Самоанализ педагогической деятельности
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 г. Татарска
Самоанализ педагогической деятельности
по теме:
«Применение ИКТ на уроках русского языка как средство повышения мотивации к обучению»
учителя русского языка и литературы
Савушкиной Оксаны Леонидовны
2014 год
Для современного человека главное - не готовые знания, а умения учиться самостоятельно открывать новое, поэтому основная задача учителя не столько вооружить учащихся суммой знаний, сколько научить их добывать эти знания, развивать устойчивую мотивацию к учению.
Учебный интерес наиболее ярко проявляется у учащихся начальной школы, но постепенно угасает на средней и старшей ступенях образования. Эта проблема очень заинтересовала меня, поэтому я занялась изучением новых технологий обучения, которые повышают эффективность обучения, мотивацию учащихся к изучению предмета. Изучив методические исследования О.Б. Даутовой, О.Н. Крыловой, А.Г. Грецова, в которых доказано, что повышение эффективности обучения русскому языку происходит при использовании современных технических средств, решила применить их в своей работе. Так как считаю, что уроки с использованием современных информационных технологий позволяют активизировать процесс обучения, и учебный материал усваивается на достаточно высоком уровне. Постепенно у меня сложилась собственная система использования информационно - коммуникативных технологий на уроках.
Поставив перед собой цель - повысить мотивацию учащихся к урокам русского языка через использование информационно - коммуникативных технологий, я определила следующие задачи:
- способствовать повышению мотивации учащихся к урокам русского языка через использование информационно-коммуникативных технологий;
- применять методы, средства и приемы обучения с учетом индивидуальных потребностей и способностей учащихся;
- развивать творческие способности учащихся, навыки самостоятельного поиска, отбора и анализа необходимой информации через проектную и исследовательскую деятельность.
Свою педагогическую деятельность строю в соответствии с должностными обязанностями учителя, планом работы школы, руководствуясь «Конвенцией ООН о правах ребенка», Конституцией РФ.
Рабочие учебные программы разработаны мною на основе примерной программы с учетом федерального компонента образовательного стандарта и авторских программ М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского; 10 класс - Н.Г.Гольцовой, И.М.Шамшина, М.А.Мищериной.
Занятия провожу в кабинете, оснащенном техническими средствами обучения: компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, графопроектор, диапроектор. В школе имеется необходимая методическая литература, наглядные пособия, справочники, словари, альтернативные учебники, дополнительная литература.
В основе моей деятельности лежат три основных типа урока по способу использования информационных технологий:
- уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме (один компьютер на учительском столе + демонстрационный экран);
- уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме (урок в компьютерном классе без выхода в Интернет);
- уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме (урок в компьютерном классе с выходом в Интернет).
Эффективность работы по данной технологии подтверждается позитивной динамикой успешности по русскому языку с 50 % до 53% (при 100% успеваемости). (Приложение №1)
На уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в системе использую возможности современных информационных средств обучения. Дети готовят индивидуальные задания, презентации, пользуясь ресурсами Интернета. Например, представляют или используют их на уроках в качестве наглядности, рабочего материала, постоянно используют возможности интерактивной доски.
Для углубления знаний, развития интереса к предмету обучающимся предлагаю творческие задания, которые строю от «простого» к «сложному»:
1) составление кроссворда, ребуса по определенной теме;
2) подготовка презентаций определенной тематики;
3) подготовка элементов учебного пособия;
4) выпуск таблиц, схем, учебного пособия
При разработке урока с использованием информационно-коммуникативных технологии уделяю особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологии.
Практика показывает, что в течение трех лет у моих учеников произошло повышение мотивации к изучению русского языка. По результатам диагностики к середине 2011 года количество учащихся, проявляющих интерес к предмету составляло в 2011году- 35 % от общего числа учащихся, в 2012 году- 38 %, 2013 году – 40 %. (Приложение №2)
По качеству знаний за последние три года наблюдается стабильность. В 2011 году процент качества составляет по русскому языку-37 %, 2012 - 45 %, 2013- 47 %(Приложение 3).
У учащихся сформированы общеучебные умения и навыки. Это доказывает 100 % успеваемость 2011, 2012, 2013 годах. Результат сдачи ЕГЭ (средний балл) 2010 год - 47б; ГИА в 2011 году - 40б; в 2012 году – 43б. Успешность по русскому языку 2011- 2012 год – 50 %, 2012-2013- 51 %, 2013-2014- 53 %;(Приложение № 3). Анализ навыков чтения учащихся показывает, что за 3 года наблюдается увеличение количества слов (Приложение №4). По русскому языку повысился уровень скорости письма (Приложение №5) Результаты диагностических работ по русскому языку в рамках оценки качества предметных достижений показали, что учащиеся 6, 10 классов справились 100% (Приложение 6).
В педагогической деятельности придерживаюсь такого правила: «Не две – три звезды на фоне серой массы, а активная и творческая жизнь каждого ребенка». В связи с этим работу строю с учетом индивидуальных потребностей и способностей учащихся.
Систематически применяю нестандартные уроки: КВН, деловая игра, мозговая атака, интервью (например, сочинение по картине М. Финогенова «Каток для начинающих» в 9классе), репортаж, рецензия; уроки, напоминающие публичные формы общения - пресс - конференция, аукцион (например, «Удивительные части речи» в 5классе), митинг, дискуссия (например, «Кто сказал, что нужно говорить красиво?» в 10 классе), телепередача ( например, «Ох, уж эти фразеологизмы!» в 6 классе); уроки, опирающиеся на фантазию – урок-сказка ( например, «Волшебный мир лексики» в 6 классе), урок - сюрприз; интегрированные уроки: например, связь гуманитарных и естественных наук («О стрекозах, нимфах и адмиралах», 7 класс).
На своих уроках большое внимание уделяю формированию самостоятельности ученика, умениям добывать знания. Организую учебную деятельность так, чтобы ученик стремился сам получать знания, осмыслить и их применить в нужной ситуации. Ученики постоянно сотрудничают в режиме диалога, дискуссии, высказывают свои мнения, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают содержание, которое закреплено научным знанием. (Например, как правильно написать: попил чая или чаю). Также в целях формирования устойчивой мотивации учения планирую ситуацию успеха, которая помогает ученику преодолеть психологический барьер; предлагаю различные темы для докладов, сообщений, подбираю задания творческого характера. Осуществляю отношения сотрудничества учителя и учащихся, постоянно привлекаю учеников к оценочной деятельности и формирую у них адекватную самооценку, использую занимательные примеры, анализ жизненных ситуации; применяю поощрения и порицания.
Одной из форм работ по повышению мотивации считаю участие детей в Международном игровом конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок - языкознание для всех», занимая призовые места в пределах школы (2009 – 2010 г. –1, 2, места среди 10-х классов, 1, 2 места среди 7-х классов; 2012-2013 г. - 1, 2 места среди 9 классов, 2, 3 место среди 6-х классов) учащиеся не только активно участвуют, но и видят результат своей работы. В 2012 году Калина Регина, ученица 9 класса заняла 15 место в регионе по русскому языку, а Дегтярева Евгения в 2013году 10 место в районе. В 2013 году учащиеся 5-9 классов приняли активное участие в международном конкурсе по русскому языку «Ёж», награждены грамотами. Ученица 10 класса Дмитриева Анастасия заняла 1 место в районном конкурсе «Стихи собственного сочинения» (2013 год). В районном конкурсе чтецов «Поэты Сибири» участвовал ученик 9 класса Пономарев Никита, 3 место(2014год).
Творческие способности учащихся развиваю в ходе организации исследовательской деятельности. Научно-исследовательская работа позволяет ученику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов-дарований. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу в этой работе. Пришла к выводу, что научно-исследовательская деятельность – мощное средство, позволяющее увлечь учеников.
Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.
Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися школы, показывает, что круг их интересов весьма широк: это литературоведение, история, краеведение, лингвистика, этнография. Многие темы носят интегративный характер: история литературы, история искусствознания, и т.д.
Работу над исследованием строю следующим образом:
- выявление проблемы исследования;
- постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
- правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;
- отбор и структурирование материала;
- соответствие собранного материала теме и целям исследования.
Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм.
Выполненные работы рецензируются учителями, научными консультантами и представляются на различных уровнях. Часть из них заслушивается на методических объединениях, где ученик может получить дельный совет и критические замечания для улучшения работы. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, конференциях. Учащиеся также участвуют в различных конкурсах школьных исследовательских работ, добиваясь успехов. Эффективность работ в данном направлении доказывается результатами (Приложение 7)
В данный момент работаю в среднем звене и готовлю ученицу 6 класса Чардынцеву Дарью к школьной конференции по теме «Сюрпризы почерка».
В системе занимаюсь с учащимися организацией исследовательской деятельности. Эта работа позволяет моим детям повысить интерес к предмету, повысить интеллект.
Наряду с исследовательской деятельностью учащихся занимаюсь проектной деятельностью.
Планирование и организация работы над проектом такова. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения.
Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования; научная статья (описание хода работы); план исследования, тезисы, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций); реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его действия, видео- и аудиоматериалы.
Например, проектная работа в 6 классе по теме: «Лингвистические ошибки вокруг нас ».
Работа состоит из 5 пунктов:
- Выбор темы проекта;
- Деление учащихся на группы;
- Собственное исследование учеников;
- Презентация продукта исследования;
- Анализ проектной деятельности.
Форма отчета - презентация проекта в виде публичного выступления с демонстрацией «блокнота лингвистических ошибок».
Продолжением урочной деятельности является внеурочная деятельность.
Два года являюсь классным руководителем 6 класса. Программа по воспитательной работе «Лестница успеха» - это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребенка. Считаю, что именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Так Колоколкина Алина (ученица 6 класса) заняла 1 место в конкурсе плакатов по теме «Люби и цени русский язык» (школьный уровень), Токарева Наталья в конкурсе чтецов «Моя Родина» 1 место (школьный уровень), учащиеся 6 класса приняли активное участие в районном конкурсе кроссвордов «Выборы президента», были награждены дипломом.
Результаты успеваемости учащихся 6 класса
Годы | Количество учащихся | Оценки учащихся | ||
отлично | хорошо | удовлетворительно | ||
2012 | 14 | 0 | 4 / 29 % | 10 / 71 % |
2013 | 18 | 2 / 12 % | 6 / 35 % | 10 /53 % |
В системе занимаюсь самообразованием, повышением квалификации.
№ п/п | Наименование курсов | Учреждение, проводившее курсы повышения квалификации | Документ (№, дата) |
1. | «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в современной школе» | НИПКиПРО 72ч | Удостоверение 01-.09по30.09.10г |
2. | «Основные задачи реализации предметной области «Филология» с учетом требований ФГОС основного общего образования» | Куйбышевский филиал ФГБОУ ВПО «НГПУ», 108ч | Удостоверение 24.11-30.11.2013г |
3. | « Интерактивные устройства в образовательной деятельности». | ГБОУ ДПО НСО 36 часов | Сертификат Июнь 2013года |
Активно работаю на уровне школьного и районного методических объединений. Провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, мастер- классы. (Приложение 8). Публикую свои работы на портале www. nsportal.ru, (свидетельства прилагаются). Имею свой персональный сайт (www//nsportal//savuschkina81@yandex.ru), на котором представляю методические наработки, разработки уроков, внеклассных мероприятии.
В 2013 году приняла участие во Всероссийском интернет - конкурсе педагогического творчества, награждена дипломом за представление педагогического опыта в рамках номинации «Педагогические идеи и технологии». (Приложение №9).
В 2014 году приняла участие в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года-2014», награждена грамотой управления образования администрации Татарского района (Приложение №10)
За период работы в качестве учителя русского языка и литературы (8лет) определила ряд принципов, которые помогают успешно решать задачи обучения и воспитания:
- использование методов и технологии, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющие здоровье учащихся;
- совершенствование технологии исследовательской и проектной деятельности;
- повышение мотивации учащихся при использовании информационно- коммуникативных технологии;
- эмоциональное стимулирование;
- осуществление промежуточного и итогового контроля ЗУН учащихся.
Учитель: Савушкина О.Л.
Приложение 1
Динамика успешности по предмету «Русский язык»
Приложение 2
Учащиеся, проявляющие интерес к изучению русского языка
40 % - проявляют интерес к предмету
Приложение 3
Процент качества по русскому языку
Год | Процент качества |
2011-2012 | 37% |
2012-2013 | 45% |
2013-2014 | 47% |
Приложение 4
Анализ навыков чтения учащихся
Приложение 5
Мониторинг скорости письма за 3 года по русскому языку
Приложение 6
Результаты диагностических работ по русскому языку в 10 классе
Результаты теста | Количество человек | % |
От70%до 100% | 3 | 37,50% |
От 45%до 69% | 5 | 62,50% |
Менее 45% | 0 | 0% |
Писали всего | 8 | 100% |
Результаты диагностических работ по русскому языку в 6 классе
Результаты теста | Количество человек | % |
От70%до 100% | 10 | 58,82% |
От 45%до 69% | 7 | 41,18% |
Менее 45% | 0 | 0% |
Писали всего | 17 | 100% |
Приложение 7
Мониторинг результативности участия обучающихся в районных научно- исследовательских конференциях.
№ | Год | Количество участников | Результат | Процент выполнения | ФИ учащегося |
1 | 2009г | 1 | 1 место | 100% | Ребенок Наташа, тема «Язык современной телерекламы» |
2 | 2012 | 1 | 2 | 100% | Воробьева Оксана, тема «Молодежный сленг как показатель развития общества» |
Приложение 8
Обобщение и распространение педагогического опыта
Форма | Тема | Уровень | Год |
Открытый урок по литературе в 9 классе | Галерея «мертвых душ» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» | Школьный | 2011 |
Обмен опытом | Система работы учителя гуманитарного цикла | Школьный округ | 2011 |
Мастер - класс | Как написать сочинение на лингвистическую тему? | Школьный округ | 2012 |
Открытый урок по русскому языку в 9 классе | «Анализ текста как способ подготовки к ГИА» | Всемирный | 2013 |
Выступление на МО классных руководителей | «Эти вредные конфликты» | Школьный | 2013 |
Открытый урок в незнакомом классе | «Разряды имен числительных» | Районный | 2014 |
Открытый урок в 10 классе | «Суд над Родионом Раскольниковым» | Школьный | 2014 |
Выступление на РМО гуманитарного цикла | «Роль презентации в развитии монологической речи учащихся на уроках русского языка» | Районный | 2014 |
Районный конкурс | «Учитель года – 2014» | Районный | 2014 |
Личный сайт учителя русского языка | Адрес сайта:www/nsportal/ru/savuschkina81 yandex/ru | Всемирный | 2013-2014 |