый глухой шипящий согласный звук? В каком слове все согласные твердые? В каком слове все согласные мягкие? В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука? В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? В каком слове все согласные глухие? В каком слове все согласные звонкие? В каком слове произносится звук [ указан ]?

Слайд 9

Решаем вместе а) В каком слове только звонкие согласные звуки? 1) подход 2) сбрил 3) лёгкий 4) взрыв Если вы будете исключать все слова, в которых есть глухие звуки, то наверняка ошибётесь. У вас останется четвертый вариант — слово взрыв , однако в абсолютном конце слова звук [в] оглушается. Поэтому не спешите, проверьте, не озвончается ли глухой звук перед звонким? В первом варианте оба звонких звука [д] оглушаются; в третьем есть глухой звук [к], который также оглушает стоящий перед ним звук [г]. Остается второй вариант: звук [с] озвончается перед звонким звуком [б]. Это и есть правильный ответ.

Слайд 10

б) В каком слове произносится звук [с’]? 1) сочетание 2) мазь 3) сапоги 4) срок Достаточно даже методом исключения понять, что это не первый, не третий и не четвертый варианты: в них нет условий для смягчения предыдущего указанного согласного звука. А вот во втором варианте звук [з] оглушается на конце слова и смягчается — за ним стоит Ь. Правильный ответ — 2. Решаем вместе

Слайд 11

в) В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука? 1) размять 2) входить 3) сгрести 4) вложить В этом задании речь идет о звонком согласном звуке, т.к. оглушить глухой звук невозможно . Звонкие согласные оглушаются в абсолютном конце слова или перед глухим согласным. Слабой позиции в конце слов нет, значит, ищем стык звонкого и глухого согласных. Ни в первом, ни в четвертом вариантах такого стыка нет. В третьем случае наблюдаем озвончение глухого согласного — [зг]рести . Остается второй вариант: буква «в» перед глухим [х] обозначает [ф]. Правильный ответ — 2. Решаем вместе

Слайд 12

Решаем вместе г) В каком слове произносится гласный [о]? 1) причёсанный 2) чувство 3) шоколад 4) позвать Определяем ударение в слове, чтобы найти правильный ответ. Ударный гласный [о] только в первом варианте. Это и есть правильный ответ.

Слайд 13

Решаем вместе д) В каком слове звуков больше, чем букв? 1) окрестность 2) яблочный 3) разъезд 4) городской Большее количество звуков в словах могут давать буквы Е, Ё, Ю, Я, если стоят в начале слова или после гласной. Такое слово одно — яблочный — 9 звуков, 8 букв. В слове разъезд после Ъ буква Е также дает два звука, но звука не обозначает Ъ, поэтому в этом слове 7 букв и столько же звуков. Правильный ответ — 2.

Слайд 14

Укажите ошибочное суждение 1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ согласный звук [т] является непроизносимым. 2) В слове ВХОДЯ первый звук – [ф]. 3) В слове ДОСТАНЬТЕ мягкость согласного [н ’ ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове СЕРЬЁЗНОГО звуков больше, чем букв. Ответ 4)

Слайд 15

1) В слове разгневанный все согласные звонкие. 2) В слове поход все согласные глухие. 3) В слове сдоба произносится звук [с]. 4) В слове больница звуков меньше, чем букв. Ответ 3) Укажите ошибочное суждение

Слайд 16

1) В слове солнце согласный звук [л] является непроизносимым. 2) В слове просьба при произношении происходит озвончение согласного звука. 3) В слове учиться 5 звуков. 4) В слове универмаг все согласные звонкие. Ответ 4) Укажите ошибочное суждение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа над сочинением-рассуждением, связанным с анализом текста Подготовка к ГИА 2012 Часть 3 (С2.2)

Слайд 2

05/03/17 Умения, проверяемые заданием С2.2 адекватно понимать информацию прочитанного текста; понимать основную мысль прочитанного текста; интерпретировать информацию прочитанного текста и на этой основе умение устанавливать авторскую позицию в тексте, формировать её; умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме текста и излагать свою позицию по данной теме.

Слайд 3

05/03/17 Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2) Понимание смысла фрагмента текста Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет. 2 балла Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации. 1 балл Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует. 0 баллов

Слайд 4

05/03/17 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 3 балла Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. 2 балла Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) не из прочитанного текста 1 балл Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть. 0 баллов

Слайд 5

05/03/17 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 балла Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 балл В работе экзаменуемого просматривается коммуникатив- ный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 0 бал-лов

Слайд 6

05/03/17 Композиционная стройность Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 3 балла Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста. 2 балла Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущено 2 ошибки в построении текста. 1 балл Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости. Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 – 9 баллов . 0 баллов

Слайд 7

05/03/17 Как увидеть автора в тексте художественного стиля? Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир.  Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах.  Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы а) дать возможность читателю представить описываемые события; б) передать свои эмоции; в) вызвать ответные чувства и переживания.  Автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать.  Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, его поведение, речь, отношение к нему окружающих и т.д.

Слайд 8

05/03/17 Обратите внимание! Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании – всегда «я» рассказчика , но не автора. Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика . Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной ( положительной) оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.

Слайд 9

05/03/17 Исходный текст ( 1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками... (3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал… (4) - Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена. (8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно… (11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки! (1 3 )В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (1 4 )Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя... (1 5 )- Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (1 6 ) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (1 7 )Доставай-ка свой альбомчик...

Слайд 10

05/03/17 ( 1 8 )- Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. ( 19 )- Я давно хотел тебе сказать....(2 0 )У меня нет альбома... (2 1 )- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван. (2 2 )- Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (2 3 )- Просто у меня сейчас его нет. (2 4 )- Ага... - радостная догадка осенила меня. (2 5 )- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (2 6 )Молодец! (2 7 )А далеко он живет, этот твой товарищ?! (2 8 )- Папа... ( 29 )Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (3 0 )Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (3 1 )Никуда не может ездить. (3 2 )Разве в его коляске далеко уедешь? (3 3 )Я подарил ему свой альбом…(3 4 )Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (3 5 )Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны... (3 6 )- А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (3 7 )- Только честно? (3 8 )- Да, папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься? (46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку. (50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием... (По Л.Куклину)

Слайд 11

05/03/17 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: « У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 12

05/03/17 Структура сочинения Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это та фраза, которая предложена ему в тексте задания. Аргументация ( доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли - номера предложений или цитаты из исходного текста). Вывод.

Слайд 13

05/03/17 Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент 2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д

Слайд 14

05/03/17 Работаем с текстом Психологические проблемы « Кончилась спокойная жизнь». «Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...» «Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал …» «Удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки…»; « Всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать». Финансовые проблемы «Из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей шубку …» «Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь». - Долго ли создавалась коллекция марок? (Отец собирал; сыну передалось увлечение). Ожидаемый результат Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...

Слайд 15

05/03/17 Почему альбом с марками можно назвать целым миром? Филателисты узнают много нового о странах, людях, предметах, событиях и т.д., которые изображены на марках . («Они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, позволяли каждый раз чувствовать себя первооткрывателями». «Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы».) Стоимость редких марок обычно очень высока, поэтому даже небольшая часть проданной коллекции могла бы дать возможность сыну путешествовать по всему миру. («Из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей шубку…»)

Слайд 16

05/03/17 Почему сын щедро подарил этот мир другому ? Причина 1. «Это мальчик, у которого парализованы обе ноги . Он не может ходить, совсем не может ! Никуда не может ездить . Разве в его коляске далеко уедешь?» «Он так обрадовался , что даже заплакал . Не кричал, не смеялся, а заплакал. Неужели от радости тоже можно плакать?» Причина 2. «Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...»

Слайд 17

05/03/17 Определяем идею текста «Сначала – очень жалел , а теперь - чуть-чуть... И мне теперь очень-очень хорошо ...» «Это был мой сын , и он стал взрослым». « Мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...» Для сына, как и для отца, радость больного мальчика от искренне сделанного щедрого подарка оказалась гораздо важнее собственного увлечения, финансовых затрат, радужных мечтаний. Одним поступком сын доказал свою нравственную состоятельность, взрослость. Милосердие, доброта – вот настоящие ценности жизни, дороже которых нет ничего.

Слайд 18

05/03/17 Работа над сочинением 1) Вступление. Раскроем тему текста и сформулируем тезис: Филателия – интереснейшее занятие. Рассказывая о поступке сына, автор утверждает: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому». 2) Приведём аргументы, используя вводные слова. Во-первых, человек, увлеченно занимающийся собиранием марок и изучающий их, значительно расширяет свой кругозор (предложения 13, 16). Во-вторых, хорошая коллекция стоит дорого (предложения 10-11) , и на деньги, вырученные от её продажи, можно путешествовать по разным странам. 3) Вывод. Следовательно, великодушно подарив мальчику-инвалиду свой альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в котором нет ничего ценнее доброты и сострадания. (74 слова)

Слайд 19

05/03/17 Памятка «Как работать над сочинением (часть С2.2)» Внимательно прочитайте текст. Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод). Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).

Слайд 20

05/03/17 Образец работы с памяткой Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова. «целый мир » « щедро подарил его другому» О каком мире идёт речь в тексте? Что заставило сына щедро подарить этот мир другому? Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Предложения 10-11, 13,16 Предложения 29 – 45, 48

Слайд 21

05/03/17 Образец работы с памяткой Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса. «Я считаю, что сын дал возможность парализованному мальчику познать мир с помощью подаренного альбома с марками». 4. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. Предложения 13-16; 10-11. Марки «позволяли чувствовать себя первооткрывателями». «из заначек… можно было бы купить… шубку » Марки «вызывали всё усиливающуюся финансовую течь» .

Слайд 22

05/03/17 Образец работы с памяткой 5. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод). Все композиционные части в сочинении-рассуждении есть. 6. Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста). Автор считает, что самая большая ценность – бескорыстная доброта. Мой вывод. « Следовательно, великодушно подарив мальчику-инвалиду свой альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в котором нет ничего ценнее доброты и сострадания».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ ГИА Грамматическая основа предложения Сложные случаи определения подлежащего и сказуемого

Слайд 2

Из «Аналитического отчёта ФИПИ» « Нахождение грамматической основы в предложении с подлежащим,выраженным местоимением (задание А8), не первый год вызывает затруднение у экзаменуемых (средний процент выполнения в 2011 г. – 50, в 2010 г. – 56). Это объясняется прежде всего тем, что работа над темой «Местоимение» в школе мало направлена на уяснение синтаксической роли местоимений разных разрядов. Особую трудность представляет собой относительное местоимение ( который ), выступающее в роли союзного слова и соединяющее предикативные части сложноподчиненного предложения: несформированность у выпускников умения распознавать синтаксические функции слов, конкурирующих с подлежащим как «психологический субъект», а также умения учитывать омонимию форм именительного падежа и винительного падежа объекта приводит к тому, что местоимение в ро- ли средства связи частей сложного предложения не воспринимается экзаменуемыми как равноправный член предложения и тем более как подлежащее или не опознается как прямое дополнение, сливаясь в сознании выпускников с подлежащим, или просто воспринимается как союзное слово вне связи с его морфологической природой, а следовательно, с возможностью выполнять двойную функцию в предложении… Неумение отличить главные члены предложения от второстепенных часто не позволяет выпускникам опознать предложение как структурную единицу и правильно определить количество грамматических основ в сложном предложении».

Слайд 3

Подлежащее Часть речи в роли подлежащего Примеры Местоиме-ние в И. п. Что там упало? Кто решил тест? Кто-то звонит. Это хорошо. Иной не захочет тебя и выслушать. Любой может справиться со своими эмоциями. Все замолчали. Обратите внимание! В сложноподчинённом предложении проверьте, относятся ли подлежащее и сказуемое к одной части: Лесник, который встретил нас, радушно пригласил в дом. Все, кто приехал на фестиваль, порадовались успехам российских артистов. Дом, что возвышался на берегу, был построен моим дедом.

Слайд 4

Подлежащее Часть речи в роли подлежащего Примеры Сочетание слов, одно из которых стоит в И.п. Служили два товарища в одном полку. Несколько всадников показались вдали. Обратите внимание! Всё сочетание является подлежащим , если это фразеологизм ( ахиллесова пята ), географическое название (Чёрное море), термин (золотое сечение), название учреждения ( Организация Объединённых Наций ), сочетание прилагательного, местоимения или числительного с существительным в Р.п. ( любимейший из братьев, кое-кто из нападавших, трое из ларца ).

Слайд 5

Подлежащее Часть речи в роли подлежа-щего Примеры Прилага-тельное и при- частие Умный как интересная книга: оторваться невозможно. Хромой что-то резко сказал и отвернулся. Награждённые поблагодарили президента. Отдыхающие стали свидетелями уникального природного явления – свечения микроорганизмов в воде. Обратите внимание! Отсутствие существительного в именительном падеже при этих словах указывает на переход прилагательного и причастия в существительное!

Слайд 6

Подлежащее Часть речи в роли подлежащего Примеры Инфини-тив Курить - здоровью вредить. Любить – значит верить. Жить – себя совершенствовать и людям мир дарить. Обратите внимание! Инфинитив может входить в словосочетание: Быть некрасивым – это не беда, а вот быть злым – действительно несчастье.

Слайд 7

Простое глагольное сказуемое Выражается следующими формами глагола Примеры Формой настоящего и прошедшего времени глагола. Россия готовится к Олипиаде в Сочи. За право её проведения в своей стране боролись многие. Формами условного и повелительного наклонения глагола. Читал бы ты побольше книг. Пусть сбудутся мои мечты! Формой будущего времени глагола. Вас будут приглашать на роли главных героинь. Обратите внимание! Не перепутайте простое глагольное сказуемое ( пусть сбудутся, будут приглашать и т.п.) с составным глагольным!

Слайд 8

Составное глагольное сказуемое ВСПОМОГАТ. ГЛАГОЛ + НЕОПР. ФОРМА ГЛАГ . Служит для связи с подлежащим и выражает грамматическое значение сказуемого Выражает его основное лексическое значение и несёт основную смысловую нагрузку В роли вспомогательного глагола могут выступать сочетания кратких прилагательных ( намерен, рад, должен, способен, готов, обязан и т. п.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений (в настоящем времени эта связка опускается). Я не хочу печалить вас ничем. ( Не хочу — это вспомогательный глагол, а печалить — неопределенная форма глагола, несущего смысловую нагрузку.) Солдат обязан защищать своё Отечество. Он готов нести службу в любой точке страны.

Слайд 9

Составное именное сказуемое ГЛАГОЛ-СВЯЗКА + ИМЕННАЯ ЧАСТЬ Служит для связи с подлежащим и выражает грамматическое значение сказуемого. Выражает его основное лексическое значение и несёт основную смысловую нагрузку Глагол - связка может быть выражен словами быть, есть считаться, являться, становиться , казаться, называться, служить и т.п. Обратите внимание! В настоящем времени глагол-связка обычно отсутствует (нулевая связка).

Слайд 10

Составное именное сказуемое Именная часть составного именного сказуемого выражается следующими частями речи: существительным: Мой брат – летчик. полным и кратким прилагательным: Лес красив. День будет чудесный. причастием: Экзамены сданы. числительным: Саша будет первым в тройке лидеров. местоимением: Ты станешь моим ! наречием: В городе празднично, весело . разными формами степеней сравнения прилагательного и наречия: Мать всех милей!

Слайд 11

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено местоимением: A) Мокрый дождя не боится. Б) Всякий может стать героем. В) Наконец пришло и послезавтра. Г) Иной не поможет и в горе. Д) Кто ответит на этот вопрос? Е) Некто велел Никите прийти на встречу в соседний двор. Ж) Дорогу осилит идущий. З) «Ау!» раздавалось по лесу. И) Что тебя заставило так поступить с другом? К) Каждый мечтал о счастье. Правильные варианты Б), Г), Д), Е), И), К)

Слайд 12

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено причастием: A) Пуганный змеёю и веревки боится. Б) Добро добром оплатишь – молодец, на зло добром ответишь – ты мудрец. В) Приехавшие долго ждали багаж. Г)Это меня очень настораживает. Д) Кто здесь обиженный? Е) Осуждённые признали свою вину. Ж) Дорогу осилит идущий. З) Злой подобен псу бездомному. И) Синева разлилась по тайге, равнинам. К) Поющие невольно привлекали внимание прохожих. Правильные варианты А), В),Е), Ж), К)

Слайд 13

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено неделимым словосочетанием: A)Эта филькина грамота только насмешила чиновников. Б) Бледно-розовое облако одиноко путешествовало по лазурному небу. В) Лучший их художников – это Репин. Г) Хорошее настроение не покидало неразлучных друзей. Д) Парниковый эффект уже даёт свои печальные результаты. Е) Северная Двина поражает своей величавой суровостью. Ж) Жили старик со старухой у самого синего моря. З) Крутой берег реки был алым от маков. И) Некоторые из присутствующих сдержанно засмеялись. Правильные варианты А),В),Д),Е),Ж),И)

Слайд 14

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях подлежащее выражено глаголом: A) Танцующие были необыкновенно элегантны. Б)Большая радость – быть нужным людям. В)Сдать экзамен – вот наша задача. Г) Хамить – значит настраивать окружающих против себя. Д) Заболевшие не пришли на занятия. Е) Ждать да догонять – великая мука. Ж) Приглашённые чинно расселись по местам. З) Завтра будет лучше, чем вчера. И) Окружающие не поймут твоего поступка. К) Лечить болезнь – дело непростое. Правильные варианты В), Г), Е), К)

Слайд 15

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях простое глагольное сказуемое: A) Сын начал заниматься боксом. Б)На улице стало светлее. В)Я буду учить испанский язык. Г) Снег падал реже и реже. Д) Катер уносило в море всё быстрее. Е)Ты, конечно, всех умнее, всех румяней и белее. Ж) Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной. З) Шли бы вы работать, батенька. И) Пускай цветёт моя Отчизна! К) Лектор начал лихорадочно перебирать листки бумаги. Правильные варианты В), Г), Д),З), И)

Слайд 16

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях составное глагольное сказуемое: A)К кругосветному путешествию Фёдор Конюхов стал готовиться заранее. Б) Письма были написаны, перечитаны и разосланы. В) Дальний Восток начал волновать моё воображение с детства. Г) Будем петь и смеяться, как дети. Д) Его я видеть не должна. Е) Хоккейная команда стала атаковать ворота противника. Ж) Жизнь прекрасна и удивительна. З)Рад бы в рай, да грехи не пускают. И) Пусть на Земле есть места иные, но мне милей моя Россия. К) Я не намерен объяснять поступки своего брата. Правильные варианты А), В), Е), З), К)

Слайд 17

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях составное именное сказуемое: A) В человеке всё должно быть прекрасно. Б)Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком. В) Ты одна у меня желанная, солнышко моё долгожданное. Г) Не обижайте любимых упрёками, бойтесь казаться любимым жестокими. Д) Стань сильней меня, стань ласковей! Е) Тебя жалеть я не умею, и крест свой бережно несу. Ж) В горнице моей светло: это от ночной звезды. З) Красные цветы мои в горнице завяли все. И) Печален будет мой рассказ, старик. К) Гид должен был встретить нас в аэропорту. Правильные варианты А), В), Д), Ж),И)

Слайд 18

Проверяем себя Укажите, в каких предложениях есть все виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. А) Как я рада, что ты приехал, и теперь мы начнём строить новую жизнь! Б) А я иду, шагаю по Москве, и я пройти ещё смогу солёный Тихий океан, и тундру, и тайгу! В) Уверен: ты станешь ходить, и всё будет просто замечательно! Г) Узнал я, что ты был болен, а потому спешу узнать о твоём здоровье. Д) Говорю вам, сударь: настроение у меня воинственное, а потому ждите неприятностей! Правильные варианты А), Г)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: