РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ учащимися по математике
Предварительный просмотр:
План работы с одарёнными учащимися
на 2018-2019 учебный год
учителя математики и Гариповой С.И.
Введение
В современном мире резко возрастает значимость творческой деятельности и одаренных людей. Требования к человеку непрерывно растут. Личностный и творческий потенциал становится одним из основных ресурсов развития общества. Поэтому, перед системой образования все более актуальной становится задача раскрытия и развития задатков творческой деятельности детей; удовлетворение их познавательных потребностей и, по возможности, максимального развития их индивидуальных способностей.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.
Математика и информатика являются одними из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) имеют решающее значение для его усвоения. Эти особенности порождают и различия в знаниях – их глубине, прочности, обобщенности. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей.
Исследователи, занимающиеся проблемой математических способностей детей, отмечают, что большинству их свойственны:
- Такая особенность психики, как гибкость мышления, т.е. нешаблонность, неординарность, умение выходить за пределы привычного способа деятельности, находить новые способы решения проблемы.
- Постоянная потребность в возобновлении и усложнении умственной нагрузки, что влечет за собой постоянное повышение уровня достижений.
- Совершенная саморегуляция. Одаренный ребенок способен на полную мобилизацию сил для достижения цели, а неудачи только заставляют его с упорством стремиться их преодолеть.
- Повышенная работоспособность. Длительны интеллектуальные нагрузки не утомляют этого ребенка, наоборот, он чувствует себя хорошо именно в ситуации наличия проблемы, требующей решения.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми.
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
- создание условий для всестороннего развития личности в современном мире;
- создание соответствующей материально - технической и учебной -методической базы для работы с одаренными детьми;
- развитие познавательных интересов, творческих и мыслительных способностей учащихся.
ПЛАН РАБОТЫ
Направление | Мероприятия | Срок |
Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов | 1. Изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. | Сентябрь |
Создание банка данных одаренных детей | 2. Диагностика одаренности (5, 6, 8, 9 класс): - учебные характеристики - мотивационные характеристики - творческие характеристики - лидерские характеристики | Сентябрь |
Создание методической копилки | 3.Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по математике и информатике, разработки интеллектуальных марафонов, игр). | В течение учебного года. |
Систематизация работы в урочной деятельности | 4. Развитие и стимуляция познавательного интереса учащихся:
| В течение учебного года. |
5. Развитие общеучебных умений самостоятельной работы: творческие умения:
организационно-рефлексивные умения:
| В течение учебного года.
| |
6. Формирование исследовательской культуры учащихся 9 класса:
| В течение учебного года.
| |
7. Работа с учащимися по углубленному изучению предмета на занятиях элективных курсов:
| В течение учебного года. | |
Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время | 8. Подготовка и проведение школьных предметных олимпиад по математике, информатике. | По графику |
9. Участие в районных предметных олимпиадах по математике, информатике. | По графику | |
10. Участие в предметных неделях, творческих конкурсах, спортивных мероприятиях. | По графику | |
11. Работа с учащимися в консультационные дни. | В течение учебного года. | |
Проведение мероприятий с родителями одаренных детей | 12. Анкетирование и беседы с родителями с целью определения их основных подходов к данной проблеме. | Сентябрь |
13. Совместное участие родителей и детей в творческих и спортивных конкурсах. | По графику |