Внеурочная деятельность
Предварительный просмотр:
Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 8
Принята педагогическим советом
Протокол № 1 от 30.08.2024
Утверждена приказом № от 30.08.2024
Программа
дополнительного образования
«Родное слово. В мире слов»
Для обучающихся 2-х классов
Составлена на основании программы
Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4)
авторы С. Ф. Абдуллаев и др.
(утверждена Министерством просвещения РСФСР).
Рассчитана на 1 год обучения
Руководитель: Мухартова Любовь Александровна.,
учитель-логопед
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Языковое образование и речевое развитие младших школьников — одна из центральных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано на решение таких актуальных задач, как языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие.
В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Однако контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся начальных классов, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. У одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие школьники не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.
В процессе реализации данной программы появляется возможность в игровой, занимательной форме организовать речевую деятельность второклассников, вооружить их умением точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном и письменном слове.
Данная дополнительная образовательная программа по курсу «Родное слово. В мире слов» составлена в соответствии со ст. 14 п.5, ст.15 п.1, ст.32 п.6,7 Закона «Об образовании» Российской Федерации, Уставом школы, Образовательной программой школы, на основании программы «Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4)» авторы С. Ф. Абдуллаев.
Цели курса:
Развитие речи учащихся вторых классов, формирование познавательных способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями каждого ребенка.
Задачи:
- Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, обогащению словарного запаса обучающихся.
- Содействовать развитию речи детей.
- Способствовать практическому усвоению лексических и грамматических средств языка.
- Обучать умению точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи.
- Формировать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное.
- Воспитывать интерес к предмету, к изучению тайн русского языка.
Данный курс имеет коммуникативно-познавательную направленность и предполагает развитие речи и обогащение словарного запаса учащихся вторых классов, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.
Система работы по развитию речи детей обеспечивает разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации., Разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами выполнения помогают в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений и навыков. Занимательный материал эффективно развивает не только речь, но и совершенствует самые ценные для школьника психические процессы: мышление, внимание, память, воображение, способность к творчеству.
Важнейшим лексическим умением, формируемым на занятиях, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять и объяснять их значения. В связи с работой над лексическим значением слов учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей.
Данная дополнительная образовательная программа предполагает работу с учащимися 2-х классов.
Курс «Родное слово. В мире слов» рассчитан на 102 часа. Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Обучающиеся на конец года должны знать:
- отличительные признаки основных языковых единиц;
- орфографические правила;
- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
- лексическое значение и смысл слова в контексте.
Обучающиеся должны уметь:
- понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов;
- осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи;
- пользоваться орфографическим, толковым словарями;
- анализировать речь: вычленять из текста предложения, из предложений слова;
- подбирать антонимы, синонимы;
- различать однозначные и многозначные слова;
- составлять предложения, рассказы на темы заданные учителем.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов | Дата проведения | Организация деятельности | Формы контроля |
1 | Хорошо ли ты знаешь русский язык? | 1 | Рассказ-беседа. Игры-соревнования: «Умеешь ли ты красиво и грамотно писать?», «Умеешь ли ты правильно, точно говорить?», «Сколько слов ты знаешь?» | Составление рассказов по картине | |
2, 3, 4, 5 | Звуки не буквы. | 4 | Беседа об отличии понятий «буква» и «звук». Игры «Сосчитай звуки», «Добавь звук», «Добавь букву». Отгадывание метаграмм, анаграмм. | Тест «Звуки и буквы» | |
6, 7 | Хорошо ли ты знаешь алфавит? | 2 | Беседа о том, какое практическое значение имеет знание алфавита. Упражнения на группировку слов по алфавиту. Игры со словами. | Подбор слов на каждую букву алфавита. | |
8, 9, 10, 11 | Добрый волшебник – ударение. | 4 | Рассказ-беседа. Наблюдения над смыслоразличительной ролью ударения в таких словах, как «ирис-ирис», «замок-замок», «атлас-атлас» и т. д. Составление предложений, текстов с этими словами. Игра «Правильное ударение». Разгадывание загадок-омографов. | Тест «Ударение» | |
12, 13 | Словарное богатство русского языка. | 2 | Беседа. Игры, направленные на обогащение словарного запаса учащихся «Подбери слово», «Различай слова», «Отгадай слово», «Продолжай слово», «На каждую букву» | Подбор слов по смыслу, имен существительных к прилагательным, обобщающих понятий. | |
14,15,16,17 | Имена вещей. | 4 | Рассказ-беседа о роли словарей. Упражнения на определение значение слов по толковому словарю. Игра «Проверьте себя по словарю. Кто быстрее?». | Определение лексического значения слова, употребленного в контексте. | |
18,19,20,21,22,23 | Слово одно, а значений несколько. (однозначные и многозначные слова) | 6 | Рассказ-беседа о многозначных словах. Чтение предложений, текстов. Наблюдения над использованием одного и того же слова в разных значениях. Игры «Кто больше?», «Шуточные вопросы», загадки | Тест «Однозначные и многозначные слова» | |
24,25,26,27 | Слова-тезки (омонимы). | 4 | Беседа об отличии омонимов от многозначных слов. Чтение шуточных стихотворений. Загадки, шуточные вопросы, игры | Объяснение значения слов-омонимов. | |
28,29,30,31,32,33 | «Одно и то же, но по-разному» (синонимы). | 6 | Беседа о роли синонимов в речи. Наблюдения над использованием синонимов в текстах. Чтение текстов. Объяснение значения слов с помощью подбора синонимов. Игры «Кто быстрее?», «Лишнее слово | Нахождение синонимов в пословицах. | |
34,35,36,37,38,39 | «То же, да не то же» (о различиях слов-синонимов). | 6 | Наблюдения над использованием синонимов в пословицах, текстах. Составление текстов с использованием слов-синонимов. Игры «Замени слово», «Кто скорее?», «Кто точнее?» | Подбор синонимов к словам различных частей речи. | |
40,41,42,43,44,45, | «Слова враги» (антонимы). | 6 | Рассказ-беседа о роли антонимов в речи. Чтение текстов. Наблюдения над использованием антонимов. Подбор антонимов как средство уточнения значения слова. Антонимы в пословицах. Загадки, игры, кроссворды | Подбор антонимов к словам различных частей речи. | |
46,47 48,49,50,51 | Слова-родственники (об однокоренных словах). | 6 | Беседа. Игры «Подбери слово», «Кто больше?», «Третий лишний», «Превращение слов», «Полминутки для шутки». | Разгадывание кроссвордов | |
52 53 54 | Строительство слов (словообразование) | 3 | Беседа. Игры «Поселите слова» «Кто быстрее», «Кто больше», «Составь слово», «Разбери матрешку», разгадывание шарад, кроссвордов. | Восстановление деформированных слов. | |
55 | «А все-таки она хорошая!» (О роли орфографии.) | 1 | Рассказ-беседа о роли орфографии. Упражнения на нахождение в орфографическом словаре слов. Группировка слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра «Лишнее слово». | Подбор слов на определенные правила. | |
56 57 58 | Трудные слова. | 3 | Рассказ-беседа «Как составить словарь трудных слов?». Упражнения на группировку трудных слов, на составление с ними предложений, рассказов. | Составление, разгадывание кроссвордов. | |
60 61 | Слово, словосочетание, предложение. | 2 | Беседа. Составление предложений на определенную тему, по сюжетным картинкам, опорным схемам, вопросам. Игра «Предложение рассыпалось». Конструирование сложных предложении. | Работа с деформированными предложениями. | |
62 63 64 65 66 | Почему подлежащее и сказуемое — главные в предложении? | 5 | Беседа. Разбор предложений. Составление предложений, выявление с помощью вопросов связи между членами предложения. | Тест «Найди и исправь ошибку». (Исправление ошибок, связанных с отсутствием согласования сказуемого с подлежащим) | |
67 68 | Для чего надо изучать русский язык. | 2 | Беседа. Викторины, кроссворды, игры. | ||
Итого | 68 |
Курс состоит из пяти разделов:
- Фонетика и орфоэпия.
Темы занятий:
- Хорошо ли ты знаешь русский язык?
- Звуки не буквы.
- Хорошо ли ты знаешь алфавит?
- Добрый волшебник – ударение.
- Лексикология.
Темы занятий:
- Словарное богатство русского языка.
- Имена вещей.
- Слово одно, а значений несколько (однозначные и многозначные слова)
- Слова-тезки (омонимы).
- «Одно и то же, но по-разному» (синонимы).
- «То же, да не то же» (о различиях слов-синонимов).
- «Слова враги» (антонимы).
- Словообразование.
Темы занятий:
- Слова-родственники (об однокоренных словах).
- Строительство слов (словообразование)
- Орфография.
Темы занятий:
- «А все-таки она хорошая!» (О роли орфографии.)
- Трудные слова.
- Синтаксис.
Темы занятий:
- Слово, словосочетание, предложение.
- Почему подлежащее и сказуемое — главные в предложении?
- Для чего надо изучать русский язык.
Литература:
- Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Ч. 1: Устная связная речь. Лексика. - М.,2006.
- Абдуллаев С.Ф. и др. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4). – М, 2000.
- Волина В.В. Учимся играя. – М., 1994.
- Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности. – М. 2005.
- Занимательная грамматика. Сост. Семенова Е.Е. – М.,1995.
- Занимательная лингвистика./ авт.-сост. И.Н.Горбунова. – Волгоград, 2009.
- Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей. – Воронеж,2006.
- Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов.. - Ярославль, 1999.
- Козырева Л.М. Как образуются слова.. - Ярославль, 1999.
- Козырева Л.М. Слова – друзья и слова. - неприятели. - Ярославль, 1999.
- Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. 1 – 4 классы. – М.,. 2000.
- Львова С.И. Начальная школа. Работа над составом слова на уроках русского языка. – М., 2001.
- Печкурова О.В. Современные уроки развития речи. 2 класс. – Ростов, 2003.
- Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников. Авт.-сост. Зубова Л.В. - Волгоград, 2008.
- Речь. Речь. Речь. Книга для учителя. Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.; 1990.
- Ундзенкова А.В. Русский язык с увлечением! – Екатеринбург, 1997.
- Ястребова А.В. Обучаем писать и читать без ошибок – М., 2007.